УДК 338.001.36
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ РАЗНООБРАЗНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА
Ольга Сергеевна Самсонова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, аспирант, тел. (999)450-11-08, e-mail: [email protected]
Тлеш Муратович Мамахатов
Новосибирский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2, ст. преподаватель, тел. (913)900-41-70, e-mail: [email protected]
В результате исследования был разработан методический подход к экономической оценке и обоснованию выбора наиболее эффективной схемы транспортировки нефти. Для решения поставленной цели в исследование была произведена классификация реальных вариантом транспортировки нефти с месторождения, принадлежащего Иркутской нефтяной компании и выбор наиболее оптимального варианта. В результате анализа различных вариантов, наиболее эффективными и релевантными являются два способа транспортировки: железнодорожным транспортом и по магистральному трубопроводу, это связано с особенностями транспорта, а также с особыми климатическими условиями в регионе Восточной Сибири. Разработанный алгоритм для выбора схемы транспортировки нефти имеет зависимость от основных параметров таких как: количество инвестиций в строительство транспортной инфраструктуры месторождений и стоимости эксплуатационных затрат, которые зависят от тарифов по каждому из направлений.
Ключевые слова: нефть, транспорт, добыча недр, транспортировка нефти, экономическая эффективность, трубопровод, железнодорожный транспорт, водный транспорт.
METHODOLOGY OF ESTIMATION OF ECONOMIC EFFICIENCY OF OIL TRANSPORTATION BY DIFFERENT TYPES OF TRANSPORT
Olga S. Samsonova
Institute for Economics and Industrial Engineering SB RAS, 17, Аkademik Lavrentiev Prospect, Novosibirsk, 630090, Russia, Ph. D. Student, phone: (999)450-11-08, e-mail: [email protected]
Tlesh M. Mamakhatov
Novosibirsk State University, 2, Pirogova St., Novosibirsk, 630090, Russia, Senior Lecturer, phone: (913)900-41-70, e-mail: [email protected]
As a result of the research, a methodical approach to economic evaluation and justification of choosing the most efficient oil transportation scheme was developed. To solve the set goal, a real classification of the transportation of oil from the deposit belonging to the Irkutsk oil company and the choice of the most optimal option was made in the study. As a result of the analysis of the various options, the two most efficient and relevant are the two modes of transportation: by rail and through the main pipeline, this is due to the peculiarities of transport, as well as to special climatic conditions in the Eastern Siberia region. The developed algorithm for selecting the oil transportation scheme depends on the main parameters such as: the amount of investment in the construction of the transport infrastructure of the fields and the cost of operating costs, which depend on the tariffs for each of the directions.
Key words: oil, transport, subsoil extraction, oil transportation, economic efficiency, pipeline, railway transport, water transport.
Введение
Регион Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия) является основным, активно развивающимся регионом нефтегазовой промышленности, в котором сосредоточено 20% нефти России, и составляет более 14 млрд. тонн суммарных ресурсов нефти [1]. У данного региона имеется огромный потенциал и большие перспективы для дальнейшего роста это связано с тем, что степень разведанно-сти составляет 11%, а доля неоткрытых ресурсов около 75% [2].
Тем не менее для дальнейшего удержания устойчивого роста добычи запасов нефти и нефтепродуктов, необходимым условием является развитие резерва нефтетранспортных мощностей, которые будут обеспечивать транзит нефти, от которого во многом будет зависеть состояние внутреннего и внешнего рынка нефти в России.
Трубопроводный способ транспортировки нефти является одним из самых эффективных, тем не менее, данный способ не всегда может быть экономически выгоден. Для этого существует потребность осуществления транспортировки нефти другими альтернативными способами транспортировки нефти от районов добычи до районов переработки [3].
В исследовании основной задачей является разработка метода по оценке экономической эффективности транспортировки нефти на различных этапах разработки месторождений. Существует потребность в методическом инструментарии для выбора наиболее эффективного способа транспортировки нефти.
Целью исследования является разработка методики по оценки экономической эффективности и выбора наиболее эффективного варианта транспортировки нефти при осуществление различных проектов по освоению нефтяных месторождений. Основными задачами, поставленными в исследовании, являются: классификация различных видов транспортировки нефти и выделение наиболее оптимального варианта транспортировки; разработка алгоритма для реализации варианта транспортировки нефти с учетов различных ключевых факторов и обоснование экономической целесообразности транспортировки нефти с месторождения, принадлежащего Иркутской нефтяной компании.
Научная новизна исследования представлена в разработке уникальной методики и алгоритме способов транспортировки нефти в зависимости от выбора конечного пункта поставки. Создание технико-экономической модели позволяет обосновывать реализацию проекта с учетом выбора варианта транспортировки.
Методы и материалы
Основные методы, используемые в исследовании: статистические, эмпирические, структурно-аналитические и сравнительные. Данные методы основываются на изучение и структурирование статистических данных из представ-
ленных источников и их анализе по методикам, разработанным Правительством РФ в лице Министерства финансов РФ, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной антимонопольной службы.
Классификация методик оценки инвестиционных проектов. В ней представлены известные российские и зарубежные методики оценки инвестиционных проектов, сгруппированные по финансовым, экономическим, прогнозным и субъективным принципам. Методика оценки инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе является абсолютно уникальной и включает в себя следующие аспекты: продолжительность реализации проекта, особую структуру капитальных и эксплуатационных затрат, специализированный налоговый учет и основные финансово-экономические индикаторы [8-13]. Нефтегазовый комплекс оценивается по отдельной схеме, которой в общепринятом формате не разработано. Автором, на основе обобщения опыта различных методик, была разработана принципиально новая схема и алгоритм оценки инвестиционных проектов [14-18].
В работе была создана методика, по результатам которой можно выделить четыре блока, такие как: производственно-экономический, технико-экономический, финансово-экономический, итоговый.
Результаты и обсуждение
В настоящее время существует несколько основных видов транспортировки нефти и нефтепродуктов:
• Трубопроводный;
• Железнодорожный;
• Автомобильный;
• Водный (речной, морской) транспорт.
Основными критериями для выбора вида транспортировки является:
• Условия перевозки;
• Объемы перевозки;
• Тип продуктов.
Основные виды транспортировки нефти и нефтепродуктов отличаются основными показателями, такими как:
• Уровень развития;
• Различные экономические показатели.
Выбор предпочтительного вида транспорта осуществляется на основе нескольких факторов, которые будут влиять на конечную стоимость нефтепродуктов, такие как регулярность поставок сырья, себестоимость, которая непосредственно связана с расположением месторождений, НПЗ и другими различными факторами. Сравнительный анализ всех видов транспорта представлен в таблице.
Рассматриваемые виды транспортировки представляют собой единую транспортную систему перевозок нефтепродуктов. Как правило, нефтяные месторождения находятся вдали от основного места переработки, поэтому эконо-
мическая эффективность транспортировки сырья является основным фактором, как и нефтедобыча.
Сравнительный анализ всех видов транспорта
Транспорт Достоинства Недостатки
Водный Неограниченность объемов перевозки Не нужно создавать линейные сооружения Ограниченная доступность Продолжительность пути Сезонность Инвестиции в создание хранилищ
Железнодорожный Не зависит от сезонности Скорость доставки Большие объемы перевозки Одновременная перевозка различных видов груза Не зависит от сезонности При очень больших объемах перевозки не рентабельно Высокие эксплуатационные расходы Значительные капитальные вложения
Трубопроводный Не большая стоимость перекачки Большие объемы перевозки Минимизация потерь Перекачка нескольких сортов нефтепродуктов Не зависит от сезонности Большие капитальные вложения Высокие эксплуатационные расходы Невозможность изменения пути транспортировки после построения трубопроводной системы
Автомобильный Доступность транспортировки Мобильность доставки Ограниченные объемы перевозки Высокая себестоимость Зависит от сезонности
Чистый дисконтированный доход (NPV) и внутренняя норма доходности (IRR, %) основные показатели эффективности инвестиционного проекта [4, 5].
Сравнение вариантов оценки экономической рентабельности транспортировки нефти производилось по всем направлениям транспортировки и для двух способов (по железной дороге и по магистральному нефтепроводу).
Была составлена таблица по двум вариантам транспортировки, которая включает в себя:
• Капитальные вложения;
• Эксплуатационные затраты;
• Налоги;
• Финансовые показатели;
• Блок капитальные вложения включает в себя единые фиксированные затраты;
• Геолого-георазведочные работы;
• Бурение скважин;
• Обустройство промысла.
Данные показатели были взяты фиксировано, так как эти данные косвенно зависят от объемов добычи. В данном блоке изменялись капитальные затраты на транспорт при выборе способа транспортировки [6].
Блок эксплуатационные затраты включает в себя фиксированные затраты, кроме транспортных, которые являются переменными и зависят от способа транспортировки.
Блок налоговый включает в себя расчет налогов, в том числе налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль. Все налоги являются фиксированными, кроме налога на прибыль. Для расчета НДПИ на нефть была использована последняя опубликованная ставка.
Блок финансовый включает в себя выручку, прибыль до налогообложения, чистую прибыль, денежные поступления. На основе данных расчетов была сформирована экономическая эффективность инвестиционного проекта.
Пятая часть всей нефти России сосредоточена в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия). Но основной проблемой дальнейшего освоения и переработки нефти является транспортировка из данных регионов. Поэтому существует необходимость в разработки алгоритма выбора доступных и экономически целесообразных схем транспортировки нефти от месторождений до рынков сбыта [7].
Заключение
В результате исследования был разработан методический подход к экономической оценке и обоснованию выбора наиболее эффективной схемы транспортировки нефти.
Для решения поставленной цели в исследование была произведена классификация реальных вариантов транспортировки нефти с месторождения, принадлежащего Иркутской нефтяной компании и выбор наиболее оптимального варианта. В результате анализа различных вариантов, наиболее эффективными и релевантными являются два способа транспортировки: железнодорожным транспортом и по магистральному трубопроводу, это связано с особенностями транспорта, а также с особыми климатическими условиями в регионе Восточной Сибири.
Разработанный алгоритм для выбора схемы транспортировки нефти имеет зависимость от основных параметров таких как: количество инвестиций в строительство транспортной инфраструктуры месторождений и стоимости эксплуатационных затрат, которые зависят от тарифов по каждому из направлений.
По результатам расчетов можно сделать вывод, что при транспортировки нефти по железной дороги большое значение имеет дальность перевозок. Однако, транспортировка нефти по магистральному нефтепроводу не зависит от длины маршрута, тарифы будут регулировать лишь объемы нефти. По основным маршрутам «Усть-Кут» - нефтепорт «Козьмино» наиболее эффективно транспортировка нефти при помощи нефтепровода, а по маршруту «Усть-Кут» -«Сковородино» будет эффективным способ транспортировки по железной дороге.
Точка перегиба из полученных расчетов составляет 2500 км, в данной точке затраты на транспортировку для двух вариантов будут одинаковыми. Т.е при транспортировке нефти до 2500 км (маршруты до Ангарска, Ачинска и Сково-
родино) наиболее выгодно по железной дороге, а на расстояния более 2500 км будет выгодно транспортировка нефти по магистральному трубопроводу.
Технико-экономическая модель оценки экономической эффективности транспортировки нефти в исследование используется для экономического обоснования разработки выбранного месторождения и реализации проекта в целом. С использованием данной модели были рассчитана экономическая эффективность для различных направлений транспортировки нефти и выбор варианта транспортировки.
Для анализа в исследование было рассмотрено 7 вариантов проектов: один вариант заключался в строительстве нефтепровода-отвода, который будет соединять месторождение с ВСТО, остальные шесть вариантов предполагали строительство промышленной железной дороги, которая соединяет месторождение и БАМ, в них были рассмотрены различные маршруты транспортировки.
В результате экономической эффективности инвестиционных проектов все варианты транспортировки оказались рентабельными. Чистый дисконтированный доход и внутренняя норма доходности больше нуля, что свидетельствует это рентабельности вариантов транспортировки нефти. Наиболее экономически эффективным способом транспортировки нефти стали маршруты до Ачинска и Ангарска, основные экономические показатели составили: внутренняя норма доходности NPV=43,858, чистый дисконтированный доход IRR=21,4%.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-01032.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Kontorovich, A.E., Eder, L.V., Filimonova, I.V., Mishenin, M.V., Nemov, V.Y. Oil industry of major historical centers of the Volga-Ural petroleum province: past, current state, and longrun prospects. Russian Geology and Geophysics. 2016. Vol. 57, Issue 12, 1653-1667.
2. Kontorovich A.E., Korzhubaev A.G., Filimonova, A.G., Eder, L.V. Development of hydrocarbon raw material deep processing in Russia / Neftyanoe khozyaystvo - Oil Industry, pp. 24-27.
3. Korzhubaev, A.G., Filimonova, Eder, L.V., Sokolova, I.A. (2009) Strategy of development of an oil-and-gas complex Siberia / Neftyanoe khozyaystvo - Oil Industry, pp. 14-17.
4. Korzhubaev, A.G., Filimonova, I.V., Eder, L.V., Sokolova, I.A. (2009) Strategy of Development of an Oil-And-Gas Complex Siberia / Neftyanoe Khozyaystvo - Oil Industry, pp. 14-17.
5. Eder, L.V., Filimonova, I.V., Provornaya, I.V., Nemov, V.Y. The current state of the petroleum industry and the problems of the development of the Russian economy // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. -2017. -84(1), 012012
6. Filimonova, I.V., Eder, L.V., Mishenin, M.V., Mamakhatov, T.M. Current state and problems of integrated development of mineral resources base in Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. -2017. -84(1), 012011
7. Kontorovich, A.E., Eder, L.V., Filimonova, I.V. Paradigm oil and gas complex of Russia at the present stage // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. -2017. -84(1), 012010
8. Eder, L.V., Nemov, V.Y. Forecast of energy consumption of vehicles // Studies on Russian Economic Development. -2017. -28(4), -P. 423-430
9. Eder, L.V., Filimonova, I.V., Nemov, V.Y., Provornaya, I.V. Forecasting of energy and petroleum consumption by motor transport in the regions of the Russian Federation // Economy of Region. -2017. 13(3), -P. 859-870
10. Eder, L.V., Kontorovich, A.E., Filimonova, I.V., Provornaya, I.V., Goosen, E.V. Regional innovation cluster: Environmental issues and efficient use of resources // International Multidisci-plinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM. -2017. -17(53), -P. 719-726
11. Eder, L.V., Filimonova, I.V., Provornaya, I.V., Nemov, V.U., Nikitenko, S.M. Regional smart specialisations in fostering innovation development of resource regions of Russia //International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM. -2017. -17(53), -P.727-734
12. Kontorovich, A.E., Eder, L.V., Nemov, V.Yu. Oil and gas in the Russian economics // Neftyanoe khozyaystvo - Oil Industry. -2013, -P. 4-8
13. Kontorovich, A.E., Filimonova, I.V. Legislative and tax regulation of the Kazakhstan oil and gas sector // Neftyanoe khozyaystvo - Oil Industry. - 2006, №6, a 106-110
14. Gkonis K.G. The economics of Oil & Gas Sea Transportation. URL: http://www.iene.gr/energy-shipping2012/articlefiles/part_I/gkonis.pdf (Date of circulation: 02/02/2018).
15. Fullenbaum R., Fallon J., Flanagan B. Oil & Natural Gas Transportation & Storage Infrastructure: Status, Trends, & Economic Benefits. Washington: IHS Global Inc., 2013.
16. Hamilton J.M. The Challenges of Deep Water Arctic Development. URL: http://e-book.lib.sjtu.edu.cn/isope2011/data/papers/11TPC-1106Hamil.pdf (Date of circulation: 15/01/2018).
17. Hopkins Ph. Oil and gas pipelines: yesterday and today. URL: http://www.engr.mun.ca/~spkenny/Courses/Undergraduate/ENGI8673/Reading_List/2007_Hopkins .pdf (Date of circulation: 18.02.2018).
18. Kennedy J. Oil and gas pipeline fundamentals. Oklahoma: PennWell Publishing Company, 1993.
REFERENCES
1. Kontorovich, A.E., Eder, L.V., Filimonova, I.V., Mishenin, M.V., Nemov, V.Y. Oil industry of major historical centers of the Volga-Ural petroleum province: past, current state, and longrun prospects. Russian Geology and Geophysics. 2016. Vol. 57, Issue 12, 1653-1667.
2. Kontorovich A.E., Korzhubaev A.G., Filimonova, A.G., Eder, L.V. Development of hydrocarbon raw material deep processing in Russia / Neftyanoe khozyaystvo - Oil Industry, pp. 24-27.
3. Korzhubaev, A.G., Filimonova, Eder, L.V., Sokolova, I.A. (2009) Strategy of development of an oil-and-gas complex Siberia / Neftyanoe khozyaystvo - Oil Industry, pp. 14-17.
4. Korzhubaev, A.G., Filimonova, I.V., Eder, L.V., Sokolova, I.A. (2009) Strategy of Development of an Oil-And-Gas Complex Siberia / Neftyanoe Khozyaystvo - Oil Industry, pp. 14-17.
5. Eder, L.V., Filimonova, I.V., Provornaya, I.V., Nemov, V.Y. The current state of the petroleum industry and the problems of the development of the Russian economy // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. -2017. -84(1), 012012
6. Filimonova, I.V., Eder, L.V., Mishenin, M.V., Mamakhatov, T.M. Current state and problems of integrated development of mineral resources base in Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. -2017. -84(1), 012011
7. Kontorovich, A.E., Eder, L.V., Filimonova, I.V. Paradigm oil and gas complex of Russia at the present stage // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. -2017. -84(1), 012010
8. Eder, L.V., Nemov, V.Y. Forecast of energy consumption of vehicles // Studies on Russian Economic Development. -2017. -28(4), -P. 423-430
9. Eder, L.V., Filimonova, I.V., Nemov, V.Y., Provornaya, I.V. Forecasting of energy and petroleum consumption by motor transport in the regions of the Russian Federation // Economy of Region. -2017. 13(3), -P. 859-870
10. Eder, L.V., Kontorovich, A.E., Filimonova, I.V., Provornaya, I.V., Goosen, E.V. Regional innovation cluster: Environmental issues and efficient use of resources // International Multidisci-plinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM. -2017. -17(53), -P. 719-726
11. Eder, L.V., Filimonova, I.V., Provornaya, I.V., Nemov, V.U., Nikitenko, S.M. Regional smart specialisations in fostering innovation development of resource regions of Russia //International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM. -2017. -17(53), -P.727-734
12. Kontorovich, A.E., Eder, L.V., Nemov, V.Yu. Oil and gas in the Russian economics // Neftyanoe khozyaystvo - Oil Industry. -2013, -P. 4-8
13. Kontorovich, A.E., Filimonova, I.V. Legislative and tax regulation of the Kazakhstan oil and gas sector // Neftyanoe khozyaystvo - Oil Industry. - 2006, №6, a 106-110
14. Gkonis K.G. The economics of Oil & Gas Sea Transportation. URL: http://www.iene.gr/energy-shipping2012/articlefiles/part_I/gkonis.pdf (Date of circulation: 02/02/2018).
15. Fullenbaum R., Fallon J., Flanagan B. Oil & Natural Gas Transportation & Storage Infrastructure: Status, Trends, & Economic Benefits. Washington: IHS Global Inc., 2013.
16. Hamilton J.M. The Challenges of Deep Water Arctic Development. URL: http://e-book.lib.sjtu.edu.cn/isope2011/data/papers/11TPC-1106Hamil.pdf (Date of circulation: 15/01/2018).
17. Hopkins Ph. Oil and gas pipelines: yesterday and today. URL: http://www.engr.mun.ca/~spkenny/Courses/Undergraduate/ENGI8673/Reading_List/2007_Hopkins .pdf (Date of circulation: 18.02.2018).
18. Kennedy J. Oil and gas pipeline fundamentals. Oklahoma: PennWell Publishing Company, 1993.
© O. C. CaMCOHoea, T. M. MaMaxamoe, 2018