Методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ
Ярошенко Татьяна Петровна, аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры» yatanya-87 @yandex.ru
Аннотация: рассмотрены долгосрочные и ведомственные целевые
программы как инструмент бюджетирования, ориентированного на результат; разработана авторская методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ муниципального образования; предложена модель оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Ключевые слова: долгосрочная целевая программа, ведомственная целевая программа, бюджетные ассигнования, эффективность.
Abstract: Long-term and departmental target programs as a results-oriented
budgeting tool were considered; author’s methodology of effectiveness evaluation of realization of long-term and departmental target programs is developed; the model of effectiveness evaluation of realization of long-term and departmental target programs is proposed.
Keywords: long-term target program, departmental target program, budget allocation, effectiveness.
Федеральная программа повышения эффективности бюджетных расходов предусматривает широкое внедрение программно-целевого метода планирования бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы РФ. В связи с этим финансовые органы муниципальных образований сталкиваются с проблемой отсутствия методических разработок в области оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ.
На федеральном и субфедеральном уровнях уже разработан ряд методических документов, которые нуждаются в соответствующей адаптации для их применения на муниципальном уровне. Нами предложена методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ муниципального образования, модель которой представлена на рисунке 1.
Оценка эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ проводится по действующим программам и программам, срок реализации которых завершен; может проводиться по программам, предлагаемым к реализации для принятия решения о целесообразности их разработки.
Оценка эффективности целевых программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения основных принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности использования бюджетных средств, прозрачности, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Система критериев, используемых для оценки эффективности целевых программ, включает пять критериев, формируемых из подкритериев:
К 1 - соответствие целевой программы основным направлениям
стратегии социально-экономического развития города;
К 2 - соответствие содержания программы предъявляемым к
ней унифицированным требованиям; качество представления отчетности по реализации программы;
КЗ - выполнение плановых объемов освоения, привлечение дополнительных средств для реализации программы;
К 4 - уровень достижения целевых индикаторов и показателей;
выполнение мероприятий программы;
К 5 - коэффициент эффективности реализации целевых программ, оценка динамики эффективности реализации программы.
Критерии оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ
Е
Ї
Соответствие целевой программы основным направлениям стратегии социальноэкономического развития города
Соответствие Выполнение Уровень Коэффициент
содержания плановых достижения эффективности
программы объемов целевых реализации
предъявляемым освоения, индикаторов целевых
к ней привлечение и программ, оценка
унифицирован- дополнитель- показателей; динамики
ным ных средств выполнение эффективности
требованиям; для мероприятий реализации
качество реализации программы программы
представления программы
отчетности по
реализации
программы
£
Результативность
достижения целевых
Коэффициент значений показате-
эффективности лей целевой програм-
реализации целевых = мы * 100%
программ (Е) Степень достижения
запланированного
уровня затрат на реали-
зацию целевой програм-
мы
І.
Коэффициент
эффективности
Индекс в отчетном
динамики периоде
эффективности =
реализации Коэффициент
программы эффективности в
предшествующем
периоде
Рейтинг эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ ^) Качественная характеристика целевой программы
R >= 10 баллов эффективная
8 <= R < 10 баллов умеренно эффективная
5 <= R < 8 баллов малоэффективная
R < 5 баллов неэффективная
Рис.1. Модель оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ
Коэффициент эффективности реализации долгосрочных и
ведомственных целевых программ рассчитывается как отношение результативности достижения целевых показателей (индикаторов) целевой
программы к степени достижения запланированного уровня затрат на ее реализацию:
Е = (Р / З) х 100%, (1)
где Е - коэффициент эффективности реализации целевой программы;
Р - результативность достижения целевых значений показателей целевой программы;
З - степень достижения запланированного уровня затрат на реализацию целевой программы.
Для расчета результативности достижения целевых значений показателей целевой программы используются следующие их виды:
- прямые (положительной динамикой является увеличение значения показателя);
- обратные (положительной динамикой является снижение значения показателя).
Расчет коэффициента эффективности реализации ведомственных целевых программ производится для каждого мероприятия (комплекса мероприятий), в отношении которых определен объем финансирования и соответствующий показатель(и) результативности.
Расчет показателя результативности Рi по соответствующему
мероприятию (комплексу мероприятий) i производится по формуле:
а) для прямого показателя результативности:
Рi = Рфi / РП х 100%, (2)
б) для обратного показателя результативности:
Рi = РП / Рфi х 100%, (3)
где Рф - фактическое значение показателя результативности,
характеризующего выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) ц
РП - плановое (уточненное) значение показателя результативности, характеризующего выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) ^
Если мероприятие (комплекс мероприятий) характеризуется
несколькими показателями результативности, в расчете Рi используется
средняя арифметическая уровня достижения всех соответствующих показателей.
Расчет показателя степени достижения запланированного уровня затрат Зi по соответствующему мероприятию (комплексу мероприятий) i осуществляется по формуле:
Зi = Зфi / ЗП х 100%, (4)
где Зфi - фактические бюджетные ассигнования, направленные на выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) ц
ЗП - плановые (уточненные) бюджетные ассигнования, направленные на выполнение мероприятия (комплекса мероприятий) ^
Для комплекса мероприятий, выполнение которых характеризуется одним показателем результативности и определены объемы финансирования для каждого мероприятия из указанного комплекса, расчет показателя Зi осуществляется на основе сопоставления совокупного объема
финансирования по указанному комплексу мероприятий (отношение
исполнения запланированного объема финансирования к уточненному объему финансирования).
Расчет коэффициента эффективности реализации целевой программы в отчетном периоде (Е) осуществляется посредством расчета средней арифметической от всех частных значений показателя Еi для каждого мероприятия (комплекса мероприятий).
Динамика эффективности реализации программы определяет
изменение эффективности реализации программы в отчетном году относительно года, предшествующего отчетному.
За первый отчетный год и весь период реализации программы оценка динамики эффективности реализации программы не осуществляется.
Расчет динамики эффективности реализации программы осуществляется по следующей формуле:
А Е = Е / Е]-1, (5)
где А Е - индекс динамики эффективности реализации программы;
j - отчетный период.
Степень соответствия целевых программ подкритериям Kij оценивается по балльной шкале. При этом присвоенная балльная оценка аргументируется соответствующими функциональными характеристиками программы, текущими параметрами и показателями, отражающими ход ее реализации и деятельность государственных заказчиков (субъектов бюджетного планирования) по обеспечению достижения целей и конечных результатов программы. Максимальная оценка по подкритериям равна 10 баллам.
На основе оценок по подкритериям Kij и их весовых коэффициентов рассчитываются баллы по критериям Ki:
Ki = SUM Kij x zij, (6)
где zij - весовой коэффициент подкритерия, используемого для оценки эффективности целевых программ.
Система определения критериев (подкритериев) и их балльная оценка представлена в таблице 1.
Таблица 1
Система критериев (подкритериев) оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ
Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Г радации Балл
1 2 3 4 5
1. Соответствие целевой программы основным направлениям стратегии социальноэкономического развития города К1 Z1 = 0,1
1.1. Соответствие цели целевой программы основным направлениям стратегии социальноэкономического развития города К1.1 Z1.1 = 0,4 Проблемная область целевой программы отнесена стратегией социальноэкономического развития города, прогнозом социальноэкономического развития города, муниципальными правовыми актами 10
Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Г радации Балл
1 2 3 4 5
Администрации города к приоритетным направлениям социальноэкономического развития города
Проблемная область целевой программы не отнесена стратегией социально экономического развития города, прогнозом социальноэкономического развития города, муниципальными правовыми актами Администрации города к приоритетным направлениям социальноэкономического развития города 0
1.2. Степень охвата программными мероприятиями проблемного направления: определенной группы населения; хозяйствующих субъектов; иных проблемных отраслей К1.2 Z1.2 = 0,3 не менее 80 процентов 10
в интервале от 50 до 80 процентов 8
в интервале от 20 до 50 процентов 6
менее 20 процентов 4
1.3. Наличие целевой программы, реализуемой за счет средств автономного округа, аналогичной направленности, которая содержит рекомендации о разработке органами местного самоуправления соответствующих целевых программ К1.3 Z1.3 = 0,3 целевая программа соответствует критерию 10
целевая программа не соответствует критерию 0
2. Соответствие содержания программы предъявляемым к ней К2 Z2 = 0,1
Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Градации Балл
1 2 3 4 5
унифицированным требованиям; качество представления отчетности по реализации программы
2.1. Соответствие комплекса мероприятий программы достижению ее целей К2.1 Z2.1 = 0,35 комплекс мероприятий программы полностью обеспечивает достижение поставленных целей 10
комплекс мероприятий программы частично обеспечивает достижение поставленных целей 5
комплекс мероприятий программы не обеспечивает достижение поставленных целей 0
2.2. Наличие инвестиционных расходов, научноисследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) на реализацию целевой программы К2.2 Z2.2 = 0,1 доля инвестиционных расходов и НИОКР в структуре расходов целевой программы более 80 процентов 10
доля инвестиционных расходов и НИОКР в структуре расходов целевой программы в интервале от 50 до 80 процентов 5
доля инвестиционных расходов и НИОКР в структуре расходов целевой программы менее 50 процентов 0
2.3. Наличие стандартной структуры программы К2.3 Z2.3 = 0,35 структура программы соответствует установленным требованиям 10
структура программы не соответствует установленным требованиям 0
2.4. Качество и К2.4 Z2.4 = 0,2 Информация отчета 10
Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Градации Балл
1 2 3 4 5
достоверность ежеквартально и ежегодно предоставляемого администратором целевой программы отчета об исполнении целевой программы полностью соответствует установленным требованиям
Информация отчета не содержит полного объема сведений, что затрудняет объективную оценку хода выполнения целевой программы 5
Информация отчета не соответствует установленным требованиям и материал должен быть переработан, так как имеются недостоверные данные, приведены некорректные факторы обоснования невыполнения программных мероприятий, повлекших недостижение целей, установленных в целевой программе 0
3. Выполнение плановых объемов финансирования и привлечение дополнительных средств для реализации программы К3 Z3 = 0,1
3.1. Уровень фактического финансового обеспечения целевой программы в отчетном году К3.1 Z3.1 = 0,7 финансовое обеспечение составляет более 80 процентов 10
финансовое обеспечение составляет от 40 до 80 процентов 6
финансовое обеспечение составляет менее 40 процентов 2
3.2. Доля средств, полученных в порядке К3.2 Z3.2 = 0,3 доля средств превышает 40 процентов от общих 10
Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Градации Балл
1 2 3 4 5
межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа на мероприятия целевой программы затрат в отчетном году
доля средств находится в интервале от 20 до 40 процентов 5
доля средств составляет менее 20 процентов 0
4. Уровень достижения целевых индикаторов и показателей, выполнение мероприятий программы К4 Z4 = 0,35
4.1. Соответствие достигнутых в отчетном периоде показателей целевым показателям, утвержденным в целевой программе К4.1 Z4.1 = 0,5 достигнутые целевые показатели соответствуют значениям всех целевых показателей, утвержденным в целевой программе 10
среднее значение выполнения целевых показателей составляет более 80 процентов 8
среднее значение выполнения целевых показателей составляет от 40 до 80 процентов 6
среднее значение выполнения целевых показателей составляет от 10 до 40 процентов 4
среднее значение выполнения целевых показателей составляет менее 10 процентов 0
4.2. Степень выполнения мероприятий программы в отчетном году К4.2 Z4.2 = 0,5 в отчетном году выполнено мероприятий
более 90% 10
от 70% до 89% 8
от 50% до 69% 6
от 30% до 49% 4
менее 30% 0
Критерий (подкритерий) Краткое обозначение критерия (подкритерия) Весовой коэффициент Г радации Балл
1 2 3 4 5
информация не представлена 0
5. Коэффициент эффективности реализации целевых программ, оценка динамики эффективности реализации программы К5 5 СП о" II 5 N
5.1. Коэффициент эффективности реализации целевых программ К5.1 Ъ5.1 = 0,8 значение коэффициента эффективности больше или равно 100% 10
значение коэффициента эффективности находится в промежутке между 75% и 99% 8
значение коэффициента эффективности находится в промежутке между 50% и 74% 5
значение коэффициента эффективности меньше 50% 0
5.2. Оценка динамики эффективности реализации программы К5.2 Ъ5.2 = 0,2 Значение индекса динамики эффективности реализации программы больше или равно 1 10
Значение индекса динамики эффективности реализации программы меньше 1 0
Рейтинг эффективности программ R формируется с использованием
весовых коэффициентов 7і критериев Кі:
R = К1 х 71 + К2 х 72 + КЗ х 73 + К4 х 74 + К5 х 75 (7)
По результатам оценки эффективности реализации целевых программ программам присваивается рейтинг эффективности R в отчетном году:
- эффективная целевая программа - при R > 10 баллов;
- умеренно эффективная целевая программа - при 8 < R < 10 баллов;
- малоэффективная целевая программа - при 5 < R < 8 баллов;
- неэффективная целевая программа - при R < 5 баллов.
Предложенная методика универсальна и отличается относительной простотой. Она может быть использована для оценки эффективности ведомственных целевых программ, в том числе, в сфере обеспечительной деятельности администрации муниципального образования.