э
2011
Методика оценивания учебных достижений в процессе физического воспитания девочек младшего школьного возраста с помощью функционального тестирования
Самокиш И.И.
Одесская национальная академия связи имени А.С. Попова
Аннотации:
Раскрывается сущность специфики применения функционального тестирования в учебно-воспитательном процессе физического воспитания девочек младшего школьного возраста. Представлены принципиально новые критерии, по которым можно судить о функциональных возможностях детского организма. Обоснована возможность использования предложенной функциональной пробы в процессе обучения физической культуре в школах с целью оценивания учебных достижений.
Ключевые слова:
методика оценивания учебных достижений, функциональные возможности, велоэргометрическая нагрузка.
Самокиш І.І. Методика оцінювання навчальних досягнень у процесі фізичного виховання дівчаток молодшого шкільного віку за допомогою функціонального тестування. Розкривається сутність специфіки застосування функціонального тестування у навчально-виховному процесі фізичного виховання дівчаток молодшого шкільного віку. Представлені принципово нові критерії, за якими можна судити про функціональні можливості дитячого організму. Доведена можливість використання запропонованої функціональної проби в процесі навчання фізичної культури в школах з метою оцінювання навчальних досягнень.
методика оцінювання навчальних досягнень, функціональні можливості, велоергометрич-не навантаження.
Samokih I.I. The method of estimation of educational achievementsinphysicaleducation of girls of primary school age with functional testing. The essence of the specific application of functional testing in the educational process of physical education of girls of primary school age. Presents a fundamentally new criteria by which to judge the functionality of the child's body. The possibility of using the proposed functional test in learning physical education in schools with a view to evaluating learning outcomes.
estimation technique of academic achievements, capabilities, cyclic load.
Введение.
Среди причин демографического кризиса в Украине не последнее место занимает высокая заболеваемость и резкое ухудшение физического здоровья детей и подростков [1, 7, 10]. Улучшение положения путем увеличения числа детских и юношеских спортивных школ, роста ассигнований на физическое воспитание и спорт не может быть успешным без развития базовых научных знаний о законах развития растущего организма и внедрения этих знаний в практику физического воспитания в школах.
Проблема изучения особенностей функциональных возможностей организма школьников при выполнении физических нагрузок является актуальной [2, 8, 9]. Готовность школьников к занятиям физической культурой определяется по результатам двигательных тестов без учета функциональных и резервных возможностей организма. Для достижения оптимального состояния здоровья школьников и переносимости предлагаемых физических нагрузок необходим индивидуальный подход, основанный на знании адаптационных возможностей организма с учетом возрастных и гендерных особенностей.
С целью улучшения учебно-воспитательного процесса в школе можно с успехом использовать показатели функциональных возможностей организма, полученных при велоэргометрической нагрузке с изменением мощности по замкнутому циклу по методике Д.Н. Давиденко и соавторов (1984) [5, 6]. По нашему мнению, это новаторский и обоснованный подход к оценке переносимости физических нагрузок и их планированию.
Данная тема исследования входит в состав тематических планов научно-исследовательской работы кафедры биологии, экологии и основ здоровья Южноукраинского национального педагогического универ© Самокиш И.И., 2011
ситета имени К. Д. Ушинского (г. Одесса) «Системные механизмы адаптации к физическим нагрузкам различной степени мотивации на отдельных этапах онтогенетического развития человека» и «Системная адаптация к физическим и умственным нагрузкам на отдельных этапах онтогенеза человека» (№ госреги-страции 0109Ш00206).
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования - обосновать возможность использования методики оценивания знаний девочек младшего школьного возраста и экспериментально проверить ее эффективность в условиях учебновоспитательного процесса физического воспитания в школе.
Для проверки эффективности разработанной методики оценивания учебных достижений по физической культуре в начальных классах проведен формирующий педагогический эксперимент.
Для проведения педагогического эксперимента были созданы экспериментальная и контрольная группы. Уровень учебных достижений контрольной группы оценивали по показателям физической подготовленности, которые включены в программу для учащихся 1-4 классов в Украине, а экспериментальной группы - по показателям велоэргометрического тестирования с изменением мощности по замкнутому циклу [5, 6]. Педагогический эксперимент проводился с девочками 9-10 лет на занятиях по физической культуре на базах СОШ № 119 (г. Одесса) и Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского (г. Одесса). В исследовании принимали участие 38 девочек основной медицинской группы, которые были распределены в экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. В состав ЭГ входило 20 школьниц, КГ насчитывала 18 девочек.
І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біологічні
‘---“----------1 проблеми фізичного
виховання і спорту ___________________
Результаты исследования.
Для определения однородности контрольной и экспериментальной групп девочек сравнивались показатели физического развития. Антропометрические и физиометрические показатели школьниц 9-10 лет экспериментальной и контрольной групп в начале учебного года практически не отличались и находились в пределах возрастной нормы.
Результаты проведенного исследования физической подготовленности девочек контрольной группы в конце учебного года по сравнению с его началом, согласно программе по физической культуре в 1-4 классах, практически не изменились. Так, в конце второго семестра соотношение количества девочек, получивших один или два балла за выполнение ориентировочных нормативов «бег 30 м», «наклон туловища вперед из положения сидя» и «челночный бег 4х9 м», по сравнению с началом первого семестра достоверно не отличалось. В конце учебного года наблюдалось незначительное возрастание (в пределах 3-5%) количества испытуемых, которые получили при тестировании силовых возможностей два балла. Также не изменилось количество девочек контрольной группы (100%) по результатам бегового тестирования, направленного на определение уровня общей выносливости, получивших оценку в два балла. Стоит обратить внимание на то, что более 90% испытуемых, принимавших участие в педагогическом тестировании в течение учебного года, в среднем по всем контрольным упражнениям, предложенным программой по физической культуре, имели наивысшую оценку - 2 балла.
Таким образом, предлагаемые программой по физической культуре ориентировочные нормативные требования не дают полную информацию о позитивных (негативных) изменениях уровня функциональных возможностей в течение учебного года, что затрудняет осуществление планирования учебного-воспитательного процесса, усложняет применение индивидуального и дифференцированного подхода на уроках по физической культуре. Соответствующие контрольные упражнения не информируют о действительном состоянии физического здоровья детей и др.
Показатели функциональных возможностей по методике Д.Н. Давиденко и соавторов (1984) у девочек экспериментальной группы изменялись следующим образом (табл.).
Результаты физической работоспособности в начале первого и второго семестра и в конце учебного года изменялись постепенно. Так, абсолютные показатели на протяжении трех периодов исследования в среднем возрастали на 5-6%. В итоге улучшение результатов в мае по сравнению с сентябрем, достигло 11-12%. Относительные показатели физической работоспособности в течение учебного года практически находились на одинаковом уровне.
Данные частоты сердечных сокращений, которые зафиксированы во время физической нагрузки
с изменением мощности по замкнутому циклу, в период обучения в третьем классе постепенно снижались, кроме пульсовой стоимости, которая на всех периодах формирующего эксперимента возрастала в среднем на 4-5% в связи с увеличением времени работы.
В период исследования наблюдалось улучшение эффективности регуляции сердечной деятельности при функциональной пробе. Наиболее существенно возрастала скорость перераспределения мощности сердечных сокращений (СС) в различные периоды тестирования ^1, S2, S3) с начала второго семестра до завершения учебного года (р<0,01). Изменение времени инерции (Тин) характеризовалась постепенным недостоверным ростом на протяжении формирующего эксперимента. Полученные коэффициенты Кпрсп и Кэф улучшились в среднем на 10-14%. Коэффициент инерции (Кин) в течение учебного года практически не изменялся при возрастании физической работоспособности.
Изучение функциональных возможностей девочек, по данным показателей энергетического уровня ^исх, Wрев, Wmах, Wвых) при тестировании с изменением мощности по замкнутому циклу, показало улучшение соответствующих показателей в пределах 3-4% от сентября месяца до начала второго полугодия учебного года и рост на 5-7% с начала второго семестра до мая месяца. Внешняя работа, которая соответствует одному сердечному сокращению при увеличении ^1вн) и при уменьшении нагрузки ^2вн) имела менее выраженный прирост на соответствующих этапах исследования (р> 0,5).
Таким образом, предложенная функциональная проба позволила осуществлять планированный контроль уровня функциональных возможностей девочек в процессе физического воспитания. Методика дала возможность более детально оценить разницу между уровнями функциональных возможностей девочек в начале первого и второго семестра и на этапе завершения учебного процесса в третьем классе.
Выводы.
Очевидно, что, используя предложенную методику Д.Н. Давиденко и соавторов (1984), можно дать более точную и разностороннюю оценку уровню функциональных возможностей детского организма. Полученные результаты исследования расширяют и углубляют представление об индивидуальных особенностях функционирования организма девочек младшего школьного возраста при занятиях физической культурой на основе применения циклического нагрузочного тестирования и при этом дают возможность контролировать и совершенствовать качество учебного процесса по физическому воспитанию в школе.
Применение предложенной методики оценивания учебных достижений по физической культуре в начальных классах требует дальнейшего исследования и конкретизации, исходя из материально-технического обеспечения школ.
ПСИХОЛОГІЯ
32011
и
Таблица
Показатели функциональных возможностей девочек экспериментальной группы
на протяжении учебного года
Показатели Начало первого семестра (М±т) Начало второго семестра (М±т) Завершение второго семестра (М±т)
Т общ, с 270,1±16,5 296,2±19,3 301,2±16,1*
А общ, кДж 10,7±0,8 11,3±1,1 12,5±0,6*
Вт 95,3±6,5 104,1±7,2 112,7±5,1*
PWC170/кг, Вт/кг 2,6±0,16 2,57±0,2 2,61±0,2
Wрев, Вт 77,5±6,8 87,3±7,2 91,3±7,9*
МПК, мл/мин 2100±112 2210±124 2420±99*
МПК, мл/мин/кг 58,1±1,9 58,7±2,1 58,9±2,2
ЧССисх, уд^мин-1 86,5±4,11 84,5±3,9 82,4±4,2
ЧССпор, уд^мин-1 107,3±2,95 103,2±2,65 101,1±2,32
ЧССтах, уд^мин-1 162,5±1,31 162,5±1,22 163,2±1,44
ЧССвых, уд^мин-1 117,1±3,15 114,2±2,75 112,4±2,96
ЧССср, уд^мин-1 128,4±1,09 126,3±1,1 122,5±1,8
L,уд 710,1±20,21 740,3±23,26 771,4±25,8*
S1, Вт^мин-1 3258,5±186 3590±191 3820±201*
S2, Вт^мин-1 338,1±20,1 349,9±19,2 361±19,9
S3, Вт^мин-1 1565,7±98,4 1590,6±95,3 1611±98,3
Тин, с 43,3±3,81 44,1±3,75 46,5±3,64
Кин, у. о 0,971±0,003 0,974±0,002 0,975±0,002
Кпрзп, у.о. 0,105±0,006 0,103±0,007** 0,09±0,009**
Кэф, у.о.) 0,139±0,01 0,12±0,002*** 0,11±0,003***
Wисх, Вт 109,4±4,5 114,3±6,5 122±5,3*
Wрев, Вт 201,4±8,1 218,4±10,3 235,9±9,6**
Wвых, Вт 144,7±7,9 159±8,4 175±9,4**
Wmах, Вт 170,2±6,9 181±7,2 205±10,5**
W1 вн, Дж 0,81±0,02 0,84±0,01 0,87±0,02**
W2 вн, Дж 0,77±0,02 0,81±0,02 0,84±0,01**
І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні
проблеми фізичного виховання і спорту
ПСИХОЛОГІЯ
Литература:
1. Апанасенко ГЛ. Смерть на физре / Г.Л. Апанасенко //Зеркало недели. - № 41 (720). - 1-8 ноября 2008.
2. Босенко А.И. Выявление функциональных возможностей сердечно сосудистой и центральной нервной систем у подростков при напряженной мышечной деятельности: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. биол. наук / А.И. Босенко. - Тарту, 1986. - 25 с.
3. Босенко А.І. Спосіб діагностики функціональних резервів людини. - Бюл. №8 Держ. департ. ін тел. власності від 15.08.03 (11) 59144 А; (51) 7А61В5/0205.
4. Босенко А.И. Функциональный контроль гребцов нагрузкой с реверсом в годичном цикле тренировки / А.И. Босенко, И.И. Са-мокиш, А.Н. Дубинин // Физическая культура и спорт в 21 веке: матер. международной науч. конф. - Волжский, 2008. - С. 65-70.
5. Давиденко Д.Н. Методика оценки функциональных резервов организма при использовании нагрузочной пробы по замкнутому циклу изменения мощности / Д.Н. Давиденко, В.П. Андрианов, Г.М. Яковлев и др. // Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена: Сб. науч. тр. - Л.: ГДОИФК, 1984. - С. 35-41.
6. Давиденко Д.Н. Гистерезисный метод оценки адаптационных резервов организма спортсмена / Д.Н. Давиденко, М.М. Филиппов, В.А. Чистяков // Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения у студентов в процессе образовательной деятельности: матер. международной науч. конф. - Белгород, 2011. - С. 204-210.
7. Круцевич Т. Ю. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей / Т. Ю. Круцевич, М. И. Воробьев. - К. : Полиграф-Експресс, 2005. - 195 с.
8. Самокиш І.І. Нові підходи до виявлення рівня фізичної працездатності дівчаток молодшого шкільного віку / І.І. Само-киш // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - Харків: ХДАДМ, випуск № 3.
- 2005. - С. 41 - 46.
9. Самокиш І.І. Методика оцінювання навчальних досягнень дівчаток молодшого шкільного віку в процесі занять фізичною культурою: автореф. дис. на здобуття канд. пед. наук.: спец. 13.00.02 - теорія та методика навчання (фізична культура, основи здоров’я) / І.І. Самокиш. - Київ, 2011. - 20 с.
10. Тимошенко О. В. Основи моделювання у фізичному вихованні та спорті: [методичний посібник] / О. В. Тимошенко. - К., 2002.
- 96 с.
Информация об авторе:
Самокиш Иван Иванович
Одесская национальная академия связи
ул. Кузнечная 1, г. Одесса, 65029, Украина.
Надійшла до редакції 07.07.2011р.
References:
1. Apanasenko G.L. Smert’ na fizre [Death on the physical culture].
Zerkalo nedeli [ Mirror of the Week], vol.41 (720).
2. Bosenko A.I. Vyiavlenie funkcional’nykh vozmozhnostej serdechno sosudistoj i central’noj nervnoj sistem u podrostkov pri napriazhen-noj myshechnoj deiatel’nosti [The exposure of functional possibilities of cardiac vascular and central nervous systems for teenagers at tense muscle activity], Cand. Diss., Tartu, 1986, 25 p.
3. Bosenko A.I. Sposib diagnostiki funkcional’nikh rezerviv liudini [Method of diagnostics of functional backlogs of man]. Biuleten’ Derzhavnij departament intelektual’noyi vlasnosti [Bulletin of the State Department of Intellectual Property], vol.8.
4. Bosenko A.I., Samokish I.I., Dubinin A.N. Funkcional’nyj kontrol’ grebcov nagruzkoj s reversom v godichnom cikle trenirovki [Functional control of rowers loading with a revers in the annual loop of training]. Fizicheskaia kul’tura i sport v 21 veke [Physical culture and sports in the 21st century], Volga, 2008, p. 65-70.
5. Davidenko D.N., Andrianov V.P., Iakovlev G.M. Metodika ocenki funkcional’nykh rezervov organizma pri ispol’zovanii nagruzochnoj proby po zamknutomu ciklu izmeneniia moshchnosti [Method of estimation of functional backlogs of organism at the use of loading test on the reserved cycle of change of power]. Puti mobilizacii funkcional’nykh rezervov sportsmen [Ways of raising the functional reserves of an athlete], Leningrad, SIPC Publ., 1984, pp. 35-41.
6. Davidenko D.N., Filippov M.M., Chistiakov V.A. Gisterezisnyj metod ocenki adaptacionnykh rezervov organizma sportsmena [Hysteresis method of estimation of adaptation backlogs of sportsman organism]. Psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii povysheniia umstvennoj i fizicheskoj rabotosposobnosti, snizheniia nervno-emocional’nogo napriazheniia u studentov v processe obrazovatel’noj deiatel’nosti [Psycho-educational technology to improve the mental and physical performance, reduce the neuro-emotional stress in students’ educational activity], Belgorod, 2011, pp. 204-210.
7. Krucevich T. Iu., Vorob’ev M. I. Kontrol’ v fizicheskom vospitanii detej, podrostkov i iunoshej [Control in physical education of children, teenagers and youths], Kiev, Polygraph Express, 2005, 195 p.
8. Samokish I.I. Novi pidkhodi do viiavlennia rivnia fizichnoyi pracez-datnosti divchatok molodshogo shkil’nogo viku [The new going near the exposure of level of physical capacity of girls of junior school age ]. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicno-go vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2005, vol.3, pp. 41 - 46.
9. Samokish I.I. Metodika ociniuvannia navchal’nikh dosiagnen’ di-vchatok molodshogo shkil’nogo viku v procesi zaniat’fizichnoiu kul 'turoiu [A method of evaluation of educational achievements of girls of junior school age in the process of those who engaged in physical culture], Cand. Diss., Kiev, 2011, 20 p.
10. Timoshenko O. V. Osnovi modeliuvannia u fizichnomu vikhovanni ta sporti [Design bases in physical education and sport], Kiev, 2002, 96 p.
Information about the author:
Samokih Ivan Ivanovich
Odessa National Academy of Telecommunications
Blacksmith str. 1, Odessa, 65029, Ukraine.