Научная статья на тему 'Методика организации многоуровневых систем авиационной и пожарной безопасности на воздушном транспорте'

Методика организации многоуровневых систем авиационной и пожарной безопасности на воздушном транспорте Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО / РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ СКАНЕР

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бочкарев А. Н.

Рассматриваются системы, методы и средства выявления взрывчатых веществ, взрывных устройств и других опасных предметов на теле человека и в его одежде при проведении предполетного досмотра пассажиров и обслуживающего персонала методом радиолокационного сканирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бочкарев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика организации многоуровневых систем авиационной и пожарной безопасности на воздушном транспорте»

А. Н.Бочкарев

доцент Московского государственного технического университета гражданской авиации

УДК 658/562:621.396:681.5

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВЫХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Рассматриваются системы, методы и средства выявления взрывчатых веществ, взрывных устройств и других опасных предметов на теле человека и в его одежде при проведении предполетного досмотра пассажиров и обслуживающего персонала методом радиолокационного сканирования.

Ключевые слова: авиационная и пожарная безопасность, взрывчатое вещество, радиолокационный сканер.

Одной из основных проблем обеспечения авиационной и пожарной безопасности в гражданской авиации является исключение попадания легковоспламеняющихся, пожароопасных и взрывчатых веществ, взрывных устройств и других опасных предметов (особенно закамуфлированных или скрытно спрятанных на теле и в одежде человека) в контролируемую зону. Как показали исследования авторов, для решения этой задачи необходимо использовать системы радиолокационного сканирования или так называемый метод "радиосигнального" голографирования, который основан на излучении активных миллиметровых волн. Эти волны, не проникая через кожу человека, отражаются от него. Они абсолютно безвредны даже для тех, кто использует кардиостимуляторы, поскольку мощность излучаемого ими сигнала в десять тысяч раз ниже мощности сигнала обычного мобильного телефона. Радиолокационные сканирующие системы предназначены для бесконтактного досмотра пассажиров и обслуживающего персонала с целью обнаружения на их теле и в одежде любых опасных веществ, материалов и изделий скрытого ношения, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.

Перспективы развития радиолокационных сканирующих порталов связаны с совершенствованием программного обеспечения — вплоть до автоматизированного распознавания образов опасных объектов, что приведет к минимизации или даже исключению человеческого фактора при досмотре, а следовательно, снижению или исключению вероятности сговора террористов с возможными сообщниками среди персонала, задействованного в обслуживании пассажиров.

Кроме того, системы радиолокационного сканирования можно интегрировать в строительные конструкции, входные двери и турникеты, предметы обстановки аэровокзалов, контрольно-пропускные пункты, пункты предполетного досмотра. В этом случае обслуживающий персонал и пассажиры даже не будут знать, в какой момент их досматривают.

В настоящее время на российском рынке представлен новый досмотровый радиолокационный сканирующий портал по обнаружению любых скрытых на теле человека веществ, предметов и изделий из любых материалов — "Safe Scout 100" компании "L3-Safe View" (США). Рассмотрим организацию работы подразделений авиационной безопасности (с учетом использования радиолокационного сканера) по выявлению взрывчатых и пожароопасных предметов и веществ у лиц, имеющих намерение совершить теракт или диверсию на воздушном транспорте (рис. 1).

Сотрудник службы авиационной безопасности (АБ), находящийся у радиолокационного сканера (РС) (рис. 2):

• выполняет перевод РС в рабочее состояние, для чего устанавливает клавишу переключателя на корпусе сканера в положение "1". Признаком нормальной работы сканера являются работающие вентиляторы его системы охлаждения;

• спустя 3 мин после запуска сканера включает рабочую станцию;

• при получении от оператора РС подтверждения о готовности к досмотру направляет пассажира, рекомендованного профайлером для проведения тщательного досмотра или находящегося в

Средства обнаружения источников радиации

Сканер "Safe Scout 100"

Рис. 1. Сканер "Safe Scout 100" в комплексе с другими приборами в интегрированной системе безопасности

Рис. 2. Общий вид радиолокационного сканера

просторной, не плотно прилегающей одежде, на досмотр с использованием РС; обеспечивает выполнение пассажиром установленных правил при его нахождении в сканере — положение рук пассажира должно быть вертикально вверх;

не разрешает преждевременный выход пассажира из зоны контроля сканера;

• наблюдает за поведением пассажира с целью предотвращения возможных преступных намерений с его стороны;

• при получении от оператора сообщения (условный сигнал, радио, мобильная связь) о положительных результатах досмотра (отсутствие у пассажира посторонних предметов и веществ) приглашает пассажира на выход из сканера и направляет его к месту одевания верхней одежды и обуви. В случаях, когда оператор обнаруживает признаки наличия опасных предметов и веществ на теле или в одежде пассажира, он сообщает об этом условным сигналом старшему группы досмотра для принятия мер по изъятию обнаруженных опасных предметов у пассажира;

• обеспечивает перевод сканера в нерабочее состояние, для чего устанавливает клавишу переключателя на корпусе сканера в положение "0". Признаком неработающего состояния сканера является выключение вентиляторов его системы охлаждения.

Сотрудник службы АБ у экрана монитора рабочей станции, находящейся в специально отведенном закрытом помещении, площадь которого должна быть не менее 6 м2:

• через 3 мин после включения сканера осуществляет перевод рабочей станции в рабочее состояние, для чего:

— устанавливает тумблер на фронтальной панели пульта оператора в положение "включено";

- курсор с помощью "мыши" помещает в окно с надписью "User Name", щелкает левой клавишей "мыши", после чего с клавиатуры вводит имя пользователя;

- курсор с помощью "мыши" помещает в окно с надписью "Password", щелкает левой клавишей "мыши", после чего с клавиатуры вводит установленный пароль;

- курсор с помощью "мыши" помещает в окно с надписью "Ok", после чего нажимает левую клавишу "мыши" — при правильном вводе имени пользователя и пароля на экране монитора высвечивается рабочий стол, на котором располагается программа управления сканером;

- при высвечивании в правом верхнем углу рабочего стола кнопки с надписью "Error" с помощью кнопки с двумя стрелками возле надписи "Error" удаляет сообщение об ошибке, после чего с помощью кнопки "Сброс" производит сброс ошибки и с помощью кнопки "Calibraте" осуществляет калибровку сканера. Антенны сканера начинают медленно перемещаться, на экране монитора последовательно появляются два сообщения: "Информация SCU: Калибровочный двигатель запущен" и "Ошибка SCU: производится ре-калибровка";

— с помощью кнопки "Сброс" производит повторный сброс ошибки "Ошибка SCU: производится рекалибровка" и с помощью кнопки "Calibrате" осуществляет повторную калибровку сканера. Антенны сканера начинают перемещаться в 2 раза быстрее, чем при первичной калибровке. При высвечивании в правом верхнем углу рабочего стола кнопки с надписью "On Line" РС к работе готов;

• с помощью кнопки "Scan", расположенной в левом нижнем углу рабочего стола, производит пробный запуск сканера, обеспечивая режим сканирования;

• при личном наблюдении или получении от специалиста по досмотру сообщения (условным сигналом или по радио) о готовности пассажира к досмотру включает режим сканирования с помощью кнопки "Scan". Антенны РС начинают свое движение и производят сканирование;

• при появлении на экране монитора трехмерного изображения тела пассажира идентифицирует

выделенные красным или синим прямоугольником подозрительные предметы и вещества на его теле или в одежде;

• переходит в расширенный уровень доступа пользовательского интерфейса и производит детальное изучение обнаруженных подозрительных предметов на теле или в одежде пассажира с целью принятия более обоснованного решения о задержании досматриваемого. Особое внимание обращается на симметричность элементов одежды или тела пассажира, различные веревочки и завязки, предметы, находящиеся на теле, а также на расстоянии от тела пассажира, объекты с оттенками серого цвета;

• при обнаружении опасных предметов и веществ (оружие, боеприпасы, взрывчатые, ядовитые и отравляющие вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, средства взрывания, взрывные и зажигательные устройства, колюще-режущие предметы) немедленно сообщает об этом (условным сигналом или по радио, мобильной связи) старшему группы досмотра службы АБ;

• при преждевременном выходе пассажира из зоны контроля РС и появлении на экране монитора расплывчатых, смазанных и плохого качества трехмерных изображений пассажира с помощью кнопки "Stop" прерывает режим сканирования и информирует (условным сигналом или по радио) специалиста по досмотру о повторном направлении пассажира на досмотр;

• с помощью кнопки "Сброс" осуществляет перевод сканера в рабочее состояние. После смены цвета окна с красного на зеленый повторно используется кнопка "Сброс".

При проведении повторного сканирования пассажиров другого рейса для получения максимально возможного качественного изображения сканер должен находиться во включенном состоянии перед началом предполетного досмотра пассажиров не менее 20 мин.

Отключение сканера производится сотрудником службы АБ на фронтальной панели пульта управления РС.

Использование многоуровневых систем организации АБ, когда на первом уровне стоят стационарные металлоискатели, а на втором размещаются радиолокационные сканеры, позволяет не допустить попадания опасных предметов на борт самолетов и в контролируемую зону аэропорта, обеспечивая надежную защиту гражданской авиации от терактов.

Материал поступил в редакцию 04.07.08.

© БочкаревА. Н., 2008 г. (тел. +7(495) 729-23-80)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.