Научная статья на тему 'Методика определения потребности и стоимости дизельного топлива при выполнении погрузочно-транспортных работ в карьере'

Методика определения потребности и стоимости дизельного топлива при выполнении погрузочно-транспортных работ в карьере Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
180
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЗАТРАТЫ / ЭНЕРГОНАСЫЩЕННОСТЬ / РАСХОД ТОПЛИВА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / СТОИМОСТЬ / ЗАТРАТЫ / ОКУПАЕМОСТЬ.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бирюков Виталий Васильевич, Тарасов Владимир Никитич, Бояркина Ирина Владимировна

Разработана методика определения потребности и стоимости дизельного топлива фронтального погрузчика для переработки заданного объема материала при работе в карьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бирюков Виталий Васильевич, Тарасов Владимир Никитич, Бояркина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика определения потребности и стоимости дизельного топлива при выполнении погрузочно-транспортных работ в карьере»

УДК 621.828

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ И СТОИМОСТИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ В КАРЬЕРЕ

В. В. Бирюков, В. Н. Тарасов, И. В. Бояркина

Аннотация. Разработана методика определения потребности и стоимости дизельного топлива фронтального погрузчика для переработки заданного объема материала при работе в карьере.

Ключевые слова: энергозатраты, энергонасыщенность, расход топлива, производительность, стоимость, затраты, окупаемость.

Введение

Эффективность применения погрузчиков зависит от условий работы, которые характеризуются временем выполнения полезной работы, простоями, вызванными технологическими и организационными факторами. Число рабочих дней в году получают исключая из общего числа дней праздничные и выходные дни, а также дни, затраченные на техническое обслуживание и ремонт, кроме того нерабочими могут быть дни по метеорологическим и другим причинам.

Фонд рабочего времени фронтальных погрузчиков для разных климатических зон составляет 182 ^ 209 дней [1]. Общее время работы в часах зависит от времени работы погрузчика в смену (tСМ = 8 ч). Общее число

часов работы погрузчика в году при работе в одну смену колеблется в пределах

ТГ = 1456 ^ 1672 ч [2].

Методика расчета топлива, необходимого для выполнения погрузочно-

транспортных работ в карьере

Пусть требуется переработать в карьере ОГ = 600 тыс. т материала за год.

Используя заданный годовой объем работы и фонд времени в часах можно вычислить среднюю часовую производительность карьера Пк <м3 /ч)

ОГ

Пк = VІГ, <1)

ТГ Р м

где ОГ - общий годовой объем работы, кг; ТГ - годовой фонд рабочего времени, ч; рм

- плотность насыпного материала, р м =1800

3

кг/ м3.

Пк = —6^108— = 228,93 м3 /ч. к 1456-1800 Погрузочно-транспортные работы выполняют фронтальные погрузчики, поэтому рассмотрим удельный показатель Эу(ПТ) -удельная энергонасыщенность технической

3

производительности погрузчика Дж/( м' /ч), определяемый по формуле из работы [2]

N

Эу (Пт ) = пГ 3600 , (2)

где Ne - номинальная мощность двигателя,

кВт; ПТ - техническая производительность погрузчика, м3/ ч.

В формуле (2) размерный коэффициент 3600 (с) позволяет определить условную работу двигателя за 1 ч.

Физическая сущность удельного показателя Эу(ПТ) состоит в определении отношения работы двигателя за 1 ч (кДж), к часовой

3

технической производительности ( М /ч).

При дальности транспортирования LТ =40

м для материала, прочность которого характеризуется удельным сопротивлением копанию Ко =0,12 МПа, приведены значения

удельной энергонасыщенности производительности для размерного ряда фронтальных

погрузчиков [2]. При изменении грузоподъемности с 2,2 до 75 т происходит увеличение показателя Эу(ПТ) удельной энергонасыщенности технической производительности с

3

3650 до 6728 кДж/(м /ч). Для погрузчика ПК-4 Эу (ПТ ) =4014 кДж/< М3 /ч) [2].

Используя формулу (1) и показатель удельной энергонасыщености (2) определим мощность погрузочных средств, необходимых для выполнения заданного годового объема работы,

Пк -Эу (Пт )

= к т). (3)

3600

Подставляя в (3) исходные данные, найдем

Хе.к =

228,93 • 4014

=255 кВт.

3600

Для разработки карьера с заданной интенсивностью можно использовать два погрузчика мощностью 132 кВт.

На рис.1. представлены характеристики двигателя ЯМЗ-236М2, где показаны внешние и частичные характеристики эффективного крутящего момента Ме(п) , часового расхода топлива GT (п) и мощности двигателя Ые (п) [5]. Работа двигателя на внешних характеристиках Ме, Ые и GT в условиях эксплуатации маловероятна. Обычные условия работы и квалификация оператора заставляют его использовать частичные режимы, заполняющие внутреннее поле характеристики (см. рис.1.)

Рис. 1. Методика определения потребности и стоимости дизельного топлива при выполнении погрузочно-транспортных работ в карьере

Часовая потребность расхода дизельного топлива погрузчика GTЧ (кг/ч) зависит от мощности двигателя и удельного расхода топлива ge . Причем ge для дизельных двигателей изменяется в пределах 235^ 188 г/(кВт ч) [3]

10

3

(4)

где NeH - номинальная мощность двигателя, кВт; ge - удельный расход топлива, г/(кВтч); KN е - коэффициент использования

максимальной мощности двигателя, KN.е =0,5 - 1,0

Наиболее вероятное значение KN е для фронтального погрузчика находиятся в диапазоне KN е =0,5 - 0,8.

По формуле (4) получим расход топлива за час

„ 130 -188 - 0,6

&т .П =----------------------^-= 14,7 кг/ч.

10

3

Расход топлива в смену 14,7-8= 117,3 кг/смену.

Годовое количество топлива, требуемое для работы одного погрузчика,

&Т.П.Г = &ТлТГ. (5)

От П Г =14,7-1672=24578,4 кг.

Стоимость топлива, израсходованного за год работы, при стоимости топлива Цт =28 руб. за 1 кг для погрузчика ПК-4 составляет Ст Г = От П Г - Цт =688195 руб.

В настоящее время одним из направлений дальнейшего совершенствования одноковшовых фронтальных погрузчиков является реализация энергосберегающих приводов рабочего оборудования.

Применение энергосберегающего рабочего оборудования, использующего простое техническое решение в виде пневмогидроцилиндра, соединенного с газовым баллоном, заряженным сжатым воздухом при давлении порядка 10 МПа, дает эффект повышения производительности, повышения ресурсосбережения гидросистемы и двигателя погрузчика.

Время тц рабочего цикла энергосберегающего погрузчика уменьшается на 5,8 - 9,9 %.

В среднем увеличение производительности энергосберегающего погрузчика за счет уменьшения времени цикла тц составляет

7,5 %. Одновременно погрузчик с энергосберегающей гидросистемой обеспечивает увеличение коэффициента наполнения ковша KН > 1,1 вследствие реализации дополнительной мощности энергосберегающего пневмогидроцилиндра при черпании материала. В результате сочетания этих факторов общее повышение производительности энергосберегающего погрузчика составляет 17,5 % в средних условиях работы.

Затраты на создание энергосберегающего гидропривода погрузчика, состоящие из стоимости мобильного компрессора, стоимости пневмогидроцилиндра и стоимости газового баллона, соответственно имеют вид:

С = С + С + С =

СЭСГП СК + СП. Г .Ц + СГ .Б

=70+20+15=105 тыс. руб.

Повышение производительности фронтального погрузчика на 5Т =17,5 % дает годовую экономию топлива в размере ЭГ (т) = Ст Г 5Т =120434 руб. Следовательно

затраты на внедрение энергосберегающей системы на погрузчике окупаются менее чем за год эксплуатации.

Дальнейшая эксплуатация погрузчика с ЭСГП дает чистую прибыль за счет экономии дизельного топлива. При этом возникают другие сопутствующие источники повышения

эффективности погрузчика за счет повышения надежности двигателя, гидронасосов и др., которые в данной статье не рассматриваются.

Выполним расчет стоимости топлива при работе погрузчика ПК-75 (грузоподъемностью 75 т).

При числе рабочих дней в году 182 дня, годовой фонд при односменной работе составит тГ = 1456 ч.

Пусть требуется переработать за год OГ = 5 млн. т материала.

Производительность карьера по формуле

(1)

Пк =

5 • 10

9

= 1908 м3/ч,

1456•1800

Мощность погрузочных средств, необходимая для выполнения заданного годового объема работы, определяется по формуле (3)

1908 • 6728 Ме к =------------=3565,5 кВт.

3600

В данном случае можно использовать один большегрузный погрузчик при двухсменной работе. Погрузчик ПК-75 имеет мощность двигателя Ые =1693 кВт.

Часовая потребность расхода дизельного топлива одного погрузчика определяется по формуле (4)

^ 1693 • 188 • 0,5

GTП =--------- -----= 159,1 кг/ч.

10

3

Расход топлива при работе в две смены равен 159,1-16=2545,6 кг.

Годовая потребность в топливе при двухсменной работе определяется по формуле (5) От П Г = 159,1 2912=463299 кг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоимость топлива при цене 28 руб. за 1 кг, израсходованного одним погрузчиком при двухсменной работе за год определяется по формуле

Ст Г = От П Г 28=12,972 млн. руб.

Стоимость погрузчика Le Тогпеаи L-2350 составляет 7,9 млн. $. Объем топливного бака 4000 л, который расходуется в течение трехсменной работы за 1 сутки при непрерывной работе в карьере. Одна заправка бака дизельным топливом составляет 95200 руб.

Разработанный метод обеспечивает адекватность выполняемых расчетов с погрешностью не более 9% в заданных эксплуатационных условиях.

Выводы

Разработанная методика, позволяет определять мощность двигателя погрузчика, число погрузчиков и потребность топлива, необходимые для выполнения заданного объема работ в карьере.

Расход топлива фронтального погрузчика зависит от коэффициента использования мощности двигателя, организационных, технологических и других эксплуатационных факторов.

Затраты на внедрение энергосберегающего привода рабочего оборудования погрузчика ПК-4 окупаются менее чем за один год эксплуатации погрузчика за счет стоимости сэкономленного дизельного топлива.

Библиографический список

1. Чебанов Л. С. Эффективность применения погрузчиков в строительстве /Л.С. Чебанов. - Киев: Будивельник, 1987. - 80 с.

2. Бояркина И. В. Технологическая механика одноковшовых фронтальных погрузчиков: монография /И.В. Бояркина. - Омск: СибАДИ, 2011. -336 с.

3. Стуканов В. А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля /В.А. Стуканов. - М.: ИД «Форум»; Инфра-М, 2007.-368 с.

4. Шафранский В. Н. Определение потребности в строительных машинах/ В. Н. Шафранский, А. Е. Чистяков. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Стройиз-дат, 1983.-144 с.

5. Бояркина И. В. Методика аналитического расчета частичных скоростных характеристик крутящего момента и часового расхода топлива двигателей внутреннего сгорания /И. В. Бояркина //Материалы Всероссийской научно-технической конференции (с международным участием).-Омск:

СибАДИ.- 2011. Кн. 2. -С. 481-485.

METHOD OF DETERMINING THE NEEDS AND COST OF DIESEL FUEL IN LOADING AND TRANSPORT OPERATIONS IN A CAREER

V. V. Biryukov, V. N. Tarasov, I. V. Boyarkina

A method for determining the need and cost of diesel fuel front-end loader to process a given volume of the material while working in the quarry.

Бирюков Виталий Васильевич - д.э.н., профессор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - экономика строительства, технология строительства. Имеет 182 опубликованных работ.

Тарасов Владимир Никитич - д.т.н., профессор Сибирской государственной автомобильнодорожной академии. Основное направление научных исследований - теоретическая механика, механика строительных машин. Общее количество опубликованных работ: 218 . e-mail: Tara-sov_vladimir@list. ru

Бояркина Ирина Владимировна - к.т.н., доцент Сибирской государственной автомобильнодорожной академии. Основное направление научных исследований - аналитическое проектирование энергосберегающего рабочего оборудования стреловых погрузочно-транспортных машин. Общее количество опубликованных работ: 62. е-таИ: [email protected].

УДК 330.342.3:005.591.6:(571.13)

РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

З. В. Глухова, А. И. Фомина

Аннотация. В статье определены основные инновационные факторы, характерные для отечественной экономики; выявлены основные проблемы, препятствующие инновационной направленности развития экономики; уточнена система оценочных показателей инновационного развития; проработаны вопросы, связанные с созданием кластерной модели экономики в Омской области и ее преимуществами для региона.

Ключевые слова: инновационные факторы, индикаторы инновационной стратегии, инновационо - активные предприятия, кластерная модель экономики.

Введение оборот результатов научных исследований,

Инновационная деятельность направлена опытных конструкторских работ, новых или

на создание и вовлечение в экономический усовершенствованных видов продукции и тех-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.