УДК 79.93 ББК 673.5
Митенев Юрий Андреевич
аспирант
кафедра алгебры, геометрии и теории обучения математике Вологодский государственный педагогический университет
г. Вологда Mitenev Yury Andreevich Post-graduate
Chair of Algebra, Geometry and the Theory of Teaching Mathematics Vologda State Pedagogical University Vologda
Методика обучения математике с использованием информационнокоммуникационных технологий Methods of Teaching Mathematics Using Information-and-Communication
Technologies
В статье рассматриваются основные компоненты методической системы обучения математике, включающей цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Автором выделена инновационная составляющая использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
The article considers the basic components of methodical system of teaching mathematics, including purposes, content, methods, forms and tutorials. The author describes the innovative component of using information-and-communication technologies in educational process.
Ключевые слова: цели, содержание, методы, формы, средства обучения, эффективность обучения, инновации, информационные технологии.
Key words: purposes, content, methods, forms, tutorials, learning efficiency, innovations, information technology.
Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы
общественной жизни, в том числе и на образование. На этапе модернизации российского образования перед ним стоит ряд задач: повышение доступности, качества и эффективности образования, значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий, позволяют создавать условия для развития новых поколений российских школьников, формирования в будущем востребованных специалистов, готовых к эффективной трудовой деятельности в условиях информационного общества.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов введения новых информационных технологий в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания.
Возможности компьютера при использовании адаптированных к нему программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляют материальную базу информационно-коммуникационных технологий.
Используя педагогические возможности компьютера, можно значительно повысить эффективность основных аспектов математической деятельности и логических приемов мышления. Особенно важна роль информационнокоммуникационных технологий при использовании эмпирических методов обучения. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить качество таких видов мыслительной деятельности учащихся как структурирование и систематизация, которые относятся к логической организации математического материала.
С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используется программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.
Таким образом, обучение математике есть дидактически целесообразное сочетание обучения и деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий, где средства информационных технологий выступают как важный помощник учителю в управлении познавательной деятельностью учащихся.
Инновационность использования информационно-коммуникационных технологий состоит в следующем.
1. Инновационность по целям обучения.
Использование ИКТ способствует формированию математической культуры учащихся в условиях информационного общества, профессиональной ИКТ-компетенции учителя математики.
2. Инновационность по содержанию обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию методической системы обучения и ее компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств.
Постепенное изменение целей обучения приводит к необходимости обучения учащихся решению не только стандартных, но и нестандартных задач, которые нельзя отнести к классам алгоритмически разрешимых, при этом происходит усиление логической и прикладной направленности курса математики, развитие логического мышления обучающихся.
3. Инновационность по методам обучения.
Педагогические возможности ПК позволяют эффективно использовать современные методы при обучении математике:
■ Компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, способствующим деятельностному подходу к учебному процессу.
■ Будучи в состоянии принять на себя роль активного партнера с динамическим сочетанием вызова и помощи, компьютер тем самым стимулирует активность учащегося.
■ Программируемость компьютера в сочетании с динамической адаптируемостью содействует индивидуализации учебного процесса, сохраняя его целостность.
■ Компьютер - отличное средство для контроля тренировочных стадий учебного процесса.
■ Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении "правил игры" в сочетании с принципиальной познаваемостью этих
правил способствуют большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень.
■ Способность компьютера к построению визуальных и других сложных образов существенно повышает пропускную способность информационных каналов учебного процесса.
4. Инновационность по формам обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет перейти от классно-урочной системы к организации учебного процесса на основе метода учебных телекоммуникационных проектов и индивидуальной деятельности на основе использования ПК.
5. Инновационность по средствам обучения.
В процессе обучения математике использование информационнокоммуникационных технологий способствует обогащению учебного процесса следующими возможностями:
• выбор в любой последовательности из базы данных необходимой информации;
• использование соответствующей библиотеки компьютерных программ учебного назначения;
• обеспечение оперативного и объективного контроля: текущего и итогового с возможностью корректировки учебной деятельности;
• построение индивидуальной траектории обучения.
При таком подходе ознакомление учащихся с новой для них информацией, формирование новых представлений и понятий происходит на совершенно ином уровне, как мотивационном, так и развивающем.
Особенно важным в процессе обучения является то, что применение сначала простейших технических средств, а затем современных компьютеров инициировало изучение механизма обратной связи.
Во многих исследованиях обратная связь отождествляется с контролем. За психологическую основу организации контроля в условиях обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий можно взять резуль-
таты исследований, где устанавливается, что механизм внутреннего контроля и внутренней обратной связи с мотивом, вызвавшим действие, развертывается во времени и проходит четыре стадии:
а) подготовка к принятию решения;
б) принятие решения;
в) реализация решения;
г) соотнесение результата решения с образцом.
Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Известно, что контроль знаний учащихся представляет собой одно из самых важных и в то же время, по характеру организации и уровню теоретической исследованности, одно из самых слабых звеньев учебного процесса. Главный недостаток существующих форм и методов контроля заключается в том, что в большинстве случаев они еще не обеспечивают необходимой устойчивости и инвариантности оценки качества усвоения учебной информации, а также необходимой адекватности этой оценки действительному уровню знаний. Совершенствование контроля за ходом обучения в средней школе должно концентрироваться вокруг узловой проблемы - проблемы повышения достоверности оценки формируемых знаний, умений и навыков.
Эту проблему можно рассматривать в двух аспектах:
■ во-первых, как увеличение степени соответствия педагогической оценки действительному уровню знаний учащихся;
■ во-вторых, как создание и реализация таких методических приемов контроля, которые обеспечили бы независимость оценок от случайных факторов и субъективных установок учителя.
Поэтому использование соответствующих контролирующих программ позволяет повысить эффективность обучения и производительность труда преподавателя, придает контролю требуемую устойчивость и инвариантность, независимость от субъективных установок учителя.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в обучении математике способствует:
— развитию у школьников исследовательских качеств, познавательной активности, самостоятельности при осуществлении практической деятельности за компьютером;
— положительным изменениям в освоении учащимися фундаментальных теоретических знаний по предмету;
— эффективности овладения различными методами научного познания,
— повышению качества усвоения учебного материала курса математики;
— положительным изменениям в мотивации учебной деятельности школьников в целом.
Библиографический список
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н.В. Апатова. - М.: РАН, 1994. - 227 с.
2. Компьютерные телекоммуникации — школе: Пособие для учителя [Текст] / Под ред. Е.С.Полат. - М.: ИСО РАО, 1995. — 220 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Полат Е.С. и др. — М.: Academia, 1999. — 224 с.
4. Петунин О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / О. В. Петунин // Alma mater. — 2009. — № 2. — С. 36-39.
5. Роберт И.В. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе [Текст] / И.В. Роберт // Школьные технологии. — 2006. — №6. — С.19-27.
Bibliography
1. Apatova, N.V. Information Technologies in School Education [Text] / N.V.Apatova. — М: The Russian Academy of Sciences, 1994. — 227 p.
2. Computer Telecommunications foe School: Teacher’s Manual [Text] / Under the Editorship of E.S.Polat. - М: ISO of the Russian Open Society, 1995. — 220 p.
3. New Pedagogical and Information Technologies in Educational System [Text] / Under the Editorship of E.S. Polat, at al. — М: Academia, 1999. — 224 p.
4. Petunin, O.V. Personality and Activity Approaches to the Research of the Pupils’ Informative Activity Activization Problem [Text] / O.V.Petunin // Alma mater. — 2009. — № 2. — P. 3639.
5. Robert, I.V. Basic Directions of the Education Informatization Process at Domestic School [Text] / I.V.Robert // School Technologies. — 2006. — №6. — P.19-27.