Научная статья на тему 'Методика обоснования параметров наблюдательной станции на борту карьера'

Методика обоснования параметров наблюдательной станции на борту карьера Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
671
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Киселев В. А., Земских Г. В.

Рассмотрена методика обоснования рациональных параметров наблюдательной станции, предназначенной для контроля за деформациями бортов карьеров. Решение данной задачи может быть достигнуто путем математического моделирования. Параметры наблюдательной станции назначаются на основании совместного анализа погрешностей определения координат наблюдаемых реперов, вычисленных в результате математического моделирования и их допустимых значений. При этом устанавливается пространственная граница эффективного применения наблюдений способом полярной засечки на борту конкретного карьера. В основу методики наблюдений заложен способ пространственной полярной засечки с применением электронного тахометра либо теодолита и светодаль-номера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation Procedure of Observation Station Parameters on a Quarry Edge

A substantiation procedure of rational parameters of observation station which must control quarries edges deformation is given. Mathematical modeling may be used for the solution of the given problem. Observation station parameters are determined on the basis of joint analysis of errors in defining of observed repers coordinates calculated by mathematical modelling and their ad-missable values. Areal boundary is determined for the effective use of observations by a method of polar intersection on an edge of a concrete guarry. The method of a polar intersection with the use of electronic tacheometer and theodolite or light-distance meter is used as the basis of observations procedure.

Текст научной работы на тему «Методика обоснования параметров наблюдательной станции на борту карьера»

Следовательно, в качестве, критерия районирования борта карьера по устойчивости можно принять следующие граничные величины коэффициента устойчивости:

л<0,7—участок борта неустойчив; 0,7<п< 1,3 — зона неопределенности; л>1,3— участок борта устойчив.

Заключительным этапом районирования является построение прогнозной карты, на которой выделяются участки борта в соответствии с принятым критерием районирования.

Прогнозная карта районирования позволяет решать следующие задачи, связанные с.устойчивостью карьерных откосов:

определение участков борта, для которых необходимо провести более точные поверочные расчеты устойчивости (зона неопределенности) ;

определение мест закладки наблюдательных станций на потенциально опасных участках для организации инструментальных наблюдений за деформациями откоса (зона неопределенности, неустойчивые участки);

выявление неустойчивых участков борта для разработки противо-деформационных мероприятий;

выделение устойчивых участков борта, где возможно осуществление мероприятий по повышению эффективности производства (увеличение высоты борта или увеличение угла наклона откоса).

УДК 622.1 .-528.481/482

В. А. Киселев, Г. В. Земских

МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ

НА БОРТУ КАРЬЕРА

■ » .т

Систематические наблюдения за деформациями бортов карьеров являются одним из основных методов изучения их напряженно-деформированного состояния.

В настоящее время благодаря появлению новых электронно-оптических тахеометров типа ТА-ЗА предоставляется возможность значительно расширить рамки применения аналитических сетей как наиболее эффективного метода наблюдений.

В этой связи возникает необходимость в разработке методики выбора параметров наблюдательных станций нового типа, используя способ полярной засечки, который позволяет с одной точки стояния охватить измерениями максимально возможное количество наблюд*а-емых реперов (рис. 1).

В этом случае одной из основных задач при проектировании наблюдательных станций следует считать определение максимально возможной площади борта, охватываемой наблюдениями с одной стоянки тахеометра, с учетом вероятностного, го'рно-геологиЧеского, гео-механического и точностного аспектов.

При назначении точности определения деформации уступов бортов и прибортовой полосы необходимо исходить дз обеспечения «практической уверенности» в'фиксации величины деформации на определенный момент времени. Условие достаточной точности в этом случае принимает вид:

Д^д 1=т,К„, (1)

где Д/^— минимальная, фиксируемая величина смещения точки за промежуток времени М = 12 —и, /ь ¿2— время проведения наблюдений; т, — среднеквадратическая ошибка определения смещений; Кн — коэффициент надежности, зависящий от вида распределения погрешностей и уровня доверительной вероятности.

/ — инструмент, 2 — отражатели. 3 — профильные линии

Так как смещение точки устанавливается по результатам двух серий, погрешность определения координат.в каждой серии наблюдений не должна превышать величины

т*.у = ———• (2)

У2К„

Однако непосредственное использование выражения ("2) оправдало лишь при назначении точности смещений отдельных реперов. В том случае, если задается значение деформаций интервалов, выражение (2) претерпит некоторые изменения.

Допустим, деформированию подвергается объект, на котором интервал / ограничен точками (реперами) 1 и 2. Длины данного интервала для различных серий наблюдений определяются из выражений

Г = У[х\-х2У + {у\-у2У;

г-/(*;-*;)'+ (*-*)'.

где /', Г — длина интервала первой и второй серий. Величина изменения интервала будет

(3)

(4)

Д/==/'- Г. (5)

После ряда преобразований и допущений, используя принцип нормированного распределения весов [1], погрешность определения координат в 1-й серии можно представить так:

Величина в выражениях (2) и (6) представляет собой ожи-

даемые деформации прибортовой полосы и уступов карьера, значения которых устанавливаются на основании горно-геологических и геомеханических характеристик объекта.

Долговременными маркшейдерскими наблюдениями установлена определенная зависимость величин деформаций от степени устойчивости бортов разрезов [2]. Так, критерием перехода откоса из состояния устойчивости с коэффициентом запаса 1,3 к состоянию с коэффициентом п= 1,2—1,25 следует считать достижение деформациями е значений (1—2) • Ю-3. Таким образом, величины удлинений или сокращений наблюдаемых интервалов зависят от длин самих интервалов. Размеры интервалов (расстояния между реперами профильных линий на уступах бортов) устанавливается в зависимости от ширины берм [3,4]. На земной поверхности в зоне прибортовой полосы эти размеры назначают с таким расчетом, чтобы в зоне больших смещений шириной «а» разместилось не менее двух интервалов. Величина «а» зависит от глубины карьера (Я) и колеблется от 0,2Н до 0,6 Н 12].

Вследствие того, что в настоящее время отработка полезных ископаемых открытым способом осуществляется в основном на глубинах 50—400 м, ширина зоны больших смещений составит 30... 100 м.

Для обоснования параметров зоны размещения реперов, наблюдаемых с одной точки стояния, выполняется математическое моделирование, в результате которого устанавливаются погрешности определения пространственных координат деформационных реперов, расположенных в зоне прибортовой полосы и на уступах карьера любой глубины и формы (см. рис. 1).

Назначение параметров наблюдательной станции осуществляется на основании сопоставления погрешностей пространственных координат, полученных при моделировании, и их допустимых значений, вычисленных по формуле (6).

Величина Ьа10б/пк (см. рис. 1) (расстояние между профильными линиями) определяется из выражения, предложенного Б. Д. Полово-вым [5],

Рз - П«/{[/об//1у А (1 - Рр)] + 1}, (7)

где Р3 — вероятность обнаружения деформаций — функция от числа реперов, Рз='1; пк — число реперов на одном горизонте; /гуч — глубина деформируемого участка (высота уступа); /0б — длина объекта наблюдения по простиранию; кр — коэффициент, гарантирующий получение представительных результатов измерений, £р=0,65—0,7; Рр — вероятность того, что длина деформирующегося участка не окажется меньше его высоты (для бортов — Рр=0,2, для уступов ЯР=0,05— 0,10).

Предложенная методика опробована на модели карьера глубиной 250 м и шириной по поверхности ¿О=1000 м, высота уступа #у=15м, угол наклона откоса уступа — 35°, ширина бермы — 30 м, расстояние между профильными линиями ¿а=Ю0 м. Точностные характеристики электронно-оптического тахеометра ТА-ЗМ: тц= 1,7+2,6-10~6 1л/уЙ, мм; тг=4"/У2; тр=2", 1+0,23 (г° — 90°), с.

На основании анализа результатов моделирования и сопоставления их с величинами допустимой точности определения координат устанавливается пространственная граница эффективного применения наблюдений способом цолярной засечки с одной точки стояния тахеометра (рис. 2).

Таким образом, зона наблюдения с одной точки стояния представляет собой сложную многоугольную фигуру,' форма и размеры ко-

торой зависят от конкретных горно-геологических, геомеханических, точностных параметров.

Аналогичный подход к решению задачи по установлению границ зоны наблюдений может быть использован при проектировании на-

Рнс. 2. Пространственные границы наблюдательной станции:

/ — граница наблюдаемой зоны тх, т^, для мм.

тх у-5 мм. 2 - центральная профильная линия

блюдательных станций на карьерах различной формы и глубины, с учетом вероятностного, горно-геологического, геомеханического и точностного аспектов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

]. Гордеев В. А. Математическая обработка маркшейдерско-геодезических измерений: Учебное пособие.— Свердловск: СГИ, 1987.— 88 с.

2. Инструкция по расчету устойчивости бортов разрезов при их ликвидации и обеспечению сохранности прилежащих к разрезам территорий,—Л., 1977,—С. 55.

3. Инструкция по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработка мероприятий по обеспечению их устойчивости / ВНИМИ,— Я, 1971.

4. Инструкция по наблюдениям за сдвижением горных пород и земной поверхности при разработке рудных месторождений / М-во цв. мет. СССР. Горное управление: Введ. 3.07.86,— Разраб. ВНИМИ. ВНИПИгорцветмет.—М.: Недра, 1988,—112 с.

5. Маркшейдерские работы на карьерах и приисках: Справочник/ В. Н. Попов, К. С. Ворковастов и др.— М.: Недра, 1989,—424 с.

УДК 622.27

• В. А. Гордеев, Г. В. Матюгин •

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕОМЕХАНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ХВОСТОХРАНИЛИЩА ГОКА «ЭРДЭНЭТ»

Хвостохранилище обогатительной фабрики ГОКа «Эрдэнэт^ речного (овражного) типа расположено в долине р.- Зуны. По степени ответственности и технологическим параметрам сооружение относится к второму классу капитальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.