Научная статья на тему 'Методика мониторинга социально-экономической эффективности кредитной кооперации'

Методика мониторинга социально-экономической эффективности кредитной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ДИАГНОСТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / RURAL CREDIT COOPERATION / INDICATORS OF SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY / DIAGNOSTICS / GOVERNMENTAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агапова Татьяна Николаевна, Медведева Наталья Александровна, Чегодаева Алена Юрьевна

В исследовании предложен комплексный сценарий развития кредитной кооперации на основе мер государственного регулирования и совершенствования информационно-аналитической системы. Авторами разработана и апробирована система показателей на примере Вологодской области, позволяющая оценить социально-экономическую эффективность кредитной кооперации региона как условие устойчивого развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of monitoring of social-economic efficiency of credit cooperation

A complex scenario of development of credit cooperation has been suggested, it is based on measures of governmental regulation and improvement of information analysis system. The authors have developed and tested the system of indicators on the example of the Vologda region. The system allows assessing the social and economic efficiency of credit cooperation of the region as a condition of sustainable development of rural territories.

Текст научной работы на тему «Методика мониторинга социально-экономической эффективности кредитной кооперации»

УДК 631.145

Методика мониторинга социально-экономической эффективности кредитной кооперации

Агапова Татьяна Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента

e-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Медведева Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе

e-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Чегодаева Алена Юрьевна, магистрант экономического факультета

e-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Аннотация. В исследовании предложен комплексный сценарий развития кредитной кооперации на основе мер государственного регулирования и совершенствования информационно-аналитической системы. Авторами разработана и апробирована система показателей на примере Вологодской области, позволяющая оценить социально-экономическую эффективность кредитной кооперации региона как условие устойчивого развития сельских территорий.

Ключевые слова: сельская кредитная кооперация, показатели социально-экономической эффективности, диагностика, государственное регулирование.

Одним из наиболее существенных факторов сдерживания роста производства и повышения социально-экономической эффективности сельского хозяйства является трудность привлечения внешних источников финансирования для формирования основных и оборотных средств, связанная со спецификой сельскохозяйственных рисков аграрной отрасли России, а также со спецификой сельскохозяйственного производственного цикла, который, помимо самой по себе высокой своей продолжительности, обладает также низкой степенью гибкости в отношении сроков и последовательности этапов, когда, в отличие от крупного промышленного производства, сельхозтоваропроизводитель не может получить доступный кредит [1]. Особые сложности кредитования испытывают крестьянские и личные подсобные хозяйства, мелкие и средние предприятия переработки и агробизнеса, а также весь сектор сельского предпринимательства [3]. В преодолении системного кризиса и непростой социально-экономической ситуации важное значение приобретает институт кооперативного движения и становление кооперативных форм хозяйствования на селе, в том числе хозяйствующих субъектов сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации [4]. Сельскохозяйственная кооперация, выполняя свою социально-экономическую функцию, способна нивелировать такие кризисные явления, преследуя своей целью обеспечить условия для эффективной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей путём их объединения в сельскохозяйственные кооперативы, способные потеснить коммерческие структуры, тем самым создав себе место на рынках кредитования, сырья, продовольствия и оказания услуг различным формам хозяйствования [5].

Общая теоретическая изученность научным сообществом исследуемой темы в части вопросов об основах кооперативного движения и организационных принципах кооперации характеризуется своей достаточностью. Среди основоположников кооперативной теории фигурируют Ф. Оуэн, Ш. Фурье, Ф. Райфайзен, М.И. Туган-

I— v/ I I v v V/ иг

Барановский. Научным основам сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации посвящены работы А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, Н.А. Рыбникова, Н.П. Макарова, А.Н. Челинцева. В современный период вопросы роли кооперации как специфической организационно-правовой формы некоммерческого сектора экономики рассматривают Г.И. Панаедова, Р.Г. Янбых, А. Ефременко, Е. Васильева, Н.П. Шилова, механизм взаимосвязи социальной и экономической функций сельскохозяйственной потребительской кооперации - Г.В. Гутман, В.В. Калмыков, Н.И. Чукин, методологические положения рациональной организации кредитной кооперации - А.В. Ткач, М.Ф. Шкляр, задачи снижения кредитного риска в сельском кредитном кооперативе - Л.И. Розанова, Е.В. Худякова, государственное регулирование развития кредитных кооперативов - Е.В. Аверьянова, В.К. Крутиков, В.М. Пахомов, Г.И. Панаедова, Д.Г. Пахотная, П.М. Советов, М.Н. Селина, Е.А. Ты-кина и другие исследователи [7].

Однако, вопросы оценки влияния сельской кредитной кооперации на экономическое развитие сельхозтоваропроизводителей и уровень социального развития сельского населения в регионе имеют разночтения [6]. Отсутствуют единство и универсальность критериев, показателей, инструментария оценки влияния на экономику, диагностики эффективности социально-экономической деятельности сельской кредитной кооперации и её экономического и социального вклада в развитие АПК, что рождает различные подходы к оценке роли, значимости и места сельской кредитной кооперации.

В целях диагностики социально-экономической эффективности кредитной ко-

операции на примере Вологодской области опробованы две системы показателей: первая полностью соответствует методике Е.А. Тыкиной [8], вторая основана на методике диагностики Н.Н. Харламовой [9], однако расширена за счёт использования некоторых более универсальных показателей вместо узкоспециальных.

Среди основных причин недостаточного развития сельскохозяйственной кооперации, отраженных в Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года, остаётся наличие значительных пробелов в законодательстве о сельскохозяйственной кооперации. Не получили должного отражения кооперативные отношения в Гражданском Кодексе, нормативно-правовых актах о государственной регистрации юридических лиц, налогах и сборах, развитии сельского хозяйства. Налоговое законодательство не учитывает специфики кооперативных отношений, в результате чего кооперативы и их члены затрудняются в полной мере реализовать преимущества кооперации.

Для улучшения правовых основ организации сельскохозяйственной кооперации, включая кредитную кооперацию, в первую очередь целесообразно внести поправки, учитывающие некоммерческий характер деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (СПКК), в частности, предусмотрев в Налоговом Кодексе Российской Федерации освобождение СПКК от налогообложения, в том числе по налогу, исчисляемому в рамках специальных налоговых режимов и налогу на имущество.

Помимо улучшений в сфере общих правовых способов государственной поддержки СПКК остро ощущается потребность в обеспечении притока финансовых средств для создания и развития сельскохозяйственных кредитных кооперативов.

Отдельным ощутимым способом государственной поддержки, актуальным в настоящее время, может стать стимулирование региональных гарантийных организаций к предоставлению гарантий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, что обеспечило бы последних косвенной государственной поддержкой в решении задачи по привлечению ресурсов для осуществления своей уставной деятельности.

В то же время актуальна потребность в государственных инициативах по созданию способов стимулирования прямой финансовой поддержки кредитной кооперации от сторонних инвесторов. Приоритетными направлениями государственной финансовой поддержки кредитных кооперативов такого характера следует считать установление льготного налогообложения прибыли для банков, снижающих ставки по кредитам, выдаваемым кредитным кооперативам.

В целях диагностики социально-экономической результативности применения мер государственной поддержки рассчитаем эффект от внедрения следующих инициатив:

- освобождение сельскохозяйственных кооперативов от налогообложения, в том числе по налогу, исчисляемому в рамках специальных налоговых режимов и налогу на имущество;

- предоставление гарантий АО «Корпорация МСП» в обеспечении банковского кредитования;

- установление льготного налогообложения прибыли для банков, снижающих ставки по кредитам, выдаваемым кредитным кооперативам.

Результаты исследования свидетельствуют о положительном экономическом эффекте от внедрения предусмотренных мер, что включает (табл. 1):

- дополнительное привлечение банковских кредитов для финансирования

уставной деятельности Кредитного кооператива позволило создать резерв увеличения объёмов предоставления займов Кредитным кооперативом, что нашло отражение в приросте показателя объёма займов, выданных ВОСПКК «Вологда-Кредит» на 4 397 тыс. руб.;

- процентная ставка по полученным кредитам снизилась на 16,5 пп. (более чем в 2 раза), обеспечив резерв экономии затрат на уплату процентов;

- средний размер выдаваемых займов (при условии неизменного количества заёмщиков Кооператива) прирос на 9,88%, свидетельствуя об увеличении масштаба реализации уставных целей кредитного кооператива;

- финансовый результат в абсолютном выражении возрос на 807,13 тыс. руб. (более чем в 6 раз), обеспечив резерв усиления собственного капитала Кооператива и, следовательно, финансовой устойчивости его баланса.

Таблица 1 - Диагностика социально-экономической результативности государственного регулирования СПКК Вологодской области на примере ВОСПКК «Вологда-Кредит»

Факт 2016

Социальный эффект

Эффект (отклонение)

Абсолютный Относительный

1. Занятость сельского населения

2. Доход населения, проживающего в сельской местности

3. Уровень жизни сельского населения

4. Качество человеческого капитала

Принимая во внимание специфику предусмотренных мер государственного регулирования, применяемых при прочих равных условиях, изменение не диагностируется с учётом высокой доли займов, предоставляемых СКК на потребительские цели, что единомоментно удовлетворяет краткосрочные потребности населения, не создавая основу для повышения уровня| жизни

5. Членская база кредитной кооперации

Областного кооператива, чел. Экономический ~

8 807

8 807

0

0

ект

1. Объем займов, выданных ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб._

44 480

48 877

4 397

9,88

2. Охват рынка кредитных услуг

Для целей данного исследования не диагностируется, однако уместно замечание о фактической ограниченности охвата рынка кредитных услуг, что предоставляет резерв для будущего прироста социально-экономической эффективности кредитной кооперации, например, благодаря внедрению расчётно-кассового обслуживания членов

кооператива

рамках кредитного кооператива

3. Срок пользования займом

13

Для целей данного исследования не диагностируется, однако имеет место быть прямая взаимозависимость между сроком пользования полученными кредитами банков и сроком предоставления займов членам-пайщикам_

4. Процентная ставка по кредитам, полученным %

5. Размер выдаваемых займов, тыс. руб.

25,75 117.00

9,25 128,57

-16,50 11,57

-64,08 9,88

6. Финансовая устойчивость ВОСПКК «Вологда-Кредит»

0,9098

0,7668

-0,1430

7. Финансовый результат ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб._

151,00

958,13

807,13

534,52

Диагностика социального эффекта от внедрения предусмотренных мер государственного регулирования привела к выводу об отсутствии очевидно проявленного социального эффекта от их реализации. Такая особенность определена совокупностью следующих обстоятельств:

- характер предусмотренных мер государственного регулирования носит сугу-

х

бо экономический характер, фокусируясь на решении задачи по улучшению финансирования деятельности кредитных кооперативов. При этом социальные задачи мер государственного регулирования не заявлены;

- осуществление планирования целевых показателей по принципу «прочих равных условий». Отсутствие мер прямого государственного влияния на показатели социального эффекта привело к необходимости отнести показатели социального эффекта к категории «прочих равных»;

- изменение показателей социального эффекта, таких как занятость сельского населения, доход населения, проживающего в сельской местности, уровень жизни сельского населения и качество человеческого капитала, логически следует от изменения производственного и/или перерабатывающего сельскохозяйственного сектора на селе. При отсутствии иных мер воздействия, кроме государственных мер регулирования экономических условий функционирования кредитных кооперативов, как это представлено в настоящем подразделе, не предусмотрены прямые рычаги влияния на структуру целевого использования предоставленных кредитным кооперативом займов, отчего становится необоснованным прогнозирование остальных показателей социального эффекта.

Действительно, при сохранении настоящей тенденции к преимущественному использованию займов, предоставленных Областным кооперативом на потребительские цели, и, следовательно, финансировании кредитным кооперативом производственных целей его членов-пайщиков по остаточному принципу, прирост общей суммы предоставляемых займов не может гарантировать их использование на расширение производства, создание рабочих мест и, следовательно, реализацию социальных функций.

Итак, анализ показателей табл. 1 позволил сделать вывод о существенном положительном экономическом эффекте от внедрения мер государственной поддержки сельскохозяйственной кредитной кооперации при отсутствующем либо не-диагностируемом при прочих равных условиях социальном эффекте.

Применение методики Е.А. Тыкиной на практике проявило затруднительность использования имеющейся системы показателей в условиях специфики конкретного кредитного кооператива, что привело нас к идее и целесообразности возможной доработки используемой для целей диагностики системы показателей.

Для диагностики улучшения использования информационно-аналитического обеспечения примем во внимание исследования Н.Н. Харламовой, изучавшей эффект от внедрения методики проведения экономического мониторинга, направленной на получение и обработку полезной информации таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности принятия управленческих решений. Мы привнесли в предложенную Н.Н. Харламовой систему показателей ряд унифицированных показателей экономического эффекта, исключив свойственную исследованию Н.Н. Харламовой узкую специфику показателей, характеризующих эффект от внедрения управленческих решений, направленных исключительно на совершенствование информационно-аналитического обеспечения системы СПКК региона. В результате нами предложена более унифицированная система критериев и показателей, которая предназначена для оценки эффекта от внедрения управленческих решений не только при воздействии на информационно-аналитическое обеспечение сельских кредитных кооперативов, но и в иных областях организации их деятельности. Сохранив вектор развития идеи Н.Н. Харламовой в сторону выработки пути совершенствования социально-экономической эффективности сельскохозяй-

ственной кредитной кооперации благодаря совершенствованию используемого информационно-аналитического обеспечения, мы предлагаем изменить его направление от совершенствования процессов внутреннего экономического мониторинга в сторону совершенствования внешнего информационно-консультационного обеспечения, которое преследовало бы своей целью обеспечение большей доступности микрокредитования, в том числе через сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Актуальность такого направления совершенствования подтверждается результатами анализа структуры выданных займов СПКК Вологодской области по направлениям использования в 2012-2016 гг. конечными заёмщиками, показавшими фактическое сужение доли займов, предоставленных на производственные (инвестиционные и текущие) цели, на 18,9 пп.: с 29,5% в 2012 г. до 10,6% в 2016 г. Выявленная тенденция оценивается отрицательно в связи с тем обстоятельством, что остаточный принцип финансирования производственных целей сельского бизнеса не способен привести к интенсивному развитию села, следовательно, не обеспечивает создание дополнительных рабочих мест и создаёт предпосылки для дальнейшего оттока сельского населения.

Внедрение информационно-консультационной службы призвано обеспечить:

1. Консультирование сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов по широкому кругу вопросов и, прежде всего, касающихся повышения эффективности их деятельности и безубыточности ведения финансово-экономической деятельности.

2. Помощь сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам в освоении ресурсосберегающих малозатратных технологий, прежде всего, в сфере использования кадровых и финансовых ресурсов.

3. Повышение уровня знаний и профессионализма штатных сотрудников сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, а также сельского населения - действующих и потенциальных членов кооперативов.

4. Повышение эффективности реализации региональных программ.

5. Повышение эффективности прикладных научных исследований.

Поскольку планирование эффекта от достижения целевого показателя осуществляется при прочих равных условиях, то плановое абсолютное значение займов, предоставленных на потребительские и прочие цели, сохраним на уровне 2016 года: их сумма составляла 639 770,54 тыс. руб. (строка 2 табл. 2).

Тогда целевое абсолютное значение займов, предоставленных всего, составит 748 269,64 тыс. руб. (эффект в абсолютном выражении 32 642,64 тыс. руб., что в относительном выражении составляет 4,56%), целевое абсолютное значение займов, предоставленных на производственные цели, составит 108 499,1 тыс. руб. (эффект в абсолютном выражении 32 642,64 тыс. руб., что в относительном выражении составляет 43,03%) (строки 1 и 3 табл. 2).

Таблица 2 - Расчёт целевых плановых показателей эффекта от внедрения Службы информационно-консультационного обеспечения ВОСПКК «Вологда-Кредит»

Показатели Факт 2016 г. План

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сумма займов, предоставленных на производственные цели, тыс. руб. 75 856,46 108 499,10

ние) ___

Абсолютный Абсолют- 43,03

32 642,64

Показатели Факт План ние)

2016 г. Абсолютный Абсолют-Ны0__| 0,00

2. Сумма займов, предоставленных на потребительские и прочие цели, тыс. руб. 639 770,54 639 770,54 0,00

3. Сумма займов, предоставленных всего, тыс. руб. 715 627,00 748 269,64 32 642,64 4,56

4. Доля займов, предоставленных на производственные цели, тыс. руб. 10,60 14,50 3,90 х

5. Доля займов, предоставленных на потребительские и прочие цели, тыс. руб. 89,40 85,50 -3,90 х

6. Среднесписочная численность сотрудников ВОСПКК, чел. 5,00 6,00 1,00 20,00

7. Проценты к получению ВОСПКК, тыс. руб. 85 497,00 89 396,86 3 899,86 4,56

8. Средняя ставка процента по выданным займам, % 11,95 11,95 0,00 0,00

Фактическое отношение полученных процентов к сумме предоставленных займов составило 11,95%. Диагностика изменений социально-экономической эффективности сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации Вологодской области на примере сельскохозяйственных кредитных кооперативов представлена в табл. 3.

Динамика изменения показателей позволяет сделать вывод о существенном положительном социальном эффекте от внедрения предложения: показатель роста объёмов выдачи в абсолютном выражении составил 32 642,64 тыс. руб., в относительном выражении - 4,56%, завышенный показатель социальной направленности структуры использования получаемых средств снизился на 3,9 пп. Положительный социальный эффект, в таком случае, состоит в расширении финансово-экономических возможностей сельхозтоваропроизводителей, поскольку означает улучшение финансирования их производственных целей. Благодаря этому наращивание их производственного потенциала ведёт к улучшению доходности сельского бизнеса, сопутствует созданию дополнительных рабочих мест, что положительно отражается на росте благосостояния сельских жителей, которые получают возможности для обеспечения своих потребительских целей за счёт собственных средств, что в дальнейшем способно привести к сужению доли предоставления займов на потребительские цели и к дальнейшему укреплению приоритета в финансировании кредитными кооперативами производственных целей членов кооперативов.

Таблица 3 - Диагностика социально-экономической эффективности СПКК Вологодской области на примере ВОСПКК «Вологда-Кредит» при условии совершенствования используемой информационно-аналитической системы

Показатели Факт План Эффект (отклонение)

2016 г. Абсолютный Относительный

1 Социальный эффект 1

Рост членской базы СКК региона, чел. 8 807,00 8 807,00 0,00 0,00

Рост объёмов выдачи, тыс. руб. 715 627,00 748 769,64 32 642,64 4,56

Возрастание объёма предоставленных инвестиционных займов сельскому предпринимательству, тыс. руб. 75 856,46 108 499,10 32 642,64 43,03

Увеличение удельного веса направлений деятельности малого сельского бизнеса, получающих займы в СКК Для целей исследования не диагностируется, однако имеет место быть и в качестве целевого ориентира и в порядке непреднамеренно полученного эффекта

Показатели Факт План Эффект (отклонение)

2016 г. Абсолютный Относительный

Социальная направленность структуры использования получаемых спелств. % 89,40 85,50 -3,90 х

Экономический эффект ' 1

Экономия средств (снижение издержек) СКК региона (общих, локальных, а также в расчёте на одну единицу предоставленных займов или привлечённых средств) Для целей исследования не диагностируется ввиду отсутствия резерва экономии такого характера: консультационные услуги в порядке аутсорсинга на сегодня не привлекаются, необходимость обязательного внешнего аудита сохраняется

Процентный доход в расчёте на одного работника ВОСПКК, тыс. руб. 17 099,40 14 899,48 -2 199,92 -12,87

Процентный доход в расчёте на 100 единиц привлечённых средств, % 11,95 11,95 0,00 х

Сокращение расходов на организацию ведения деятельности СКК (информационное обеспечение, ведение документооборота, составление и предоставление отчётности, прочие направления), тыс. руб. 2 586,00 3 103,20 517,20 20,00

Рост производительности труда специалистов СКК, тыс. руб. выданных займов в расчёте на 1 чел.-ч. фонда рабочего времени 82,07 71,51 -10,56 -12,87

Снижение затрат труда и времени при оформлении займов, чел.-ч. фонда рабочего времени в расчёте на 1 млн. руб. выданных займов 1,22 1,40 0,18 14,77

Экономический эффект от внедрения предложения характеризуется отрицательно ввиду ухудшения значений предусмотренных показателей. Процентный доход, увеличившись в абсолютном выражении на 4,56%, снизился в расчёте на одного работника ВОСПКК «Вологда-Кредит» на 12,87%. Расходы на организацию ведения деятельности СКК, выраженные в размере фонда оплаты труда, приросли на 20% пропорционально темпу прироста штатной численности кооператива, при этом сокращение производительности труда специалистов кооператива составило 10,56 тыс. руб. выданных займов в расчёте на 1 чел.-ч. фонда рабочего времени. Затраты труда и времени при оформлении займов возросли на 14,77%, то есть на 0,18 чел.-ч. фонда рабочего времени в расчёте на 1 млн. руб. выданных займов.

Диагностика улучшения социально-экономической эффективности сельскохо-

V/ V/ ^ V/ м V/ ^

зяйственной потребительской кредитной кооперации Вологодской области вследствие внедрения Службы информационно-консультационного обеспечения ВОСПКК «Вологда-Кредит» позволила нам заключить, что предложенный путь развития ведёт к усилению социальной эффективности за счёт ослабления экономической эффективности. Учитывая присущую сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам социальную природу, предложенный путь развития заслуживает право на существование, поскольку не противоречит основным целевым ориентирам кооперации как таковой.

Наряду с несомненными достоинствами предложенных путей улучшения социально-экономической эффективности кредитной кооперации Вологодской области и заработанных методик диагностики, нами выявлены их слабые стороны.

Так, диагностика улучшения социально-экономической эффективности кредитной кооперации Вологодской области от внедрения мер государственного регулирования показала выраженный положительный экономический эффект внедрения мероприятия при отсутствующем либо недиагностируемом социальном эффекте. Противоположная ситуация получила реализацию при диагностике улучшения со-

циально-экономической эффективности кредитной кооперации Вологодской области при условии совершенствования используемой информационно-аналитической системы: нами выявлен выраженный положительный социальный эффект при отрицательном экономическом эффекте.

При этом обе методики, как и системы показателей, выявили неспособность ряда критериев быть информативными в каждой конкретной ситуации, что ограничивает сферу и возможности их применения для аналитических целей.

Учитывая полученный опыт, в поиске оптимального способа решения поставленной задачи диагностики совершенствования социально-экономической эффективности кредитной кооперации Вологодской области, предлагаем:

1. Объединить рассмотренные альтернативные сценарии в единый комплексный сценарий, предусматривающий и внедрение мер государственной поддержки, и совершенствование используемого информационно-аналитического обеспечения.

2. Для диагностики эффекта от реализации комплексного сценария основываться на методах и принципах, предложенных в исследованиях Р.С. Каплана и Д.П. Нортона [2], предполагающих выработку и использование сбалансированной системы показателей, формируемой в каждой конкретной ситуации экспертным путём, в соответствии со спецификой преследуемых стратегических целей, вокруг четырёх ключевых составляющих бизнес-процесса - «Финансы», «Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы» и «Персонал».

Опишем логические построения вокруг реализации предложенного пути улучшения социально-экономической эффективности кредитной кооперации Вологодской области и способа диагностики этого улучшения.

При прочих равных условиях мы рассматриваем воздействие комплексного сценария мероприятий, направленных на сбалансированное улучшение социально-экономической эффективности СПКК Вологодской области на примере ВОСПКК «Вологда-Кредит». Сценарием предусмотрены следующие мероприятия:

- освобождение СПКК от налогообложения и внедрение льготного налогообложения для банков, кредитующих СПКК по сниженным ставкам, в совокупности с обеспечением возможности предоставления гарантий АО «Корпорация МСП» в обеспечение банковского кредитования кредитных кооперативов;

- внедрение Службы информационно-консультационного обеспечения.

Целевым ориентиром применения мер государственного регулирования сохраняется создание резервов увеличения чистой прибыли и собственного капитала благодаря экономии затрат на уплату процентов и налога на прибыль, а также расширение финансирования кредитных кооперативов за счёт привлечения дополнительных объёмов банковского кредитования. Целевым ориентиром внедрения Службы информационно-консультационного обеспечения сохраняется наращивание доли предоставления кредитными кооперативами займов на производственные цели.

Объединив перечисленные целевые ориентиры в комплексном сценарии, в исследовании мы представили показатели социально-экономических эффективности, которые сгруппировали в разделы по логике методики Нортона-Каплана (табл. 4). Отбор показателей осуществлен экспертным путем с позиции информативности показателя для целей диагностики социально-экономической эффективности кредитной кооперации Вологодской области.

Таблица 4 - Диагностика социально-экономической эффективности СПКК на примере ВОСПКК «Вологда-Кредит»

№ п\п Показатели Классификация показателя* Факт 2016 г. План Прирост Абсолютный

«Фина нсы» 1

1 Сумма займов (кредитов) полученных ВОСПКК «Вологда-Кредит» (по состоянию на конец года), тыс. руб. ЭЭ 1 984,00 6 380,76 4 396,76

2 Среднегодовая сумма займов (кредитов) полученных ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб. ВП 4 182,38 4 182,38 0,00

3 Объем займов, выданных ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб. СЭ 44480,0 48 876,76 4 396,76

4 Налог, уплачиваемый ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб. ЭЭ 117,00 0,00 -117,00

5 Отношение процентов к уплате к среднегодовой сумме займов (кредитов), полученных ВОСПКК «Вологда-Кредит», % ВП 25,75 9,25 -16,50

6 Сумма процентов к уплате ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб. ЭЭ 1 077,00 386,87 -690,13

7 Чистая прибыль ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб. ЭЭ 151,00 958,13 807,13

8 Нераспределённая прибыль ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс.руб. ВП 151,00 958,13 807,13

9 Валюта баланса ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб. ВП 22262,0 27 465,89 5 203,89

10 Собственные средства ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб. ЭЭ 20254,0 21 061,13 807,13

11 Финансовая устойчивость ВОСПКК «Вологда-кредит» ЭЭ 0,91 0,77 -0,14

12 Рентабельность процентных доходов (Я пр. дох ),% ЭЭ 4,13 24,59 20,46

13 Рентабельность активов (ЯА ),% ЭЭ 0,68 3,49 2,81

14 Рентабельность собственного капитала (ЯСК),% ЭЭ 0,75 4,55 3,80

«Клиенты» ' 1

15 Сумма займов, предоставленных СКК региона на производственные цели, тыс. руб. СЭ 75856,4 108 499,10 32 642,64

16 Сумма займов, предоставленных СКК региона на потребительские и прочие цели, тыс. руб. СЭ 639770 639 ' 770,54 0,00

17 Сумма ' займов, предоставленных СКК региона всего, тыс. руб. СЭ 715627 748' 269,64 32 642,64

18 Доля займов,' предоставленных СКК региона на производственные цели, тыс.пуб. СЭ 10,60 14,50 3,90

19 Доля займов, предоставленных СКК региона на потребительские и прочие мели, тыс. руб. СЭ 89,40 85,50 -3,90

«Внутр енние бизнес-процессы» ... 1

20 Проценты к получению ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб. ЭЭ 3659,00 3 896,79 237,79

21 Соотношение процентов к получению ВОСПКК «Вологда-Кредит» и среднегодовой суммы займов (кредитов), выданных ВОСПКК «Вологда-Кредит», % ВП 8,35 8,35 0,00

22 Среднегодовая сумма займов (кредитов), выданных ВОСПКК «Вологда-Кредит», тыс. руб. ВП 43830,0 46 678,38 2 848,38

«Персс >нал» .... . |

23 Среднесписочная численность сотрудников ВОСПКК, чел. С-ЭЭ 5,00 6,00 1,00

24 Годовой фонд рабочего времени, чел.-ч. ЭЭ 8720,00 10 464^0 1 744,00

25 Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. С-ЭЭ 2586,00 3 103,20 517,20

26 Производительность труда специалистов ВОСПКК, тыс. руб. выданных ВОСПКК займов в расчёте на 1 чел.-ч. фонда рабочего времени ЭЭ 82,07 85,81 3,74

27 Затраты труда и времени специалистов ВОСПКК при оформлении займов, чел.-ч. фонда рабочего времени в расчёте на 1 млн. руб. выданных СКК региона займов ЭЭ 1,22 1,17 -0,05

тель социального эффекта, С-ЭЭ - показатель социально-экономического эффекта

Анализ социально-экономической эффективности кредитной кооперации Вологодской области на примере системы кредитных кооперативов, связанных с ВОСПКК «Вологда-Кредит», проведённый в соответствии с показателями табл. 4, сгруппированными вокруг ключевых составляющих бизнес-процесса, выявил закономерность преимущественного распределения социального и экономического эффекта между этими составляющими (для удобства обозначения назовём их «классами показателей»). Экономический эффект диагностируется в основном через показатели класса «Финансы» и «Внутренние бизнес-процессы», поскольку именно они обеспечивают экономическую составляющую уставной деятельности кредитного кооператива и выражают движения ценности и стоимости. Социальный эффект диагностируется в основном через показатели класса «Клиенты» и «Персонал», поскольку они непосредственно соприкасаются с человеческими ресурсами, а также понятиями благосостояния населения.

Показатели класса «Финансы» свидетельствуют об улучшении экономической эффективности кредитной кооперации исследуемого сектора через изменения следующего характера у следующих показателей:

- привлечение дополнительных банковских кредитов в сумме 4 396,76 тыс. руб. вследствие привлечения гарантий АО «Корпорация МСП» и на фоне снижения ставок банковского кредитования для кредитных кооперативов, стимулированного введением льготного режима налогообложения банков, предоставляющих такие кредиты;

- снижение до нулевого значения налога на прибыль вследствие соответствующих изменений в Налоговом Кодексе РФ, что положительно отразилось на приросте чистой прибыли;

- снижение суммы процентов к уплате на 690 тыс. руб. благодаря снижению уровня процентных ставок по банковским кредитам, что также отразилось приростом чистой прибыли;

- вследствие сформированного итогового прироста чистой прибыли - заметный прирост показателей общей рентабельности деятельности (на 2,81 пп.), рентабельности использования собственного капитала (на 3,8 пп.), и особенно - рентабельности процентных доходов (на 20,46 пп.).

Оживление экономической эффективности кредитной кооперации с внедрением предусмотренных мер государственного регулирования закономерно привело к снижению показателя финансовой устойчивости вследствие усиления интенсивности использования привлечённых финансовых ресурсов. Однако выявленное снижение показателя с 0,91 до 0,77 считаем возможным оценивать как разумное и допустимое, особенно на фоне улучшения остальных показателей экономической эффективности.

Показатели экономического эффекта иных классов проанализированной системы сбалансированных показателей позволяют сделать следующие выводы:

- привлечение дополнительного финансирования в форме банковских кредитов позволило расширить портфель предоставленных займов, что закономерно привело к росту полученных процентов (целевой плановый прирост составил 6,5%);

- привлечение дополнительной штатной единицы для осуществления функций Службы информационно-консультационного обеспечения увеличило годовой фонд рабочего времени ВОСПКК «Вологда-Кредит» на 20%, что само по себе оценивается положительно в известной ситуации высокой загруженности действующих спе-

циалистов кооператива;

- расширение кредитования на производственные цели вследствие реализации Службой информационно-консультационного обеспечения вменённых ей задач стало следствием прироста производительности труда профильных специалистов ВОСПКК (прирост составил 4,56%) и сопутствующего сокращения затрат их труда при оформлении займов (уменьшение на 4,36%).

Приведённые показатели экономической эффективности труда специалистов требуют отдельного комментария. С учётом специфики области деятельности дополнительно привлечённого в штат специалиста, деятельность которого оказывает непрямое влияние на бизнес-результат кооператива, считаем целесообразным рассчитывать производительность труда специалистов ВОСПКК и затраты труда и времени специалистов ВОСПКК, учитывая фонд рабочего времени лишь действующих на сегодня специалистов, напрямую формирующих экономический результат деятельности кооператива. Таким образом, часть фонда рабочего времени, приходящаяся на вновь привлеченного специалиста Службы информационно-консультационного обеспечения, остаётся вне расчёта прямой экономической эффективности использования трудовых ресурсов кредитной кооперации Вологодской области.

Показатели классов «Персонал» и «Клиенты» свидетельствуют об улучшении социальной эффективности кредитной кооперации Вологодской области вследствие предусмотренных мероприятий.

Привлечение дополнительной штатной единицы в кредитный кооператив сопровождается расширением годового фонда оплаты труда, что проявляется в усилении социальной эффективности деятельности кооператива, поскольку предоставляет дополнительное рабочее место, и в ослаблении экономической эффективности с точки зрения увеличения затрат на формирование фонда оплаты труда.

Увеличение суммы займов, предоставленных на производственные цели, на 32 642 тыс. руб. с расширением доли таких займов в общем портфеле на 3,9 пп. влечет за собой интенсификацию производства, создание нового продукта и дополнительной стоимости, чему, как правило, сопутствует создание рабочих мест, что в дальнейшем способно сформировать усиленный платежеспособный покупательский спрос, привести к повышению уровня благосостояния сельского населения, оздоровив экономику региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературных источников:

1. Медведева, Н.А. Методология сценарного прогнозирования развития экономических систем / Н.А. Медведева // Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2015. - 200 с.

2. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер. с англ. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. - 320 с.

3. Киприянов, Ф.А. Подготовка тракторного парка к проведению полевых работ путем применения рациональных ремонтно-технических воздействий / Ф.А. Киприянов, А.В. Закрепин // Эффективные технологии в молочном животноводстве и переработке молока: сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. - Вологда : ИЦ ВГМХА, 2002. - С. 83-84.

4. Киприянов, Ф.А. Определение уровня технологического дефицита тракторного парка сельскохозяйственного предприятия / Ф.А. Киприянов // Наука и бизнес: пути развития. - 2016. - № 6. - С. 8-11.

5. Крылатых, Э.Н. Госпрограмма развития сельского хозяйства и ее связь с концепцией многофункциональности агропродовольственной сферы / Э.Н. Крылатых // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 4. - С. 12-13.

6. Организация и эффективность деятельности молочного кластера Вологодской области / А.А. Кузин, А.А. Лагун и др. // Молочнохозяйственный вестник. - 2016. - № 2(22). - С. 117-127. - Режим доступа: http://molochnoe. ru/journal

7. Советов, П.М. Формирование и реализация стратегии кредитного кооператива: учебное пособие / П.М. Советов, М.Н. Селина; под ред. П.М. Совето-ва. - Вологда-Молочное : ИЦ ВГМХА, 2005. - 168 с.

8. Тыкина, Е.А. Развитие сельской кредитной кооперации в Вологодской области / Е.А. Тыкина, Е.В. Худякова // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. - 2006. - №7. - 39 с.

9. Харламова, Н.Н. Формирование информационно-аналитической системы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов [Текст]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Н.Н. Харламова. - Вологда, 2008. - 164 с.

References:

1. Medvedeva, N.A. Metodologiya scenarnogo prognozirovaniya razvitiya ehkonomicheskih system. [Methodology of scenario forecasting of economic systems development], Vologda-Molochnoe: Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda Publ. Center, 2015, 200 p.

2. Kaplan, R.S. Sbalansirovannaya sistema pokazatelej. Ot strategii k dejstviyu: 2-e izd., ispr. i dop. Per. s angl. [Balanced scorecard. From strategy to action: 2nd ed., rev. and additional. Trans. from English], Moscow, Olimp-Business, 2006, 320 p.

3. Kipriyanov, F.A. Preparation of a tractor fleet for conducting field works by applying rational repair and technical influences. Effektivnye tekhnologii v molochnom zhivotnovodstve i pererabotke moloka: sbornik nauchnyh trudov molodyh uchenyh i aspirantov. [Effective technologies in dairy cattle breeding and milk processing: a collection of scientific works of young scientists and graduate students], Vologda-Molochnoe: Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda Publ. Center, 2002, pp. 83-84 (in Russian).

4. Kipriyanov, F.A. Determination of the level of technological deficit of a tractor fleet of an agricultural enterprise. Nauka i biznes: puti razvitiya. [Science and business: ways of development], 2016, no. 6, pp. 8-11 (in Russian).

5. Krylatyh, E.N. State program for the development of agriculture and its relationship with the concept of multifunctionality in the agro-food sector. Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. [Economics of agricultural and processing enterprises], 2014, no. 4, pp. 12-13 (in Russian).

6. Kuzin, A.A. Organization and efficiency of the milk cluster in the Vologda region. Molochnohozjajstvennyj vestnik [Dairy Bulletin], 2016, no. 2 (22), pp. 117127. Access mode: http://molochnoe.ru/journal

7. Sovetov, P.M. Formirovanie i realizaciya strategii kreditnogo kooperativa: uchebnoe posobie. [Formation and implementation of the strategy of the credit

cooperative: Textbook], Vologda-Molochnoe: Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda Publ. Center, 2005, 168 p.

8. Tykina, E.A. Development of rural credit cooperation in the Vologda region Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. [Economics of agricultural and processing enterprises], 2006, no. 7, 39 p. (in Russian).

9. Kharlamova, N.N. Formirovanie informacionno-analiticheskoj sistemy sel'skohozyajstvennyh kreditnyh potrebitel'skih kooperativov. [Formation of the information-analytical system of agricultural consumer credit cooperatives [Text]: the dis. ... cand. of science (Economics): 08.00.05], Vologda, 2008, 164 p.

Methods of monitoring of social-economic efficiency of

credit cooperation

Agapova Tatiana Nikolaevna, Doctor of Science (Economics), Professor of Economics and Management Department

e-mail: [email protected]

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda

Medvedeva Natalia Aleksandrovna, Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Vice-rector for academic affairs

e-mail: [email protected]

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda

Chegodaeva Alena Yurievna, second year master's degree student, the faculty of Economics

e-mail: [email protected]

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda

Abstract. A complex scenario of development of credit cooperation has been suggested, it is based on measures of governmental regulation and improvement of information analysis system. The authors have developed and tested the system of indicators on the example of the Vologda region. The system allows assessing the social and economic efficiency of credit cooperation of the region as a condition of sustainable development of rural territories.

Keywords: rural credit cooperation, indicators of social and economic efficiency, diagnostics, governmental regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.