МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ КАК АКТУАЛЬНАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
А.Н. Сырбу, канд. экон. наук, доцент А.П. Лобачев, магистрант
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Россия, г. Волгоград)
Аннотация. В статье рассмотрен опыт предпринимательства в образовательной сфере на примере методики Марии Монтессори. Описана педагогическая модель методики Марии Монтессори. Сформулированы выводы о том, что дошкольные образовательные учреждения по системе Монтессори - это не просто привычные для нас места обучение, а дома, где все базируется на свободе ребенка, развитие его личности и реализации потенциала.
Ключевые слова: Бизнес-модель, Монтессори-клуб, методика Марии Монтессо-
ри.
Педагогическая методика Марии Монтессори широко распространена по всему миру и пользуется всеобщим признанием. Это эффективная система, основанная на идеях свободного воспитания ребенка, ориентированная на педагогическое течение, которое возникло в Европе в Х1Х-ХХ вв. «Вернемся к школе уважаемой мадам Монтессори. Самое важное то, что дети не чувствуют тяжести учения, так как они учатся всему играя. Во-вторых, цель состоит в том, чтобы развить все органы и чувства ребенка. Очень мало места отводится простому заучиванию» (Монтессори М. Дети-другие. -М.: 2014. С. 3). Уже более одного века имя «Мария Монтессори» стоит в ряду с именами известных психиатров, философов, выдающихся психологов, ученых исследователей, и опытных детских врачей, имя вызывающее к себе интерес и внимание, как обычного родителя, так и профессионального педагога, заинтересованных в ее методиках для обучения своих собственных детей. Разносторонние суждения и отвергают и восхваляют методику Марии, препарируют её до «кварков» в попытках осознать структуру и логику этой методики так же заинтересованно, как и век назад каждый раз утверждая актуальность и самой системы, и исследовательского интереса. Эта методика имеет итальянские корни и основана в 19 веке, сегодня одна из немногих гармоничных и пре-
красных методик развития детей. Суть в создании необходимой среды для развития ребенка, и изложена лишь в одной фразе «Помоги мне это сделать самому» - например, оборудовать помещение, в котором было бы собрано очень много детских пособий, с которыми ребенок может справиться сам.
Клубы Марии Монтессори популярны в Америке. Посещение таких клубов достаточно накладно даже для среднего слоя общества, в основном их посещают дети состоятельных родителей. В России заведения такого направления есть, но Монтессори-клубов с хорошим оборудованием и грамотными педагогами немного. В Москве открылась в 1991 году Монтессори-школа экспериментальная для маленьких детей. По инициативе С.И. Сумнительной,
К.Е. Сумнительного, Д.Г. Сорокова и М.Г. Сороковой был основан Московский Монтессори - центр в 1992 г., где преподавали российские педагоги: сами инициаторы, а так же
М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Р.В. Тонкова - Ямпольская и зарубежные. Сегодня только в нашей столице насчитывается более двух десятков подобных дет.-садов и групп в традиционных садах. Всего же идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставрополь-
ском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.
Монтессори-клуб, представляет, из себя комнату, в которой собрано сущее множество непостижимо интересных для ребенка любого возраста как так и для пяти-семилетнего вещей. В детском центре Марии Монтессори много открытых полочек и выдвигающихся шкафчиков. Что невероятно важно, каждый предмет в комнате расположен на уровне роста ребенка, который пешком ходит под стол или даже ползает. На стенах висят специальные щиты с рычажками, колесиками, которые можно крутить, вертеть, двигать, щупать, что с упоением дети и делают. При всем этом развивается их мелкая моторика руки, которая, как доказано учеными, влияет на развитие речевых центров, координация движений, сенсорика. Задача педагога в таком классе только показать как играть с каким либо материалом, ничего не навязывая ребенку. Ящички с разными крупами, песком, камушками, емкостями для переливания воды, множество видов замков и замочков, запирающихся различными способами, стоят на открытых полках в легком доступе. Коротко говоря, все то, с чем обожают возиться дети! Взаимодействуя, т.е. играя, с разными предметами или выполняя какие-либо манипуляции с водой и другими жидкостями, малыши узнают свойства и особенности предметов: липкий; мокрый; гладкий; шершавый; тяжелый; легкий; сыпучий; теплый; прохладный; мягкий; твердый и т.п. На практике знакомятся, что такое форма и объем предметов. Очень популярный Монтессори-материал, вкладыши-рамки, гири различного размера, которые необходимо вкладывать в соответствующие «домики», всевозможные пирамидки, которые бывает интересно собирать и взрослому, небольшие образцы материалов в виде маленьких плиток с разными на ощупь поверхностями, баночки со всеми видами круп. Чтобы увидеть даже понюхать, и услышать как особенно они гремят. Хорошо выполненное оборудование для клуба очень креативно и качественно
выглядит, его так хочется повертеть в руках всем и ребенку и взрослому! Занятие строится так: в начале, дети с мамами сходятся в кружок, здороваются друг с другом, затем расползаются по разным углам по интересам. Педагог и ассистент могут подходить к ребятам по очереди или вместе, чтобы показать им как играть с предметом их заинтересовавшим (например, как открывается и закрывается небольшой замочек), и далее пока не обойдут всех детей в помещении.
Детский клуб Монтессори как бизнес-проект имеет много особенностей -Монтессори-помещение выполненное по всем стандартам выглядит очень красочно, красиво, «сочно». Родители видя разнообразие «добротного» материала для своего ребенка. И конечно понимают, за что будут отдавать деньги. То есть, это выглядит качественно, следовательно, привлекает родителей. Несомненно, такая среда «обитания» привлекает и ребенка. Захочет заниматься, не захочет, будет ли ребенок выполнять задания педагога, или не будет, таких проблем просто - нет. Ребенок просто идет играть. То есть, такая среда действует как магнит на ребенка. На волне гуманитарных запросов, во всем мире система обретала своих последователей. По методике Марии было открыто множество детских садов и школ. Пример. Находящаяся в Индии школа была внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая «многочисленная»: обучающихся более 22000 детей. Дошкольные образовательные учреждения по системе Монтессори - это не просто привычные для нас места обучение, а дома, где все базируется на свободе ребенка, развитие его личности и реализации потенциала.
Подводя итоги, мы подтвердили, что бизнес-модель «Монтессори клуба» в России, становится более актуальной с течением времени. Идеи Монтессори не могут не оставить равнодушными современных родителей, для которых так важно гармоничное развитие личности в ребенке.
Библиографический список
1. Монтессори М. Дети - другие. / Пер. с нем. Вступит. и закл. статьи, коммент. Сумнительный К.Е. - М., 2004.
2. Монтессори М. О принципах моей школы. / Пер. с англ. В. Златопольского // Учительская газета. - 1922.
3. Монтессори М. Монтессори-материал. Школа для малышей. - М. Изд-во Мастер, 1992.
4. Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори. - 2-е изд. - М.: Гос.изд., 2003.
5. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России // Пг.: Время, СПб., 2004.
6. Recchia G. Maria Montessori: nel dintorni dell'uomo nuovo. // Laboratorio Montes-sori, febbraio 2013.
7. Julia Maria, Le Feminisme Italien: entrevue avec Mlle. Montessori. L'ltalie, Rome, August 16, 1896. // Quoted in Rita Kramer, Maria Montessori: A Biography. - Chicago, 1976.
8.MontessoriM., Pedagogical Anthropology. // Quoted in Kramer . - New York, 1913.
9. Scocchera A. Maria Montessori: quasi un ritratto inedito. // La Nuova Italia/ - Firen-ze, 1990.
10. Shephard, Tennant M. Maria Montessori: Teacher of Teachers. // Minneapolis: Lerner Publications Company,- 1996. 36. Standing E.M., Maria Montessori: Her Life and Work. -New York, 1984.
11. Интернет-журнал Монтессори Пресс (http://montessori-press.ru/persony/rossija/hiltunen-elenaaleksandrovna.html)
THE METHODOLOGY OF MARIA MONTESSORI AS AN ACTUAL BUSINESS MODEL IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET
EDUCATIONAL SERVICES
A.N. Syrbu, candidate of economic sciences, associate professor A.P. Lobachev, graduate student Volgograd state social and pedagogical university (Russia, Volgograd)
Abstract. The article examines the experience of entrepreneurship in the educational sphere using the example of the method of Maria Montessori. A pedagogical model of the technique of Maria Montessori is described. Conclusions are drawn that pre-school educational institutions in the Montessori system are not just places that are usual for us, but at home, where everything is based on the freedom of the child, the development of his personality and the realization of potential.
Keywords: Business model, Montessori club, Maria Montessori technique.