Буранова Н. Ш.
Докторант 2 курса НамГУ
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО
ЧТЕНИЯ
Аннотация: в статье рассматривается авторская методика изучения уровней исследовательской деятельности учащихся 6-8 классов на уроках внеклассного чтения. Автор считает, что одной из задач в формировании компетенций учащихся при организации исследовательской деятельности является решение педагогических задач на внеклассных занятиях по литературе.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, внеклассное чтение по литературе, среднее звено школы, методика обучения, эксперимент.
Buranova N.Sh.
2nd year doctoral student of
NamSU
METHODOLOGY OF STUDYING THE LEVELS OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR READING
LESSONS
Abstract: the article examines the author's methodology for studying the levels of research activity of students in grades 6-8 in extracurricular reading lessons. The author believes that one of the tasks in developing students' competencies in organizing research activities is solving pedagogical problems in extracurricular literature classes.
Key words: research activity, extracurricular reading in literature, middle school, teaching methods, experiment.
Введение. Сегодня одной из главных задач образования в Новом Узбекистане является развитие исследовательских навыков, направленных на исследовательскую деятельность учащихся, особенно на уроках внеклассного чтения в 6-8 классах.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность поможет им научиться изобретать, понимать и усваивать новое, выражать свои мысли, принимать решения, формулировать интересы и осознавать свои возможности.
В связи с этим становится актуальной задача диагностики уровня развития исследовательских навыков учеников 6-8 классов в рамках уроков внеклассного чтения. С этой целью было необходимо разработать критерии для оценки этих умений. Важнейшим критерием эффективности и применимости предложенных материалов служит их систематизация и специфичность. С учётом универсальности критериев для оценки уровня развития исследовательских навыков учащихся, занимающихся учебно-исследовательской работой на уроках внеклассного чтения, можно выделить группы общих исследовательских навыков, отражающих суть данной деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках внеклассного чтения по литературе в среднем звене школы - недостаточно изученный аспект педагогики и нуждается в конкретном методическом обеспечении, учебном материале, методиках обучения.
В учебных планах, программах, учебных и учебно-методических пособиях по дисциплине «Литература» в классах с русским языком обучения не обозначены уровни исследовательской деятельности учащихся 6-8 классов на уроках внеклассного чтения.
Однако специальное их изучение демонстрирует, что существует некоторое несоответствие между предусмотренными программами требованиями (компетенциями) и реальным уровнем изучения литературы в школе, а также мизерным количеством выделенных часов на самостоятельное чтение. В связи с этим мы провели педагогический эксперимент с целью выявить читательские интересы учащихся, их умения и навыки в области исследовательской деятельности.
Основная часть. Эксперимент - это действие, направленное на создание условий в целях воспроизведения того или иного явления. Эксперимент должен содержать следующие положения: актуальность; предполагаемые цели, задачи и методы; опытно-экспериментальную работу в контрольной и экспериментальной группах; анализ результатов.
Педагогический эксперимент — это научно-поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемые условия, преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса.
Структура и логика педагогического исследования могут быть представлены следующей последовательностью этапов:
1 этап - общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулировка цели и задач исследования;
2 этап - выбор методологии (исходной концепции, опорных теоретических положений, единого исследовательского подхода);
3 этап - построение гипотезы исследования;
4 этап - выбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования;
5 этап - организация и проведение преобразующего и контрольного экспериментов;
6 этап - анализ, интерпретация и оформление результатов исследования;
7 этап - выработка практических рекомендаций.
Обсуждение и результаты. Одной из задач в формировании компетенций учащихся при организации исследовательской деятельности является решение педагогических задач на внеклассных занятиях по литературе. Для решения этой задачи нами был проведён педагогический эксперимент. В процессе работы мы опирались на компоненты исследовательской деятельности школьников, а именно:
- мотивационно-ценностный (состоит из желаний, стимулов, мотивов);
- исполнительно-организационный (включает различные умения, н-р, организацию и исследование);
- содержательный (по оптимальному уровню знаний, в нашем случае, по литературе);
- когнитивный (с развитыми приёмами умственной деятельности);
- креативно-творческий.
Из представленных компонентов исследовательской деятельности можно понять, на какие именно критерии они опираются. При этом данные компоненты являются частью разработанной нами структурно-функциональной модели развития исследовательской деятельности при изучении литературы в среднем звене общеобразовательной школы.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в три основных этапа (2020-2021 гг.; 2021-2022 гг.; 2022-2023 гг.) в общеобразовательных школах Андижанской, Наманганской и Ферганской областей.
I этап эксперимента (2020-2021 гг.) является его начальной ступенью, охватывающей период онлайн-обучения, связанного с эпидемией коронавируса. Это и определило специфику работы, целей и задач, особенностей методики организации исследовательской деятельности. В данном случае работа с учащимися проводилась с опорой на самообразование в силу удалённого обучения, то есть ученики работали с поисковыми компьютерными программами в целях нахождения информации или выполнения заданий; составляли схемы и таблицы; готовили мультимедийные презентации и прочее.
Были задействованы информационно-технологические источники, мультимедийные средства, в перспективе - внедрение виртуальных средств обучения. В результате происходил полноценный контроль с обязательной коррекционной деятельностью с целью получения должных знаний и
умений. На этом этапе особая роль отведена уровню заинтересованности, пояснению (теоретическому обоснованию) и направленности исследовательской деятельности. Все виды исследовательских заданий соответствовали уровню развития учащихся; возрастным и психологическим особенностям; сензитивны учащимся 6-8 классов.
II этап эксперимента (2021-2022 гг.) является формирующим, т.е. он охватил весь второй год работы в общеобразовательных школах. На данном этапе мы интегрировали в педагогический процесс особые поисковые задачи, содержащие важные элементы исследования, учитывающие творческий и креативный подходы. Происходило формирование необходимых исследовательских компетенций с целью отбора текстов художественных произведений и методики работы с ними. Поисковые задачи содержали важные элементы в проработке, анализе и закреплении полученных ЗУН в ходе исследовательских заданий, индивидуально-творческих заданий, где теоретические и практические компетенции становились необходимой базой в исследовательской деятельности.
III этап эксперимента (2022-2023 гг.) связан с результатами и коррекцией по развитию и управлению исследовательской деятельностью на уроках внеклассного чтения в 6-8 классах общеобразовательных школ. Данный этап охарактеризован проведением практических занятий по внеклассному чтению в 6-8 классах общеобразовательных школ Намангана, Андижана и Ферганы, что нашло отражение в разработанном нами учебно-методическом пособии. Целью данного пособия является развитие исследовательской деятельности учащихся среднего звена, для которого были специально отобраны современные технологии, инновационные методы, соответствующие предлагаемой теме внеклассного урока и художественному тексту. Также в этот период времени нами был проведён ряд научных экспериментов, анкетирование, беседы; выяснена частота посещаемости учащимися 6-8 классов школьных, городских и областных библиотек; заинтересованность учеников в чтении художественной литературы.
Выводы. Результаты опытно-экспериментальной работы на III этапе исследования доказывают правильность нашей гипотезы, а именно, создание необходимых условий для развития исследовательской деятельности учащихся 6, 7, 8 классов на уроках внеклассного чтения по
литературе, последовательное и систематическое использование инновационных и современных педагогических технологий, дидактических методов и приёмов в процессе проведения внеклассных занятий на основе развивающего и личностно-деятельностного подходов приводят к эффективности.
Таким образом, на основании результатов, полученных в ходе исследования, была разработана структурно-функциональная модель формирования исследовательской деятельности в ходе исследовательской деятельности учащихся на уроках внеклассного чтения.
Использованные источники:
1. Alex Moore. Teaching and Learning: Pedagogy, Curriculum and culture. USA, 2012.
2. Буранова, Н. Ш. Внеклассное чтение на уроках литературы в средних классах. Periodica Journal of Modern Philosophy, Social Sciences and Humanities, 5, 2022, 166-171.
3. Буранова, Н. Ш. Новая педагогическая технология "Тонкие и толстые вопросы" на уроках внеклассного чтения. Universum: психология и образование, (8 (86)), 2021, 4-6.
4. Буранова, Н. Ш. Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся средней школы. Актуальные научные исследования в современном мире, (4-7), 2021, 122-125.
5. Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2016.
6. Полозова Т.Д. Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся. -Москва-2000.