Научная статья на тему 'Методика изучения темы "направление эволюции органического мира" в разделе "общая биология" средней общеобразовательной школы'

Методика изучения темы "направление эволюции органического мира" в разделе "общая биология" средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
4648
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODS OF TEACHING BIOLOGY / DIRECTIONS OF EVOLUTION OF ORGANIC WORLD / DOCTRINE OF BIOLOGICAL PROGRESS / BIOLOGICAL STABILIZATION / BIOLOGICAL REGRESSION / METHODS OF STUDYING GENERAL DEGENERATION AND CENOGENESIS / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ / НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА / УЧЕНИЕ О БИОЛОГИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ДЕГЕНЕРАЦИИ И ЦЕНОГЕНЕЗОВ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Ламехов Ю. Г., Ламехова Е. А.

В статье рассматривается проблема методики изучения одной из актуальных тем в школьном разделе «Общая биология» направления эволюции органического мира. В содержание включен обзор истории развития представлений о направлении эволюции органического мира. Особое внимание уделено идеям Ч. Дарвина, приведшим к формированию учения о биологическом прогрессе, биологической стабилизации и биологическом регрессе. Биологический прогресс как самый распространенный вариант макроэволюционных преобразований охарактеризован через критерии, которые проявляются в развитии таксонов разного уровня. Описаны пути достижения биологического процесса, выделяемые в соответствии со взглядами А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена. При описании ароморфоза как пути достижения биологического прогресса. Проведён сравнительный анализ определений этого варианта эволюционных преобразований. Дана характеристика таких составляющих идиодаптации, как алломорфоз и специализация. В статье приводятся сведения о методике изучения общей дегенерации и ценогенезов. Также уделено внимание описанию причинно-следственных связей между путями достижения биологического прогресса и направлениями эволюции органического мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF STUDYING THE THEME ‘THE DIRECTION OF THE EVOLUTION OF ORGANIC WORLD' IN THE SECTION ‘GENERAL BIOLOGY' OF SECONDARY EDUCATIONAL SCHOOL

The article deals with a problem of methods of studying one of the topical issues in the school section “General Biology” -the direction of the evolution of the organic world. The contents include a review of the history of the development of ideas about the direction of the evolution of the organic world. Particular attention is paid to the ideas of Charles Darwin, which lead to the formation of the doctrine of biological progress, biological stabilization and biological regression. Biological progress as the most common variant of macroevolutionary transformations is characterized through criteria that are manifested in the development of taxa of different levels. The ways of achievement of biological process are allocated according to the views of A.N. Severtsov and I.I. Shmalgauzen. When describing aromorphosis as a way to achieve biological progress, a comparative analysis of definitions of this variant of evolutionary transformations is carried out. The characteristics of such components of idiomaticity are allomorphs and specialization. The article provides information about the method of studying general degeneration and cenogenesis. The authors also describe cause-effect relationships between the ways of achieving biological progress and the directions of evolution of the organic world.

Текст научной работы на тему «Методика изучения темы "направление эволюции органического мира" в разделе "общая биология" средней общеобразовательной школы»

УДК 372.857

Lamekhov Yu.G., Doctor of Sciences (Biology), Professor, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: dobry_bobr@mail.ru

Lamekhova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: dobry_bobr@mail.ru

TECHNIQUE OF STUDYING THE THEME "THE DIRECTION OF THE EVOLUTION OF ORGANIC WORLD" IN THE SECTION "GENERAL BIOLOGY" OF SECONDARY EDUCATIONAL SCHOOL. The article deals with a problem of methods of studying one of the topical issues in the school section "General Biology" -the direction of the evolution of the organic world. The contents include a review of the history of the development of ideas about the direction of the evolution of the organic world. Particular attention is paid to the ideas of Charles Darwin, which lead to the formation of the doctrine of biological progress, biological stabilization and biological regression. Biological progress as the most common variant of macroevolutionary transformations is characterized through criteria that are manifested in the development of taxa of different levels. The ways of achievement of biological process are allocated according to the views of A.N. Severtsov and I.I. Shmalgauzen. When describing aromorphosis as a way to achieve biological progress, a comparative analysis of definitions of this variant of evolutionary transformations is carried out. The characteristics of such components of idiomaticity are allomorphs and specialization. The article provides information about the method of studying general degeneration and cenogenesis. The authors also describe cause-effect relationships between the ways of achieving biological progress and the directions of evolution of the organic world.

Key words: methods of teaching biology, directions of evolution of organic world, doctrine of biological progress, biological stabilization, biological regression, methods of studying general degeneration and cenogenesis.

Ю.Г. Ламехов, д-р биол. наук, проф., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

Е-mail: dobry_bobr@mail.ru

Е.А. Ламехова, канд. пед. наук, доц. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

Е-mail: dobry_bobr@mail.ru

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА» В РАЗДЕЛЕ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается проблема методики изучения одной из актуальных тем в школьном разделе «Общая биология» - направления эволюции органического мира. В содержание включен обзор истории развития представлений о направлении эволюции органического мира. Особое внимание уделено идеям Ч. Дарвина, приведшим к формированию учения о биологическом прогрессе, биологической стабилизации и биологическом регрессе. Биологический прогресс как самый распространенный вариант макроэволюционных преобразований охарактеризован через критерии, которые проявляются в развитии таксонов разного уровня. Описаны пути достижения биологического процесса, выделяемые в соответствии со взглядами А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена. При описании ароморфоза как пути достижения биологического прогресса. Проведён сравнительный анализ определений этого варианта эволюционных преобразований. Дана характеристика таких составляющих идиодаптации, как алломорфоз и специализация. В статье приводятся сведения о методике изучения общей дегенерации и ценогенезов. Также уделено внимание описанию причинно-следственных связей между путями достижения биологического прогресса и направлениями эволюции органического мира.

Ключевые слова: методика обучения биологии, направления эволюции органического мира, учение о биологическом прогрессе, биологическая стабилизация, биологический регресс, методика изучения общей дегенерации и ценогенезов.

Развитие науки, в том числе биологии, сопровождается описанием новых фактов, с последующей их систематизацией, которая приводит к формулировке теоретических обобщений. Накопленные фактические данные по-разному встраиваются в существующую систему знаний и отношение к ним может изменяться в зависимости, например от изменений, произошедших в науке.

История развития биологической науки с описанием основных достижений и причин, повлиявших на ее развитие, описана в ряде источников [1; 2; 3; 4]. Выявление закономерностей исторического развития биологии, как комплекса наук о живой природе, позволяет прийти к выводу о важной методологической роли этой науки. Так, в биологии возникла эволюционная методологическая концепция, ставшая основой мировоззренческих представлений [5]. Особую роль в развитии эволюционной биологии, а также общественного и индивидуального сознания, сыграла разработка представлений о направлениях эволюции органического мира. Развитие совокупности знаний и формирование обобщений по такой проблеме как направления эволюции органического мира, происходило под влиянием следующих достижений в развитии биологии:

- описание разнообразия растений и животных;

- развитие учения о виде;

- классификация видов и создание учения о лестнице существ;

- описание ископаемых форм растений и животных;

- развитие учения об эмбриональном развитии организмов;

- появление идеи об эволюции живых организмов;

- формулировка эволюционного учения Ж.Б. Ламарка;

- создание теории естественного отбора Ч. Дарвина;

- оформление синтетической теории эволюции.

Длительность формирования представлений о направлениях эволюции органического мира, а так же особое значение этого достижения в развитии эволюционной биологии, определяют необходимость научно обоснованного и методически грамотного подхода к организации изучения этой темы. Формирование представлений о направлениях эволюции происходило на фоне второй глобальной научной революции [6]. В литературе обсуждается необходимость междисциплинарного подхода при изучении теории эволюции в средней и высшей школе, что имеет непосредственное отношение к организации изучения направлений эволюции живых организмов [7]. Изучение истории формирования представлений об эволюции органического мира и учения о направлениях эволюции достиг-

нет большего образовательного результата при использовании знаний о закономерностях взаимодействия организмов и окружающей среды [8].

Содержание информации, которая рекомендуется для изучения по теме «направления эволюции» излагается в учебных изданиях [9; 10; 11]. Опыт работы позволяет предложить следующий вариант части учебной программы, в котором представлена последовательность вопросов, включенных в тему «Направления эволюции органического мира».

Развитие представлений о направлениях эволюции органического мира. Значение работ Аристотеля в описании классификации организмов и развитии учения о виде. Представления Ж.Кювье об изменении уровня организации организмов, обитавших на Земле. Распространение теории катастроф. Вклада Ж.Б. Ламарка в разработку учения о направлениях эволюции. Сущность эволюционного подхода Ж.Б. Ламарка. Направления эволюции, описанные Ж.Б. Ла-марком. Определение прогресса и его причины. Основные идеи, Ч. Дарвина о повышении уровня организации в процессе эволюции, частном и общем результатах эволюционного процесса. Развитие представлений Ч. Дарвина о результатах эволюционного процесса в работах А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена. Направления эволюции органического мира: биологический прогресс, биологический регресс и биологическая стабилизация. Определения направлений с позиций синтетической теории эволюции. Критерии биологического прогресса и биологического регресса. Примеры видов растений и животных, развивающихся в направлении биологического прогресса, регресса и стабилизации.

Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация и ценогенез. Ароморфоз. Определения ароморфозов. Виды изменений в строении и функционировании органов, относящиеся к ароморфо-зам. Последовательность возникновения ароморфозов в эволюции растительного и животного мира. Критерии ароморфозов. Идиоадаптации. Определение идиоадаптаций. Примеры идиоадаптаций растений и животных. Виды специализации: теломорфоз, гиперморфоз, катаморфоз и гипоморфоз. Эволюционное значение видов специализации. Общая дегенерация. Примеры организмов, развивающихся по пути общей дегенерации. Причины общей дегенерации. Цено-генезы. Определение ценогенезов. Примеры ценогенезов в развитии растений и животных.

Соотношение между путями биологического прогресса и направлениями эволюции органического мира. Возникновение ароморфозов. Процесс форми-

рования идиоадаптаций. Смена направлений эволюции. Причины и механизмы перехода совокупности организмов с развития в направлении биологического прогресса на развитие в направлении биологического регресса. Характер действия факторов эволюции при развитии совокупности организмов в направлении биологического регресса.

Значение учения А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена о направлениях эволюции и путях достижения биологического прогресса.

При изучении учебного материала по обсуждаемой теме, в соответствии с предложенным выше фрагментом учебной программы, рекомендуется описать значение работ Аристотеля и Ж.Кювье в зарождении учения о направлениях эволюции. Оба ученых не признавали реальность эволюции, но внесли вклад в зарождение представлений о направлениях эволюционного процесса. Аристотель, описав около 500 видов животных, предложил вариант лестницы существ, расположив известные ему формы в определенном порядке. Признание восходящей ступенчатости, предложенного варианта лестницы существ, вызывало интерес к причинам, обусловившим развитие организмов от низших форм к высшим. Ж. Кювье, являлся сторонником теории катастроф. Ученый признавал положение о том, что сначала на земле существовали примитивные организмы, после гибели которых возникали существа с более высоким уровнем организации. Ж. Кювье не признавал наличие филогенетической связи между вымершими организмами и новыми группировками. Такой подход позволял ученому, отрицая реальность эволюции как процесса, признавать усложнение строения организмов, появляющихся после прекращения очередной катастрофы. Таким образом, зарождение идей, приведших к появлению представлений о направлениях эволюции, было связано в большей степени с анализом данных таких зарождающихся наук, как систематика и палеонтология.

Эволюционный подход к проблеме впервые осуществил Ж.Б. Ламарк. Учёный выделили два направления эволюции: вертикальное, приводящее к повышению уровня организации организмов и горизонтальное, благодаря которому повышается уровень приспособленности без повышения уровня организации. В настоящее время, в синтетической теории эволюции, признаются такие пути достижения биологического прогресса, как ароморфоз и идиоадаптация, которые соответствуют двум направлениям эволюции, впервые описанным Ж.Б. Ламар-ком. Идеи ученого о направлениях эволюции носили ярко выраженный прогрессивный характер, но они не получили признания, т. к. Ж.Б. Ламарк считал, что причиной эволюции является внутреннее стремление к прогрессу, заложенное в каждый организм с момента рождения. Эволюционный подход в решении такой макроэволюционной проблемы, как направления эволюции, развил Ч. Дарвин, признавая наличие материальных факторов эволюционного процесса. Безусловная заслуга Ч. Дарвина, связанная с развитием учения о направлениях эволюции органического мира, подтверждается следующими выводами ученого:

- повышение уровня организации является частным результатом эволюции;

- общий результат эволюционного процесса - повышение уровня приспособленности.

Сформулированные Ч. Дарвиным выводы лежат в основе противоречия между ламаркизмом и дарвинизмом. В соответствии со взглядами а, в процессе эволюции уровень организации не может снижаться, т. к. этому препятствует внутреннее стремление к прогрессу, заложенное в каждый организм с момента рождения. Подход Ч. Дарвина к описанию эволюционого развития организмов шире, чем подход Ж.Б. Ламарка. В соответствии со взглядами Ч. Дарвина, эволюционный процесс может протекать в направлении повышения или снижения уровня организации, если при этом повышается уровень приспособленности к среде обитания.

Идеи Ч. Дарвина о направлениях эволюции органического мира развивали А.Н. Северцов и И.И. Шмальгаузен. Ученые признавали реальность развития совокупностей организмов в трех направлениях:

1) биологический прогресс;

2) биологическая стабилизация;

3) биологический регресс, или вымирание.

Названные направления эволюции описаны в научной [12; 13; 14; 15] и учебной литературе [9; 10; 11]. При изучении направлений эволюции органического мира необходимо особое внимание уделять формулировке определения и примерам, подтверждающим реальность проявления того или иного направления эволюции. Самым распространенным направлением является биологический прогресс. Реальность этого направления подтверждается изменением состояния биосферы за период с возникновения жизни на Земле по настоящее время. При формулировке определения биологического прогресса необходимо подчеркнуть, что вариант определения, признаваемый в синтетической теории эволюции, опирается на выводы, сформулированные Ч. Дарвиным. Этот вариант можно сформулировать следующим образом: «Биологический прогресс - это повышение уровня приспособленности организмов, происходящее при смене поколений организмов». Если при формулировке определения опираться на учение Ж.Б. Ламарка, то определение будет иметь следующий вид: «Биологический прогресс - это повышение уровня организации в процессе эволюции». Биологический прогресс проявляется наряду с другими направлениями эволюции, поэтому возникает необходимость выделения критериев на основании которых можно объективно отличить проявление одного из направлений эволюции от другого.

Описывая критерии биологического прогресса, очень важно подчеркнуть, что прогрессивное развитие может проявляться по отношению к совокупностям организмов разного уровня. В итоге прогресс и его критерии могут быть применены к явлениям, происходящим, как на микроэволюционном, так и на макроэволюцион-ном уровнях. При описании биологического регресса, можно исходить из того, что это направление эволюции противоположно по своим результатам биологическому прогрессу. Особое внимание важно уделить такому направлению эволюции как биологическая стабилизация. К сожалению, не во всех источниках уделено внимание описанию биологической стабилизации. Как и в предыдущих случаях, необходимы формулировка определения, критериев биологической стабилизации и примеров эволюционных преобразований, соответствующих этому направлению эволюции. При изучении биологической стабилизации необходимо подчеркнуть, что это событие не означает остановки эволюционного процесса. Дело в том, что сохранение возникшего уровня приспособленности к среде обитания так же является одним из результатов эволюции, который достигается благодаря проявлению действия факторов эволюционного процесса.

В учебной литературе, как правило, указываются следующие пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация и ценогенез [10; 16]. Изучение сущности названных путей достижения биологического прогресса должно сопровождаться формулировкой определения или определений, если признается несколько вариантов определений, примерами и описанием эволюционного значения приведенных примеров. Особое значение играет обоснование примеров, относимых к тому или иному варианту путей достижения биологического прогресса.

Ароморфозу, как пути достижения биологического прогресса, дают, как правило, следующий вариант определения: «ароморфоз, или морфофизиологи-ческий прогресс - повышение уровня организации» [16]. Другой вариант определения формулируется следующим образом: «ароморфоз - прогрессивное усовершенствование морфофизиологической организации» [9]. В обоих вариантах определения ароморфоза указывается, что этот путь достижения биологического прогресса приводит к повышению уровня организации. С учётом того, что эволюция является процессом, происходящим при смене поколений организмов, определение ароморфоза можно сформулировать следующим образом: «Аромор-фоз - это повышение уровня организации потомков по сравнению с предками».

И.И. Шмальгаузен [13], описывая сущность ароморфозов, пришел к выводу о том, что ароморфозы достигаются усложнением органов и функций и включают следующие виды изменений:

- прогрессивные гистологические изменения;

- прогрессивные изменения величины и формы органов;

- дифференцировка органов;

- увеличение числа органов;

- изменение расположения органов в пределах организма.

Приведенные изменения, проявляющиеся в ходе филогенеза, позволяют

отличить ароморфозы от других путей достижения биологического прогресса. Выделение ароморфозов среди разных вариантов эволюционных преобразований, возможно при учете критериев, описанных в литературе [15]. К их числу относятся:

- адаптивность признака;

- длительность существования признака в ходе филогенеза;

- ароморфозы, в отличие от других путей достижения биологического прогресса, обеспечивают расширение адаптивной зоны потомков по сравнению с предками.

Таким образом, одним из аспектов, связанных с характеристикой аромор-фозов, является их значение в проявлении такого процесса как расширение адаптивной зоны потомков по сравнению с предками. Известно, что ширина адаптивной зоны зависит от разнообразия экологических факторов, к которым приспособлены организмы [17]. Значит, приобретение ароморфозов в процессе эволюции приводит к повышению уровня организации, которое связано с расширением адаптивной зоны.

При описании ароморфозов особое внимание рекомендуется уделять последовательности возникновения ароморфозов в процессе эволюции растений и животных. Примеры ароморфозов лучше записывать в таблицы. Можно рекомендовать следующие формы таблиц (табл. 1).

Таблица 1

Последовательность возникновения ароморфозов в эволюции растений

№ п/п Название группы растений Примеры видов Ароморфозы

При заполнении таблицы можно выделять группы растений или называть надвидовые таксоны. После заполнения таблицы рекомендуется ответить на следующие вопросы:

- На примере одного из приведенных ароморфозов, докажите, что выбранный признак относится к ароморфозам.

- Какие группы растений приобрели минимальное количество ароморфозов, а какие - максимальное?

- Приведите примеры ароморфозов, распространившихся на большое количество надвидовых таксонов.

- Какие ароморфозы проявляются в фенотипе у небольшого количества надвидовых таксонов?

- К каким эволюционно значимым результатам приводит приобретение ароморфозов в процессе эволюции?

Примеры ароморфозов, возникших в процессе эволюции животных, можно также привести в форме таблицы, с учетом принадлежности организмов к над-видовым таксонам. Кроме этого, рекомендуется учитывать ароморфозы, связанные с разными признаками фенотипа животных: с особенностями морфологии, анатомии и физиологии.

Приобретение ароморфозов, приводит к повышению уровня организации. Группа организмов, получившая в процессе эволюции максимальное количество ароморфозов, может приобрести новый эволюционный статус. И.И. Шмальгау-зен [13] считал, что высшей формой эволюционного развития совокупности ароморфозов является эпиморфоз. В соответсвии со взглядами ученого эпиморфоз - это состояние вида, обеспечивающее ему господство над средой обитания. К числу характеристик эпиморфоза относятся:

- овладеть всей средой обитания в биосфере может только один вид;

- достижение эпиморфоза связано с приобретением максимально возможного количества ароморфозов;

- статус эпиморфоза, достигнутый Человеком разумным, связан с развитием головного мозга и последующими эволюционными преобразованиями.

В итоге, Человек разумный, приобредший в процессе эволюции ароморфозы, ставшие основой последующих эволюционных преобразований, оказался в состоянии вида, овладевшего средой обитания в большей степени по сравнению с другими видами биосферы. Выделение эпиморфоза, как способа достижения биологического прогресса, с одной стороны описывает эволюционные превращения, происходящие после приобретения ароморфозов, а с другой, является вариантом оценки экологических изменений, которые переживает вид.

Второй путь достижения биологического прогресса - идиоадаптация. В учебной литературе приводятся следующие варианты определения идиоадаптаций: «идиоадаптация - преобразование исходной ароморфной организации соответственно частным условиям среды» [9], или «идиоадаптация - выработка частных приспособлений без повышения уровня организации» [16]. Оба варианта определений описывают идиоадаптации, но с разных точек зрения. В первом варианте идиоадаптация оценивается как процесс преобразования возникших ароморфозов, а во втором идиоадаптации охарактеризованы с точки зрения возникающего эволюционного результата. Приведенные определения не противоречат другу, в данном случае скорее проявляется взаимное дополнение двух вариантов определений. При описании идиоадаптаций, необходимо привести примеры изменений, относящихся к идиоадаптациям и обосновать их правильность. Выбор вариантов идиоадаптаций должен проводиться с учетом следующих рекомендаций:

- идиоадаптации проявляются у всех видов живых организмов и на всех уровнях организации жизни;

- идиоадаптации возникают по всем признакам фенотипа и вырабатываются по отношению ко всем факторам внешней среды;

- идиоадаптации распространяются в пределах вида или совокупности родственных видов.

Учет приведенных рекомендаций позволит привести правильные и разнообразные примеры идиоадаптаций.

Сложность формулировки определения идиоадаптации объясняется тем, что при описании идиоадаптаций необходимо учитывать явления, связанные с идиоадаптацией и результаты, к которым эти явления приводят. Принципиальный вклад в развитие учения о направлениях эволюции и, соответственно, об идиоадаптациях, сделан И.И. Шмальгаузеном [12; 13], который предложил выделять в пределах идиоадаптации две составляющие: алломорфоз и специализацию. Под алломорфозом ученый понимал преобразования организации, связанные с дальнейшим приспособлением к условиям обитания при сохранении предкового типа взаимоотношений со средой. Примером алломорфоза как процесса эволюционного характера, является, например, изменение способа перемещения рептилий в пределах воздушно-наземной среды обитания. К ал-ломорфозам, проявившимся в эволюции растений, относятся все варианты формирования метаморфозов вегетативных органов. Специализация, в соответствии со взглядами И.И. Шмальгаузена [12; 13], определяется как приспособление к узким условиям окружающей среды или как сужение адаптивной зоны потомков по сравнению с предками. В итоге при развитии по пути алломорфозов не уменьшается количество связей со средой обитания. Этот результат проявляется при специализации, которая делится на четыре вида: теломорфоз, гиперморфоз, ка-таморфоз и гипоморфоз. При описании видов специализации, необходима формулировка определения и ссылка на примеры (табл. 2).

Общая дегенерация (или морфофизиологический регресс) - вторичное упрощение организации [16]. С нашей точки зрения формулировку определения можно расширить и сформулировать ее в следующем варианте: «Общая дегенерация - это упрощение строения при повышении уровня приспособленности, происходящее в связи с паразитическим или сидячим образом жизни». Преимущества предложенного варианта определения заключаются в следующем:

- в определении указаны результаты, к которым приводит развитие по пути общей дегенерации;

- подчеркивается особенность общей дегенерации, при которой снижается уровень организации, но повышается уровень приспособленности к среде обитания;

- учитывая первые два положения, характеризующие общую дегенерацию, можно прийти к выводу о том, что предложенный вариант определения носит эколого-эволюционный характер.

При изучении общей дегенерации следует обратить внимание на тот факт, что А.Н. Северцов относил общую дегенерацию к самостоятельным путям достижения биологического прогресса, а И.И. Шмальгаузен рассматривал ее в качестве вида специализации. Такой подход не противоречит учению о направлениях эволюции органического мира и расширяет представления об общей дегенерации, которая может быть отнесена к специализации, т. к. паразиты являются организмами, приспособленными к узким условиям среды обитания.

Статус ценогенеза, как пути достижения биологического прогресса, предложен А.Н. Северцовым [18] , который определил ценогенез, как выработку приспособлений, обеспечивающих выживание организмов на ранних стадиях онтогенеза. И.И. Шмальгаузен [12;13] вывел ценогенезы из путей достижения биологического прогресса, т. к. ценогенезы могут быть отнесены либо к аромор-фозам, либо к идиоадаптациям.

Важнейшим вкладом И.И. Шмальгаузена в разработку учения о направлениях эволюции органического мира является описание связи между путями биологического прогресса и направлениями эволюции органического мира. Ме-

Таблица 2

Виды специализации

№ п/п Название и определение вида специализации Результаты, важные с эволюционной и экологической точек зрения Примеры специализации

1. Теломорфоз- специализация по питанию и защитным приспособлениям - появление реликтов; - вымирание; - возникновение ароморфозов. - покровительственная окраска певчего кузнечика; - появление животных, питающихся одним видом корма (панды, коала и др.)

2. Гиперморфоз(гигантизм) -переразвитие организма или частей его тела. - вымирание; - изменение взаимоотношений в системе «хищник-жертва»; - влияние на проявления действия полового отбора. - появление гигантских растений (секвойи, баобабы, многие вымершие растения ) - гигантские виды животных, как среди вымерших, так и среди современных.

3. Катаморфоз (общая дегенерация) - снижение уровня организации потомков по сравнению с предками в результате паразитического или сидячего образа жизни - утрата некоторых ароморфозов; - приобретение новых вариантов идиоадаптаций; - изменения в проявлении форм борьбы за существование. Возникновение паразитических видов растений и животных. Приспособление к сидячему образу жизни.

4. Гипоморфоз ( неотения ) - выпадение стадии взрослого организма в онтогенезе - появление новых жизненных форм у растений; - изменения в ходе эволюции онтогенеза. Формирование новых группировок организмов у плоских червей, ракообразных, насекомых, хвостатых амфибий и др. групп организмов.

ханизмы, лежащие в основе этих макроэволюционных преобразований, описаны в литературе [9; 10; 13]. И.И. Шмальгаузен выявил следующие закономерности:

- ароморфозы возникают в ответ на резкие изменения условий окружающей среды;

- ароморфозы перекрывают неблагоприятные для организмов изменения условий среды обитания;

- благодаря возникшим ароморфозам совокупности организмов выживают в изменяющихся условиях;

- на базе возникшего ароморфоза в процессе эволюции формируются идиоадаптации, распространяющиеся на определенную совокупность видов.

Описанные закономерности в форме причинно-следственных связей появляются при смене направлений эволюции и путей достижения биологического прогресса. Генетическую связь между путями достижения биологического прогресса можно проиллюстрировать на примере формирования идиоадаптаций. С нашей точки зрения, это можно продемонстрировать, приведя примеры аро-морфозов, на базе которых в процессе эволюции возникают идиоадаптации. Называя варианты ароморфозов нельзя упускать из вида, что ароморфозы распространяются в пределах крупных надвидовых таксонов, а идиоадаптации, в типичном случае, проявляются в фенотипе особей одного или близкородственных видов. В таблице приведены примеры ароморфозов и идиоадаптаций (табл. 3).

Процесс перехода в развитии группы с направления биологического прогресса на направление биологического регресса происходит по этапам :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Возникновение ароморфоза. Этот результат эволюции позволяет совокупности организмов развиваться в направлении биологического прогресса.

2. Развитие идиоадаптаций на базе возникшего ароморфоза. Совокупность организмов продолжает развиваться в направлении биологического прогресса.

3. Переход от идиоадаптаций к специализации. На этой стадии эволюционных преобразований, при смене условий окружающей среды, возможно вымирание организмов, которое проявляется при развитии в направлении биологического регресса. В итоге на стадии, соответствующей проявлению специализации, совокупность организмов реализует смену направления эволюции с биологиче-

Библиографический список

Таблица 3

Примеры ароморфозов и возникающих на их основе идиоадаптаций

№ п/п Ароморфозы Идиоадаптации

1. Семя цветкового растения - высокое содержание белка в семенах фасоли; - оболочки семени кокосовой пальмы.

2. Цветок покрытосеменного растения - соцветие головка клевера лугового; - гигантский цветок Раффлезии Арнольди.

3. Перьевой покров птиц - развитие пуховых перьев серого гуся; - яркая окраска оперения у павлина.

4. Кожа млекопитающих - редукция волосяного покрова у кашалота; - развитие подкожного жира у морского котика.

ского прогресса на направление биологического прогресса. Специализация не приводит к однозначному варианту развития совокупностей организмов. Если проявляется, например теломорфоз, то это может привести к возникновению нового ароморфоза, который приведет к развитию группы организмов в направлении биологического прогресса.

Изучение закономерностей эволюции, проявляющихся в разных направлениях, достигнет лучшего результата при проведении лабораторных занятий [19; 20]. При иллюстрации закономерностей эволюционных преобразований, рекомендуется использовать материалы по биологии, как отдельных групп организмов [21], так и данные по состоянию биологического разнообразия определенных регионов [22].

Таким образом, методика изучения такой макроэволюционной проблемы как направления эволюции органического мира, является одним из вариантов сочетания достижений эволюционной биологии, а так же взаимодействия методических приемов и методов обучения, направленных на овладение учебным материалом.

1. История биологии. С древнейших времен до начала XX века. Под редакцией С.Р Микулинского. Москва: Наука, 1972.

2. История биологии. С начала XXвека до наших дней. Под редакцией Л.Я. Бляхера. Москва: Наука, 1975.

3. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. Москва: Прогресс Традиция, 1999.

4. Павлович С.А. История биологии и медицины в лицах. Минск: Высшая школа, 2010.

5. Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция). Отв. ред. О.Е. Баксанский. Москва: Эдиториал УРСС, 2001.

6. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Вторая глобальная научная революция и формирование эволюционной теории. Сб. статей международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА, 2017: 23 - 26.

7. Ламехов Ю.Г. Междисциплинарный подход при изучении теории эволюции в средней и высшей школе. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: АЭТЕРНА, 2017: 146 - 149.

8. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г Значение экологических знаний при изучении истории формирования представлений об эволюции в высшей школе. Материалы IVмеждународной научно-практической конференции. Самара: ССГПу, 2018: 271 - 278.

9. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. Москва: Просвещение, 1985.

10. Северцов А.С. Теория эволюции. Москва: Владос, 2005.

11. Яблоков А.В. Эволюционное учение. Москва: Высш. шк., 1998.

12. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Ленинград: Наука, 1969.

13. Шмальгаузен И.И. Избранные труды. Пути и закономерности эволюционного процесса. Москва: Наука, 1983.

14. Северцов А.С. Главные направления эволюционного процесса. Москва: МГУ 1967.

15. Северцов А.С. Направленность эволюции. Москва: МГУ1990.

16. Северцов А.С. Основы теории эволюции. Москва,1987.

17. Симпсон Дж. Г. Темпы и формы эволюции. Москва: ИЛ, 1948.

18. Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. Москва: МГУ 1967.

19. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г Методика проведения лабораторных занятий по теории эволюции при изучении общей биологии в средней школе. Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Москва: МГОУ 2017.

20. Ламехов Ю.Г. Значение лабораторных занятий по теории эволюции для профессиональной подготовки будущих учителей биологии. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧГПУ, 2008.

21. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Эволюционный подход к изучению биологии птиц в высшей школе Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: КГПУ 2017.

22. Уткина Т.В., Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г К вопросу о методике изучения биологического разнообразия в средней общеобразовательной школе. Инновационная наука. 2016; 3-2: 203 - 208.

References

1. Istoriya biologii. S drevnejshih vremen do nachala XX veka. Pod redakciej S.R. Mikulinskogo. Moskva: Nauka, 1972.

2. Istoriya biologii. S nachala XX veka do nashih dnej. Pod redakciej L.Ya. Blyahera. Moskva: Nauka, 1975.

3. Voroncov N.N. Razvitie 'evolyucionnyh idej v biologii. Moskva: Progress Tradiciya, 1999.

4. Pavlovich S.A. Istoriya biologii i mediciny v licah. Minsk: Vysshaya shkola, 2010.

5. Metodologiya biologii: novye idei (sinergetika, semiotika, ko'evolyuciya). Otv. red. O.E. Baksanskij. Moskva: 'Editorial URSS, 2001.

6. Lamehova E.A., Lamehov Yu.G. Vtoraya global'naya nauchnaya revolyuciya i formirovanie 'evolyucionnoj teorii. Sb. statej mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: A'ETERNA, 2017: 23 - 26.

7. Lamehov Yu.G. Mezhdisciplinarnyj podhod pri izuchenii teorii 'evolyucii v srednej i vysshej shkole. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: A'ETERNA, 2017: 146 - 149.

8. Lamehova E.A., Lamehov Yu.G. Znachenie 'ekologicheskih znanij pri izuchenii istorii formirovaniya predstavlenij ob 'evolyucii v vysshej shkole. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Samara: SSGPU, 2018: 271 - 278.

9. Georgievskij A.B. Darvinizm. Moskva: Prosveschenie, 1985.

10. Severcov A.S. Teoriya 'evolyucii. Moskva: Vlados, 2005.

11. Yablokov A.V. 'Evolyucionnoe uchenie. Moskva: Vyssh. shk., 1998.

12. Shmal'gauzen I.I. Problemy darvinizma. Leningrad: Nauka, 1969.

13. Shmal'gauzen I.I. Izbrannye trudy. Puti izakonomernosti 'evolyucionnogo processa. Moskva: Nauka, 1983.

14. Severcov A.S. Glavnye napravleniya 'evolyucionnogo processa. Moskva: MGU, 1967.

15. Severcov A.S. Napravlennost' 'evolyucii. Moskva: MGU,1990.

16. Severcov A.S. Osnovy teorii 'evolyucii. Moskva,1987.

17. Simpson Dzh. G. Tempy i formy 'evolyucii. Moskva: IL, 1948.

18. Severcov A.N. Glavnyenapravleniya 'evolyuclonnogoprocessa. Moskva: MGU, 1967.

19. Lamehova E.A., Lamehov Yu.G. Metodika provedeniya laboratornyh zanyatij po teorii 'evolyucii pri izuchenii obschej biologii v srednej shkole. Sbornikmaterialov Vserossijskojs mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGOU, 2017.

20. Lamehov Yu.G. Znachenie laboratornyh zanyatij po teorii 'evolyucii dlya professional'noj podgotovki buduschih uchitelej biologii. Materialy IV Vserossijskojnauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk: ChGPU, 2008.

21. Lamehova E.A., Lamehov Yu.G. 'Evolyucionnyj podhod k izucheniyu biologii ptic v vysshej shkole Materialy IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk: KGPU, 2017.

22. Utkina T.V., Lamehova E.A., Lamehov Yu.G. K voprosu o metodike izucheniya biologicheskogo raznoobraziya v srednej obscheobrazovatel'noj shkole. Innovacionnaya nauka. 2016; 3-2: 203 - 208.

Статья поступила в редакцию 08.02.19

УДК 378:81:159.9; 81'33

Levina O.M., senior teacher, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: olesya.levina@gmail.com

PROBLEM OF VERBAL MANIPULATION IN MODERN INTERCULTURAL FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION. The researcher's analysis of literature on the following research shows increasing interest that concerns verbal manipulation of addressee. Much attention of the article is given to a problem of verbal manipulation realization of another culture in the context of foreign-language teaching in a language university. The research expresses the author's own opinion on the present situation in the world, when culture plays the role of a means of verbal manipulation and intercultural communicators act as a manipulator and manipulated. Nowadays geopolitical situation makes it necessary to clarify the aim of intercultural foreign-language education, that will provide a student of a language university with some appropriate competence. The above-mentioned education will help the students to overcome verbal manipulation in the context of intercultural communication.

Key words: communicative strategy, linguistic personality, intercultural communication, intercultural communicative competence, intercultural approach, intercultural foreign language education, speech manipulation.

О.М. Левина, ст. преп., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: olesya.levina@gmail.com

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ литературы по теме исследования показал возросший за последнее время интерес к вопросу манипулятивного воздействия на адресата. В настоящей статье проблема реализации речевой манипуляции иной культуры актуализируется в контексте обучения иностранному языку в языковом вузе. Проведенное исследование позволило представить свое видение сложившейся ситуации на мировой арене, где культура выступает в качестве средства реализации речевой манипуляции, а партнеры по межкультурной коммуникации выполняют роли манипулятора и манипулируемого. Вызов времени (геополитическая обстановка) обусловливает необходимость уточнения цели межкультурного иноязычного образования, которая будет предусматривать подготовку будущего специалиста к межкультурной коммуникации в тех условиях, когда скрытое воздействие партнера по межкультурному взаимодействию может привести к изменению культурных ценностных ориентаций адресата сообщения.

Ключевые слова: языковая личность, коммуникативная стратегия, межкультурная коммуникация, межкультурная коммуникативная компетенция, межкультурный подход, межкультурное иноязычное образование, речевая манипуляция.

«Если раньше пропаганда и психологическое давление на страну и ее население чаще всего лишь предваряло военные действия, то сегодня информационные войны безо всякого вмешательства силовых структур способны делить и сокрушать целые государства» [1, с. 4].

Не подвергается сомнению вышеозначенная позиция А.Ю. Петухова, поскольку в настоящее время информация, помимо своих прямых функций (познавательной - получение новых знаний, коммуникативной - взаимодействие людей) с возрастающей значимостью выполняет функцию управления / формирования поведения, образа мысли, мировоззрения человека. При этом, преобразуя свое содержание не в созидательную, а в разрушительную силу, информация расширяет поле своего воздействия в мировом масштабе благодаря развитию средств массовой информации (далее - СМИ) и Интернету.

Информационному манипулятивному воздействию на современном этапе формирования внешнеполитических отношений подверглось и Российское государство. Отмечается применение целого комплекса мероприятий по манипулированию сознанием населения в рамках «единой смысловой и целеположенной сети», где информационная война рассматривается в качестве «составной части относительно нового понятия сетевых войн» [2]. Население подвергается речевой манипуляции в самых разных сферах жизни: в СМИ, экономике, политике, науке, образовании, культуре и т. д.

Именно культура, рассматриваемая не только как продукт совместной жизнедеятельности людей, но и как одно из средств манипуляции сознанием, представляет для ученых обширное исследовательское поле (Ю.А. Ермаков, М.Р. Желтухина и т. д.). Повышенное внимание на себя обращает феномен речевой манипуляции в рамках «взаимодействия культур», «межкультурной коммуникации», «межкультурного общения».

Особую значимость приобретает проблема изучения воздействия (речевой манипуляции) иной культуры в рамках обучения иностранному языку [3; 4]. В этом контексте образование рассматривается как инструмент «мягкой силы» [5].

Речевая манипуляция, выступающая основным инструментом «словесного воздействия», выстраивает зачастую непреодолимый культурный барьер [6]. Как следствие, учет и преодоление эффекта манипулятивного коммуникативного воздействия представляет особо актуальную проблему в контексте целеполага-ния межкультурного иноязычного образования в языковом вузе.

В условиях тотального манипулятивного воздействия со стороны стран первого круга («мягкая сила», «лингвистический империализм» «лингвицизм»), не представляется уместным говорить о возможности достижения паритетности чужой и собственной культур в рамках межкультурной коммуникации. Более того, мы можем наблюдать, что адресанты сообщения оперируют потребностями (желаниями, интересами) и чувствами субъекта (эмоциями), определенными «духовными» идеалами и культурными ценностями, а также приемами (тактиками), способствующими навязыванию субъекту неких мнений, которые не совпадают с его культурной ценностной ориентацией [7].

Все это противоречит целевому ориентиру языкового образования, провозглашающему необходимость формировать субъекта поликультурной и мульти-лингвальной мировой цивилизации [8]. В связи с замещением знаниецентриче-ской направленности обучения на культуросообразную (Е.И. Пассов) полагаем уместным отметить необходимость в уточнении цели межкультурного иноязычного образования, которая будет отвечать потребностям межкультурного коммуниканта, стремящегося эффективно взаимодействовать в условиях манипулятив-ного воздействия иной культуры.

Уместно заметить, что положительная результативность межкультурной коммуникации достигается не посредством преодоления языкового барьера, а с помощью средств и способов, позволяющих справиться с барьером культурным [9]. Однако культурная составляющая другого лингвосоциума не ограничивается лишь компонентами, «несущими национально-специфическую окраску» (например, традиции, обычаи, бытовая культура), но и прослеживается в особенностях «национальной картины мира», «культурной реальности» той или иной цивилизации [9]. При этом зачастую происходит наделение иной культуры некими ценностями родной культуры, затрудняющее и так непростое взаимодействие партнеров по межкультурной коммуникации. В итоге укоренение стереотипности мышления относительно другого лингвосоциума приводит к нарушению всего процесса межкультурного общения [10].

Однако следуя представлению Н.В. Барышникова, считающего межкультурную коммуникацию «коммуникативным мероприятием», в котором коммуникант может столкнуться с давлением, манипуляцией, трюками и уловками, обучающемуся необходимо быть готовым к любым условиям общения, и даже «дать достойный отпор разжигателям информационной войны» [11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.