теория п ис i ОРИ л 1рхнтешры, РЕП ШРАЦИН
Щ(7 II РЕ КОИСТ РЖ ЦП Я 8ШР11КО-\Р\1П1 ШТ1ГОГО1ИГ1ЩНЯ
УДК 72.01
Ахтямова Р.Х. - ассистент
E-mail: rezeda.akhtiamova@gmail.com
Ахтямов И.И. - старший преподаватель
E-mail: e.achti@gmail.com
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1
Методика исследования общественных пространств центра города
в учебном процессе
Аннотация
В статье представлена методика исследования общественного пространства улицы в историческом центре города, на примере города Казани. Методика Яна Гейла адаптирована для учебного процесса студента-архитектора. По мнению авторов, опыт подобных исследований важен на стадии высшего профессионального образования архитектора, так как воспитывает понимание ответственности за принимаемые архитектурные решения, которые формируют общественное пространство города, улицу. Обозначены особенности такого городского общественного пространства, как улица, приведены выводы четырех самостоятельных блоков комплексного исследования.
Ключевые слова: методика исследования, исследование городского пространства, качество городской среды, общественное пространство, общественное пространство улица.
Человек воспринимает город в первую очередь через его общественные пространства, общественные пространства города являются его лицом, определяют его образ как для местного жителя так и для человека, оказавшегося в нем на время. Внимание к общественным пространствам в современной урбанистике России особенно в последние годы является максимальным, однако в Европе и США этот процесс начался в 60-70-ые годы благодаря таким личностям как Джейн Джекобс и Ян Гейл.
Несмотря на то, что вопросы организации общественного пространства города, могут показаться на первый взгляд касаемыми исключительно урбанистов, они также важны для архитекторов. Архитектура не просто заполняет пространство, а создает его [1]. Она формирует общественное пространство города, определяет его характер. Функциональное и пространственное решение архитектурных объектов в городе, в особенности на уровне первого этажа, где здание встречается с городом, то, что Ян Гейл называет «границей» [2], способно значительно повлиять на формирование или отсутствие активной общественной жизни этих пространств. В связи с этими аспектами, архитектор на стадии своего профессионального образования должен осознавать и понимать как проектируемые им архитектурные объекты способны повлиять на жизнь в городе и на его общественные пространства. Об этом рассуждали на Конференции, посвященной памяти философа Жана Бодрийяра, в музее на набережной Бранли в Париже. Философы и архитекторы, в частности Жан Нувель, говорил о том, что «архитектор проектирует пустоту, в которой общество могло бы себя осознанно конституировать» с чем также был согласен Поль Вирильо [3].
Исследования общественных пространств стали не редким явлением в России и заметно активизировались в последние годы. Интересно, что они производятся во многом активными группами населения и представителями разных профессий, совместно организовывающими сообщества на данную тему. К примеру, проект «SAGA о городе» и «ПроГорода» в Санкт-Петербурге и других городах. По заказу Института Генплана Москвы компания Gehl Architects проводили исследование общественных пространств столицы. В 2013 году Ян Гейл представил итоги исследования и рекомендации для повышения качества городской среды Москвы [4]. Интересным также является опыт Парижа, во французской столице существует компания APUR (Atelier Parisien d'Urbanisme), проводящая подробные исследования и, в последствии, разрабатывающая рекомендации по благоустройству улиц. Их методика выстроена следующим образом, исследование делиться на три этапа, сбор данных, обобщение собранных данных, анализ
данных [5]. Это традиционный подход, однако отличие их методики в том, что они исследуют не весь город, а несколько наиболее типичных кварталов, по которым можно выстроить общее состояние общественных пространств города. Ключевой позицией в работе компаний Gehl Architects и APUR является «ориентация на человека», подразумевая пешехода. Все исследования проводятся для того, чтобы понять насколько хорошо человеку в городских открытых пространствах и что можно сделать для улучшения условий пребывания людей в общественных пространствах города.
Основываясь на методике исследования, разработанной Яном Гейлом, выдающимся экспертом оценки качества городской среды, проводятся исследования общественных пространств для крупных конкурсов, примером может служить, недавно завершившийся конкурс на развитие набережных систем озер Кабан в Казани, где каждая из проектных групп-консорциумов независимо проводила исследование состояния общественных пространств набережных, составляла портрет их «потребителя». Используются эмпирические исследования и методы картографирования Яна Гейла и в учебном процессе, к примеру, в Иркутске [6], аспирантами в Екатеринбурге, Вологде, Самаре и т.д.
Наиболее показательным фрагментом городского общественного пространства является улица. Улица - это эпицентр городской жизни и городской культуры [7]. В случае рассмотрения исторического города, такого как Казань, это улица исторического центра города. Она имеет наибольшую плотность застройки, хорошую «посещаемость» людьми, обладает наибольшей насыщенностью разнообразных функций, имеет наслоение культурных слоев и богатую историю. По этим причинам в рамках учебного процесса для апробации выбирается улица исторического центра города Казани.
В данной статье описан опыт исследования улиц в историческом центре города Казани, выполненный студентами архитектурного факультета в осеннем семестре 20142015 учебного года. Так как комплексное исследование общественного пространства (улицы) это объемная и многозадачная работа, было принято решение сформировать группы из четырех человек. Для каждой группы определена отдельная улица или фрагмент улицы, в зависимости от протяженности и насыщенности улицы. С целью сформировать более комплексную картину был определен фрагмент исторического центра города, в пределах которого рассматривались улицы. Границы этого фрагмента следующие: по направлению Север-Юг от Набережной Левого берега реки Казанки до Площади им. Г. Тукая, по направлению Восток-Запад от Казанского Кремля до Храма Св. Варвары. Наиболее протяженные улицы разделяются на два участка, к примеру, насыщенная и активная улица Карла Маркса разделена на две части до Площади Свободы и после Площади Свободы. Наиболее насыщенные туристические пешеходные улицы намерено не были включены в рассматриваемый фрагмент города, так как несут несколько искаженную информацию или будут чрезмерно сложны для исследования в рамках учебного процесса.
Для работы над таким общественным пространствам города как улица, необходимо обозначить, что подразумевается под этим понятием. Понятие «улица» является широким и охватывает не только совокупность проезжей части и тротуаров, в нем также активно участвует, к примеру, уровень и объекты первого этажа застройки. Таким образом, для исследования следует рассматривать все открытое пространство между застройкой левой и правой сторон улицы, открытые городские пространства, выходящие на рассматриваемую улицу, к примеру, площадь, сквер, а также пространства между зданий первой линии застройки (такие пустыри могут образоваться в результате сноса исторических объектов, такие пространства могут быть как внутри квартала так и на пересечении двух улиц).
Задание было сформулировано следующим образом: провести исследование общественного пространства улицы исторического центра города, обработать полученные данные, проанализировать их и сделать выводы о качестве городской среды. Необходимо сделать оговорку, что проводимые исследования не являются полными в силу ряда объективным обстоятельств. Исследования следует проводить два раза в год в летний и зимний период, что сложно сделать в рамках учебного плана дисциплины в один семестр. Однако они также могут продемонстрировать проблемные области данной темы, а главное, продемонстрировать студентам принцип и логику подобных исследований.
Первым этапом исследования является историческая справка. На этом этапе необходимо ознакомиться с историей данной улицы, ее историческое название (многие
улицы исторического центра Казани были переименованы в советский период), выявить исключительные объекты и памятники архитектуры, располагающиеся на улице и/или располагавшиеся на данной территории, выявить исключительные события и моменты, возможно мероприятия, которые выделяют эту улицу среди всех других и способные стать основой для идеи преобразования улицы в современный период.
Вторым этапом является натурное исследование. Натурное исследование проводится непосредственно на территории, определенной заданием. Согласно методики Яна Гейла исследование проводится в течение дня, цифровые показатели фиксируются каждый час, подсчеты проводятся в течение пяти-десяти минут каждый час, в период с 9 часов утра до 8 часов вечера. Исследование проводится как в будний день так и в выходной, в летний и зимний период [8]. Исследование, проведенное согласно данной схемы, позволяет сделать наиболее точные выводы и выявить наиболее проблемные моменты общественного городского пространства.
В рамках раздела «натурное исследование» каждый участник группы исследует одну из четырех тем, выбор которых производится по желанию внутри группы.
Первый блок. «Анализ социальной активности и поведения людей в общественном пространстве». Целью данного раздела исследования является определить участников и потребителей общественного пространства, составить социальный портрет, определить гендерный и социальный состав. Задачи данного блока. зафиксировать кто находится на улице и чем он занимается. Важно отметить, какие социальные группы преобладают, студенты, дети с родителями, пожилые люди и т.д. В данном блоке необходимо пронаблюдать и зафиксировать (в виде фотографий, цифровых данных с комментариями) наиболее активные зоны, места скопления людей, выявить причины их скопления (остановка общественного транспорта, учебное заведение, кафе и т.д.). По результатам исследования предоставляется отчет в виде графической схемы с выделенными зонами активности и с сопроводительным текстом. Одной из главных целей работы в первом блоке, посвященном людям, является выявление имеющего разнообразия видов деятельности в общественном пространстве, есть ли оно. Разнообразие и общедоступность одни из ключевых критериев общественного городского пространства [9, 10]. Город, в котором человек использует его главное пространство - улицу исключительно как коммуникацию, не является городом в полном смысле. В связи с этим следует также проанализировать предлагаемые городом возможности для различных видов деятельности.
В оценке социальных групп, присутствующих на улице, следует обратить внимание на следующие категории. молодые родители с колясками с детьми, пожилые люди и люди маломобильной группы населения. Именно они являются индикаторами качественного общественного пространства, т.к. для детей необходимо спокойное и безопасное место, для пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями необходима беспрепятственная комфортная среда.
Основной вывод, сформулированный на основе проведенных исследований. городские общественные пространства используются в подавляющем большинстве случаев для транзитного перемещения, отсутствует разнообразие возможностей использования улицы. Этому пассивному времяпрепровождению содействует бедное благоустройство общественных пространств. Социальные группы, являющиеся «индикаторами» качества городской среды практически отсутствуют, появляются на улицах, которые соприкасаются с парками, скверами и садами.
Второй блок. «Анализ доступности общественного пространства для человека».
Другими словами, данный блок посвящен исследованию препятствий на пути пешехода, т.к. пешеход в городе является приоритетной категорией. Здесь необходимо исследовать все возможные преграды и препятствия на пути пешехода - представителя любой социальной группы населения. Подобными препятствиями могут быть автомобили, припаркованные в неположенном месте и препятствующие движению пешехода и полностью блокирующих тротуар и т.д. Также препятствиями могут быть и статичные элементы, к примеру, рекламные щиты, мачты освещения, дорожные знаки и прочее. В центре Казани, встречаются участки улиц, где по причинам неграмотного или несанкционированного проектирования, зону тротуара преобразуют в стоянку для автомобилей, в результате, пешеход вынужденно двигается по парковке или проезжей
части, что является не безопасным и не доступно для некоторых групп населения. Также следует проанализировать и само покрытие тротуаров, насколько оно доступно для маломобильных групп населения и для проезда колясок с детьми, наличие съездов с тротуара и зоны формирования луж, как водных преград. Поверхность покрытия тротуаров особенно важна в темное время суток (в особенности учитывая, что в зимнее время года темнеет рано), в связи с этим, следует оценить качество уличного освещения. Также препятствием в центральной части города Казани в последние годы стали крылечки общественных заведений, расположенных на первом этаже зданий. Эта проблема возникла из-за того, что проезжая часть на центральных улицах была расширена для большей пропускной способности автотранспорта, в связи с чем сократилась ширина тротуара. В рамках данного раздела необходимо замерить, с помощью специальных компьютерных программ, расстояния между пешеходными переходами. В последние годы, градостроительная политика города Казани была ориентирована на разграничение пространства для пешеходов и автомобилей, соорудив границу в виде железных заборов и сократив количество пешеходных переходов. В результате, автомобили стали развивать большую скорость в центре города, т.к. не предполагают опасности неожиданно появившегося пешехода. Пешеходу в свою очередь приходиться переходить дорогу в неположенном месте, т.к. в некоторых случаях расстояния между пешеходными переходами составляет более 400 метров. Ограничение скорости движениями автомобиля посредством смены поверхности дорожного покрытия у пешеходных переходов способны сделать перемещение по улице более безопасным как для пешеходов так и для автомобилистов и велосипедистов. В качестве отчета о проделанной работе необходимо представить фотографии проблемных зон, перечислить и описать их, сопроводив фотографиями и текстом.
Обобщающим выводом данного раздела стало то, что при организации городского пространства (улицы), его главный участник, человек-пешеход, был забыт, отсутствует связность территорий, нет беспрерывной беспрепятственной пешеходной связи, в то время когда весь мир ориентируется именно на пешехода и человеческий масштаб, особенно в пределах исторического центра города. Отвечая на данную проблему, характерную для большинства городов России, в Москве были успешно реализованы и реализуются проекты благоустройства улиц. В этих проектах сокращается проезжая часть, организуются велодорожки, места платной парковки, смена покрытий как проезжей части так и тротуаров, формируется неагрессивная, но жесткая граница между проезжей частью и тротуаром. Так же существует проблема регламента организации и благоустройства тротуаров, что касается покрытия, расстановки элементов благоустройства, элементов дорожной инфраструктуры, организации входов в первые этажи общественного назначения.
Третий блок. «Анализ активности первого этажа застройки улицы в ее общественной жизни».
Данный блок посвящен исследованию объектов, учреждений, расположенных на уровне улицы в первой линии застройки, фактически, это исследование первого этажа зданий по красной линии исследуемого участка улицы. Уровень первого этажа является очень важным в жизни улицы, в общественной жизни города. Согласно исследованиям компании Яна Гейла для того, чтобы обеспечить комфортное и интересное, насыщенное общественное пространство для человека, необходимо опираться на базовые физические потребности и характеристики человека. Для того, чтобы человеку было интересно идти по улице его глаз требует смены «картинки» перед глазами каждые 4-5 секунд, если перевести это в метры, это означает что необходимо иметь от 15 до 20 магазинов на каждые 100 метров [2]. А именно, каждые 7 метров человек должен увидеть что-то новое для его глаза, что может его заинтересовать. Это может быть витрина магазина, богатый рельеф фасада, открытое кафе, откуда доносятся голоса людей, все это насыщает жизнь улицы и делает ее разнообразной и интересной. В мировой практике принято классифицировать «соучастность» первого уровня зданий в жизни улицы по четырем группам, от благоприятного до пассивного [2]. Активность жизни на нижних уровнях зданий и наличие на тротуарах более ли менее постоянно использующих его людей, обеспечивает улицу «глазами», устремленными на улицу, что делает ее безопаснее, а следовательно более доступной для незащищенных групп населения [11]. Отчет по данному блоку исследования
состоит из схемы функционального анализа первой линии застройки и схемы благоприятных и пассивных участков улицы. Культура организации первых этажей зданий в России была значительно утрачена после Революции, однако условия рыночной экономики вновь привело к необходимости организовывать общественную функцию коммерческого характера на первых уровнях в особенности в центре города. Итоги исследования по данному разделу констатируют значительные «провалы» в улицах, но также есть интересные фрагменты, которые имеют свои уникальные преимущества. Четвертый блок: «Анализ визуальной и шумовой экологии улицы». В данном блоке исследуется визуальная и шумовая экология улицы. А именно, проводится оценка качества визуальных эстетических характеристик архитектуры улицы, в том числе высотных, и элементов благоустройства. К шумовым характеристикам относятся различные звуки улицы, в особенности шум автомобилей, который мешает эмоционально и физически, т.к. не позволяет вести беседу на улице. Так же к звукам на улице относится реклама через громкоговоритель и т.д. Следует оценить качество благоустройства улицы, отметить наличие деревьев, клумб, зеленых зон, качество уличной мебели и прочее. Отчетным материалом данного блока является фотофиксация территории: ортогональная развертка обеих сторон улицы с пояснениями и выявлением эстетических характеристик архитектуры.
Здесь основной вывод в том, что развитие и ориентация на автотранспорт мешает находиться на улице, по вопросам безопасности и чрезмерного шума. Относительно архитектурного облика города, центр отличается концентрацией памятников архитектуры, богатых по своей пластике и оформлению фасадов, что формирует положительный фон. Однако благоустройство улиц недостаточно развито и качественно.
Выводы по разделу «Натурное исследование». По итогам проделанного исследования каждая группа выступает публично и докладывает свой отчет в виде графического ряда и устного сопроводительного доклада. Основным результатом является обозначение основных проблем улицы и выявление потенциала территории, что будет являться базой для дальнейшей проектной работы.
Список библиографических ссылок
1. Бодрийяр Ж. Архитектура: правда или реальность? / пер. с нем. А. Воробьева, М. Вильковский // Социологические исследования, 2011, № 5. - С. 114-122.
2. Гейл Я. Города для людей / пер. с англ. А. Токтонов. - М.: Крост, 2012. - 276 с.
3. Гройс Б. Публичное пространство - от пустоты к парадоксу. URL: http ://strelka.com/ ru/press/books/publichnoe-prostranstvo (дата обращения: 20.10.2015).
4. Исследование Яна Гейла: 14 фактов о пешеходной Москве // The Village. URL: http://www.the-village.ru/village/city/public-space/128815-geyl (дата обращения: 21.10.2015).
5. L'espace public parisien: nouvelles pratiques, nouveaux usages. APUR. URL: http://www.apur.org/sites/default/files/documents/espace_public_pratiques_usages.pdf (дата обращения: 22.10.2015).
6. Козлова Л.В. Методика исследования общественных пространств центра города как основа их совершенствования // Вестник ИрГТУ, 2015, № 6 (101). - С. 82-87.
7. Нилина Н. Главная сцена - улица. URL: https://www.youtube.com/watch?v= HyVRyv BuGrE (дата обращения: 23.10.2015).
8. Чубукова М. Исследование пространств Gehl Architects в Москве: опыт участия // Интернет-журнал Urbanurban. URL: http://urbanurban.ru/blog/experience/224/Issledovanie-prostranstv-Gehl-Architects-v-Moskve-Opyt-uchastiya (дата обращения: 23.10.2015).
9. Лагодина Е.В. Настоящее и будущее российских общественных пространств // Российский психологический журнал, 2013, том 10, № 4. - С. 62-69.
10. Козлова Л.В. Возрождение общественных пространств как приоритетная стратегия европейских городов // Проект Байкал, № 35. - С. 66-73.
11. Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ. Л. Мотылев. - М.: Новое издательство, 2011. - 460 с.
Akhtiamova Kh.A. - assistant E-mail: rezeda.akhtiamova@gmail.com Akhtiamov I.I. - senior lecturer E-mail: e.achti@gmail.com
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
The investigation of urban public spaces methods in the educational process Resume
The city's environment and its public spaces quality issues came to the fore in the sphere of architecture in Russia. The major competitions are being hosted, the activists' communities are being formed, the investigations are being conducted, master's programs are being created. Public space is an essential element of the city, this seemingly «emptiness» contains the «life» of the city. And the task of the architect is to «design the emptiness in which society could deliberately constitute themselves» (Jean Nouvel). The authors propose a method of downtown public spaces studying, such urban public space as the street is considered on the example of the streets of the historical center of Kazan city. The methodology of the study is based on the developments of Gehl Architects company, but adapted to the educational process of architect students' higher education.
The first stage of the study is to collect information about the street, its history, important events associated with it. The second stage is field investigation. It is carried out in groups of four, objectives of the study, respectively, are divided into four semantic units. The first unit is an analysis of the social activity and peoples' behavior in the public space; the second unit is an analysis of the availability of a public space for a person; the third unit is the analysis of the activity of the street's buildings' ground floors in its public life; the fourth unit is the analysis of visual and noise ecology of the street. The third stage is an analysis of the collected data. For each stage of the research general conclusions are conducted, problematic and positive aspects of the street are identified, the potential of its development and improvement is evaluated.
Keywords: methodology of the study, method of urban public spaces studying, public quality issue, public space, public space the street.
Reference list
1. Bodrijjar Zh. Architecture: truth or reality? / per. s nem. A. Vorob'eva, M. Vil'kovskij // Sociologicheskie issledovanija, 2011, № 5. - P. 114-122.
2. Gehl J. Cities for people / transl. from engl. A. Toktonov. - M.: Krost, 2012. - 276 p.
3. Grojs B. Public space - from emptiness to the paradox. URL: http: //strelka.com/ru/pre ss/ books/publichnoe-prostranstvo (reference date: 20.10.2015).
4. Research Ian Gale: 14 facts about pedestrian Moscow // The Village. URL: http://www. the-village.ru/village/city/public-space/128815-geyl (reference date: 21.10.2015).
5. L'espace public parisien: nouvelles pratiques, nouveaux usages. APUR. URL: http:// www.apur.org/sites/default/files/documents/espace_public_pratiques_usages.pdf (reference date: 22.10.2015).
6. Kozlova L.V. Methods of study of public spaces downtown as a basis for their improvement // Vestnik IrGTU, 2015, № 6 (101). - P. 82-87.
7. Nilina N. The main scene - street. URL: https://www.youtube.com/watch?v=HyVRyvBu GrE (reference date: 23.10.2015).
8. Chubukova M. Study spaces Gehl Architects in Moscow: the experience // Internet-zhurnal Urbanurban. URL: http://urbanurban.ru/blog/experience/224/Issledovanie-prostranstv-Gehl-Architects-v-Moskve-Opyt-uchastiya (reference date: 23.10.2015).
9. Lagodina E.V. Present and future of Russian public spaces // Rossijskij psihologicheskij zhurnal, 2013, tom 10, № 4. - P. 62-69.
10. Kozlova L.V. Revival of public spaces as a priority strategy for European cities // Proekt Bajkal, № 35. - P. 66-73.
11. Jakobs J. The death and life of great american cities / per. s angl. L. Motylev. - M.: Novoe izdatel'stvo, 2011. - 460 p.