Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциал / цифровые технологии обучения литературе / непрерывное литературное методической подготовки учителей-словесников. / potential / digital technologies for teaching literature / continuous literary education / system of methodological training of literature teachers.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Юнусова Н. Х.

в статье актуализируется проблема использования цифрового контента в высшем педагогическом образовании. В частности, речь идет о потенциале использования цифровых технологий обучения будущими учителями русского языка и литературы при дистанционном обучении в системе методической подготовки учителей-словесников. В статье раскрываются основные показатели цифровой грамотности студента-филолога, будущего учителя-словесника, готового к использованию цифрового контента в последующей профессиональной деятельности. Полученные эмпирические данные осмысливаются и обрабатываются с помощью качественно-количественных методов анализа: описательные статистики, анализ процентных соотношений, вычленение количественно-качественной динамики обращения студентов филологов к конкретным цифровым технологиям при изучении методических дисциплин. Аргументация оценки обращения респондентов к цифровым технологиям в процессе собственного обучения и обоснованность необходимости их употребления в будущей профессиональной деятельности были модифицированы следующим образом: вычленены функции цифровых технологий, выделенные на основе ответов студентов. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о правомерности и научно-методической целесообразности использования цифровых технологий обучения в контексте непрерывного литературного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES BY FUTURE TEACHERS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN DISTANCE LEARNING

The article actualizes the problem of using digital content in higher pedagogical education. In particular, it is about the potential of using digital teaching technologies by future teachers of Russian language and literature in distance learning in the system of methodological training of literature teachers. The article reveals the main indicators of digital literacy of a philology student, a future literature teacher, ready to use digital content in their subsequent professional activities. The obtained empirical data are understood and processed using qualitative and quantitative methods of analysis: descriptive statistics, analysis of percentage ratios, identification of the quantitative and qualitative dynamics of philology students' use of specific digital technologies when studying methodological disciplines. The argumentation for assessing respondents' use of digital technologies in the process of their own learning and the validity of the need to use them in future professional activities were modified as follows: the functions of digital technologies, identified on the basis of students' responses, were identified. The results of the experimental work indicate the legitimacy and scientific and methodological feasibility of using digital teaching technologies in the context of continuous literary education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

Юнусова Н.Х., кандидат педагогических наук

профессор Заведующая

кафедра "Общественных и точных наук " Ташкентский государственный экономический университет

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация: в статье актуализируется проблема использования цифрового контента в высшем педагогическом образовании. В частности, речь идет о потенциале использования цифровых технологий обучения будущими учителями русского языка и литературы при дистанционном обучении в системе методической подготовки учителей-словесников. В статье раскрываются основные показатели цифровой грамотности студента-филолога, будущего учителя-словесника, готового к использованию цифрового контента в последующей профессиональной деятельности. Полученные эмпирические данные осмысливаются и обрабатываются с помощью качественно-количественных методов анализа: описательные статистики, анализ процентных соотношений, вычленение количественно-качественной динамики обращения студентов-филологов к конкретным цифровым технологиям при изучении методических дисциплин. Аргументация оценки обращения респондентов к цифровым технологиям в процессе собственного обучения и обоснованность необходимости их употребления в будущей профессиональной деятельности были модифицированы следующим образом: вычленены функции цифровых технологий, выделенные на основе ответов студентов. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о правомерности и научно-методической целесообразности использования цифровых технологий обучения в контексте непрерывного литературного образования.

Ключевые слова: потенциал, цифровые технологии обучения литературе, непрерывное литературное образование, система методической подготовки учителей-словесников.

Yunusova N.X. candidate of pedagogical sciences

professor

Head of the Department of "Social and exact sciences" of the Tashkent State University of Economics

METHODS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES BY FUTURE

TEACHERS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN

DISTANCE LEARNING

Annotation: The article actualizes the problem of using digital content in higher pedagogical education. In particular, it is about the potential of using digital teaching technologies by future teachers of Russian language and literature in distance learning in the system of methodological training of literature teachers. The article reveals the main indicators of digital literacy of a philology student, a future literature teacher, ready to use digital content in their subsequent professional activities. The obtained empirical data are understood and processed using qualitative and quantitative methods of analysis: descriptive statistics, analysis of percentage ratios, identification of the quantitative and qualitative dynamics ofphilology students' use of specific digital technologies when studying methodological disciplines. The argumentation for assessing respondents' use of digital technologies in the process of their own learning and the validity of the need to use them in future professional activities were modified as follows: the functions of digital technologies, identified on the basis of students' responses, were identified. The results of the experimental work indicate the legitimacy and scientific and methodological feasibility of using digital teaching technologies in the context of continuous literary education.

Key words: potential, digital technologies for teaching literature, continuous literary education, system of methodological training of literature teachers.

Введение: Современный этап развития общества характеризуется активным внедрением Интернета во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в педагогическую. Всемирная сеть Интернет открывает перед учителями широкий спектр возможностей для реализации педагогических идей. В первую очередь Интернет дает возможность дистанционного обучения, как учеников, так и самого учителя.

Дистанционное обучение представляет собой совокупность технологий (педагогических, информационных, компьютерных, финансовых, телекоммуникационных и др.), методов и средств, обеспечивающих обучение без посещения учебного заведения, но с обязательными консультациями преподавателей или лиц, сертифицированных этим учебным заведением.

Особое значение дистанционное обучение имеет для изучения иностранных языков, знание которых и умение свободно говорить и выражать свои мысли на разных языках повышают конкурентоспособность человека на рынке труда. Однако анализ педагогической практики свидетельствует о том, что дистанционное обучение не используется в полном объеме в российской образовательной системе в целом и особенно в процессе обучения иностранным языкам. Многие проблемы в организации дистанционного обучения обусловлены низким уровнем готовности преподавателей иностранных языков к профессиональному использованию дистанционного обучения в учебном процессе.

Соответственно, одной из важных задач, стоящих перед педагогическим вузом в аспекте реализации идей информатизации образования, является подготовка будущих учителей иностранного языка к успешной

профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды в целом и к организации дистанционного обучения в частности. Однако практика показывает, что вузы сталкиваются с рядом трудностей (в учете специализации и обеспечении профессиональной направленности обучения дисциплинам информационного цикла, установлении их связи с методикой преподаваемой дисциплины, в определении содержания, форм и методов подготовки студентов к организации дистанционного обучения), которые снижают эффективность решения этой задачи.

Методика обучения русскому языку и литературы, в новых геополитических условиях, стремительно формируется, базируясь на наработках теории дидактики и опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления. Слеовательно, «одной из ведущих причин для изучения русского языка как иностранного является развитие идей толерантности, взаимопонимания и сотрудничества, повышение свободы передвижения населения, тенденций к преодолению предрассудков и дискриминации. Основной причиной выбора того или иного языка для изучения, остаются: распространенность языка в мире; желание приобщиться к ценимой мировым сообществом культуре, в том числе лингвоэстетической ценности языка; возможность его применения в практической деятельности". Мы полагаем, что при этом важно, чтобы индивид не «хранил» новые языки и культуры обособленно друг от друга, а формировал многоязычную коммуникативную компетенцию, оказывающему помощь система формального и неформального образования.

Проблема использования цифровых технологий будущими учителями русского языка и литературы вузах является одной из наиболее острых проблем в современном обществе, т.к. в условиях массовой востребованности высшего образования, от состояния образовательной системы, сегодня фактически зависит построение общества в будущем. Исходя из этого, мы считаем, что рассматриваемая проблема- совершенствование методики использования цифровых технологий будущими учителями русского языка и литературы соответствует педагогическому профилю и связана не только с формированием лингвокультурной речевой компетенцией, но и с потребностью развития компетенций педагогов по использованию цифровых технологий, а также, с отсутствием соответствующих учебных материалов, способствующих формированию собственно лингвистической и коммунитативной компетенции для профессиональной ориентации будущих специалистов в век цифровизации.

Дистанционное обучение реализуется в синхронном и асинхронном формате. Из-за невозможности проводить очные занятия в аудитории предпочтительным становится синхронное обучение, позволяющее реализовать коммуникацию между преподавателем и обучающимися в режиме реального времени. «Синхронный формат предполагает

одновременное включение в учебный процесс. Языковой урок в синхронной онлайн-среде представляет собой особую форму организации педагогического процесса. Он требует от преподавателя глубокого понимания особенностей коммуникации и владения целым комплексом специальных навыков».

Заключения: Таким образом, изучение русского языка и литературы можно о характеризовать с нескольких точек зрения. Произнесенное слово всегда обращено к говорящему, даже если говорящий сам является членом диалога. Владение русским языком и навыки эффективного общения играют ключевую роль в достижении успеха. Эти качества, наряду с активным участием в общественной и профессиональной жизни, не только способствуют достижению личных целей в различных сферах, но и облегчают процесс адаптации к постоянно меняющемуся миру. В связи с этим изучение русского языка литературы, на основе цифровизации образовательного процесса, в высших учебных заведениях осуществляется с точки зрения требований рыночной экономики и потребностей работодателей.

Использованные источники:

1. Речь Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева на встрече с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным; 2018 год, 19 октября/ https: //cis.minsk.by/news/10043/gosudarstvennyj -vizit-prezidenta

2. Абдуллаева Ш.А, Арипова М.Г. Имитационная модель коллаборативных проектов по русской литературе.Эл.ж.: Наука, образование, культура, 2021 .№3 ,С. -15-18/ file:///C:/Users/User/Downloads/imitatsionnaya-model-kollaborativnyh-proektov-po-russkoy-literature.pdf

3. Рузметова С.Т., Ш.А.Абдуллаева Использование цифровых технологий в образовании.Эл.ж.: Педагогические науки, 2022,№4. -С.41/ https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrov

4. Балыхина Т.М. -. Методы обучения русскому языку как неродному -Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного... http://lib.convdocs.org/docs/index-225214.html?page=5

5.Саиджалалова С.М. Совершенствование речевых компетенций будущих специалистов непрофильных вузов (на примере обучения русскому языку). Ж.: Русский язык и литература,2021, №4. -С.62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.