Научная статья на тему 'Методика использования системы управления в образовательном процессе учебного заведения'

Методика использования системы управления в образовательном процессе учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / BACHELOR / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / EDUCATION MANAGEMENT SYSTEMS / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ / TRAINING TECHNOLOGY / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатов Сергей Васильевич

В статье рассмотрен опыт использования системы управления обучением Moodle в педагогическом процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатов Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article summarizes the experience of employing management system Moodle in the educational process of the university.

Текст научной работы на тему «Методика использования системы управления в образовательном процессе учебного заведения»

Педагогика

УДК 004.65

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

METHODOLOGY OF MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

© С.В. Горбатов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© S.V. Gorbatov Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассмотрен опыт использования системы управления обучением Moodle в педагогическом процессе вуза.

The article summarizes the experience of employing management system Moodle in the educational process of the university.

Ключевые слова: бакалавр; системы управления обучением; технология подготовки; Moodle. Keywords: bachelor; education management systems; training technology; Moodle.

Настоящий этап развития высшего образования в России характеризуется все более глубоким внедрением и использованием современных информационныхтехнологий. Современное учебное заведение невозможно представить без применения в его основе новых информационно-образовательных систем, электронных библиотек и других специализированных программных продуктов, позволяющих эффективно сопровождать студента с первых дней в вузе до получения диплома об образовании.

Используемая в настоящее время в высших учебных заведениях компетентностная модель образования характеризуется сокращением аудиторных занятий, заменой пассивных лекционных занятий интерактивными формами взаимодействий преподавателя со студентами, а также увеличе-

нием доли самостоятельной работы студентов.

Все вышеназванные изменения отражены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Так, например, вузы сегодня самостоятельно разрабатывают и утверждают свои основные образовательные программы, включающие в себя учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие учебные материалы. Несомненно, качественный уровень данных материалов зависит в первую очередь от учебно-методического обеспечения учебного процесса, что коррелируется с требованиями государственной аккредитации учебных заведений о стопроцентной обеспеченности учебных дисциплин учебно-методическими комплексами. Под учебно-

методическим комплексом понимается система образовательных ресурсов, необходимых для изучения и преподавания конкретной дисциплины. В этой связи УМК, несомненно, является одним из основных элементов информационного пространства вуза.

Под информационно-образовательной средой понимается система инструментов и ресурсов, обеспечивающих условия для осуществления образовательной деятельности на основе информационных и телекоммуникационных технологий [2, с. 100-104]. Информационно-образовательная среда включает компоненты вычислительной и информационно-телекоммуникационной платформы, приложения, документацию, а также человеческие ресурсы.

В связи с вышесказанным одной из приоритетных задач формирования информационно-образовательной среды учебного заведения является задача создания и использования единого каталога учебно-методических комплексов. А что такое принципиально учебно-методический комплекс с точки зрения информационно-образовательной среды? Типовой учебно-методический комплекс состоит из следующих элементов: титульный лист, содержащий основные его реквизиты и подписи согласований, рабочая программа, учебно-методическое обеспечение дисциплины: электронный вариант (полный или сокращенный) конспекта лекций или электронный учебник (авторский или библиотеки открытого доступа), методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине, методические рекомендации по практическим и/или лабораторным занятиям (в соответствии с учебным планом профиля/специальности), в том числе лабораторные практикумы, задачники, методические рекомендации по написанию курсовых/контрольных работ (в том числе отдельно для заочной формы обучения), материалы по системе промежуточного и итогового тестирования, примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине, материально-техническое и лабо-

раторное обеспечение дисциплины. Все вышеназванные компоненты учебно-методического комплекса являются также компонентами типового электронного курса. В связи с этим рассмотрим современные платформы создания, размещения и управления электронными курсами, которые можно адаптировать для формирования электронного каталога учебно-методических комплексов.

Рассмотрим системы управления обучением с открытым исходным кодом. Данные системы позволяют решать практически те же задачи, что и коммерческие продукты, но при этом у конечных пользователей есть возможность адаптации таких систем под свои нужды, что в контексте нашей задачи является неоспоримым преимуществом. Большинство систем с открытым кодом являются кроссплатформенными. Использование коммерческих систем управления обучением невозможно большинством российских вузов по причине их высокой стоимости. Проведенный нами анализ ресурсов сети Интернет [2] показал, что наибольший интерес среди открытых систем представляет система Moodle, а среди коммерческих Learn eXact. Moodle - это система управления обучением, используемая и как система для создания электронных курсов, и как система организации процесса обучения. По своим возможностям Moodle практически не уступает коммерческим системам, но отличается от них свободным распространением в открытых исходных кодах. Основные преимущества системы заключаются в том, что она распространяется в открытом исходном коде; позволяет организовать обучение в активной форме; имеет широкие возможности для коммуникации; имеет возможность работать с любой системой оценивания; сохраняет полную информацию о работе студентов и преподавателей; соответствует разработанным стандартам; обеспечивает возможность работы людям различного образовательного уровня. Чтобы использовать систему управления

С.В. Горбатов

обучением в качестве системы каталогизации учебно-методических комплексов, надо внести в нее ряд доработок, а также воспользоваться стандартным функционалом системы (обычно редко используемым).

Воспользуемся самой современной (на момент написания статьи) версией системы Moodle 2.7.1+. В качестве каталога электронных учебно-методических комплексов будем использовать стандартный плагин системы «База данных». Создадим заготовку курса, используя формат «Единственный элемент», это позволит нам автоматически при входе в электронный курс попадать в базу данных. Настроив основные параметры базы данных, создадим необходимые нам поля: УГС (выпадающий список), направление (выпадающий список), профиль (выпадающий список), дисциплина (текстовое поле), кафедра (выпадающий список), номер (текстовое поле), ссылка на ЭУМК, автор (текстовое поле), индекс (текстовое поле), примечание. Также необходимо настроить шаблон списка, для этого создадим простую HTML-таблицу:

< table style = «width: 100 %; border: 1px solid # ddd; «> < tbody >< tr style = «border: 1px solid # ddd; «> < td style = «width: 5 %; text-align: center; border: 1px solid # ddd; «> < strong

> В. < / strong > < / td > < td style = «width: 15 %; text-align: center; border: 1px solid # ddd; «> <s trong > Автор < / strong > < / td > < td style = «width: 15 %; text-align: center; border: 1px solid # ddd; «> < strong > Направление < / strong > < / td > < td style = «width: 15 %; text-align: center; border: 1px solid # ddd; «> < strong > Профиль < / strong > < / td > < td style = «width: 5 %; text-align: center; border: 1px solid # ddd; «> < strong > < strong > Рег. Номер < / strong > < / strong > < / td > < td style = «width: 5 %; text-align: center; border: 1px solid # ddd; «> < strong > Индекс < / strong > < / td > < td style = «width: 30 %; text-align: center; border: 1px solid # ddd; «> <s trong

> < strong > Дисцип-лина < / strong > < / strong > < / td > < td style = «width: 5 %; text-align: center; border: 1px solid # ddd; «> < strong > Кафедра < / strong > < / td > < td style = «width: 5 %; text-align: center; border: 1px solid # ddd; «> < strong

> Опер. < / strong > < / td > < / tr > < / tbody > < / table >.

В повторяющихся записях будем использовать следующий код:

##delcheck## [[Автор]] [[Направление]] [[Профиль]] [[Номер]] [[Индекс]] [[Дисциплина]] ##more## [[Кафедра]]##edit## ##delete## ##approve## ##disapprove##.

Это позволит системе генерировать строки таблицы согласно заданным требованиям. После сохранения данных настроек мы получаем готовую базу данных для хранения информации о наших электронных учебных комплексах.

Данные электронных учебных комплексов по вышеназванным параметрам можно загружать в электронные курсы системы Moodle и вносить информацию об этом в электронный каталог.

Для автоматизации данного процесса воспользуемся стандартной функцией системы Moodle «Загрузить курсы». Сам электронный курс можно оформить в виде шаблона Moodle либо же используя сторонние программные продукты, например, подготавливающие электронные материалы.

Получившийся каталог выполняет все требования для электронных каталогов, он обеспечивает накопление, выдачу и поиск электронных учебно-методических комплексов учебного заведения, но в то же время ведение и поддержание в актуальном состоянии данного каталога будет достаточно трудоемким процессом, т. к. необходимо будет одновременно добавлять материалы в систему Moodle и не забывать актуализировать информацию в базе данных каталога. Для решения этой проблемы можно воспользоваться внешним инструментом, например, файлом Microsoft Excel с написанной подпрограммой, автоматизирующей вышеназванный процесс.

Сложность создания данного макроса заключается в том, что необходимо подключиться к базе данных MySQL, выбрать необходимые данные из каталога либо же записать новые данные в него.

Рис. 1. Добавление информации в каталог ЭУМК с использованием Microsoft Excel

Из подводных камней стоит отметить специфику хранения данных базы данных каталога в Moodle. Все данные базы хранятся фактически в одной таблице, что усложняет работу с ними. Также не стоит забывать, что данные в базе данных MySQL хранятся в кодировке UTF-8 и для работы с ними в Microsoft Excel необходимо постоянно переводить их в данный формат и обратно. В целом же созданная программа позволяет сохранять в базу данных каталога информацию о комплексе, присваивая каждому уникальный код, содержащий в себе информацию о кафедре, годе утверждения и типе (рис. 1).

Кроме этого, данная программа позволяет подготовить автоматизирующий скрипт для системы Moodle. Этот скрипт автоматизирует процесс загрузки электронных курсов в систему и в то же время избавляет оператора от необходимости вручную создавать ссылки на электронные курсы в каталоге (рис. 2).

Рис. 2. Выгрузка электронных ЭУМК в систему Moodle

В целом данный подход создания электронного каталога УМК в учебном заведении себя оправдывает. Платформа Moodle позволяет высокоэффективно и при этом с низкими затратами создать площадку для хранения и поддержания в актуальном состоянии электронного каталога УМК.

С. В. Горбатов

Литература

1. Абросимов А.Г., Зуев Д.С. Мифологическая модель научно-образовательной электронной библиотеки вуза // Ученые записки Казанского гос. ун-та. 2009. Т. 151. Кн. 3. С. 188-199.

2. Горбатов С.В. Системы управления обучением в процессе подготовки бакалавров // Модернизация профессионального образования: новые тенденции в управлении инновационным развитием экономических вузов : мат. Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Самара : СГЭУ, 2013. С. 100-104.

3. Добудько Т.В., Добудько А.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16-18.

4. СтарыхВ.А. Многоуровневое представление открытой информационно-образовательной среды для распределенного преобразования информации // Информатизация образования и науки. 2010. № 4 (8). С. 14-25.

Сведения об авторе

Горбатов Сергей Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: [email protected].

Почтовый адрес: 443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Телефон: 224-29-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.