лексивно-креативный, способствующий формированию динамичности и адаптивной компетентности; собственно операционно-технологический, т.е. те практические умения и навыки, которые выражают сущность компетентности как готовность личности к осуществлению деятельности.
Реализация современных требований к профессиональной подготовке будущих бакалавров социальной работы предполагает достижение интегрированного конечного результата образования, в качестве которого может рассматриваться сформированность у выпускников профессиональной компетентности как единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению больших групп задач.
Библиографический список
3. Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории // Вестник высшей школы. - 2005. - № 2. - С. 31-38.
4. Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России - М., 2002. -63 с.
5. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. -С.138-143.
6. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность - М., 2004. - 368 с.
7. Словарь-справочник по социальной работе. - М., 2000. - 424 с.
8. Суббето А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А.И. Суббето. - Спб. - М., 2006. - 72 с.
9. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. -М., 2005. - 512 с.
Г.М. Гаджикурбанова
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА (CASE STUDY)
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Ключевые слова: кейс-метод, кейс, кейс-технологии, методика применения.
Внедрение компетентностно-ориентированного подхода в практику образования требует поиска методов обучения и форм организации учебного процесса, позволяющих формировать необходимый уровень компетенций у будущих педагогов. Студент должен получать информацию не в готовой форме, а в процессе поиска и творческого осмысления. Поиск форм, направленных на решение этой проблемы, привел к расширению понимания возможностей кейс-технологии в высшем образовании.
Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций. Данная технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений [4]. Наиболее распространенными методами кейс-технологии являются ситуационный анализ и его разновидности: анализ конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-метод (Case Study).
© Гаджикурбанова Г.М., 2013
Обучение на основе кейс-метода - это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения в форме открытых дискуссий и выработке навыков принятия решений. Сами кейсы представляются студентам в различных видах: печатном (с включением в текст фотографий диаграмм, таблиц, что делает его более наглядным для обучающихся), видео, аудио, мультимедиа [2]. Слово «кейс» (от англ. - case) применительно к образованию имеет два смысловых значения: комплект учебно-методических материалов и описание реальной ситуации.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает два этапа: 1) издание кейса, представляющий из себя сложную творческую работу, которая осуществляется за пределами аудитории и включает научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя; 2) разработка методики использования кейса в учебном процессе. Весь процесс создания кейса основан на умении работать с информационными технологиями, что позволяет актуализировать научно-исследовательскую деятельность педагога, а при разработке методики использования кейса в учебном процессе - методическую. Методическая работа в ходе решения кейса проводится в пять этапов [1; 2]: 1) знакомство с ситуацией, ее особенностями; 2) выделение основных проблем и факторов, которые могут реально воздействовать на ситуацию; 3) индивидуальная или групповая работа учащихся с материалами кейса; 4) работа в малых группах (по 5-6 человек) по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 5) презентация и экспертиза результатов работы малых групп на общей дискуссии (в рамках занятия).
При ознакомлении студентов с ситуацией, представленной в кейсе, в первую очередь, следует: выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие именно из представленных важны для решения; войти в ситуационный контекст кейса, определить, кто его главные действующие лица, отобрать факты и понятия, необходимые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи; выбрать метод исследования. Организация обсуждения кейса предполагает формулирование перед студентами вопросов, включение их в дискуссию. Вопросы обычно подготавливают заранее и предлагают студентам вместе с текстом кейса.
Обсуждение кейсов обычно основывается на двух методах. Первый из них носит название традиционного Гарвардского метода - открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод, связанный с индивидуальным или групповым опросом, в ходе которого студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации, т.е. делают презентацию. Этот метод облегчает преподавателю осуществление контроля, но он менее динамичен, чем Гарвардский метод. В открытой дискуссии организация и контроль участников проходит более сложно.
Дискуссию целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Основным фактором в дискуссии является степень ее руководства преподавателем. Руководя дискуссией, преподаватель должен добиваться участия в дискуссии каждого студента, выслушивать аргументы за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии, но не ее содержание.
Особое место в организации дискуссии при обсуждении и анализе кейса принадлежит использованию метода генерации идей, получившего название мозговой атаки или мозгового штурма. Презентация или представление результатов анализа кейса, высту-
пает очень важным аспектом кейс-метода. Применяя кейс-метод, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итоговую. Методика применения кейса в учебном процессе продемонстрирована в сценарии занятия по дисциплине «Технологии защиты информации» для студентов отделения информатики инженерно-педагогического института Дагестанского государственного педагогического университета» (см. табл. 1).
Таблица
Сценарий занятия с применением кейс-метода
Тема занятия Компьютерные вирусы
Цели занятия 1. Сформировать у учащихся знания о понятиях «защита информации», «компьютерный вирус», «антивирус»; рассмотреть различные классификации вирусов; представить популярные методы защиты компьютера от компьютерных вирусов; познакомить с различными антивирусными программами. 2. Сформировать у учащихся компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности: формирование умения самостоятельно находить нужную информацию из различных источников, анализировать ее и делать выводы. 3. Формировать компьютерную грамотность.
Тип занятия Теоретиче ский
Вид обучения Проблемный
Используемые технологии Кейс-технологии
Оборудование Кейс (в бумажном и электронном вариантах) по теме занятия, мультимедиа-проектор, ПК, рабочие тетради для выполнения заданий по кейсу
План занятия 1. Организационный момент (1 мин) 2. Объявление темы и целей занятия (1 мин) 3. Знакомство с материалами кейса (8 мин) 3.1. Знакомство с содержанием кейса (1 мин) 3.2. Знакомство с реальной ситуацией (2 мин) 3.3. Анализ ситуации (5 мин) 4. Самостоятельная работа студентов над кейсом (20 мин) 4.1. Индивидуальная работа студентов (8 мин) 4.2. Работа в группах (12 мин) 5. Защита результатов работы (10 мин) 5.1. Письменная презентация результатов индивидуальной работы (сбор бланков с заданием) (2 мин) 5.2. Устная презентация результатов работы группы над кейсом (8 мин) 6. Подведение итогов занятия (5 мин)
Ход занятия
Этап Время (мин) Деятельность преподавателя Деятельность студентов
I II III IV
1. Организационный момент 1 мин - Здравствуйте! Садитесь. Приготовьтесь к занятию Ответное приветствие
2. Объявление темы и целей занятия 1 мин - Сегодня занятие по дисциплине «Технологии защиты информации» посвятим одной из актуальных тем на сегодняшний день для пользователей ПК - «Компьютерные вирусы». Занятие будет проходить с применением одного из инновационных методов проблемного обучения кейс-стади (case-study), которая входит в состав методов кейс-технологий. (В основе кейс-стадии лежит кейс, который содержит проблемную ситуацию для обсуждения, теоретический материал, методические рекомендации по работе над кейсом и критерии оценивания результатов работы. Суть кейс-метода заключается в организации обучения, использующей описание конкретных ситуаций из реальной жизни. Учащиеся должны осмыслить ситуацию, проанализировать ее и дать свое видение разрешения проблемы из ситуации. В ходе работы над кейсом учащиеся самостоятельно изучают определенную тему или раздел по той или иной дисциплине. А сама проблема не имеет однозначных решений.) Целью нашего занятия выступает самостоятельное изучение темы «Компьютерные вирусы» с использованием кейсов Слушают преподавателя. Внимательно следят за демонстрацией кейса в виде компьютерной презентации
Ход занятия
I II III IV
3. Знакомство с материалами 8 мин (Раздаются кейсы каждому сту- Внимательно следят за
кейса денту.) демонстрацией кейса в
- Вы видите перед собой кейсы бумажном и электрон-
на тему «Компьютерные вирусы» ном виде
в бумажном варианте. Теперь об-
ратите внимание на экран - это
электронный кейс (Демонстриру-
ется кейс в виде презентации)
3.1. Знакомство с содержани- 1 мин - Предлагаю вам ознакомиться с Просматривают содер-
ем кейса содержанием кейса, внимательно жание кейса
прочтите все пункты содержания
кейса.
Содержание кейса
1. Введение
2. Целевая аудитория
3. Цели кейса
4. Результаты обучения
5. План работы над кейсом
6. Ход работы над кейсом
Этап 1. Ознакомление с ситуаци-
ей кейса
Этап 2. Анализ ситуации
Этап 3. Работа в группах
Этап 4. Обсуждение результатов
работы групп. Подведение итогов
7. Теоретический материал
8. Методические рекомендации
по борьбе с компьютерными ви-
русами
9. Критерии оценивания резуль-
татов
10. Список рекомендованной ли-
тературы
Ход занятия
I II III IV
3.2. Знакомство с реальной ситуацией 2 мин - На четвертой странице кейса вы видите описание реальной ситуации для обсуждения. (Зачитывается проблемная ситуация.) «Фирма по производству офисной мебели «FELIX» г. Краснодар. Димченко М.П. - заместитель начальника производства фирмы. Занимается координацией и контролем работы участков на производстве офисной мебели из массива и МДФ, производит расчет норм сырья и материалов, ведет контроль за ведением технологической документации. В работе он не обходится без помощи компьютера. Следовательно, вся информация о производстве офисной мебели хранится на компьютере. Также он входит в контакт со всеми поставщиками материалов, сотрудниками и др. лицами в сети Internet. В последнее время он заметил сбои в работе своего компьютера: выдает какие-то ошибки, система тормозит, программы часто виснут, невозможно сохранять файлы в нужных каталогах. А в последний раз при загрузке операционной системы пришло сообщение, что антивирус Касперского нашел вирусы, которые можно очистить, отправив сообщение на четырехзначный номер. После этого система требует перезагрузку и опять же появляется то же самое сообщение и дальше все повторяется. Он не знает, как действовать в данной ситуации. Димченко М.П. опасается за информацию на компьютере. Ведь вирус может повредить ее или даже удалить» Внимательно слушают
Ход занятия
I II III IV
3.3. Анализ ситуации 5 мин - А теперь проанализируем ситуацию. Для этого я задам вам вопросы. (Анализ ситуации проходит в форме открытой дискуссии. Задаются заранее подготовленные вопросы.) 1. В чем, на ваш взгляд, заключается проблема в данной ситуации? Сформулируйте ее. 2. Что послужило источником заражения компьютерным вирусом? 3. Как можно было избежать попадание вирусов в компьютер? 4. Какой выход из данной ситуации вы Димченко М.П. предложите? - Для того чтобы ответить на последний вопрос, вам необходимо самостоятельно выполнить работу в виде заданий сначала индивидуально, а затем в группе участнико Ответы на вопросы: 1. Проблема в данной ситуации заключается в проникновении вирусов в компьютер Димченко М.П. Вследствие чего он может потерять ценную информацию по своей работе. 2. Источником заражения компьютера является открытый выход в Internet. Антивирусная программа Каспер-ского, видимо, обновлялась вручную и несвоевременно. Может даже, он пользовался локальной сетью. 3. Димченко М.П. следовало своевременно обновлять базы данных антивируса Касперско-го и проверять флеш-носители информации на наличие вирусов
4. Самостоятельная работа над кейсом 20 мин - Предлагаю каждому из вас самостоятельно выполнить задания для индивидуальной работы. (У каждого студента на руках рабочие тетради для выполнения заданий: 1. Предлагаются вопросы: что такое компьютерные вирусы, признаки проявления вирусов, типы компьютерных вирусов, методы защиты от компьютерных вирусов, антивирусные программы. 2. Разработать план действий по борьбе с компьютерным вирусом. Задания представлены в материалах кейса.) - Найти материал по вопросам данной темы вы можете, используя различные источники информации - учебники по информатике, материал из кейса, интернет-ресурсы и др. Самостоятельно выполняют задания. Заполняют рабочие тетради с заданиями
4.1. Индивидуальная работа студентов 8 мин
Ход занятия
I II III IV
4.2. Работа в группах 12 мин Подготовьте одну совместную работу по предыдущим заданиям. (1. Каждой группе предлагаются вопросы: что такое компьютерные вирусы, признаки проявления вирусов, типы компьютерных вирусов, методы защиты от компьютерных вирусов, антивирусные программы. 2. Разработать план действий по борьбе с компьютерным вирусом) Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек. Выполняют работу над кейсом в группах
5. Защита результатов работы 10 мин (Собираются рабочие тетради с выполненными заданиями для определения уровня усвоения теоретического материала кейса.) - Предлагаю каждой команде выбрать по одному представителю, которые будут представлять групповой план действий по борьбе с компьютерными вирусами По одному представителю с каждой команды защищают совместную работу группы
5.1. Письменная презентация результатов индивидуальной работы 2 мин
5.2. Устная презентация результатов работы группы 8 мин
6. Подведение итогов занятия 5 мин (Подводятся итоги занятия.) - Что нового вы узнали на этом занятии? Какие действия по борьбе с компьютерным вирусом оказались, по вашему мнению, наиболее оптимальным для Дим-ченко М.П.? (Объявляются оценки за работы учащихся. Задается домашнее задание. Преподаватель прощается с учащимися) Записывают домашнее задание. Прощаются
Методика применения кейс-метода на занятиях такова, что преподаватель направляет деятельность студентов на достижение целей занятия, т.е. самостоятельное усвоение и формирование знаний, умений и навыков по теме дисциплины. В образовательном процессе практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность студентов в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Библиографический список
1. Иванова О.А., Цегельная Н.В., Дементьева О.М. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Школа и производство. - 2011. - № 8. - С. 3-7.
2. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И.К. Масалков, М.В. Семина. - М., 2011.
3. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case-Study // Инновации в российском образовании, ВПО. - М., 2000. - С. 103-111.
4. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование. - 2009. -№ 2. - С. 172-180.
Н.Д. Десяева Л.Н. Березина
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Ключевые слова: художественный текст, интерпретация художественного текста, толкование как жанр коммуникативной деятельности учащихся.
В методике преподавания русского языка художественный текст традиционно рассматривается как предмет обучения. К существенным свойствам речевого произведения (текста) ученые относят его коммуникативную природу. Так, текст, по определению Ю.М. Скребнева, это «всякое речевое произведение, любая конкретная последовательность языковых знаков (слов), возникшая в итоге речевого акта» [7, с. 4]. Восприятие любого текста предполагает его интерпретацию, то или иное смысловое преобразование, которое воплощается в новом речевом произведении (рецензии, отзыве, мнении и т.п.).
Известно, что «интерпретация... текста - деятельность интерпретирующего субъекта по извлечению им из текста личностного смысла и по продуцированию ... речевого высказывания, содержащего толкование темы, содержания и смысла . текста, а также анализ средств их выражения» [1, с. 112]. Очевидно, что интерпретация художественного текста - важный аспект коммуникативной деятельности учащегося. Именно художественный текст является не только ее результатом, но и источником, мотивирующим новые коммуникативные акты.
Результатом интерпретации текста является его толкование, так как интерпретация представляет собой «процесс освоения содержания текста» и результат, «выражающийся . в виде более или менее полного изложения своих наблюдений над прочитанным» [6, с. 219]. Толкование как высказывание определенного типа, цель которого - доведение смысла какого либо текста до сведения других лиц, лежит в основе таких вторичных жанров, как аннотация, отзыв, рецензия, но может быть и самостоятельным (правда, тоже вторичным) жанром. В толковании текста обязательно выделяется фактологический компонент, указание на то, о каких фактах, явлениях, событиях идет речь: вторичные жанры включают компоненты содержания исходного, «пересказ отдельных фрагментов или сюжетных поворотов, поступков героя.» [4, с. 399]. Второй обязательной составляющей толкования текста является компонент, содержащий оценку предме-
© Десяева Н.Д., Березина Л.Н., 2013