Научная статья на тему 'Методика интегральной оценки уровня человеческого развития на примере крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Европейского Союза'

Методика интегральной оценки уровня человеческого развития на примере крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT INDEX / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Наталия Викторовна, Кочева Екатерина Викторовна

В данной статье представлена комплексная методика интегральной оценки уровня человеческого развития на примере крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Европейского союза. Комплексная оценка человеческого развития рассматривается как двухсторонний процесс: с одной стороны, это формирование человеческих способностей (укрепление здоровья, приобретение знаний, совершенствование профессиональных навыков), а с другой стороны это реализация приобретенных способностей для производственных целей или для отдыха, культурной, политической деятельности. Методика расчета индекса человеческого развития основана на принципе: авторы считают, что проведенные экспериментальные расчеты обеспечивают наиболее полное представление о человеческом развитии с точки зрения трех взаимосвязанных характеристик: человеческого капитала, человеческих ресурсов и экономических условий для реализации потенций человека. Данная методика может быть использована при формировании стратегий и социальных программ, направленных на развитие человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Наталия Викторовна, Кочева Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR INTEGRAL EVALUATION OF HUMAN DEVELOPMENT LEVEL AS EXEMPLIFIED BY THE LEADING COUNTRIES OF ASIA-PACIFIC REGION AND EUROPEAN UNION

The article introduces methodology for integral evaluation of level of human development exemplified by the leading countries of Asia-Pacific Region an European Union. In addition, complex evaluation of human capital development is discussed as a two-side process: from one side, it is a formation of human abilities and skills, from the other side realization of gained abilities and skills for the use of production or for recreation, cultural, political activity. Authors’ methodology of calculation of human development index is distinguishable from conventional methodology by at least one main principle: the authors believe that conducted experimental calculations might provide the most complete idea of human development from the point of view of three interconnected characteristics: human capital, human resources, and evaluation of conditions for formation and implementation of abilities and skills of a person.

Текст научной работы на тему «Методика интегральной оценки уровня человеческого развития на примере крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Европейского Союза»

УДК 311

МЕТОДИКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУПНЕЙШИХ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА И СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Н.В. Кузнецова, Е.В. Кочева

Дальневосточный федеральный университет E-mail: [email protected]; [email protected]

В данной статье представлена комплексная методика интегральной оценки уровня человеческого развития на примере крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Европейского союза. Комплексная оценка человеческого развития рассматривается как двухсторонний процесс: с одной стороны, это формирование человеческих способностей (укрепление здоровья, приобретение знаний, совершенствование профессиональных навыков), а с другой стороны - это реализация приобретенных способностей для производственных целей или для отдыха, культурной, политической деятельности. Методика расчета индекса человеческого развития основана на принципе: авторы считают, что проведенные экспериментальные расчеты обеспечивают наиболее полное представление о человеческом развитии с точки зрения трех взаимосвязанных характеристик: человеческого капитала, человеческих ресурсов и экономических условий для реализации потенций человека. Данная методика может быть использована при формировании стратегий и социальных программ, направленных на развитие человеческого потенциала.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, Европейский союз, индекс человеческого развития, индекс развития человеческого потенциала, человеческий капитал, человеческий потенциал.

METHODOLOGY FOR INTEGRAL EVALUATION OF HUMAN DEVELOPMENT LEVEL AS EXEMPLIFIED BY THE LEADING COUNTRIES OF ASIA-PACIFIC REGION AND EUROPEAN UNION

N.V. Kuznetsova, E.V. Kocheva

Far Eastern Federal University E-mail: [email protected]; [email protected]

The article introduces methodology for integral evaluation of level of human development exemplified by the leading countries of Asia-Pacific Region an European Union. In addition, complex evaluation of human capital development is discussed as a two-side process: from one side, it is a formation of human abilities and skills, from the other side -realization of gained abilities and skills for the use of production or for recreation, cultural, political activity. Authors' methodology of calculation of human development index is distinguishable from conventional methodology by at least one main principle: the authors believe that conducted experimental calculations might provide the most complete idea of human development from the point of view of three interconnected characteristics: human capital, human resources, and evaluation of conditions for formation and implementation of abilities and skills of a person.

Keywords: Asia-Pacific region, European Union, human development index, human potential development index, human capital, human potential.

© Кузнецова Н.В., Кочева Е.В., 2016

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире человек является важнейшим составляющим научно-технического прогресса, за счет которого происходит экономическое развитие. При этом стоит отметить, что в качестве критерия для оценки уровня развития стран и регионов не могут быть использованы только экономические показатели. Обратимся к опыту глобального развития стран, которые не обладают запасами сырьевых ресурсов, и стран с разрушенной в годы Второй мировой войны материальной базой (Тайвань, Южная Корея, Япония, Германия). Стратегия социально-экономического развития этих стран строилась в расчете на человека. Именно данная стратегия обеспечила высокую динамику экономического роста и высокую степень его социализации [9].

В настоящее время значительно возрос интерес экономической науки к человеку, его качественным характеристикам, путям их формирования и развития. Человеческое развитие зачастую рассматривается с позиции научно-технического прогресса, образования и доходной составляющей, что несомненным образом сказывается на долгой, здоровой и безопасной жизни человека. Однако сегодня в мире присутствует ощущение некой нестабильности как в отдельных домохозяйствах, так и в глобальной социально-политической системе. В соответствии с этим обеспечение устойчивого прогресса в области человеческого развития и формирование жизнестойкости человека зависит не только от расширения возможностей выбора и способности получить образование, быть здоровыми, достигнуть разумного уровня жизни и чувствовать себя в безопасности. Также зависит от того, надежны ли эти достижения и имеются ли достаточные условия для устойчивого человеческого развития.

Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить, что человеческий потенциал, его состояние может служить критерием для того, чтобы качественно оценивать направления и тенденции протекающих в обществе процессов. При этом комплексная оценка человеческого развития должна рассматриваться как двухсторонний процесс. С одной стороны, это формирование человеческих способностей (укрепление здоровья, приобретение знаний, совершенствование профессиональных навыков), а с другой - реализация приобретенных способностей для производственных целей или для отдыха, культурной, политической деятельности [6]. Таким образом, развитие человеческого потенциала интегрирует в себе концепции «человеческого капитала» и «человеческих ресурсов».

1. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ввиду современных тенденций стоит особо отметить, что в отечественной и мировой литературе предложено немало понятий и концепций, имеющих целью сформировать такое интегральное представление о человеке, которое, с одной стороны, могло бы быть проработано аналитически, а значит, употребляться достаточно строго, и с другой - было бы операци-онализируемо. Однако на сегодняшний день не существует однозначного

определения категории человеческого развития, в связи с чем дискуссионным является вопрос об интегральном показателе.

Для комплексной оценки человеческого потенциала необходимо выделить несколько основных ключевых зон человеческого развития:

1. Развитие способностей человека к знаниям, обучению, достижение высоких квалификаций, развитие науки и инновационного прогресса в обществе.

2. Адаптация социальных программ на различные категории населения, что позволит максимизировать человеческие возможности (потенциал) и эффективно их использовать в целях экономического и социального развития.

3. Формирование и реализация потенций человека в существующих социально-экономических и политических условиях.

Алгоритм формирования системы информативных показателей для оценки развития человеческого потенциала сводится к нескольким этапам.

На первом этапе с целью классификации статистических показателей, строится их общая схема. На втором этапе общая схема наполняется конкретным содержанием, показателями, характеризующими уровень развития человеческого потенциала.

Отбор показателей осуществлялся с учетом следующих требований [1]:

- представительность, в соответствии с которой в данном перечне должны быть представлены все основные показатели рассматриваемой категории;

- информационная доступность, в соответствии с которой привлекаемые показатели должны быть доступны для их статистической регистрации, тем более что они должны входить в номенклатуру официальных статистических показателей;

- достоверность, в соответствии с которой используемые статистические данные должны адекватно отражать состояние анализируемого аспекта уровня человеческого развития.

Проведенный предварительный анализ имеющейся информации и выделенные нами ключевые зоны человеческого развития позволили сформировать априорный набор показателей. Выбор количественного состава ограниченного набора показателей осуществлялся в каждом конкретном случае на основе сочетания теоретических и содержательных соображений (рис. 1).

Далее на следующем этапе в целях обеспечения сопоставимости исходных статистических данных каждый показатель, входящий в состав интегрального показателя, приводится к единой шкале измерения, т.е. нормализуется, причем конкретный выбор унифицированного преобразования зависит от того, к какому типу принадлежит анализируемый показатель [1]:

- если исходный показатель x связан с анализируемым интегральным свойством (развитие человеческого потенциала) монотонно-возрастающей зависимостью:

Х. — x

Х = —!-(1)

Х — Х

max min

где xmin и xmax - наименьшее и наибольшее значение исходного показателя;

Уровень человеческого развития

Оценка состояния человеческого капитала

Доля занятых в общей численности населения, в процентах от лиц в возрасте 25 лет и старше

Население, имеющее как минимум среднее образование, в процентах от возрастной группы 25 лет и старше

Валовой коэффициент охвата населения начальным образованием, %

Валовой коэффициент охвата населения средним образованием, %

Валовой коэффициент охвата населения высшим образованием, %

Удовлетворенность качеством образования, процент удовлетворенных

— Коэффициент миграции

Инвестиции в основной капитал, в процентах ВВП

Численность научных работников, на 1 млн человек

Выпускники вузов по естественным и инженерным специальностям, в процентах общей численности

Производительность труда, ВВП (долл. США) на 1 ч затраченного труда

Интегральный показатель человеческого капитала (1НК)

Оценка состояния человеческих ресурсов

I

Коэффициент материнской смертности, число смертей на 100 тыс. живорождений

I

Общий коэффициент рождаемости, число рождений на 1 женщину

I

Коэффициент рождаемости

у подростков, на 1 тыс. женщин в возрасте 15-19 лет

I

Индекс тендерного развития

I

Коэффициент смертности, на 100 человек населения

I

Численность врачей, на 1 тыс. человек населения

Уровень грамотности населения

Х

Потребление пресной воды, в процентах общего объема возобновляемых водных ресурсов

X

Суммарный коэффициент демографической зависимости, на 100 человек в возрасте 15-64 лет

Медианный возраст населения, лет

I

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

I

Ожидаемая продолжительность обучения, в годах

I

Показатель фертильности

I

Индекс экологических достижений

Выбросы углекислого газа, на душу населения

и

Интегральный показатель человеческих ресурсов (7ЯЯ)

г

Оценка существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека

Квинтильный коэффициент дохода

Коэффициент Джини

Коэффициент неравенства людей

Индекс дохода, скорректированный с учетом неравенства

Валовые вложения в основной капитал, в процентах от ВВП

Расходы государства на здравоохранение, в процентах от ВВП

Расходы государства

на оборону, в процентах от ВВП

Уровень безработицы,

%

Расходы на научные

разработки, в процентах от ВВП

Чистые сбережения, в процентах от ВНД

Интегральный показатель формирования потенций (1НР)

Интегральный показатель человеческого развития (Н01)

Рис. 1. Методика разработки интегральной оценки уровня человеческого развития

- если исходный показатель х связан с анализируемым интегральным свойством монотонно-убывающей зависимостью:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X = Xmax ~ Xi . (2)

x - X

max min

Таким образом, линейные преобразования позволили свести область возможных значений к отрезку [0,1], при этом нулевое значение показывает низкое качество по данному свойству, а единичное - самое высокое.

Далее по каждому блоку показателей рассчитывается интегральный показатель (по вертикали):

I =1LwX , (3)

1=1

где I - интегральный показатель, рассчитанный по каждому блоку; wi (i = 1, 2, ..., n) - весовой коэффициент i-го показателя в интегральном показателе, который представляет собой долю объясненной дисперсии признака в суммарной; х1 - нормированное значение i-го показателя, входящего в соответствующий блок; n - количество исходных нормированных показателей, входящих в интегральный показатель.

Таким образом, в результате преобразований получим три интегральных показателя: IHK - интегральный показатель человеческого капитала; IHR - интегральный показатель человеческих ресурсов; IHP - интегральный показатель формирования потенций человека.

В качестве комплексной оценки (по горизонтали) целесообразно рассчитать интегральный показатель, характеризующий человеческое развитие в совокупности определяющих факторов (Human Development Index (HDI)), который представляет собой свертку оценок частных критериев данного понятия и предназначен для проведения сравнительного анализа (во времени и пространстве). В заключении интегральный показатель человеческого развития HDI рассчитывается как средняя арифметическая из интегральных показателей (человеческого капитала, человеческих ресурсов и формирования потенций человека):

HDI = I,, (4)

=1

где f - веса соответствующих интегральных показателей HDI: вес человеческого капитала составляет 1/3, человеческих ресурсов - 1/3, показателя формирования потенций 1/3; I - интегральные показатели: IHK - интегральный показатель человеческого капитала; IHR - интегральный показатель человеческих ресурсов; IHP - интегральный показатель формирования потенций человека.

2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НА ПРИМЕРЕ КРУПНЕЙШИХ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА И СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

На основании вышеприведенной методики произведем расчет интегральных характеристик на примере крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стран ЕС. Результаты расчетов представим в табл. 1.

Таблица 1

Интегральные показатели, характеризующие человеческое развитие

по итогам 2013 г.

Страна ^нк 1HR ^нр ГО1 Rang

Австралия 0,669 0,718 0,517 0,634 4

Великобритания 0,576 0,698 0,451 0,575 9

Германия 0,661 0,703 0,555 0,640 3

Гонконг 0,498 0,692 0,366 0,519 10

Индия 0,242 0,401 0,312 0,318 16

Канада 0,614 0,676 0,484 0,591 8

Китай 0,393 0,595 0,480 0,489 12

Мексика 0,320 0,672 0,324 0,439 14

Монголия 0,428 0,642 0,373 0,481 13

Норвегия 0,720 0,750 0,457 0,642 2

Республика Корея 0,638 0,666 0,586 0,630 5

Россия 0,491 0,684 0,365 0,514 11

Сингапур 0,643 0,687 0,539 0,623 6

США 0,668 0,684 0,577 0,643 1

Тайланд 0,325 0,603 0,304 0,411 15

Япония 0,579 0,654 0,550 0,595 7

Табл. 1 демонстрирует распределение стран по уровню человеческого развития в совокупности определяющих интегральных характеристик. Лидирующие позиции по уровню человеческого развития занимают США, Норвегия, Германия, Австралия и Республика Корея. В данных странах есть все необходимые условия для формирования, развития и реализации человеческих возможностей.

Сопоставим авторскую методику расчета интегрального показателя человеческого развития с методикой, предложенной Мегнадом Десаи (лорд Десаи) и Амартья Сеном. Индекс развития человеческого потенциала (HDI и^ разработан для сравнения стран и публикуется в ежегодных Докладах Программы развития ООН с 1990 г. [5-9]. На рис. 2 отображены интегральный показатель человеческого развития (HDI) и индекс развития человеческого потенциала, рассчитанный по общепринятой методике и публикуемый в ежегодных Докладах ООН о человеческом развитии (HDI и^ [5, 6].

Как видно из рис. 2, в результате сопоставления двух методик расчета индекса человеческого развития резких отклонений не наблюдалось по странам, участвующим в анализе. При этом представленные расчеты показывают, что общие закономерности сохраняются. Значение индекса человеческого развития (HDI), рассчитанного по авторской методике, принимает значения ниже, чем индекс развития человеческого потенциала (HDI иК). Это обусловлено тем, что в расчете индекса человеческого развития (HDI) участвуют одновременно 37 показателей, определяющих человеческое развитие с трех позиций: человеческого капитала, человеческих ресурсов и условий для формирования и реализации человека. Данное обстоятельство позволяет комплексно и достаточно точнее оценить уровень человеческого развития с целью формирования концепций и программ социально-экономического развития той или иной страны.

Australia Japan 1,000

The Republic of Korea

Thailand

USA

Singapore

Russia

Great Britain

Germany

Norway

Hong Kong

India

Canada

China

Mongolia

Mexico

HDI HDIUN

Отклонение HDI от HDI UN

Japan

The Republic of Korea Thailand USA Singapore Russia Norway Mongolia Mexico China Canada India Hong Kong Germany Great Britain Australia

Deviation, %

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 80,00 90,00

Рис. 2. Интегральный показатель человеческого развития, рассчитанный по авторской методике, и индекс развития человеческого потенциала, рассчитанный по методике

ООН, за 2013 г.

Для сравнения двух выборок, полученных в процессе вычисления индекса человеческого развития по классической и авторской методикам, воспользуемся непараметрическими критериями [2]. Сначала определим, отличаются ли заданные распределения от нормального. Используя критерий Колмогорова-Смирнова, мы исследуем распределение значений переменных HDI UN и HDI на соответствие нормальному распределению (табл. 2).

Таблица 2

Критерий Колмогорова-Смирнова

Параметры теста HDI HDI UN

16 16

Normal Parameters Mean 0,546 0,833

Std. Deviation 0,098 0,107

Most Extreme Differences Absolute 0,177 0,328

Positive 0,163 0,149

Negative -0,177 -0,328

Kolmogorov-Smirnov Z 0,707 1,312

Asymp. Sig. (2-tailed) 0,699 0,064

Таким образом, строка Статистика Z Колмогорова-Смирнова содержит z-значение, уровень значимости которого равен для HDI 0,699, для HDI UN 0,064 (последняя строка). Это означает, что распределения значений индексов HDI и HDI UN статистически не отличаются от нормального.

Для того, чтобы сравнить два измерения индексов HDI UN, рассчитанных по классической методике ООН, и интегрального показателя HDI, рассчитанного по авторской методике (по типу «до» и «после»), воспользуемся критерием Вилкоксона (Wilcoxon test). Данный критерий основан на подсчете абсолютных разностей между парами значений с последующим их ранжированием, затем вычисляются средние значения рангов для положительных и отрицательных разностей (сдвигов). Уровень значимости подсчитывается на основе стандартизованного значения [2]. Результаты применения критерия Вилкоксона представлены в табл. 3.

Таблица 3

Критерий Вилкоксона

Ранг Количество Средний ранг Сумма рангов

Negative Ranks (HDI UN<HDI) 0 0 0

Positive Ranks (HDI UN>HDI) 16 8,50 136,00

Ties (HDI UN=HDI) 0 - -

Total 16 - -

Test Statistics Z -3,518 - -

Asymp. Sig. (2-tailed) 0,000 - -

Визуальный анализ исходных данных говорит о том, что значения HDI UN превышают значения HDI. Это демонстрирует и величина статистики критерия, равная г = -3,518, при уровне значимости р = 0,000. Это означает, что различия между HDI UN и HDI признаются статистически достоверными.

Рассмотрим описательные статистики для признаков HDI UN и HDI (табл. 4).

Таблица 4

Дескриптивные статистики HDI UN, HDI

Дескриптивные статистики HDI HDI UN

Minimum 0,318 0,586

Maximum 0,643 0,944

Mean 0,546 0,833

Std. deviation 0,025 0,027

S.E. Mean 0,098 0,107

Variance 0,010 0,011

Skewness -0,942 -1,012

Kurtosis 0,193 -0,011

KVAR 5,46 7,94

Приведенные результаты описательных статистик говорят о том, что рассматриваемые индексы отличны друг от друга. Более качественным по описательным характеристикам является HDI, рассчитанный по авторской методике, о чем свидетельствуют показатели асимметрии, эксцесса, ошибок и коэффициента вариации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной отличительной чертой авторской методики исчисления индекса человеческого развития (HDI) от общепринятой методики (HDI UN) является то, что произведенные экспериментальные расчеты, по мнению авторов, могут дать достаточно полное представление о человеческом развитии с точки зрения трех взаимосвязанных характеристик: человеческого капитала, человеческих ресурсов и оценки условий для формирования и реализации возможностей человека. Результаты вычислений по общепринятой методике являются завышенными вследствие ограниченного набора показателей, используемых при расчете индекса развития человеческого потенциала и, соответственно, не могут в полной мере оценить все положительные и отрицательные тенденции, происходящие в определенной стране. Для более детального исследования уровня человеческого развития на примере исследуемых стран авторы считают целесообразным выделить однородные группы стран по показателям, входящим в состав каждой интегральной характеристики. Определим однородные группы стран по показателям, характеризующим человеческий капитал. На основании предложенной схемы показателей авторами реализована многомерная группировка стран, которая проводилась с использованием пакета SPSS Version 14.0 по иерархической схеме методом Варда (Ward's method), критерием объединения в котором является метрика города (City-block (Manhattan) distances) (см. рис. 2).

Таким образом, как видно на рис. 3, страны распределились следующим образом. В кластер АНК вошли Великобритания, Германия, Австралия, Канада, Гонконг и Россия. Особенностью стран данного кластера является тот факт, что здесь преобладает население со средним образованием. В данной группе высокие показатели по охвату населения средним образованием. Интересной особенностью данной группы является то, что здесь наибольшая доля выпускников вузов по естественным и инженерным специальностям.

10

15

20

25

Great Britain 2

Germany 3

Australia 1

Canada 6

Hong Kong 4

Russia 11

Norway 10

Singapore 12 The Republic of Korea 15

Japan 16

USA 13

Mexico 8

Thailand 14

India 5

Mongolia 9

China 7

J J J J

Рис. 3. Дендрограмма распределения стран по показателям, характеризующим

человеческий капитал

В состав кластера ВНК вошли Норвегия, Сингапур, Республика Корея и США. Данная группа по уровню человеческого капитала отличается от остальных тем, что здесь сосредоточены более квалифицированные кадры. В странах данного кластера преобладает население с высшим образованием. Численность научных работников, в основном за счет Норвегии, Японии и Сингапура, в кластере наибольшее. Стоит отметить, что в странах данной группы наблюдается миграционный прирост, что также сказывается и на уровне производительности труда.

В кластер СНК вошли Мексика, Таиланд, Индия, Монголия и Китай. В странах данного кластера наблюдалась наибольшая доля занятого населения. В группе отмечен наибольший охват населения начальным образованием. Особенностью данного кластера является наибольший объем инвестиций в основной капитал, преимущественно за счет Китая и Монголии.

По аналогии авторами реализована группировка стран по показателям, характеризующим развитие человеческих ресурсов (рис. 4).

В состав кластера Аик (см. рис. 4) вошли Германия, Япония, Австралия, Канада, Норвегия и Великобритания. Особенностью данного кластера является высокий уровень грамотности населения. В странах данной группы наблюдается самая высокая продолжительность жизни при рождении, которая составляет в среднем 81 год, однако наряду с этим отмечены и самые высокие коэффициенты смертности (кроме Австралии). При этом численность врачей в расчете на 1 тыс. человек населения в данной группе является преобладающей по сравнению с остальными кластерами. Стоит также отметить, что в данном кластере наблюдается самое старшее население, медианный возраст которого составляет 41 год. Как следствие, в странах данной группы высокая демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста. Что касается показателей экологической устойчивости, то здесь наблюдаются самые высокие объемы выбросов углекислого газа,

Germany Japan Australia Canada Norway Great Britain Singapore

^ The Republic of Korea Hong Kong China USA Thailand Russia Mexico Mongolia India

Рис. 4. Дендрограмма распределения стран по показателям, характеризующим

человеческие ресурсы

однако отмечается благоприятная тенденция относительно индекса экологических достижений.

В группу кластера Вик объединились Сингапур, Республика Корея, Гонконг и Китай. Данный кластер отличается от остальных тем, что здесь отмечены низкие значения коэффициента смертности. Однако наряду с позитивной тенденцией низких значений смертности в данной группе отмечены низкие значения коэффициента рождаемости и фертильности. В странах, входящих в состав кластера Вик, отмечены низкие показатели демографической нагрузки на трудоспособное население. Особенностью данного кластера является тот факт, что здесь отмечаются самые высокие объемы потребления пресной воды (в процентах общего объема возобновляемых водных ресурсов).

В кластер Сик вошли США, Таиланд, Россия, Мексика, Монголия и Индия. В данном кластере отмечены высокие значения показателей рождаемости и фертильности. Однако наряду с благоприятной тенденцией в странах кластера отмечены высокий уровень смертности населения, в том числе и материнской, преимущественно за счет Мексики, Монголии и Индии. Уровень грамотности населения в данной группе находится на более низком уровне по сравнению с предыдущими кластерами. Стоит отметить, что в странах группы наблюдается более молодое население со средним возрастом 31 год.

Группировка стран по показателям, характеризующим условия для формирования и реализации потенций человека, показана на рис. 5.

Как видно из рис. 5, страны можно условно разделить на два укрупненных кластера.

В состав кластера Аот вошли Австралия, Канада, Великобритания, Гонконг, Россия, США, Германия, Норвегия и Япония. Особенностью данного кластера является высокое значение индекса дохода, скорректированного

10

15

20

25

3 16

1 6 10 2 12 15

4

7

13

14 11

8 9

5

10

15

20

25

Australia 1

Canada 6

Great Britain 2

Hong Kong 4

Russia 11

USA 13

Germany 3

Norway 10

Japan 16

China 7

Mongolia 9

Mexico 8

Thailand 14

India 5

The Republic of Korea 15

Singapore 12

Рис. 5. Дендрограмма распределения стран по показателям, характеризующим экономические условия для формирования и реализации потенций человека

с учетом неравенства. В странах данной группы преобладают расходы государства на здравоохранение, образование и науку, в сравнении с кластером ВНР.

В кластер ВНР объединились Китай, Монголия, Мексика, Таиланд, Индия, Республика Корея и Сингапур. Страны данной группы отличаются высокой дифференциацией населения по доходам, преимущественно за счет Таиланда, Мексики, Индии и Китая. В данном кластере наблюдаются высокие объемы вложений в основной капитал (наибольшая доля у Китая и Монголии), а также высокие чистые сбережения, преимущественно за счет Китая и Сингапура.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Произведенные экспериментальные расчеты уровня человеческого развития по авторской методике за счет построения интегральных характеристик, аккумулирующих в себе показатели человеческого капитала, человеческих ресурсов и показателей, позволяющих оценить условия формирования возможностей человека, дали достаточно полное представление о человеческом развитии с точки зрения межстранового сопоставления. Таким образом, представленное исследование развития человеческого потенциала позволило более качественно осмыслить категорию человеческого развития как основного богатства страны, а также сформировать определенные подходы к определению управленческих решений в проведении социально-экономической политики. Задача развития человеческого потенциала должна формулироваться как основополагающая государственная задача модернизации комплекса социальных секторов: образования, здравоохранения, культуры, науки. Социальные программы и проекты, в первую очередь, должны быть направлены на повышение стартовых возможностей людей, причем вне зависимости от территории проживания; на

формирование современной человеческой инфраструктуры, т.е. возможностей людей внедряться в современные процессы [3, 4]. Ведь именно от того, как используется и развивается человеческий потенциал в стране, и зависят в конечном итоге все результаты в области социально-экономического развития страны, уровень и качество жизни населения.

Таким образом, разработанная методика исследования динамики социально-экономических систем, обусловливающих уровень человеческого развития, позволяет разрабатывать стратегии и программы социального развития, направленные на развитие человека, его потенциала как основного богатства государства; распределять ресурсы по стратегически важным, приоритетным направлениям в области развития человеческого потенциала страны.

Литература

1. Айвазян С.А. Разработка и анализ интегральных индикаторов качества жизни населения Самарской области. М.: ЦЭМИ РАН, 2005. 124 с.

2. Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2008. 416 с.

3. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода I под ред. И.Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 176 с.

4. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: учеб. пособие I под общей ред. проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ); 2-е изд., доп. и перераб. М.: Права человека, 2008. 636 с.

5. Human development report 2013. The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World. UNDP New York, 1 UN Plaza, USA. 2013. 204 p.

6. Human development report 2014. Sustaining Human Progress: ReducingVulnerabilities and Building Resilience. UNDP New York, 1 UN Plaza, USA. 2014. 227 p.

7. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс]: www.worldbank.org

8. Официальный сайт Евростата. [Электронный ресурс]: www.ec.europa.euIeurostat

9. Официальный сайт Организации Объединенных наций. [Электронный ресурс]: www.un.org

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]: www.gks.ru

Bibliography

1. Ajvazjan S.A. Razrabotka i analiz integral'nyh indikatorov kachestva zhizni naselenija Samarskoj oblasti. M.: CJeMI RAN, 2005. 124 p.

2. Nasledov A.D. SPSS 15: professional'nyj statisticheskij analiz dannyh. SPb.: Piter, 2008. 416 p.

3. Chelovecheskij potencial: opyt kompleksnogo podhoda I pod red. I.T. Frolova. M.: Jeditorial URSS, 1999. 176 p.

4. Chelovecheskoe razvitie: novoe izmerenie social'no-jekonomicheskogo progressa: ucheb. posobie I pod obshhej red. prof. VP Kolesova (jekonomicheskij fakul'tet MGU); 2-e izd., dop. i pererab. M.: Prava cheloveka, 2008. 636 p.

5. Human development report 2013. The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World. UNDP New York, 1 UN Plaza, USA. 2013. 204 p.

6. Human development report 2014. Sustaining Human Progress: ReducingVulnerabilities and Building Resilience. UNDP New York, 1 UN Plaza, USA. 2014. 227 p.

7. Oficial'nyj sajt Vsemirnogo banka. [Jelektronnyj resurs]: www.worldbank.org

8. Oficial'nyj sajt Evrostata. [Jelektronnyj resurs]: www.ec.europa.euIeurostat

9. Oficial'nyj sajt Organizacii Ob#edinennyh nacij. [Jelektronnyj resurs]: www.un.org

10. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. [Jelektronnyj resurs]: www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.