Научная статья на тему 'Методика интегральной оценки социо-эколого-экономического развития малых городов'

Методика интегральной оценки социо-эколого-экономического развития малых городов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / SMALL TOWN / PERFORMANCE ASSESSMENT / SOCIO-ECOLOGICAL-ECONOMIC DEVELOPMENT / BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ключникова Виктория Рашидовна

Рассмотрены особенности применения ряда подходов к оценке эффективности малых городов. Предлагается методика интегральной оценки социо-эколого-экономического развития малых городов. Приведено обоснование эталонной последовательности показателей эффективности развития малого города по каждому из блоков показателей. Показаны возможности использования методики для выявления наиболее значимых резервов повышения эффективности развития малых городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ключникова Виктория Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Integral Evaluation of the Socio-Ecological-Economic Development of Small Towns

Peculiarities of application of a number of approaches to assessing the effectiveness of small towns, such as sociological approach, project approach, game theory. Proposes a methodology for the integrated assess ment of socio-ecological-economic development of small towns. The substantiation of the reference sequence indicators of development of small towns at each block of indicators. Possibility of using the methodology to identify the most significant opportunities for improving the efficiency of development of small towns.

Текст научной работы на тему «Методика интегральной оценки социо-эколого-экономического развития малых городов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350). Экономика. Вып. 47. С. 87-95.

УДК 332.1 ББК 65.042 (2Рос)

МЕТОДИКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ

В. Р. Ключникова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Рассмотрены особенности применения ряда подходов к оценке эффективности малых городов. Предлагается методика интегральной оценки социо-эколого-экономического развития малых городов. Приведено обоснование эталонной последовательности показателей эффективности развития малого города по каждому из блоков показателей. Показаны возможности использования методики для выявления наиболее значимых резервов повышения эффективности развития малых городов.

Ключевые слова: малый город, оценка эффективности, социо-эколого-экономическое развитие, сбалансированность.

Формирование научно обоснованной стратегии социо-эколого-экономического развития малых городов в современных условиях практически невозможно без комплексной оценки эффективности их развития. Действительно, такого рода комплексная оценка позволяет выявить основные факторы и резервы повышения эффективности развития малых городов и, в конечном итоге, объективно обосновать мероприятия по совершенствованию их стратегии [13. С. 7].

При этом одной из основных проблем оценки развития малых городов является взаимоувязка различных по размерности показателей, характеризующих разные аспекты собственно экономического, финансового, социального, экологического развития малого города в единой системе координат и определение на данной основе некоторого обобщенного, интегрального показателя эффективности функционирования малого города.

Достаточно популярным методом исследования эффективности развития малых городов является метод экспертных оценок. Он применялся в различных вариациях, в частности такими исследователями, как Т. В. Ускова и Л. Г. Иогман [14. С. 42-47], Н. В. Ключенюк [7. С. 11], А. М. Коробейников [9. С. 34]. Основным недостатком применения данной группы методов является субъективизм экспертов.

Суть проектного подхода к оценке эффективности развития малых городов состоит в исследовании того, каким образом конкретные коммерческие, инфраструктурные, социальные и иные проекты оказывают влияние на социо-эколого-экономическое развитие малого города в целом.

Проектный подход к оценке эффективности малых городов применялся, в частности, такими исследователями, как О. В. Юмаева [15. С. 51], Е. В. Белокурова [1. С. 13]. Недостатком данного подхода является определенная фрагментарность оценки; так, эффективность развития столь сложной социально-экономической системы, как малый город, не вполне корректно сводить только к сумме показателей эффективности реализуемых в его рамках инвестиционных проектов.

Методы неоинституциональной экономики представляют собой достаточно перспективный инструмент исследования тенденций и проблем социо-эколого-экономического развития различных типов территорий в целом и малых городов в частности. Так, теория игр в перспективе может быть использована для формирования равновесных интересов и стратегий поведения различных субъектов экономики и социальной сферы малого города: муниципальных властей, представителей крупного и среднего бизнеса (например моно-предприятий малого города), субъектов малого бизнеса, представителей местных общественных и иных некоммерческих организаций и т. п. Указанные субъекты имеют различные, порой конфликтующие интересы, для согласования которых теоретически и может быть использован инструментарий теории игр. Правда, для этого требуется четко формализовать, в том числе количественно интерпретировать интересы указанных групп субъектов экономики и социальной сферы малого города, что достаточно проблематично. В. Г. Марача, в частности, указывает на успешные примеры применения теории

игр для оценки социально-экономического развития городской экономики, но конкретные расчеты по указанному направлению не приводит [10. С. 64].

В настоящее время достаточно популярным методом комплексной оценки эффективности, применяемым на уровне предприятия, является построение сбалансированной системы показателей. Данный метод, основы которого были заложены Р. Нортоном и Д. Капланом [5; 6], в принципе может быть использован и на уровне региональной экономики, в том числе и для оценки эффективности малых городов. Однако недостатком указанного метода является то, что не вполне ясен алгоритм приведения различных показателей, характеризующих эффективность социально-экономической системы, к общему знаменателю.

Вместе с тем в общей теории оценки экономической эффективности существует метод, позволяющий свести различные по размерности показатели развития экономической системы в единой системе координат в зависимости от формирования эталонной (идеальной) последовательности темпов роста различных показателей. Данный метод, получивший название нормативной системы показателей (НСП), был разработан И. М. Сыроежиным [12] для комплексного исследования эффективности деятельности промышленных предприятий. Впоследствии содержание метода нормативной системы показателей применительно к развитию предприятий в условиях рыночных отношений было уточнено и расширено Л. А. Гендлером [3]. Сходный вариант метода НСП используется и М. В. Петровым [11. С. 13-15].

Для оценки эффективности региональной экономики метод нормативной системы показателей был адаптирован А. Р. Гильмуллиным [4. С. 151]. С целью исследования экономической и социальной эффективности развития моногородов стратегического значения данный метод использовала также Т. А. Коновалова [8. С. 18-19].

В целом представленный в специальной литературе вариант нормативной системы показателей применительно к экономике регионального уровня включает в себя следующие основные этапы: обоснование эталонной последовательности темпов изменения показателей, характеризующих различные аспекты развития территориальной экономики (экономическую, социальную, инвестиционную и др.); оценка (на основании данных официальной статистики) фактиче-

ских темпов изменения данных показателей и их ранжирование по уменьшению темпов роста; сопоставление фактической и эталонной последовательности показателей; оценка эффективности развития территории на основании расчета статистики отклонений рангов.

По нашему мнению, используемый А. Р. Гильмуллиным и Т. А. Коноваловой вариант метода нормативной системы показателей для оценки эффективности территориальных социально-экономических систем имеет следующие недостатки:

1) оцениваются только ранги темпов роста показателей, а сами темпы роста в итоговом значении эффективности игнорируются;

2) не учитывается экологическая компонента территориального развития;

3) проблематичной является сравнительная оценка развития различных сфер жизни территории ввиду использования различного количества показателей в каждом из блоков оценки эффективности, соответствующих указанным сферам;

4) сама последовательность показателей не является универсальной, применимой для исследования эффективности развития территориальной социально-экономической системы различного масштаба и специализации (так, например, Т. А. Коновалова применяет нормативную систему показателей исключительно для оценки эффективности моногородов стратегического значения, к которым она относит наукограды, моногорода с атомными станциями и «закрытые» города [8. С. 8]).

Соответственно нами предлагается методика интегральной оценки социо-эколого-эконо-мического развития малых городов, основанная на нормативной системе показателей, но существенно модифицирующая ее методический инструментарий. Предлагаемая методика включает в себя следующие основные этапы:

1. Выделение трех основных сфер социо-эколо-го-экономической системы и характеризующих их показателей эффективности развития малого города, а именно:

- показатели социально-экологической эффективности;

- показатели финансово-экономической эффективности;

- показатели эффективности инновационного развития.

2. Обоснование желательной последовательности темпов изменения показателей, характеризующих развитие выделенных сфер социо-эколого-

экономической системы малого города (см. ниже). В рамках каждой из групп показатели приведены в последовательности предпочтительного уменьшения темпов их роста.

Охарактеризуем логику желательного расположения темпов роста, включенных в состав предлагаемой методики интегральной оценки показателей социо-эколого-экономической эффективности развития малого города. Так, по группе социально-экологических показателей такого рода последовательность в идеале должна быть следующей.

1.1. Темп снижения суммарного роста выбросов в атмосферу, гидросферу, литосферу малого города должен опережать темпы изменения всех включенных в состав методики основных социальных показателей, характеризующих развитие малого города. Тем самым декларируется

абсолютный приоритет экологической устойчивости развития, принципиальное значение нормальной экологической ситуации для обеспечения жизнедеятельности всей социальной системы малого города. Действительно, не вполне удовлетворительная экологическая ситуация, которая в значительной мере и обусловливается динамикой суммарных выбросов загрязняющих веществ, влечет ухудшение здоровья, снижение работоспособности, производительности труда и, как следствие, доходов населения и валового муниципального продукта (ВМП) малого города, а в конечном итоге и снижение численности постоянного населения, уменьшение социальной перспективы развития.

1.2. Вторым по уровню приоритетности показателем группы характеристик социально-экологического развития малого города должен быть

Желательные последовательности темпов изменения показателей, характеризующих эффективность социо-эколого-экономического развития малого города

в рамках предлагаемой методики

I. Показатели социально-экологической эффективности.

1.1. Темп суммарного роста выбросов в атмосферу, гидросферу, литосферу малого города1 (Т)

1.2. Темп роста задолженности по оплате труда в экономике малого города (Т20).

1.3. Темп роста средней заработной платы населения (Т).

¿р

1.4. Темп роста общей занятости населения малого города (Т2С1Г).

1.5. Темп роста численности рабочих в экономике малого города (Т).

1.6. Темп роста численности постоянного населения2 (Тп).

II. Показатели финансово-экономической эффективности.

2.1. Темп роста чистой прибыли в экономике малого города (Тпр).

2.2. Темп роста валовой прибыли в экономике малого города (Тур).

2.3. Темп роста выручки организаций малого города (ТПс).

2.4. Темп роста активов в экономике малого города (Т)

2.5. Темп роста заемного капитала организаций малого города (Тг!).

2.6. Темп роста краткосрочных привлеченных источников финансирования развития экономики малого города (Ткр).

III. Показатели эффективности инновационного развития.

3.1. Темп роста экономического эффекта от реализации инновационных проектов на территории малого города (Те).

3.2. Темп роста вложений в технологические инновации организациями малого города (Тй).

3.3. Темп роста суммарных вложений в инновации (ТПп).

3.4. Темп роста валовых инвестиций в экономику малого города (Т).

3.5. Темп роста валового муниципального продукта (Туп1р).

3.6. Темп роста инвестиционных расходов муниципального бюджета малого города (ТД

1 Для показателей, для которых желательным является не рост, а уменьшение, с целью обеспечения сопоставимости данных предлагается рассчитывать обратные значения и, соответственно, темпы их роста.

2 В соответствии с предлагаемой методикой темп роста каждого из последних показателей по каждой группе также должен превышать 1,0.

показатель снижения уровня задолженности по оплате труда. В целом наличие задолженности по заработной плате является одним из наиболее существенных факторов, дестимулирую-щих к производительному труду [1. С. 31]. В условиях периодической задолженности по оплате труда, согласно его оценкам, даже устойчивый рост средней заработной платы не обеспечивает достаточных стимулов к производительности.

Более того, на наш взгляд, проблема задолженности по оплате труда является особенно актуальной для малых городов, особенно с моноотраслевой структурой экономики. Если в крупном городе государство, как правило, обладает достаточными финансовыми возможностями для частичной санации предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, с тем чтобы они своевременно, в период временных финансовых сложностей, погашали задолженность перед работниками, то на уровне муниципальных бюджетов малых городов такого рода финансовые резервы, как правило, отсутствуют. Кроме того, в крупных городах предприятия, испытывающие временный дефицит финансовых ресурсов для погашения задолженности, имеют больше возможностей для получения краткосрочного банковского кредита на данные цели по сравнению с предприятиями малых городов, испытывающими аналогичные проблемы.

Наконец, в малом городе с недостаточно диверсифицированной отраслевой структурой экономики работнику в случае постоянных задержек заработной платы сложнее найти работу в другой организации, чем работнику предприятия, расположенного в крупном городе. В этой связи сокращение объемов задолженности по оплате труда предлагается рассматривать в рамках методики интегральной оценки эффективности развития малого города в качестве одного из наиболее значимых критериев повышения эффективности социального развития.

1.3. Темп роста средней заработной платы должен опережать темп роста занятости населения. Данная желательная пропорция группы показателей социально-экологической эффективности развития малого города свидетельствует о том, что предпочтительным является совершенствование экономических процессов в малом городе за счет повышения интенсивности использования трудовых ресурсов, которое проявляется в увеличении как их производительности, так и уровня оплаты труда, а не за счет экстенсивного факто-

ра — все большего использования в экономике относительно низкоквалифицированной рабочей силы со сравнительно небольшим уровнем средней заработной платы.

1.4. Темп роста общей занятости в экономике малого города должен опережать темп роста численности рабочих. Данная пропорция, при условии ее выполнения на практике, будет свидетельствовать об изменении структуры занятости в экономике малого города в направлении увеличения удельного веса инженерно-технических работников, работников сферы услуг и т. п., что соответствует общим тенденциям изменения структуры занятости населения в формирующейся экономике постиндустриального типа и также косвенным образом свидетельствует об увеличении производительности труда за счет роста уровня его механизации и автоматизации.

1.5. Рост занятости должен опережать рост численности постоянного населения малого города, что будет свидетельствовать о решении такой стратегической для любого малого города задачи, как повышение степени вовлеченности трудовых ресурсов в экономические процессы, снижении уровня общей безработицы.

1.6. Наконец, темп роста численности постоянного населения в экономике малого города должен превышать единицу (100 %), что может быть достигнуто как за счет увеличения естественного прироста населения, так и в результате роста легального миграционного прироста. Увеличение данного показателя создает базу для долгосрочного прогрессивного социально-экономического развития города. Вместе с тем следует отметить, что численность официально зарегистрированного постоянного населения малого города представляет собой достаточно инертный социально-демографический показатель; обеспечить его быстрый рост в кратко- или среднесрочной перспективе, как правило, крайне проблематично.

В рамках последовательности темпов роста показателей финансово-экономической эффективности развития малого города желательными являются следующие пропорции.

2.1. Темп роста чистой прибыли организаций малого города должен в идеале опережать темп роста их валовой прибыли. Выполнение данной пропорции будет свидетельствовать о сравнительном уменьшении удельного веса административно-управленческих, операционных и иных внереализационных расходов в экономике малого города, что свидетельствует о повышении эф-

фективности производственного процесса, о росте качества управления предприятиями и организациями малого города.

2.2. Валовая прибыль в экономике малого города должна увеличиваться более быстрыми темпами, чем выручка предприятий и организаций различных форм собственности и видов экономической деятельности. Выполнение данного соотношения свидетельствует об увеличении уровня рентабельности муниципальной экономики.

2.3. Желательное превышение темпов роста выручки организаций малого города над темпом роста стоимости активов в муниципальной экономике свидетельствует о повышении уровня оборачиваемости активов, росте эффективности использования имущественного комплекса малого города в целом.

2.4. Темп роста стоимости активов в экономике малого города должен опережать темп роста стоимости заемного капитала, привлекаемого организациями различных форм собственности и видов экономической деятельности в муниципальной экономике. Выполнение данного соотношения свидетельствует о сравнительном увеличении удельного веса собственных источников финансирования в структуре финансового обеспечения деятельности организаций малого города, то есть о повышении финансовой устойчивости муниципальной экономики.

2.5. Темп роста заемного капитала должен превышать темп роста краткосрочных привлеченных источников финансирования развития экономики малого города (кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов коммерческих банков). Выполнение указанного соотношения свидетельствует об относительном увеличении долгосрочных заемных средств в общей структуре привлеченных источников финансирования организациями малого города; долгосрочные же заемные средства имеют более существенную сферу применения. В частности их, в отличие от краткосрочных заемных источников, можно использовать не только на цели финансирования текущей деятельности, но и на цели долгосрочного инвестирования, воспроизводства основных фондов, формирования экономической инфраструктуры малого города и т. п.

2.6. Для динамично развивающегося малого города темп роста краткосрочных заемных источников финансирования деятельности должен несколько превышать 100 %. Подобный рост заемного финансирования должен, в результате

эффекта финансового левереджа, обеспечивать ускоренный рост рентабельности предприятий малого города. В частности использование определенных объемов кредиторской задолженности в структуре пассивов организаций малого города целесообразно, поскольку кредиторская задолженность представляет собой условно-бесплатный источник финансирования деятельности. Вместе с тем рост краткосрочных источников финансирования деятельности организаций малого города должен быть в идеале небольшим, с тем чтобы существенным образом негативно не отразиться на общем уровне платежеспособности муниципальной экономики.

По группе показателей эффективности инновационного развития малого города в рамках предлагаемой методики желательными являются следующие пропорции.

3.1. Наибольший темп роста должен быть характерен для показателя, характеризующего фактически полученный экономический эффект от инновационной деятельности в экономике малого города (чистая прибыль новых инвестиционно-инновационных проектов, прирост прибыли предприятий малого города в результате успешного внедрения инновационных технологий и методов организации производственной деятельности и т. п.). Данный показатель отражает результативность инновационного развития; фактически он демонстрирует то, насколько задачи инновационной модернизации экономики, которые в той или иной степени характерны практически для любого малого города РФ, достигаются на практике. Если же даже при высоком уровне инвестиционно-инновационной активности фактический рост эффективности реализации инновационных проектов в экономике малого города не наблюдается, то, следовательно, задачи инновационной модернизации являются во многом декларативными, номинальными или же даже при формальном декларировании приоритета инновационной модернизации фактически имеет место крайне неэффективный для экономики малого города процесс коррупционного освоения средств, выделяемых на цели развития инноваций, например посредством финансирования заведомо неуспешных или крайне рискованных проектов.

3.2. Темп роста вложений в технологические инновации должен опережать темп роста вложений в инновации в экономике малого города в целом. Выполнение данного соотношения

свидетельствует об относительном повышении удельного веса вложений в технологические инновации в общем объеме расходов на инновации в экономике малого города. Разумеется, в современных условиях хозяйствования для организаций малого города значимыми являются различные типы инноваций: продуктовые, маркетинговые, управленческие и т. п. Однако именно технологические инновации создают базис обеспечения долгосрочного устойчивого роста муниципальной экономики за счет комплексного повышения уровня ее конкурентоспособности, создают стимулы для активизации иных видов инноваций.

3.3. Превышение темпа роста вложений в инновации над темпом роста общих инвестиционных расходов в экономике малого города свидетельствует об увеличении уровня инновационной направленности инвестиционного процесса, о том, что сравнительно больший удельный вес инвестиций направляется именно на цели финансирования инноваций.

3.4. Инвестиционные расходы в экономике малого города должны в идеале увеличиваться более существенными темпами по сравнению с ростом ВМП. Выполнение данного соотношения свидетельствует о том, что сравнительно большая часть ВМП используется на цели накопления, формирующего основу долгосрочного развития экономики малого города, а не на цели текущего потребления.

3.5. Темп роста ВМП должен превышать темп роста инвестиционных расходов муниципального бюджета. Выполнение указанного соотношения в рамках предлагаемой методики свидетельствует о повышении эффективности инвестиционных расходов муниципального бюджета (на цели капитального строительства, ремонта, создания и совершенствования системы инфраструктурных объектов экономики и социальной сферы малого города и т. п.). Кроме того, синтез соотношений 3.4 и 3.5 позволяет сделать вывод о том, что в идеале суммарные инвестиции в экономику малого города должны увеличиваться более существенными темпами по сравнению с инвестициями из средств местного бюджета, что свидетельствует о сравнительном увеличении удельного веса внебюджетных источников финансирования инвестиций (средств стратегических инвесторов, проектных кредитов коммерческих банков и т. п.). Последнее же имеет принципиальное значение в условиях дефицитности

муниципальных бюджетов подавляющего большинства малых городов РФ.

3. Оценка фактических темпов изменения показателей развития малого города, включенных в состав групп методики (Т), и ранжирование их по убыванию темпов роста в рамках каждой из трех групп показателей (R).

4. Определение показателя эффективности развития малого города в рамках каждой из выделенных трех сфер по формуле

Е = П (С1-)

Я

Я

(1)

где Е — эффективность развития малого города по соответствующей группе показателей; Ti — темп роста i-го показателя; п — общее количество показателей (п = 6); Rmin — порядковый номер показателя, имеющего минимальный темп роста (в рамках данной группы показателей методики); Rmax — номер показателя, имеющего максимальный темп роста.

Соответственно для показателей социально-экологической эффективности развития малого города формула (1) будет иметь следующий вид:

Е _ т^ т^т3 т2т

Бв V 2в1 2р 2ап Г П

Я

'Бв (шт)

Я

(2)

Бв (шах)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Ее — общий показатель социально-экологической эффективности развития малого города;

R^тт^ ^е(тах) — номера показателей социально-экологической эффективности, имеющих минимальный и максимальный фактические темпы роста соответственно.

Для показателей финансово-экономической эффективности развития малого города общий показатель эффективности может быть рассчитан следующим образом:

Е _т6 т5 т4 т^т^ т

/в пр vp ¡по а 2к кр

Я

/в (шт)

Я

/в (шах)

(3)

где Е^е — общий показатель финансово-экономической эффективности развития малого города; Кжтту К/е(тах) — номера показателей финансово-экономической эффективности, имеющих минимальный и максимальный фактические темпы роста соответственно.

В отношении показателей эффективности инновационного развития малого города интегральный показатель эффективности может быть определен по следующей формуле:

гр _ /уб 'уЗ Т"» 2 гг-1

ir ei ti inn i vmp b

R

'ir (min)

R

'ir (max)

(4)

где Е,г — показатель эффективности инновационного развития малого ГОрОДЩ ^Г(тпу ^Г(тах) — номера показателей эффективности инновационного развития, имеющих минимальный и максимальный фактические темпы роста соответственно.

Таким образом, эффективность развития малого города по каждой группе показателей тем выше, чем больше темпы роста соответствующих показателей (особенно по первым показателям каждой группы, что отражено в более высоких степенях темпов роста соответствующих начальных показателей), а также чем в большей мере максимальный и минимальный ранги фактического распределения темпов изменения показателей соответствуют желательному распределению (то есть наиболее существенный уровень эффективности может быть достигнут в случае, если фактически наибольший темп роста имеет первый показатель, а наименьший в рамках данной группы — шестой показатель).

5. Расчет интегральной эффективности развития малого города в целом:

£=, (5)

где Е — интегральная эффективность социо-эко-лого-экономического развития малого города в целом.

Предлагаемая методика позволяет сравнивать эффективность развития отдельных сфер жизни малого города в динамике и друг с другом, а также сопоставлять различные по масштабу и отраслевой структуре экономики малые города.

6. Определение наиболее значимых резервов повышения эффективности развития малого города. Такого рода резервы могут быть определены по показателям, имеющим наименьшие темпы роста (с учетом возведения темпов роста соответствующих показателей в степень, отражающего их приоритетность).

В целом предлагаемая методика интегральной оценки социо-эколого-экономического развития малых городов позволяет количественно оценить уровень эффективности функционирования малого города в социально-экологическом, финансово-экономическом и инновационном аспектах, сравнить эффективность развития отдельных сфер развития малого города в динамике и друг с другом, сопоставить различные по масштабу и отраслевой структуре экономики малые города по уровню эффективности, а также выявить наиболее значимые резервы повышения эффективности.

Особенностями предлагаемой методики, в отличие от существующих подходов к оценке эффективности развития малых городов, являются:

1) взаимоувязка в единой системе координат широкого круга наиболее значимых финансово-экономических, социальных и экологических характеристик развития малого города;

2) возможность количественной итоговой оценки эффективности малого города без применения инструментария экспертного анализа, который используется во многих существующих методиках;

3) возможность определения наиболее значимых стратегических резервов повышения социо-эколого-экономической эффективности развития малого города и, соответственно, направления ограниченных финансово-инвестиционных и организационных ресурсов для их приоритетной мобилизации.

Разработанная методика апробирована на материалах малых городов Челябинской области различного производственного профиля и степени диверсификации экономики, характеризующихся разноплановыми социально-экономическими проблемами (Сатка, Копейск, Карабаш) за 2012-2013 гг. На основании полученных данных определены наиболее значимые резервы повышения эффективности социо-эколого-эконо-мического развития малых городов, в результате чего разработаны рекомендации по совершенствованию стратегии их функционирования.

Список литературы

1. Белокурова, Е. В. Приоритеты социальной политики в условиях российских моногородов : авто-реф. дис. ... канд. экон. наук / Е. В. Белокурова. М., 2010. 22 с.

2. Воронин, А. Г. Стратегическое планирование и управление развитием территории / А. Г. Воронин. М., 2007. 140 с.

3. Гендлер, Л. А. Об интегральной оценке экономической динамики коммерческого предприятия на основе данных бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс] / Л. А. Гендлер // Аудит и консалтинг : сайт. URL: http://www.mcd-pkf.com/publication/consulting/publ_01.html

4. Гильмуллин, А. Р. Стратегическое управление развитием региона на основе комплексной оценки эффективности функционирования экономических подсистем : дис. ... канд. экон. наук / А. Р. Гильмуллин. Казань, 2009. 198 с.

5. Каплан, Р. С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон ; пер. с англ. М. Павлова. М. : Олимп-бизнес, 2013. 314 с.

6. Каплан, Р. С. Стратегические карты: трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон ; пер. с англ. М. Павлова. М. : Олимп-бизнес, 2012. 86 с.

7. Ключенюк, Н. В. Управление процессом развития муниципалитетов на основе эффективного экономического механизма бизнес-планирования : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н. В. Ключенюк. Курск, 2010. 24 с.

8. Коновалова, Т. А. Повышение эффективности экономического развития моногорода стратегического значения : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Т. А. Коновалова. СПб., 2013. 24 с.

9. Коробейников, А. М. Оценка эффективности регионального развития / А. М. Коробейникова // Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах. Пермь, 2002. С. 33-37.

10. Марача, В. Г. Рефлексивная коммуникация стратегических субъектов как условие успешной разработки и реализации стратегии развития территории // Четвертая международная конференция по проблемам управления (26-30 января 2009 года) : сб. тр. М. : Ин-т проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2009. С. 51-58.

11. Петров, М. В. Оценка надежности функционирования сетевой организации : автореф. дис. ... канд. экон. наук / М. В. Петров. СПб., 2009. 16 с.

12. Сыроежкин, И. М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества / И. М. Сыроежкин. М. : Экономика, 1980. 191 с.

13. Тургель, И. Д. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию / И. Д. Тургель. Екатеринбург : Изд-во Урал. акад. гос. службы, 2010. 520 с.

14. Ускова, Т. В. Моногорода: управление развитием / Т. В. Ускова, Л. Г. Иогман. Вологда : ИСЭРТ РАН, 2012. 220 с.

15. Юмаева, О. В. Повышение инвестиционной привлекательности малых городов РФ — эффективный путь улучшения социально-экономического положения регионов РФ и России в целом / О. В. Юма-ева // Сборник докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 2229 марта 2010 г. М., 2010. С. 51-54.

Сведения об авторе

Ключникова Виктория Рашидовна — соискатель кафедры экономической теории и регионального развития Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 21 (350). Economy. Issue 47. P. 87-95.

METHODS OF INTEGRAL EVALUATION OF THE SOCIO-ECOLOGICAL-ECONOMIC DEVELOPMENT

OF SMALL TOWNS

V. R. Kluchnikova

The Department Candidate Economic Theory and Regional Development, Chelyabinsk State University. Chelyabinsk, Russia.

kluviki@yandex. ru

Peculiarities of application of a number of approaches to assessing the effectiveness of small towns, such as sociological approach, project approach, game theory. Proposes a methodology for the integrated assess-

ment of socio-ecological-economic development of small towns. The substantiation of the reference sequence indicators of development of small towns at each block of indicators. Possibility of using the methodology to identify the most significant opportunities for improving the efficiency of development of small towns.

Keywords: a small town, performance assessment, socio-ecological-economic development, balance.

References

1. Belokurova, E. V. Prioritety social'noy politiki v usloviyah rossiyskih monogorodov : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk / E. V. Belokurova. M., 2010. 22 s.

2. Voronin, A. G. Strategicheskoe planirovanie i upravlenie razvitiem territorii / A. G. Voronin. M., 2007. 140 s.

3. Gendler, L. A. Ob integral'noy ocenke ekonomicheskoy dinamiki kommercheskogo predpriyatiya na os-nove dannyh buhgalterskoy otchetnosti [Elektronniy resurs] / L. A. Gendler // Audit i konsalting : sait. URL: http://www.mcd-pkf.com/publication/consulting/publ_01.html

4. Gil'mullin, A. R. Strategicheskoe upravlenie razvitiem regiona na osnove kompleksnoy ocenki effek-tivnosti funkcionirovaniya ekonomicheskih podsistem : dis. ... kand. ekon. nauk / A. R. Gil'mullin. Kazan', 2009. 198 s.

5. Kaplan, R. S. Sbalansirovannaya sistema pokazateley. Ot strategii k deistviyu / R. Kaplan, D. Norton ; per. s angl. M. Pavlova. M. : Olimp-biznes, 2013. 314 s.

6. Kaplan, R. S. Strategicheskie karty: transformaciya nematerial'nyh aktivov v material'nye rezul'taty / R. S. Kaplan, D. P. Norton ; per. s angl. M. Pavlova. M. : Olimp-biznes, 2012. 86 s.

7. Kluchenuk, N. V. Upravlenie processom razvitiya municipalitetov na osnove effektivnogo ekonomichesk-ogo mehanizma biznes-planirovaniya : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk / N. V. Kluchenuk. Kursk, 2010. 24 s.

8. Konovalova, T. A. Povyshenie effektivnosti ekonomicheskogo razvitiya monogoroda strategicheskogo znacheniya : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk / T. A. Konovalova. SPb., 2013. 24 s.

9. Korobeinikov, A. M. Ocenka effektivnosti regional'nogo razvitiya / A. M. Korobeinikova // Osobennosti strategicheskogo planirovaniya razvitiya gorodov v postsovetskih stranah. Perm', 2002. S. 33-37.

10. Maracha, V. G. Refleksivnaya kommunikaciya strategicheskih subjektov kak uslovie uspeshnoy raz-rabotki i realizacii strategii razvitiya territorii // Chetvertaya mezhdunarodnaya konferenciya po problemam upravleniya (26-30 yanvarya 2009 goda) : sb. tr. M. : In-t problem upravleniya im. V. A. Trapeznikova RAN,

2009. S. 51-58.

11. Petrov, M. V. Ocenka nadezhnosti funkcionirovaniya setevoy organizacii : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk / M. V. Petrov. SPb., 2009. 16 s.

12. Syroezhkin, I. M. Sovershenstvovanie sistemy pokazateley effektivnosti i kachestva / I. M. Syroezhkin. M. : Ekonomika, 1980. 191 s.

13. Turgel', I. D. Monofunkcional'nye goroda Rossii: ot vyzhivaniya k ustoichivomu razvitiyu / I. D. Turgel'. Ekaterinburg : Izd-vo Ural. akad. gos. sluzhby, 2010. 520 s.

14. Uskova, T. V. Monogoroda: upravlenie razvitiem / T. V. Uskova, L. G. Iogman. Vologda : ISERT RAN, 2012. 220 s.

15. Yumaeva, O. V. Povyshenie investicionnoy privlekatel'nosti malyh gorodov RF — effektivniy put' uluch-sheniya social'no-ekonomicheskogo polozheniya regionov RF i Rossii v celom / O. V. Yumaeva // Sbornik dokladov po itogam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, g. Moskva, 22-29 marta 2010 g. M.,

2010. S. 51-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.