УДК 3.37; 5.53 ГРНТИ 14.35.07; 29.01.45
МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ПРИНЦИПА В РАМКАХ МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Н. Ю. Ершова, к. ф.-м. н., доцент кафедры информационно-измерительных систем
и физической электроники Тел.: (8142) 71-96-80, e-mail: [email protected] http://dfe.karelia.ru/ А. И. Назаров, д. п. н., зав. кафедрой общей физики Тел.: (8142) 71-10-56, e-mail: [email protected] Петрозаводский государственный университет http://коф-петргу.рф
The implementation of the modular training principle within the framework of the model of the open physics education system is proposed. The structure and the method of using of the network version of electronic textbooks and methodical materials are suggested. The method of organization of independent work of students in the Internet is described on the example of a module of the discipline «Bases of Classical Mechanics and Special Theory of Relativity».
Рассмотрена реализация принципа модульного обучения в рамках модели системы открытого обучения физике. Предложена структура сетевой версии электронного учебно-методического комплекса и методика его использования. На примере модуля дисциплины «Основы классической механики и специальной теории относительности» описана методика организации самостоятельной работы студентов в сети Интернет.
Ключевые слова: модульное обучение, открытое обучение физике, методика сетевого обучения, самостоятельная работа в сети Интернет.
Keywords: modular training, model of the open education of physics, network education method, independent work in the Internet.
Введение
Формирование профессиональных компетенций в рамках системы высшего образования в значительной степени достигается средствами учебных дисциплин. При этом изменение качества жизни и возросшие требования к будущему специалисту, предъявляемые работодателями [1], привели к существенному расширению круга предметов (образовательных модулей), осваиваемых студентами современного вуза. Программы бакалавриата по инженерным направлениям подготовки в соответствии с требованиями ФГОС предполагают разработку большого числа разнообразных образовательных программ и модулей. Здесь важно, чтобы моду-
ли, независимо от того, к какому (гуманитарному, естественнонаучному или профессиональному) циклу они относятся, позволяли бы формировать или, по крайней мере, способствовали формированию необходимых компетенций, позволяющих бакалаврам продолжать учебу
в
магистратуре или самостоятельно изменять (расширять) профиль своей подготовки.
Реализация принципа модульного обучения базируется на достижениях современной педагогической науки и возможностях новых технологий. Действительно, модульный принцип обучения и рейтинговая система оценки его результативности уже достаточно широко применялись в педагогической практике [2, 3]. С другой стороны, использование инфор-
мационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет обеспечить задаваемые стандартами требования к качеству подготовки. Так, информационная образовательная среда по физике и сетевые технологии [4] позволяют организовать дифференцированное (в соответствии с направлением подготовки инженера) вариативное (ориентированное на способности и цели студента) обучение, направленное на обеспечение качества современного физического образования [5]. И, наконец, для целого ряда направлений инженерной подготовки физика является не только предметом изучения, но и средством разработки новых наукоемких устройств и технологий, что позволяет осуществить эффективное взаимодействие дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов.
Нам представляется, что использование интегративных преимуществ современных педагогических технологий, потенциальных возможностей ИКТ и информационной образовательной среды позволит решить задачи по мотивации студентов к изучению физики и подготовке специалиста, способного к самореализации и самостоятельному обучению в сфере своей профессиональной деятельности. Реализация таких преимуществ возможна в рамках модели системы открытого обучения физике [6], способной рационально использовать в педагогической практике модульный принцип обучения, включая его структурную и процессуальную компоненты.
В статье рассматриваются подходы и методика реализации принципа модульного обучения в рамках модели системы открытого обучения физике на примере подготовки бакалавров направлений «Техническая физика», «Информатика и вычислительная техника» и «Приборостроение».
1. Развитие модели системы открытого обучения физике
На сегодняшний день сформировались предпосылки для внедрения модели системы открытого обучения физике в рамках новых образовательных программ бакалавриата. К этим предпосылкам можно отнести:
• рост числа учебных дисциплин, изучаемых студентами, и сокращение времени, отводимого на изучение отдельных дисциплин (в частности -дисциплин естественнонаучного цикла);
• разнообразие форм представления содержания курса физики для студентов разных направлений подготовки;
• внедрение ИКТ в образовательный процесс как средства обучения;
• потребность в реализации модульного принципа обучения;
• наличие достаточно емкой открытой информационно-образовательной среды, в частности коллекций цифровых образовательных ресурсов, образовательных порталов и т. д.;
• разный уровень подготовки школьников по физике и разные, как с точки зрения образовательной программы, так и с точки зрения студента, цели изучения этой учебной дисциплины;
• потребность в интеграции образовательных программ на межвузовском уровне.
Преподаватели физико-технического факультета Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) на протяжении ряда лет активно использовали программную оболочку ЖвЬСТ для дистанционного обучения физике [7, 8]. Целевая аудитория, на которой была апробирована модель открытого обучения физике:
• студенты заочной формы обучения;
• студенты, обучающиеся в филиалах;
• студенты-очники, обучающиеся по традиционным образовательным программам стандартов второго поколения.
В качестве предлагаемых студентам материалов использовались: учебное пособие, содержащее основные теоретические сведения; видеофрагменты лекционных демонстраций; компьютерные лабораторные работы; модели физических процессов; задачи с разбором решения; домашние задания; контрольные работы; методические задания лабораторного практикума. В среде для дистанционного обучения контролировалось выполнение домашних заданий и контрольных работ. Остальной контроль осуществлялся на практических и лабораторных занятиях и на экзамене.
Студенты в обязательном порядке посещали занятия, а предоставляемые электронные ресурсы использовались ими при подготовке к практическим и лабораторным занятиям, экзамену. Результаты апробации представлены в [9].
В ходе реализации модели системы открытого обучения физике возникла идея предоставить студентам большую самостоятельность в изучении курса, проявлении и развитии своих интересов и склонностей в ходе освоения этой учебной дисциплины. Более того, было бы полезно создать образовательный модуль, который мог бы стать доступен для студентов других вузов посредством использования свободно распространяемых программных средств дистанционного обучения. Целевая аудитория таким образом
расширится. Ее составят теперь и студенты дневной формы обучения, повторно изучающие курс, и все желающие расширить круг своих компетенций путем самостоятельного изучения физики.
2. Реализация принципа модульного обучения
Проанализируем возможности свободно распространяемой программы МооЛе для проектирования и проведения сетевого обучения. Рассмотрение проведем на примере курса «Основы классической механики и специальной теории относительности», входящего в образовательный модуль «Физика» и представленного в виде электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД). Подробно разберем структуру и функции отдельных модулей ЭУМКД и методику организации самостоятельной работы студентов при сетевом обучении.
2.1. Структура модуля учебной дисциплины
Разбиение дисциплины на модули проведено с точки зрения их дидактических целей и содержательной части материала. Структура сетевой версии ЭУМКД представлена в виде следующих модулей:
1. Информационный модуль.
2. Методический модуль (методическое обеспечение учебной дисциплины).
3. Тематические модули (17 модулей):
- модуль теории: мультимедийный учебник, интерактивный блок по работе с теорией (1-й и 2-й учебные элементы);
-модуль самостоятельной работы (3-й - 7-й учебные элементы).
4. Контролирующие модули (4 модуля).
5. Дискуссионный модуль (обсуждение и консультации).
Содержание и структура тематического модуля «Динамика материальной точки в не-инерциальных системах отсчета» приведены на рис. 1.
Информационный модуль включает в себя: новости и объявления, календарь событий, информацию об изменениях в ЭУМКД, форум «замеченные опечатки», а также в нем описаны цели и задачи учебной дисциплины, приведено ее содержание и условия допуска к зачетам и экзаменам.
Структура методического модуля:
• порядок работы с курсом и балльно-рейтинговая методика оценивания ее результатов;
• перечень основной и дополнительной литературы;
• вопросы для подготовки к экзамену;
• словарь терминов и определений;
• материалы для практических занятий (планы практических и семинарских занятий, перечень вопросов для подготовки к занятиям, указания к оформлению решения домашних задач, справочник формул);
• материалы для лабораторных занятий (электронная версия учебного пособия по физическому практикуму, перечень лабораторных работ и индивидуальный график их выполнения, методические указания к выполнению работ, пример оформления отчета).
Глава 2. Динамика материальной точки
Тема S Динамика материальной тачки в неинерциальных системах отсчета ÇJ5-0 Введение
Днн&микэ частиц &НСО. д&ижущи^я поступательно
5 ? Центробеллая сила инерции
^ 5-3 Олнганне движений частиц во еращаюъцикся СО Ç5 5-в Вопросы для самоконтроля Интерактивный опрос по лекции S ? вопрос 5-1 ? ВОПрОС 5-2 ? ВОПрОС 5-3 ? Вопрос 5-4 ? Вопрос 5-5 0 Презентаций лекции 5 H Версия лекции 5 для печати практикум по теме s
Q Вопросы для подготовки к практическому занятию 5 Q Рекомендации к решению задач по (еме 5 Q Задачи с разбором решения по теме 5 Самостоятельная работа по теме 5
6 Обсуждение вопросов теории (тема 5) вопросы и задачи по теме S
Е1Д35
Допопнмтеппные задания по теме 5
Задачи аля коллективного решения 5 &Ю5-1 ^£30 5-2 & 30 5-3 J.30 5-4 Зайания Опн работы е группах 5 ^¡ЭГ 6-1
Рис. 1. Содержание и структура одного из тематических модулей ЭУМКД
Технологически информационный и методический модули реализованы в виде форума и оглавления, содержащего гиперссылки на html- или pdf-файлы.
2.2. Структура и функции тематических модулей
Содержательная часть ЭУМК и его методическая проработка проведены на базе разработанных на кафедре общей физики ПетрГУ учебных пособий «Основы механики и теории относительности» и «Физический практикум. Часть 1. Механика». Весь материал, дублирующий издание на твердой копии, представлен в электронном виде и размещен на сервере Moodle. Там же расположены мультимедийные приложения к курсу: про-
граммы собственной разработки, материалы из федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов и Интернета [10, 11].
Деление на темы - тематические модули - проведено в соответствии с разделами учебной дисциплины. Каждый учебный модуль предполагает выполнение студентами определенной последовательности действий (она может несколько отличаться для разных тематических модулей), направленной на решение конкретной дидактической задачи (рис. 1).
В первом учебном элементе представлен теоретический материал, который разбит на
параграфы, и вопросы для самопроверки. Все файлы представлены в ра/-формате. В них содержится текстовая и графическая информация. Теоретический материал сопровождается мультимедийными приложениями. Это могут быть видеозадачи, фрагменты натурного эксперимента, компьютерные модели, анимации и т. д. Мультимедийные приложения можно запускать прямо из ра/-файлов. Удобство использования таких файлов заключается также и в том, что рисунки можно рассматривать путем увеличения масштаба изображения. Таким образом, студенту предлагается мультимедийная книга (рис. 2).
ÍT^dl ilnaHWDIU
i-
! - ! . !
ttUVIbSUIk'KH'' гриЫНГпЬЦИН Мо^ГЛЬ Д?«ШК1р4Ч1у?1 Cn0Ó0AH0r<l.>jl?tHlkL прушш H ДПНжгмНг ПрушШ f ПОДШ'ШПНМЫМН khhmíijvjjmi аииби^югчДдкчцг* Аифье Ьлр' ^bMl^oUrcitro ni
РкурСЫ Пй^НШЧ MD4ICH финч№цнл1гштн-
чккм школы Тмк кого FY
В каждой точке пространства локальной И СО законы физики такие ж» как и с ИСО.
1} локальной llt'u 'ффекгм гравитации отсутствуют и ми не сможем отличии., свободно ли падает СП и поле силы тяжйсти или последнее отсутствует, a енстеmei отсчета, движется равномерно прямолинейно.
Итак, поле силу гяиссстн и силовое поле ускоренно движущейся СО в отсутствие гравктирукннпх тел эквиваленты, причем чтя эквивалентность распространяется па любые механические явления.
'Эйнштейн. обобщив результаты экспериментов на любые, а не ТОЛЬКО механические нв.ченнн, высказал предположение, что никакими физическим» опытами невозможно отличить действие однородного поля (Силы тяжести от действия эквивалентного ему однородного поля силы кнерцрон. >то
Рис. 2. Пример из мультимедийного учебника
Теоретический материал по всей теме дополнительно сгруппирован в одном файле. Это сделано для удобства распечатки и облегчения формирования у студентов целостного представления об изучаемом материале.
Важно отметить, что представленные теоретические сведения являются достаточно компактным изложением теории (это ее основы). Их необходимо дополнять из традиционных учебников и учебных пособий.
Для закрепления материала студентам предлагаются презентации лекций и файлы с теоретическим материалом, предназначенные для распечатки. В презентациях основное внимание уделяется логике изложения содержания и его образному представлению. Выводы формул студентам предлагается сделать самостоятельно, воспользовавшись для этого помощью учебников.
Результат работы с первым учебным элементом в баллах не оценивается. Проверка усвоения теоретической части проводится на экзамене, семинарских занятиях и при сдаче отчетов по лабораторным работам.
По завершении этого этапа работы с тематическим модулем студентам предлагается ответить на контрольные вопросы. Часть вопросов преподаватель может предложить на обсуждение в интерактивной форме во втором учебном элементе, называемом «опрос». Здесь студентам предоставляется на выбор 46 вариантов ответа на поставленный вопрос. За один из этих вариантов студенты голосуют. Итоговая диаграмма ответов, данных всеми студентами, появляется по ходу выполнения опроса (рис. 3).
Учащиеся, так же как и преподаватель, видят статистику ответов и голосуют, соглашаясь с мнением большинства, или выбирают свой ответ. Этот прием удобно использовать на семинарах, проводимых в компьютерном классе, оснащенном интерактивной доской. В случае ошибочных ответов можно проводить дополнительное обсуждение рассматриваемого вопроса. Участие в интерактивном опросе не оценивается в баллах. Он полезен для выявления степени овладения студентами содержательной частью дисцип-
лины и установления их готовности к дальнейшей работе с модулем самостоятельной работы, состоящим из следующих пяти учебных элементов.
В контролирующем модуле дисциплины, который предлагается студентам после прохождения серии тематических модулей, содержится контрольная работа. Контроль-
ные задания, в отличие от домашних, не сопровождаются правильными ответами, т. е. правильные ответы не выводятся на экран монитора после отправки решения студентом. Каждая работа состоит из 8 заданий, на выполнение которых отводится 75 минут. За полностью выполненную контрольную работу начисляется 30 баллов.
Рис. 3. Пример учебного элемента «опрос»
По завершении изучения дисциплины проводится тест. В качестве задач используются задания из материалов централизованного тестирования по физике ФЭПО. Тест проводится с целью адаптации студентов к будущим испытаниям и выявления степени усвоения содержания курса.
В дискуссионном модуле осуществляется консультирование студентов по разным видам учебной деятельности и обсуждение по курсу в целом.
2.3. Методика организации самостоятельной работы студентов
По завершении проработки теоретического материала тематического модуля студентам предлагается выполнить практические задания. Начало работы начинается с форума, на котором учащиеся могут задавать вопросы по теории. Здесь студентам предоставлена возможность самостоятельно открывать темы для обсуждения, задавать вопросы друг другу и преподавателю, отвечать на поставленные вопросы, предлагать интересную, по их мнению, учебную и научную информацию. Участие в обсуждении оценивается преподавателем из 10 баллов.
Контроль усвоения терминологии, основного содержания параграфа и умения применять сведения из теории при решении
задач проводится в ходе самостоятельной практической деятельности. Здесь студентам сначала предлагаются алгоритмы решения задач по данной теме, а затем приводятся примеры решения основных (по мнению автора курса) задач (третий учебный элемент модуля).
Затем учащиеся переходят к интерактивному элементу, который называется «лекция» (4-й учебный элемент). Этот элемент реализован в виде карточек. Карточки представлены в форме закладок, по которым можно перемещаться (алгоритм перемещения задает преподаватель). В первой группе карточек отражается основное содержание параграфов теоретической части тематического модуля. Как правило, содержание разбито на три параграфа. Карточки с основами теории и формулами в случае традиционной очной системы обучения рекомендуется использовать для повторения материала, подготовки к практическим занятиям и контрольным работам.
За каждой из карточек параграфа с основами теории располагаются карточки второй группы. В них содержится серия из трех вопросов и трех задач (рис. 4).
Успешность ответов на вопросы оценивается в баллах. Баллы начисляются только в
случае ввода правильного ответа с первой попытки. Возможность перехода к следующим вопросам или задачам в случае неправильно указанных студентом ответов задает преподаватель. Рекомендуется запретить этот переход до тех пор, пока студент не укажет правильный ответ.
В отличие от задач, представленных в pdf-файлах, в учебном элементе «лекция» отслеживается уровень овладения теорией. В зависимости от того, насколько самостоятельно была решена та или иная задача, студенту начисляется определенное число баллов. Так, например, студент может решить
ДОМОЙ I- НОИ КУРСЫ ► МЕХАНИКА ► ТЕМА 4 ► ВОПРОСЫ
задачу самостоятельно и без подсказок, или воспользоваться предложенным планом решения, или изучить заранее подготовленный преподавателем правильный вариант решения. В последнем случае учащемуся предлагается альтернативная задача, которую он должен решить самостоятельно. Независимо от успешности выполнения задания студент может ознакомиться с верным решением задачи. Число предоставляемых для решения попыток устанавливает преподаватель. Максимальная оценка за ответы на вопросы и решение задач элемента «лекция» составляет по 40 баллов.
И ЗАДАЧИ ПО ТЕ ЫС 3
Вопросы и задачи по теме 3
You have earned 0 potm(s) out of 0 po«t(s) thus far
Цель занятия
1 Уяснить смысл понятий и величин неоОходииых для описания вращательного движения вектора зпементарного углового перемещения у|повой скорости углового ускорения
2 Рассмотреть понятие годографа скорости
3 уяснитьсмькл нормального и тангенциального ускорения материальной точки Научиться описывать криволинейное движение материальной точен
л Дать представление о вида* движения твердого тела 5 Рассмотреть основные виды движения твердого гепа
Параграф 1 Параграф 2 Параграф 3 Конец работы
Рис. 4. Фрагмент учебного элемента «лекция»
Далее студентам предлагается выполнить 5-й учебный элемент модуля - «домашнее задание». Задачи генерируются случайным образом из базы данных для каждого учащегося. Здесь требуется решить задачи без использования подсказок. Как правило, из предложенных ответов требуется выбрать правильный (один или несколько) или ввести ответ в виде числа, указав единицы измерения искомой величины. В любом случае (при правильном или неправильном ответе) осуществляется переход к следующей задаче, однако баллы зачисляются только в случае, если верный ответ указан с первой попытки или за каждую последующую попытку начисляются штрафные баллы. По желанию преподавателя студентам может быть представлен правильный ответ сразу после первой попытки. Общая оценка за выполнение домашнего задания нормируется на 30 баллов.
Работа с тематическим модулем завершается выполнением дополнительных 6-го и 7-го учебных элементов: задач для обсуждения и коллективного решения и заданий для работы в группах. Задачи представлены как темы форума. Это, как правило, качественные задачи, видеозадачи или задачи повы-
шенной сложности (рис. 5). Студенты не могут самостоятельно открывать новые темы, они имеют возможность участвовать в обсуждении уже открытых преподавателем тем (сформулированных задач). Можно принимать участие в обсуждениях сразу на нескольких форумах. Степень активности участия оценивается преподавателем. Максимальная оценка за каждый форум - 10 баллов.
В качестве заданий для работы в группах используются задачи повышенной сложности или задания развивающего типа, не обязательно непосредственно связанные с изучаемым материалом (поиск информации, подготовка презентаций, создание анимации по предложенному сценарию и т. п.). Это, как правило, творческие задания, предполагающие проведение коллективной работы. Над каждым заданием работает одна группа (группы формируются преподавателем заранее). Предполагается, что студенты будут обсуждать ход выполнения задания непосредственно на форуме. Результат нужно представить в виде файла (табличного, графического, страницы html, презентации, анимации и т. д.). Наиболее интересные результаты
групповой работы студентов представляются на семинарских занятиях. Максимальная
оценка за выполнение этого задания баллов.
- 10
Рис. 5. Пример задачи для коллективного решения
В целом работа студента с сетевой версией ЭУМД нормируется на 100 баллов. Зачет ставится в случае, если студент набрал более 50 баллов.
3. Лабораторный практикум в системе открытого обучения физике
Лабораторный практикум, являющийся неотъемлемой частью процесса изучения физики, проводится в очной форме [12], за исключением нескольких лабораторных работ, выполняемых на компьютере, доступ к которым можно получить из тематических модулей. В ходе учебы студенты выполняют задания физического практикума (тематических модулей практикума), работая в учебных лабораториях на современном оборудовании. Некоторые студенты предпочитают оформлять отчеты с помощью компьютера. В этом случае они могут отправить преподавателю для предварительного ознакомления по электронной почте файл с результатами своих исследований. Отчет по лабораторной работе студент защищает лично.
Заключение
Реализация модели системы открытого обучения физике с помощью программной
Литература
1. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. - М.: АП КИТ, 2008. 616 с.
2. Оселедчик Ю. С., Самойленко П. И., Точилина Т. Н. Физика: Модульный курс: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2010. 526 с.
3. Акулова О. В. Изменение технологий обучения в условиях перехода к информационному обще-
среды Moodle в сочетании с использованием принципа модульного обучения позволяет успешно решать следующие задачи:
• организовать, упорядочить и разнообразить процесс самостоятельной работы студентов в среде сетевого (дистанционного) обучения;
• обеспечить поддержку дифференцированного обучения физике, ориентированного на выполнение требований ФГОС по инженерным направлениям подготовки;
• предоставить возможность вариативного обучения физике, учитывая способности учащихся и цели, поставленные ими;
• создать условия для оперативной обратной связи между преподавателем и студентами;
• предоставить комфортные условия работы преподавателям и обучения студентам.
Среди дополнительных возможностей, предоставляемых программой Moodle, следует отметить возможность ведения студентами своей рабочей тетради и осуществление преподавателем мониторинга за достижениями студентов в предметной области (физике) или формировании общекультурных, информационных или иных компетенций, связанных с изучением данной учебной дисциплины. Этому будет посвящена отдельная статья.
ству // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Психолого-педагогические науки, 2004. № 4. С. 107-114.
4. Кривошеев А. О., Фомин С. С. Создание систем обучения для предоставления образовательных услуг на основе дистанционных технологий // Информатизация образования и науки, 2009. № 1. С. 97-105.
5. Назаров А. И., Ханин С. Д. Физическое образование в вузах в условиях информатизации: качество и эффективность // Физическое образование в вузах, 2006. Т. 12. № 4. С. 3-11.
6. Назаров А. И., Ханин С. Д. Модель системы открытого обучения физике // Открытое образование, 2005. № 6. С. 33-45.
7. Назаров А. И., Ханин С. Д. Разработка и реализация электронного учебно-методического комплекса по общему курсу физики // Телекоммуникации и информатизация образования, 2006. № 4. С. 49-56.
8. Березина О. Я., Назаров А. И., Чудинова С. А., Алексеев А. Ю. Дистанционное изучение физики: от школьника до студента заочника // Физическое образование в вузах, 2008. Т. 14. № 2. С. 125-133.
9. Назаров А. И. Информационные и коммуникационные технологии в системе открытого обучения физике в региональном вузе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2005. 32 с.
10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru.
11. Скворцов А. И., Фишман А. И. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по физике: опыт создания и идеи развития // Физика в системе современного образования (ФССО-09): Материалы IX Международной конференции (С.-Петербург, 31 мая - 4 июня 2009). - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. Т. 2. С. 224-227.
12. Казакова Е. Л., Назаров А. И. Методические аспекты использования компьютерных технологий в лабораторном физическом практикуме // Физическое образование в вузах, 2009. Т. 15. № 3. С. 86-94.
УДК 004.942 + 004.946 + 004.512 ВАК 13.00.08 РИНЦ 1302-597X
ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА - ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Б. Б. Конкин, к. ф.-м. н., доцент кафедры физики Тел.: (863) 251-44-78, e-mail: [email protected] В. П. Сафронов, к. ф.-м. н., доцент кафедры физики Тел.: (863) 240-85-22, e-mail: [email protected] Донской государственный технический университет http://www.donstu.ru
In the article the control-training complex using the training program of the general physics course is presented. The interactive programs containing multilevel complexity tasks provide possibility of adaptation of the complex to any educational institution, taking into account specificity and the level of qualification of the contingent.
В статье представлен контрольно-обучающий комплекс, реализующий учебную программу курса общей физики. Интерактивные программы, содержащие многоуровневые по сложности задания, предусматривают возможность адаптации комплекса к любому образовательному учреждению с учетом его специфики и уровня подготовки контингента.
Ключевые слова: контрольно-обучающий комплекс, физика, интерактивные программы, многоуровневое обучение, адаптация.
Keywords: control-training complex, physics, interactive programs, multilevel education, adaptation.
Введение
Современное общество стимулирует поиск, разработку и внедрение в жизнь новых методов и способов, направленных на скорейшее достижение позитивного конечного результата. Одновременно наблюдается не-
хватка самостоятельных талантливых человеческих ресурсов, способных быстро и продуктивно работать. «Кризис талантов» в какой-то степени объясняется устаревшей системой образования, использующей линей-