1УДК 796.01 ББК 75.1
МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 9-12 ЛЕТ
А. Н. Гарифулин
Аннотация. Учет показателей физического развития и физической подготовленности позволяет давать объективную информацию о состоянии юных спортсменов, которую следует учитывать при составлении тренировочного процесса и комплектации команды. Изучено влияние тренировок на физическое развитие юных хоккеистов в трехгодичном макроцикле тренировочного процесса по данным антропометрии и состоянию физической подготовленности и функциональных возможностей организма. На основе полученных результатов разработана методика тренировки юных хоккеистов с учетом возраста, физического развития, функциональных резервов сердечно-сосудистой системы и физической подготовленности.
Ключевые слова: юные хоккеисты, методика тренировочного процесса, трехгодичный тренировочный цикл, физическое развитие, физические качества, функциональные резервы.
METHODOLOGY AND CONTENT OF THE TRAINING PROCESS OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AGED 9-12
A. N. Garifulin
Abstract. Taking into account the indicators of physical development and fitness allows to give objective information about the health state of young athletes which should be considered while planning the training process and team making. The article provides information on the influence of trainings on physical development of young hockey players in a three-year macrocycle of training process according to anthropometry and to the condition of physical fitness and functionality of an organism. Based on the received results an advanced technique of training young athletes taking into account age, physical development, functional reserves and physical fitness is developed.
Keywords: young hockey players, methodology of training process, three-year training cycle, physical development, physical qualities, functional reserves.
Введение
Рациональное построение тренировочного процесса требует опоры на информацию об основных сторонах физической подготовленности юных хоккеистов на различных этапах тренировки [1]. Сложность прогнозирования результатов юных спортсменов состоит в том, что рост спортивных достижений осуществляется на фоне еще не закончившихся процессов формирования организма. Тщательный анализ показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных резервов сердечно-сосудистой системы (далее - ССС) дает возможность учета индивидуальных особен-
ностей юных спортсменов и комплектации команды по амплуа: вратарь, защитник, нападающий. Определяя предположительное амплуа юных спортсменов на основании комплексных тестов, мы оптимизируем тренировочный процесс [2].
Целью нашей работы являлось создание методики тренировочных нагрузок на основе динамики показателей физической подготовленности, физического развития и функциональных способностей ССС у юных хоккеистов 9-12 лет.
Практическая значимость работы. Разработана методика тренировки юных спортсменов с учетом возраста, физического развития,
функциональных резервов ССС и физической подготовленности.
Методы и организация исследования
Исследование проводилось в течение трех лет в группе начальной подготовки по хоккею с шайбой, в котором приняли участие 20 детей-хоккеистов 9-12 лет, тренирующихся в СДЮ-ШОР «Локомотив» города Ярославля. Дважды в год дети проходили диспансеризацию, где измерялись антропометрические данные и состояние физической и функциональной подготовленности.
1. Изучение физического развития. Для эффективности и безопасности тренировочного процесса оценивали физическое развитие по данным антропометрии: масса тела, длина тела, спирометрия (ЖЕЛ), динамометрия правой и левой кисти, также использовали весо-ростовой индекс Кетле, жизненный индекс, индекс общего физического развития - показатель Пинье [3; 4].
2. Оценка функционального состояния CCC. Проводилась на основе общей и индивидуальной физической работоспособности (PWC 150) и степ-теста. С учетом возраста испытуемых модификация ИГСТ осуществлялась в следующем варианте: высота ступеньки - 2530 см - в зависимости от длины ног и номограммы Хеттингера, время восхождения -3 мин, темп - 30 восхождений в минуту [5; 6].
3. Оценка показателей общей и специальной физической подготовленности. Состояние общей и специальной физической подготовленности оценивалось по результатам комплекса тестов: ОФП - бег на 60 м, бег на 300 м, отжимания и подтягивание; СПФ - бег на коньках 36 м лицом вперед, бег на коньках 36 м спиной вперед [3; 7].
4. Математическая обработка полученных результатов. Полученные цифровые результаты подвергали обработке методом математической статистики с использованием программы Statistika v. 10.0. Достоверность различий определяли с помощью f-критерия Стью-дента. За уровень статистически значимых принимали изменения при p < 0,05 и p < 0,01. Определялись: а) среднее арифметическое (М±); стандартное отклонение (±о); стандартная ошибка (±т).
Методика тренировки юных хоккеистов
Методика тренировок была индивидуализирована в зависимости от возраста хоккеистов. Мы выделили 2 основных этапа совершенствования тренировочного процесса в зависимости от физиологических параметров. Это этап начальной спортивной подготовки и спортивной специализации.
На этапе начальной спортивной подготовки, в возрасте 9-10 лет, продолжается развитие костной и мышечной ткани. Прибавление в длине и массе тела относительно небольшое. Двигательные умения начинают автоматизироваться. Базовые движения осуществляются достаточно легко. Овладение техникой любого движения идет путем наглядного исполнения, поэтому тренер показывал все тренируемые технические элементы. Этот процесс обусловлен двумя группами факторов: ребенок данного возраста особенно восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям; на этом возрастном этапе закладывается основа почти всех физических возможностей будущего взрослого человека. У детей возникали трудности с соблюдением правил игры. Тренироваться им нравилось, но не всегда хватало внимания, так как в этом возрасте оно недостаточно устойчивое. Нами применялись метод строго регламентируемого упражнения, игровой и соревновательный методы. Мы не изучали продолжительное время (более 20 мин) какой-либо технический элемент и долго (более 5 мин) не выполняли одно упражнение.
Направленность тренировок на этапе начальной спортивной подготовки:
1. Формирование базовой техники хоккеиста:
• техника катания - лицом вперед, спиной вперед, ударным шагом; повороты, виражи, старты и торможения;
• техника владения клюшкой - ведение шайбы широким и узким дриблингом, с удобной и неудобной стороны; использование всевозможных обманных движений;
• техника приема и передачи шайбы;
• техника броска шайбы длинной проводкой из разных положений с акцентом на броски с опорной ноги на земле и на льду.
2. Выявление одаренных и способных к хоккею детей на основе результатов динамики
показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.
• повышение интереса к данному виду спорта путем воспитания дисциплины, коллективизма, трудолюбия.
В тренировочном процессе нами широко применялись соревновательный и игровой методы. Особое внимание обращали на развитие различных форм быстроты - максимально быстрое выполнение одиночного движения, выполнение целостного двигательного акта, быстрое начало движения из разных положений, а также координационных способностей и гибкости. Повышение интенсивности предъявляемых стимулов осуществлялось на основе сокращения параметров игрового поля. Уделяли внимание игре в пас и требовали, чтобы после обводки ребенок поднимал голову, находя свободного партнера, и отдавал передачу. Из технико-тактических действий предпочтение отдавали упражнениям 1 в 0, 2 в 0. Не придерживались четкого разделения по амплуа, реализовывали многообразие амплуа и стилей.
Система подготовки юных хоккеистов строилась в соответствии с недельной программой (табл. 1). Уровень нагрузки рассчитывался нами исходя из данных показателей теста РШС150.
За средний результат нами принимался показатель 75% от максимального.
Этап спортивной специализации, в возрасте 11-12 лет, является сенситивным для развития таких качеств, как быстрота, ловкость, гибкость. Координационные способности юных хоккеистов значительно улучшаются. Прибавление в длине и массе тела происходит несколько медленнее. Происходит дальнейшее развитие органов кардиореспираторной системы. Детям легче даются движения с изменением направления движения по дуге. Происходит резкое качественное улучшение большинства физических показателей. Этот период благоприятен для обучения, у детей присутствовала большая заинтересованность в тренировочном процессе.
Направленность тренировок:
• освоение и совершенствование техники катания на коньках с включением элементов «силового» катания;
• освоение и совершенствование владения клюшкой, наработка навыков различных обманных движений («показал влево - отдал вправо»; дриблинг на «длинных» и «коротких» руках; обыгрывание баллов, стоек и пилонов);
• освоение и совершенствование техники приема и передачи шайбы (передача шайбы подкидкой, с неудобной стороны клюшки,
Таблица 1
Недельная программа тренировок для детей 9-10 лет
Дни недели Нагрузка Ледовая тренировка Общая и специальная физическая подготовка
Понедельник Средняя - техника владения клюшкой; - техника броска 1,25 ч Работа в зале над общим физическим развитием 45 мин
Вторник Выше среднего - техника катания 1,25 ч Растяжка. Акробатика 45 мин
Среда Средняя - упражнение 1 х 0, 2 х 0 из различных позиций 1,25 ч Отдых, восстановительные мероприятия
Четверг Средняя - техника владения клюшкой; - техника броска; - техника катания 1,25 ч Работа в зале над общим физическим развитием ребенка. Подвижные игры 45 мин
Пятница Выше среднего Упражнения 1 х 1, 2 х 2, 2 х 1 1,25 ч Отдых, восстановительные мероприятия
Суббота Выше среднего Игровая тренировка 1,5 ч
Воскресенье Восстановительного характера Выходной Сауна, бассейн
«мягкий прием шайбы»; короткие и средние передачи);
• освоение и совершенствование техники броска (бросок не только из статичного положения, но и с работой ног; с удобной и неудобной стороны крюка клюшки);
• общая силовая подготовка для развития основных групп мышц - мышцы рук (бицепс и трицепс); мышцы плечевого пояса и груди; мышцы живота; мышцы спины (широчайшая мышца); мышцы ног. Использовались упражнения с собственным весом тела на преодоление различных препятствий; упражнения с баскетбольными, футбольными, набивными мячами; прыжки (на двух ногах из низкого приседа; на одной ноге; «хоккейный шаг»). Из специальных приспособлений для развития силы, координации и ловкости применяли резинки-эспандеры, тренировочные петли ТРХ, полусферы ВОБи;
• модифицированные по хоккейным правилам спортивные игры: гандбол, баскетбол, регби, футбол;
• упражнения 1 х 0, 2 х 1, 2 х 0, 3 х 3 с использованием технических приемов владения клюшкой и броска. Для развития общей и специальной выносливости нами были введены тренировки на велотренажере. Раз в неделю юные хоккеисты под руководством тренера ез-
дили в фитнес-центр, где специалист по велосипедам проводил с ними часовое занятие. Для восстановления после нагрузок и снятия напряжения один раз в неделю подопечные посещали сауну и бассейн.
В ходе эксперимента выявлена динамика развития интереса у детей к тренировочному процессу, который был построен в соответствии с представленной недельной программой (табл. 2).
Результаты исследований и их обсуждение
В процессе трехгодичных регулярных тренировок отмечена положительная и достоверная динамика основных показателей физического развития у юных хоккеистов (табл. 3). Использование тренерским штабом усовершенствованной методики положительно сказалось на таких показателях физического развития, как ЖЕЛ, динамометрия правой и левой кисти. Данные таблицы говорят о том, что физическое развитие у испытуемых происходило без отклонений.
В процессе трехгодичных регулярных тренировок отмечена положительная и достоверная динамика основных показателей оценки физического развития у юных хоккеистов (рис.). Так, индекс Кетле у подростков в начале наблюдения вырос с 260,76 до 278,67 г/см (р < 0,05); жизненный индекс увеличился с 60,11 до 61,51
Таблица 2
Недельная программа тренировок для детей 11-12 лет
Дни недели Нагрузка Ледовая тренировка Общая физическая подготовка
Понедельник Выше среднего - техника катания; - техника владения клюшкой; - техника броска Велотренажер 1 ч
Вторник Высокая - упражнение 1 х 0, 2 х 0, 1 х 1, 2 х 2, 3 х 3 из различных позиций 1,5 ч Растяжка. Акробатика 45 мин
Среда Высокая Упражнение 1 х 0, 2 х 0, 3 х 0, 2 х 1 1,5 ч Работа в зале над общим физическим развитием ребенка 45 мин Спортивные игры
Четверг Средняя - техника катания; - техника владения клюшкой; - техника броска; 1,25 ч Растяжка. Акробатика. 45 мин
Пятница Ниже средней Технико-тактическая тренировка 2 х 1, 2 х 2, 3 х 2, 5 х 5 1,25 ч Тактическое занятие в классе. Разбор игр. 30 мин
Суббота Высокая Игровой день
Воскресенье Восстановительного характера Выходной день Сауна, бассейн
мл/кг (р < 0,05); индекс Пинье уменьшился с 33,58 до 29,07 (р >0,05).
После третьего года эксперимента индекс Кетле у испытуемых вырос с 295,51 до 328,51 г/см (р > 0,05); жизненный индекс увеличился с 62,76 до 63,15 мл/кг (р < 0,05); индекс Пинье уменьшился с 28,36 до 25,53 (р > 0,05).
У испытуемых для определения функциональных резервов использовались следующие тесты: а) для определения состояния сердечнососудистой системы - степ-тест, б) для определения общей и индивидуальной физической работоспособности - тест РШС150. В табл. 5, 6 и на рисунке представлена динамика изучаемых показателей.
При сравнении показателей как общей, так и относительной физической работоспособно-
сти установлена положительная и достоверная динамика на протяжении трехгодичного макроцикла тренировочного процесса юных хоккеистов. Так, общая ФРС 9-летних спортсменов составила 385,67 ± 11,38 кгм/мин. Через 3 года тренировок (в возрасте 12 лет) она увеличилась до 551,64 ± 13,09. Относительная работоспособность также достоверно (р < 0,05) возросла и составила 8,43 ± 0,06 кгм/мин/кг массы тела у 9-летних до 11,41 ± 0,12 кгм/мин/кг массы тела у 12-летних.
По данным степ-теста нам удалось достичь положительной и достоверной динамики восстановления после физических нагрузок у юных хоккеистов за счет применения в тренировочном процессе комплекса таких педагогических средств, как тренировка на велотрена-
Таблица 3
Динамика показателей физического развития юных хоккеистов в трехгодичном
цикле тренировочного процесса
Показатели Возраст хоккеистов
9 лет 10 лет Р1 11 лет Р2 12 лет Р3
М ± т М ± т М ± т М ± т
Длина тела, см 144,53 ± 16,83 149,03 ± 16,75 < 0,05 154,65 ± 17,38 < 0,05 162,43 ± 17,69 < 0,05
Масса тела, кг 37,68 ± 4,25 41,53 ± 4,49 < 0,05 45,7 ± 4,71 < 0,05 53,36 ± 4,45 < 0,05
ЖЕЛ, мл 2415,6 ± 103,27 2637,5 ± 107,39 < 0,05 2731,2 ± 116,19 < 0,05 3209,3 ± 131,63 < 0,05
Динамометрия правой кисти, кг 20,93 ± 3,09 23,5 ± 2,99 < 0,05 25,75 ± 3,09 < 0,05 31,4 ± 5,09 < 0,05
Динамометрия левой кисти, кг 19,31 ± 2,23 21,9 ± 2,64 < 0,05 24,3 ± 4,03 < 0,05 30,6 ± 4,79 < 0,05
Таблица 4
Оценка показателей физического развития у юных хоккеистов
Показатели 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет Р3
М ± т М ± т М ± т М ± т
Весо-ростовой индекс (г/см) 260,76 ± 15,44 278,67 ± 16,17 295,51 ± 17,06 328,51 ± 17,92 < 0,05
Жизненный индекс (мл/кг) 64,11 ± 5,29 63,51 ± 4,88 59,76 ± 4,57 60,15 ± 4,16 < 0,05
Индекс общего физического развития (показатель Пинье) 33,58 ± 2,99 28,07 ± 2,73 28,36 ± 2,69 25,53 ± 2,16 < 0,05
Таблица 5
Динамика показателей общей и относительной физической работоспособности юных хоккеистов в процессе трехгодичного макроцикла тренировочного процесса
Физическая работоспособность по тесту PWC 150 Исходные данные 9 лет В конце 1 года 10 лет В конце 2 года 11 лет В конце 3 года 12 лет Р
Общая ФРС (кгм/мин) 385,67 ± 11,38 427,73 ± 12,10 494,68 ± 11,46 551,64 ± 13,09 < 0,05
Относительная ФРС (кгм/мин на кг массы тела) 8,43±0,06 8,89±0,11 9,82±0,14 11,41±0,12 < 0,05
120 100 80 60 40 20 0
9 лет 10 лет 11 лет 12 лет
Рис. Динамика показателей способности к восстановлению юных хоккеистов по данным степ-теста
Отличная Хэрошая Средняя Ниже средней
жере; использование специального инвентаря в силовой подготовке (петли ТРХ, координационная лестница, резинки-эспандеры и т. д.); тренировки на гибкость, растяжку. Анализ результатов позволяет судить о том, что ни у кого из участников эксперимента 9 и 10 лет не регистрируется отличная способность к восстановлению, что говорит о применении нагрузки развивающего характера. В свою очередь, результат в 90 и более баллов отмечен в 11-и 12-летнем возрасте (см. рис.). При этом показатели составляют 90,01 ± 1,23 в 11 лет и 102,34 ± 2,16 баллов в 12 лет соответственно. Стоит отметить, что ни у одного спортсмена в возрасте 11 и 12 лет не обнаружен плохой или ниже среднего результат.
В ходе педагогического эксперимента отмечена положительная и достоверная динамика основных показателей физической подготовленности у юных хоккеистов (табл. 6).
После первого года тренировок результат в беге на коньках 36 м лицом вперед уменьшился с 5,39 до 5,18 сек (р < 0,05); в беге 60 м - с
10.11 до 9,56 сек (р < 0,05); в беге 300 м - с 52,97 до 51,88 сек (р < 0,05); показатели в силовых тестах увеличились: в подтягивании - с 5,75 до 7,15 раза (р < 0,05), а в отжиманиях - с 22,75 до
26.12 раза (р < 0,05).
После третьего года эксперимента результат в беге на коньках 36 м лицом вперед уменьшился с 4,73 до 4,39 сек (р < 0,05); в беге 60 м - с 9,50 до 9,45 сек (р < 0,05); в беге 300 м - с 49,88 до 49,65 сек (р < 0,05); показатели в силовых тестах, увеличились: в подтягивании - с 7,9 до 10,05 раза (р < 0,05); а в отжиманиях - с 33,33 до 41,45 раза (р < 0,05).
Таким образом, экспериментальная методика развития физической подготовленности и функциональной выносливости сердечно-сосудистой системы юных хоккеистов строилась
Таблица 6
Динамика показателей физических качеств у юных хоккеистов в процессе трехгодичного макроцикла тренировочного процесса
Тесты Возраст хоккеистов
9 лет - начало исследования 10 лет Р1 11 лет Р2 12 лет Р3
М ± т М ± т М ± т М ± т
Бег на коньках 36 м спиной вперед, сек 6,20 ± 0,34 5,95 ± 0,27 < 0,05 5,49 ± 0,19 < 0,05 5,20 ± 0,30 < 0,05
Бег на коньках 36 м лицом вперед, сек 5,39 ± 0,28 5,18 ± 0,30 < 0,05 4,73 ± 0,20 < 0,05 4,39 ± 0,29 < 0,05
Подтягивание 5,75 ± 3,40 7,15 ± 3,66 < 0,05 7,9 ± 3,89 < 0,05 10,05 ± 4,17 < 0,05
Отжимания 22,75 ± 4,32 26,12 ± 4,24 < 0,05 33,33 ± 4,12 < 0,05 41,45 ± 4,39 < 0,05
Бег 300 м, сек 52,97 ± 3,99 51,88 ± 2,93 < 0,05 49,88 ± 2,83 < 0,05 49,65 ± 2,27 < 0,05
Бег 60 м, сек 10,11 ± 0,49 9,56 ± 0,48 < 0,05 9,57 ± 0,47 < 0,05 9,48 ± 0,40 < 0,05
на основании полученных результатов, что привело к существенному повышению спортивных достижений:
• финал Первенства Федеральных округов среди юношеских команд (ноябрь 2011, г. Подольск) - 5-е место;
• финал Первенства России среди юношеских команд СДЮШОР (март-апрель 2013, г. Екатеринбург) - 3-е место;
• финал Первенства России среди юношеских команд СДЮШОР (март 2014, г. Уфа) - 1-е место;
Выводы и рекомендации (заключение)
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.
1. На основании полученных информативных данных была создана авторская программа подготовки юных хоккеистов, доказавшая свою эффективность.
2. На протяжении трехлетнего цикла тренировочного процесса юных хоккеистов установлено достоверное улучшение (р < 0,05) основных показателей физических качеств. Так, ЖЕЛ выросла на 24,75%, динамометрия правой и левой кистей на 33,35% и 36,9% соответственно.
3. Установлено достоверное улучшение показателей функциональных резервов и физической подготовленности юных хоккеистов в динамике трехгодичной системы тренировок. Выявлено достоверное улучшение скоростных способностей и силовых возможностей у юных спортсменов. Так, результаты в таких тестах, как бег на коньках 36 м лицом вперед и бег на коньках 36 м спиной вперед, улучшились на 19,56% и 16,12% соответственно. В свою очередь, прирост показателей в подтягиваниях составил 57,21% , а в отжиманиях - 54,88%. Общая ФРС в экспериментальной группе за 3 года наблюдений выросла на 30,09%, относительная ФРС - на 26,11%, а время восстановления пульса и АД после нагрузки выросло на 7,65%.
4. Проведение тестов с дозированной физической нагрузкой позволяет объективно оценивать общую систему адаптации юных хоккеистов в ответ на интенсивные нагрузки и контролировать тренировочный процесс, делая его не только эффективным, но и безопасным.
Предлагаемая нами усовершенствованная методика тренировки юных хоккеистов с учетом комплексных данных по физическому развитию, функциональным резервам и физической подготовленности способствовала эффективности тренировочного процесса. Тренерскому составу при работе с игроками в процессе ледовой подготовки нужно больше внимания уделять катанию лицом вперед (60%) над катанием спиной вперед (40%). В тренировочный процесс важно включать тренировки на выносливость для поддержания кардиореспи-раторной системы в стабильном рабочем состоянии. Необходимо также чередовать силовые упражнения с упражнениями на развитие быстроты, гибкости и на расслабление. Кроме того, осуществляя физическую подготовку на данном этапе, целесообразно увязывать развитие различных физических качеств и выполнение двигательных действий с сенситивными периодами развития организма и игровым амплуа спортсмена. Для построения тренировки тренеру необходимо отслеживать готовность спортсмена к выполнению физической нагрузки и степень развития функциональных резервов сердечно-сосудистой системы. С целью модернизации и усовершенствования учебно-тренировочного процесса включить в занятия специальные приспособления для работы на «земле» и на льду: координационная лестница, полусферы ВОБи, петли ТРХ, набивные мячи, резинки-эспандеры и другое оборудование.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д., Пузин С. Н. Врачебный контроль в физической культуре.
- М.: Триада-Х, 2012. - 130 с.
2. Клинические аспекты спортивной медицины: руководство / под ред. В. А. Маргазина.
- СПб.: СпецЛит, 2014. - 455 с.
3. Мельников И. В. Особенности подготовки юных хоккеистов. - М.: Серия «Хоккей», 2013. - 26 с.
4. Руководство по спортивной медицине / под ред. В. А. Маргазина. - СПб.: СпецЛит, 2012.
- 487 с.
5. Руненко С. Д., Таламбум Е. А., Ачкасов Е. Е. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов. - М.: Триада-Х., 2012. - 72 с.
6. Физическое развитие (исследование и оценка): метод. пособие / В. А. Маргазин, А. В. Коромыслов, И. В. Быков, О. Г. Трофимова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. - 47 с.
7. Мельников И. В. Физическая подготовка хоккеиста. - М.: Серия «Хоккей», 2013. - 36 с.
8. Функциональные пробы в спортивной медицине: учеб.-метод. пособие. - 2-е изд. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. - 47 с.
REFERENCES
1. Achkasov E. E., Runenko S. D., Puzin S. N.
Vrachebnyy kontrol v fizicheskoy kulture. Moscow: Triada-X, 2012. 130 p.
2. Margazin V. A. (ed.) Klinicheskie aspekty sportivnoy meditsiny: rukovodstvo. St. Petersburg: SpetsLit, 2014. 455 p.
3. Melnikov I. V. Osobennosti podgotovki yunykh khokkeistov. Moscow: Seriya "Khokkey", 2013. 26 p.
4. Margazin V. A. (ed.) Rukovodstvopo sportivnoy meditsine. St. Petersburg: SpetsLit, 2012. 487 p.
5. Runenko S. D., Talambum E. A., Achkasov E. E. Issledovanie i otsenka funktsionalnogo sostoyaniya sportsmenov. Moscow: Triada-X., 2012. 72 p.
6. Margazin V. A., Koromyslov A. V., Bykov I. V., Trofimova O. G. Fizicheskoe razvitie (issledovanie i otsenka): metod. posobie. Yaroslavl: Izd-vo YaGPU, 2007. 47 p.
7. Melnikov I. V. Fizicheskaya podgotovka khok-keista. Moscow: Seriya "Khokkey", 2013. 36 p.
8. Funktsionalnye proby v sportivnoy meditsine: ucheb.-metod. posobie. Yaroslavl: Izd-vo YaGPU, 2007. 47 p.
Гарифулин Артем Николаевич, аспирант кафедры медико-биологических основ спорта Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского e-mail: Dirty_harry90@mail.ru
Garifulin Artem N., Post-graduate student, Medical and biological bases of sport Department, K. D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University e-mail: Dirty_harry90@mail.ru