14. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
14.1. МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОСТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
Громов Е.И., доцент, к.э.н., г. Ставрополь
Нинева Е.Н., соискатель, г. Ставрополь
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Целью настоящей статьи является рассмотрение возможности использования методики оптимизационного планирования для оценки результатов функционирования регионального координационного центра деловой активности основанной на функционально-стоимостном анализе. Развитие подобных формирований способствует эффективному разрешению проблем стратегического развития всей региональной экономической системы и конкретных территорий, координации субъектов информационно-консультационной деятельности на краевом и муниципальном уровнях; экспертного, обучающего и процессного консультирования.
Ключевые слова: функционально-стоимостной анализ, региональный координационный центр деловой активности, региональная экономическая система, планирование
TECHNIQUE OF THE IS FUNCTIONAL-COST ANALYSIS AND PLANNING OF ACTIVITY OF THE REGIONAL COORDINATION CENTER OF BUSINESS ACTIVITY
Gromov E.I., the senior lecturer, Stavropol Ninyova E.N., the competitor, Stavropol
Annotation: The purpose of present article is consideration of possibility of use of a technique of optimizing planning for an estimation of results of functioning of the regional coordination center of business activity based on the is functional-cost analysis. Development of similar formations promotes effective resolution of problems of strategic development of all regional economic system and concrete territories, coordination of subjects of information-consulting activity at regional and municipal levels; expert, training and process consultation. Keywords: is functional-cost the analysis, the regional coordination center of business activity, regional economic system, planning
Произведенная оценка сложившейся ситуации в региональной экономической системе Ставропольского края показывает, что на следующем этапе развития для получения существенных результатов в ближай-
шей перспективе в области повышения качества и доступности производимой продукции, технического переоснащения, использования передовых технологий и т.п. необходима кардинальная структурная реорганизация существующей системы. Вследствие особой важности системы регионального аграрного бизнеса как одного из важнейших элементов экономики края, управление деятельностью которой должно быть обусловлено тесным взаимодействием с общим механизмом регулирования социально-экономического развития конкретного субъекта РФ, сложившейся ситуации, обозначенных целей и задач стратегического развития [1].
В условиях всеобщего экономического кризиса, значительного снижения темпов экономического роста национальной экономики, повышения цен, реализация целевых региональных программ по поддержке и развитию пространственных экономических образований, повышения их активности и эффективности функционирования, связаны с серьезными трудностями и, в первую очередь, недостаточностью финансовых ресурсов на их осуществление. Реализация таких программ на региональном уровне должна производиться с учетом возможностей уже имеющейся на данной территории инфраструктуры и потребностей рынка, систему мер по поддержке бизнес-структур необходимо осуществлять по таким основным направлениям, как нормативно-правовое, методическое, кадровое обеспечение, доступность финансово-кредитных ресурсов, поддержка и развитие инновационного предпринимательства [5].
Реализация принятой региональной стратегии экономического развития в первую очередь направлена на достижение сбалансированного развития системы предпринимательства малого и среднего бизнеса всех отраслей и секторов экономики края. Комплекс мероприятий в рамках предложенной программы призван скоординировать совместные усилия государственных органов власти, местного самоуправления, финансово-кредитных институтов и предпринимательского сообщества для достижения максимального социального и экономического эффекта [3]. На наш взгляд в сложившейся ситуации одним из существенных инструментов ускорения процессов развития региональной экономической системы является создание регионального координационного центра деловой активности (далее РКЦДА или Центр), ключевыми задачами которого выступает содействие поддержке частного бизнеса, развитие конкуренции, формирование эффективной предпринимательской среды. Помимо этого одними из основных функций подобного инфраструктурного элемента будет являться мониторинг состояния предпринимательской среды в различных сферах региональной экономической системы, кадровое обеспечение и оказание информационно-методической поддержки.
Образование и планирование деятельности подобного Центра сопряжено с рядом трудностей и проблем, таких как изучение потребностей населения, потенциала бизнес структур в производстве продукции по доступным ценам и надлежащего качества, а также оценка потребности в финансовых ресурсах для реализации проекта, определение источников финансирования, анализ выявленного дефицита финансовых
РЕГИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТР ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
средств, планирование мероприятий по его сокращению и др. Таким образом, для планирования результатов функционирования подобного формирования в конкретных условиях региональной экономики необходимого наличие научно-практического инструментария, как существенной составляющей хозяйственного механизма региональной экономической системы.
Принятие управленческого решения о целесообразности создания подобного Центра в условиях конкретного региона, как со стороны государственных структур и привлекаемых инвесторов (или группы инвесторов), так и с позиций хозяйствующих субъектов о целесообразности участия в подобном формировании, необходимо наличие научно-обоснованной, комплексной методики, позволяющей оценить как экономическую эффективность осуществления подобного проекта для каждой из сторон, так и социальную значимость и последствия его реализации для населения.
В общем виде, предлагаемая нами, методика функционально-стоимостного анализа деятельности Центра и планирования его результатов представлена на рисунке 1.
Основной целью предложенной методики является обоснование целесообразности создания подобных Центров на региональном уровне и возможность получения объективных результатов планирования их деятельности на различных этапах развития (образование, функционирование и т.д.).
На первоначальном этапе, в соответствии с предложенной методикой, необходимо произвести общий анализ состояния, условий функционирования региональной экономической системы в соответствующей сфере и выявить закономерности и основные тенденции ее развития. На основании чего делается окончательный вывод о целесообразности создания РКЦДА. В случае принятия такого решения далее для повышения эффективности функционирования Центра нами предлагается методика оптимизационного планирования экономических результатов с использованием функционально-стоимостного подхода для анализа и отбора перечня услуг, наиболее востребованных населением и хозяйствующими субъектами, предоставление которых позволит в наивысшей степени увеличить экономическую целесообразность создания и функционирования подобного инфраструктурного элемента.
Рисунок 1 - Методика оптимизационного планирования результатов деятельности регионального координационного центра деловой активности
Использование метода функционально-стоимостного анализа в рамках предлагаемой методики, по нашему мнению, позволит выявить хозяйственные резервы по сокращению издержек функционирования Центра на основании поиска малозатратных способов выполнения основных функций и одновременном исключении экономически невыгодных. Алгоритм реализации данного подхода в рамках проводимых нами исследований в общем виде может быть представлен следующим образом:
1) постановочный;
2) информационно-аналитический;
3) оптимизационно-исследовательский;
4) внедрение полученных результатов.
Эффективность и практическая значимость решения
задач планирования и управления деятельностью регионального координационного центра деловой активности должна, по нашему мнению, основываться на применении формализованных процедур анализа, в частности, для этих целей могут быть использованы модели линейного программирования, которые в большинстве своем и применяются для выявления оптимального сочетания полученных результатов и затрат на их достижение [2].
Практическая реализация предлагаемой нами методики была произведена на пространственных экономических образований агропромышленной сферы региональной экономической системы Ставропольского края. Общая схема формирования целевой функции приведена на рисунке 2.
Как видно из блок-схемы в отличие от традиционной методики практической реализации задач линейного программирования поиск оптимального варианта решения при соблюдении всех условий и ограничений производится поэтапно. Для решения основной задачи функционально-стоимостного анализа - поиска оптимального сочетания оказываемых Центром услуг - использовалась циклическая процедура решения задачи линейного программирования, когда в конце каждого варианта опорного решения (или отсутствия такового)
из первоначального перечня исключалась очередная услуга, для которой уровень доходности был наименьшим из всех.
Другой существенной особенностью и достоинством предложенной методики является разделение издержек по оказанию Центром услуг на переменные и постоянные, что позволяет учесть эффект операционного левериджа - с ростом объемов оказываемых услуг доля постоянных издержек в общих снижается, что приводит к снижению себестоимости оказания одной услуги.
Формирование целевой функции Р и ограничений рассматриваемой задачи оптимизации основывается на следующих предпосылках:
- достижение максимальной прибыли на всех этапах развития Центра;
- отдельные структурные подразделения Центра являются относительно самостоятельными, администрация Центра лишь осуществляет общую координацию их деятельности в вопросах планирования объемов и ассортимента оказания платных услуг, а также финансирования этих мероприятий;
- ориентированность на обеспечение как можно более реалистичного отражения направлений и степени взаимосвязей между отдельными подразделениями Центра;
- адекватность целевой функции рассматриваемым процессам в исследуемой сфере.
На предварительном этапе разработки оптимизационной модели финансового планирования деятельности регионального Центра предпринимательской активности в сфере агропромышленного производства нами был произведен опрос 500 потребителей сельскохозяйственной продукции и 200 предпринимателей, потенциальных клиентов Центра, в результате чего были получены данные об ассортименте и потенциальных объемах продукции, востребованных на рынке в настоящее время. Информация была получена в разрезе кварталов, что позволило более равномерно в течение года распределить затраты Центра и планировать получение доходов, учитывая сезонный характер востребованности в них населением и хозяйствующими структурами.
Решение задачи линейного программирования осуществлялось поэтапно, в результате чего из первоначального перечня услуг проектируемого Центра исключались отдельные из услуг, как экономически нецелесообразные. При этом было рассмотрено 6 вариантов решения оптимизационной задачи, предусматривающих различные ограничения по совокупным затратам на оказание услуг Центром - не превышающие:
а) 50 млн. руб.; б) 40 млн. руб.; в) 30 млн. руб.; г) 20 млн. руб.; д) 10 млн. руб.; е) 5 млн. руб.
Оптимальное значение целевой функции было достигнуто за счет определения оптимальной структуры объемов предоставляемых услуг предлагаемого к созданию Центра в течение года, выявленных на основе функционально-стоимостного анализа, обеспечивающих наилучший финансовый результат при заданных ценах и затратах. Основные результаты сравнительной характеристики экономической эффективности функционирования РКЦДА при различных вариантах ограничений по совокупным расходам приводятся в обобщающей таблице 1.
Рисунок 2 - Блок-схема решения задачи линейного программирования по формированию оптимальной структуры оказываемых услуг РКЦДА в сфере аграрного производства
Таблица 1
Сравнительная характеристика экономической эффективности функционирования регионального координационного центра деловой активности при оказании услуг в аграрной сфере
Представленные в таблице данные показывают, что полученные варианты оптимизационного решения задачи линейного программирования позволяют осуществлять деятельность предлагаемого к созданию на Центра с высокой степенью экономической эффективности, показатель рентабельности варьирует в зависимости от объема инвестиций в пределах 22-29%. При этом оптимальное значение целевой функции (прибыль) при совокупных затратах 48,9 млн. руб. составляет 10,7 млн. руб., в то время как при 5 млн. руб.
- всего 1,4 млн. руб.
В ходе анализа полученных результатов оптимизации нами были выявлены определенные статистические закономерности изменения одних экономических показателей от других [4]. В частности, изменение показателей прибыли и уровня рентабельности функционирования Центра находится в тесной корреляционной зависимости от количества отобранных к оказанию услуг.
Как показали результаты корреляционно-регрессионного анализа, такая взаимосвязь имеет четко выра-
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
женный нелинейный характер в форме логарифмических регрессионных зависимостей:
У1 =-10.47409 + 5.791818 • 1п(Х1) ^
У2 = 37.538356 - 4.237771 • 1п(Х1), (2)
где У1 - прибыль, млн. руб.; У2 - уровень рентабельности, %; Хх - количество отобранных услуг из первоначального перечня.
Рисунок 3 - Изменение прибыли и уровня рентабельности Центра от количества отобранных к оказанию услуг
Синтезированные модели (1) и (2) характеризуются высоким уровнем статистической значимости, о чем свидетельствуют следующие показатели:
Р1=0.989; Р12=0.978; Р1 = 181.29;
Значимость Р1 =0.000;
Р2=0.987; Р22=0.974; Р2=155.86;
Значимость Р2=0.000.
Предложенная методика также может быть использована для планирования деятельности Центра в последующих периодах на основании расчета прогнозных значений таких показателей, как цены оказания услуг, затраты по их предоставлению и т.д. с помощью соответствующих методов оценки сезонных колебаний и аналитического выравнивания.
Предложенная методика оптимизационного планирования результатов деятельности регионального координационного деловой активности на основе функционально-стоимостного проектирования позволяет не только оптимизировать основные показатели деятельности, но и является действенным инструментом для принятия окончательно решения о целесообразности (экономической или социальной) создания подобных инфраструктурных элементов для становления и развития региональной экономической системы.
Список литературы:
1. Герасимов, А. Н. Экономический рост в аграрном производстве / А. Н. Герасимов. - Ставрополь: СНИИЖК, 2006.
Гладилин, А.В. Практикум по эконометрике: учебное пособие / А.В. Гладилин, А.Н.Герасимов, Е.И. Громов. - Ставрополь: АГРУС, 2009. - 236 с.
Гладилин, А.В. Совершенствование экономического механизма аграрного производства / А.В. Гладилин, А.Н.Герасимов, Е.И. Громов и др. - Ставрополь : АГРУС, 2010. - 440 с.
Гладилин, А.В. Эконометрика: учебное пособие / А.В. Гладилин, А.Н.Герасимов, Е.И. Громов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 304 с.
Громов, Е.И. Совершенствование и развитие эффективной системы управления АПК / Е.И. Громов. - Вестник университета (ГУУ). - №6. - М.: ГОУ ВПО «ГУУ», 2010.
References:
1. Gerasimov, A.N. Economic growth in agrarian manufacture / A.N. Gerasimov. - Stavropol, 2006.
Gladilin, A.V. Practical work on econometrik: the manual / A.V. Gladilin, A.N. Gerasimov, E.I. Gromov. - Stavropol, 2009.
Gladilin, A.V. Perfection of the economic mechanism of agrarian manufacture / A.V. Gladilin, A.N. Gerasimov, E.I. Gromov, etc. Stavropol, 2010.
Gladilin, A.V. Ekonometrika: the manual / A.V. Gladilin, A.N. Gerasimov, E.I. Gromov. - Rostov-on-Don, 2011.
Gromov, E.I. Perfection and development of an effective control system of agrarian and industrial complex / E.I. Gromov. The university bulletin. №6. - М, 2010.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Громова Е.И., Ниневой Е.Н. «Методика функционально-стоимостного анализа и планирования деятельности регионального координационного центра деловой активности».
Становление принципиально новой системы экономических отношений является одним из ключевых моментов организационного переустройства региональной экономической системы, что позволит решить большое количество существующих в настоящее время проблем: привлечение инвестиций, внедрение инноваций, увеличение количества рабочих мест, повышение уровня социальной защиты населения и др., что особенно актуально в условиях экономического кризиса. При этом становление такой системы, основанной на развитии частной и смешанной форм собственности должно происходить постепенно, осмысленно, все принимаемые решения должны являться результатом консолидированных усилий всех участников рассматриваемого процесса, учитывающих интересы, как государства и предпринимательских структур - с одной стороны, так и населения (как конечного потребителя производимой продукции) - с другой.
В связи с этим при разработке стратегии экономического развития региона необходимым условием существенного ускорения процессов развития деловой активности одним из направлений может быть создание региональных координационных центров, что будет содействовать развитию конкуренции, формированию эффективной предпринимательской среды.
В связи с этим рассмотренные в статье проблемы и полученные результаты представляют большой научный и практический интерес, а работа Громова Е.И., Ниневой Е.Н. заслуживает внимания.
Статья Громова Е.И., Ниневой Е.Н. рекомендуется к печати в журнале ВАК.
Доцент кафедры статистики и эконометрики ФГБОУ
ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
д.э.н. А.Н. Герасимов
28б