УДК 37.017.924
Vazhenina S.S. METHODS OF FORMING VALUABLE ATTITUDE TOWARD ARTS IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CULTURE BY MEANS OF ARTISTIC ACTIVITIES. The research states the topicality of the necessity of work in the sphere of depreciation of consumer's attitude to the environment, including artistic spheres of life, in students, who are treated as a social-demographic group and future intelligentzia. In the work the contents of methods to bring up a valuable attitude toward arts at students of higher education institution of culture is described by means of art activity: the necessity of these methods are described, the characteristic stages of the methods are revealed. The proposed method-based technique will be useful to specialists, who are interested in the theory and applied aspects of professional artistic education.
Key-words: art activity, axiological attitude towards art among students of a university of culture, university of culture.
С.С. Важенина, начальник отдела по внеучебной работе ФГБОУ ВО «Тюменская гос. академия культуры,
искусств и социальных технологий», г. Тюмень, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье выявляется актуальность необходимости проведения работы по ослаблению роли потребительского отношения к окружающей действительности, в том числе, к искусству у студенчества, как социально-демографической группы, составляющей резерв интеллигенции. Автор описывает содержание методики формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры средствами художественной деятельности: обосновывается необходимость создания методики, раскрывается характеристика этапов методики. Предлагаемая методика может представлять интерес для исследователей, занимающихся вопросами теории и практики профессионального художественного образования.
Ключевые слова: художественная деятельность, ценностное отношение к искусству у студентов вуза культуры, вуз культуры.
Актуальность создания методики формирования ценностного отношения к искусству вызвана рядом моментов.
Смена в современном обществе ценностной парадигмы с духовной на материальную, о чем пишут исследователи (философ О.А. Лосева, психолог Т.А. Серебрякова и др.) привела к распространению потребительского отношения к окружающей действительности (В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова).
Потребительским исследователями в области педагогики (М.А. Козловская, Н.Б. Наумова), философии (А.А. Оганов), социологии (М.И. Жабский, М.А. Кобцева), культурологии (Ю.В. Рыжов), искусствоведения (А.В. Шило) характеризуется и отношение к искусству, как способу познания окружающей действительности, ко всем его видам, формам и жанрам. Искусство сегодня, как носитель ценностной парадигмы, само не воспринимается как ценность, как значимый компонент духовного мира отдельного человека [1; 2]. Философ Г.Г. Силласте обращает внимание на то, что акценты в культурной жизни общества перенесены с формирования у населения высокохудожественных вкусов, уважения к национальным культурным ценностям и традициям на поощрение потребительских запросов в сферах досуга и развлечений. Произошла гипертрофия рекреационной функции искусства [3]; исследователи Е.М. Щелканова и С.Б. Вер-ховская указывают на усиление потребительского отношения к искусству, как к способу получения разрядки: когда человек идет в заведение культуры, он, прежде всего, думает о том, как сможет отдохнуть, развлечься [4]; педагог В.П. Анисимов, кроме потребительского использования искусства как развлечения (шоу-бизнес), говорит о восприятии его как второстепенного (незначимого) вида деятельности в развитии личности.
Сложившаяся ситуация актуализирует необходимость проведения работы по устранению (ослаблению роли) потребительского отношения к окружающей действительности, в том числе, к искусству у студенчества, как социально-демографической группы, составляющей резерв интеллигенции, которая будет определять процесс общественного развития в ближайшие десятилетия. О важности этой работы в свое время писал классик отечественной педагогики В.А. Сухомлинский: «меня очень беспокоит потребительское отношение некоторой части нынешней молодежи к духовным ценностям, особенно к музыке. Не хотят учиться играть на скрипке или на кобзе, не хотят петь. Довольствуются музыкой, записанной на пленку. Нажал кнопку - и музыка есть, не надо учиться, не надо думать. Так легко дойти до
полного отупения» [5, с. 198]. Педагог Д.Ф. Ахмерова подтверждает наличие этой проблемы и сегодня: социальное назначение преподавателя мы видим в том, чтобы, во-первых, помочь студенту перестроить своё иждивенческое сознание и потребительское отношение к окружающей действительности, а во-вторых, помочь ему в саморазвитии через усвоение и воспроизводство существующих культурных норм [6]. Работа по устранению (ослаблению роли) потребительского отношения к окружающей действительности, в том числе, искусству и формированию ценностного отношения к искусству актуальна и для студентов вуза культуры, как потенциальной элиты в области культуры и искусства. О.В. Стукалова пишет о необходимости создания в вузе культуры особой педагогической системы, направленной на акцентирование образовательных приоритетов на глубокое освоение гуманитарного знания и опору на воспитательный потенциал искусства, качественное изменение содержания образования, преодоление потребительского отношения к культуре и развитие у будущих специалистов мотивов и навыков самореализации в культуротворческой деятельности [7]. С.В. Маркова считает, что у студента вуза культуры опасности потребительского отношения к ценностям культуры, формирования установки на пассивную позицию обучения, «иждивенчества» в творчестве можно избежать за счет усиления роли педагога в активизации образовательно-творческого процесса, превращения этого процесса в органическую потребность каждого студента. Проблема формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры в работах О.В. Стукаловой и С.В. Марковой является сопутствующей основной, так, О.В. Стукалова упоминает о ней в связи с описанием современного состояния и перспектив развития высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, а С.В. Маркова, рассматривая художественно-педагогические принципы формирования пластической культуры у студентов режиссерских специальностей. Таким образом, несмотря на имеющийся у исследователей интерес к вопросу предотвращения распространению потребительского отношения к окружающей действительности, существует потребность в системном и комплексном подходе к формированию духовной составляющей ценностной парадигмы студенчества вуза культуры.
Анализ теоретико-практического опыта по формированию ценностного отношения к искусству в общей и социальной педагогике показал, что проблема аксиологического подхода к об-
разованию (Н.А. Асташова, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.), воспитания ценностных отношений и ценностных ориентаций в различных возрастных (Г.В. Агадилова, Н.И. Коростелева, О.Д. Кузьмина, А.Н. Малюков, О.П. Хабибулина и др.), профессиональных (М.Н. Демина, И.В. Медведев, Т.Х. Невструева и др.) и социальных (Э.В. Зауторова и др.) группах предстает как широко изучаемая. Вместе с тем, в теории и практике профессионального художественного образования работы, описывающие формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры носят единичный характер: Л.Э. Муртазина «Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности», М.В. Новикова «Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива», В.Г. Телегей «Формирование эстетического отношения студентов-дизайнеров к профессии в процессе вузовского обучения», Халаф Намир Касам «Формирование ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре средствами орнамента» [8].
Средством формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры может выступать художественная деятельность. Воспитательный потенциал художественной деятельности раскрывают в своих работах психологи (М.С. Бережная, В.В. Горев и др.), педагоги (Н.А. Беневольская, А.В. Гри-зоглазова, С.И. Назарова, М.Г. Племенюк, В.В. Русевич и др.). М.С. Бережная пишет, что современная образовательная гуманистическая парадигма нацеливает вузы на развитие личностного, ценностного, культурологического потенциала студентов [9] и в связи с этим отмечает значимость использования в работе со студентами возможностей искусства и художественной деятельности. Об актуальности исследований обучения и воспитания на основе организации художественной деятельности пишет и С.И. Назарова, отмечая, что художественная деятельность является основой целостного восприятия мира и способствует более интенсивному и прочному эстетическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию личности [10]. Таким образом, исследование возможностей художественной деятельности в формировании ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры является актуальным, в том числе и в общем контексте формирования личности.
Результатом изучения теоретических основ формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры средствами художественной деятельности стало выявление и разработка содержания понятия «ценностное отношение к искусству у студентов вуза культуры», обозначение педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения к искусству и характеристика принципов, в соответствии с которыми должно осуществляться формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры.
Ценностное отношение к искусству у студентов вуза культуры - это личностное образование студентов вуза культуры, характеризующееся значимым положительным отношением (значимой положительной оценкой искусства) к искусству и формирующееся в процессе художественной деятельности при восприятии произведений искусства, их оценке и при создании студентами собственного художественно-творческого продукта, который они будут доносить до слушателей и зрителей, и тем самым формировать у них это ценностное отношение к искусству [11; 12]. Педагогические условия, способствующие формированию ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры средствами художественной деятельности выявлены на основе учета возможностей и особенностей художественного вуза [1] - это: готовность педагога осуществлять гуманистически ориентированное образование, открытость вуза как образовательной системы, развитие форм художественно-творческих мероприятий. Формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры должно осуществляться с учетом содержания принципа гуманизма и разработанного нами на его основе принципа гуманизма искусства [12], основанного на признании искусства эффективным средством реализации каждым человеком своих интересов, потребностей и целей в общем контексте личностного самоопределения за счет формирования у человека положительного отношения к искусству, как носителю общечеловеческих ценностей, и утверждению ценности искусства как средства постижения окружающего мира.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе института музыки, театра и хореографии ФГБОУ ВО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий». В ней приняли участие 87 студентов 2 и 3 курсов очной формы обучения специальностей/направлений подготовки «Народное художественное творчество», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Дирижирование», «Музыкальное искусство», «Инструментальное исполнительство», «Музыкальное образование». Опытно-поисковая работа включала три этапа: начальная диагностика, формирующий и итоговый этап.
Сущностные характеристики понятия «ценностное отношение к искусству у студентов вуза культуры» явились основанием для определения критериев сформированности ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры. Это - знание искусства; умение его воспринимать, оценивать и рассматривать для себя как ценность; способность создавать художественно-творческий продукт, основанный на общечеловеческих ценностях, характеризующийся положительным отношением слушателей (зрителей).
Ценностное отношение к искусству у студентов вуза культуры оценивалось по трём уровням: высокому, среднему и низкому. При распределении студентов по уровням ценностного отношения к искусству использовались бальные выражения показателей. Каждому показателю высокого уровня соответствовало 3 балла, среднего - 2 балла, низкого - 1 балл. Уровень ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры складывался из суммы баллов по показателям.
Критерий «знание искусства» связан с показателями: осведомленность о содержании понятия искусства; осведомленность об основных видах и жанрах искусства; осведомленность об основных функциях искусства (для начальной диагностики применялись разработанные нами самостоятельно анкета и тест). Анкета и тест содержат по 12 вопросов: по 4 вопроса на каждый показатель. Высокому уровню оценки ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры соответствовало 3 балла за 4 правильных ответа, среднему - 2 балла за 2 правильных ответа и низкому - 1 балл за 1 правильный ответ.
Критерий «умение воспринимать искусство, оценивать и рассматривать для себя как ценность связан с показателями: готовность (желание) поделиться впечатлениями о воспринятом; оценка произведения искусства с позиций общечеловеческих ценностей, соотнесение общечеловеческих ценностей с личным опытом (для начальной диагностики применялись разработанные нами самостоятельно: анализ продуктов деятельности и метод кейсов). Метод анализа продуктов деятельности, содержание которого предполагает посещение студентами под руководством преподавателя мероприятия (концерт, спектакль) учреждения культуры города, результатом имеет оценку мероприятия с позиций общечеловеческих ценностей. Студентам предлагается написать эссе, осветив в нем ответы на вопросы: 1) понравилось ли Вам произведение искусства, почему; 2) какие общечеловеческие ценности были отражены в произведении искусства, опишите; 3) какие из общечеловеческих ценностей, нашедших отражение в произведении искусства, Вы считаете для себя приоритетными, почему. Показатель «готовность (желание) поделиться впечатлениями о воспринятом» оценивался таким образом: высокий уровень - полные и аргументированные ответы на все вопросы; средний уровень - наличие ответов на все вопросы, но частично отсутствует аргументация; низкий уровень - отсутствие ответов на вопросы. Показатель «оценка произведения искусства с позиций общечеловеческих ценностей» оценивался таким образом: высокий уровень - перечислены названия общечеловеческих ценностей, дана их характеристика; средний уровень - перечислены названия общечеловеческих ценностей, но частично отсутствует их характеристика; низкий уровень - отсутствие названий общечеловеческих ценностей и их характеристик. Показатель «соотнесение общечеловеческих ценностей с личным опытом» оценивался таким образом: высокий уровень - названы общечеловеческие ценности, имеющие приоритетное значение для студента, дано обоснование; средний уровень - названы общечеловеческие ценности, имеющие приоритетное значение для студента, обоснование частично или полностью отсутствует; низкий уровень - отсутствуют названия общечеловеческих ценностей и обоснования. Метод кейсов содержит проблемную ситуацию и перечень вопросов для размышления и обсуждения, нацеленных на
выявление уровня сформированности ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры. Содержание проблемной ситуации сводится к следующему: «Студент вуза культуры Александр М. очень любил создавать хореографические и театральные постановки. Причем, никакой специальной подготовки к занятиям художественной деятельностью у Александра М. не было. Несмотря на это, студент активно участвовал во всех вне-учебных мероприятиях (выставки, конкурсы и др.), предлагая на суд зрителей и жюри свои работы. Каждый раз зрители встречали выступления Александра М. скудными аплодисментами, которые, по преимуществу, были вызваны желанием поддержать своего одногруппника. Об овациях Александру М. приходилось только мечтать. Жюри всякий раз не присуждало Александру М. призовых мест, что, конечно, не могло его не огорчать. Хотя, один раз, Александр М. все же был отмечен специальным призом жюри «За создание художественного образа». С течением времени зрители и жюри начинали демонстрировать безразличие к тому, что презентовал студент, ситуация год от года становилась все более напряженной, но самоуверенность не позволяла Александру М. отказываться от создания хореографических и театральных постановок и от участия во внеучебных мероприятиях вуза». Предлагаемые для размышления и обсуждения вопросы: 1) можно ли считать хореографические и театральные постановки, которые создавал Александр М., произведениями искусства, почему; 2) в чем специфика произведения искусства как продукта художественной деятельности человека; 3) проявилось ли ценностное отношение к созданным художественно-творческим продуктам у студента и зрителей, почему. Метод реализуется посредством письменной работы и следующего за ним устного опроса. Показатель «готовность (желание) поделиться впечатлениями о воспринятом» оценивался таким образом: высокий уровень - полные и аргументированные ответы на все вопросы; средний уровень - наличие ответов на все вопросы, но частично отсутствует аргументация; низкий уровень - отсутствие ответов на вопросы. Показатель «оценка произведения искусства с позиций общечеловеческих ценностей» оценивался таким образом: высокий уровень - при ответах на вопросы приведены примеры общечеловеческих ценностей, раскрыта их сущность; средний уровень - при ответах на вопросы приведены примеры общечеловеческих ценностей, но не раскрыта их сущность или: приведена характеристика общечеловеческих ценностей, но конкретно они не названы; низкий уровень - при ответах на вопросы не приведены примеры общечеловеческих ценностей и отсутствует их характеристика. Показатель «соотнесение общечеловеческих ценностей с личным опытом» оценивался таким образом: высокий уровень - в устном опросе студенты могут назвать общечеловеческие ценности и привести примеры из своей жизни, когда они руководствовались в принятии решений общечеловеческими ценностями; средний уровень - в устном опросе студенты могут назвать общечеловеческие ценности, но привести примеры из своей жизни, когда они руководствовались в принятии решений общечеловеческими ценностями, не могут; низкий уровень - в устном опросе студенты не могут назвать общечеловеческие ценности и не могут привести примеры из своей жизни, когда они руководствовались в принятии решений общечеловеческими ценностями.
Критерий «способность создавать художественно-творческий продукт на основе общечеловеческих ценностей, характеризующийся положительным отношением слушателей (зрителей)» связан с показателями: создание индивидуального и коллективного художественно-творческого продукта; презентация индивидуального и коллективного художественно-творческого продукта слушателям (зрителям), (для начальной диагностики применялся разработанный нами самостоятельно: анализ продуктов деятельности). Студенту предлагается составить педагогическую ситуацию на основе общечеловеческих ценностей, содержанием которой было бы выражение ценностного отношения человека к чему-либо и проанализировать педагогическую ситуацию. Показатель «создание индивидуального и коллективного художественно-творческого продукта» оценивался следующим образом: высокий уровень - студент выполнил задание полностью: составил педагогическую ситуацию на основе общечеловеческих ценностей, содержанием которой стало выражение ценностного отношения к чему-либо; средний уровень - студент выполнил задание частично: составил педагогическую ситуацию на основе общечеловеческих ценностей, содержанием которой стало выражение ценностного отношения
к чему-либо, но не проанализировал её или проанализировал частично; низкий уровень - студент не выполнил задание: не составил педагогическую ситуацию на основе общечеловеческих ценностей, содержанием которой стало бы выражение ценностного отношения к чему-либо или составил педагогическую ситуацию, но содержание её не отражало ценностного отношения к чему-либо. Показатель «презентация индивидуального и коллективного художественно-творческого продукта слушателям (зрителям)» оценивался следующим образом: высокий уровень - студент презентовал слушателям (зрителям) созданный художественно-творческий продукт, проанализировал его; средний уровень - студент презентовал слушателям (зрителям) созданный художественно-творческий продукт, но проанализировал его не в полном объеме или не проанализировал совсем; низкий уровень - студент не презентовал слушателям (зрителям) созданный художественно-творческий продукт.
На этапе начальной диагностики опытно-поисковой работы было выявлено, что большая часть студентов, вовлеченных в исследование, продемонстрировала низкий уровень сформи-рованности ценностного отношения к искусству. Нами был проведен опрос студентов, продемонстрировавших низкий и высокий уровни.
Опрос студентов, продемонстрировавших высокий уровень сформированности ценностного отношения к искусству показал, что студенты занимаются художественной деятельностью (хореографией, театральным искусством и т.д.) с ранних лет, до поступления в вуз культуры посещали учреждения дополнительного образования детей (школа искусств, центр детского творчества), имеют профессиональную подготовку в области художественного творчества по результатам обучения в учреждениях среднего профессионального образования (колледж искусств). Кроме того, студенты являются участниками художественных коллективов, существующих при кафедрах, в составе которых неоднократно становились лауреатами и дипломантами конкурсов и фестивалей различного уровня; следят за репертуаром учреждений культуры города и области и посещают все премьеры. Опрос студентов, продемонстрировавших низкий уровень сформированности ценностного отношения к искусству, показал, что студенты не имеют специальной подготовки к занятиям художественной деятельностью, они не входят в состав художественных коллективов, существующих при кафедрах, главная цель обучения в вузе культуры для них - это получение высшего образования.
Результаты, полученные на этапе начальной диагностики, стали основой для разработки методики формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры. Система разработанных в методике заданий построена на основе общечеловеческих ценностей, понятных всем людям, принимаемых большинством людей, за счет чего: 1) обеспечивается доступность заданий для восприятия широкого круга людей: разных возрастов, социального положения, национальности, уровня профессиональной подготовленности и т.д.; 2) планируется формировать ценностное отношение к искусству.
Методика учитывает содержание критериев сформирован-ности ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры и включает три этапа. 1) Подготовительный, на котором была организована работа, в основном, по восприятию произведений искусства и их оценке: студентам предлагался курс лекций об искусстве, видах, жанрах, функциях искусства, с тем, чтобы вооружить их знаниями об искусстве, кроме этого осмысление нового материала осуществлялось путем заполнения таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал» по Д. Огле и предлагалось задание, заключающееся в поиске высказываний различных авторов, отражающих признаки ценностного отношения к тому или иному виду искусства, необходимо было привести примеры высказываний и перечислить признаки ценностного отношения. Таким образом, на первом этапе методики формировались критерии: «знание искусства» и «умение воспринимать, оценивать и рассматривать для себя искусство как ценность». Система работы со студентами на подготовительном этапе выстроена с учетом педагогического условия «готовность педагога осуществлять гуманистически ориентированное образование». Такой подход позволил транслировать студентам ценностное отношение к искусству в процессе передачи знаний об искусстве, видах, жанрах, функциях искусства и создать ситуацию диалогового общения с целью обмена имеющимися знаниями. 2) Основной, на котором была организована работа по восприятию
произведений искусства, умению их оценивать с позиции общечеловеческих ценностей: осуществлялось знакомство с самодеятельными и профессиональными художественными коллективами вуза, была организована работа по сравнению демонстрируемых студентам художественно-творческих продуктов коллективов вуза с точки зрения фиксации в них конкретных общечеловеческих ценностей путем заполнения таблицы «Концептуальная таблица» и проведена исследовательская беседа, направленная на оценку студентами в качестве зрителей художественно-творческих продуктов самодеятельных и профессиональных художественных коллективов вуза с точки зрения отражения в них общечеловеческих ценностей, необходимых для формирования ценностного отношения к искусству и предлагалось по образцу задания на подготовительном этапе составить педагогическую ситуацию, содержанием которой было бы выражение ценностного отношения студента к вузу культуры посредством обозначения общечеловеческих ценностей, являющихся ориентиром в построении образовательной деятельности вуза данного профиля. Таким образом, на втором этапе методики формировался критерий «умение воспринимать, оценивать и рассматривать для себя искусство как ценность». Система работы со студентами на основном этапе выстроена с учетом педагогического условия «открытость вуза как образовательной системы», в результате чего студентам обеспечена доступность информации об организации деятельности профессиональных (учебных) и самодеятельных коллективов вуза и созданы условия для реализации каждым человеком возможности сформировать отношение к художественно-творческим продуктам коллективов, а также осуществлена работа по организации обратной связи между студентами и сотрудниками вуза культуры с целью установления диалога. 3) Итоговый, на котором была организована работа по созданию индивидуального и коллективного художественно-творческого продукта, отражающего ценностное отношение студентов к искусству и оцениванию его зрителями. Таким образом, на третьем этапе методики формировался критерий «способность создавать художественно-творческий продукт, основанный на общечеловеческих ценностях, характеризующийся положительным отношением слушателей (зрителей)». Система работы со студентами на итоговом этапе выстроена с учетом педагогического условия «развитие форм художественно-творческих мероприятий». Студентам было предложено самостоятельно выбрать форму и реализовать её. Выбор осуществлялся студентами с учетом специфики подготовки по приобретаемой ими специальности/направлению подготовки. Такой подход предопределил реализацию каждым студентом своих способностей. Кроме этого, реализация различных форм привлекла внимание широкого круга студенческой аудитории к восприятию художественно-творческих мероприятий.
Каждый этап включал соответствующие методы и формы работы, необходимые для решения определенных задач. Задачей подготовительного этапа явилось расширение у студентов знания об искусстве, формирование умения воспринимать, оценивать и рассматривать для себя как ценность искусство, где в качестве методов мы остановились на лекции, критическом
Библиографический список
мышлении и анализе продуктов деятельности, а среди форм выбрали рассказ, таблицу и опрос.
Задачей основного этапа была организация работы по восприятию произведений искусства с целью выработать у студентов умения оценивать воспринимаемые произведения искусства с позиций общечеловеческих ценностей и здесь в качестве метода исследования мы остановились на экскурсии, критическом мышлении и анализе продуктов деятельности, а формой выбрали таблицу, исследовательскую беседу и опрос.
Задачей итогового этапа было формирование у студентов умения создавать индивидуальный и коллективный художественно-творческий продукт, основанный на общечеловеческих ценностях, и здесь в качестве метода мы остановились на проектировании, а формой выбрали художественно-творческий продукт.
Причем, в соответствии с содержанием понятия «ценностное отношение к искусству у студентов вуза культуры», учитывалась и специфика художественной деятельности, так, например, на подготовительном и основном этапах за основу принималось вовлечение студентов в репродуктивную деятельность, а на итоговом этапе - в продуктивную.
После реализации разработанной методики на итоговом этапе опытно-поисковой работы был вновь замерен уровень сформированности ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры, содержание замера было тем же, что и на этапе начальной диагностики. Итоговый этап показал, что 81,6% (71 человек) студентов повысили исходный уровень ценностного отношения к искусству, из них: 57,46% (50 человек) перешли с низкого на средний уровень, 24,14% (21 человек) -со среднего на высокий. 18,4% (16 человек) студентов остались на прежнем уровне: 5,75% (5 человек) - на низком и 12,65% (11 человек) - на высоком уровне.
Формирующий этап опытно-поисковой работы и итоговый этап позволили обнаружить положительную динамику в сфор-мированности ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры средствами художественной деятельности. Это проявилось в повышении уровня знаний студентов об искусстве, умении оценивать произведения искусства и способности создавать художественно-творческий продукт, отражающий ценностное отношение к искусству и основанный на общечеловеческих ценностях. Следовательно, реализация данной методики способствует ослаблению роли потребительского отношения к искусству у студентов вуза культуры, повышению уровня художественной культуры выпускника вуза.
Методика может представлять интерес для исследователей, занимающихся вопросами теории и практики профессионального художественного образования. Формирование ценностного отношения к искусству, как личностного образования студентов вуза культуры, построено с учетом возможностей и особенностей художественного вуза. Положительные результаты разработанной методики позволяют говорить о возможности и необходимости продолжения работы в направлении формирования ценностного отношения к искусству в свете идей непрерывного образования на ранних этапах обучения: детская школа искусств-колледж искусств-вуз культуры и искусств.
1. Важенина, С.С. Организация художественной деятельности как средства формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 6.
2. Важенина, С.С. Формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры в контексте усиления воспитательного компонента вузовского образовательного процесса // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 6. - Т. 1.
3. Силласте, Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологические исследования. -1995. - № 10.
4. Щелканова, Е.М. Традиция как основа художественного процесса в современном искусстве Югры / Е.М. Щелканова, С.Б. Верховская // [Э/р]. - Р/д: http://sibac.info/index.php/component/content/article/50-2011-12-21-06-47-43/3156-2012-06-27-03-57-57
5. Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви / сост. А.И. Сухомлинская. - М., 1988.
6. Ахмерова, Д.Ф. Субъект-субъектное взаимодействие студентов и преподавателей в воспитательно-образовательном процессе вуза / / [Э/р]. - Р/д: http://www.school2100.ru/upload/iblock/f9e/f9e423936080f219168c3edfc4c75831.pdf
7. Стукалова, О.В. Высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства: современное состояние и перспективы развития: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 2011.
8. Важенина, С.С. Теоретические основы формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры // Перспективы науки. - 2014. - № 7(58).
9. Бережная, М.С. Творческая самореализация студентов вузов в художественно-творческой деятельности // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». - 2008. - № 1 // [Э/р]. - Р/д: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2008/berezhnaia/ berezhnaia_03-03-2008.htm
10. Назарова, С.И. Гуманитарное воспитание и развитие личности на основе организации интегрированной художественной деятельности // Человек и образование. - 2012. - № 1(30).
11. Важенина, С.С. Потенциал художественной деятельности в формировании ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры // Образование: традиции и инновации: Материалы V междунар. науч.-практ. конф. - Прага, 2014.
12. Важенина, С.С. Роль искусства в воспитании студентов вуза культуры // Электронный научный журнал «UNiVERSUM: психология и образование». - 2014. - № 5-6(6).
Bibliography
1. Vazhenina, S.S. Organizaciya khudozhestvennoyj deyateljnosti kak sredstva formirovaniya cennostnogo otnosheniya k iskusstvu u studentov vuza kuljturih // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2014. - № 6.
2. Vazhenina, S.S. Formirovanie cennostnogo otnosheniya k iskusstvu u studentov vuza kuljturih v kontekste usileniya vospitateljnogo komponenta vuzovskogo obrazovateljnogo processa // European Social Science Journal (Evropeyjskiyj zhurnal socialjnihkh nauk). - 2014. - № 6. - T. 1.
3. Sillaste, G.G. Ehvolyuciya dukhovnihkh cennosteyj rossiyanok v novoyj sociokuljturnoyj situacii // Sociologicheskie issledovaniya. - 1995. -№ 10.
4. Thelkanova, E.M. Tradiciya kak osnova khudozhestvennogo processa v sovremennom iskusstve Yugrih / E.M. Thelkanova, S.B. Verkhovskaya // [Eh/r]. - R/d: http://sibac.info/index.php/component/content/article/50-2011-12-21-06-47-43/3156-2012-06-27-03-57-57
5. Sukhomlinskiyj, V.A. Mudrostj roditeljskoyj lyubvi / sost. A.I. Sukhomlinskaya. - M., 1988.
6. Akhmerova, D.F. Subjhekt-subjhektnoe vzaimodeyjstvie studentov i prepodavateleyj v vospitateljno-obrazovateljnom processe vuza // [Eh/r].
- R/d: http://www.school2100.ru/upload/iblock/f9e/f9e423936080f219168c3edfc4c75831.pdf
7. Stukalova, O.V. Vihsshee professionaljnoe obrazovanie v sfere kuljturih i iskusstva: sovremennoe sostoyanie i perspektivih razvitiya: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 2011.
8. Vazhenina, S.S. Teoreticheskie osnovih formirovaniya cennostnogo otnosheniya k iskusstvu u studentov vuza kuljturih // Perspektivih nauki.
- 2014. - № 7(58).
9. Berezhnaya, M.S. Tvorcheskaya samorealizaciya studentov vuzov v khudozhestvenno-tvorcheskoyj deyateljnosti // Ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal «Pedagogika iskusstva». - 2008. - № 1 // [Eh/r]. - R/d: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2008/berezhnaia/ berezhnaia_03-03-2008.htm
10. Nazarova, S.I. Gumanitarnoe vospitanie i razvitie lichnosti na osnove organizacii integrirovannoyj khudozhestvennoyj deyateljnosti // Chelovek i obrazovanie. - 2012. - № 1(30).
11. Vazhenina, S.S. Potencial khudozhestvennoyj deyateljnosti v formirovanii cennostnogo otnosheniya k iskusstvu u studentov vuza kuljturih // Obrazovanie: tradicii i innovacii: Materialih V mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Praga, 2014.
12. Vazhenina, S.S. Rolj iskusstva v vospitanii studentov vuza kuljturih // Ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal «UNiVERSUM: psikhologiya i obrazovanie». - 2014. - № 5-6(6).
Статья поступила в редакцию 22.07.14
УДК 37.01
Volodina L.O. PEDAGOGICAL PROJECTING OF THE SYSTEM OF FAMILY UPBRINGING VALUES IN MODERN RUSSIA: THE ISSUE OF CONCEPTUALIZATION. Stating this problem is linked to the necessity to explain the following components of pedagogical projecting: targeted, fundamental, and content-based. The purpose of explaining these components is to sort out the revealed mechanisms of developing the system of family upbringing values in the context of historical and pedagogical research.
Key words: system of family upbringing values, pedagogical projecting, conceptual state, concept of pedagogical projecting of the system of family upbringing values in modern Russia, pedagogical ideal of family upbringing in modern Russia.
Л.О. Володина, канд. пед. наук, доц., докторант ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО,
г. Москва, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: К ВОПРОСУ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ
Постановка проблемы связывается с необходимостью обоснования целевого, фундаментального и содержательно-смыслового компонентов педагогического проектирования с целью упорядочения выявленных закономерностей развития системы ценностей семейного воспитания в контексте историко-педагогического исследования.
Ключевые слова: система ценностей семейного воспитания, педагогическое проектирование, концептуальное положение, концепция педагогического проектирования системы ценностей семейного воспитания в современной России, педагогический идеал семейного воспитания в современной России.
В настоящее время одной из задач культурной политики России ставится задача осмысления и формулирования национального идеала. Появление самой идеи духовно-нравственной ориентированности российской цивилизации - свидетельство понимания государственной властью необходимости сохранения в условиях противоречивости информационного пространства единого социокультурного пространства страны.
Анализ первоисточников позволяет говорить о широком спектре духовно-нравственной проблематики в трудах теоретиков и практиков и в целом в исследованиях по духовно-нравственному воспитанию. В данной ситуации научное осмысление системы ценностей семейного воспитания порождается необходимостью концептуального упорядочения составляющих ее содержание духовных и нравственных ценностей как динамических явлений с целью обоснования педагогического идеала семейного воспитания в современной России. И в этом - сущностное определение замысла педагогического проектирования, функциональная значимость которого определена его ролью ло-
гической интеграции инновационных идей как основы решения жизненных педагогических проблем, предопределяющей перспективное развитие педагогических явлений.
В раскрытии обозначенной темы автор обращается к опыту отечественного семейного воспитания в контексте историко-пе-дагогического исследования, позволяющего изучить то, «...чем ты дорожишь как русский, с чем ты сроднился и сжился» (Ю.Ф. Самарин) [1].
История педагогики в отечественной науке получила признание и как наука историческая, ставящая своей целью выявление, накопление и обобщение исторических фактов, и как наука педагогическая, занимающаяся их педагогической интерпретации, формированием историко-педагогического взгляда на динамику педагогической мысли и практики сквозь призму проблематики актуальных задач современной педагогики. Педагогический анализ исторических фактов в аспекте понимания их внутри той культурной эпохи, к которой они относятся, становится отправной точкой теоретического моделирования педаго-