Научная статья на тему 'Методика формирования проектной компетентности будущих педагогов в области информационно-коммуникационных технологий'

Методика формирования проектной компетентности будущих педагогов в области информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / BACHELOR / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / PEDAGOGICAL DIRECTION OF TRAINING / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROJECT COMPETENCE / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / МЕТОДИКА / PROJECT / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Анатольевна, Смирнов Павел Владимирович

Предложены методики формирования проектной компетентности бакалавров будущих педагогов. Среди них выявлены методики выполнения творческих методических проектов на основе использования современных ИКТ, проведения экспертизы результатов проектной деятельности участников образовательного процесса и руководства проектной деятельностью школьников. Обосновано использование предложенных методик в процессе преподавания дисциплин профессиональной подготовки в области ИКТ.The article proposes technologies for forming the project competence of baklaurs future teachers: the methodology of performing creative methodical projects based on the use of modern ICT; methodology for conducting an examination of the results of the project activities of participants in the educational process; method of managing the project activity of schoolchildren. The proposed methods are used in the process of teaching the disciplines of professional training in the field of ICT: Information technology, Workshop on professional activities in the information environment of the educational institution, Distance technologies in the educational process of the school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Светлана Анатольевна, Смирнов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика формирования проектной компетентности будущих педагогов в области информационно-коммуникационных технологий»

ПЕДАГОГИКА

КВАЛИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Э01: 10.25586^Ми.НЕТ.18.05.Р.11 УДК 378.1

С. А. Зайцева,

Шуйский филиал Ивановского государственного университета П. В. Смирнов,

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Шуя Ивановской области

Методика формирования проектной компетентности будущих педагогов в области информационно-коммуникационных технологий

Вводные замечания

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования среди метапредмет-ных результатов освоения учащимися основной образовательной программы средней школы выделено владение учащимися навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности. В профессиональном стандарте педагога в качестве значимых профессиональных умений учителя любого профиля предусмотрено владение методикой организации проектной деятельности учащихся разных возрастных групп. В связи с этим готовность педагога к организации и руководству проектной деятельностью учащихся можно рассматривать как проектную компетентность - одну из значимых составляющих профессиональной компетентности педагога.

Понятие проектной компетентности в отечественной педагогике не является новым. Оно встречается в исследованиях Н. В. Матяш, Ю. А. Володиной, Л. В. Ивановой, И. Ю. Малковой, А. П. Суходимце-вой и др. [3-5]. Под проектной компетентностью бакалавра педагогического направления подготовки мы понимаем мотивированное желание будущего педагога, его готовность и способность к самосто-

© Зайцева С.А., Смирнов П. В., 2018

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

ятельной творческой деятельности по планированию, разработке и реализации собственных проектов, а также к методическому и организационному сопровождению проектов учащихся школ в различных образовательных, научных и социальных сферах [2].

Проектная компетентность студентов вузов - будущих педагогов включает в себя две важные составляющие: собственный опыт проектной деятельности и владение методикой руководства проектной деятельностью других. Для учителя важно не только умение самосто-

ятельно выполнять учебные, творческие и методические проекты, но и способность управлять проектной деятельностью коллектива: подбирать тематику и содержание проектов, распределять обязанности между участниками группы, оценивать как процесс выполнения проекта в соответствии с его этапами и деятельность каждого отдельного учащегося по выполнению проекта, так и результат проектной деятельности.

Мы рассматриваем изучаемые в вузе будущими бакалаврами педагогики дисциплины профессио-

^ АНАТОЛЬЕВНА

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных систем и технологий Шуйского филиала Ивановского государственного университета. Сфера научных интересов: общая педагогика, педагогика высшего образования, методика преподавания информатики. Автор 145 опубликованных научных трудов

нальной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) («Информационные технологии», «Практикум по профессиональной деятельности в информационной среде образовательного учреждения», «Дистанционные технологии в образовательном процессе школы») как базу для приобретения студентами опыта проектной деятельности и основу для формирования их проектной компетентности [1].

Для успешного формирования проектной компетентности будущих бакалавров педагогики в процессе изучения дисциплин профессиональной подготовки в области ИКТ мы разработали и применяем на практике следующие методики:

1) выполнение творческих методических проектов на основе использования современных ИКТ;

2) проведение экспертизы результатов проектной деятельности участников образовательного процесса;

^^^^^^^^^ интересов: педагогика общего среднего образования, методика организации проектной деятельности обучаемых, методика преподавания информатики. Автор 19 опубликованных научных трудов

3) руководство проектной деятельностью школьников. Разберем каждую из этих методик подробнее.

Методика выполнения творческих методических проектов на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий

Выполнение методических проектов с использованием ИКТ предусматривает сотрудничество преподавателей информатики и ИКТ, преподавателей методических дисциплин (методики математики, методики русского языка, методики физической культуры и др.) и педагогов-наставников соответствующих предметов в школах города и района. Оно осуществляется в следующих направлениях.

1. В каждом из перечисленных выше курсов профессиональной подготовки в области ИКТ предусмотрено выполнение студентом методического проекта. Обя-

зательным условием при выборе тематики проекта является его применимость в учебном процессе школы. Руководителем проекта является преподаватель информатики и ИКТ, который ведет дисциплину, а в качестве консультантов привлекаются преподаватели выпускающих кафедр в зависимости от профиля подготовки будущего педагога. Вначале студент выбирает тематику проекта, представляющую собой раздел, тему или отдельное задание к уроку по курсу средней школы, и составляет аннотацию к будущему электронному образовательному ресурсу (ЭОР), который он планирует создать. Затем он согласовывает тему и планируемый ЭОР с педагогом-наставником (представителем работодателя в учебном процессе вуза). Педагог-наставник отвечает за востребованность тематики будущего ЭОР в образовательном процессе школы. Затем студент выбирает содержание ЭОР, определяет его функциональное назначение и подбирает программный инструментарий для его создания. При выполнении проекта студент может обратиться за консультацией по содержанию к преподавателю методической дисциплины, по технической реализации -к преподавателю информатики и ИКТ. Оценка за выполненный студентом проект имеет три характеристики:

- методическую (соответствие содержанию, творческий подход, правильный подбор методов, форм и средств);

- техническую (выбор оптимальной среды разработки, удобство интерфейса, функциональность, эргономичность, модифицируемость, вариативность);

- практическую (востребованность в школе, оригинальность, положительная оценка практикующих учителей, наличие понятных инструкций по эксплуатации и др.).

2. Каждый студент бакалавриата за время обучения выполняет как

Предложены методики формирования проектной компетентности бакалавров - будущих педагогов. Среди них выявлены методики выполнения творческих методических проектов на основе использования современных ИКТ, проведения экспертизы результатов проектной деятельности участников образовательного процесса и руководства проектной деятельностью школьников. Обосновано использование предложенных методик в процессе преподавания дисциплин профессиональной подготовки в области ИКТ.

Ключевые слова: бакалавр, педагогическое направление подготовки, проектная компетентность, электронный образовательный ресурс, методика.

The article proposes technologies for forming the project competence of baklaurs - future teachers: the methodology of performing creative methodical projects based on the use of modern ICT; methodology for conducting an examination of the results of the project activities of participants in the educational process; method of managing the project activity of schoolchildren. The proposed methods are used in the process of teaching the disciplines of professional training in the field of ICT: Information technology, Workshop on professional activities in the information environment of the educational institution, Distance technologies in the educational process of the school.

Key words: bachelor, pedagogical direction of training, project, project competence, electronic educational resource, technology.

минимум одну курсовую работу по методике. Обязательным компонентом данной работы являются практические материалы, часть которых представляет собой ЭОР. В этом случае преподаватель информатики и ИКТ привлекается к руководству курсовой работой в качестве консультанта. При этом проверка на практике работоспособности созданных студентом ЭОР является обязательной. Ее результат педагог оформляет в виде оценки в дневнике педагогической практики, а также в виде отчета по применимости продукта в приложении к курсовой работе.

Методика проведения экспертизы результатов проектной деятельности участников образовательного процесса

Для успешной реализации собственных проектов и организации проектной деятельности учебного коллектива будущему педагогу необходимо уметь оценивать готовые проекты. В нашем случае рассматриваются те проекты, которые включают в себя создание цифровых программных продуктов. Формирование у студентов умений оценивать результаты проектной деятельности проходит в несколько этапов.

1. На занятиях по информационным технологиям по теме «Электронные образовательные ресурсы» предусмотрено задание по составлению оценочной таблицы подобранных преподавателем ЭОР. В числе оцениваемых ЭОР выступают тесты, электронные учебники, дидактические игры, дидактические таблицы и пособия, которые изготовлены студентами старших курсов или найдены в сети Интернет.

2. В процессе презентации проектных работ (защита проектов) на занятиях по дисциплинам профессиональной подготовки в области ИКТ предусмотрена оценка выполненных проектов всеми однокурсниками.

3. Во время учебной и производственных практик предусмотрено руководство со стороны студентов проектными работами учащихся. При этом студенты включаются в число экспертов, осуществляющих оценку качества ученических проектов.

Характеристика каждого отдельного электронного ресурса составляется отдельно отдельно по следующей схеме.

Прежде всего дается технологическая характеристика электронного ресурса (ЭР): средства создания; условия доступа к средствам разработки; необходимые аппаратные и программные требования к использованию ЭР; возможность нормального функционирования средства в требуемых средах, в сетевом режиме, в сочетании с другими программами и ресурсами; корректность использования современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий; надежность, устойчивость в работоспособности, устойчивость к дефектам; наличие и качество защиты от несанкционированных действий; простота,

надежность эксплуатации; дружественность работы инсталлятора (если наличие инсталлятора предусмотрено); работоспособность всех заявленных функций и возможностей ЭР; скорость отклика на запросы пользователей; эрго-номичность.

Если разработанный электронный ресурс имеет учебное назначение, то помимо технической характеристики дается также его психолого-педагогическая характеристика: учебный предмет и тема, для которой создан ЭОР; цели и область применения ЭОР; педагогическая целесообразность эксплуатации ЭОР в рамках планируемой методической системы обучения; методическая состоятельность ЭОР; степень соответствия аналогичным средствам информатизации образования.

Методика руководства проектной деятельностью школьников

Студенты прикладной формы бакалавриата педагогического направления подготовки привлечены к практической деятельности

1. Учитель руководит проектом и определяет его цель и направление. Он создает условия для работы над проектом учащимся и студентам, осуществляет необходимое консультирование во время работы над проектом, участвует в оценке выполненного проекта.

2. Студент на собственном примере демонстрирует учащимся варианты реализации проекта, помогает учащимся в сборе и обработке информации, оказывает техническую помощь педагогу и учащимся, помогает педагогу в руководстве проектом и оценке деятельности каждого отдельного участника проектной деятельности.

3. Учащийся определяет проблематику проекта, на основе взаимодействия с учителем и студентами намечает пути реализации задуманного проекта, осуществляет сбор информации для проекта, выполняет намеченные задания, оформляет проект и защищает его.

Описанные методики по формированию проектной компетентности будущих педагогов продемонстрировали свою результативность в процессе проведения педагогического эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева С.А., Смирнов П.В. Интеграция дисциплин информационной подготовки и педагогической практики как важное условие формирования проектной компетентности будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 50-52.

2. Зайцева С.А, Смирнов П.В. Проектная компетентность современного учителя // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых «Университет - новой школе»: сб. материалов IX Междунар. науч. конф. Шуя, 2016. С. 40-45.

3. Иванова Л. В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Науковедение: интернет-журн. 2014. № 4 (23). С. 37. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/37PVN414.pdf

4. Ионова Ю.В. Измерение качества сформированности проектной компетентности бакалавров менеджмента // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2017. Т. 9. № 3. С. 85-96.

5. Матяш Н.В., Володина Ю.А. Методика оценки проектной компетентности студентов // Психологические исследования. 2011. № 3 (17). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/488-matyash-volodina17.html

LITERATURA

1. Zajceva S.A, Smirnov P. V. Integraciya disciplin informacionnoj podgotovki i pedagogicheskoj praktiki kak vazhnoe uslovie formirovaniya proektnoj kompetentnosti budushchego pedagoga // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. № 3. S. 50-52.

2. Zajceva S.A, SmirnovP. V. Proektnaya kompetentnost' sovremennogo uchitelya // Shujskaya sessiya studentov, aspirantov, pedagogov, molodyh uchenyh «Universitet - novoj shkole»: sb. materialov. IX Mezhdunar. nauch. konf. Shuya, 2016. S. 40-45.

3. Ivanova L. V. Proektnaya deyatel'nost' kak osnova razvitiya proektnoj kompetentnosti uchitelya // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2014. № 4 (23). S. 37. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/37PVN414.pdf

4. lonova Yu. V. Izmerenie kachestva sformirovannosti proektnoj kompetentnosti bakalavrov menedzhmenta // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2017. T. 9. № 3. S. 85-96.

5. Matyash N. V., Volodina Yu. A. Metodika ocenki proektnoj kompetentnosti studentov // Psihologicheskie issledovaniya. 2011. № 3 (17). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/488-matyash-volodina17.html

Как сформировать информационно-коммуникационную компетентность?

в школе с первого года обучения в рамках лабораторных занятий по дисциплинам профессиональной подготовки в области ИКТ, педагогическим и методическим дисциплинам. В процессе выполнения лабораторных работ студенты выступают в роли тьюторов для уча-

щихся и оказывают помощь практикующим педагогам в руководстве исследовательской и проектной деятельностью школьников. В ходе реализации проектной деятельности каждый из участников образовательного процесса выполняет определенную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.