нического потенциала необходимо особое внимание уделить направлениям научных исследований Россельхозакадемии. Научный потенциал АПК распределен по территории страны неравномерно. Около 42,3% научных организаций располагаются в центральном экономическом районе. На втором месте Северо-Кавказский экономический район (около 34%). От 7 до 10% организаций находятся в поволжском и Западно - Сибирском экономических районах. Во всех остальных районах располагается только 5% научных организаций.
Определенный интерес представляет анализ распределения организаций РАСХН по направлениям исследований. Около половины научных учреждений занимаются проблемами земледелия и растениеводства. В то же время исследования в сфере экономики и управления проводят только около 6% организаций. По нашему мнению, в условиях рыночной экономики такое соотношение не соответствует стоящим перед аграрной наукой задачам.
Аграрная наука как система является частью всего агропромышленного комплекса, который в свою очередь является органической составной частью всего хозяйственного комплекса страны. Для раскрытия основных характеристик научного обеспечения АПК необходимо рассмотреть приоритетные направления исследований. Нами выделены исследования в области растениеводства и земледелия, животноводства, механизации и электрификации, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Все эти направления направлены на технологические инновации. Направление исследований по экономике и управлению связано, в основном, с организационными
Библиографический список
инновациями и обеспечивает внедрение технологических инноваций, повышает их эффективность. Поэтому экономическое направление является связующим блоком.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что уровень финансирования, его оптимальная достаточность являются решающим условием и фактором эффективного функционирования научно-технического потенциала сельского хозяйства. Этот уровень должен быть таким, который бы позволил успешно решать поставленные задачи перед аграрной наукой. Он является главнейшим элементом механизма ее функционирования, а его количественное выражение должно ограничиваться и соответствовать тем определенным пропорциям, которые установлены научно-технической политикой государства. В дальнейшем при сохранении многообразия источников финансирования должен быть сохранен приоритет финансирования из государственного бюджета при целевой ориентации использования выделенных средств. Средства должны выделяться не столько институтам, сколько под выполнение определенных научно-технических программ и решение отдельных проблем. В то же время необходимо часть ресурсов перебросить с технологических инноваций на разработку и внедрение институциональных и организационных инноваций, то есть в сферу экономики и управления.
Таким образом, аграрная наука при государственной поддержке должна стать основой научно-технического потенциала в обеспечении инновационного развития агропромышленного комплекса ведущих сельскохозяйственных регионов страны и в целом аграрного сектора экономики.
1. Палий, Т.И. Отраслевые и региональные особенности управления инновационной деятельностью в АПК / Т.И. Палий, Ю.И. Жевора / / Техника в сельском хозяйстве. - 2011. - № 6.
2. Жевора, Ю.И. Направления повышения инновационной активности в АПК / Ю.И. Жевора, Д.С. Донецкий // Вестник университета (ГУУ). - 2011. - № 15.
3. Жевора, Ю.И. Механизм стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве / Ю.И. Жевора, Д.С. Донецкий // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2011. - № 4.
Bibliography
1. Paliyj, T.I. Otraslevihe i regionaljnihe osobennosti upravleniya innovacionnoyj deyateljnostjyu v APK / T.I. Paliyj, Yu.I. Zhevora // Tekhnika v seljskom khozyayjstve. - 2011. - № 6.
2. Zhevora, Yu.I. Napravleniya povihsheniya innovacionnoyj aktivnosti v APK / Yu.I. Zhevora, D.S. Doneckiyj // Vestnik universiteta (GUU). -2011. - № 15.
3. Zhevora, Yu.I. Mekhanizm stimulirovaniya innovacionnoyj deyateljnosti v seljskom khozyayjstve / Yu.I. Zhevora, D.S. Doneckiyj // Vestnik Stavropoljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 4.
Статья поступила в редакцию 26.10 12
УДК 330.311
Kazakov M. ADDITIONAL DIAGNOSTIC TECHNIQUE Of QUALITATIVE PARAMETERS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF LOCAL AREAS. In the article the analytical capabilities of the proposed methodological approach for the additional diagnosis of qualitative parameters of socio-economic development of the territories. Key words: local, socio-economic development, diagnostic instruments.
М.Ю. Казаков, докторант каф. экономики и технологий управления ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
В статье рассмотрены аналитические возможности предложенного методического подхода к проведению дополнительной диагностики качественных параметров социально-экономического развития территорий.
Ключевые слова: локальные территории, социально-экономическое развитие, диагностический инструментарий.
В процессе исследования проблемных территорий неизбежно возникает проблема дополнительной дифференциации идентифицированных локалитетов по степени «тяжести» проявления стагнационных процессов. Диагностика параметров социально-экономического развития, наряду со статистическими методами, требует включения качественных параметров депрессивного состояния, которые, как правило, являются трудно формализуемыми [1].
Диагностика качественных параметров депрессивного состояния локальных территорий осложняется рядом методических проблем. Во-первых, необходимо выбрать способ оценки,
исходя из того, что большинство качественных параметров являются трудно формализуемыми. Во-вторых, следует произвести отбор наиболее релевантных качественных параметров депрессивного состояния территории. В-третьих, необходимо, в случае применения экспертных методов, определиться с фокус-группой экспертов и её составом. В-четвертых, необходимо разработать порядок экономической интерпретации полученных экспертных оценок.
Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым обратиться к инструментарному аппарату экспертных методов оценки, позволяющих составить комплексное видение проблемати-
ки на основе получения частных экспертных мнений от специалистов с высоким уровнем компетентности и предикаторности.
При этом в качестве экспертов целесообразно использовать государственных и муниципальных служащих, пребывающих на государственной и муниципальной гражданской службе не менее 5 лет, население, проживающее на оцениваемой территории не менее 10 лет, представителей бизнес-среды локалите-тов, имеющих средний и крупный бизнес, функционирующий не менее 10 лет.
Для отбора релевантных качественных параметров депрессивного состояния территорий можно предложить методический подход, предусматривающий реализацию процедур экспер-тно-скорингового DEPRESS-анализа (авт.). Применение авторского инструментария позволяет получить интегральные и частные характеристики глубины и природы возникновения кризисного состояния локальных территорий. DEPRESS-анализ - это
абрривиатура оценочных областей экспертно-скоринговой оценки качественных параметров: D - демография, Е - экономика, Р - политико-административная система, R - ресурсная база, Е - экология, S - социальная сфера, S - сервис (инфраструктура). Данные оценочные области были нами выбраны по следующим основаниям. Оценка демографических процессов позволяет выявить степень благоприятности условий локальной территории для воспроизводства населения. Оценка качественных параметров развития экономики способствует идентификации экономического потенциала территории. Рассмотрение политико-административной системы предоставляет возможность понять особенности институциональной среды функционирования локалитетов. Получение экспертных оценок в контексте рассмотрения качественных параметров ресурсной базы позволяет оценить природно-ресурсный потенциал развития территории, обеспеченность реализации стратегических программ её развития.
Таблица 1
Перечень качественных параметров оценки депрессивного состояния территорий в соответствии с оценочными
областями DEPRESS-анализа
Оценочная область Качественные параметры депрессивного состояния
D 1. Удовлетворенность условиями для воспроизводства населения
2. Деятельность органов власти по реализации демографической и миграционной политики
E 1. Удовлетворенность условиями ведения экономической деятельности
2. Наличие стратегии развития секторов локальной экономики
P 1 .Стабильность функционирования административной системы
2. Деятельность по совершенствованию системы управления территорией
R 1. Удовлетворенность уровнем ресурсной обеспеченности
2. Адекватность реализуемой ресурсной политики
E 1. Уровень экологического комфорта
2. Действия по рациональному природопользованию и сохранению экологического баланса
S 1. Уровень социальной защиты и общественной безопасности населения
2. Оценка деятельности органов управления по обеспечению социальных прав и безопасности населения
S 1. Уровень обеспеченности инфраструктурно-сервисными объектами
2. Оценка действий по инфраструктуризации и сервизации экономики
Качественные параметры депрессивного состояния Муниципальные районы
Андропо вский Арзгир ский Левокум ский Степнов ский Туркменский
D 1. Удовлетворенность условиями для воспроизводства населения 3,2 2,8 2,2 1,9 2,2
2. Деятельность органов власти по реализации демографической и миграционной политики 2,1 1,2 2,2 2,8 2,1
E 1. Удовлетворенность условиями ведения экономической деятельности 1,9 1,7 3,1 2,0 2,5
2. Наличие стратегии развития секторов локальной экономики 2,3 1,9 2,8 2,2 1,9
P 1 .Стабильность функционирования административной системы 1,2 2,6 3,6 2,8 2,7
2.Деятельность по совершенствованию системы управления территорией 1,9 3,0 2,1 2,6 1,4
R 1 .Удовлетворенность уровнем ресурсной обеспеченности 3,8 2,4 2,5 2,1 1,6
2.Адекватность реализуемой ресурсной политики 3,2 1,7 2,4 1,3 1,4
E 1. Уровень экологического комфорта 3,3 1,4 2,0 2,2 1,1
2.Действия по рациональному природопользованию и сохранению экологического баланса 1,4 1,1 2,1 1,8 1,9
S 1. Уровень социальной защиты и общественной безопасности населения 2,5 2,4 3,8 1,1 3,0
2.Оценка деятельности органов управления по обеспечению социальных прав и безопасности населения 1,6 3,6 3,4 2,0 3,1
S 1 .Уровень обеспеченности инфраструктурно - сервисными объектами 3,3 2,1 2,9 2,3 3,7
2.Оценка действий по сервизации и инфраструктуризации экономики 2,2 1,8 3,8 1,9 1,6
Итого баллов 33,9 29,7 38,9 29 30,2
Максимальное количество баллов 70 70 70 70 70
Индекс локальной депрессивности 0,48 0,42 0,56 0,41 0,43
Таблица 2
Расчет индекса локальной депрессивности выделенных территорий на основе экспертно-скоринговой оценки качественных параметров депрессивного состояния (DEPRESS-анализ)
Экологические, социальные и сервисно-инфраструктурные параметры оценки включены по причине системообразующей роли данных аспектов развития территории в формировании комфортного пространства для населения [2]. Далее нами для каждой оценочной области обоснованы соответствующие качественные параметры, причем первый из них отражает оценку экспертами существующей ситуации, а второй показывает деятельность органов управления территорией по соответствующему параметру, ориентированную на перспективу (таблица 1). Данный подход к формированию перечня качественных параметров оценки депрессивного состояния территорий позволяет учесть не только текущую ситуацию, но и тренды будущих социально-экономических трансформаций.
В качестве объекта исследования нами взяты муниципальные районы Ставропольского края, традиционно относящиеся к депрессивным. При этом каждый район оценивался соответствующими экспертами обособленно от других. По каждому качественному параметру экспертом выставлялась оценка в соответствии со шкалой стандартной значимости, где 1 - очень плохо, 2 - плохо, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 - отлично. Затем вычислялся средний набранный балл по каждому качественному параметру с учетом количества экспертов в соответствующем районе.
В исследовании получены средние экспертные оценки по каждому параметру. Это позволило определить предложенный нами индекс локальной депрессивности территории, представляющего собой отношение фактически набранных экспертных оценок обоснованных качественных параметров к максимально возможному (таблица 2).
Введение в систему расчетов индекса локальной депрессив-ности позволяет выявить степень и глубину проявления депрессивных явлений в развитии локальных территорий. Учитывая от-
Библиографический список
носительно низкую трудоемкость получения, его целесообразно использовать для проведения межтерриториальных сопоставлений. Кроме того, частные экспертные оценки наглядно позволяют выявить природу локальной депрессивности, то есть идентифицировать причинную обусловленность территориальных кризисных явлений и процессов, детерминируемых особенностями оценочных областей. Проведенная оценка позволила разграничить депрессивные территории на 3 типологические группы по значению индекса локальной депрессивности (Id): I - группа критически депрессивных (КД) территорий (Id d" 0,33), II - группа средне-депрессивных (СрД) территорий (0,34d" Id d" 0,66) и III - группа слабодепрессивных (СЛД) территорий (Id e"0,67) [4].
Это позволяет формировать адаптивную региональную и муниципальную политику по отношению к различным типам депрессивных территорий [2].
Полученные экспертные оценки и вычисленный на их основе коэффициент локальной депрессивности позволяют сделать вывод о том, что все исследуемые локальные территории Ставропольского края с признаками депрессивного состояния, относится к группе среднедепрессивных локалитетов. Их индивидуальные индексы локальной депрессивности варьируются от 0,41 в Степеновском районе до 0,56 в Левокумском. Отсутствие резких «всплесков» уровня локальной депрессивности объясняется в данном случае примерно одинаковыми природно-климатическими условиями функционирования экономики и социальной сферы данных территорий.
Таким образом, предложенный нами инструментарий DEPRESS-анализа, являясь относительно нетрудоемким методом получения дополнительной информации о степени депрес-сивности территорий по комплексу качественных параметров, позволяет провести дополнительную диагностику территорий по уровню социально-экономического развития.
1. Бобрышев, А.Н. Развитие социальной сферы региональных «полюсов роста» на основе активации механизмов частно-государственного партнерства / А.Н. Бобрышев, М.Ю. Казаков // Kant. - 2011. - № 2.
2. Казаков, М.Ю. Концептуальные основы мониторинга социально-экономического развития региона / А.Н. Бобрышев, М.Ю. Казаков // Kant. - 2011. - № 2.
Bibliography
1. Bobrihshev, A.N. Razvitie socialjnoyj sferih regionaljnihkh «polyusov rosta» na osnove aktivacii mekhanizmov chastno-gosudarstvennogo partnerstva / A.N. Bobrihshev, M.Yu. Kazakov // Kant. - 2011. - № 2.
2. Kazakov, M.Yu. Konceptualjnihe osnovih monitoringa socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona / A.N. Bobrihshev, M.Yu. Kazakov // Kant. - 2011. - № 2.
Статья поступила в редакцию 28.10.12
УДК 331.101.26
Kulik N.I. THE LABOUR MARKET DEVELOPMENT PARTICULAR FEATURES IN THE AREAS OF LEADING ECONOMIC GROWTH OF CHUKOTSKII AUTONOMOUS REGION. The article contains the investigation of labour market development particular features in the areas of leading economic growth of Chukotskii autonomous region, focused on the development of large-sized mineral fields, and the measures proposed for its further regulation. The specific aspects of labour relations in the indicated areas are studied.
Key words: labour market, areas of leading economic growth, labour relations, Chukotskii autonomous region.
Н.И. Кулик, науч. сотрудник Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН, г. Анадырь, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В ЗОНАХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУКОТСКОГО АО
В статье исследуются особенности развития рынка труда в зонах опережающего экономического роста Чукотского АО, ориентированных на разработку крупных месторождений полезных ископаемых, и предлагаются меры по его дальнейшему регулированию. Анализируется специфика трудовых отношений в указанных зонах.
Ключевые слова: рынок труда, зоны опережающего экономического развития, трудовые отношения, Чукотский АО.
Развитие рынка труда в субъектах Российской Федерации напрямую зависит от особенностей социально-экономического развития того или иного региона. В 2005 году, на основе анализа международного опыта управления северными территориями и с учетом уникальных особенностей и конкурентных преимуществ региона, в Чукотском АО была разработана Страте-
гия развития региона до 2020 года. Новый сценарий социально-экономического развития Чукотского АО предполагал разнопо-лярные направления развития территории: активное промышленное освоение и наращивание производственного потенциала при параллельном совершенствовании и поддержке традиционных секторов экономики в интересах коренных народов