Бюджетирование
МЕТОДИКА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
О.А. АЛЕКСАНДРОВ, кандидат экономических наук, доцент Московской финансово-юридической академии
Методика бюджетирования в общем виде приведена в большинстве источников экономической литературы и содержит стандартные процедуры формирования как генерального, так и операционного бюджетов.
В то же время методики бюджетирования, предлагаемые подавляющим большинством ученых, ориентированы на производственные предприятия и носят в некоторой степени упрощенный характер, поскольку не учитывают отраслевых особенностей промышленных организаций.
Автор разработал методику бюджетирования на основе анализа многочисленных учебно-практических и научных разработок в области планирования, управленческого учета, бюджетирования, адаптированную для торговых организаций независимо от масштаба их деятельности и сферы торговли (оптовая, розничная торговля, посреднические организации).
Бюджетирование торговых организаций следует разделить на три этапа:
1) формирование операционного бюджета путем составления различных бюджетов в строгой последовательности;
2) построение генерального бюджета торговой организации на основе сбора и обобщения укрупненных финансово-экономических показателей;
3) проведение бюджетного анализа в целях выявления отклонений фактически достигнутых показателей от заданных параметров
и разработки практических рекомендаций по совершенствованию бюджетирования. В рамках первого этапа формируется операционный бюджет торговой организации на основе разработки бюджета продаж. Такой подход объясняется зависимостью большинства показателей (объем товарных запасов, величина издержек обращения, прибыль, рентабельность и др.) от величины товарооборота или продаж. Этой стадии предшествует подготовительная работа, включающая исследование товарного рынка, определение динамики спроса и предложения, выбор и анализ потенциальных покупателей, отбор каналов сбыта и многие иные мероприятия в области маркетинга. Поэтому очевидна необходимость сотрудничества бухгалтера-аналитика, менеджеров и маркетологов, специалистов по сбыту товаров.
Бюджет продаж, как отмечают В. Э. Керимов, В. Б. Ивашкевич, Е. В. Иванова и другие экономисты, формируется как сверху вниз на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и снизу вверх с учетом объема потребностей на виды товаров [1 — 3]. При этом основным источником информации являются данные об объемах потребностей покупателей в натуральных и стоимостных показателях отдела маркетинга (отдела сбыта).
Далее приведена предлагаемая форма бюджета продаж (розничного товарооборота), в целях упрощения рассмотренная на примере реализации нескольких видов товаров (табл. 1).
Таблица 1
Бюджет продаж (за апрель 2005 г.)
Наименование товара Стоимость, руб. Объем розничного товарооборота
Количество, шт. Стоимость, руб.
Дискеты 15 100 1 500
Принтеры 7 000 6 42 000
Ксероксы 4 500 12 54 000
Бюджетирование
5 (86) - 2007
В приведенной форме бюджета отражены фактические показатели, не сравниваемые с планируемыми (прогнозными), поэтому такой бюджет может быть использован как статичный вариант предоставления информации о продажах товаров. Естественно, в этом виде бюджет не представляет инструмента анализа и контроля продаж, позволяющего разработать предложения по увеличению сбыта товаров, оптимизации продаж в различных сегментах рынка и т.д. Другая форма бюджета продаж, ориентированная на бюджетный анализ, представлена в материале, посвященном его методике бюджетирования.
Затем определяется бюджет товарных запасов, который служит информационной базой бюджетов закупок, трудовых затрат и условно-переменных издержек обращения. Подчеркнем, что бюджет товарных запасов должен строиться с учетом нормирования ресурсов и лимитов остатков товаров в каждом конкретном предприятии. Традиционно в отечественной практике управления оборотными запасами товарный запас делится на три части: текущая, подготовительная и страховая части. Вместе с тем, как пишет видный практик в области нормирования оборотных средств Р. А. Радионов, сегодня пропагандируются зарубежные логистические методы управления запасами, абсолютно не адаптированные под сложившуюсю практику нормирования товарных запасов в российских предприятиях.
Возвращаясь к процессу формирования бюджета товарных запасов, отметим, что данный бюджет отражает расчет потребности торговой организации в товарах на определенный период, скорректированный на отклонения. Ниже представлена взаимосвязь товарооборота и товарных запасов в виде балансовой формулы: Т + П = РТО + Т ,
зн эк'
где Тзн, Тзк — объем товарных запасов на начало и конец отчетного периода (месяца, квартала и т. д.);
П — объем закупок товаров;
РТО — величина розничного товарооборота (в оптовых организациях — оптового товарооборота).
Товарные запасы, рассчитанные на удовлетворение спроса покупателей, в определенных случаях должны превышать объем розничного товарооборота (например, если спрос на товары превышает предложение) в средних, и особенно в крупных торговых организациях. Спланированная величина товарных запасов позволит, с одной стороны, организовать бесперебойную торговлю, а с другой — не вызовет замораживания товарной массы и падения спроса.
Специалисты выделяют факторы, влияющие на величину товарных запасов:
> объем и структура розничного товарооборота;
> баланс спроса и предложения на товарном рынке;
> порядок организации снабженческой деятельности;
> уровень цен и их динамика;
> физико-химические свойства товаров, влияющие на длительность хранения;
> состояние материально-технической базы торговой организации и др. [1, 4].
В теории и практике управления товарными запасами используются различные способы их планирования, которые разделяются на статистические, технико-экономические и экономико-математические.
Наиболее простыми способами планирования, не требующими математической подготовки и больших трудовых затрат, являются статистические способы, в том числе абсолютные и относительные показатели. Абсолютными показателями выступают объем розничного товарооборота, общая стоимость товарных запасов и т. д. К относительным показателям относится уровень товарных запасов в днях оборота, рассчитываемый в виде соотношения объема товарных запасов на установленную дату и однодневного товарооборота.
Данный коэффициент свидетельствует об обеспеченности товарными запасами процесса торговли в организации и характеризует число дней, на которое рассчитан планируемый объем товарных запасов.
На величину товарных запасов влияет товаро-оборачиваемость, отражающая интенсивность их использования в сфере обращения. Товарообора-чиваемость определяется по формуле: О = З / Т,
с ' о'
где О — товарооборачиваемость, дни;
Зс — средний товарный запас за период; То — однодневный товарооборот. Как отмечалось ранее, в состав операционного бюджета включаются бюджет закупок и бюджет товарных запасов. Их разделение целесообразно в бюджетировании хозяйственной деятельности крупных торговых организаций, где есть потребность в расчетах больших объемов товарных запасов, определении бюджетов закупок по центрам ответственности (по магазинам, лоткам и пр.).
В средних торговых организациях эти бюджеты следует объединить в сводный бюджет закупок товаров (товарной продукции). Пример сводного
Таблица 2
Сводный бюджет закупок и товарных запасов ОАО «Матрица»
№ Показатель Наименования товарных групп Итоговая
п/п Дискеты Картриджи Кардридеры сумма
1 Объем товарных запасов на конец отчетного периода (года) 1 500 560 240 2 300
2 Объем розничного товарооборота 18 000 400 000 44 000 462 000
3 Прочее выбытие товаров (лом, бой) - 3 000 - 3 000
4 Величина потребности в товарах 19 500 403 560 44 240 467 300
5 Объем товарных запасов на конец отчетного периода (года) 1 040 230 195 965
6 Величина закупки товаров 18 460 403 330 44 045 465 835
бюджета закупок и товарных запасов ОАО «Матрица» приведен в табл. 2.
Следующим этапом бюджетирования в торговых организациях является определение бюджетов условно-постоянных и условно-переменных издержек обращения.
Наибольшую трудность при формировании названных бюджетов вызывает, на взгляд автора, экономически обоснованное разделение совокупности издержек обращения на условно-постоянные и условно-переменные издержки.
Замечу, что во многих учебниках, учебных пособиях по экономике, экономическому анализу, финансам организаций, бухгалтерскому учету издержки обращения носят названия «постоянные» и «переменные». Однако сами авторы указывают на условность такого деления. Так, В. А. Чернов, рассматривая методику анализа издержек обращения, пишет: «.. .Деление издержек на переменные и постоянные условно, так как в определенных случаях переменные затраты могут стать постоянными, а постоянные — переменными» [5].
Вместе с тем большинство торговых организаций нуждается в четкой градации массы издержек обращения на две группы — условно-постоянные и условно-переменные издержки обращения, логически и экономически обоснованные с позиции влияния на формирование себестоимости товарной продукции (товаров).
Группировку следует осуществлять на основе Методических рекомендаций по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли, утвержденных Комитетом по торговле РФ и Минфином России 20.04.1995 № 1-550, 32-2. Сразу оговоримся, что данный документ используется в целях управленческого учета и анализа, не подменяя Налогового кодекса, установившего собственный перечень прямых и косвенных затрат в целях налогообложения. Поэтому эта классификация
преследует цель выявления резервов минимизации издержек обращения на основе управленческого анализа, методология и методика которого рассмотрены далее.
Анализ практики учета издержек обращения в исследованных торговых организациях, их анализа и планирования позволил выделить из совокупности издержек обращения следующие виды условно-постоянных издержек обращения, расположенные по степени их значимости:
1) расходы на оплату труда;
2) отчисления на социальные нужды;
3) амортизация основных средств и нематериальных активов;
4) расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров;
5) потери товаров и технологические отходы;
6) расходы по эксплуатации инвентаря и хозяйственных принадлежностей1.
Данная группировка явно противоречит разделению издержек обращения на условно-постоянные и условно-переменные, представленному В. А. Черновым в интересном и качественном учебном пособии, посвященном экономическому анализу в торговле2.
Поскольку позиция д. э. н. В. А. Чернова отражает научные взгляд школы, сложившейся в Российском государственном торгово-экономическом университете, внесшей огромный вклад в развитие бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита в торговле, считаю необходимым обосновать позицию относительно приведенной группировки издержек обращения.
В основе указанной группировки лежит действие фактора постоянного наличия определенных издержек в составе себестоимости, а также
1 Названия издержек обращения, за некоторым исключением, даются в трактовке указанных Методических рекомендаций.
2 Чернов В. А. Экономический анализ. — М.: Финансы и статистика, 2005.
логические рассуждения относительно роста или снижения издержек обращения из-за снижения интенсивности торговой деятельности. Этот принципиально новый подход отличается от сложившегося разделения издержек обращения в зависимости от увеличения объема продаж (производства).
Введение этого фактора — присутствие тех или иных издержек обращения в торговой организации — позволяет затем осуществить их деление по исторически обусловленной зависимости от темпов роста или снижения товарооборота.
Дополнительным аргументом в пользу применения названного признака классификации являются приведенные О. Д. Кавериной результаты поведения затрат в европейских странах и Японии. Согласно ее данным, практически все издержки обращения, отнесенные автором к условно-постоянным издержкам, аналогичным образом включены в состав тех же издержек.
На основе предложенного перечня статей условно-переменных издержек обращения формируется соответствующий бюджет, структура которого в значительной мере определяется направлениями использования (управление, контроль, анализ). В настоящее время отсутствуют типовые формы бюджетов условно-переменных и условно-постоянных издержек обращения, в связи с чем представленный далее бюджет носит рекомендательный характер и может быть трансформирован в зависимости от целей управления (табл. 3).
Приведенный формат бюджета условно-постоянных издержек обращения дает возможность подсчета их суммы как по каждому товару, так и их суммы по определенной статье издержек обращения по всем товарам. Рассмотренный бюджет имеет статичный характер, поэтому в целях экономического анализа его необходимо расширить на счет включения граф «Величины отклонений фактических издержек от нормативных (плановых)», «Причины отклонений», «Виновники отклонений», «Мероприятия по устранению отклонений».
Кроме того, издержки рекомендуется «привязать» к их местам возникновения. Это позволит повысить персональную ответственность за планирование, учет и контроль затрат во всех центрах ответственности и будет способствовать оптимизации ценообразования торговой организации.
Рассматривая группу условно-переменных издержек обращения, отметим ее более широкий состав и значимость в экономическом анализе как инструмента минимизации себестоимости товаров (товарной продукции).
Из типовой учетной номенклатуры статей, включаемых в издержки производства и обращения предприятий торговли и общественного питания, автором отнесены к разряду условно-переменных издержек следующие статьи:
1) транспортные расходы;
2) расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового автотранспорта;
3) расходы энергоресурсов;
4) расходы на рекламу;
5) затраты по оплате процентов за пользование займов;
6) расходы на тару;
7) прочие расходы.
Отнесение перечисленных статей издержек обращения к условно-переменным издержкам носит в определенной степени субъективный характер, поскольку величины этих затрат могут изменяться в зависимости от ряда условий как юридического (например, сроки действия договоров аренды), так и финансового (фиксированные или «плавающие» затраты на рекламу) плана.
На основе сформированных операционных бюджетов (бюджет закупок и товарных запасов, бюджеты условно-постоянных и условно-переменных издержек обращения, бюджет продаж) генерируется бюджет прибылей и убытков (доходов и расходов). В целях выработки единого методического подхода к построению структуры бюджета
Таблица 3
Примерная форма бюджета условно-постоянных затрат ОАО «Матрица»
№ п/п Наименования статей издержек обращения Товар А Товар Б Товар С Итого
1 Расходы на оплату труда 250 300 150 700
2 Отчисления на социальные нужды 65 78 39 182
3 Амортизация основных средств и нематериальных активов 30 87 54 171
4 Расходы на хранение, подработку, сортировку товаров 12 10 23 45
5 Потери товаров и технологические отходы - 21 11 32
6 Расходы по эксплуатации и содержанию инвентаря 17 23 55 95
Итого... 59 141 133 343
прибылей и убытков необходимо устранить терминологическую проблему. Эта проблема состоит в разночтениях ученых-экономистов относительно названия анализируемого бюджета.
Так, одни экономисты (М.А. Вахрушина, В. Э. Керимов и др.) используют термин «план прибылей и убытков» [3, 4]. Другие экономисты считают целесообразным применение термина «бюджет прибылей и убытков». О. Д. Каверина упоминает о бюджете доходов и расходов на плановый период, формируя его на основе отчета о прибылях и убытках3.
Нам ближе позиция проф. В. Б. Ивашкевич, который пишет: «. В результате составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств» [2].
По мнению диссертанта, термин «бюджет прибылей и убытков» точно отражает экономическую сущность и структуру формируемого бюджета, отражающего основные затраты, доходы и расходы торговой организации. Построение названного бюджета на основе отчета о прибылях и убытках создаст основу гармонизации не только финансового и управленческого учета, преемственности и взаимосвязи их данных, но и приблизит отечественную методику бюджетирования к международной учетной практике, поскольку отчет о прибылях и убытках соответствует требованиям МСФО.
Исследование научной и учебно-методической литературы, раскрывающей методологию и методику бюджетирования, показало отсутствие в большинстве источников форм бюджета прибылей и убытков. Кроме того, предлагаемые некоторыми экономистами форматы бюджетов (например, О. Д. Кавериной) носят статичный характер и не пригодны для реализации задач бюджетного анализа и аудита.
Формат бюджета (в терминологии автора—плана прибылей и убытков), отражающий основные показатели отчета о прибылях и убытках, предложила Е. В. Иванова [1]. Она включает в данный бюджет следующие показатели: объем продаж (товарооборот), себестоимость продаж, валовой доход, переменные издержки обращения, маржинальный доход, постоянные издержки, операционную прибыль, налог на прибыль, чистую прибыль. Эти показатели привязаны к товарным группам и выражены как в суммовом, так и в процентном отношении. В целом структура такого бюджета базируется на маржинальном подходе управленческого учета, что представляется экономически обоснованным
3 Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. М.: Финансы и статистика, 2003.
с позиции управления косвенными издержками обращения и прибылью торговой организации.
Вместе с тем применение такого бюджета не позволяет получить информацию о прочих доходах и расходах организации, необходимую для последующего бюджетного анализа и аудита. Кроме того, отсутствие источников информации в структуре бюджета делает этот финансовый документ непонятным для других специалистов, не знакомых с методикой составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Поэтому автор предлагает усовершенствованный формат бюджета прибылей и убытков, максимально приближенный к одноименному отчету, входящему в состав финансовой отчетности.
Для упрощения расчетов все показатели бюджета прибылей и убытков отражают данные по одной группе товаров, условно названной товар А.
Формат бюджета прибылей и убытков приведен в табл. 4.
Данные табл. 4 свидетельствуют о большом удельном весе как маржинального дохода, так и чистой прибыли в доле выручки от реализации товаров (товарной продукции), что отражает эффективную сбытовую и ценовую политику. Разумеется, представленный примерный формат бюджета прибылей и убытков может быть видоизменен в зависимости от многих факторов, в том числе от целей управления, отраслевой принадлежности организации и т. д. В то же время использование подобной структуры бюджета прибылей и убытков обеспечивает приемственность не только финансового и управленческого учета, но и налогового, что в конечном счете ведет к гармонизации названных учетных подсистем в информационном поле управления, сокращает объем учетно-аналитической работы и делает подсистему управленческого учета более гибкой, адекватной задачам управления.
Рассматривая структуру бюджета прибылей и убытков, следует отметить целесообразность составления операционных бюджетов не только по условно-постоянным и условно-переменным издержкам обращения, но и по прочим доходам и расходам для усиления аналитичности, детализации управленческого учета, выявления резервов минимизации себестоимости по ее элементам (видам затрат), которое нивелирует неизбежное увели -чение объема учетно-аналитической работы.
Некоторые экономисты (в частности, Е. В. Иванова) отмечают, что «.с помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:
Таблица 4
Бюджет прибылей и убытков ЗАО «Антей», руб.
№ п/п Показатель Товар «А» Источники информации
Сумма Процент к товарообороту
1 Выручка от реализации продукции 400 000 100 Данные по сч. 41, 62 и 90-1
2 Себестоимость продукции 170 000 42,5 Данные по сч. 90-2
3 Валовая прибыль 230000 57,5 Справка-расчет валовой прибыли
4 Условно-переменные издержки обращения 20 500 5,1 Данные по сч. 44, соот. субсчетам
5 Маржинальный доход (прибыль от реализации) 209 500 52,3 Справка-расчет маржинального дохода
6 Условно-постоянные издержки обращения 74 350 18,5 Данные по сч. 44, соот. субсчетам
7 Операционная прибыль (п. 5 — п. 6) 135 150 33,8 Справка-расчет операционной прибыли
8 Прочие доходы 3 400 0,9 Данные по сч. 91-1
9 Прочие расходы 2 140 0,53 Данные по сч. 91-2
10 Прибыль до налогообложения (п. 7 + п. 8 — п. 9) 136 650 34,2 Справка-расчет
11 Налог на прибыль4 32 796 8,1 Справка-расчет, декларация по налогу на прибыль, данные по сч. 68
12 Чистая прибыль 103 854 26 Справка-расчет, отчет о прибылях и убытках
^ объем продаж и общая прибыль; ^ себестоимость продаж;
^ процентное соотношение доходов и расходов; ^ общий объем инвестиций; ^ использование собственных и заемных
средств;
^ срок окупаемости вложений [1].
В целом, соглашаясь с возможностью получения информации по ряду перечисленных упомянутым автором показателей, ставим под сомнение утверждение о формировании данных о таких показателях, как общий объем инвестиций, использование собственных и заемных средств, срок окупаемости вложений. Очевидным является факт получения значений по названным показателям посредством использования инструментария (формул и прочих методов) экономического, в том числе финансового, анализа. Причем некоторые показатели, связанные с оценкой инвестиций, рассчитываются в рамках проведения инвестиционного анализа, который в основном базируется на данных финансовой отчетности.
Не менее важным финансовым документом, формируемым в рамках бюджетирования, выступает бюджет движения денежных средств (БДДС). В ряде учебных источников данный бюджет называют бюджетом денежных средств, что является методологически неверным, так как этот документ отражает движение денежных средств, раскрывает направления поступления и выбытия этих оборотных
4 Ставка налога на прибыль на момент написания составляла 24 %.
активов. В этом плане бюджет движения денежных средств представляет фактически аналитическую форму, пригодную для экономического анализа.
В современной литературе, посвященной управленческому учету, алгоритм конструирования бюджета о движении денежных средств базируется на применении существующей формы одноименного отчета, входящего в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако немногие экономисты уделяют достаточно внимания этому важному финансовому документу, являющемуся основой финансового, инвестиционного и иных видов экономического анализа.
Приведем несколько подходов к моделированию бюджета движения денежных средств, отражающих взгляды как отечественных, так и западноевропейских экономистов.
О.Д. Осипенкова предлагает произвольную форму бюджета о движении денежных средств, в которой содержатся данные о поступлениях, платежах поступлений (покупка материалов, зарплата, производственные накладные расходы, общехозяйственные расходы и пр.), итоговые значения поступлений и платежей, остаток на конец года по трем отчетным периодам (месяцам). Очевидным недостатком такого формата является отсутствие информации о других источниках поступлений денежных средств, а также неполный перечень направлений расходования денежных средств. Также отметим статичность бюджета, выражающуюся в отсутствии граф «сумма отклонений фактических показателей от нормативных (плановых)», «причи-
Таблица 5
Бюджет о движении денежных средств, тыс. руб.
Наименование статьи Данные по 2005 г. В том числе по кварталам
1 2 3 4
1. Остаток денежных средств на начало периода 130 130 100 64 78
2. Поступление денежных средств за период, всего: 3 465 1 020 467 956 1 022
2.1. От продажи товаров 2 460 240 768 1 032 420
2.2. От продажи прочих активов - - - - -
2.3. От дебиторов 1 005 120 357 515 13
3. Итоговая сумма денежных средств 3 595 1 150 567 1 029 1 100
4. Расходование денежных средств, всего 2 690 430 500 980 1 910
4.1. Приобретение товаров 2 000 545 670 880 1 495
4.2. Выплата заработной платы 400 100 100 100 100
4.3. Уплата налогов и сборов, иных платежей 160 40 40 40 40
4.4. Приобретение нематериальных активов 130 100 25 5 -
5. Профицит (дефицит) денежных средств (п. 3 — п. 4) 905 720 67 49 - 810
6. Финансирование, всего 1 200 - - - 1 200
6.1. Получение кредитов и займов 1 200 - - - 1 200
7. Остаток денежных средств на конец периода (п. 5 + п. 6) 2 105 720 67 49 390
ны отклонений» и иных нефинансовых показателей, используемых в целях управленческого анализа.
Формат бюджета движения денежных средств, построенный на основе одноименной отчетной формы финансовой отчетности (форма № 4), разработали В. Э. Керимов и Е. В. Иванова [1]. Он практически полностью соответствует отчету о движении денежных средств и служит инструментом интеграции финансового и управленческого учета, снимая проблему трансформации данного финансового документа в управленческий отчет, пригодный для принятия решений в области ценообразования, инвестиций и т. д.
Сходный вариант бюджета о движении денежных средств, называемый авторами сметой (бюджетом) денежных средств, представлен Т В. Шишковой и О. Е. Николаевой [6]. В нем, как и в бюджете, предложенном О. Д. Осипенковой, рассматриваются только поступления от продаж, что значительно суживает сферу применения документа в целях управленческого учета и анализа.
Логико-структурный анализ форматов бюджета о движении денежных средств, разработанных российскими и зарубежными специалистами в области управленческого учета, позволил нам выделить наиболее приемлемую с точки зрения бюджетирования и бюджетного анализа форму названного финансового документа, которую предложила Е. В. Иванова.
Использование данного формата бюджета не только решает проблему гармонизации отчетности управленческого и финансового учета, но и дает возможность проведения бюджетного анализа при
условии его расширения как в плане оценки значений по отчетным годам, так и добавления новых граф, позволяющих выявить причины отклонений, установить их виновников и выработать необходимые мероприятия по нейтрализации негативных экономических явлений (процессов).
Структура и содержание бюджета о движении денежных средств, рассмотренные на примере ОАО «Матрица», отражены в табл. 5.
Анализ данных табл. 5 свидетельствует о наличии как минимум двух негативных моментов. Во-первых, в исследованной организации на конец периода имеется значительный профицит денежных средств, который не используется в текущей финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем его, исходя из международной учетной практики, можно рассматривать как убыток. Во-вторых, превышение суммы расхода денежных средств над суммой дохода в четвертом квартале привело к их дефициту, который был покрыт за счет полученного кредита. Таким образом, налицо несбалансированная финансовая политика организации, приведшая к внешним заимствованиям, которые в силу высоких процентных ставок и иных невыгодных условий могут существенно ухудшить финансовое состояние организации в недалеком будущем. Кроме того, перекосы в товарной политике (закупка слишком больших партий товаров) создает угрозу затоваривания, приводящего к возрастанию расходов на хранение и прочих затрат. Стоит отметить, что несбалансированность денежных поступлений и расходования средств характерны для других исследованных нами торговых организаций.
Заключительным этапом бюджетирования выступает формирование прогнозного бухгалтерского баланса, который также называют аналитическим балансом. Его структура практически идентична типовой отчетной форме № 1, за исключением представления укрупненных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Исследование показало, что многие торговые организации не составляют подобной отчетной формы управленческого учета, что фактически позволяет решать только текущие и оперативные задачи в ходе бюджетирования (процессе разработки и анализа различных бюджетов). Вместе с тем в целях разработки стратегии развития организаций необходимы разработка и глубокий системно-проблемный анализ результативных отчетных форм, в том числе прогнозного бухгалтерского баланса.
литература
Обобщенные и частные показатели, рассчитанные в процессе бюджетирования, констатируют фактическое состояние финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций, в связи с чем возникает необходимость их всестороннего анализа и контроля. Заметим, что приведенный тезис справедлив в отношении любых экономических данных (коэффициентов), поскольку отсутствие анализа, выступающего высокоэффективным инструментом выявления негативных последствий хозяйственной деятельности и разработки практических рекомендаций по их нейтрализации, делает работу бухгалтера-аналитика (экономиста, финансового менеджера и т. д.) фактически бесполезной и пригодной лишь для оперативного управления, но не для тактического и стратегического развития субъекта хозяйствования.
1. Иванова Е. В. Управленческий учет в розничной торговле: Дисс. на соискание ученой степени к. э. н. — М., 2005.
2. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский (управленческий) учет. — М.: Юрист, 2006.
3. Керимов В. Э. Управленческий учет. М., ИД «Дашков и Ко», 2005.
4. Вахрушина М. В. Бухгалтерский (управленческий) учет. М., Финстатинформ, 2005.
5. Чернов В. А. Управленческий учет и анализ коммерческих организаций. Дисс. на соискание ученой степени д. э. н. М.: 2001.
6. Николаева О. А, Шишкова Т. В. Стратегический управленческий учет. М.: УРСС, 2006.
7. Осипенкова О. Д. Управленческий учет. — М.: Экзамен, 2002.
8. Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2003.
Не успели оформить
подписку на 2007 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 621 -69-49, Http://www.financepress.ru
(495) 621-91-90 Е-таП: [email protected]