УДК 528.9
С.С. Титов, А.И. Вдовин, П.П. Мурзинцев ВЕАГП, Минусинск, СГГА, Новосибирск
МЕТОДИКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ МАРШРУТИЗАЦИИ ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ
При создании навигационных карт предлагается создать граф возможных маршрутов на основе сети узлов и «ребер», где каждые узлы и «ребра» учитывает объекты и условия местности.
S.S. Titov, A.I. Vdovin, P.P Mursinzev Verhneeniseyskoe Aerogeodesic Enterprise (VEAE)
22 Tuvinskaya, Minusinsk, 662605, Russian Federation SSGA, Novosibirsk
TECHNIQUE OF THE AUTO ROUTING ON THE CROSS-COUNTRY TERRAIN
The technique of automatic routing on a cross-country terrain is offered. The variant of construction of a network is described.
В настоящее время в нашей стране в рамках программы «ГЛОНАСС» активно ведётся оснащение транспортных средств навигационным оборудованием, и, как следствие, растёт актуальность систем навигации. Одним из важнейших составляющих навигации является маршрутизация, то есть выбор оптимального пути следования объекта в пространстве. Говоря о маршрутизации объектов, движущихся по поверхности земли, наибольшее распространение получила автомобильная маршрутизация. Её основа -заблаговременно созданный граф дорожной сети. Серьёзным недостатком такого подхода является невозможность проложения маршрута к объекту, не имеющему отношения к непосредственной близости автодорог.
Наряду с автомобильным транспортом существует ряд объектов, наличие дорожной сети для которых отнюдь не обязательное условие передвижения. Примером таких объектов может служить вездеходный и вьючный транспорт, а также пешеходы. Актуальность маршрутизации для этих объектов иногда не ниже, чем на автомобильном транспорте.
Выход из сложившейся ситуации может быть найден в создании навигационных карт, содержащих плотную сеть узлов и рёбер, составляющих граф возможных маршрутов (рис. 1), где каждое ребро учитывает в своих параметрах объекты и условия местности, через которые оно проложено (растительность, рельеф, наличие и качество объектов дорожной сети и т.д.) Параметры рёбер в свою очередь учитываются при построении маршрутов по ним.
Конечно, для создания таких навигационных карт требуются электронная картографическая основа высокой точности и детальности. И такая основа у нас в стране существует. Это цифровые топографические
карты (ЦТК) масштаба 1:25000, создаваемые предприятиями отрасли геодезии и картографии. Они обладают достаточной детальностью для обеспечения решения задач маршрутизации, как любого вида транспорта, так и пешеходов. Эта картографическая продукция создаётся согласно единым нормам и действующей инструкции, а также в едином формате и с общим классификатором объектов, что позволяет выработать общие для всей страны подходы создания навигационных карт. Также следует отметить, что использование ЦТК для решения задач маршрутизации повышает требования к их актуальности и соответственно должно привести к изменению сложившихся норм и подходов к обновлению и мониторингу картографической продукции.
В настоящий момент в Верхнее-Енисейском АГП разрабатывается программа, позволяющая строить в автоматическом режиме на базе листа ЦТК масштаба 1:25000 граф возможных маршрутов и производить построение маршрута движения по нему. В качестве компонентов работы с цифровой картографической информацией были использованы компоненты GIS ToolKit 10, производства КБ «Панорама», что обеспечивает полную совместимость с форматом .sxf, который является форматом хранения исходных ЦТК.
Рис. 1. Пример построения графа возможных маршрутов на основе ЦТК
Подобные системы маршрутизации имеют большие перспективы. При правильной постановке условий построения графа возможных маршрутов, а также определении коэффициентов влияния различных особенностей местности можно решать задачи маршрутизации при различных видах объектов движения и их параметрах. Создание единой системы маршрутизации в масштабах страны способно существенно поднять эффективность любых работ, связанных с передвижением в условиях
отсутствия плотной дорожной сети, что наблюдается на большей части территории нашего государства.
© С.С. Титов, А.И. Вдовин, П.П. Мурзинцев, 2010