УДК 374.6
С.А. Пилюгина
МЕТОДИКА АНДРАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Постдипломное педагогическое образование - часть системы непрерывного образования. Реализация постдипломного педагогического образования учителей возможна на основе андрагогического обеспечения. Методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя - одно из средств андрагогического обеспечения постдипломного педагогического образования. Применение этой методики повышает эффективность постдипломного обучения учителя.
S.A. Pilyugina TEACHERS’ EDUCATIONAL ACTIVITIES ANDRAGOGICAL SUPPORT METHOD
Postgraduate pedagogical training is a part of the system of the uninterrupted training. Realization of postgraduate pedagogical training of teachers is possible on the basis of the andragogical support. Methods of andragogical support of an educational activity of a teacher are one of the means of andragogical support of postgraduate pedagogical training. The use of methods improves the effectiveness of a teacher's postgraduate training.
Впервые понятие «андрагогика» использовал немецкий историк просвещения Александр Капп (1833 г.) для обозначения науки, занимающейся проблемами непрерывного образования взрослых. В середине XX в. андрагогика пережила «второе рождение» и стала приобретать черты самостоятельной науки. Андрагогика ищет ответ на вопрос: как должны быть организованы образовательные процессы, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности; она помогает понять, что нужно и можно сделать институтам образования взрослых, чтобы удовлетворить потребности взрослых людей. Кроме того, она описывает факторы, связанные с образованием взрослых, и объясняет их. Постдипломное педагогическое образование (ППО) - часть системы непрерывного образования. Реализация постдипломного педагогического образования учителей возможна на основе андрагогического обеспечения, предполагающего новую трактовку концепции ППО учителей, иное понимание роли учителя как субъекта своей образовательной деятельности в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.
На рубеже веков (конца XX - начала XXI) становится очевидным, что в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования появляются серьезные противоречия.
1. Задача обновления всех сторон жизни общества и стратегическая инертность системы повышения квалификации, отсутствие концепции, новых форм повышения квалифика-
ции, стимулирующих постоянное самообразование, саморазвитие, самосовершенствование личности учителя.
2. Необходимость развития личности учителя и повышение квалификации учителя без учета его личностных ориентаций, с единообразными планами и программами, с установившейся дифференциацией на профессиональные группы по типу школ, предмету, педагогическому стажу, жесткость организационных форм.
3. Потребность общества в специалистах широкого профиля и нацеленность процесса повышения квалификации на «усредненного» функционера, на узкопрофессиональную его подготовку.
4. Процесс освоения новых знаний и технологий носит индивидуальный характер, а обучение в системе повышения квалификации организуется в массовом масштабе.
5. Совершенствование системы повышения квалификации возможно на диагностической основе - критерием эффективности деятельности методических служб остается анализ анкет и диагностических карт, которые имеют определенное значение только для исследований, а не для изменения процесса повышения квалификации.
Учет указанных противоречий ставит перед необходимостью иной организации образования учителя в системе повышения квалификации, иной деятельности преподавателя, понимаемой как деятельность андрагога.
Деятельность андрагога, по нашему мнению, является более органичной для современной системы повышения квалификации работников образования, поскольку она строится на основе субъект-субъектных отношений, где андрагог организует помощь слушателям в определении основных параметров их обучения, в выявлении опыта обучающегося учителя и использовании его в обучении; в конкретизации образовательных потребностей; в отборе содержания обучения; в совместной деятельности по организации обучения. Деятельность учителя-слушателя также во взаимодействии с андрагогом становится принципиально иной, поскольку он выступает равноправным партнером в определении основных параметров обучения, его профессиональный опыт трактуется как один из источников обучения, личностная мотивация учителя-слушателя определяет его учебную активность; приобретаемые знания являются необходимыми (а не накапливаемыми на неопределенно далекое будущее) для решения профессионально значимой современной проблемы, учитель-слушатель участвует в совместной деятельности с андрагогом по организации собственного обучения.
Иное понимание организации постдипломного образования учителя, реализация деятельности андрагога выдвигают требование разработки методик и технологий образования и обучения учителя в системе повышения квалификации. Одна из таких методик - методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя. Обращение к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой позволяет уточнить, что понятие «сопровождение» трактуется как 1) следование вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-либо; 2) сопутствие чему-нибудь; 3) сопровождение, поддержание какого-либо явления, действия. В нашем случае методика андрагогического сопровождения поддерживает процесс профессионального развития учителя. Таким образом, целью нашего исследования является построение методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя, внедрение ее в деятельность Саратовского ИПКРО, а также выявление эффективности работы данной методики. Гипотетически такая методика положительно влияет на организацию и проведение обучения в ИПКРО. В процессе исследования был организован мониторинг, который проводили сотрудники кафедры педагогики Саратовского ИПКРО. Учитывая, что существует несколько видов мониторинга в зависимости от целей, мы определили характер проведенных исследований как локальный, длительный мониторинг. Такой мониторинг фиксирует динамику изменений результативности обучения в СарИПКРО, основанного на методике андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя, по следующим показателям:
• умение учителя преодолевать профессиональные затруднения,
• «видение» учителем перспектив своего профессионального роста,
• оценивание учителем обучения в СарИПКРО как значимого события своей профессиональной деятельности,
• понимание учителем причинно-следственных связей между важными событиями своей профессиональной деятельности.
Мониторинг проводился систематически на протяжении ряда лет (2003-2006 гг.). Приращение значений показателей результатов обучения в СарИПКРО на основе методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя мы рассматривали как показатель эффективности обучения. Нами использовался традиционный «дизайн» групп: сопоставление результатов контрольных и экспериментальных групп. Причем, в силу специфики обучения в СарИПКРО (в частности, кратковременность постоянного состава обучающихся групп учителей), мы условно отметили контрольными группы учителей, традиционно обучающихся на курсах повышения квалификации в СарИПКРО, экспериментальными - группы учителей, обучающихся на курсах повышения квалификации в СарИПКРО (или по индивидуальной образовательной программе) на основе методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя. Поскольку исследование проводилось сотрудниками кафедры педагогики СарИПКРО, категории слушателей и контрольных и экспериментальных групп были связаны со следующими специализациями педагогов: социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, классные воспитатели. Сопоставляя показатели контрольных и экспериментальных групп, мы констатировали сдвиг как показатель изменения результативности обучения в СарИПКРО.
Говоря о методике андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя, необходимо отметить, что она состоит из нескольких этапов: 1. Выявление (в совместной деятельности андрагога и учителя) профессиональных затруднений учителя;
2. Совместный поиск решения выявленных профессиональных затруднений учителя;
3. Диагностика преодоления учителем профессионального затруднения; 4. Построение учителем (совместно с андрагогом) профессиональной «Я-концепции»; 5. Оценка эффективности андрагогического сопровождения.
На первом этапе андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя андрагог предлагает ему оценить уровень собственных профессиональных знаний, умений, построив профессиональный «рельеф», позволяющий выявить профессиональные затруднения и преимущества. Такое построение начинается с заполнения учителем листа самооценки своей профессиональной деятельности, в котором раскрыты основные профессиональные качества и умения учителя, оцениваемые им по 5-балльной шкале (см. таблицу).
Лист самооценки профессиональной деятельности учителя
Оцените успешность своей деятельности и свою личность по пятибалльной системе: 5 - качество ярко выражено; 4 - достаточно сформировано; 3 - имеет место; 2 - сформировано в минимальной степени; 1 - не сформировано.
Степень выраженности качества отмечается знаком «+» в одной из пяти граф (от 1 до 5). Средняя оценка по группе качеств определяется частным от деления суммы оценок на их количество.
Качества Оценка в баллах
1 2 3 4 5
1. Результаты деятельности учителя
1. Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по предмету
2. Сформированность у учащихся устойчивого интереса к предмету, способности к самообразованию
3. Наличие у учащихся умений и навыков в самостоятельном использовании по предмету в учебной и внеучебной деятельности
4. Сформированность творческих способностей учащихся, способности к саморазвитию
5. Развитие волевых качеств учащихся, способности к самовоспитанию
Средняя оценка
2. Уровень знаний учителя
6. Знание преподаваемого предмета
7. Общая эрудиция
8. Знание методики преподаваемого предмета
9. Знание методики внеклассной работы
10. Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся
11.Знание учителем собственных индивидуально-психологических особенностей
12.Знание психологии коллектива
13. Знание педагогической диагностики
14. Знание современных педагогических технологий
Средняя оценка
Продолжение таблицы
Качества Оценка в баллах
1 2 3 4 5
3. Гностические умения
15. Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования
16. Умение систематически расширять свои знания путем пристального изучения опыта коллег
17. Умение добывать новые знания из изучения реального педагогического процесса
18. Умение изучать личность учащихся и особенности коллектива в плане повышения их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания
19. Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности, деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями, условиями ее протекания
20. Умение методически анализировать и критически оценивать учебный материал, учебные пособия, средства обучения и творчески их использовать
Средняя оценка
4. Проектировочные умения
21. Умение планировать урок (и систему уроков) в соответствии с целями обучения, характером материала, ступенями обучения с учетом межпредметных связей
22. Умение планировать обучение с учетом психологических закономерностей овладения предметом, предвидеть возможные затруднения учащихся
23. Умение определить наиболее рациональные виды деятельности
учащихся по овладению материалом
24. Умение определять наиболее эффективные методы и приемы ведения урока
25. Умение планировать внеклассную работу в единстве с целями и задачами учебно-воспитательного процесса
26. Умение проектировать и создавать элементарные наглядные пособия в соответствии с задачами урока
27. Умение методически целесообразно использовать средства наглядности и ТСО на уроках и во внеклассной работе
28. Умение планировать творческие работы и домашние задания
Средняя оценка
5. Конструктивные умения
29. Умение организовать классный коллектив и педагогически целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива учащихся на протяжении всего курса обучения
30. Умение организовать свою деятельность и деятельность учащихся в целях реализации намеченного плана урока (серии уроков)
31. Умение рациональной организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности и взаимопомощи учащихся
32. Умение организовать факультативные занятия и кружки по предмету с учетом интересов учащихся
Окончание таблицы
Качества Оценка в баллах
1 2 3 4 5
33. Умение организовать деятельность учащихся по созданию средств наглядности
34. Умение реализации, оценки и корректировки намеченных планов по внеклассной работе
35. Умение использовать многообразные формы включения учащихся в учебную, трудовую, общественно полезную деятельность; обучение их самоорганизации
36. Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач (на подготовительных этапах, в процессе занятий, при анализе работы, ее обобщении и систематизации)
37. Умение использовать новые, передовые приемы, методы обучения
Средняя оценка
6. Коммуникативные умения
38. Умения устанавливать педагогически целесообразные контакты: учитель - класс, учитель - ученик, ученик - класс, ученик- ученик
39. Умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности, внушать уверенность в успехе
40. Умение находить в учащемся наиболее сильные стороны его личности и внушать ему уверенность в себе
41. Проявление меры требовательности и справедливости
42. Умение оказывать внушающее воздействие на учащихся
43. Умение устанавливать и развивать педагогически целесообразные взаимоотношения с участниками педагогического процесса (коллегами, родителями, администрацией)
44. Умение предотвращать и разрешать конфликты (подход к событиям с точки зрения ученика, изменение его позиции путем раскрытия перед ним подлинных ценностей и целей, преодоление чувства личной неприязни)
Затем, используя матрицу профессионального «рельефа» учителя, андрагог указывает точками значения оценки каждого умения и качества учителя (опираясь на указанные учителем баллы в листе самооценки своей профессиональной деятельности) (см. рисунок).
Соединяя точки-максимумы, андрагог выстраивает рисунок профессионального «рельефа» учителя, который наглядно показывает выраженность того или иного профессионального качества, умения учителя, способствует диагностике профессиональных затруднений учителя, его образовательных потребностей. Таким образом, завершением первого этапа андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя становится целостное представление о профессиональной ситуации учителя, складывающееся у самого учителя и у андрагога. Образ профессиональной ситуации учителя, возникающий на основе ее анализа, содержит в себе обобщение результатов, полученных при применении вышеуказанного метода.
На втором этапе андрагогического сопровождения перед учителем и андрагогом встает задача поиска способов преодоления выявленных профессиональных затруднений учителя. Такая задача решается при помощи индивидуальной образовательной программы обучения учителя. Эта программа реализуется как обучение по дополнительно разработанным образовательным программам или обучение по индивидуально разрабатываемой (андрагогом и учителем) программе самообучения учителя.
Матрица профессионального «рельефа» учителя
1. Обучение по дополнительно разработанным образовательным программам организуется на основе формирования групп учителей (10-15 человек) по направлениям выявлен-
ных профессиональных затруднений и носит практикоориентированный характер (к примеру, педагогическое общение, педагогическая квалиметрия, теория и практика конструирования педагогических тестов, технологии обучения и воспитания, актерское мастерство учителя, игра в педагогическом процессе, педагогическая драматургия урока, саморазвитие личности учителя и т.д. Важной составной обучения учителей становится подготовка и защита учителем индивидуального проекта, непосредственно отражающего его профессиональное затруднение.
2. Обучение по индивидуально разрабатываемой программе осуществляется также в несколько этапов. Вначале проводится диагностика профессиональных затруднений учителя; далее определяется тема программы самообучения, уточняются цель и задачи самообучения, определяется исходный уровень знаний (при опоре на оценки уровней сформированности знаний, умений учителя, выявленных по методике построения профессионального «рельефа» учителя), определяется результат программы самообучения -подготовка профессионально значимого проекта, способствующего преодолению профессионального затруднения и удовлетворению (на данный момент) образовательных потребностей. Затем определяется последовательность разделов и тем, позволяющих раскрыть общее направление программы самообучения учителя. Позднее определяются источники информации, способствующие решению задач самообучения в рамках программы. Последующим этапом становится реализация учителем программы самообучения (в рамках временного отрезка, определенного учителем самостоятельно) и подготовка индивидуального проекта по теме программы самообучения. Таким образом, реализуется индивидуально разрабатываемая программа самообучения учителя, так осуществляется «движение» учителя по индивидуальной образовательной траектории.
Третьим этапом андрагогического сопровождения становится диагностика преодоления учителем выявленного профессионального затруднения. Учителю после защиты проекта вторично предлагается самостоятельно оценить свои профессиональные знания и умения, опираясь на приобретенные при обучении, и вновь построить свой профессиональный «рельеф». Повышение учителем оценки качества своих профессиональных умений, прежде оцененных ниже, является положительным результатом обучения учителя. При неизменившемся оценивании учителем своих профессиональных умений ему рекомендуется внедрить созданный им проект в собственную педагогическую практику и вновь выстроить профессиональный «рельеф».
Далее на четвертом этапе андрагогического сопровождения учителю предлагается продумать пути своего дальнейшего профессионального развития, для чего используется метод построения профессиональной «Я-концепции» учителя. Профессиональная «Я-концепция» возникает у учителя в процессе социального взаимодействия в профессиональной деятельности как уникальный результат и выступает в трех функционально-ролевых аспектах: профессиональная «Я-концепция» 1 - как средство обеспечения внутренней согласованности учителя, 2 - как интерпретация профессионального опыта учителя, 3 - как совокупность ожиданий учителя от собственной профессиональной деятельности.
В рамках метода построения профессиональной «Я-концепции» учителю предлагается серия вопросов, ответы на которые он формулирует в свободной форме, конструируя «Я-концепцию» на основе самоустановок и раскрывая позиции Я-реального, Я-идеального, Я-зеркального.
Таким образом, метод построения профессиональной «Я-концепции» учителя способствует дальнейшему формированию у него умения планирования своего профессионального развития.
На пятом этапе мы используем квалиметрические подходы к оцениванию эффективности методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя.
Для математико-статистической обработки полученных данных использовалась методика «Оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака», предлагаемую
Е.В. Сидоренко. Данная методика позволяет исследовать условия методики андрагогическо-го сопровождения образовательной деятельности учителя как экспериментальные, то есть гипотетически положительно влияющие на вышеуказанные показатели; позволяет сопоставить замеры, произведенные «до» и «после» обучения учителя в СарИПКРО (как в контрольных, так и в экспериментальных группах). Если сдвиги статистически достоверны, это позволит нам утверждать, что воздействия методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя на организацию и проведение обучения в СарИПКРО существенны, то есть эффективны. Таким образом, мы получаем возможность утверждать, что сдвиг произошел под влиянием экспериментальных (контролируемых) воздействий.
Алгоритм расчета представлен следующими этапами:
1. Подсчет количества нулевых реакций и исключение их из рассмотрения. В результате п уменьшится на количество нулевых реакций.
2. Определение преобладающего направления изменений; подсчет типичных сдвигов в преобладающем направлении.
3. Определение количества нетипичных сдвигов (то есть эмпирическое значение О).
4. Определение по таблице Д.Б. Оуэна критических значений О для данного п.
5. Сопоставление Оэмп с Окр (если Оэмп меньше Окр или равен ему, сдвиг в типичную сторону считается достоверным).
Выборка исследования достаточно репрезентативна и составляет 2230 человек (учителей вышеперечисленных специальностей и уровней профессионального мастерства). Рассмотрим главные итоги проведенных исследований.
Первые замеры проводились в так называемых контрольных группах учителей. Учителям до и после обучения на курсах повышения квалификации предлагались четыре утверждения, интерпретацию которых нужно было предъявить, оценив степень согласия по 7балльной шкале.
1. Я могу преодолеть свое профессиональное затруднение.
Не согласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен
2. Я «вижу» перспективы своего профессионального роста.
Не согласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен
3. Я оцениваю обучение в СарИПКРО как значимое событие в своей профессиональной деятельности.
Не согласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен
4. Я понимаю причинно-следственные связи между важными событиями своей профессиональной деятельности
Не согласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен
Оценки степени согласия представлены далее в таблицах. Так, выявляя сдвиги, происходящие во мнениях учителей, оценивающих деятельность СарИПКРО, мы получили следующие результаты.
Сводная таблица сдвигов в контрольных группах за 2003 год
Социальные педагоги ЗДВР ПДО Классные воспитатели Сумма
Положительные сдвиги 16 15 19 26 76
Отрицательные сдвиги 10 8 8 16 42
Нулевые сдвиги 66 57 53 62 238
356
Процентное соотношение положительных, отрицательных, нулевых сдвигов:
21,34% - положительных сдвигов, 11,79% - отрицательных сдвигов, 66,85% - нулевых сдвигов. Сдвиг случаен; высокий процент нулевых сдвигов.
Сводная таблица сдвигов в контрольных группах за 2004 год
Социальные педагоги ЗДВР ПДО Классные воспитатели Сумма
Положительные сдвиги 7 11 11 12 41
Отрицательные сдвиги 10 8 8 16 42
Нулевые сдвиги 69 73 68 66 276
336
Процентное соотношение положительных, отрицательных, нулевых сдвигов:
12,2% - положительных сдвигов, 5,66% - отрицательных сдвигов, 82,14% - нулевых сдвигов. Сдвиг случаен; высокий процент нулевых сдвигов.
Сводная таблица сдвигов в контрольных группах за 2005 год
Социальные педагоги ЗДВР ПДО Классные воспитатели Сумма
Положительные сдвиги 14 15 17 18 64
Отрицательные сдвиги 7 8 9 10 34
Нулевые сдвиги 67 16 58 61 202
300
Процентное соотношение положительных, отрицательных, нулевых сдвигов:
21,33% - положительных сдвигов, 43,80% - отрицательных сдвигов, 67,33% - нулевых сдвигов. Сдвиг случаен; высокий процент нулевых сдвигов.
Сводные таблицы результатов контрольных групп показывают, что процент положительных и отрицательных сдвигов невысок, причем чаще всего носит случайный характер (т.е. мало зависящий от организованного обучения в СарИПКРО). Настораживает высокий процент нулевых сдвигов, что подчеркивает игнорирование учителем обучения в СарИПКРО (несмотря на участие в нем), т.е. отношение к обучению как к необходимой формальности, позволяющей учителю продолжать профессиональную деятельность в школе (необходимость повышения квалификации, профессиональная аттестация и пр.). Другими словами, учитель чаще всего не находил ответов на свои профессиональные запросы в процессе обучения в СарИПКРО.
Сводная таблица сдвигов в экспериментальных группах за 2003 год
Социальные педагоги ЗДВР ПДО Классные воспитатели Сумма
Положительные сдвиги 21 20 23 24 88
Отрицательные сдвиги 8 7 9 10 34
Нулевые сдвиги 59 52 56 62 229
351
Процентное соотношение положительных, отрицательных, нулевых сдвигов:
25,07% - положительных сдвигов, 9,69% - отрицательных сдвигов, 65,24% - нулевых сдвигов. Сдвиг неслучаен, зависит от обучения; высокий процент нулевых сдвигов.
Сводная таблица сдвигов в экспериментальных группах за 2004 год
Социальные педагоги ЗДВР ПДО Классные воспитатели Сумма
Положительные сдвиги 25 24 27 27 103
Отрицательные сдвиги 11 10 13 12 46
Нулевые сдвиги 53 62 52 49 216
365
Процентное соотношение положительных, отрицательных, нулевых сдвигов:
28,21% - положительных сдвигов, 12,62% - отрицательных сдвигов, 59,17% - нулевых сдвигов. Сдвиг неслучаен, зависит от обучения; высокий процент нулевых сдвигов.
Сводная таблица сдвигов в экспериментальных группах за 2005 год
Социальные педагоги ЗДВР ПДО Классные воспитатели Сумма
Положительные сдвиги 25 27 27 28 107
Отрицательные сдвиги 12 13 12 13 50
Нулевые сдвиги 55 48 53 39 195
352
Процентное соотношение положительных, отрицательных, нулевых сдвигов:
30,39% - положительных сдвигов, 14,22% - отрицательных сдвигов, 55,39% - нулевых сдвигов. Сдвиг неслучаен, зависит от обучения; высокий процент нулевых сдвигов.
Сводная таблица сдвигов в экспериментальных группах за 2006 год
Социальные педагоги ЗДВР ПДО Классные воспитатели Сумма
Положительные сдвиги 28 28 28 29 113
Отрицательные сдвиги 13 14 13 14 54
Нулевые сдвиги 47 46 51 454 189
356
Процентное соотношение положительных, отрицательных, нулевых сдвигов:
31,74% - положительных сдвигов, 15,18% - отрицательных сдвигов, 53,08% - нулевых сдвигов. Сдвиг неслучаен, зависит от обучения; нулевых сдвигов более 50%.
Анализ результатов представленных сводных таблиц экспериментальных групп показывает, что методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя меняет результаты обучения в СарИПКРО. Так, процентное соотношение положительных сдвигов, отмечаемых учителями в анкетах, возрастает. Качественно меняются сдвиги -они носят неслучайный, типичный характер, то есть зависимы от организованного в СарИПКРО обучения. Уменьшается и количество нулевых сдвигов, что свидетельствует о снижении числа учителей, формально относящихся к обучению в СарИПКРО. Другими словами, организуемое обучение, образовательная деятельность СарИПКРО более отвечают запросам современной эпохи и общества; учитель находит возможность удовлетворения своих профессиональных запросов в процессе обучения в СарИПКРО.
Математико-статистическая обработка эмпирических данных показывает, что сдвиги статистически достоверны, следовательно, методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя оказывает позитивное воздействие на организацию и проведение обучения учителей в СарИПКРО. Таким образом, данная методика, реализуя андра-гогическое обеспечение ППО, может быть использована в любом ИПКРО, а также в системе постдипломного образования в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Просвещение, 2005. 432 с.
2. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В.Г. Воронцова. Псков: Изд-во Псков. обл. ИПКРО, 1997. 421 с.
3. Змеев С.И. Технология обучения взрослых / С.И. Змеев. М.: Academia, 2002. 128 с.
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. 350 с.
Пилюгина Светлана Анатольевна -
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика»
Саратовского института повышения квалификации работников образования
Статья поступила в редакцию 28.08.06, принята к опубликованию 10.10.06