Методика анализа социоэкономической роли музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
Method of analysis of the socio-economic role of museums in moral and Patriotic upbringing of the youth
Полянскова Наталья Вадимовна ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» к.э.н., доцент / докторант кафедры региональной экономики, государственного и муниципального управления
E-mail: polynskova@mail. ru Нуйкина Елена Юрьевна ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
к.э.н., доцент кафедры высшей математики и ЭММ
E-mail: nuikina@mail. ru Polyanskova Natalia Vadimovna Samara State University of Economics Ph.D., associate professor / doctoral candidate of the department regional economy, public and municipal administration
E-mail: polynskova@mail. ru Nuykina Elena Yurevna Samara State University of Economics Ph.D., associate professor of the department higher mathematics and EMM
E-mail: nuikina@mail. ru
Аннотация
В статье рассмотрены особенности музейной сферы как объекта социо-экономического анализа, выделены различные методологические подходы к анализу муниципальных социоэкономических систем в музейном деле, скон-
центрировано внимание на методике анализа социоэкономической роли музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи.
Abstract
In the article the peculiarities of the Museum sector as an object of socioeconomic analysis, highlighted the various methodological approaches to the analysis of municipal socio-economic systems in the Museum business, focused attention on methods of analysis of the socio-economic role of museums in moral and Patriotic upbringing of the youth.
Ключевые слова
Социоэкономическая роль музеев, нравственно-патриотическое воспитание молодежи, муниципальный район, методика анализа.
Keywords
Socio-economic role of museums, moral and Patriotic education of youth, municipal area, the method of analysis.
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-02-00127а
Важнейшая особенность музеев XXI века проявляется в их многофункциональности. Современный музей - это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей. Сегодня музей - это сложная многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимают художественная организация досуга, интеграция познавательной и нравственно-патриотической деятельности.
Актуальность темы научного исследования определяется тем, что за период реформирования в большинстве муниципальных районов при дефиците финансовых и иных ресурсов проблемными являются практически все зоны музейной деятельности. Но одной из главных трудностей оказывается установление диалога с обществом, поиск новых форм работы и привлечение внимания новых целевых аудиторий (детей, юношества, молодежи), особен-
но в рамках межмуниципального сотрудничества. В этой связи требуется разработка эффективного подхода к решению проблемы повышения социальной и экономической роли музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи.
Предметом исследования является выявление закономерностей, принципов, методов работы муниципальных музеев с подрастающим поколением.
Объектом исследования являются культурные и нравственно-патриотические аспекты музейной коммуникации муниципальных районов.
Исследуя нравственно-воспитательный потенциал муниципальных музеев, нами выявлен присущий музейной практике эффект единства информационно-культурного, социоэкономического и патриотического направлений. Логика исследования считает целесообразным внедрить в деятельность музея методику анализа социоэкономической роли в нравственно-патриотическом воспитании молодежи посредством взаимодействия и синтеза межмуниципальных экономических и историко-культурных ценностей.
Анализ особенностей функционирования современных муниципальных музеев позволил, с одной стороны, отметить возрастающие потребности молодежи в нетрадиционном общении с музеем, а также способы воспитания патриотизма. С другой стороны, проявляется явная тенденция к использованию историко-краеведческого музея не только в образовательно-развивающих целях, но и в качестве опорной базы духовно-нравственного и интеллектуального развития детей и молодежи.
Примером такого единства интеллекта и патриотизма служит МБУ «Историко-краеведческий музей Кинель-Черкасского района», где в увлекательных формах проходят музейные занятия для детей школьного возраста. В результате активной патриотической деятельности количество посетителей музея за 2011-2013 годы возросло более чем в 2 раза, а посещаемость получателей бесплатных услуг возросла на 40% [4]. Повышение процента участия посетителей объясняется повышением качества проводимых тематических мероприятий и занятий.
К сожалению, в настоящее время музеи не являются популярным местом времяпрепровождения современной молодежи. В этой связи необходимо провести исследование причин, актуальных проблем и результатов деятельности муниципальных музеев, их потенциальных возможностей и проектных инициатив в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, способах привлечения молодежи к культурной жизни района (села, города, региона и т.д.).
В нашем исследовании мы сконцентрируем внимание на методике анализа социоэкономической роли музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи.
В общем случае методика анализа музейной деятельности в социально-экономическом контексте представляет собой систему общетеоретических подходов и принципов, положенных в основу исследования закономерностей функционирования и развития, а также места музея в социальной и экономической структурах, культурной и потребительской практиках, как отдельного человека-потребителя услуг музейной деятельности, так и субъектов экономической деятельности, включенных в процесс создания и предоставления таких услуг [2].
На наш взгляд социоэкономическая система муниципальных музеев -это совокупность социальных, экономических и культурных факторов развития экономики района, которые в своем взаимодействии придают определенную динамику процессу развития музейного дела в районе.
В настоящее время не существует общепринятой методики анализа влияния социоэкономической системы на развитие муниципальных музеев. В таблице 1 представлены различные методологические подходы к анализу муниципальных социоэкономических систем в музейном деле.
Таблица 1
Методологические подходы к анализу муниципальных _социоэкономических систем в музейном деле_
Подход Авторы Плюсы Минусы
Описательный анализ отдельных муниципальных социоэкономиче-ских систем Ф. Айдалота, Д. Киби, К. Вильяма, Д. Тросби Подход позволяет сформулировать рекомендации по совершенствованию социоэконо-мической политики в районе. Инструментарий не представляет возможностей для межрайонного сравнения уровня развития муниципальной социоэкономиче-ской системы и оценки ее влияния на развитие музейного дела.
Анализ социологических опросов музейных работников на предмет заинтересованности молодежи в посещении музеев Е. Акулич, Э. Меррит, Л. Русаков Детальный анализ факторов, влияющих на со-циоэкономиче-скую активность муниципальных музеев. Возможность межмуниципального сравнения. Муниципальная со-циоэкономическая система, ее комплексная оценка необходима для рассмотрения деятельности всех ее элементов.
Методики построения интегральных социо-экономических индексов. Ж. Фагерберг, М. Шролек, А. Урасова Необходимость комплексно оценить уровень развития социоэко-номической системы, проведение межмуниципальных сравнений, проверка гипотез и вывод разработанных теоретических моделей. Измерение уровня доступности и достоверности статистической информации. Субъективность определения весовых коэффициентов.
В этой связи представляется целесообразным разработать методику анализа социоэкономической роли музеев в культурном, нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения на основе определения группы показателей, отражающих социоэкономическую роль музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, а также расчета интегрального индексов.
Методика анализа социоэкономической роли музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи состоит из нескольких этапов (рис. 1).
I этап:
определение группы показателей, отражающих социоэкономическую роль музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
II этап:
классификация и систематизация группы показателей, отражающих социоэко-номическую роль музеев в нравственно-патриотическом воспитании
III этап :
моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями, отражающими социоэкономическую роль музеев в нравственно-
патриотическом воспитании
IV этап:
расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя
V этап:
практическое использование полученной модели
Рис. 1. Этапы методики анализа социоэкономической роли музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
Нужно отметить, что данный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Данный вид анализа позволяет осознать логику действия основных факторов развития музейного дела, количественно оценить их влияние [3], понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности деятельности музеев в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения [6].
Говоря о современных исследовательских методах [1], перспективных в области изучения социоэкономической роли музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, нами был проведен выбор методов сбора и обработки данных. В результате общая методика исследования была построена на применении нескольких исследовательских стратегий, среди которых выделим:
• монографический метод и метод экспертно-аналитического оценивания - с целью изучения и формализации зарубежного и отечественного опыта повышения роли муниципальных музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи;
• сравнительный и категориальный анализы - с целью изучения подходов к пониманию сущности деятельности музеев и их социально-экономической роли в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения;
• метод анализа и синтеза: выделение взаимосвязей между показателями деятельности муниципальных музеев;
• метод табличной визуализации и интерпретации данных;
• метод конструирования управленческих моделей: построение модели системы управления муниципальными музеями;
• метод анкетирования: разработка анкеты, которая позволит выявить степень заинтересованности молодежи в посещении музеев, изучить степень интеграции маркетинговых элементов в деятельности музейных учреждений;
• метод интервьюирования - с целью изучения опыта реализации проектных инициатив по развитию муниципальных музеев Самарской области, определения на региональном и муниципальном уровнях значения музеев в
устойчивом развитии региона, их социоэкономической роли в нравственно-патриотическом воспитании молодежи;
• эконометрические методы - для статистического динамического анализа данных социально-экономического развития музеев;
• проектный метод - с целью интегрирования инновационных форм работы и музейных технологий в образовательную и академическую среду.
Таким образом, нами была приведена систематизация сферы муниципальных музеев как объекта социоэкономического анализа, описаны основные подходы к анализу муниципальных социоэкономических систем в музейном деле, выделены наиболее распространенные современные методики сбора и анализа информации применительно к исследованиям социоэконо-мической роли музеев в нравственно-патриотическом воспитании молодежи. Использование развернутой методической базы исследования позволяет формировать многосторонний подход к проблеме инновационных форм взаимодействия историко-культурного наследия и социально-экономической политики в регионе.
Список литературы
1. Гордин В.Э., Каныгин Г.В., Хорева Л.В., Дедова М.А. Методологические принципы и методические подходы к исследованию сферы культуры // Культурное наследие и творческие индустрии: время, место, действие. Сб. тр. сотрудников Лаборатории экономики культуры Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". СПб.: Левша-Санкт-Петербург, 2012.
2. Лебедева Н.Ю., Широнина Е.М. Методологические вопросы изучения организационной культуры // Экономические науки. 2012. №9. С. 729733.
3. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. - Киев, 2003.
4. Сорокин А.Н., Полянскова Н.В., Мост Е.С. Оценка эффективности мероприятий музеев по организации и поддержке нравственно-патриотического воспитания молодежи в регионе (на примере историко-краеведческих музеев муниципальных районов Самарской области) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 3[32].
5. Урасова А.А. Формирование и направленность инновационного развития в региональных социоэкономических системах (на примере Пермского края) // Актуальные проблемы науки: сб. науч. тр. по материалам меж-дунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 26 дек. 2011. С. 141-142.
6. Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. - М.: ЦСП, 2006.
References
1. Gordin C. E., Kanygin, Century, Khoreva L. C.) M. A. Methodological principles and methodological approaches to the study of culture // Cultural heritage and creative industries: the time, place and action. Sat. Tr. employees of the Laboratory of cultural Economics, St. Petersburg branch of National research University "Higher school of Economics". SPb.: Southpaw-Saint-Petersburg, 2012.
2. Lebedev N. Y., Shironina E. M. Methodological issues of studying organizational culture // Economic Sciences. 2012. No. 9. C. 729-733.
3. Paniotto Century. And., Maksimenko Century C. Quantitative methods in sociological research. - Kyiv, 2003.
4. Sorokin A.N., Polyanskova N. V., Most E.S. An assessment of efficiency of actions of the museums for the organization and support of moral and patriotic education of youth in the region (on the example of the local history museums of municipal regions of the Samara region)//the Bulletin of the Volga university of V. N. Tatishchev. 2014. No. 3[32].
5. Urasawa A. A. Formation and direction of innovative development in the regional socio-economic systems (for example, Perm region) // Actual problems of
science: collected scientific articles. Tr. according to the materials international. nauch.-practical use. proc. Tambov, 26 Dec. 2011. S. 141-142.
6. Shlapentokh C. E. quality Problems of sociological information: reliability, representativeness, prognostic potential. - M: DSP, 2006.