Л.Г. ГЛУБОКОВА
УДК 657.47:338.242 + 338.512 Л.Г. ГЛУБОКОВА
старший преподаватель Алтайского государственного университета, г. Барнаул
e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ
Рассматривается методика анализа издержек обращения, основанная на взаимосвязи «издержки—товарооборот—прибыль». Для этого автор предлагает использовать показатель издержкоемкости.
Ключевые слова: издержки обращения, методика анализа издержек обращения.
В современных условиях эффективность деятельности предприятий торговли во многом предопределена правильностью выбранной стратегии управления, их экономическим потенциалом, конкурентоспособностью. Основным качественным показателем оценки эффективности деятельности таких предприятий являются издержки обращения, характеризующие величину текущих затрат, связанных с доведением товара от производителя до потребителя.
Издержки обращения служат базой для установления торговых наценок и формирования финансовых результатов, поэтому минимизация издержек обращения, увеличение прибыли торгового предприятия, повышение эффективности его деятельности выступают в качестве основных экономических предпосылок анализа издержек обращения.
Сравнительная характеристика главных направлений анализа издержек обращения в экономической литературе показала, что авторами предлагается единая методика, которая включает в себя следующие основные направления: анализ общего объема и уровня издержек обращения, анализ издержек обращения по статьям, факторный анализ издержек обращения. Различаются предлагаемые учеными методики количеством и составом факторов, определяющих размер издержек обращения. Среди трудов современных отечественных исследователей в области оптимизации величины, структуры и динамики издержек хотелось бы отметить работы Н.Г. Данилочкиной, Т.П. Карповой, С.А. Николаевой, А.Д. Шеремета, М.А. Вахрушиной, Г.Р. Хамидул-линой, К.А. Раицкого, А.Н. Соломатина,
А.Н. Бланка, Ю.Л. Александрова, H.H. Терещенко, А.И. Гребнева и др.
Актуальность проблемы, теоретическая и практическая значимость ряда недостаточно разработанных аспектов совершенствования методики оценки издержек обращения обусловили выбор предмета исследования, определили его цель и задачи, а именно: определение места издержек обращения в составе расходов торгового предприятия, введение новой классификации издержек обращения — по характеру используемых ресурсов, систематизация и введение для целей анализа новых показателей, характеризующих эффективность издержек обращения как в целом, так и по видам ресурсов, анализ издержкоемкости.
Данная статья направлена на рассмотрение методики анализа издержек обращения, основанной на взаимосвязи показателей «из-держки-товарооборот-прибыль».
Методика экономического анализа издержек обращения включает в себя: изучение объекта анализа, его экономической сущности, классификацию объекта; постановку целей и задач; определение источников информации; перечень организационных этапов анализа издержек обращения; построение системы показателей; построение факторных моделей анализа показателей; оформление результатов анализа; оценку и использование результатов анализа; разработку управленческих решений, направленных на снижение общей суммы и уровня издержек обращения; оценку эффективности использования ресурсов.
Экономический анализ издержек обращения предприятий торговли целесооб-
© Л.Г. Глубокова, 2008
разно проводить в три этапа (подготовительный, основной и заключительный). На рис. 1 представлено содержание основного этапа.
Объектом анализа издержек обращения служат общая сумма и уровень издержек обращения, отдельные статьи и элементы издержек обращения, издержки обращения по характеру используемых ресурсов, издержки обращения по центрам ответственности, факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращения.
Предметом анализа издержек обращения является оценка эффективности исполь-
зования ресурсов торгового предприятия на основе взаимосвязи «издержки-товарообо-рот-прибыль».
В качестве основного показателя, позволяющего установить данную взаимосвязь, предлагается использовать показатель изде-ржкоемкости. На рис. 2 представлена взаимосвязь факторов, определяющих уровень издержек обращения на единицу товарооборота.
Методика расчета данного показателя базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, товарооборотом
1-й блок
□
Изучение и анализ среды деятельности торгового предприятия
Изучение и оценка внешних факторов, оказывающих влияние на издержки обращения
макрофакторы
микрофакторы
Изучение и оценка внутренних факторов, оказывающих влияние на издержки обращения
ресурсы предприятия и эффективность их использования
объем и структура товарооборота
прочие факторы
2-й блок
Анализ издержек обращения торгового предприятия по общему объему и направлениям
□
1 г
Анализ общей суммы и уровня издержек обращения торгового предприятия Анализ издержек обращения по направлениям и видам
внешних и внутренних
постоянных, переменных, смешанных
по характеру используемых ресурсов:
— оборотных средств;
— основных средств;
— трудовых ресурсов
3-й блок Оценка основных факторов, оказывающих влияние на издержки обращения
4-й блок Подготовка и оценка управленческих решений
Рис. 1. Блок-схема основного этапа анализа издержек обращения
Известия ИГЭА. 2008. № 6 (62)
Л.Г. ГЛУБОКОВА
и прибылью — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Большое значение в данном анализе придается изучению влияния факторов на общую сумму издержкоемкости. Для расчета влияния факторов необходимо использовать
следующую модель: ИЕ = ИО / ТО, где ИО — издержки обращения; ТО — товарооборот.
Анализ взаимосвязи «издержки-товаро-оборот-прибыль» необходимо дополнить оценкой влияния исследуемых факторов на изменение суммы прибыли (рис. 3).
Рис. 2. Структурно-логическая модель факторного анализа издержкоемкости
Изменение издержек обращения (ЛИО)
Изменение объема
Рис. 3. Факторная модель взаимосвязи «издержки—товарооборот—прибыль»
Известия ИГЭА. 2008. № 6 (62)
В результате данного анализа формируется информация о возможности изменения прибыли за счет изменения объема товарооборота, цены на товары и структуры товарооборота, издержек, связанных с использованием трудовых ресурсов, содержанием и использованием основных средств, фор-
УДК ББК
Строительный бум в России в числе многих проблем высветил проблему нестабильности экономического положения производителей товарного бетона. Исследование функционирования более 30 производителей товарного бетона Иркутска позволило установить, что важнейшей причиной нестабильности их положения является неравномерная загрузка мощностей бетонных заводов (БЗ) вследствие низкого уровня координации деятельности участников товародвижения в этом секторе. Одна из причин такого положения заключается в том, что логистические принципы пока не получили широкого применения при проектировании товаропроводящей сети БЗ и управлении ею. Формирование логистических систем находится на начальной стадии развития и требует соответствующего методического обеспечения, отражающего особенности функционирования БЗ.
Под логистической системой специалисты понимают совокупность логистической сети и системы логистического администрирования. При этом координация, трактуемая как обеспечение совместных согласованных действий для достижения общей цели, представляет собой важнейший процесс в подсистеме логистического администрирования1.
мированием и использованием оборотных средств и прочих издержек обращения.
Предлагаемая методика позволяет осуществлять оценку издержек обращения предприятия торговли на основе научных принципов и требований, что обеспечивает качество и полноту проводимых исследований.
Исследование факторов, определяющих значимость логистической координации в логистической системе производителей товарного бетона, позволило установить, что важнейшими факторами, обусловливающими ее необходимость и специфику, являются особенности бетона как товара и особенности функционирования БЗ. К числу таких особенностей в основном можно отнести следующие:
1. Невозможность создания запасов товарного бетона. Невозможность хранения товарного бетона не позволяет производить бетон «на склад», чтобы обеспечивать равномерную загрузку производственных мощностей, а также сглаживать сезонные и иные колебания спроса на продукцию. В период отсутствия заказов БЗ простаивает и несет соответствующие убытки, которые являются безвозвратными потерями.
2. Особые требования к условиям и времени доставки бетона. В течение всего времени транспортировки бетонная смесь должна перемешиваться с определенной скоростью, что можно обеспечить только путем использования специальных транспортных средств, а именно автобетоновоза (миксера). Превышение скорости перемеши-
658.7 А.Б. АСТРАХАН
65.291.592 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЙ — ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТОВАРНОГО БЕТОНА
Раскрывается проблема логистической координации в секторе производства товарного бетона, для ее решения предлагается концептуальная модель информационных потоков.
Ключевые слова: бетон, координация, логистика.
© А.Б. Астрахан, 2008