Научная статья на тему 'Методическое управление знаниями и деятельностью педагога по освоению ФГОС в современных условиях образовательного учреждения'

Методическое управление знаниями и деятельностью педагога по освоению ФГОС в современных условиях образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое управление знаниями и деятельностью педагога по освоению ФГОС в современных условиях образовательного учреждения»

Переход на новую систему оплаты труда позволил значительно повысить стимулирующий фонд оплаты труда, предназначенный для поощрения педагогов за высокое качество работы. Однако для того, чтобы материальное поощрение действительно мотивировало педагогов, а не приводило к конфликтам, мы стараемся максимально объективно проводить систему оценки деятельности педагогов и учитывать результаты их самооценки. Для этого разработано «Положение об оплате труда в МБОУ "Пламенская СОШ" и стимулировании труда работников Учреждения». В положении четко определены основания для школы, показатели и критерии оценки деятельности, периоды и сроки премирования, условия. Результаты самооценки деятельности и оценка деятельности педагога членами администрации рассматриваются на заседании комиссии. Члены комиссии отслеживают и стимулирование труда педагогов, проходящих обучение на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовке на коммерческой основе. По итогам работы комиссии составляется протокол, на основании которого издается приказ по школе. В состав комиссии ежегодно избираются педагогические работники, пользующиеся авторитетом, председатель профсоюзного комитета, работник из числа техперсонала.

Такая система позволяет адекватно оценить деятельность педагогов и выступать в роли значимого стимула работы.

Е. В. Яшина

Методическое управление знаниями и деятельностью педагога по освоению ФГОС в современных условиях образовательного учреждения

В современном «обществе знаний» усиливается стремление осмыслить педагогический процесс с позиций нового знания и науки управления. Основы методического управления знаниями педагогов нашли свое отражение в работах В.Г. Афанасьева, Ю.А. Конаржев-ского, А.Я. Кибанова, Т.И. Шамовой, В.Я. Назмутдинова, Е.А. Ямбурга, Д.А. Новикова, М. Мескона, П. Друкера, А. Файоля и др. Под управлением принято понимать процесс распределения и движения ресурсов (сегодня - это ещё и знаний) в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.

Сегодня существуют различные определения понятия «управления». Ф. Тэйлор, основоположник научного менеджмента, определяет управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способами».

140

Для того чтобы этого достичь, по мнению Ф. Тэйлора, необходимо осуществить четыре управленческие функции: выбор цели; выбор средств; подготовка средств; контроль результатов. По определению А. Файоля, «управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы...». Питер Друкер даёт следующее понятие менеджмента: «менеджмент - это особый вид деятельности, преобразующий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу». По определению Т.И. Шамовой, «под управлением понимается целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели)». Таким образом, управление знанием и деятельностью возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи.

А.Я. Кибанов, например, отмечает широкий спектр управления различными знаниями в управлении персоналом, которое охватывает все функции от приема до увольнения кадров: наем, отбор и прием персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация; мотивация трудовой деятельности персонала и его использования; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в кадровой работе; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; управление поведением персонала в организации; управление социальным развитием; высвобождение персонала. Управление персоналом организации предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и документационное обеспечение системы управления персоналом». Все перечисленные выше направления деятельности содержат главную составляющую - знания традиционные и новые, вызванные к жизни новыми условиями развития общества. Анализ опыта использования и применения новых и старых знаний в ведущих организациях, в т. ч. и образовательных, позволяет совершенствовать собственные характеристики, внедрять новые технологии в управлении образованием и образовательными системами. Проблемные вопросы управления образованием освещаются в работах Т.И. Шамовой, Ю.А. Конаржевского, В.Я. Назмутдинова и др.

В своей книге «Менеджмент и внутришкольное управление» Ю.А. Конаржевский пишет об основных принципах, на базе которых должна строиться любая деятельность. Под принципами внутришкольного управления он подразумевает основные руководящие положения, на которые ориентируется менеджер в процессе

141

управления школой. В своей работе автор отмечает, что «принципы управления определяют требования к содержанию, структуре, организации этого процесса. Они составляют основу теории и практики управления». К таким принципам Ю.А. Конаржевский относит: принцип сотрудничества, принцип перманентного повышения квалификации, принцип горизонтальных связей, принцип автономного управления (через организацию кафедральной системы управления в больших школах).

В условиях модернизации образования педагоги осваивают новые знания, идеи, содержание, направления деятельности. Особое внимание уделяется управлению системой образования, главная задача которого - обеспечение согласованности, взаимосвязи, единства, взаимного усиления в обеспечении организации и оптимизации педагогического процесса по освоению новых знаний всеми субъектами образовательной деятельности. В.Я. Кикоть подчеркивает, что «различия в понимании, в подходах к решению одних и тех же вопросов разных лиц, участвующих в управлении, не только ослабляют его, но и нередко приносят вред». Таким образом, педагогический процесс эффективен, если идёт постоянное управление новым знанием и детей, и педагогов.

Особенно сейчас, в условиях реализации стандартов второго поколения, возникает острая необходимость в управлении новым знанием и деятельностью педагога. Значимость этого вопроса, прежде всего, определяется общей ситуацией в образовании, которая характеризуется сменой приоритетов в образовательной политике и слабым представлением педагогов и управленческих структур о том, при помощи каких средств могут быть достигнуты результаты образования, соответствующие требованиям ФГОС. «Педагоги нуждаются в поддержке, связанной с технологическими аспектами введения стандарта второго поколения, предусматривающими разработку наиболее общих, универсальных дидактических и методических моделей, обеспечивающих решение задач, стоящих перед системой образования» (Чуракова Р.Г., с. 10), т. е. нужно новое знание.

На решение задачи подготовки учителя к работе в условиях новой образовательной парадигмы, прежде всего, направлена работа методических служб (как специально созданных учреждений, так и находящихся в структуре образовательных учреждений).

В приказе Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного образования» (п. 7) говорится о том, что ФГОС должен быть положен в систему деятельности различных работников образования. В том числе «работников образования, разрабатывающих основные образователь-

142

ные программы основного общего образования; руководителей образовательных учреждений, их заместителей; сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования».

Для успешного методического управления деятельностью педагогов в условиях реализации стандартов второго поколения необходимо осмысление целей и задач деятельности при введении ФГОС. Р.Г. Чуракова выделяет несколько подходов к решению данного вопроса.

Первый связан с созданием условий, обеспечивающих подготовку, научно-методическую переподготовку работников системы образования (т. е. овладение новыми профессиональными знаниями) к реализации стандарта второго поколения. С учетом данного подхода цель методической работы представляется как овладение знаниями о новых требованиях к педагогу-профессионалу, создание кадровых, организационно-методических, мотивационных и информационных условий для его перехода на реализацию новых требований.

Под кадровыми условиями мы понимаем формирование готовности педагогических работников на основе освоения новых знаний по внедрению и реализации ФГОС, что включает в себя освоение идеологии стандарта второго поколения, структуры и содержания нормативных документов, новой системы требований к оценке результатов образовательной деятельности учащихся. Таким образом, основная задача данного подхода - это развитие профессиональной компетенции управленческих кадров в области системы управления образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС.

Мотивационные условия предусматривают оказание помощи в развитии творческого потенциала и профессионально-личностного роста педагогических работников (фестивали, конкурсы).

Информационные условия - создание единой информационной среды, обеспечивающий доступ к информации, связанной с реализацией ФГОС, распространение инновационного педагогического опыта.

Другой подход связан с поддержкой образовательных учреждений и отдельных педагогов к реализации государственной политики в области образования. В рамках этого подхода целью методической работы является обеспечение научно-педагогической и организационно-педагогической поддержкой образовательных учреждений и отдельных педагогов в реализации ФГОС.

На основании изложенного можно выделить несколько приоритетных задач. Прежде всего, это «определение и реализация основ-

143

ных направлений методической работы в условиях перехода на ФГОС, осуществление мониторинга по вопросам внедрения ФГОС, организация и разработка научно-методического обеспечения ФГОС, распространение инновационного педагогического опыта, организация системы консультационной работы для педагогических и руководящих работников, обеспечивающих реализацию ФГОС» (Чу-ракова Р.Г., с. 16-17).

Следующий подход предполагает создание единого образовательного пространства в муниципалитете и образовательных учреждениях. Цель методической работы здесь связана с созданием единого информационно-методического образовательного пространства муниципальной системы образования и отдельных образовательных учреждений. Для достижения этой цели необходимо согласование единых подходов к организации методической работы на муниципальном уровне и в каждом образовательном учреждении, организация межшкольной сети методических объединений.

Согласно письму Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 03-51-48 ин/ 42-03 «Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования», основными направлениями являются: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультативная.

На основании подходов, названных выше, и письма Минобразования России можно отметить, что при реализации стандарта второго поколения эти направления не теряют своей актуальности.

Аналитическое направление в условиях ФГОС включает в себя: мониторинг работников образования в связи с решением задач стандарта второго поколения; изучение и анализ состояния и результатов методической работы образовательных учреждений и отдельных педагогов; выявление затруднений методического характера в образовательном процессе при решении задач формирования УУД.

Информационное направление - это формирование банка педагогической информации, новых педагогических знаний (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.), направленных на решение задач введения стандарта второго поколения, ознакомление педагогических работников с новинками методической, психологической литературы, посвященной проблематике внедрения ФГОС.

Организационно-методическое управление связано с методическим сопровождением и оказанием помощи по вопросам внедрения ФГОС. Здесь активно работают такие функции, как прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; организация работы рай-

144

онных, городских методических объединений по актуальным проблемам стандарта второго поколения; участие в разработке основных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений; подготовка и проведение научнопрактических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и др.

С учетом требований стандарта второго поколения проблема организации методического сопровождения педагогов, управления знаниями на сегодняшний день становится всё более актуальной. Изменение требований к образованию влечет за собой и изменение требований к методическому управлению знаниями и деятельностью педагогов, управлению образовательным учреждением и управлению образованием на новых, современных основах, которые сегодня формируются в связи с активным внедрением требований ФГОС в профессиональную деятельность каждого педагога.

Т. В. Парфёнова

Проектная деятельность как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа

С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения усилилось внимание к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня, предъявляются высокие требования к уровню квалификации работников, в том числе и специалистов-медиков. В настоящее время осознается необходимость в специалистах, которые обладают профессиональными знаниями, компетентностью, навыками творческой деятельности и активности. Одной из составляющих профессиональной компетентности медицинского работника является математическая и информационная компетентность. В медицинских колледжах учебные дисциплины «Математика», «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» являются обязательными в цикле естественно-научного цикла.

В настоящее время в ФГОС СПО по специальностям «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело» среди требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы сказано, что медицинская сестра/брат (акушерка/акушер, фельдшер) должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.