Переход на новую систему оплаты труда позволил значительно повысить стимулирующий фонд оплаты труда, предназначенный для поощрения педагогов за высокое качество работы. Однако для того, чтобы материальное поощрение действительно мотивировало педагогов, а не приводило к конфликтам, мы стараемся максимально объективно проводить систему оценки деятельности педагогов и учитывать результаты их самооценки. Для этого разработано «Положение об оплате труда в МБОУ "Пламенская СОШ" и стимулировании труда работников Учреждения». В положении четко определены основания для школы, показатели и критерии оценки деятельности, периоды и сроки премирования, условия. Результаты самооценки деятельности и оценка деятельности педагога членами администрации рассматриваются на заседании комиссии. Члены комиссии отслеживают и стимулирование труда педагогов, проходящих обучение на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовке на коммерческой основе. По итогам работы комиссии составляется протокол, на основании которого издается приказ по школе. В состав комиссии ежегодно избираются педагогические работники, пользующиеся авторитетом, председатель профсоюзного комитета, работник из числа техперсонала.
Такая система позволяет адекватно оценить деятельность педагогов и выступать в роли значимого стимула работы.
Е. В. Яшина
Методическое управление знаниями и деятельностью педагога по освоению ФГОС в современных условиях образовательного учреждения
В современном «обществе знаний» усиливается стремление осмыслить педагогический процесс с позиций нового знания и науки управления. Основы методического управления знаниями педагогов нашли свое отражение в работах В.Г. Афанасьева, Ю.А. Конаржев-ского, А.Я. Кибанова, Т.И. Шамовой, В.Я. Назмутдинова, Е.А. Ямбурга, Д.А. Новикова, М. Мескона, П. Друкера, А. Файоля и др. Под управлением принято понимать процесс распределения и движения ресурсов (сегодня - это ещё и знаний) в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.
Сегодня существуют различные определения понятия «управления». Ф. Тэйлор, основоположник научного менеджмента, определяет управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способами».
140
Для того чтобы этого достичь, по мнению Ф. Тэйлора, необходимо осуществить четыре управленческие функции: выбор цели; выбор средств; подготовка средств; контроль результатов. По определению А. Файоля, «управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы...». Питер Друкер даёт следующее понятие менеджмента: «менеджмент - это особый вид деятельности, преобразующий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу». По определению Т.И. Шамовой, «под управлением понимается целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели)». Таким образом, управление знанием и деятельностью возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи.
А.Я. Кибанов, например, отмечает широкий спектр управления различными знаниями в управлении персоналом, которое охватывает все функции от приема до увольнения кадров: наем, отбор и прием персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация; мотивация трудовой деятельности персонала и его использования; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в кадровой работе; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; управление поведением персонала в организации; управление социальным развитием; высвобождение персонала. Управление персоналом организации предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и документационное обеспечение системы управления персоналом». Все перечисленные выше направления деятельности содержат главную составляющую - знания традиционные и новые, вызванные к жизни новыми условиями развития общества. Анализ опыта использования и применения новых и старых знаний в ведущих организациях, в т. ч. и образовательных, позволяет совершенствовать собственные характеристики, внедрять новые технологии в управлении образованием и образовательными системами. Проблемные вопросы управления образованием освещаются в работах Т.И. Шамовой, Ю.А. Конаржевского, В.Я. Назмутдинова и др.
В своей книге «Менеджмент и внутришкольное управление» Ю.А. Конаржевский пишет об основных принципах, на базе которых должна строиться любая деятельность. Под принципами внутришкольного управления он подразумевает основные руководящие положения, на которые ориентируется менеджер в процессе
141
управления школой. В своей работе автор отмечает, что «принципы управления определяют требования к содержанию, структуре, организации этого процесса. Они составляют основу теории и практики управления». К таким принципам Ю.А. Конаржевский относит: принцип сотрудничества, принцип перманентного повышения квалификации, принцип горизонтальных связей, принцип автономного управления (через организацию кафедральной системы управления в больших школах).
В условиях модернизации образования педагоги осваивают новые знания, идеи, содержание, направления деятельности. Особое внимание уделяется управлению системой образования, главная задача которого - обеспечение согласованности, взаимосвязи, единства, взаимного усиления в обеспечении организации и оптимизации педагогического процесса по освоению новых знаний всеми субъектами образовательной деятельности. В.Я. Кикоть подчеркивает, что «различия в понимании, в подходах к решению одних и тех же вопросов разных лиц, участвующих в управлении, не только ослабляют его, но и нередко приносят вред». Таким образом, педагогический процесс эффективен, если идёт постоянное управление новым знанием и детей, и педагогов.
Особенно сейчас, в условиях реализации стандартов второго поколения, возникает острая необходимость в управлении новым знанием и деятельностью педагога. Значимость этого вопроса, прежде всего, определяется общей ситуацией в образовании, которая характеризуется сменой приоритетов в образовательной политике и слабым представлением педагогов и управленческих структур о том, при помощи каких средств могут быть достигнуты результаты образования, соответствующие требованиям ФГОС. «Педагоги нуждаются в поддержке, связанной с технологическими аспектами введения стандарта второго поколения, предусматривающими разработку наиболее общих, универсальных дидактических и методических моделей, обеспечивающих решение задач, стоящих перед системой образования» (Чуракова Р.Г., с. 10), т. е. нужно новое знание.
На решение задачи подготовки учителя к работе в условиях новой образовательной парадигмы, прежде всего, направлена работа методических служб (как специально созданных учреждений, так и находящихся в структуре образовательных учреждений).
В приказе Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного образования» (п. 7) говорится о том, что ФГОС должен быть положен в систему деятельности различных работников образования. В том числе «работников образования, разрабатывающих основные образователь-
142
ные программы основного общего образования; руководителей образовательных учреждений, их заместителей; сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования».
Для успешного методического управления деятельностью педагогов в условиях реализации стандартов второго поколения необходимо осмысление целей и задач деятельности при введении ФГОС. Р.Г. Чуракова выделяет несколько подходов к решению данного вопроса.
Первый связан с созданием условий, обеспечивающих подготовку, научно-методическую переподготовку работников системы образования (т. е. овладение новыми профессиональными знаниями) к реализации стандарта второго поколения. С учетом данного подхода цель методической работы представляется как овладение знаниями о новых требованиях к педагогу-профессионалу, создание кадровых, организационно-методических, мотивационных и информационных условий для его перехода на реализацию новых требований.
Под кадровыми условиями мы понимаем формирование готовности педагогических работников на основе освоения новых знаний по внедрению и реализации ФГОС, что включает в себя освоение идеологии стандарта второго поколения, структуры и содержания нормативных документов, новой системы требований к оценке результатов образовательной деятельности учащихся. Таким образом, основная задача данного подхода - это развитие профессиональной компетенции управленческих кадров в области системы управления образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС.
Мотивационные условия предусматривают оказание помощи в развитии творческого потенциала и профессионально-личностного роста педагогических работников (фестивали, конкурсы).
Информационные условия - создание единой информационной среды, обеспечивающий доступ к информации, связанной с реализацией ФГОС, распространение инновационного педагогического опыта.
Другой подход связан с поддержкой образовательных учреждений и отдельных педагогов к реализации государственной политики в области образования. В рамках этого подхода целью методической работы является обеспечение научно-педагогической и организационно-педагогической поддержкой образовательных учреждений и отдельных педагогов в реализации ФГОС.
На основании изложенного можно выделить несколько приоритетных задач. Прежде всего, это «определение и реализация основ-
143
ных направлений методической работы в условиях перехода на ФГОС, осуществление мониторинга по вопросам внедрения ФГОС, организация и разработка научно-методического обеспечения ФГОС, распространение инновационного педагогического опыта, организация системы консультационной работы для педагогических и руководящих работников, обеспечивающих реализацию ФГОС» (Чу-ракова Р.Г., с. 16-17).
Следующий подход предполагает создание единого образовательного пространства в муниципалитете и образовательных учреждениях. Цель методической работы здесь связана с созданием единого информационно-методического образовательного пространства муниципальной системы образования и отдельных образовательных учреждений. Для достижения этой цели необходимо согласование единых подходов к организации методической работы на муниципальном уровне и в каждом образовательном учреждении, организация межшкольной сети методических объединений.
Согласно письму Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 03-51-48 ин/ 42-03 «Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования», основными направлениями являются: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультативная.
На основании подходов, названных выше, и письма Минобразования России можно отметить, что при реализации стандарта второго поколения эти направления не теряют своей актуальности.
Аналитическое направление в условиях ФГОС включает в себя: мониторинг работников образования в связи с решением задач стандарта второго поколения; изучение и анализ состояния и результатов методической работы образовательных учреждений и отдельных педагогов; выявление затруднений методического характера в образовательном процессе при решении задач формирования УУД.
Информационное направление - это формирование банка педагогической информации, новых педагогических знаний (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.), направленных на решение задач введения стандарта второго поколения, ознакомление педагогических работников с новинками методической, психологической литературы, посвященной проблематике внедрения ФГОС.
Организационно-методическое управление связано с методическим сопровождением и оказанием помощи по вопросам внедрения ФГОС. Здесь активно работают такие функции, как прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; организация работы рай-
144
онных, городских методических объединений по актуальным проблемам стандарта второго поколения; участие в разработке основных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений; подготовка и проведение научнопрактических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и др.
С учетом требований стандарта второго поколения проблема организации методического сопровождения педагогов, управления знаниями на сегодняшний день становится всё более актуальной. Изменение требований к образованию влечет за собой и изменение требований к методическому управлению знаниями и деятельностью педагогов, управлению образовательным учреждением и управлению образованием на новых, современных основах, которые сегодня формируются в связи с активным внедрением требований ФГОС в профессиональную деятельность каждого педагога.
Т. В. Парфёнова
Проектная деятельность как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа
С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения усилилось внимание к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня, предъявляются высокие требования к уровню квалификации работников, в том числе и специалистов-медиков. В настоящее время осознается необходимость в специалистах, которые обладают профессиональными знаниями, компетентностью, навыками творческой деятельности и активности. Одной из составляющих профессиональной компетентности медицинского работника является математическая и информационная компетентность. В медицинских колледжах учебные дисциплины «Математика», «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» являются обязательными в цикле естественно-научного цикла.
В настоящее время в ФГОС СПО по специальностям «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело» среди требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы сказано, что медицинская сестра/брат (акушерка/акушер, фельдшер) должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
145