ШевчукЛ- Е., Полинова С. А-
Методическое сопровождение профессиональной деятельности учителя...
УДК 37.022 ББК 74.2
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КЛАССА
Шевчук Л. Е., Полинова С. А.
Аннотация. В статье представлен анализ проблемы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, предложена система методических мероприятий, обеспечивающих профессиональную компетентность учителя интегрированного класса.
The analysis of a problem of the integrated training of children with the limited possibilities of health is presented, the system of the methodical actions providing professional competence of the teacher of the integrated class is offered in article.
Ключевые слова: интеграция, интегрированное обучение, методическое сопровождение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, технология интегрированного обучения, образованность, оценивание.
The integration, the integrated training, methodical support, professional competence, professional work, technology of the integrated training, erudition, estimation.
Государственная образовательная политика в современных социально-экономических условиях направлена на реализацию прав детей на получение качественного образования, на заботу о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие, необходимость обеспечения гарантии развития его потенциальных возможностей, права ребенка на достойное место в обществе. Последними нормативно-правовыми документами Федерального уровня (Концепцией специального (коррекци-онного) образования, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Современной моделью образования, ориентированной на развитие инновационной экономики) закреплено право родителя, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, давать ему образование в условиях общеобразовательного учреждения, а
не замыкать ребенка в стенах специального (коррекционного) учреждения.
Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразо -вательное учреждение в наше время из разряда дискуссионных проблем переходит в разряд практических. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, каждый ребенок должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательных учреждений и получить при этом необходимую специализированную помощь.
В современной образовательной практике процессы интеграции проблемных детей в общеобразовательное пространство стали реальностью. По данным Минобрнауки РФ, 38 % таких детей интегрированы в общеобразовательную школу и детский сад. Однако, по мнению Н. Н. Малофеева, директора Института коррекционной педагогики Российской академии наук, говорить о широкой интеграции как о «системе условий, обеспечивающих эффективность развития проблемного ребенка» преждевременно. На это имеются как объективные, так и субъективные причины:
- к объективным причинам необходимо отнести отсутствие условий в общеобразовательных учреждениях для организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: нормативно-правовых, методических, кадровых;
- к субъективным причинам относится неготовность самого педагога к организации кор -рекционно-образовательного процесса с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, интегрированного в общеобразовательный класс.
Совершенствование системы образования остро ставит вопросы внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на обеспечение
Исследования молодъхученьх
каждому ребёнку, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, адекватных условий для его развития, образования.
Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья, с решением вопросов их социализации и интеграции. При этом интеграция предполагает не только социальную интеграцию, т. е. интеграцию в общество, социум, но и интегрированное обучение. Задачами обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсаций недостатков путём активизации деятельности его сохранных анализаторов.
В настоящее время решение задач интегрированного обучения рассматривается на госу -дарственном уровне, в целях обеспечения детям с проблемами в развитии равных с их здоровыми сверстниками возможностей в получении образования, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в обществе.
Проблема совместного обучения и воспитания детей достаточно сложная и требующая как изучения, так и специальной подготовки педагогических кадров. Интегрированное обучение требует от педагога иного уровня подготовки к решению вопросов индивидуального и дифференцированного подхода в коррекцион-но-образовательном процессе, проектированию индивидуальных коррекционных программ, высокого профессионализма, творчества, опыта и мастерства.
Задачей (внутриучрежденческой) внутри-школьной системы повышения квалификации (системы методической работы с педагогами) является обеспечение развития профессиональной компетентности учителя интегрированного класса, содействие в его освоении технологии интегрированного обучения.
Механизм реализации технологии интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями осуществляется через:
¡.Технологию интегрирования общеобразовательных программ. За основу берутся типовые государственные программы:
- общеобразовательных учреждений;
- специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития.
2.Индивидуальные учебно-коррекционные программы в системе «гибких» классов.
3.Воздействие в системе коррекционных кабинетов.
Активно-продуктивные действия в коррек-ционной деятельности школы составляет система коррекционных кабинетов, в которых проводится:
- медицинская коррекция;
- психологическая коррекция;
- специально-педагогическая коррекция;
- социальная коррекция.
4. Воздействие в условиях дополнительного образования.
Нужно сказать, что все блоки, отраженные в данной структуре, взаимосвязаны. Каждый блок имеет свою функцию и дополняет все остальные.
В системе методической работы педагоги интегрированных классов привлекаются к анализу программных требований по русскому языку, чтению и математике для 1-4 классов специальных (коррекционных) ОУ VII, VIII вида для дальнейшей разработки индивидуальных образовательных программ для детей с задержкой психического развития, интегрированных в общеобразовательные классы.
Качеством реализации индивидуальных образовательных программ руководит внутри-школьный медико-психолого-педагогический консилиум (ВШМППк).
Внутришкольный медико-психолого-
педагогический консилиум является диагно-стико-консультативным и коррекционно-образовательным органом школы, защищающим интересы детей в образовательном пространстве общеобразовательной школы.
Самое сложное в интегрированном обучении - выстроить обучение таким образом, чтобы учесть особенности развития детей с ЗПР, и чтобы дети разных категорий получили именно тот уровень стандарта знаний, который рекомендован им программой.
Также сложность заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоро-
ШевчукЛ- Е., Полинова С. А-
Методическое сопровождение профессиональной деятельности учителя...
вья занимаются по тем же учебникам, что и дети с нормальным развитием. Учитель должен приспосабливать к уровню развития детей с ЗПР темп изучения учебного материала, методы обучения и критерии проверки знаний.
Проблема оценивания образованности детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательные школы и массовые классы сегодня является одной из наиболее актуальных в свете требований последних документов федерального уровня, касающихся образования (Послание президента России Федеральному собранию, приоритетный национальный проект «Образование», Современная модель образования, ориентированная на инновационное развитие экономики). Для российской школы нова как сама система интегрированного обучения, так и проблема оценки знаний детей с ограниченными возможностями здоровья. Оценивание работ, выполненных учащимися с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), получающих образование в условиях социально-образовательной интеграции, становится предметом размышления учителей-дефектологов, психологов, учителей-предметников, осуществляющих работу с такими деть -ми. В педагогической практике широко используются разнообразные варианты оценки детских письменных работ, предлагаемые для младших школьников общеобразовательных классов, обучающихся как по типовым, так и по авторским программам. Однако использование этих пособий и рекомендаций при оценке знаний детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) недопустимо для данной нозологической группы, так как завышается уровень требований к знаниям, умениям и навыкам этих детей (к уровню учебных компетенций), вынуждает специалистов адаптировать и разрабатывать самостоятельно контрольно-диагностические материалы. При этом необходимо отметить, что наметившаяся в стране тенденция к внедрению в общеобразовательные учреждения классов, в которые интегрированы дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), также должна быть подкреплена разнообразными учебно-методическими и контрольно-диагностическими материалами.
В практической деятельности большое место занимает проверка и оценка знаний, умений и навыков у учащихся. Эта деятельность носит систематический характер и имеет специфическую направленность.
С целью выявление уровня усвоения программного материала проводятся контрольно-диагностические работы.
В начале года с тем, чтобы выявить на какие знания, опыт можно опереться при изложении нового материала, какие знания надо воспроизвести и организовать дифференцированную работу и индивидуальный подход на роках с каждым конкретным учащимся.
Итоговая контрольно-диагностическая работа позволяет проверить знания учащихся в конце каждой четверти или учебного года. Результаты данных контрольных работ служат показателем правильности выбранной формы работы, служат основанием для заключения об успеваемости учащихся, об эффективности избранного индивидуального коррекционного образовательного маршрута.
По результатам контрольно-диагностических работ можно судить и об особенностях каждого учащегося, а именно, как ученик понимает инструкцию, какова степень осознанности в овладении учебным материалом, о сфор-мированности навыка самоконтроля, об особенностях памяти и внимания ученика, способах его мышления, а на основе всего этого - о продвижении ребенка в его общем развитии.
Тексты контрольно-диагностических работ для детей с задержкой психического развития составляет учитель-олигофренопедагог (дефек-толог) консилиума совместно с учителем общеобразовательного класса. Тексты включают основные вопросы курсов «Математики», «Русского языка» в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
С учетом имеющихся у детей особенностей выделяются три уровня предъявления контрольных заданий:
Первый уровень сложности заданий соответствует минимуму изученного материала и составляет 50-60 % от его объема. Задания из этого минимума предъявляются слабо успевающим детям и соответствуют базовому минимуму усвоения образовательной программы.
Исследования молодъхученьх
Перечень обязательных заданий для данного уровня подготовленности учеников составляет: по русскому языку - запись текста на слух или списывание текста, без выполнения дополнительных грамматических заданий; по чтению -прочтение текста, уровень сложности которого соответствует году обучения; ответы на вопросы по содержанию, определяющие уровень понимания прочитанного; без ответов на вопросы по установлению причинно - следственных зависимостей; по математике - задача, числовые выражения и одно задание, относящееся к геометрическому материалу.
Второй уровень сложности - 60-80 % предполагает выполнение детьми помимо обозначенного минимума всего объема заданий, отобранных учителем для контрольной работы. Перечислим примерное содержание заданий, соответствующих данному уровню.
По русскому языку - самостоятельная запись текста на слух или списывание с выполнением грамматических заданий; по чтению -чтение текста, составление ответов на вопросы, как по содержанию, так и на осознание причинно - следственных связей прочитанного текста, составление краткого пересказа; по математике - решение задачи, числовых выражений, выполнение сравнений или действий с именованными числами, выполнение геометрических заданий.
Третий уровень сложности - 100 % - предполагает выполнение отдельными детьми класса заданий, которые не относятся к общему объему контрольной работы, а предлагаются учителем для дополнительной работы на индивидуальных карточках (русский язык), составление плана прочитанного текста (чтение). В тексте контрольной работы повышенной слож -ности это могут быть задания со звездочками (математика).
При оценивании контрольных работ учащихся педагог должен акцентировать свое внимание на содержании, а не на эстетической стороне выполнения заданий. У многих детей, в силу имеющихся нарушений, невозможно получить аккуратные, каллиграфически правильные работы. Ученики могут сдавать мятые листы бумаги, могут дублировать элементы, «сползать» со строк. Эти недостатки в работах
не могут влиять на снижение отметки, поскольку являются проявлением церебрально-органической симптоматикой.
Учитывая уровни сложности при анализе контрольных работ, учитель сможет дифференцированно проверить и оценить уровень развития каждого ученика.
Учитель-дефектолог наблюдает за функциональным состоянием учащегося в период выполнения работы, результаты которого вносит в диагностическую карту «Функциональные состояния учащегося в период выполнения работ» (как ребенок понимает инструкцию учителя, темп деятельности, сформированность навыков самоконтроля, утомляемость во время выполнения работы). Диагностическая карта «Анализ контрольной работы...» заполняется в течение четырех лет по результатам проведе -ния контрольно-диагностических работ.
Контрольно-диагностические работы проверяет учитель «гибкого класса» и оценивает в соответствии с нормами оценок по специальной (коррекционной) программе VII вида. Результаты контрольно-диагностических работ заносятся в диагностическую карту «Анализ качества работы». Учитель «гибкого» класса совместно с дефектологом консилиума анали-зируют качество работы по предметам: русский язык, математика, чтение и отмечают количество допущенных ошибок в диагностической карте.
В организации оценивания уровня образованности детей с ЗПР, в отличие от контрольных работ для нормально развивающихся учащихся, где они являются в основном средством контроля за усвоением детьми программного материала, главная задача при проведении контрольных срезов - способствовать выявлению потенциальных возможностей и резервов развития детей с трудностями в обучении. Ориентированный в проблеме педагог должен постоянно искать пути и средства активизации познавательных и личностных аспектов в деятельности учащихся с ЗПР. Выявленные в процессе выполнения детьми контрольных работ, и в ходе последующего анализа, особенности их индивидуального развития необходимо учитывать при планировании учебного материала, при организации коррекционных и дополни-
ШевчукЛ- Е., Полинова С- А-
Методическое сопровождение профессиональной деятельности учителя...
тельных занятий, в консультировании родителей.
Таблица 1
Анализ диктанта в_классе (на группу учеников) за_четверть
I. Количественный анализ: .....чел. .....%
1. Количество обучающихся по списку
2. Количество обучающихся, выполнявших работу .....чел. .....%
3. Количество обучающихся, выполнивших работу:
- без ошибок, .....чел. .....%
- с 1-2 ошибками, .....чел. .....%
- с 3-5 ошибками, .....чел. .....%
- с 6 ошибками, чел. .....%
- допустили более 6 ошибок. чел. .....%
4. Количество обучающихся, выполнивших работу на:
«5» .....чел. .....%
«4» ......чел. .....%
«3» .....чел. .....%
«2» .....чел. .....%
II. ОШИБКИ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА:
1. замена согласных .....чел. .....%
2. замена гласных .....чел. .....%
3. пропуск гласных .....чел. .....%
4. пропуск согласных .....чел. .....%
5. пропуск слогов и частей слова .....чел. .....%
6. перестановки .....чел. .....%
7. добавления
8. раздельное написание частей слова
III. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1. нарушение согласования .....чел. .....%
2. нарушение управления .....чел. .....%
3. замена слов по звуковому сходству .....чел. .....%
4. замена слов по семантическому сходству .....чел. .....%
5. пропуски слов .....чел. .....%
6. слитное написание слов в предложении .....чел. .....%
7. при использовании предлогов и приставок .....чел. .....%
8. неправильное написание суффиксов .....чел. .....%
9. нарушение порядка слов в предложении .....чел. .....%
10. пропуск слов в предложении .....чел. .....%
11. в употреблении союзов и союзных слов в предложении .....чел. .....%
12. нарушение границ предложений .....чел. .....%
13. неадекватное использование лексико-грамматических средств
14. трудности в построении связного текста
IV. ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ:
1. замена букв по количеству элементов .....чел. .....%
2. замена букв по пространственному расположению .....чел. .....%
3. зеркальное письмо букв .....чел. .....%
4. общее искажение букв .....чел. .....%
СОДЕЙСГв.
^ ч
Исследования молодых.учепых.
ЧИППКРО
V. ОШИБКИ НА ПРАВОПИСАНИЕ (ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ)
1. гласных после шипящих (жи, ши, ча, ща, чу, щу) .....чел. .....%
2. парных звонких и глухих согласных на конце слова .....чел. .....%
3. парных звонких и глухих согласных в середине слова .....чел. .....%
4. мягких и твердых согласных .....чел. .....%
5. ЧК, ЧН .....чел. .....%
6. удвоенных согласных .....чел. .....%
7. непроизносимых согласных .....чел. .....%
8. мягкого знака показателя мягкости .....чел. .....%
9. разделительного мягкого знака .....чел. .....%
10. твердого знака .....чел. .....%
11. безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением .....чел. .....%
12. безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением .....чел. .....%
13. заглавной буквы в начале предложения .....чел. .....%
14. заглавной буквы в именах собственных .....чел. .....%
15. обозначение мягкости согласных гласными буквами .....чел .....%
16. обозначение мягкости согласных мягким знаком .....чел. .....%
17. предлогов .....чел. .....%
18. приставок .....чел. .....%
19. мягкого знака после шипящих на конце существительных .....чел. .....%
20. НЕ с глаголами .....чел. .....%
21. падежных окончаний существительных .....чел. .....%
22. безударных окончаний имен прилагательных .....чел. .....%
23. падежных окончаний глаголов .....чел. .....%
24. знаков препинания в конце предложения .....чел. .....%
25. союзов и союзных слов .....чел. .....%
26. однородных членов предложения .....чел. .....%
Исследованию данной проблемы педагогический коллектив МОУ СОШ № 73 посвятил последние пять лет. Полученные в ходе исследования практические материалы (контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся начальных интегрированных классов) помогут педагогам общеобразовательных школ адекватно оценить уровень образованности детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты анализа контрольных работ, выполненные учащимися 1-4 интегрированных классов, помогут учителю своевременно принять меры для устранения наметившихся пробелов в знаниях и умениях.
Исследовательская работа по организации методической поддержки педагогов интегрированных классов, по отбору, составлению контрольно-измерительных материалов для организации оценивания образованности детей младшего школьного возраста в условиях ин-
тегрированного обучения сегодня является весьма актуальной и востребованной. И внедренная в широкую педагогическую практику технология оценивания образованности детей с ЗПР, обучающихся в интегрированных классах, сделает процесс оценивания объективным, основанным на учете особенностей данной категории учащихся. Педагоги школы включены в организацию и проведение модульных курсов повышения квалификации учителей общеобразовательных классов по теме: «Теория и методика интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные группы и классы» при ГОУ ДПО ЧИППКРО. В курс включены лекционные и практические занятия, направленные на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов к организации интегрированного образовательного процесса в общеобразовательной школе; раскрываются психологические проблемы личностно-
ШевчукЛ- Е-, Полинова С- А-
Методическое сопровождение профессиональной деятельности учителя...
ориентированного взаимодействия педагогов и детей в условиях интегрированного обучения, технология интегрированного обучения детей с особенностями развития при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе, а также методы организации взаимодействия педагогов, технологии, содержание, организационные формы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. В программе предусматривается знакомство учителей начальной общеобразовательной школы с правовыми документами, регламентирующими деятельность педагогов в условиях организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных классах. Педагог получает сведения об изменениях в законах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, реализующих интегрированное обучение детей с ЗПР в массовых общеобразовательных классах, инструктивно-методических документах. Серьезное внимание уделено вопросам обеспечения прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На семинарском занятии слушатели детально изучат содержание документов, посвященных правам детей с ограниченными возможностями здоровья, познакомятся с МКБ (медицинским каталогом болезней) для осуществления инди-видуально-коррекционной работы с ребенком в зависимости от основного диагноза.
Важная роль в модульном курсе принадлежит возрастной психологии. Слушатели получают необходимые знания о современных психологических теориях развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, особенностях дезадаптивного и девиантно-го поведения детей с ЗПР, об особенностях детей с отклонениями в психофизическом развитии, о психологических основах общения, научатся разбираться в детских проблемах, тактично регулировать взаимоотношения в интегрированном классе, спокойно и уверенно управлять его жизнью. Учителя интегрированных классов расширяют свои знания по психологии, узнают о современных подходах к реализации личностно ориентированной педагогики развития и обучения детей. Работники общеобразовательных учреждений овладеют ме-
тодикой и особенностями проведения учебных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного общеобразовательного класса.
Центральное место отводится конкретным методикам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного класса, умению отбирать здоровье-сберегающее содержание образования в соответствии с рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогического консилиума), здоровь-есберегающие образовательные технологии, соблюдать паритет образованности и здоровья в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выработке у педагогов умения ориентироваться в современных методиках, обеспечивающих высокий уровень образованности ребенка в соответствии с его возможностями, относиться к ним творчески.
Совместная работа ГОУ ДПО ЧИППКРО и МОУ СОШ № 73 по интегрированному обучению позволяет разрешить одно из наиболее важных противоречий в системе интегрированного обучения - подготовку кадров.
Литература
1. Екжанова, Е. А. Итоговые контрольные работы по математике, русскому языку, чтению для детей начальной школы (по программам для С(К)ОУ VII вида) [Текст] / Е. А. Екжанова, С. А. Полинова, Е. В. Резникова, М. Б. Хабибул-лина. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2008.
2. Шевчук, Л. Е. Теория и практика интегрированного обучения учащихся с особенностями развития в общеобразовательной школе [Текст] / Л. Е. Шевчук. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2005.
3. Шевчук, Л. Е. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: метод. рекомендации [Текст] / Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2010.