С. Н. Николаева, Т. Ю. Бурлакова
Методическое руководство эколого-педагогическим процессом в дошкольном учреждении как фактор развития экологической культуры педагогов и детей
Николаева Светлана Николаевна - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Москва, Россия)
Бурлакова Татьяна Юрьевна - соискатель ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Москва, Россия)
Статья посвящена построению методического руководства экологическим воспитанием дошкольников, в ней дан теоретический анализ проблемы управления дошкольным учреждением в целом и экологическим воспитанием в частности. Обоснована необходимость нового подхода - «аналитико-коррекционного взаимодействия» (АКВ) - в методическом руководстве экологическим воспитанием в дошкольном учреждении, которое направлено на профессиональное и личностное саморазвитие воспитателей, повышение их экологической культуры и становление ее у детей. Раскрыта сущность, содержательно-процессуальный алгоритм «аналитико-коррекционного взаимодействия», специфика и последовательность этапов его осуществления. В статье обсуждаются результаты апробации нового подхода к методическому руководству: особенности реализации АКВ на практике, содержание деятельности методиста, характер его руководства, определяющий эффективность взаимодействия, проявления педагогов в процессе экспериментальной деятельности. Показана уникальность методики экологического воспитания как относительно нового направления в дошкольной педагогике, которая ложится в основу системы работы с детьми и должна быть донесена до педагогов детского сада в процессе «ана-литико-коррекционного взаимодействия». По результатам проведенного исследования сделаны выводы, определена эффективность опытно-экспериментальной апробации АКВ. Статья адресована экологам, методистам дошкольных образовательных учреждений, студентам и преподавателям педагогических училищ и институтов, исследователям.
Ключевые слова: управление образовательным учреждением, методическое руководство эколо-го-педагогическим процессом в дошкольном учреждении; «аналитико-коррекционное взаимодействие»; экологическая культура педагогов и детей.
Авторы статьи выражают благодарность педагогическому коллективу МБДОУ №25 г. Орла за успешное экспериментальное сотрудничество.
Methodological Guidance of Environmental and Pedagogical Process in a Preschool Center as a Factor in Developing Environmental Culture in Teachers and Children
Svetlana N. Nikolaeva, Doctor of Pedagogy, Senior Researcher, Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing, the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Tatiana Yu. Burlakova, PhD Student, Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing, the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
The article is devoted to the elaboration of a methodological guidance for environmental education of preschool children. It provides a theoretical analysis of issues in preschool institution guidance, in general, and environmental education, in particular. It explains the need for a new approach -"analytical and corrective interaction" (ACI) - in the methodological guidance of environmental education in a preschool center aiming at care-givers' professional and personal self-development, enhancing their environmental culture and its formation of the latter in children. It discloses the essence, content and procedural algorithm of analytical and corrective interaction, the specificity and sequence of its implementation stages. The article discusses the results of testing the new approach to methodical guidance, specific features of ACI implementation in practice, the content of a methodologist's activity, the nature of his management, which determines the efficiency of interaction, manifestations of teachers in the process of experimentation. It shows this unique methodology of environmental education as a relatively new trend in pre-school pedagogy which forms the basis of a system of working with children and which should be communicated to kindergarten teachers in the process of analytical and corrective interaction. The results of the study make it possible to determine the effectiveness of ACI research and experimental testing. The article is addressed to environmentalists, methodologists of preschool educational institutions, students and teachers at teacher training institutions and researchers.
Keywords: guidance of an educational institution, methodological guidance of a environmental and pedagogical process in preschool; analytical and corrective interaction; the environmental culture of teachers and children.
Введение
Актуальность экологического образования, направленного на развитие экологической культуры у людей всех возрастов и всех категорий, не вызывает сомнений в силу существующих на планете (и не уменьшающихся с годами) глобальных и повсеместных экологических проблем. Подтверждением является Указ Президента об объявлении 2017 года «Годом экологии». Наш поиск направлен на новые способы методического руководства экологическим воспитанием в дошкольном учреждении, которые позволяют решать задачу становления и совершенствования экологической культуры для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) и одновременно обеспечивают развитие учреждения, повышают его социальный статус.
Теоретическое обоснование проблемы
Исследователи менеджмента (Т. Ф. Ефремова, А.И. Китов, В.А. Сластенин и др.) отмечают: управление - это процесс планирования, организации, создания мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы достичь поставленной цели. По их мнению, «управлять» значит руководить деятельностью коллектива, направлять его работу в нужное русло, быть побудительной причиной, руководящим началом (Белая К.Ю., 2005; Волобуева Н.М., 2012; Жураковский Г.Е., 1963). В.А. Сластенин подчеркивает: управление подразумевает выработку решений, организацию, контроль, анализ результатов и подведение итогов на основе достоверной информации (Жураковский Г.Е., 1963). Однако, для ряда ученых управление -это не только «деятельность» и «воздействие», как односторонний процесс, но и взаимодейс-
твие. По мнению Н.В. Ревенко, взаимодействие руководителя с коллективом обладает интегративной характеристикой, в которой отражаются личные качества руководителя, его взаимоотношение с подчиненными (Андриади И.П., 1999). Традиционно же в контексте управления «взаимодействие» понимается как привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, задача которой оказать влияние и побудить коллектив к достижению целей организации.
Исследователи отмечают, что сущность управления выражается через его функции, в которых определен круг деятельности руководителя. Функции по управлению образовательным учреждением можно условно разделить на два вида: специально-профессиональные и социально-психологические. Выполнение руководителем своих производственных обязанностей относится к специально-профессиональным функциям. К социально-психологическим относятся такие функции, как информационная, организаторская, социализирующая, функция принятия решения. Исследователи отмечают, что самой существенной и ответственной функцией руководителя является организаторская. Она включает несколько операций: планирование и распределение поручений среди сотрудников образовательного учреждения; контроль результатов работы педагогического коллектива; помощь членам коллектива; поощрение и наказание сотрудников по результатам их деятельности. Авторы подчеркивают важность социально-психологических функций: только полное и четкое их выполнение руководителем дает ему возможность улучшить взаимоотношения в педагогическом коллективе (Белая К.Ю., 2004).
Образовательное учреждение - это весьма значимая социальная структура, в которой система правильно организованного взаимодействия, совместной деятельности людей (педагогов, воспитателей, специалистов, детей и родителей) обеспечивает, с одной стороны, полноценное личностное развитие всех участников процесса, а с другой - оказывает существенное влияние на развитие общества в целом. Детский сад как образовательное учреждение для маленьких детей обладает спецификой, которая исходит из их психологических особенностей, поэтому на взаимоотношения взрослых ложится особая ответственность - они должны быть, с одной стороны, высоко профессиональными, а с другой - максимально добрыми, теплыми
(с оттенком материнства). Ведущая роль в этом плане принадлежит методисту детского сада, так как именно он организует и отслеживает весь воспитательно-образовательный процесс с детьми. При этом надо иметь в виду, что все функции управления реализуются через систематическое общение и взаимодействие методиста с педагогическим коллективом.
Экологическое воспитание в соответствии с авторской концепцией С.Н. Николаевой (Гаворина Л.С., 2009) представляет собой целенаправленную единую систему работы с детьми всех возрастов и предполагает двухуровневое управление этим процессом, которое обеспечивает эффект развития экологической культуры у всех участников процесса. Первый - административно-управленческий уровень включает создание, постоянное совершенствование эколого-развивающей среды учреждения, взаимодействие с социумом и родителями воспитанников. Важным аспектом этого уровня управления является создание в учреждении позитивного психологического климата и атмосферы значимости экологического образования. Второй уровень управления - методический - сосредоточивает свое внимание на воспитательно-образовательном процессе и предполагает развитие эколого-педагогической компетентности коллектива: овладение воспитателями содержанием, методами и технологиями экологического воспитания дошкольников разного возраста.
Опытно-экспериментальная разработка
В нашем подходе к методическому руководству проверяется новый способ управления эколого-образовательным процессом воспитания детей, который определен понятием «ана-литико-коррекционное взаимодействие» (АКВ). АКВ - это постоянно-действующий семинар с определенным содержательно-процессуальным алгоритмом. Главными целями АКВ является: качественная реализация системы экологического воспитания дошкольников и профессионально-личностное развитие воспитателей. Особенностью АКВ является то, что полномочия и ответственность за результаты воспитания детей (экологическую воспитанность, формирование начал экологической культуры) методист полностью делегирует воспитателям, объявляя себя их помощником.
Характеристика аналитико-коррекционного взаимодействия обусловлена тем, что данное
взаимодействие сочетает выполнение сразу нескольких функций: анализ проведенной работы, контроль, коррекция деятельности, дальнейшее планирование. При этом данный способ организации руководства является взаимодействием, так как включает в себя и воздействие на воспитателей, и обратную связь от них. Этот процесс носит двусторонний характер. С одной стороны, методист влияет на педагогов - учит их соблюдать дисциплину выполнения технологий экологического воспитания детей, анализировать, контролировать результаты своей деятельности, замечать достижения в развитии детей и в своем профессиональном развитии. С другой стороны, конкретные и реальные обстоятельства личностно-профессионального проявления и поведения воспитателей в течение учебного года побуждают методиста искать новые формы позитивного взаимодействия, замечать и поддерживать положительные стороны развития каждого педагога и коллектива в целом. В процессе АКВ с обеих сторон стимулируется самосовершенствование, развитие творческого начала, позитивного подхода к профессиональной деятельности.
Алгоритм АКВ включает несколько постоянных позиций и состоит в следующем. В конце каждого месяца (начиная с конца августа) на протяжении всего учебного года методист проводит с педагогическим коллективом собеседование, пунктами которого являются:
- сообщения воспитателей (отчет) о результатах выполнения за прошедший месяц технологии экологического воспитания детей в своей возрастной группе;
- анализ и оценка этих сообщений методистом - демонстрация взаимосвязи и преемственности содержания технологий разных возрастных групп, их развивающих эффектов, коррекция недочетов;
- планирование и обсуждение содержания и условий выполнения мероприятий технологий на следующий месяц;
- эколого-педагогическая консультация по текущим вопросам экологии или методики экологического воспитания;
- заключительная часть.
Обсуждение результатов
В течение месяца методист проводит оперативный и тематический контроль, о котором педагоги предупреждены заранее, проводятся также открытые мероприятия, взаимопосещения педагогов. В конце месяца, в заранее
определенный срок, во время тихого часа проводится само АКВ - собеседование.
Первый пункт АКВ - сообщения педагогов о проведенной работе (или своеобразный отчет) позволяет, с одной стороны, проконтролировать выполнение воспитателями технологии работы с детьми, а с другой, - показать ее системность и усложнение содержания от одной возрастной группы к другой. Педагоги кратко рассказывают о проделанной за месяц работе, начиная с воспитателей младших групп последовательно до сообщения воспитателей подготовительных групп. Как правило, это самая длительная часть собеседования.
Опыт нашего исследования показывает, что вначале педагоги (особенно молодые) затрудняются в описании воспитательного процесса и получаемых результатов, волнуются, предполагая «неправильность» своих действий. Но это очень важный и содержательно ценный этап собеседования. Благодаря тому, что педагоги последовательно докладывают о работе во всех возрастных группах, у них складывается представление о развертывании системы работы по экологическому воспитанию детей на протяжении всего дошкольного возраста, о постепенном (от группы к группе) усложнении содержания материала, о последовательности и повторяемости его усвоения в течение учебного года. Докладывая о проведенной работе, воспитатели осуществляют самоанализ и самоконтроль, планируют исправление недочетов.
Во время таких отчетов задача методиста помогать воспитателям «восходить» от простой констатации событий (что сделано или не сделано) к оценке и пониманию развивающего их значения, формулированию моментов, важных для интеллектуального и личностного развития детей, для становления их экологической воспитанности. Благодаря такой установке методиста педагоги приучаются наблюдать за детьми, замечать изменения, положительные сдвиги в их развитии. Надо отметить, что именно в процессе такого анализа совершенствуется педагогическое мастерство воспитателя.
Еще А. С. Макаренко отмечал, что именно труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологий деятельности, становится источником педагогического мастерства как сплава личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагогов. Он подчеркивал, что педагогическое мастерство - это знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Овладение педагогическим
мастерством доступно каждому педагогу только при условии целенаправленной работы над собой с учетом собственного практического опыта (Багаутдинова С.Ф., 2004).
Исследование показало, что на начальном этапе педагоги не склонны анализировать результаты собственной деятельности, чаще они «критикуют» их, выделяют отрицательные моменты (что не удалось реализовать), опуская то, что осуществилось успешно. Поэтому важно, чтобы методист сосредоточивал внимание педагогов на положительных результатах работы в процессе своего анализа, что и является следующим пунктом аналитико-коррекционного взаимодействия.
Второй пункт АКВ - анализ методистом проведенных мероприятий. Осуществляя анализ, методист отслеживает и показывает педагогам три основных элемента эффективности проведенной эколого-воспитательной работы: формирование у детей отчетливых представлений о природе, совершенствование умственных и практических умений и навыков, развитие осознанно-правильного отношения к окружающему миру. Например, при анализе мероприятий по наблюдению за погодой и фиксации результатов в календаре, которые в соответствии с технологией осуществляются на третьей неделе месяца во всех возрастных группах, методист подчеркивает, что у детей уточняются конкретные представления о погодных явлениях, появляются и развиваются умения их сравнивать, обозначать разными словами и эпитетами, развиваются навыки использования значков-символов, ориентирования в пространстве календаря, формируется способность анализировать, сопоставлять, воспитывается интерес к наблюдениям, формируется положительный эмоциональный отклик на красоту окружающего мира.
Также важной задачей методиста является демонстрация позитивного отношения к воспитателям. При позиции методиста «я помощник, а не контролер», педагоги открыто говорят о том, что не получается, предлагают внести что-то новое. Надо отметить, что у многих воспитателей поначалу есть неуверенность, тревожность по поводу правильности выполнения технологии. Методисту важно смещать акценты с оценки «неправильно» на оценку «так или не так по технологии». Практика показала, что воспитатели болезненно реагируют на замечания, особенно сделанные в присутствии коллектива («Все всё делают, а мы, как будто, -ничего!» - бывают высказывания такого типа).
В этом случае методист должен проявить тактичность, деликатность - при наличии серьезных трудностей в реализации педагогической деятельности обсуждение недостатков и способы их исправления целесообразнее отложить на индивидуальную беседу.
Данный пункт собеседования тесно переплетается с предыдущим. На практике они иногда сливаются в обсуждении одного вопроса. Однако важно подчеркнуть, что это два разных анализа в алгоритме АКВ: с точки зрения педагога-исполнителя работы и с точки зрения руководителя-организатора педагогического процесса, который реализует также функции коррекции, регулирования и стимулирования деятельности.
Третий пункт АКВ - обсуждение работы на следующий месяц - для методиста это выполнение функций планирования и организации. Воспитатели приходят на собеседование, предварительно прочитав технологию своей возрастной группы на следующий месяц, и готовят вопросы по проведению дальнейшей работы, если они возникают. Как правило, обсуждаются формы проведения мероприятий, их обеспечение пособиями, раздаточным материалом. Руководитель напоминает: целесообразно использовать все ресурсы методического кабинета и созданной эколого-развивающей среды в детском саду, а также способствует обмену материалами, имеющимися в разных группах. Помимо этого педагогов информируют о проведении оперативного и тематического контроля методиста, планируются взаимопосещения с целью обмена опытом и взаимного контроля. Практика показала: очень важно четко обговаривать сроки проведения контроля, так как его целью не является «поймать» педагога в неожиданный момент. Данная работа проводится для улучшения качества работы, помощи в реализации системы экологического воспитания.
Четвертый пункт АКВ - консультация педагогов - очень важный этап собеседования. Консультация - это одновременно повышение педагогической квалификации воспитателей и коррекция их реальной практической деятельности. Она должна быть актуальной, краткой и емкой по смыслу, значимой по содержанию, поэтому методист тщательно готовится к ней. Содержание консультации может касаться вопросов, раскрывающих основы экологии или методики экологического воспитания дошкольников.
В целом ряде случаев содержание консультации может затрагивать одновременно оба направления - на этом надо специально остановиться.
Методика экологического воспитания детей - это относительно новая методика, которая пришла в детские сады лишь в последние десятилетия и заменила методику ознакомления детей с природой. Новая методика построена на основных понятиях и ведущих идеях одного из главных направлений естествознания - экологии, адаптированных к психологии детей дошкольного возраста и специфике детского сада, как образовательного учреждения. Все методы экологического воспитания (практический, наблюдение, словесный, игровой, моделирование) и формы работы с детьми (циклы наблюдений, работа с календарями природы, образовательная деятельность на занятиях и др.) воплощают одну и ту же идею: показать дошкольникам на объектах социоп-риродного окружения взаимосвязь и зависимость как отдельно взятого живого организма, так и целого сообщества (экосистемы) от среды обитания и ее конкретных условий. В этой методике «организм и среда» являются главной «формулой», сквозь призму которой следует рассматривать и показывать детям любое социоприродное явление или событие, что и закладывает основы экологической культуры. Практика показывает: как сама методика (в силу ее «молодости»), так и знания из области экологии в ряде случаев вызывают затруднения у воспитателей, поэтому, учитывая это обстоятельство, методист обстоятельно продумывает и готовит консультацию на предстоящее АКВ. Приведем некоторые примеры.
Непосредственно перед началом учебного года (в конце августа) консультация может быть посвящена циклу наблюдений за цветущими растениями, произрастающими на территории детского сада (сентябрь, как правило, теплый месяц, поэтому в технологии всех возрастных групп включены такие циклы). Задача воспитателей посредством 3-6 наблюдений в течение месяца показать не только сами растения, но и их строение, функции органов (корней, стеблей, листьев, цветов) и условия, в которых они находятся в начале осени (достаточно света, тепла и влаги) - это и есть экологическое знание, отвечающее формуле «организм и среда». Необходимо обратить внимание и на красоту, создаваемую цветами в пространстве жизнедеятельности детей и воспитателей, которая радует всех.
С точки зрения методики экологического воспитания необходимо разъяснить, что наблюдение для маленьких детей - это достаточно трудная познавательная деятельность, требующая сосредоточенности, поэтому оно должно быть коротким и с ограниченным объемом содержания. Именно поэтому необходимо не одно, а ряд кратковременных наблюдений за одними и теми же объектами, т.е. цикл, в котором каждое последующее наблюдение расширяет и углубляет предыдущее, наращивает экологическое понимание жизни растения и вырабатывает более стойкое и осознанное положительное отношение к природе.
В конце сентября консультацию целесообразно посвятить «недельной методике наблюдений за сезонными явлениями» и работе с календарем природы в разных возрастных группах. В сентябре на третьей неделе воспитатели впервые в учебном году реализуют эту методику. Методист открыто планирует свои посещения и просмотр этого мероприятия с той целью, чтобы на собеседовании АКВ уточнить практику реализации методики, исправить недочеты ее осуществления. На консультации раскрывается экологическая суть сезонных изменений в природе (возрастающий дефицит благоприятных условий осенью обусловливает изменения в состоянии растительного и животного мира, «свертывание» жизненных процессов). С точки зрения педагогики для развития интереса обсуждаются необходимость варьирования ежедневных приемов наблюдения за погодой и способы их фиксации в календаре. Методист объясняет: дисциплинированное и правильное заполнение календаря детьми в течение одной недели имеет большое значение для их интеллектуального развития, а в подготовительной группе - и для подготовки к школе: дошкольники учатся выделять особенности явлений, делать сравнения, обозначать их словами, а в календаре фиксировать их пиктограммами и другими символами.
На конец октября стоит наметить консультацию, посвященную зимней подкормке птиц, которая должна начинаться в ноябре. Методисту следует показать природоохранное значение, экологическую сущность (используя формулу «организм и среда») подкормки зимующих птиц, а с точки зрения педагогики - показать ее большое воспитательное значение.
Приведенные темы - это примерные (необязательные) варианты консультаций: каждый методист знает специфику своего учреждения, педагогический опыт коллектива,
опыт работы в экологическом направлении, поэтому обдумывает целесообразность и содержание тех или иных консультаций.
Проводя консультацию, методист реализует задачу повышения квалификации воспитателей, которая является одной из общих задач методического руководства. Исследование показало, что консультация может включать информационный и поисковый блоки. Сначала методист (или эколог) делает короткое сообщение по одному из теоретических вопросов, а затем, совместно с педагогами, осуществляет поиск идей - как и в каких формах это применить в конкретных условиях эколого-развивающей среды дошкольного учреждения. При этом успешно используются такие формы методической работы, как мозговой штурм, банк идей, педагогическая мозаика и др. В настоящее время не случайно интерактивные формы широко применяются в практике методической работы. Они обеспечивают диалоговое взаимодействие педагогов между собой и с руководителем, способствуют обмену знаниями и опытом, совместному творческому поиску применения технологии в конкретных условиях дошкольного учреждения, формированию критической самооценки собственной деятельности. Практика показала: воспитатели положительно откликаются на содержание поискового блока - активно обсуждают применение тех или иных приемов работы с детьми, использование развивающей среды своего детского сада, предлагают новые способы реализации содержания работы по экологическому воспитанию. Исследование также показало, что воспитатели хорошо усваивают теоретический материал, который предстоит тут же, в течение следующего месяца, реализовать на практике.
Пятая (заключительная) часть АКВ -это общая оценка работы педколлектива за месяц, подчеркивание положительных моментов, успехов его деятельности, педагогических достижений воспитателей, их совершенствования. Такая оценка становится для педагогов мотивацией дальнейшей деятельности, стимулирует ее соревновательный характер. У воспитателей повышается ответственность, когда они видят неравнодушное отношение со стороны руководства, когда подчеркивается и обосновывается важность деятельности - они «болеют за общее дело».
В качестве основных результатов экспериментального осуществления аналити-
ко-коррекционного взаимодействия можно отметить следующие: у педагогов повышается уровень экологической культуры и профессионального сознания в целом, значимых с позиций экологического образования дошкольников; воспитатели успешно овладевают методикой и технологиями экологического воспитания, понимают их развивающий смысл и потенциал; добросовестно, качественно выполняют технологии на практике; имеют собственный интерес к данной области и повышению своего профессионализма.
У детей всех возрастных групп повышается уровень экологической воспитанности, расширяются и уточняются представления об окружающем мире, у большинства отмечается высокий уровень осознанно-правильного отношения к животным. Дети не только имеют знания в области экологии, но и применяют их на практике, с удовольствием и теплотой ухаживают за растениями и животными. Постоянно совершенствуется и активно включается в педагогический процесс эколого-раз-вивающая среда учреждения, широко используется ее воспитательно-образовательный потенциал.
Выводы
Исследование показало, что систематическая реализация «аналитико-коррекционно-го взаимодействия» методиста с педагогами является эффективной формой руководства и управления педагогическим процессом экологического воспитания дошкольников и обеспечивает:
- компактное и одновременное выполнение всех основных функций методиста: анализ, планирование, организацию и контроль качественной реализации системы экологического воспитания, преемственного ее воплощения от младшей до подготовительной группы; следствием является высвобождение времени у методиста и педагогов на самоподготовку и саморазвитие;
- создание в образовательном учреждении атмосферы значимости экологического воспитания, успешное овладение воспитателями методикой и технологиями экологического воспитания детей разных возрастных групп; овладение основами экологии применительно к объектам природы ближайшего окружения и эколого-развивающей среды детского сада;
- осознанное понимание необходимости дисциплинированного исполнения технологий эколого-образовательного процесса, что является условием повышения у детей всех возрастов уровня экологической воспитанности к концу учебного года;
- создание в образовательном учреждении атмосферы доверия и заинтересованного отношения воспитателей к качественной педагогической работе с детьми, повышение уровня самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности - становления начал экологической культуры у детей, развитие своей экологической культуры;
- общее повышение уровня педагогической квалификации и мастерства в сфере воспитания и обучения детей, развитие умения анализировать, регулировать и корректировать собственную педагогическую деятельность.
Взаимосвязанная работа коллектива, поддержание благоприятного социально-психологического климата, положительная мотивация воспитателей к педагогической деятельности поднимают социальный статус учреждения в глазах родителей и общественности. ■
Литература
1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999.
2. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2006.
3. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. - 2004. - №3. -С.82-85.
4. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. - М.: Сфера, 2005.
5. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М.: Сфера, 2004.
6. Волобуева Н.М. Новое в организации методической службы детского сада // Основы педагогического менеджмента. - 2012. - №1. - С. 10-21.
7. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: Сфера, 2005.
8. Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вов-
леченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - №31. - С. 6-11.
9. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Под ред. Ш.И. Ганелина. Сост. А.К. Бушля. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
10. Китов А.И. Экспериментальное исследование процесса руководства // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. - М., 1974.
11. Ковязина В.М. Взаимодействие администрации и педагогического коллектива как фактор инновационного развития образовательного учреждения: На примере комплекса «детский сад-школа»: Дисс. ...канд. пед. наук, 2006.
12. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. - М., ЦГЛ, 2004.
13. Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф. Основы Менеджмента / Пер. Л.И. Евенко. -М.: Дело, 1997.
14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для учреждений СПО по специальности «Дошкольное образование». - 8-е изд., стереотипное. - М., 2014.
15. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М., 2011.
16. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. - М., Академия. 1999.
17. Селиверстова ИА. Содержание и пути совершенствования организации как функции управления дошкольным образовательным учреждением: Дис. ... канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1999.
18. Сластенин ВА., Подымова Л.С. Педагогика инновационной деятельности. -М., 1997.
19. Управление качеством в сфере образования - это стимулирование профессионального роста педагога (Интервью с Ю.В. Фроловым) // Современный детский сад. -2012. - №1. - С. 2-9.
20. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для руководителей ДОУ. - М., 2004.
21. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 1990.
Статья поступила в редакцию 17.02.2016 г.