УДК 33 ББК 65
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ
АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ СУГЛОБОВ,
Заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор; ИВАН АНДРЕЕВИЧ МОРОЗОВ, аспирант кафедры «Финансов и бухгалтерского учета» Технологического университета (г. Королев) E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлен анализ эволюции экономических исследований по проблеме формирования инвестиционной привлекательности депрессивного региона; показаны приоритетные направления инвестиционной политики региона, обобщен опыт формирования инвестиционного климата и проанализирована результативность принятых мер на примере Костромской области.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционная политика, социально-экономическое развитие.
Annotation. The analysis of the evolution of economic research on the formation of investment attractiveness of depressed region is produced; the priority areas of investment policy of the region are shown, the experience of formation of the investment climate is summed up and the effectiveness of the measures taken in the Kostroma region is analyzed.
Keywords: investment attractiveness, investment policy, socio-economic development.
В современных нестабильных экономических условиях исследование инвестиционной привлекательности производственного потенциала отдельных регионов России приобретает все большее значение. Оценка и повышение инвестиционной привлекательности потенциала определенной территории является важнейшим аспектом менеджмента регионального уровня управления. Экономика региона и страны в целом напрямую зависит от обоснованности инвестиционных решений. Значение данной проблемы повышается в связи с резким уменьшением инвестиционных ресурсов (отток иностранных кредитов), а, следовательно, чем сложнее ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвесторов должны опираться на результаты экспертных оценок инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) регионов. В отличие от кризисов 1998 и 2008-2009 годов Российская Федерация лишена нормальной коммуникации с мировыми финансовыми рынками, так как не способна претендовать на ведущие позиции в смысле участия в формировании мировой экономической политики, влиять на направления деятельности международных экономических организаций. А в настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развивать-
ся без интеграции в мировую экономику. Причем внешнеэкономические связи являются важным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование ее структуры, эффективность функционировании. В этих условиях основными источниками инвестирования остаются только средства государства и предприятий. Поэтому экономическая политика государства должна быть предельно взвешенной и эффективной в отношении выделения средств на финансирование инвестиционных проектов.
Методическое обеспечение оценки инвестиционной привлекательности появилось в зарубежной экономической литературе не более 30 лет назад. Так в Гарвардской школе бизнеса, в основу сопоставления положена экспертная шкала, включающая законодательные условия для национальных и иностранных инвесторов, возможность вывоза капитала, состояние национальной валюты, политическую ситуацию в стране, уровень инфляции, возможность использования национального капитала. [12].
Безусловно, вопрос изучения инвестиционного климата регионов поднимался и поднимается российскими учеными-экономистами. В настоящий момент
проблема заключается не в отсутствии категорий или методик, а в их оптимальном подборе к применению. Например, методика Института экономики РАН, Совета по изучению производительных сил (СОПС), а также самая популярная в России — методика рейтингового агентства «Эксперт РА». [7]. Исследованиями в данной области занимались И.В. Гришина, И.И. Ройзман, Г.П. Подшиваленко, А.Г. Шахназаров и др.
Несмотря на большое количество исследований, все еще существует потребность в утверждении на законодательном уровне единой прозрачной методики оценки инвестиционного климата регионов. Данная методика должна быть наглядна и понятна, чтобы при желании ей могли воспользоваться и инвесторы, оценивающие потенциальные объекты инвестирования, и все желающие привлечь инвестиционные ресурсы для определения своих шансов на успех.[7]. Методика должна позволить администрации региона и бизнес-сообществам: на внешнем уровне принять инвестиционное решение по осуществлению частных, государственных, иностранных или совместных инвестиций, среднесрочных или долгосрочных инвестиций и т.д., на внутреннем уровне определить текущую ситуацию для последующего управления инвестиционной привлекательностью региона, разработать и совершенствовать региональную инвестиционную стратегию (через систему индикаторов и показателей). В том числе, методика должна быть направлена на ослабление дисбаланса в уровне социально-экономического развития муниципальных образований внутри региона Российской Федерации. В противном случае инвестиционная политика может привести к усугублению социальной напряженности, что в условиях нестабильной экономической ситуации в России является недопустимым.
На роль подобной единой рекомендуемой методики может претендовать методика «Эксперт РА», однако необходима ее доработка. Доработанная методика должна иметь ясную и логичную теоретическую базу. А при ее доработке можно использовать результаты лучших исследований в области инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата региона.
Для депрессивного региона характерны:
• недостаточный уровень инвестиций в основной капитал;
• недостаточное развитие перерабатывающей промышленности и растущая продовольственная зависимость от поставок из других регионов, стран;
• низкая производительность труда;
• депопуляция, сопровождающаяся миграционной убылью и снижением доли населения в трудоспособном возрасте;
• низкий уровень доходов населения;
• резкая дифференциация жизни в городах и сельской местности, образование вымирающих деревень и неперспективных районов, появление моногородов, вынужденных ме-
нять перепрофилировать развития своей экономики;
• дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы;
• инфраструктурные ограничения.
Будущее региона, в первую очередь, зависит от инвестиционной политики, поскольку именно инвестиции являются главной движущей силой социально-экономического развития.[5]. Региональная власть способна стимулировать экономическую активность депрессивного субъекта РФ посредством целенаправленного воздействия на ряд факторов регионального развития, прежде всего трудовые ресурсы и инфраструктуру. [15]. Характер и направленность такого влияния определяются, прежде всего, территориально-отраслевой структурой экономики региона. Управление факторами регионального развития должно строиться на основе комплексного анализа социально-экономической ситуации, стратегии развития области и концепции территориального планирования. С учетом этого, очевидны несколько направлений развития региона за счет концентрации внутренних ресурсов:
• ориентация на рост отраслевой специализации региона;
• активизация внутреннего рынка за счет развития производств, завершающих технологическую преемственность уже действующих.
В регионах России уже накоплен опыт повышения инвестиционной привлекательности за счет мобилизации внутренних ресурсов. Примером может служить Костромская область, в которой преобладает высокий уровень диверсификации выпускаемой продукции: от гидравлических автомобильных кранов до нефтегазового и химического оборудования, от элементов микропроцессорной системы управления двигателем внутреннего сгорания до электрощитового и дробиль-но-сортировочного оборудования. Кроме того налажено литейное производство и производство оборудования для переработки резиновых смесей. А также производятся детали цилиндропоршневой группы на двигатели к автомобилям, и выпускается продукция оборонно-промышленного комплекса. Здесь остро стоит вопрос привлечения инвестиций для модернизации и технологического перевооружения существующих производств, организации альтернативных производств на базе незадействованных производственных площадей, включая создание технопарковых структур (особых промышленно-производственных зон). Необходимость указанных действий обусловлена влиянием внешних негативных факторов, связанных со значительным сужением рынка сбыта отечественных товаров и сокращением спроса из-за активизации Китая и Турции.[1].
Вместе с тем следует заметить, что Костромской завод автокомпонентов выпускает детали цилиндро-поршневой группы автомобильных двигателей и экспортирует фирменную продукцию более чем в 40 стран мира. Реализация этого инвестпроекта для пред-
приятия принципиально важна, поскольку благодаря ему предприятие смогло выполнить функции импор-тозамещения и выйти на абсолютно новые рынки сбыта. В ближайшие три года инвестиции в предприятие составят более 2 млрд. рублей, что позволило создать более 400 новых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда. Что положительно отразилось на социальной ситуации.[14].
Для обеспечения инвестиционной привлекательности Администрацией Костромской области своевременно определены площадки для реализации региональных инвестиционных проектов. Прежде всего, это касается города Волгореченска, где создается индустриальный парк с диверсифицированной промышленностью «Волгореченский», предусматривающий (при поддержке Федерального центра проектного финансирования) разместить энергоемкие промышленные производства в сферах металлургии, машиностроения, химической промышленности и производства строительных материалов сроком 20152024 гг. В частности речь идет о строительстве завода по производству труб среднего диаметра для нефтегазовой промышленности ОАО «Газпромтрубинвест», объем инвестиций в который составил более 7 млрд. рублей. А высокотехнологичное предприятие ООО «НОВ Кострома», по производству буровых установок различной грузоподъемности, установок для ремонта скважин и другой буровой техники для нефтегазовой отрасли проинвестировано более чем на 4,2 млрд. рублей. Немаловажно, что на заводе планируется создание 300 рабочих мест.[14].
Обеспечить влияние инвестиционной политики на рост качества жизни населения и в целом на уровень социально-экономического развития региона невозможно за счет его одной отдельной территории. Администрацией Костромской области предложена целая серия инвестиционных проектов, предполагающих развитие региона по «первому» направлению. К числу таких примеров можно отнести градообразующий Нерехтский механический завод, функционирующий в сфере оборонной промышленности. Так в модернизацию (строительство новых цехов, закупку современного оборудования и пр.) до недавнего времени находившегося на грани закрытия предприятия вложено более трех с половиной миллиардов рублей. Примером также может быть ООО «ВолгаСтрап» — завод по производству стальной и полиэстеровой ленты высокого качества, с применением новейших технологии, энергосберегающих и экологически безопасных систем. Здесь инвестиции составили 262 млн. рублей, а продукция поставляется в Европу, на Ближний Восток и в Южную Африку. Кроме того в инвестиционный проект по организации механообрабатывающего производства деталей для гражданской авиации включен ЗАО «Электромеханический завод «Пегас».[14].
Рассмотрим опыт, в котором реализовано «второе» направление развития региона. Если говорить о лесопромышленном комплексе, в первую очередь надо от-
метить, что Костромская область обладает одними из крупнейших в европейской части Российской Федерации запасами леса. Это позволяет развивать лесопромышленный комплекс в непосредственной близости от густонаселенного центра страны — значительного потребителя продукции отрасли.
Площадь лесных культур не уменьшается за счет искусственного лесовосстановления. Работы по воспроизводству лесов проводятся государственными предприятиями Костромской области, предпринимателями и арендаторами лесных участков в соответствии с Лесным планом Костромской области и лесохозяй-ственными регламентами лесничеств. Кроме того, в Костромской области осуществляется технологическое перевооружение и модернизация лесозаготовок, что ведет к увеличению производительности предприятий и сокращению затрат (переход от ручной заготовки древесины на заготовку древесины комплексно-механизированным способом с использованием современного лесозаготовительного оборудования).
Наряду с вышесказанным существует ряд проблем, существенно сдерживающих развитие лесопромышленного комплекса в Костромской области. Во-первых, осуществлять лесозаготовительную деятельность круглогодично не позволяет низкая плотность лесных дорог на территории региона и их плохое качество. И, во-вторых, общей проблемой для лесов региона является отсутствие сбыта низкосортной древесины, которая ввиду невостребованности и неокупаемости остается на делянках.
Деревообрабатывающая промышленность — одна из основных отраслей специализации Костромской области, производство продукции деревообработки ежегодно увеличивается. Основными производителями фанеры являются ОАО «Фанплит» в г. Костроме и ОАО «Мантуровский фанерный комбинат». Для производства фанеры используется только качественный березовый кряж. Но для переработки низкосортной древесины, получаемой при сплошной рубке, и отходов от деревообрабатывающего производства необходимо дополнительно развивать производство ДСП.
Данные факты свидетельствуют о низком уровне использования лесного потенциала Костромской области и необходимости повышения эффективности использования лесосырьевой базы области за счет более глубокой обработки заготавливаемой древесины и вовлечения мелкотоварной и низкосортной древесины и отходов деревообработки в производство технологической щепы для выпуска плитной продукции, а также обеспечения эффективного управления лесами, сохранения их ресурсно-экологического потенциала за счет сбалансированности использования и воспроизводства лесных ресурсов.[1].
Как включить в производственный процесс, по сути, отходы лесного производства рассмотрим на примере Мантуровского фанерного комбината. Там действует инвестиционное соглашение. Это градообразующее предприятие, более 80% продукции которого
уходит на экспорт. Здесь планируется реконструкция производства, что позволит работать на отходах лесного хозяйства, а вместе с тем, повысить качество фанеры и увеличить объемы производимой продукции.
Это направление развития региона реализуется и в новых инвест-проектах. Шведская компания NordicIndustries рассматривает возможность создания в Костромской области комплексного лесохозяйствен-ного и деревообрабатывающего предприятия по производству деревянных панелей для строительной и мебельной индустрий — плит OSB, клееного бруса и производства топливных пеллет. Администрация области демонстрирует возможности фактического становления лесной отрасли как главного приоритета в работе с иностранными компаниями по привлечению инвестиций.
Не остается без внимания и агропромышленный комплекс Костромской области. Его базовая отрасль — сельское хозяйство являются одним из наиболее важных секторов экономики региона. В сельской местности Костромской области проживает 30% населения области. За счет собственного производства Костромская область обеспечивает потребности населения области в основных продуктах питания: яйца, мясо птицы, картофель, молоко, овощи и пр.
Рост всей экономики Костромской области тормозится в том числе из-за негативной динамики развития сельского хозяйства. Низкий уровень обеспеченности села объектами социально-инженерной инфраструктуры является одним из основных факторов, обусловливающих непривлекательность сельской местности в первую очередь для молодежи. А длительный отток молодежи из села и низкая рождаемость влекут за собой устойчивую тенденцию старения сельского населения. Что в свою очередь негативным образом сказываются на количестве работников в сельскохозяйственном производстве.[6].
Вместе с тем, имеющиеся в регионе ресурсы: земля, леса, поля, водные ресурсы, предприятия, инфраструктура и т.п. представляют собой мощный потенциал для развития высокопродуктивного и конкурентоспособного сельского хозяйства, способного обеспечить жителей области и соседних регионов качественной и экологически чистой продукцией, что очень важно в условиях вступления России в ВТО и экспансии на российский рынок импортных продуктов питания сомнительного качества.[1].
Известно, что из состояния стагнации экономика выходит за счет создания и развития производств обладающих меньшей ресурсоемкостью, более высокой технологичностью и повышенным качеством продукции. Практика развитых рынков показывает, что такими способностями обладает кролиководство. Примером тому в Костромской области является ООО «Русский кролик» по созданию агротехнопарка кролиководческого направления с объемом производства до 4,8 тысячи тонн мяса кролика в год. Он включает три кролиководческих комплекса, комбикормовый и мясо-
перерабатывающие заводы, а также селекционный и учебный центры.
Кроме того, в настоящее время на территории Костромской области в сфере АПК реализуется следующие инвестиционные проекты. На стадии проработки находится инвестпроект ООО «Два берега» по строительству птицефабрики (выращивание индейки) мощностью до 16,8 тыс. тонн в живом весе в год. ООО «Инвест-Агро» в Островском районе планирует вложить 700 млн. рублей инвестиций в создание агропромышленного комплекса-репродуктора овец романовской породы. Уже созданы овцеточки, привлечены квалифицированные кадры. В этом году начнется строительство новой фермы. В Костромской области в рамках принятой программы по развитию свиноводства начат новый этап реконструкции агрокомплекса «Шувалово-1». На предприятии приступили к переоборудованию пяти корпусов. Перевод предприятия в статус племенного хозяйства станет новым этапом в развитии животноводства области. На всех инвестпло-щадках планируется создать новые рабочие места.[14].
Проект ООО «Галловей Кострома» — современный комплекс по выращиванию и переработке мяса крупного рогатого скота на 10 000 голов. Площадки для содержания животных расположены сразу в нескольких районах области: Галичском, Кадыйском, Нейском и Антроповском районах. Успехи агарного сектора связывают с программой импортозамещения. Так, значительно повысился спрос на нашу молочную продукцию. У сельхозпроизводителей появились дополнительные средства, которые они вкладывают в развитие поголовья скота.
Не менее важной стоит проблема круглогодичного обеспечения населения свежими продуктами. В Не-рехтском районе ООО «Зеленый дом» намерено построить тепличный комплекс площадью 12,48 га для круглогодичного выращивания свежих овощей в закрытом грунте.
Строительный комплекс Костромской области обладает рядом проблемных моментов. По объему строительных работ на душу населения в 2012 году Костромская область заняла последнее место среди субъектов ЦФО (12,8 тыс. рублей, что ниже среднероссийского показателя в 3,1 раза, по ЦФО — в 2,7 раза).
Отставание Костромской области от других субъектов Российской Федерации в сфере жилищного и иного строительства является одним из серьезных барьеров устойчивого социально-экономического развития региона. Это объясняется низкой платежеспособностью населения, высокими процентами по ипотечным кредитам, отсутствием в области производств строительных материалов (цемента, арматурной стали, стекла и т.д.), высокая степень износа основных фондов, дисбаланс в размещении строительных предприятий на территории Костромской области, так как большинство из них расположены в крупных городах. Проблема инвестиционно-строительных процессов в Костромской области
заключается в необходимости развития возможностей внутренних накоплений в регионе.
В Костромской области будет построен новый силикатный завод по производству силикатного камня, газосиликатных блоков, пустотных плит. Общий объем инвестиций — около 3,3 млрд. рублей. Будет создано 90 новых рабочих мест. Учитывая то, что в регионе имеется необходимая сырьевая база, ресурсы и необходимые для строительства площади, он является системообразующим и стратегически важным, так как от подобных проектов зависит, насколько динамично будет происходить строительство в регионе и насколько доступны будут строительные материалы.
Проект завода цементно-стружечных плит включен в реестр областных инвестиционных проектов. Планируемый объем инвестиций составит 5,1 миллиарда рублей. Плиты считаются экологически чистым негорючим материалом и используются в строительстве и отделочных работах. Будет создано 200 рабочих мест, а потребителями продукции будут организации и оптовые базы.[15].
Кроме того на заседании Администрации Костромской области утвержден порядок предоставления субсидий муниципальным районам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в 2015 году (детские сады, спортивные залы и пр.). Критерием отбора муниципальных районов для предоставления субсидий является включение объектов муниципальной собственности в областную инвестиционную программу.[13].
Костромская область заняла первое место в Центральном федеральном округе и четвертое место в России по темпам роста инвестиций в основной капитал в
2014 году. Согласно данным федеральной службы государственной статистики (рис. 1, 2), в 2014 году темп роста инвестиций в основной капитал Костромской области составил 119,8% к уровню 2013 года, а общий объем инвестиций в основной капитал — 27 512,8 миллионов рублей. Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко в ходе рабочей поездки в Кострому в марте
2015 года была дана высокая оценка инвестиционной политики региона, в том числе принятым мерам по разработке изменений в законодательство, позволяющих активно привлекать инвесторов и созданию экономического климата способного заинтересовать бизнес. А полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Александр Беглов в рамках рабочей встречи с губернатором Костромской области в июле 2015 года отметил «поступательное динамичное развитие региона».
Обобщая все вышесказанное, следует сделать вывод о том, что администрации области в процессе организации работы по улучшению социально-экономического положения региона особое внимание необходимо уделить вопросу формирования инвестиционной привлекательности предприятий региона. Привлечение российских и иностранных инвесторов к реализации инвестиционных проектов по открытию
новых промышленных производств и бизнес-структур, а также становление и развитие института государственно-частного партнерства, ориентированного на совместное финансирование перспективных инвестиционных проектов существенно повлияют на экономическое развитие региона.
Литература
1. Распоряжение Администрации Костромской области от 27.08.2013 № 189-ра «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года».
2. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. — М.: Изд-во «Экономика», 1999. — 662 с.
3. Касьяненко Т.Г., Маховикова Г.А. Экономическая оценка инвестиций М.: Юрайт. 2014. — 559 с.
4. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. — М.: «Анкит», 2005. — 328 с.
5. Гришина И.В. Территориальные особенности инвестиционного роста в России// Российское предпринимательство. — 2006. — № 3 (75). — С. 40-46.
6. Киселев И.К. К вопросу об эффективности инвестиционной политики // Экономическая наука — хозяйственной практике: материалы научной сессии 12 международной научно-практической конференции. Кострома 6-7-мая 2010г./отв. Ред. Исаев Н.В. — Кострома, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010 — 653 с. — С. 354-360.
7. Литвинова В. В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона [Текст] / В. В. Литвинова // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 161-169.
8. Пансков В.Г. Бюджетная самостоятельность и инвестиционная активность регионов // Инновационное развитиеэкономики. 2013. № 1. С. 111-115.
9. Суглобов А.Е., Шеховцова Ю.А. Домашние хозяйства как источник финансовых ресурсов обеспечения инвестиционной безопасности государства // Вопросы региональной экономики. 2012. Т. 13. № 4. С. 76-86.
10. Суглобов А.Е., Купреев В.В. Инвестиции в агропромышленный комплекс Нижегородской области // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2004. № 2. С. 62-68.
11. Суглобов А.Е. Проблемы, пути решения инвестиций в сельскую социальную инфраструктуру // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 10. С. 53-57.
12. Исследование инвестиционного климата регионов России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ researches/regюns/mvestdimate/
13. Инвестиционный портал Костромской области: http://investkostroma.ru
14. Информационный портал Костромской области СМИ44: http://smi44.ru
15. Портал государственных органов Костромской области: http://www.adm44.ru/
Рис. 1. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал Костромской области 2005-2014 г. значение показателя за год, % к предыдущему году
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал Костромской области 2005-2014 г. значение показателя за год, млн. руб.