Наро-Фоминский муниципальный район как туристская дестинация
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ ТУРИЗМ, ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО, СЕРВИС
Ананьева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор,
проректор, зам. председателя совета УМО по образованию в области сервиса и туризма, mosumo@mail.ru,
Кобелева Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент,
ученый секретарь УМО по образованию в области сервиса и туризма, umorguts@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
This paper deals with the problems the transition to the federal state educational standards and a new generation of professional training for tourism and service.
Статья посвящена проблемам перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и подготовки профессиональных кадров для сферы туризма и сервиса.
Keywords: methodological support, the demands of employers, competence, basic educational program
Ключевые слова: методическое обеспечение, требования работодателей, компетенции, основная образовательная программа
С 1 сентября 2011 года высшие учебные заведения России переходят на новую систему подготовки кадров, обусловленную новыми законодательными нормами и федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения. Существуют серьезные отличия ФГОС ВПО от государственных образовательных стандартов первого (1997 год) и второго (2000 год) поколений. Новое поколение российских образовательных стандартов создано на основе базовых принципов Болонского процесса: с ориентацией на результаты обучения, выраженные в формате компетенций, и с учетом трудозатрат в кредитных (зачетных) единицах [1, 2, 3, 5, 7]. Обязательным условием разработки стандартов было участие в этом
процессе профессиональных объединений работодателей, использование новых профессиональных стандартов для формулирования требуемых компетенций выпускников, опыта зарубежных коллег [6, 8]. Но главное отличие — «рамочный» характер стандартов нового поколения. Мы привыкли к «типовым» учебным планам и программам дисциплин, единым на всем России (различия в учебных планах вузов страны были 5—10%). Государственные образовательные стандарты (ГОС) первого (1997 год) и второго (2000 год) поколений содержали жесткий перечень дисциплин, практик и форм отчетности, отступать от которых вуз не имел права. Стандарты контролировали объем (выраженный в академических часах) и содержание каждой из дисциплин, закрепленное в перечне указываемых
Методическое обеспечение основных образовательных программ вузов, реализующих.
после ее названия «дидактических единиц» — основных разделов учебного курса. И все же доля самостоятельности вуза при создании учебного плана (за счет так называемых «региональных» и «вузовских» компонентов образовательной программы и курсов по выбору студента) в 1990—2000 годах постепенно росла и составляла в ГОС ВПО первого поколения 15—20%, второго поколения — около 30%.
В новом поколении ФГОС ВПО наблюдаются существенные изменения в качестве базовой (обязательной) по набору дисциплин (модулей): она составляет лишь половину (50%) образовательной программы бакалавра (для программы магистра так называемая «вариативная часть» составляет более 70%). Даже в «обязательной» части программы (за исключением нескольких позиций в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин) на первое место поставлены не жестко закрепленные учебные курсы, а требования к формируемым у студента в результате изучения соответствующего цикла дисциплин компетенций. Содержательное наполнение второй (вариативной, или профильной) половины образовательной программы становится прерогативой вуза, в помощь которому учебно-методическими объединениями созданы ориентировочные (рекомендованные) примерные основные образовательные программы (ПООП) по конкретным направлениям подготовки.
Что же является основой методического обеспечения проектирования и реализации вузами основных образовательных программ нового поколения?
Это Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции Федеральных законов № 232 и № 309), а также новое Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). В них конкретизированы понятия «основной образовательной программы образовательного учреждения» и «примерной основной образовательной программы», при этом образовательному учреждению предоставлены широкие возможности для формирования основных образовательных программ (ООП) на основе соответствующих ФГОС ВПО с участием всех заинтересованных субъектов образовательного процесса.
Нормативную основу для проектирования и реализации ООП вуза составляют:
• два федеральных закона в области образования;
• типовое положение о вузе (утверждено 14 февраля 2008 года);
• ФГОС по соответствующему направлению и уровню подготовки;
• нормативные документы, регулирующие порядок организации образовательного процесса (федерального уровня);
• примерная основная образовательная программа (носит рекомендательный характер);
• устав вуза и другие нормативные документы вузовского уровня.
Для обоснования структуры необходимого нормативно-методического обеспечения проектирования и реализации вузовских основных образовательных программ (на федеральном и вузовском уровнях) приведем определения и положения, взятые непосредственно из упомянутых выше нормативно-правовых документов (в качестве основного рассмотрим текст типового положения о вузе, потому что в нем учтены многие требования федеральных законов в области образования).
В типовом положении о вузе определено, что программы бакалавриата, специалиста и магистратуры являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.
Высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП на основе ФГОС ВПО, примерных основных образовательных программ, разработку которых осуществляет соответствующее Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации. Примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер. УМО по образованию в области сервиса и туризма еще в сентябре 2010 года разместило на сайте Российского государственного университета туризма и сервиса примерные ООП по направлениям подготовки Туризм, Сервис, Гостиничное дело [4]. Это позволило вузам разрабатывать новые образовательные программы с учетом потребностей местного (регионального) рынка труда, научных и образовательных традиций, собственных методических наработок («инноваций») и т. п. Многие вузы, члены УМО по образованию в области сервиса и туризма, достойно справились с этой сложной задачей, хотелось бы отметить ООП по направлениям
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
подготовки Туризм и Сервис — Российского государственного университета туризма и сервиса, Российского торгово-экономического университета, Алтайского государственного университета, Российского государственного университета им. Канта, Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Южно-Уральского государственного университета и др. Разнообразие ООП по одному направлению подготовки приведет к конкуренции образовательных программ на территории Российской Федерации. Здесь же заложена и возможность создания программ, совместимых с европейскими.
Однако в процессе формирования собственных образовательных программ вузы столкнулись с определенными трудностями. Это был новый непривычный опыт. Необходимость самостоятельного определения 50 и более процентов содержания ООП нередко вызывали сомнения в правильности решения, возник вопрос: смогут ли профессорско-преподавательские коллективы создать действительно современные образовательные программы — конкурентоспособные, привлекательные для работодателей и абитуриентов. Вот почему одним из ключевых моментов реализации реформы ВПО в России становились программы повышения квалификации для учебно-методического персонала и преподавателей российских вузов по созданию основанных на компетентностном подходе и представленных в кредитно-модульном формате образовательных программ, учитывающих, с одной стороны, потребности российского и международного рынков труда, а с другой стороны, формирующиеся в настоящее время методические наработки и требования единого европейского образовательного пространства. На базе Российского государственного университета УМО по образованию в области сервиса и туризма в декабре 2009 и 2010 годов провели курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему Федеральных государственных образовательных стандартов» (далее --Программа). Программа состояла из следующих блоков: актуальные вопросы внедрения ФГОС ВПО, проектирование вузовской ООП на основе компетентностно-ориентирован-
ного подхода, образовательные технологии как организационно-управленческая норма проектирования основных образовательных программ, проектирование ООП ВПО вуза по направлениям подготовки Туризм, Сервис, Гостиничное дело, нормативно-правовые основы перехода к поколению ФГОС ВПО и ООП ВПО вуза в РФ. По названной программе прошли обучение более 150 преподавателей из 120 вузов России.
Главное требование к структурным элементам основной образовательной программы вуза — ежегодное обновление основных образовательных программ (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
На федеральном уровне проектирование и реализация вузами ООП ВПО нормативно обеспечиваются требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В соответствии с типовым положением о вузе ПООП имеют для высшей школы рекомендательный характер. Необходимое нормативно-методическое обеспечение вузовского уровня для проектирования и реализации ООП ВПО обусловлено самой структурой основной образовательной программы вуза, которая задается нормативными определениями и требованиями, процитированными выше, а также требованиями ФГОС ВПО.
Подводя итоги, приведем схематично структуру ООП вуза. Основная образовательная программа вуза как система документов, самостоятельно разрабатываемая и утверждаемая высшим учебным заведением, регламентирующая цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся и выпускников, должна состоять из следующих элементов: 1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа (определение)
1.2. Нормативные документы для разработки ООП
Методическое обеспечение основных образовательных программ вузов, реализующих..
2.
3.
4.
1.3. Общая характеристика ООП 1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной программы Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП
4.1. Календарный учебный график
4.2. Учебный план
4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
4.3. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся
5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП
6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие
развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников
7. Нормативно-методическое обеспечение сис-
темы оценки качества освоения обучающимися
7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
7.2. Итоговая государственная аттестация вы пускников ООП
8. Другие нормативно-методические документы
и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся
6.
7.
Литература
http://www.fgosvpo.ru (Дата обращения: 24.02.2011). http://www.mon.gov.ru (Дата обращения: 24.02.2011). http://www.tuning.unideusto.org (Дата обращения: 01.02.2011). http://www.rguts.ru/profession_vpo (Дата обращения: 24.02.2011).
Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., СахарчукЕ. С. О формировании модели общих требований к уровню подготовки выпускников бакалавриата по основным образовательным программам направлений подготовки: Сервис, Туризм // Сервис plus. 2010. № 1.
Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., Сахарчук Е. С. Международный опыт образования в сфере туризма (на примере Германии) // Сервис plus. 2010. № 4.
БайденкоВ.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. 4-е изд., стереотип. М., 2003.
Материалы на странице Национального агентства развития квалификаций на сайте http://www.rspp.ru (Дата обращения: 24.02.2011).
Книжные новинки
Ривчун Т.Е. Высшее учебное заведение — эффективный субъект национальной экономики (многоаспектный взгляд): Монография. М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2010. 204 с.
Монография посвящена проблемам современного понимания категории эффективность высшего учебного заведения и методологии ее оценки. В книге исследуются теоретические основы функционирования высшего учебного заведения как эффективного субъекта национальной экономики, зарубежный опыт обеспечения эффективности деятельности высшего учебного заведения, предлагаются конкретные методические рекомендации по повышению эффективности деятельности вуза.
Книга представляет интерес для ученых, специалистов региональных и муниципальных органов управления, занимающихся вопросами потребительского рынка и социальной сферы.