EcoNoMics AND MANAGEMENT
УДК 004.7:336:338/045
Методическое обеспечение бизнес-анализа налоговой нагрузки перерабатывающих
организаций
А.Н. Полозова, д-р экон. наук, профессор Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I Г.В. Беляева, д-р экон. наук, профессор; Р.В. Нуждин, канд. экон. наук;
Н.И. Пономарева, канд. экон. наук Воронежский государственный университет инженерных технологий
Экономическая деятельность организаций пищевых производств как налогоплательщиков сопряжена с нестабильностью некоторых элементов государственной налоговой системы и противоречивостью отдельных распоряжений Федеральной налоговой службы РФ (ФНС). В частности, многие положения налоговых нормативных документов предоставляют субъектам пищевых производств экономически выгодные инструменты выбора: налоговых режимов, способов расчета и уплаты налогов, направлений оптимизации налогооблагаемых баз и минимизации налоговых потерь, позволяющих снизить величину налоговых обязательств. Однако между процессами оптимизации и минимизации, связанными с системой налогообложения и величиной налогового бремени, существует тесная финансовая зависимость, оказывающая влияние на уровень налоговой нагрузки субъектов хозяйствования. В связи с этим возникает насущная потребность в постоянном бизнес-анализе уровня последней для целей контроля и обеспечения должной налоговой состоятельности организаций АПК, в том числе сахарного производства.
Федеральной налоговой службой РФ была принята «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (Приказ от 30.05.2007 г. № ММ-3 - 06 / 333@) для создания единой системы планирования выездных налоговых проверок и повышения налоговой дисциплины налогоплательщиков. В концепции был изложен комплекс процедур оценки основных показателей экономической деятельности организаций -налогоплательщиков, включающий следующие процедуры: анализ сумм исчисленных и уплаченных налогов и их изменения; анализ показателей бухгалтерской финансовой и /или налоговой отчетности; анализ существенных факторов, влияющих на формирование величины налоговой базы.
В информационно-разъяснительном документе «О работе комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» письмо ФНС от 25.07.2017 г. № ЕД-4 - 15 / 14490@), следствием появления которого стало смещение акцентов с предпринимательской на социальную сторону экономической деятельности налогоплательщиков, в качестве основной цели поставлено дополнительное поступление в бюджет налога на доходы физических лиц и страховых взносов. Предметом рассмотрения комиссии являются: правильность формирования налоговой базы по НДФЛ, достоверность базы определения страховых взносов, полнота уплаты организациями нДФл и страховых взносов. В связи с этим налоговая нагрузка рассчитывается и анализируется только как совокупная. Кроме этого рассчитываются и анализируются отклонения: налоговой нагрузки от ее максимальной величины аналогичного налогоплательщика; налоговой нагрузки от ее среднего показателя по соответствующему виду экономической деятельности.
В то же время организации, самостоятельно рассчитывая показатели, служащие критериями для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок, могут быть освобождены от включения в план, если их уровень не ниже нормативных (средних) значений по определенному виду экономической деятельности. Иначе говоря, если организация имеет намерение установить вероятность выездной налоговой проверки, то она должна выполнить (кроме прочих) следующие действия: определить совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее со средним уровнем по соответствующему виду экономической деятельности, приведенному в актуализированном приложении № 3 к Приказу № ММ-3 - 06/333@; установить причины низкой налоговой нагрузки, если она таковой окажется. В их чис-
ле могут быть: сложности с продажей продукции, предоставление больших займов другим организациям, изменение конъюнктуры рынка, увеличение цен на ресурсы, инвестиционные расходы, реализация продукции по экспорту, наличие недобросовестных контрагентов.
Поэтому в настоящее время повышается внимание к налоговой обремененности налогоплательщиков относительно методических подходов к определению налоговой нагрузки организаций [1 - 5]. Однако применять предлагаемые методики, учитывая их преимущества, целесообразно в основном в ходе внутреннего финансового анализа, чтобы расширить оценочное поле и увеличить количество аналитических приемов в налоговом анализе организаций. Для целей бизнес-анализа целесообразно применять порядок расчета налоговой нагрузки, приведенный в соответствующих документах Министерства финансов РФ. При этом описание самих способов расчета налоговой нагрузки в документах ФНС РФ (приказах и письмах) и определение средних по видам экономической деятельности показателей вызывает определенные сомнения в их достоверности. В частности, отличаются способы расчета сумм налогов в формулах определения налоговой нагрузки в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3 - 06/333@ и Письме ФНС РФ от 25.07.2017 г. № ЕД-4 - 15/14490@): в первом случае используется «кассовый» метод, во втором - метод «начисления», то есть фактически рассчитанная налоговая нагрузка налогоплательщиком сопоставляется со средним значением по виду экономической деятельности. Но такое сравнение нарушает принцип сопоставимости, а полученное арифметически отклонение не будет объективным. Поэтому необходимо привести в соответствие имеющие место в названных выше документах способы расчета суммы налогов и внести со-
ПИЩЕвАЯ ПPОMЫШЛEHHОCTЬ 10/2018 45
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Таблица 1
Налоговая нагрузка организаций* сахарного производства Воронежской области _(2012 - 2016 гг.)_
Показатель Годы
2012 2013 2014 2015 2016
Стоимость продаж (без НДС), тыс. руб. 12132953 11069280 12401817 19213045 22735912
Сумма уплаченных налогов, кроме НДФЛ, тыс. руб. 546512 522073 676786 1860873 2631509
Налоговая нагрузка, % 4,50 4,72 5,46 9,68 11,57
Нормативная (средняя) налоговая нагрузка по данным ФНС России, % 16,6 19,1 19,4 18,2 19,7
Отклонение налоговой нагрузки организаций сахарного производства от нормативной (средней), пн. -12,1 -14,38 -13,94 -8,52 -8,13
* В таблице приведены сводные данные по 8 организациям сахарного производства Воронежской области, находящимся под управлением ООО «Продимекс-сахар».
Налоговая нагрузка АО «Лискисахар» (2012 - 2016 гг.)
Таблица 2
Показатель Годы Отклонение
2012 2013 2014 2015 2016 2014/2013 2015/2014 2016/2015
Нормативная (средняя) налоговая нагрузка, % 16,6 19,1 19,4 18,2 19,7 0,3 -1,2 1,5
Фактическая налоговая нагрузка,% 2,34 1,12 1,08 6,10 7,42 -0,04 5,02 1,32
Отклонение фактической налоговой нагрузки от нормативной (средней), % -14,26 -17,98 -18,32 -12,10 -12,28 -0,34 6,22 -0,18
ответствующие исправления в текст Письма ФНС РФ от 25.07.2017 г. № ЕД-4 - 15/ 14490@, чтобы исключить информационно-методическую дезинформированность организаций некорректными разъяснениями ФНС рФ.
Указанные факты порождают необходимость выполнить соответствующие процедуры бизнес-анализа. Бизнес-анализ налоговой нагрузки проведен на примере восьми организаций сахарного производства Воронежской области и конкретного сахарного завода - АО «Лискисахар» (2012 - 2016 гг.). Результаты выполненного анализа свидетельствуют о довольно широком диапазоне значений налоговой нагрузки - от 4,50 до 11,57 % (табл. 1), то есть ее величина возросла в 2,6 раза, однако темпы роста налогового бремени превышали темпы роста налоговой нагрузки в меньшей степени - в 2 раза.
На протяжении 2012 - 2016 гг. разрыв между фактической и нормативной (средней) налоговой нагрузкой по исследуемым организациям был негативным, что, с одной стороны, свидетельствует о вероятности соответствующих ответных действиях налоговых служб, но также дает основание усомниться в обоснованности установленных нормативных (средних) показателей налоговой нагрузки.
с учетом изложенного для формирования объективного мнения
об уровне налоговой нагрузки был проведен детальный анализ в Ао «Лискисахар» (табл. 2). АО «Лискисахар» в 2012 - 2016 гг. получало исключительно положительные финансовые результаты как по основной деятельности, так и в целом по экономической деятельности: наблюдался ежегодный рост доходов, прибыли от продаж и чистой прибыли; результативности бизнес-процессов, что в большей степени было обусловлено высоким уровнем сахаристости и объемами перерабатываемого свекловичного сырья. Однако сравнение фактической налоговой нагрузки с нормативными (средними) ее значениями дали возможность сделать следующие выводы: нормативный (средний) уровень налоговой нагрузки во всех случаях наблюдений оставался существенно недостижимым; значения отклонений варьировались в диапазоне от 12 до 18 пн., то есть уровень вероятности неисполнения норматива составлял 65 - 95%, хотя наблюдался рост фактической налоговой нагрузки в 2015 - 2016 гг. сложившаяся ситуация также ставит под сомнение корректность величины нормативной (средней) налоговой нагрузки, рекомендуемой ФНС РФ, и целесообразность ее применения для оценки системы налогообложения организаций сахарного производства. Кроме того, рекомендуемая ФНС в настоящее время величина нормативной (средней) налоговой
нагрузки не может быть признана эффективной для проведения самооценки организациями пищевых производств ввиду агрегированной направленности ее применения: налоговая нагрузка установлена в целом для организаций, производящих пищевую продукцию, напитки, табак.
Для того чтобы у организаций пищевых производств была возможность целесообразного применения разработанных Минфином РФ нормативов налоговой нагрузки, последние должны быть конкретизированы по отдельным видам пищевых производств, особенно сезонного характера, в частности, в соответствии со статьями формы отчета 1-НОМ «Начисление и поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности». То есть необходимо выделить обрабатывающие производства, в том числе производство пищевых продуктов, включая напитки; из них: производство мяса и мясопродуктов; производство молочных продуктов; производство сахара; производство напитков, в том числе производство алкогольных напитков. Такой подход позволит государственным налоговым органам не только принять во внимание специфику каждого вида пищевого производства, но и даст возможность налогоплательщикам самостоятельно оценивать собственные результаты налогообложения, чтобы определить уровень своей налоговой нагрузки и обеспечить ее надлежащий уровень.
Таким образом, рекомендуемые ФНС РФ формулы для расчета показателей налоговой нагрузки прописаны некорректно и противоречиво. Некорректность заключается в использовании несопоставимых показателей, противоречивость наблюдается в изложении отличающихся методических подходов к определению одних и тех же показателей в нормативных правовых документах и документах, разъясняющих их применение. Рекомендуемые ФНС РФ показатели налоговой нагрузки обобщены по видам экономической деятельности. В частности, в составе обрабатывающих производств не выделены пищевые сезонные, (например, сахарное производство), на условия формирования показателей которых оказывают влияние факторы внешней и сопряженной среды, искажающие реальные соотношения и тем самым дезинформирующие внешних и внутренних пользователей.
Устранение перечисленных недостатков будет способствовать
46
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 10/2018
ECONOMiCS AND MANAGEMENT
успешной реализации требований государственных налоговых органов и побуждать пищевые производства надлежащим образом исполнять свои налоговые обязательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова, Е. В. Выбор методики определения налоговой нагрузки и налоговое планирование на предприя-тии/Е.В. Антонова // Налоги и налогообложение. - 2013. - № 8. - С. 615 - 625.
2. Гудков, А.А. Разработка методики расчета налоговой нагрузки экономических субъектов/А.А. Гудков // Управленческий учет. - 2013. - № 1. - С. 72 - 77.
3. Карпова, В. Налоговое бремя: анализ методик расчета/ В. Карпова // Справочник экономис-
та. - 2016. - № 8. Режим доступа: http://economist.net.ua/node/473
4. Коростелкина, И.А. Методика расчета налоговой нагрузки экономических субъектов/ И.А. Коростелкина // Международный бухгалтерский учет. -2014. - 32 (326). - С. 41 - 51.
5. Салькова, О. С. Оценка налоговой нагрузки как способ действий по выявлению резервов налоговой оптимизации организации/О.С. Салькова // Управленческий учет. - 2016. - № 3. - С. 79 - 86.
REFERENCES
1. Antonova, E.V. Vybor metodiki opre-deleniya nalogovoj nagruzki i nalogovoe planirovanie na predpriyatii/E.V. Antonova // Nalogi i nalogooblozhenie. - 2013. -№ 8. - P. 615 - 625.
2. Gudkov, A. A. Razrabotka metodiki rascheta nalogovoj nagruzki ehkonomi-cheskih sub» ektov/A.A. Gud-kov // Up-ravlencheskij uchet. - 2013. - № 1. -P. 72 - 77.
3. Karpova, V. Nalogovoe bre-mya: analiz metodik rascheta / V. Karpova // Spravochnik ehkonomis-ta. - 2016. - № 8. Rezhim dostupa: http://economist.net.ua/node/473
4. Korostelkina, I.A. Metodika rascheta nalogovoj nagruzki ehkonomicheskih sub» ektov/I. A. Korostelkina // Mezh-dunarodnyj buhgalterskij uchet. - 2014. -32 (326). - P. 41 - 51.
5. Sal'kova, O. S. Ocenka nalogovoj nagruzki kak sposob dejstvij po vyyav-leniyu rezervov nalogovoj optimizacii or-ganizacii/O.S. Sal'kova // Upravlencheskij uchet. - 2016. - № 3. - P. 79 - 86.
Методическое обеспечение бизнес-анализа налоговой нагрузки перерабатывающих предприятий
Ключевые слова
бизнес-анализ; методическое обеспечение; налоговая нагрузка; перерабатывающие организации; сахарное производство
Реферат
Элементом налогового менеджмента является бизнес-анализ качественных и количественных сторон, признаков и отношений системы нормативного правового регулирования налоговой нагрузки перерабатывающих организаций. Методическое обеспечение процедур бизнес-анализа предусматривает определение и оценку статических показателей, их динамических отклонений от нормативов по соответствующим видам экономической деятельности. В качестве нормативов государственными налоговыми органами используются среднестатистические показатели налоговой нагрузки, в том числе в целом по производству пищевых продуктов. Противоречивыми являются рекомендуемые налоговыми органами методики расчета налоговой нагрузки в нормативно-правовых и информационно-разъяснительных документах ввиду нарушения принципа сопоставимости сравниваемых показателей. Выполнен бизнес-анализ уровня и степени отклонений налоговой нагрузки от установленных нормативных значений по организациям сахарного производства Воронежской области на основе методического подхода «от общего к ключевому частному». Установлено существенное негативное отклонение фактической налоговой нагрузки организаций от нормативных значений за пятилетний период в среднем на 11,4 пункта на фоне позитивных бизнес-успехов в получении прибыли и достижении доходности экономической деятельности. Полученные знания о выявленных результатах дали основание разработать рекомендации по устранению недостатков расчетного алгоритма и реализации возможностей избегания конфликтных ситуаций с налоговыми органами. Эти рекомендации подразумевают: изменение способа определения налоговой нагрузки с целью повышения объективности выводов; устранение агрегированности нормативов налоговой нагрузки с целью учета специфических особенностей ведения экономической деятельности перерабатывающих организаций, в том числе сезонных производств.
Авторы
Полозова Анна Николаевна, д-р экон. наук, профессор Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, 394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, д. 1, [email protected]
Беляева Галина Викторовна, д-р экон. наук, профессор, Нуждин Роман Викторович, канд. экон. наук, Пономарева Наталия Игоревна, канд экон. наук Воронежский государственный университет инженерных технологий, 394036, г. Воронеж, проспект Революции, д. 19, [email protected]
Methodical support of business analysis of the tax burden of processing enterprises
Key words
business analysis; methodological support; processing organizations; sugar production; tax burden
Abstracts
Business analysis of establishing qualitative and quantitative aspects, features and relations of the system of normative legal regulation of the tax burden of processing organizations is an element of tax management. Methodological support of business analysis procedures provides for the definition and evaluation of static indicators, their dynamic deviations from the standards for the relevant types of economic activities. The state tax authorities use the average indicators of the tax burden, including in General for the production of food products, as standards. The methods recommended by the tax authorities for calculating the tax burden in regulatory and explanatory documents due to violation of the principle of comparability of compared indicators are contradictory. Business analysis of the level and degree of deviations of the tax burden from the established normative values for organizations of sugar production of the Voronezh region is based on the methodological approach «from the General to the key private». A significant negative deviation of the actual tax burden of organizations from the normative values for the five-year period by an average of 11.4 points with positive business success in making a profit and achieving profitability of economic activity. The obtained knowledge about the revealed results gave the ground to develop recommendations concerning elimination of shortcomings of the settlement algorithm and realization of possibilities of avoidance of conflict situations with tax authorities: change the method of determining the tax burden with the aim of increasing the objectivity of conclusions; elimination of aggregation of standards of tax burden for the purpose of accounting of specific features of conducting economic activity of the processing organizations, including seasonal productions.
Authors
Polozova Anna Nikolaevna, Doctor of Economical Sciences, Professor Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Graet, 1, str. Michurina, Voronezh, 394087, [email protected] Belyaeva Galina Viktorovna, Doctor of Economical Sciences, Professor, Nuzhdin Roman Viktorovich, Candidate of Economical Sciences, Ponomareva Nataliya Igorevna, Candidate of Economical Sciences Voronezh State University of Engineering Technologies, 19, Revolution Av., Voronezh, 394036, [email protected]
ПИЩEBАЯ ПPОMЫШЛEHHОCTЬ 10/2018 47