Научная статья на тему 'Методическое наследие профессора Мухаметхана Ашрафзяновича фазлуллина (1883-1964)'

Методическое наследие профессора Мухаметхана Ашрафзяновича фазлуллина (1883-1964) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВА-НИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА / METHODOLOGICAL HERITAGE / LANGUAGE CONCEPT / METHODS OF TEACHING NATIVE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмутова Гюзель Максутовна

Статья посвящена изучению творческого наследия татарского языковеда, педагога и методиста М.А.Фазлуллина, сохраняющего научную значимость для современного развития системы образо-вания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL HERITAGE OF PROFESSOR M.A.FAZLULLIN

M.A.Fazlullin is an outstanding Tatar scholar, linguist and pedagogue. He was the author of the first text-books of the Tatar language teaching methods. The article gives an overview of methodical heritage of professor M.A.Fazlullin.

Текст научной работы на тему «Методическое наследие профессора Мухаметхана Ашрафзяновича фазлуллина (1883-1964)»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)

УДК 808.2(092)

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА МУХАМЕТХАНА АШРАФЗЯНОВИЧА ФАЗЛУЛЛИНА (1883-1964)

© Г.М.Махмутова

Статья посвящена изучению творческого наследия татарского языковеда, педагога и методиста М.А.Фазлуллина, сохраняющего научную значимость для современного развития системы образования.

Ключевые слова: методическое наследие, лингводидактическая концепция, методика преподавания родного языка.

Современная педагогика обращается к лучшим достижениям прошлого, к трудам отечественных и зарубежных педагогов, чьи научнотеоретические и практические разработки и творческий поиск были пронизаны идеями гуманизма, заботой о воспитании и образовании человека, формировании гармоничной личности. Прогрессивный, испытанный и апробированный в историческом процессе опыт прошлого часто отвечает задачам настоящего времени, предоставляет неисчерпаемые воспитательные и образовательные ресурсы, избавляет от необходимости заново открывать педагогические истины, уже известные предшествующим поколениям, предостерегает от совершения педагогических ошибок, позволяет строить качественно новые педагогические системы на испытанном фундаменте.

Фазлуллин Мухаметхан Ашрафзянович (1883-1964) - татарский языковед, педагог и методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), профессор (1930), заслуженный деятель науки Татарской АССР (1940) - в своем научном творчестве сфокусировал самый напряженный поисковый этап в истории методики преподавания родного языка в татарской школе. Он известен как автор первых учебников по дидактике, по методике преподавания татарского языка, максимально приближенных к научной модели его времени.

Научная биография и творческое наследие М.А.Фазлуллина весомы и достойны тщательного изучения, они сохраняют свою значимость и для современного развития системы образования. Его многогранная научно-педагогическая деятельность получила признание современников - педагогов Я.И.Ханбикова, М.А.Сагитова, Ф.С.Валеевой, Ф.Исламова. Однако до сих пор биография и творческое наследие М.Фазлуллина как целостная система не являлись предметом специального научного изучения, отсутствуют

работы, посвященные анализу собственно его методической концепции.

С 1919 года жизнь и деятельность М.А.Фазлуллина неразрывно связаны с Казанью. Он приезжает сюда по приглашению отдела народного образования Казанской губернии и ведет преподавательскую и научную работу в учебных заведениях города: руководит трехгодичными педагогическими курсами, организованными на базе Казанской педагогической семинарии для мужчин (созданной на основе Казанской Татарской Учительской Школы) и педагогической семинарии для женщин (1919); преподает на рабочем факультете Казанского университета, в Тюркотатарской военно-политической школе (19211922), руководит годичными педагогическими курсами. С осени 1923 года он ведет занятия по татарскому языку и литературе на Татарском рабочем факультете, с февраля 1929 года - в Татарском коммунистическом университете. В апреле 1929 года его приглашают работать в Восточный педагогический институт (Казанский государственный педагогический институт, затем Казанский государственный педагогический университет, ныне Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет).

Анализ тематики исследований М.А.Фазлуллина в области татарского языка позволяет выделить ведущие направления его научной деятельности: татарский язык и методика его преподавания в школах и университетах; историческая диалектология, лексикография, терминология.

М.А.Фазлуллин - участник реформ татарской письменности, автор первого букваря на основе латинского алфавита "Новая азбука" (1928), книг для чтения, по методике преподавания татарского языка для вузов "Методика родного языка" (1954), первых пособий по педагогике и психологии для учителей татарских школ "Как ребенок начинает говорить (из области детской психологии)" (1922).

ГММАХМУТОВА

В 1946-1948 гг. М.А.Фазлуллин был старшим научным сотрудником Института языка, литературы и истории имени Г.Ибрагимова Казанского филиала АН СССР. Здесь он возглавлял комиссию по языкам, осуществлял руководство над работой по созданию терминологических словарей и словарей для переводчиков. Помимо этого, как указывает М.А.Сагитов, М.А.Фазлуллин в это время издал такие работы, как "Татарский алфавит", "Орфография татарского языка", "Фонетическая транскрипция татарского языка"".

Методическое наследие профессора М.А.Фазлуллина представлено четырьмя взаимосвязанными блоками: психолого-педагогичес-кие основы, система принципов и методов обучения татарскому языку как родному; программа и учебники по татарскому языку для средней школы; место и роль университетской науки в подготовке и переподготовке учителей татарского языка.

Лингводидактическая концепция обучения татарскому языку М.А.Фазлуллина опирается на исходные положения Казанской лингвистической школы (КЛШ), методический опыт которой органически сочетает теоретическую глубину и практику преподавания языка. Вместе с тем М.А.Фазлуллин учитывает и опыт своих предшественников и коллег, в частности К.Насыйри, М.Х.Курбангалиева, X.Бадигова, Р. Газизова.

В библиографии рукописного наследия профессора М.А.Фазлуллина, опубликованной в журнале "Фэн hэм тел" ("Наука и язык") в 2000 г., указывается на наличие следующих статей, ныне безвозвратно утраченных: "Труды В. А. Богородицкого по татарскому языкознанию" (1951) и "В.А.Богородицкийньщ татар фонетика-сына hэм орфографиясе турында карашлары" ("Взгляды В. А.Богородицкого по фонетике и орфографии татарского языка") (1952). По замечанию Я.И.Ханбикова, "анализируя лингвистические и методические взгляды В. А.Богородицкого, М.А.Фазлуллин подчеркивал, что его труды в области татарского языкознания и методики преподавания являются незаменимыми пособиями по сравнительному изучению татарского языка в связи с родственными тюркскими языками, которые представляют большую образовательную и воспитательную ценность. Он высоко оценивал заслуги В.А.Богородицкого в разработке татарской письменности, в подготовке научных кадров из татар и отмечал важное значение его трудов для современности" [1: 280].

Психолого-педагогические основы методической системы М.Фазлуллина раскрываются также в статьях, опубликованных им в газете "Иол-дыз" ("Звезда") и журнале "Магариф" ("Просве-

щение"): "Из области дидактики" (1913), "Общественное воспитание", "Как реализовать общественное воспитание", "Воспитание детей", "Внутренние и внешние предпосылки воспитания" (1921), "Условные рефлексы", "О воспитании внимания у детей", "Воспитание интереса у детей" (1926).

Трансформация идей К.Д.Ушинского в сфере методики обучения татарскому языку как родному предпринята М.А.Фазлуллиным в таких работах "Как ребенок начинает говорить" (1922), "Татарский язык в начальной школе" (1934), "Методика татарского языка" (1954), где особо подчеркивается роль родного языка в становлении личности ребенка. В них он пишет о том, что ребенок с детства приучается к родному языку в его современной форме, он становится для ребенка родным и любимым, потому что благодаря языку формируются первые представления ребенка о жизни. Школьное обучение родному языку должно быть продолжением такого домашнего обучения. Язык лучших авторов в отдельных кратких рассказах должен восприниматься учеником как язык его родной семьи.

Теснейшее сближение воспитателя-учителя со своими учениками происходит, по мнению М.А.Фазлуллина, посредством таких предметов школьного обучения, как родной язык и история страны [2].

Опираясь на современную отечественную педагогическую мысль и собственный учительский опыт, М. Фазлуллин выделяет 4 условия, от которых зависит успешное преподавание родного языка в школе:

• степень знакомства с родным языком детей, поступающих в школу;

• качество подбора языкового материала;

• содержание и метод изложения грамматики;

• степень самостоятельности учителя в его деятельности.

Определяя в качестве объекта изучения в школе современный татарский язык, М.А.Фазлуллин пишет о единстве воспитательного и образовательного начала в татарском языке как предмете обучения. По его убеждению, преподаватель татарского языка должен быть научно образованным, уметь выделить в дидактических целях из учебника грамматики то, что соответствует языку как средству общения и может стать предметом наблюдения учащихся.

Ядро концептуальной системы М.Фазлуллина составляют два ведущих принципа: научность и историзм. Как и русские методисты Е.Ф.Будде, Е.С.Истрина, он разрабатывает конкретные формы, приемы введения исторического материала в содержание урока.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ: ПЕДАГОГИКА

Особым зарядом интеллектуального и эмоционального воздействия, с точки зрения М.А.Фазлуллина, обладает татарская классическая литература, в которой заключен богатейший материал татарской художественной речи для самонаблюдения и воспитания эстетического и этического идеала учащихся средних школ. Решительная защита принципов научности и историзма обучения татарскому языку сочеталась у него с требованием повышения речевой культуры [2].

В своей методической системе М.А.Фазлуллин предусматривал постоянную совместную работу институтских коллег-профессоров с учительством через организацию специальных учительских семинаров, курсов и т.д. Эта совместная работа ученых-лингвистов и учителей-практиков способствовала выработке рекомендаций по совершенствованию татарской орфографии ("Основы орфографии" (1930), "О новом алфавите" (1938)).

М. Фазлуллин постоянно изучал прошлое науки и всегда соотносил собственные труды с методическим наследием. С одинаково живым интересом он обращался как к капитальному труду по методике родного языка или журнальной статье, так и к оригинальному опыту учителя, представленному в докладе или на обычном школьном уроке. В этом незатухающем интересе проявляется основной принцип понимания методики как постоянно развивающейся науки, ее поступательного исторического формирования и совершенствования.

1. Шарафутдинов З., Ханбиков Я. История педагогики Татарстана. - Казань: КГПУ, 1998. - 306 с.

2. Фазлуллин М. Татар теле методикасы. - Казан: Тат. кн. издат., 1954. - 294 б.

METHODICAL HERITAGE OF PROFESSOR M.A.FAZLULLIN

G.M.Makhmutova

M.A.Fazlullin is an outstanding Tatar scholar, linguist and pedagogue. He was the author of the first textbooks of the Tatar language teaching methods. The article gives an overview of methodical heritage of professor M.A.Fazlullin.

Key words: methodological heritage, language concept, methods of teaching native language.

Махмутова Гюзель Максутовна - старший преподаватель кафедры татарского языка и межкультурной коммуникации Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.