включить и требуемую ФГОС оценку компетенций внешними экспертами. На «входе» в следующем семестре (или учебном году) и преподаватели, и сам студент при наличии низких уровней каких-либо компетенций смогут более целенаправленно работать над их повышением, так как в отличие от оценок-баллов описание уровней компетенций должно точнее указать на проблему. По обновляющимся после каждого учебного цикла профилям (по ОК и ПК, формируемым более, чем в одном семестре) можно было бы
отслеживать, есть ли прирост уровней компетенций.
При апробации интегративной технологии СКП была подтверждена её действенность, а также доказано, что разработанный в рамках данной технологии диагностический инструментарий адекватно выявляет сформированность проектных компетенций и сопоставим с компетенциями, утверждёнными ФГОС. В связи с этим можно рекомендовать применение интегратив-ного подхода к формированию и диагностике компетенций бакалавров строительного направления.
Библиографический список
1. Красностанова М.В., Осетрова Н.В., Самара Н.В. Assessment Center для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы. М.: Вершина, 2007. 208 с.
2. Кульгина Л.А. Интегративная основа качества процессов и результатов обучения студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 65-75.
3. Кульгина Л.А. Графическое описание образовательного процесса на примере сквозного курсового проектирования // Совершенствование качества профессионального образования в университете: материалы VI Всерос. науч.-метод. конф. В 4 ч. Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». 2009. Ч. 2. С. 60-65.
4. Кульгина Л.А., Базайкина Т.В., Ростовцев А.Н. Разработка интегративной технологии сквозного курсового проектирования // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 3 (9). С. 64-70.
5. Лапшова Л.Н., Муравьева В.Г. Реализация компетент-ностной модели подготовки специалиста // Резервы повышения качества профессиональной подготовки специалистов: проблемы и опыт: материалы юбилейной межвуз. конф. СГУПС, САФ и БД, НТИ МГУДТ. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. С. 224-228.
6. Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: метод. рекомен-
дации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / авт. сост. И.В. Оси-пова, О.В. Тарасюк. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2009. 100 с.
7. Ростовцев А.Н., Кульгина Л.А., Иващенко Г.А. Математическая модель организации обучения инженеров-строителей сквозному курсовому проектированию с учетом компетент-ностного подхода // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 22-34.
8. Сазонов Б.А., Караваева Е.В., Максимов Н.И. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц (ECTS) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов. М: Изд-во МГУ. 2007. 104 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 «Строительство» (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом Минобрнауки РФ от 18.01.2010 г. № 54 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:consultant.ru/document/cons_doc_
10. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс [Электронный ресурс]. URL: http://prof-standart.org/wp-content/uploads/2010/09/ Настройка-образовательных-структур-в-Европе.pdf (дата обращения: 23.10.2011).
УДК 796.83
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БОКСЕРОВ
© В.Ю. Лебединский1, Г.К Хомяков2, А.Г. Демидов3, Л.Г. Цуккер4
1.3 Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
2.4 Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, Иркутск, ул. Чернышевского 15.
Рассмотрено врачебно-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного процесса студентов-боксёров с учётом их психологической и физической нагрузки. Предложено применение индивидуальных средств обучения навыкам боя на дальней, средней и ближней дистанциях, переходу с одной дистанции на другую в тренировочном процессе боксёров-новичков. Дан критерий ограничения физической нагрузки. Предложен граф оптимизации тренировки атлета. Описан врачебно-педагогический контроль урока по боксу. Показана эффективность предложенной методики тренировки.
Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405023.
Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405023.
2Хомяков Геннадий Константинович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры, тел.: 89501418235.
Chomyakov Gennady, Candidate of Medicine, Associate Professor of the Department of Physical Education, tel.: 89501418235.
3Демидов Александр Геннадьевич, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405023.
Demidov Alexander, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405023.
4Цуккер Леонид Гарриевич, аспирант.
Tsukker Leonid, Postgraduate.
Ил. 4. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: спортивная тренировка; бой на дальней, средней и ближней дистанциях; студент-боксёр.
METHODOLOGICAL AND MEDICO-BIOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS WHEN PREPARING STUDENTS BOXERS
V.Yu. Lebedinsky, G.K. Chomyakov, A.G. Demidov, L.G. Tsukker
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074. Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper deals with medical and educational support of training students boxers with regard to their psychological and physical stress. It is proposed to apply individual training aids for developing skills of close, medium distance and long distance fighting, changing one distance for another in training a beginner boxer. A limitation criterion of exercise stress is given. An optimization graph of the athlete training is proposed. The paper describes medical and educational control of the boxing lesson and demonstrates the efficiency of the proposed method of training. 4 figures. 1 table. 6 sources.
Key words: athletic training; close, medium distance and long distance fighting; student boxer.
Большинство программ и методик подготовки спортсменов-боксёров для достижения ими высоких спортивных результатов изобилуют объёмными и предельно интенсивными схемами тренировок. Предлагаемые планы занятий непосильны для среднего боксёра-любителя, обучающегося в высшем учебном заведении. Следование этим программам может привести к перетренированности спортсмена в лучшем случае или к полному срыву адаптации - в худшем. А итог один - отсутствие прогресса в течение многих лет. Увеличенные тренировочные нагрузки оказывают значительное влияние на функциональное состояние важнейших систем организма. В боксёрском поединке повышенные требования предъявляются к функциям дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Чтобы избежать отрицательного влияния утомления, возможных переутомления или перетренированности, следует систематически проводить обследование спортсмена до и после тренировки. В целях грамотной подготовки спортсмена не только к большим физическим нагрузкам, но и значительным нервным напряжениям необходимо вывести критерий, по которому можно было бы определить адекватность тренировочной нагрузки физической подготовленности спортсмена. Таковым является индекс эффективности кровообращения (ИЭК), определяемый как частное от деления пульсового давления на частоту сердечных сокращений [5]:
Пульсовое давление
ИЭК =---,
частота сердечных сокращений
где пульсовое давление = АДmax - АД тш (АДтах - максимальное артериальное давление; АДтПп - минимальное артериальное давление).
Контроль над динамикой ИЭК является объективным фактором здоровьесберегающей технологии тренировочного процесса. Данный показатель сугубо индивидуален. Снижение ИЭК ниже 0,3 ведёт к дистрофическим изменениям в сердечной мышце, перетренированности.
Тренировочный процесс сопряжён с огромными затратами психических, психологических и физических сил, которые необходимо восполнять в периоды межтренировочного отдыха. Кроме того, общая учебная нагрузка спортсмена-студента также требует значительного умственного напряжения.
Для обеспечения развивающего тренировочного эффекта атлета необходимо:
1) планомерное повышение физических нагрузок, обеспечивающих последующее гипервосстановление;
2) исключение тренировочной перегрузки;
3) полноценное питание;
4) восстановительные мероприятия (в том числе медикаментозными препаратами, не включёнными в перечень допингов).
Для оптимизации предъявляемой спортсмену физической нагрузки с целью совершенствования его физических кондиций авторами предложен алгоритм тренировочного процесса (рис. 1), который может быть представлен сетевой моделью тренировочного процесса, где каждый оператор действия А^{А} изображён в виде направленной двойной стрелки с вершинами начала и конца действия. Сетевая модель даёт лучшее визуальное восприятие допустимых путей развития тренировочного процесса и порядка проверки логических условий, определяющих выбор вариантов его реализации, поскольку тренер должен знать оптимальный уровень тренировочных нагрузок для каждого спортсмена. Таким образом достигается индивидуализация тренировочной нагрузки, контролируемой индексом эффективности кровообращения на выбранном этапе физической работы. Тренер варьирует величину нагрузки, снижая или увеличивая её, исходя из значений ИЭК. Интенсивность выполнения упражнений обуславливает порог анаэробного обмена (ПАНО), который у каждого спортсмена индивидуален. Индекс эффективности кровообращения также персонально определяет степень готовности дыхательной и сердечно-сосудистой систем к переносимости данной физической нагрузки и позволяет тренеру своевременно осуществить переход с аэробного характера тренировки на анаэробный.
Рис. 1. Сетевая модель тренировочного процесса
Боксёрский поединок изобилует множеством технических приёмов. Традиционное обучение технике ударов на манекенах, боксёрских мешках или грушах имеет недостатки, общие для этих видов тренажёров:
а) обучение ударным навыкам на манекене осуществляется в статически неподвижном положении снаряда;
б) при тренировке на боксёрских мешках или грушах чувство дистанции у спортсменов формируется медленно, и в отсутствие ударной опоры вырабатывается скользящий неэффективный удар. Работа со спарринг-партнёрами вырабатывает чувство дистанции, упражнения в парах способствуют развитию подвижности и устойчивости во время активных действий. Однако контратакующие действия невозможно проводить с нанесением максимально сильных ударов в регулярных тренировках, поскольку тем самым удлиняется срок обучения студентов-боксёров.
Авторами в качестве полезных моделей предложены модифицированные боксёрские снаряды: «груша» (рис. 2), тренажёр для боксёров-новичков (рис. 3).
Рис. 2. Модифицированный боксёрский снаряд «груша»
Рис. 3. Тренажёр для боксёров-новичков
Спортивный боксёрский тренажёр «груша» состоит из боксёрского мешка и двух кольцевых опор, расположенных на разной высоте снаряда (см. рис. 2) и рекомендован для обучения и тренировки начинающих боксёров. Кольцевая опора позволяет отрабатывать акцентированный удар на средней и ближней (расстояние согнутой в локте руки) дистанциях боя. С помощью данного тренажёра решается задача обучения ближнему бою. Поскольку данный снаряд имеет опорную часть, он обладает рядом преимуществ:
- проводится обучение боксёра-новичка ударной технике на средней и ближней дистанциях, а также акцентированным ударам как по верхнему (голова), так и по нижнему (солнечное сплетение, печень) этажам (тренером отмечаются уязвимые ударные точки и даётся задание отработать удары по ним);
- у боксёра-новичка формируется техника отхода на дальнюю дистанцию (это очень важно в начале обучения);
- динамичность закреплённого тренажёра позволяет обучать спортсмена защитным действиям и ударной технике по движущейся мишени;
- имеется возможность тренировки на разных дистанциях: ближней, средней и дальней, с применени-
ем серий ударов (боксёр должен уметь вести бой в каждой из них, чтобы лучше ориентироваться во всех ситуациях боевой обстановки).
Боксёрский тренажёр для боксёров-новичков, напоминающий контуры человеческого тела, изготовлен из борцовского манекена, закреплённого по аналогии с боксёрским мешком к потолку (см. рис. 3). Дополнительно изготовлена имитация рук, позволяющая отрабатывать защиту головы и дистанцию боя. Имитация передней «руки» позволяет менять дистанцию ведения боя с манекеном. Данный тренажёр также имеет преимущества:
- наряду с ударной техникой у боксёра-новичка формируется чувство дистанции;
- динамичность закреплённого тренажёра позволяет обучать спортсмена защитным действиям и ударной технике по движущейся мишени;
- даёт возможность имитировать бой с боксёром в правосторонней и левосторонней стойке;
- имеется возможность тренировки на разных дистанциях: ближней, средней и дальней; боксёры-новички обучаются подходу с дальней на среднюю и ближнюю дистанцию в боксёрском поединке.
Отработка на предложенных снарядах технических приёмов бокса позволяет обучать студентов-боксёров в более короткие сроки.
Обучая спортсмена и готовя к соревнованиям, необходимо знать, повышается ли его мастерство, справляется ли он физически и психологически с объёмом выполняемых нагрузок, какие функциональные изменения происходят в его организме. Только постоянный контроль и учёт содержания тренировок, анализ результатов дают информационные данные, на основе которых принимается решение о внесении поправок, изменений в учебно-тренировочный процесс.
Несомненно, что увеличение интенсивности, тяжести и жёсткости тренировочного процесса сопровождается восстановлением организма - это двуединый процесс. Поэтому ясно, что интенсификация тренинга в спорте невозможна без оптимизации восстановительного процесса. В классической форме восстановительные меры представляют собой комплекс педагогических, психологических и медико-биологических мероприятий, направленных на восполнение умственных и физических усилий, которые атлет расходует на тренировках и соревнованиях.
Педагогические средства предполагают оптимальное планирование тренировочного процесса. Сюда входит определение объёма, интенсивности и частоты тренировочных нагрузок, а также соотношения работы и отдыха. Помимо этого большое значение имеет вариативность тренинга. К педагогическим средствам также относится использование различных форм активного отдыха, переключение с одного вида работы на другой, общая организация режима боксёра. Педагогические средства являются основными, так как определяют в целом рациональность построения тренировочного процесса.
Психологические средства представляют собой комплекс приёмов, формирующих у спортсмена устойчивую мотивацию, конструктивный подход к тре-
нировочному процессу, позитивный психологический настрой. Необходимо избегать негативных психологических установок и явлений нервного напряжения или истощения, которые обязательно возникают в процессе тяжёлой тренировки.
Медико-биологические средства восстановления включают рациональное питание и витаминизацию, использование фармакологических средств, спортивного массажа, физиотерапии, гидропроцедур и бальнеологических средств. Выбор этих средств и их сочетание осуществляется врачом и тренером в зависимости от характера и степени предшествовавшей нагрузки или тренировочного цикла, утомления, индивидуальных особенностей спортсмена.
Под рациональным питанием понимается, прежде всего, точное соответствие употребления макро- и микронутриентов тем метаболическим процессам, которые протекают в организме спортсмена в каждый конкретный отрезок времени. Здесь имеется в виду покрытие сиюминутных и отставленных потребностей организма в энергетических и пластических веществах, витаминах, ферментах и микроэлементах.
Фармакологические средства охватывают чрезвычайно широкий спектр лекарственных препаратов и биологически активных веществ, призванных регулировать метаболизм, оптимально стимулировать анаболические процессы в организме спортсмена, а также купировать возникающие под влиянием сверхнагрузок отклонения в состоянии его здоровья. Немаловажной и равно серьёзной задачей фармподдержки является повышение спортивной работоспособности, увеличение адаптационных резервов организма и устранение негативных психологических установок, от которых не удалось избавиться психологическими методами.
Авторами использовалась следующая схема применения фармакологических препаратов, направленная на восстановление физиологического состояния спортсмена, нарушенного в результате тренировки (таблица).
Со стороны тренера и спортивного врача мало внимания уделяется транспортной функции крови и других биологических жидкостей. Для достижения высоких спортивных результатов этот фактор энергообеспечения организма играет важную роль: перенос кислорода и углекислого газа, продуктов питания и выделения обеспечивает гомеостаз спортсмена. Движение в сосудах биологических жидкостей образует вязкий подслой за счёт молекулярных связей. Адгезионное и когезионное взаимодействие между форменными элементами крови, органическими молекулами плазмы замедляют течение биологических жидкостей в сосудах. Обтекание жидкостью твёрдых тел сопровождается образованием пограничного слоя. Наличие трения между частицами жидкости позволяет осуществлять послойную передачу движения, благодаря чему скорость в потоке от точки к точке в поперечном сечении от поверхности твёрдого поля (стенки сосуда) меняется непрерывно. Через образовавшийся пристенный слой нарушается обменный процесс - доставка кислорода, выведение углекислого газа. При
Схема фармакологического восстановления организма
Препарат Этапы подготовки
подготовительный базовый предсоревно-вательный соревновательный восстановительный
Поливитамины • • • •
Витамин Е • •
Витамин С • •
Витамин В15 • •
Адаптогены • • • • •
Инстенон • • •
Ноотропил • • •
Фосфаден • •
Элькар • • •
Стимол •
Янтарная кислота • •
Неотон • •
Актовегин •
Вобэнзим •
Эссенциале • •
Иммунно-модуляторы •
Успокаивающие (валериана) •
Железа препараты •
Панангин •
Инозин •
Танакан • •
Аминокислоты •
Углеводы • •
Мочегонные травы •
Дигоксин •
Гепарин •
больших скоростях обтекания, когда возникает турбулентный режим течения, пограничный слой распадается на ламинарный (вязкий) подслой и переходную зону. В организме человека ламинарный поток сохраняется при величине артериального давления 150/60 мм рт. ст. С увеличением скорости потока биологической жидкости, повышением артериального давления и частоты пульса ламинарный поток меняется на турбулентный, при котором разрушению подвергаются форменные элементы крови, увеличивается возможность тромбообразования, особенно в капиллярной сети сосудов. С другой стороны, повышенная скорость обтекания стенки сосуда уменьшает толщину вязкого подслоя. Поэтому в целях профилактики микротромбоза, а также уменьшения вязкости крови авторами впервые предложено использование гепарина в восстановительном периоде (см. таблицу).
В организме движение биологических жидкостей, в частности крови, зависит от артериального давления, частоты сердечных сокращений, температуры тела. При активной физической нагрузке все три параметра повышаются. Следовательно, ресурсы сердечно-сосудистой системы истощаются. В качестве восстановительного средства авторы предлагают применять сердечные гликозиды в базовом периоде тренировочного процесса (см. таблицу). Сердечно-
сосудистая система реагирует на нагрузку нормотони-ческой, гипертонической, гипотонической, атонической, дистонической реакцией. Наиболее благоприятной является нормотоническая реакция.
В работе [1] отмечается, что вязкий подслой уменьшается при повышении внешней температуры более 70°С. Следовательно, использование сауны в качестве восстановительного средства необходимо. Снижение физической нагрузки влечёт за собой увеличение пристенного слоя биологических жидкостей, что важно для обоснования увеличения тренировочной нагрузки.
Поскольку совместные усилия тренера-педагога и врача направлены на всестороннюю подготовку боксёров, на успешное овладение ими спортивным мастерством и достижение высоких результатов, итогом адекватности проводимой тренировочной работы является врачебно-педагогический контроль.
Методика занятия, проводимого авторами с боксёрами, определяется объёмом и интенсивностью нагрузки, последовательностью упражнений, интервалов отдыха, характером вводной и заключительной частей. При этом также учитывается степень утомления спортсмена-студента после учебного дня. При выборе средств и методов проведения занятия определяется преимущественная нагрузка на те или иные
мышечные группы или функции организма и пр. Для осуществления врачебно-педагогического контроля необходимо фиксировать нагрузки (их продолжительность, интенсивность, интервалы), проводить хронометраж работы спортсмена. Сопоставляя эти данные с объективными показателями, характеризующими реакцию организма спортсмена на нагрузку и течение процессов восстановления, можно судить о рациональности принятой методики и принимать меры к устранению выявленных недочётов. Имеет значение определение так называемой физиологической кривой урока, которая представляет собой графическое изображение нагрузки, определяемой путём подсчёта пульса и артериального давления в разные периоды занятия (рис. 4).
160 1 50 140 1 30 120 110 1 00 90 80 70 60 50
пульс
который показал, что тренировка с боксёрами-новичками организована методически правильно: во вводной части организм спортсменов постепенно подготовлен для проведения основной части урока, заключительная часть тренировки нормализует состояние атлета.
Таким образом, методическое и медико-биологическое сопровождение учебно-тренировочного процесса при подготовке студентов-боксёров предполагает разработку тренировочного процесса, вписывающегося в расписание занятий физической культурой вузов, при этом позволяющего сохранить индивидуальное здоровье спортсмена-студента. Совместный контроль врача и тренера за состоянием здоровья обучаемого позволяет не только методически пра-
тах
Частота, пульса
I
Вводная часть урока ЛФК ( 30 %)
Основная часть урока ЛФК ( 50 %)
Заключительная часть урока ЛФК ( 20 %)
Рис. 4. График врачебно-педагогического контроля
Методика тренировочного процесса, предлагаемая авторами, многократно опрбирована. Хорошая переносимость атлетами данной тренером нагрузки подтверждена врачебно-педагогическим контролем,
вильно строить урок, но и в целом грамотно управлять тренировочным процессом, который представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов.
Библиографический список
1. Ванчиков В. Ц. Управление слоем трения в технологических процессах: монография. Иркутск, 2006. 168 с.
2. Гаськов А.В., Аглеев В.Ф. Технология планирования тренировочного процесса в боксе. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2011. 137 с.
3. Огуренков Е.И. Физическая подготовка боксёра. М.: Советская литература, 1987. 135 с.
4. Стрельников В.А. Вузовский бокс: вопросы теории мето-
дики: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов вуза. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1989. 159 с.
5. Утяшева И.М., Хомяков Г.К., Мещерская Е.В., Добрецкая О.В. Некоторые особенности проведения уроков физической культуры в средне-профессиональных учебных заведениях // Вестник ИрГТУ. 2012. № 5 (64). С. 373-377.
6. Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Шатон, 2002. 192 с.