экономические науки
Володина Светлана Геннадьевна МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД ...
УДК 338.5
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УВЕЛИЧЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНАМИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)
© 2018
Володина Светлана Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и информационные технологии» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (692760, Россия, Артем, улица Кооперативная, 6, е-mail: [email protected])
Аннотация. Условием динамичного развития организации, обеспечения устойчивых позиций на рынке и конкурентных преимуществ является повышение финансовых результатов основной деятельности. В максимизации прибыли состоит экономический смысл предпринимательства. Одним их основных рычагов регулирования финансовых результатов является управление ценами. Однако состояние данного процесса на рыбопромышленных предприятиях представляет собой одну из самых значимых проблем, поскольку не достаточно используются инструменты и методы воздействия на процесс формирования цен, существующие в современной теории и практике, для повышения прибыли от продаж. Поэтому в данной работе на примере одной из рыбохозяйственных организаций рассматривается методический подход к повышению прибыли на основе управления ценами. Он представляет собой последовательность аналитических процедур, включающих в себя планирование с учетом ценовой эластичности комбинаций цена-объем продаж товара, анализ данных соотношений, оценку изменения финансового результата от продаж при различных вариантах цен на продукцию, определение предварительной цены. Продукция предприятий рыбной промышленности является биологически ценным источником питательных веществ и витаминов, необходимых для здоровья человека. Такие особенности рыбопродукции делают ее одним из основных продуктов питания. Между тем недостаточная платежеспособность основной части населения Приморского края не дает возможности покупать рыбную продукцию в нужном или желаемом количестве из-за относительно высоких цен на нее, что, соответственно, сказывается на прибыли предприятий. В этой связи управление ценами и продажами на основе аппарата ценовой эластичности спроса приобретает практическую значимость для повышения финансовых результатов рыбохозяйственных предприятий.
Ключевые слова: финансовые результаты, цена, прибыль, объем продаж, переменные расходы, управление, коэффициент эластичности спроса по цене, рыбопродукция, рыбопромышленные предприятия, динамика, анализ, установление окончательной цены, рыбопродукция.
METHODICAL APPROACH TO INCREASING THE FINANCIAL RESULTS OF THE ORGANIZATION BASED ON PRICE MANAGEMENT (ON THE EXAMPLE OF FISH INDUSTRY ENTERPRISE)
© 2018
Volodina Svetlana Gennadievna, candidate of economical science, associate professor of the department of «Economics, Management and Information Technologies» Vladivostok State University of Economics and Service (692760, Russia, Artem, Kooperativnaya Street, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. The condition for the dynamic development of the organization, ensuring a stable position in the market and competitive advantages is to improve the financial results of the core business. In maximizing profit is the economic meaning of entrepreneurship. One of the main instruments for regulating financial results is price management. However, the state of this process in fishing enterprises is one of the most significant problems, since tools and methods of influencing the pricing process that exist in modern theory and practice for increasing profit from sales are not sufficiently used. Therefore, in this paper, using the example of one of the fisheries organizations, we consider a methodical approach to increasing profits based on price management. It is a sequence of analytical procedures, which include planning taking into account the price elasticity of price-volume sales of goods, analysis of data ratios, assessment of changes in the financial result from sales at different product prices, preliminary price determination. Products of the fish industry are a biologically valuable source of nutrients and vitamins necessary for human health. Such features of fish products make it one of the main foods. Meanwhile, the lack of solvency of the main part of the population of Primorsky Krai does not make it possible to buy fish products in the right or desired quantity due to the relatively high prices for it, which, accordingly, affects the profits of enterprises. In this regard, price and sales management based on the apparatus of price elasticity of demand acquires practical significance for improving the financial results of fisheries enterprises.
Keywords: financial results, price, profit, sales, variable costs, management, coefficient of price elasticity of demand, fish products, fishery enterprises, dynamics, analysis, the establishment of the final price, fish products.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Вопросы увеличения финансовых результатов являются приоритетными для любой организации. Особо остро данная проблема стоит перед рыбохозяйственны-ми предприятиями, которые работают в условиях ограниченной сырьевой базы, достаточно высокой изношенности флота [1]. Имея разнообразную номенклатуру продукции, эти предприятия не пользуются инструментами гибкого ценообразования, позволяющими управлять ценами для повышения прибыли. Для рыбопромышленных организаций характерно установление цен на основе своих расходов и с учетом цен конкурентов, что не всегда обеспечивает решение проблемы улучшения результатов от продажи рыбопродукции [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешен-
ных раньше частей общей проблемы.
В экономической литературе аспектам поставленной проблемы посвящены работы многих авторов: рассматриваются проблемы и направления повышения финансовых результатов [3, 4], методы повышения финансовых результатов организации на основе оптимизации затрат [5] и др. [6-12]. Изучены некоторые аспекты повышения прибыли и на предприятиях рыбной промышленности: в работе рассматривается применение системы стратегий цен и методов ценообразования, направленных на решение проблемы увеличения прибыли от продаж с учетом изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, в статье [13] разработан механизм влияния цен на прибыль предприятий рыбной промышленности. Между тем вопросы повышения прибыли предприятий рыбной промышленности на основе управления ценами на рыботовары проработаны недостаточно полно.
Volodina Svetlana Gennadievna METHODICAL APPROACH .
economic sceinces
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью статьи является разработка методического подхода к повышению прибыли рыбохозяйственных предприятий на основе управления ценами на рыбопродукцию.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Одним из основных факторов, определяющих направление изменения цены, является рыночный спрос. Инструментом управления ценами с учетом данного фактора является аппарат эластичности.
В экономической теории считается, что на неэластичном рынке управление ценами может осуществляться в двух вариантах, что по-разному будет влиять на прибыль. Рост цены приведет к несущественному уменьшению продаж, а дополнительная прибыль будет получена за счет надбавки к цене. Принимая решение о снижении цены, и, надеясь на повышение продаж, следует учитывать, что продажи вырастут очень несущественно и организация может лишиться части прибыли. В этой связи уменьшение цены при неэластичном спросе целесообразно лишь в условиях необходимости не дать конкурентам, которые хотят освоить высокоприбыльную нишу с высокими ценами, выйти на данный сегмент.
В современной экономике существуют рыночные сегменты, участники которых высокую цену воспринимают как индикатор высококачественного, элитного товара. Такие сегменты характеризуются совершенно неэластичным спросом, в рамках которого рост цены вызывает существенное повышение продаж изделий. Такие рынки считаются весьма высокоприбыльными, так как увеличение финансового результата от продаж происходит одновременно под влиянием и объема продаж, и цены.
В настоящее время в условиях недостаточной платежеспособности населения преобладают рынки с эластичным спросом.
Теория и практика ценообразования показывают, что повышение цены на таких рынках не выгодно, так как потребители перейдут на более недорогие товары, что отрицательно скажется на продажах и будет препятствовать достижению целей функционирования организации. Между тем снижение цены обеспечит максимизацию прибыли за счет дополнительных объемов продаж покупателям, ранее воздерживающимся от покупок в ожидании доступной цены.
Решение проблемы повышения финансовых результатов на основе управления ценами посредством применения аппарата ценовой эластичности спроса рассмотрено на примере предприятия рыбной промышленности, которое занимается промыслом рыбы и морепродуктов, их переработкой и продажей.
Определение коэффициента ценовой эластичности по основным видам рыбопродукции (таблица 1) произведено на основе цен и объемов продаж в периоды промысла данных рыб (для минтая, сельди, кальмара -июнь-июль, для лосося - сентябрь-октябрь), когда рынок максимально насыщен данными рыботоварами.
Использование в расчетах годовых данных представляется нецелесообразным, поскольку в рамках более длительного периода на цены и объемы продаж, участвующих в расчетах, существенное влияние оказывает инфляция, динамика цен на другие продукты питания, доходы покупателей и другие факторы, что исказит показания коэффициента эластичности.
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что в период наполненности рынка рыботоварами по мере снижения цены продажи повышаются, коэффициент ценовой эластичности превышает единицу.
Такие тенденции указывают на эластичность рынка рыбной продукции.
В этих условиях повышается важность применения инструмента эластичности для управления ценами и на этой основе максимизации прибыли от продаж рыбохо-
зяйственных предприятий.
Таблица 1 - Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса по рыбопродукции предприятия
Рыбопродукция 1 месяц 2 месяц Коэффициент ценовой эластичности спроса
Цена за 1 т, тыс. руб. Продажи, т Цена за 1 т, тыс. руб. Продажи, т
Минтай нераздел акныЗ 80,40 40,7 78,8 42,2 - 1,9
Минтаи без головы 93,40 14,1 94,68 13,5 - 3,1
Сельдь неразделенная 71,10 149,0 70,12 152,3 - 1,6
Кальмар (тушка) 152,35 24,7 151,32 24,9 - 1=2
Лосось разделанный 172,90 40,5 165,78 43,0 - 1=5
В рамках методики анализируются несколько вариантов цен (таблица 2) - фактическая и предполагаемые, для каждой из которых с учетом ценовой эластичности спроса рассчитывается объем продаж по формуле:
где Р1, Р0 -предполагаемая и первоначальная цена соответственно;
Р1, Р0 - объем продаж при предполагаемой и первоначальной цене соответственно;
К - коэффициент ценовой эластичности спроса [14].
После расчета продаж определяется и сравнивается маржинальная прибыль при каждой цене на весь объем и за 1 тонну рыбопродукции. В качестве окончательной выбирается цена, которая обеспечивает получение максимального финансового результата от продаж.
Следует отметить, что прибыль от продаж оценивается только после возмещения постоянных расходов. Между тем, расчет маржи, из которой организация возмещает постоянные расходы, может рассматриваться как первый ориентир при установлении цен для получения максимальной прибыли.
Таблица 2 - Анализ цен, объемов продаж и маржи от продажи рыбопродукции предприятия
Рыб опр одукцня Минтай Минтай без Сельдь Кальмар Лосось
неразделенный головы неразделенная (тушка) разделанный
1. Цены, тыс. руб. / тонну
фактическая 78,3 94,68 70,12 151,32 165,78
предполагаемые 78,0 93,7 69,3 148.9 163.5
78,3 94,1 69,7 149.7 164.1
81,4 94,9 70,5 152,1 166,3
81,8 95.1 70,8 152,8 167.1
2. Переменные расходы. 39,4 48,2 42,5 72,9 113,1
тыс. руб.. тонну
3. Маржа, тыс. руб. / тонну
прн фактической пене 39,4 46,48 27,62 78.42 52,68
при предполагаемых 38,6 45,5 26,8 76 50.4
ценах 38,9 45,9 27,2 76,8 51
42,0 46,7 28 79,2 53,2
42,4 46.9 28,3 79,9 54
4. Объем продаж, тонн
при фактической цене 42,2 13,5 152,3 24,9 43,0
при предполагаемых 43,0 13,9 155,1 25,4 43,9
ценах 42,7 13.8 153,8 25,2 43,7
39,6 13.4 151,0 24,7 42,8
39,1 13,3 149,9 24,6 42,5
5. Маржа на весь объем продаж, тыс. руб.
прн фактической цене 1662,7 627,5 4206,5 1952,7 2265,2
прн предполагаемых 1659,8 632,5 4156,7 1930,4 2212,6
ценах 1661,0 633,4 4183,4 1935,4 2228,7
1663,2 625,8 4228,0 1956,2 2277,0
1657,8 623,8 4242,2 1965,5 2295,0
Данные таблицы указывают, что по мере роста цены на рыбопродукцию маржинальная прибыль с 1 тонны повышается. Но влияние объема продаж, динамика которого учитывает в себе чувствительность покупателей к изменению цены, по-разному сказывается на маржинальной прибыли в расчете на весь объем продаж - по мере роста цены она сначала повышается, а затем уменьшается. Таким образом, максимальная маржа по минтаю неразделанному достигается при цене 81,4 тыс. руб. за тонну, что выше фактической цены 2,6 тыс. руб.; по минтаю без головы - при цене 94,1 тыс. руб. / тонну, что меньше первоначальной цены на 0,58 тыс. руб.; по сельди, кальмару и лососю - при максимальных предполагаемых ценах. Для последних трех видов продукции целесообразно продолжить анализ цен до тех пор пока маржа в расчете на весь объем не начнет снижаться.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, установление самой высокой или самой низкой цены не всегда максимизирует прибыль.
78
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)
экономические науки
Володина Светлана Геннадьевна МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД ...
Максимум финансовых результатов достигается оптимальной комбинацией «цена-объем продаж», которая находится посредством аналитических процедур в рамках процесса управления ценами. Следует отметить, что цены, при которых достигается наибольшая маржа являются предварительными. Дело в том, что аппарат ценовой эластичности учитывает влияние на цены только покупательского спроса. При расчету объемов продаж не принимались во внимание конкурентные факторы и реальная емкость рынка. В этой связи перспективой дальнейших изысканий в решении поставленной проблемы является необходимость дальнейшей корректировки цен с учетом устойчивости позиций организации на рынке по отношению к конкурентам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края (статистический сборник с аналитической запиской) // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. 2017. 92 с.
2. Володина С.Г. Влияние ценовой политики на прибыль предприятий рыбной промышленности (на примере Приморского края): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Владивосток, 2004.
3. Новикова С.В. Проблема повышения финансовых результатов деятельности предприятия // Экономические исследования и разработки. 2017. № 5. С. 258-263
4. Люкшонкова Т.П. Способы повышения финансовых результатов деятельности предприятия // Вестник современных исследований. 2017. № 6-1 (9). С. 225-226.
5. Шевченко И.В., Олейник А.А. Методы повышения финансовых результатов деятельности организации на основе оптимизации затрат // Экономика устойчивого развития. 2016. № 4 (28). С. 373-384.
6. Домнина С.В., Гусева Е.М. Управление финансовыми результатами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. Т. 2. № 5. С. 128-131.
7. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: учебник. / Е.С. Стоянова. — М.: «Перспектива», 2010. — 656 с.
8. Володина С.Г. Что определяет прибыль // Рыбное хозяйство. 2002. № 5. С. 13-15
9. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Формирование системы стратегического управления затратами промышленного предприятия // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 31-40.
10. Шамышева Н.С., Шнайдер О.В., Коростелев А.А. Управление затратами как фактор повышения экономической безопасности коммерческой организации // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 210-212.
11. Совалева Н.А. Управление финансовой устойчивостью хозяйствующего субъекта // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 88-90.
12. Гушян Ю.Г. К вопросу о разработке системы учета затрат на качество как эффективного средства контроля за финансовым результатом организации //Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 53-55.
13. Володина С.Г. Разработка механизма влияния цен на прибыль предприятий рыбной промышленности // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6. С. 280-284.
14. Ценообразование и рынок. Перевод с английского. / Под ред. Пунина Е.Н., Рычкова С.Б. М.: Прогресс. 1992. 320 с.
Статья поступила в редакцию 28.10.2018
Статья принята к публикации 27.11.2018