УДК 656.62
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УСТАНОВЛЕНИЮ СТАВОК НАВИГАЦИОННОГО СБОРА ЗА ПРОПУСК СУДОВ ЧЕРЕЗ СУДОПРОПУСКНЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗИМНЕЙ НАВИГАЦИИ
Поваров Г.В., д.э.н., профессор, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Чуркина М.В., аспирант, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
В настоящей статье рассматривается вопрос эксплуатации водных путей и судопропускных гидротехнических сооружений при наступлении устойчивых отрицательных температур воздуха и наличии льда. Подробно описаны проблемы, возникающие у учреждений путевого хозяйства и необходимые мероприятия для поддержания и обеспечения безаварийной работоспособности гидротехнических сооружений в период зимней навигации. Также рассмотрен вопрос установления ставок навигационного сбора за пропуск судов через судопропускные гидротехнические сооружения, указаны затраты, учитываемые при расчете ставок, и приведена подробная методика расчета. Описан способ определения эксплуатационных расходов на обеспечение безопасности условий судоходства на отдельных участках водных .
Ключевые слова: инфраструктура, речной транспорт, внутренние водные пути, гидротехнические сооружения, безопасность, ставки сбора, навигация, расходы.
METODICAL APPROACH TO ESTABLISHMENT OF RATES OF NAVIGATION CHARGE FOR PASSING COURTS THROUGH SHIPPING HYDRALIC ENGINEERING CONSTRUCTIONS IN THE CONDITIONS OF WINTER
NAVIGATION
Povarov G., Doctor of Economics, professor, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping Churkiba M., the post-graduate student, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping
In the present article the question of exploitation of waterways and shipping hydraulic engineering constructions at approach of steady negative air temperatures and availability of ice is considered. The problems arising at establishments of traveling facilities and necessary actions for maintenance and ensuring accident-free operability of hydraulic engineering constructions during winter navigation are in detail described. The question of establishment of rates of navigation charge for passing courts through shipping hydraulic engineering constructions is also considered, the expenses considered at calculation of rates are specified and the detailed calculation procedure is given. The way of definition of operational costs for safe conditions of navigation on separate sites of waterways is described.
Keywords: infrastructure, water transport, inland waterways, hydraulic engineering constructions, security, rates of navigation charge, navigation, expenses.
Эксплуатация гидротехнических сооружений
Изучение опыта работы гидротехнических сооружений Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского судоходного канала в условиях ледовой навигации, а также Дудинского морского порта [1,2,3] в условиях зимней арктической навигации позволило сделать вывод, что для обеспечения их работоспособности при отрицательных температурах воздуха и наличии льда требуется проведение большой подготовительной работы, связанной с использованием дополнительного оборудования и устройств, предназначенных для борьбы с ледовыми явлениями. Кроме того, при работе в зимних условиях принципиально изменяется режим и технология работы шлюзов.
Вопросы обеспечения работоспособности судопропускных сооружений в условиях ледовой навигации были подробно исследованы на кафедре ГТС ЛИВТа в 1987-1989 годах. Был обобщён отечественный и зарубежный опыт работы судопропускных сооружений при отрицательных температурах воздуха и наличии льда и разработаны рекомендации, в которых изложен подход к порядку проектирования устройств для обеспечения работоспособности шлюзов в ледовых условиях. В рекомендациях установлены требования к составу дополнительного оборудования, предназначенного для борьбы с ледовыми явлениями, требования к конструктивным схемам устройств, а также условиям содержания судопропускных сооружений в работоспособном состоянии.
Попеременное замораживание и оттаивание бетонных и железобетонных конструкций судопропускных ГТС является одной из основных причин снижения их долговечности и преждевременного разрушения. С увеличением влажности бетона возрастает деформация расширения при замораживании, связанная с образованием и расширением льда в порах и трещинах и быстрее происходит разрушение при попеременном замораживании и оттаивании.
Надёжная эксплуатация судопропускных ГТС в условиях ледовой навигации обеспечивается путём использования отличительной от обычной технологии их работы, дооборудования шлюзов дополнительными устройствами, предотвращающими их конструкции от преждевременного разрушения.
Для предотвращения проникновения воды в пустоты между плитами и монолитным бетоном швы между ними должны быть тщательно заделаны. Зависимость деформации бетона от температуры его замораживания выдвигает необходимость сокращения продолжительности нахождения камеры в опорожненном состоянии. Для предотвращения замораживания бетонных конструкций шлюза ниже уровня верхнего бьефа следует поддерживать камеру между шлюзованиями наполненной.
Для очистки шлюза от плавающего льда и обеспечения надёжной работы системы питания камеры необходимо периодически её промывать транзитными пропусками воды.
Для предотвращения обледенения конструкций и механического оборудования, а также для удаления намёрзшего льда шлюз должен быть оснащён специальным оборудованием.
Специалисты рекомендуют обогревать следующие конструкции и узлы: вертикальные уплотнения ворот верхней и нижней голов шлюза; горизонтальное уплотнение сегментных и подъёмно-опускных ворот верхней головы; верхнее горизонтальное уплотнение ворот нижней головы шахтных шлюзов; боковые уплотнения сегментных ворот; ходовые пути торцевых, рабочих и обратных тележек подъёмно-опускных ворот; ходовые пути катковых опор плавучих опор; колёсные тележки ворот и опоры скольжения; тяговые элементы подъёмно-опускных ворот; шкафные части ворот; обшивка подъёмно-опускных, сегментных и двустворчатых ворот; плавучие рымы и их ниши; шахты затворов водопроводных галерей; колодцы поплавков индикаторов уровней воды; пояс бетонных стен шлюза в зоне колебания уровня верхнего бьефа (для удаления ледяных вальцов); путевые конечные выключатели; поверхности линз сигнальных огней; системы гидроприводов ворот и других механизмов шлюза; опорные и упорные подушки в створной и вереяльных частях ворот.
Для снижения ледообразований на металлоконструкциях ворот шлюзов рекомендуется использовать пневматические или гидропневматические установки.
Для ограничения попадания льда в камеру шлюза в подходном канале рекомендуется использовать плавучую ледоудерживающую запань с перекрываемым отверстием для прохода судов.
Для защиты конструкций шлюза от вредного воздействия льда необходимо выполнять специальные мероприятия. Так, для предотвращения разрушения льдом причальных и направляющих сооружений эстакадного типа, расположенных в верхнем бьефе (при больших колебаниях уровня воды и пологих береговых откосах), рядом с этими конструкциями необходимо поддерживать незамерзающую майну. С этой целью, вдоль сооружений со стороны береговой полосы устанавливаются пневматические, гидропневматические системы или по-токообразователи. Эти устройства включаются в работу до образования сплошного ледяного покрова между сооружениями и берегом и в течение ледового периода поддерживают незамерзающую майну.
Для предотвращения образования ледяных пробок в шахтах затворов водопроводных галерей нижних голов шлюзов при колебаниях уровня нижнего бьефа, в ледовый период осуществляется обогрев шахт. С целью защиты ворот от воздействия на них плавающего льда и ледяного покрова, вдоль полотна ворот с напорной стороны поддерживается незамерзающая майна путём использования пневматических, гидропневматических установок или потокообразователей.
Управление работой устройствами, предназначенными для предотвращения ледообразования и создания безопасных условий судоходства в ледовый период целесообразно осуществлять централизованно с пульта управления. Для этой цели системы обогрева должны быть оснащены средствами автоматики, обеспечивающими поддержание (при различных гидрометеорологических условиях) заданной температуры на поверхностях, защищаемых от обледенения.
Состав мероприятий и оборудования, предназначенного для обеспечения работоспособности судопропускных сооружений при отрицательных температурах воздуха и наличии льда, должны определяться индивидуально в зависимости от гидрометеорологических условий, конструктивных особенностей шлюза и режима его работы.
Методический подход к расчёту ставок платы за пользование водными путями и судопропускными сооружениями в условиях ледовой навигации
При установлении необходимого порядка разработки ставок платы за пользование водными путями и судопропускными сооружениями в условиях ледовой навигации должно быть учтено двойственное отношение организаций путевого хозяйства к рынку. С одной стороны, занимая монопольное положение по отношению к судовладельцам, эти ставки плат должны быть объектами государственного регулирования. С другой стороны, организации водных путей и каналов являются субъектами рыночных отношений как потребители производственных ресурсов, уровень затрат которых полностью зависит от конъюнктуры рынка и складывающихся на нём цен на средства производства [4,10]. Поэтому ставки плат за пользование водными путями и судопропускными сооружениями должны предусматривать возмещение затрат на увеличение фонда оплаты труда и потребляемые ресурсы на компенсационной основе путём применения системы индексации цен. Порядок индексации цен является единым для всех организаций страны.
Различия в составе и трудоёмкости выполнения работ по содержанию водных путей и шлюзов в условиях физической и ледовой навигаций определяют необходимость расчёта ставок плат отдельно для навигационного и межнавигационного периодов [5,6,7].
Калькуляционной единицей, на которую устанавливается ставка платы за содержание водных путей, является километро-сутки. [8] Ставки рассчитываются для отдельных участков водных путей, основными признаками которых являются габариты судового хода, период эксплуатации в навигационный и ледовый периоды, количество и категория выставляемых знаков навигационного ограждения и трудоёмкость выполнения путевых работ. Как правило, выделяемые участки определяются границами районов водных путей и гидротехнических сооружений.
Единицей измерения, на которую устанавливается ставка платы за содержание судопропускных сооружений, являются шлюзо-сутки содержания в навигационный и зимний периоды. Эти ставки рассчитываются для отдельных шлюзов или отдельных их групп, основными признаками которых являются габариты, период эксплуатации в навигационный и межнавигационный периоды и трудоёмкость шлюзования.
Для упрощения расчётов ставок плат за километро- и шлюзо-сутки предлагается использовать метод корректировки /индексации/ базовых ставок, представляющих собой цены, по которым должны производиться расчёты между предприятиями путевого хозяйства и судовладельцами в отчётном году. Базовые ставки плат за содержание водных путей и судопропускных сооружений в навигационный и ледовый периоды должны строиться на общепринятой ценовой основе: себестоимость с разделением на отдельные экономические группы затрат, включая амортизационные отчисления и прибыль, соответствующую нормативной рентабельности [9].
В общем виде модель ставки платы /цены/ содержания километра -i-го участка водного пути в сутки ледового периода может быть представлена следующим образом
ил
где п' - нормативная ставка платы /цены/ содержания z-го участка водных путей в плановом периоде, руб./км-сут; г л ñt
- себестоимость содержания z-го участка водных путей в ледовый период навигации в базовом периоде, руб./км-сут;
А - коэффициент, определяющий долю прибыли в цене;
гбл гбл гбл гбл гбл гбл г6л г6л г6л гбл гбл гбл гбл н н н н н н н , L отт' ^ сн /' l ti ' l ai' ^ ai' ^ pi> pi-> ^umi> ^ ¿ > ^ уз1> ^ifi > <OT' У en ' ít> У э > У м ' У й"У p'
ы ы н н ы ы У ар'Чпр >Чим 'Y уз^Чц
-соответственно удельные расход в базовом периоде и индекс изменения цен в плановом периоде по сравнению с базовым /размер выплат/ по оплате труда, начислений на оплату труда, топливу, электроэнергии, материалам, амортизации, ремонту, аренде флота и технических средств, прочим работам и операциям /включая зимний отстой технического и обслуживающего флота, проведение ледокольных и прочих подготовительных к открытию ледовой навигации работ/, страхованию имущества, краткосрочному банковскому кредиту, возмещению ущерба от повреждения знаков навигационного ограждения и других повреждений, централизованным и внутрибассейновым операциям, относимым на содержание i - го участка водного пути в период ледовой навигации, руб./км-сут.
Калькуляция базовых ставок по содержанию отдельных участков водных путей производится на основании первичного учёта путём выделения отдельных видов путевых работ. Для создания информационной базы для расчёта ставок плат содержания водных путей в навигационный и ледовый периоды целесообразно первичный учёт построить в виде матрицы, обеспечивающей сочетание группировок по элементам затрат и видам путевых работ. Такое построение первичного учёта расходов облегчит калькуляцию базовых ставок и их индексацию.
Индексацию ставок плат целесообразно проводить через индексацию удельных экономических элементов затрат на конкретные виды путевых работ. Это позволит точнее учитывать индексы цен на средства производства и оплату труда при возможном изменении структуры и объёмов работ.
Общая сумма эксплуатационных расходов на обеспечение безопасности условий судоходства в условиях ледовой навигации на отдельных участках водных путей определяется суммированием прямых расходов на выполнение различных видов путевых работ на этих участках и распределяемых расходов, за исключением затрат на производство работ, выполняемых для сторонних организаций на платной основе.
Для определения прямых расходов на выполнение путевых работ производится распределение технического флота между выделенными участками водных путей и отдельными видами путевых работ: землечерпание, траление, дноочищение, выправительные и изыскательские работы. В случаях, когда в течение навигации технический флот эксплуатируется в границах нескольких участков водных путей и на различных видах путевых работ, производится учёт времени его использования на каждом из этих участков и на выполнении каждого вида работ.
Расходы по колке льда и выполнению других работ, связанных с подготовкой и обеспечением ледовой навигации, относятся только на период зимней навигации.
Прямые расходы на выполнение отдельных видов путевых работ на конкретном участке водных путей определяются исходя из средней себестоимости содержания технического флота в сутки эксплуатации и затрат времени на их выполнение. Если невозможно достаточно обосновано распределить технический флот по участкам водных путей и видам работ из-за изменения состава флота, значительных колебаний объёмов выполняемых работ в разные годы, расходы на содержание конкретного участка определяются как средневзвешенная величина затрат на производство отдельных видов путевых работ. Эти затраты рассчитываются исходя из фактических объёмов работ за ряд лет и затрат времени на их выполнение. Для обеспечения сопоставимости результатов расчёты производятся в ценах базового года.
Прямые расходы на содержание навигационного ограждения зависят от категории, количества выставляемых знаков и трудоёмкости их обслуживания в периоды физической и ледовой навигации.
Распределяемые расходы, связанные с выполнением путевых работ, относятся на конкретные участки водных путей пропорционально прямым расходам на их содержание.
При расчёте ставок плат за шлюзо-сутки периода эксплуатации в условиях физической и ледовой навигаций может быть принят аналогичный методический подход.
При этом определение эксплуатационных расходов производится по каждому судопропускному сооружению в отдельности суммированием прямых и распределяемых расходов без учёта затрат на выполненные платные работы и услуги. Сумма прямых расходов рассчитывается на основании статистических данных за ряд лет как средняя величина. Сумма распределяемых расходов (в части затрат, связанных с содержанием судопропускных сооружений) относится на конкретный шлюз пропорционально доле, которую занимают прямые расходы на его содержание в общей сумме прямых расходов предприятия на судопропускные сооружения.
По каждому судопропускному сооружению устанавливается средний период эксплуатации в условиях физической и ледовой навигаций. Платные работы, выполняемые персоналом гидротехнических сооружений для сторонних организаций /перекачка воды, выработка электроэнергии/ исключаются из базовой стоимости их содержания. Эти расходы рассчитываются исходя из объёмов оказанных услуг в натуральном выражении и средней себестоимости их выполнения.
Литература:
1. Гапеев А.М. Шлюзованные водные пути и судоходные каналы: учеб. пособие / А.М. Гапеев, В.В. Кононов, М.А. Колосов. - СПб.: СПГУВК, 2004. - 191 с.
2. Гришанин К.В. Водные пути : учебник для вузов / К.В. Гришанин, В.В. Дегтярев, В.М. Селезнев. - М. : Транспорт, 1986. - 400 с.
3. Дашков Б.Б. Судоходные гидросооружения : пособие судопропускнику / Б.Б. Дашков. - М : Транспорт, 1986. - 154 с.
4. Поваров Г.В. Производственные ресурсы. Их назначение. Показатели состояния и использования: конспект лекций / Г.В. Поваров.
- СПб.: СПГУВК, 2010. - 64 с.
5. Поваров Г.В. Экономика и государственное управление водными коммуникациями / Г.В. Поваров. - СПб. : СПГУВК, 2009. - 138
с.
6. Поваров Г.В. Экономика и управление эксплуатационной деятельностью на речном транспорте : учебное пособие / Г.В. Поваров, Р.М. Вафаулин, А.В. Сосна. - СПб. : СПГУВК, 2002. - 308 с.
7. Поваров Г.В. Экономика и управление транспортной инфраструктурой: учеб. пособие/ Г.В. Поваров, М.Э. Федоров, М.В. Чуркина.
- СПб., 2012. - 157 с.
8. Приказ Департамента речного транспорта от 28.11.1995 г. №71 «Методические указания по расчету ставок сборов за услуги, оказываемые Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства (ГБУВПиС).
9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 №33н «Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).
10. Федоров М.Э., Чуркина М.В. Производственные ресурсы предприятия / М.Э. Федоров, М.В. Чуркина // материалы II межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. «Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России». - 2011. - 12-13 мая.