Научная статья на тему 'Методический подход к оценке региональной ВЭД в условиях современных глобальных вызовов'

Методический подход к оценке региональной ВЭД в условиях современных глобальных вызовов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность региона / система показателей оценки / модель маркетинг-микса / прямые и косвенные показатели / формы внешнеэкономической деятельности / структура внешней торговли / структура международных инвестиций / regional foreign economic activity / a set of assessment indicators / marketing mix model / direct and indirect indicators / forms of foreign economic activity / foreign trade structure / foreign investment structure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Ратнер Артем Витальевич

Статья посвящена методическому обеспечению комплексной оценки региональной внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в условиях современных глобальных вызовов. Обосновывается общая структура комплекса показателей оценки региональной ВЭД, и детально выделены прямые показатели оценки. Комплекс показателей оценки основан на адаптации к оценке региональной ВЭД модели маркетинг-микса и анализирует ВЭД с точки зрения товароведческого, сбытового, географического, посреднического, ценового аспектов; учитывает не только экспорт, но и движение капитала, международные расчёты и логистику; охватывает движение потоков как в регион, так и из него; использует как прямые, так и косвенные показатели ВЭД. Прямые показатели включают как динамику экспорта и его товарной и географической структуры, так и создание способных к экспорту производств; отраслевое разнообразие производств с иностранными инвестициями, их уровень локализации и значимость для экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Ратнер Артем Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical Approach to Assessing Regional Foreign Economic Activity under Current Global Challenges

The article is devoted to methodical provision for complex assessment of regional foreign economic activity (FEA) under current global challenges. The overall structure of a set of indicators for assessing regional FEA is substantiated, and direct indicators of assessment are revealed in detail. The set of assessment indicators is based on adoption of the marketing mix model to assessing regional FEA. It analyses FEA in terms of product, sales, geography, intermediary and price; takes into account not only exports, but also capital movement, international settlements and logistics; covers regional capital inflows outflows; uses direct and indirect FEA indicators. Direct indicators include both the dynamics of exports and of their commodity and geographic structure, as well as the setting up of factories eligible to export; the sectoral diversity of factories with foreign investment, their level of localization and importance for economy.

Текст научной работы на тему «Методический подход к оценке региональной ВЭД в условиях современных глобальных вызовов»

Методический подход к оценке региональной ВЭД в условиях современных глобальных вызовов

УДК:339.5; ББК:65.428; Jel: F13 Елена Леонидовна АНДРЕЕВА,

DOI: 10.24412/2072-8042-2025-2-7-24 доктор экономических наук, профессор,

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (620014, Россия, Екатеринбург, ул. Московская, д. 29), руководитель и ведущий научный сотрудник центра региональных компаративных исследований, e-mail: [email protected]; Артем Витальевич РАТНЕР, кандидат экономических наук, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (620014, Россия, Екатеринбург, ул. Московская, д. 29), старший научный сотрудник центра региональных компаративных исследований, e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена методическому обеспечению комплексной оценки региональной внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в условиях современных глобальных вызовов. Обосновывается общая структура комплекса показателей оценки региональной ВЭД, и детально выделены прямые показатели оценки. Комплекс показателей оценки основан на адаптации к оценке региональной ВЭД модели маркетинг-микса и анализирует ВЭД с точки зрения товароведческого, сбытового, географического, посреднического, ценового аспектов; учитывает не только экспорт, но и движение капитала, международные расчёты и логистику; охватывает движение потоков как в регион, так и из него; использует как прямые, так и косвенные показатели ВЭД. Прямые показатели включают как динамику экспорта и его товарной и географической структуры, так и создание способных к экспорту производств; отраслевое разнообразие производств с иностранными инвестициями, их уровень локализации и значимость для экономики.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность региона, система показателей оценки, модель маркетинг-микса, прямые и косвенные показатели, формы внешнеэкономической деятельности, структура внешней торговли, структура международных инвестиций.

Благодарность

Публикация подготовлена во исполнение государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ для ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2025 г.

2 - 2025

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

Methodical Approach to Assessing Regional Foreign Economic Activity under Current Global Challenges

Elena Leonidovna ANDREEVA,

Doctor of Sciences in Economics, Professor, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (620014, Ekaterinburg, Moskovskaya St., 29), Head and Leading Research Fellow of Center for Regional Comparative Studies, e-mail: [email protected]; Artem Vitalyevich RATNER,

Candidate of Sciences in Economics, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (620014, Ekaterinburg, Moskovskaya St., 29), Senior Research Fellow of Center for Regional Comparative Studies, e-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to methodical provision for complex assessment of regional foreign economic activity (FEA) under current global challenges. The overall structure of a set of indicators for assessing regional FEA is substantiated, and direct indicators of assessment are revealed in detail. The set of assessment indicators is based on adoption of the marketing mix model to assessing regional FEA. It analyses FEA in terms of product, sales, geography, intermediary and price; takes into account not only exports, but also capital movement, international settlements and logistics; covers regional capital inflows outflows; uses direct and indirect FEA indicators. Direct indicators include both the dynamics of exports and of their commodity and geographic structure, as well as the setting up of factories eligible to export; the sectoral diversity of factories with foreign investment, their level of localization and importance for economy.

Keywords: regional foreign economic activity, a set of assessment indicators, marketing mix model, direct and indirect indicators, forms of foreign economic activity, foreign trade structure, foreign investment structure.

Acknowledgements

This research was carried out within the state assignment from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences for 2025.

ВВЕДЕНИЕ

Российская ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) находится под воздействием многочисленных внешних ограничений в различных сферах: внешнеторговой, производственно-технологической, транспортно-логистической, финансово-расчётной. Потому актуально обратиться к методическим аспектам оценки и измерения её состояния, причём в части не только экспорта и импорта, но и международного инвестирования, а также их транспортного и расчётного сопровождения. Ввиду масштабности и разнообразия российской экономики, данное измерение на уровне регионов, как непосредственных проводников государственной поддержки ВЭД, позволит точнее и конкретнее вникнуть в существующие слож-

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2025

ности и препятствия в реализации национальной стратегии ВЭД и найти пути и способы их преодоления совместными усилиями федерации и регионов. Это предопределило исследовательскую цель: методическое обеспечение комплексной оценки ВЭД в региональном разрезе в условиях современных глобальных вызовов.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ВЭД, ПРИМЕНЯЕМЫХ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Анализ существующих исследований позволил выявить следующие показатели оценки ВЭД России и её (макро-)регионов, используемые в условиях санкций и турбулентности мировой экономики:

□ динамика совокупного объёма экспорта и импорта региона. При этом в числе показателей динамики - изменение объёма экспорта компаний - крупнейших экспортёров региона1, соотношение между экспортом и импортом2, динамика объёма таможенных платежей макрорегиона; динамика числа организаций - участников ВЭД в макрорегионе3; число контрактов об экспорте, заключённых малыми и средними предприятиями региона4, в т.ч. при поддержке5;

□ доля в экспорте и импорте региона основных товарных позиций6; их динамика и изменение структуры товарных потоков7; доля экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности региона, затронутая санкциями8; экспорт и импорт цифровых технологий9;

□ динамика числа стран-покупателей продукции макрорегиона и числа стран-поставщиков10; ведущие торговые партнёры11; список основных стран и общее число стран, с которыми торговля макрорегиона в условиях санкций выросла12; для периода до современных санкций - доля стран-санкционеров в импорте и экспорте регионов13;

□ сопоставление отрасли отдельно взятого региона в части того, из каких стран (из санкционеров или из дружественных) до санкций поступали сырьё / комплектующие для нее14. Учитывается появление в региональном экспорте новых страно-вых и товарных позиций15;

□ изменение маршрутов внешнеторговых потоков и динамика международного грузооборота в отдельном регионе16;

□ динамика международной цены на российский товары17;

□ зарубежные инвестиции в российскую экономику, например, в российских регионах уже до санкций собирались автомобили китайских марок;

□ появление российских производств в зарубежных странах;

□ группировка регионов одновременно по экспорту, импорту, прямым иностранным инвестициям18.

При этом анализ литературы выявил, что актуальными остаются задачи, обусловленные следующими пробелами:

2 - 2025

Российский внешнеэкономический вестник

9 0

□ анализ ВЭД российской экономики в условиях санкций проводится чаще всего применительно к санкциям 2010-х гг., т.е. за период 2014-2021 гг. в сравнении с 2013 г.19, тогда как актуально проследить изменение в условиях современных глобальных вызовов;

□ анализ применительно к санкциям, появившимся после 2022 г., проводится, как правило, в национальном масштабе20, иногда - для макрорегиона в лице федерального округа21, тогда как исследование в региональном разрезе остаётся актуальной задачей;

□ анализ международных инвестиций в комплексе с другими формами ВЭД остаётся актуальной задачей;

□ рекомендуется учитывать государственное регулирование ВЭД22. Его на региональном уровне можно учитывать в лице поддержки ВЭД;

□ потребность в более детальной и комплексной проработке методического инструментария оценки влияния глобальных вызовов на региональную ВЭД в современных условиях связана с тем, что статистика публикуется в очень кратком виде. Решение проблемы оценки в этом случае осуществимо с помощью косвенных показателей, которые в существующей литературе используются очень ограниченно;

□ изменение российской ВЭД в условиях внешних ограничений выражается не только в объёме и товарной структуре внешней торговли, но и в других аспектах -таких как география стран-контрагентов, форма доставки экспорта и импорта. Для такого систематизированного выявления данных аспектов можно воспользоваться теоретической моделью маркетинг-микса («4Р»), которую необходимо адаптировать к оценке региональной ВЭД.

Всё это актуализирует новизну исследования, состоящую в том, что для оценки ВЭД региона могут быть предложены как прямые, так и косвенные показатели, отражающие ее различные аспекты.

МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ: АДАПТАЦИЯ К ОЦЕНКЕ ВЭД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МАРКЕТИНГ- МИКСА

Модель маркетинг-микса («4Р») анализирует маркетинг товара отдельной фирмы по 4 параметрам: «продукт» («product»); «цена» («price»); «сбыт», или «место» («place»); «продвижение» («promotion»). Она сформулирована Д. Маккарти23, вместе с тем, над моделью впоследствии работали и отечественные учёные: например, над конкретизацией содержания каждого из компонентов модели24, над варьированием компонента «место» («place»)25. Разными авторами данный компонент иногда рассматривается в разных вариациях - место, сбыт, размещение, - именуется «коммуникационным комплексом»26. Это могут быть как филиалы компаний региона, так и электронные площадки, через которые предприятия осуществляют торговлю27. Предлагаем применить модель «marketing mix» к оценке региональной ВЭД. В частности, подобно тому, как товар отдельной фирмы анализируется,

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2025

согласно этой модели, по форме, дизайну, материалу, цвету28, своим уникальным качествам29, - можно предложить экспорт региона в целом характеризовать объёмом, товарным составом, степенью передела, а приход в регион иностранных производств - их значимостью для экономики региона. Кроме того, можно учесть ответ на вопрос, произошло ли улучшение качеств товара и за счет чего оно про-изошло30.

Для предлагаемого методического подхода можно предложить следующую трактовку компонентов модели:

□ «продукт»: что и в каком объёме экспортирует и импортирует регион, в какие отрасли вкладываются международные инвестиции, к которым он имеет отношение;

□ «цена»: цена на экспортные и импортные товары, а также дивиденды и издержки в случае зарубежного инвестирования;

□ «сбыт»: страны, в которые направляются экспорт и инвестиции региона и из которых поступают импорт и инвестиции;

□ «продвижение»: способы поставки (транспортировки), продвижения и поддержки экспортной деятельности и международного инвестирования.

Так как прямые показатели ВЭД публикуются ограниченно, то предлагаем для оценки учитывать в том числе и косвенные показатели. В частности, представляется, что данные о работе региональных институтов поддержки экспорта (т.е. количественные показатели деятельности региональных министерств внешнеэкономических связей, региональных центров поддержки экспорта) отражают стремления экспортёров в регионе. Так, число обратившихся за поддержкой экспортёров отражает активность предприятий региона в выходе на внешний рынок; географическая характеристика поддержанных международных бизнес-миссий и международных выставок отражает географический выбор экспортёров региона. О том, что ВЭД региона продолжает быть активной даже в условиях санкций, косвенно свидетельствует институциональная активность: принятие в регионе закона о ВЭД или реализация ранее принятых законов или заключение соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с административными институциями иностранных юрисдикций.

В качестве методов в исследовании использовались контент-анализ публикуемой номенклатуры статистики, контент-анализ нормативно-правовых документов (внешнеэкономических стратегий), отчётов и пресс-релизов органов власти, логический анализ, систематизация.

РЕЗУЛЬТАТЫ: СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ

В ходе анализа были обоснованы следующие группы показателей с отнесением их к прямым или косвенным (система включает только те, для которых удалось найти опубликованные значения - в статистических изданиях, отчётах или пресс-релизах органов власти):

2 - 2025

Российский внешнеэкономический вестник

11 ^

□ прямые показатели: по линии торговли - динамика общего масштаба внешнеторговой активности, динамика товарной структуры экспорта (отражают компонент «продукт» модели «4Р») и географической структуры внешней торговли региона (компонент «сбыт» модели «4Р»); по линии международного инвестирования, в котором участвует регион, - показатели привлечения иностранных инвестиций и технологий и показатели выхода российских производителей на зарубежный рынок в форме локализации производств за рубежом (компоненты «продукт», «продвижение», «сбыт» модели «4Р»);

□ косвенные показатели: институциональные показатели общей динамики ВЭД и нацеленности внешнеэкономической системы на активизацию ВЭД (компонент «сбыт» модели «4Р»); и косвенные показатели динамики внешней торговли региона, отражающие компонент «продукт» модели «4Р», показатели географической переориентации устремлений экспортёров региона (компонент «сбыт» модели «4Р»), динамика цены на российские экспортные товары (компонент «цена» модели «4Р») и показатели динамики транспортно-логистических сценариев поставки экспорта и участия в этом регионов (компонент «продвижение» модели «4Р») (см. рисунок 1).

Рассмотрим подробнее прямые показатели оценки - как индикаторы, наиболее ярко характеризующие ВЭД.

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2025

Рис. 1. Группы показателей динамики региональной ВЭД в условиях новых глобальных вызовов

Fig. 1. Groups of indicators of regional foreign economic activity dynamics in the context of new global challenges

Источник: составлено авторами.

2 - 2025

Российский внешнеэкономический вестник

13 Q

ПРЯМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ВЭД РЕГИОНА

Анализ публикуемых статистических показателей в разных видах источников позволил выделить следующие группы и виды прямых показателей оценки динамики ВЭД региона:

1) Прямые показатели динамики внешнеторговой активности (отражают компонент «продукт» в модели маркетинг-микса) (см. рисунок 2):

□ динамика объёма внешней торговли, в т.ч. экспорта. Так, в Свердловской области внешнеторговый оборот в 2022 г. вырос на 5%31. В Новосибирской области за 5 месяцев 2023 г., в сравнении с аналогичным периодом досанкционного и до-пандемического 2019 г., значительно (в 2 раза) вырос как экспорт, так и импорт32;

□ динамика коэффициента соотношения экспорта и импорта, в частности, интерес представляет формула коэффициента несбалансированности внешней торговли, рассчитываемого как отношение внешнеторгового сальдо к внешнеторговому обороту - по формуле (1). Однако в условиях новых глобальных вызовов для отечественной экономики релевантен не смысл данного коэффициента, отражающийся в его названии (сбалансированным случаем признаётся равенство коэффициента нулю), а движение от импортозависимой экономики к экспортоори-ентированной, наблюдающееся при повышении значения коэффициента. В связи с этим, представляется логичным использовать данную формулу (1), придав ей другую шкалу: чем выше значение, тем оптимальнее. Так, данный коэффициент у Свердловской области в 2022 г. (26,7%) превысил значение досанкционного и допандемического 2019 г. (21,4%)33. У Новосибирской области, если сравнить 5 месяцев 2023 г. с 5 месяцами 2019 г., значение осталось тем же (5,9%) (рассчитано по источникам для Новосибирской области, приведённым выше);

рг _ ех-ш

(1)

где К - коэффициент несбалансированности внешней торговли, ЕХ - экспорт, 1М - импорт.

□ динамика числа экспортёров, в т.ч. по возможности, с учетом МСП. К примеру, в Пермском крае в 2022 г. число экспортёров выросло с 930 до 109834;

□ число созданных в регионе производств, продукция которых может быть востребована на международном рынке. Так, в Свердловской области при поддержке областного Агентства по привлечению инвестиций введены в эксплуатацию 2 цеха по изготовлению сельскохозяйственного и строительного гидравлического оборудования. Причём производитель - компания «Гидрант» - отгружает свой товар в т.ч. на экспорт35.

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2025

динамика коэффициента соотношения экспорта и импорта

динамика объёма внешней торговли, в т.ч. экспорта

Показатели динамики внешнеторговой активности

показатель создания в регионе производств с международно конкурентоспособной продукцией

динамика числа экспортеров

изменение доли в экспорте отдельных товарных категорий, в связи с тем, что дружественными странами востребована продукция более высокого передела

Z

Показатели товарной структуры экспорта

Z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изменение товарной структуры экспорта, в связи с тем, что в условиях санкций регионы вынуждены активизировать экспорт в неподсанкционных нишах

5

появление в экспорте новых позиции, в связи с тем, что внешние вызовы приводят предприятия к выработке несырьевых высокотехнологичных решений

удалось ли региону сохранить торговлю с западными экономиками (если это соответствует национальным интересам России)

показатель поддержания географической диверсификации

удалось ли региону нарастить торговлю с уже имевшимися партнёрами - дружественными странами или включить в круг партнёров новые страны из числа дружественных

\ X

/—--

Показатели географической структуры

внешней торговли региона

Рис. 2. Прямые показатели динамики внешней торговли региона Fig. 2. Direct indicators of the dynamics of the region's foreign trade

Картинками обозначены компоненты модели маркетинг-микса, отражаемые соответ-

«продукт», (fflj - «сбыт».

ствующими группами показателей:

Источник: составлено авторами.

2) Прямые показатели изменения товарной структуры экспорта (отражают ком -понент «продукт» в модели маркетинг-микса) (см. рисунок 2), которое может объясняться 3 группами причин, связанных как простым поиском ниш, не попавших под санкции, так и увеличением объемов продукции более высокого передела и появлением новой продукции:

2 - 2025

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

□ изменение товарной структуры экспорта в связи с тем, что в условиях санкций регионы вынуждены активизировать экспорт в неподсанкционных нишах;

□ изменение доли в экспорте отдельных товарных категорий в связи с тем, что дружественными странами востребована продукция более высокого передела. Т.е. в условиях сокращения странами-санкционерами закупок российского сырья, российские регионы переориентируются на дружественные страны, а требоваться таковым может и продукция более высокого передела. Так, Челябинская область нарастила экспорт агропромышленного комплекса: в 2023 г. он на 1/3 опередил значение 2021 г. и на 12% - значение 2022 г. (а значение 2018 г. - в 2 раза)36; в 2022 г. в 7,5 раза выросли свердловские поставки муки в КНР, в 8 раз - макарон37;

□ появление в экспорте новых позиций в связи с тем, что внешние вызовы приводят предприятия к выработке высокотехнологичных решений. Так, Челябинская область в 2023 г. начала экспортировать датчики учёта и системы навигации в Казахстан и Беларусь38.

3) Показатели динамики географической структуры внешней торговли региона (отражают компонент «сбыт» в модели маркетинг-микса) (см. рисунок 2):

□ показатель географической диверсификации. Здесь показательно число стран - торговых партнёров региона. Так, Челябинская область в 2023 г. осуществила экспорт в 118 стран39.

По аналогии со случаем географической переориентации устремлений анализ целесообразно проводить на предмет того:

□ удалось ли региону существенно нарастить торговлю с уже существовавшими партнёрами из числа дружественных стран или включить в круг партнёров новые страны из числа дружественных. Так, у Пермского края в 2023 г. крупнейшими зарубежными покупателями стали Бразилия, Алжир и КНР40. В экспорте Свердловской области 2022 г. доля КНР сохранилась (21%), возросла доля Турции (с 8,4 до 13%), Казахстана (с 7,4 до 10%), Узбекистана (с 3,4 до 5%) и др.41;

□ не удалось ли региону сохранить торговлю с западными экономиками (если это отвечает национальным интересам России). Так, среди стран-покупателей свердловских товаров доля США в 2022 г. составила 11% (в 2021 г. - 12,0%), среди стран-поставщиков доля Германии составила 10% (в 2021 г. - 8,1%), США - 6% (в 2021 г. - 2,3%) (источники приведены выше).

4) Индикаторы привлечения иностранных инвестиций и технологий (рисунок 3). Целесообразно оценить, насколько активизировалась локализация производств дружественных стран в российских регионах. Показатели:

□ наличие в регионе высокотехнологичного производства с иностранными инвестициями - строящегося или функционирующего (сохраняет ли оно свою активность либо имеет планы по наращиванию производства). Показатель отражает компоненты «продукт» и «сбыт» (распределение инвестиций по странам-инвесто-

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2025

рам) в модели маркетинг-микса. Так, китайский завод «Науа1» в Тульской области в 2024 г. запланировал нарастить производство на 30% относительно 2023 г., выпустив в 2024 г. 130 тыс. автомашин - 65% выпуска с июня 2019 г. по 2023 г.42 Китайская компания - производитель бытовой техники «На1ег» в лице дочернего предприятия в Татарстане (в Камском индустриальном парке «Мастер») в начале 2022 г. запланировала запуск 2-й производственной линии и 2-кратный рост производительности (до 3,2 тыс. стиральных машин ежедневно)43 и в 2023 г. нарастила стоимостной объём реализации продукции в России в 1,9 раза44. Запущено совместное с китайской стороной производство электромобилей в Липецкой области, белорусское (холдинга «Амкодор») производство оборудования для обработки зерна в Башкортостане (в индустриальном парке «Уфимский»). С холдингом «Амкодор» также достигнута договорённость об открытии в ОЭЗ «Алга» (Башкортостан) завода коммунальной техники45;

□ уровень локализации данного производства (отражает компонент «продвижение» в модели маркетинг-микса). Так, на упомянутом выше производстве электромобилей - отечественные бортовые аккумуляторные батареи, телематика (бортовой компьютер и системы, защищающие от угона), мультимедийные системы, ГЛОНАСС и сборка46;

□ значимость иностранных производств, привлечённых в отдельный российский регион, для российских потребителей: качественная (т.е. насколько важна продукция) и количественная (доля в общероссийском производстве); и/или экспортный потенциал (отражает компонент «продукт» в модели маркетинг-микса). Так, завод «Науа1» в 2023 г. обеспечил 13,6% общероссийского производства автомобилей47, турецкий завод «Веко» (Владимирская область) на лето 2024 г. отгружал 36% продукции в более чем 15 стран48, на липецком производстве электроавтомобилей планируется достичь мощности в 100 тыс.49;

□ отраслевое разнообразие иностранных производств, привлечённых или планируемых к локализации в отдельном российском регионе (отражает компонент «продукт» в модели маркетинг-микса).

2 - 2025

Российский внешнеэкономический вестник

17 ^

поддержание, развишеили создание в регионе производства с иностранными инвестициями

отраслевое разнообразие иностранных производств, привлеченных или планируемых к локализации в регионе

значимость иностранных производств в регионе: качественная (насколько важны для российских потребителей); количественная (доля в общероссийском производстве); и/или экспортный потшциал (для зарубежных потребителей)

уровень локализации

производства ♦

Показатели привлечения иностранных инвестиций и технологий

Показатели выхода российских производителей на зарубежный рынок в форме локализации производств за рубежом

га

наличие у региона совместного с регионом зарубежной страны индустриального парка на её территории

I

наличие у регио индустриального п натфритории зарубежной стра на арка ны

уровень передела производств, организуашх за рубежом

уровень отраслевой диверсификации

зарубежных производственных инвестиций региона

Рис. 3. Прямые показатели динамики международного инвестирования, в котором участвует регион

Fig. 3. Direct indicators of the dynamics of international investment in which the region participates

Картинками обозначены компоненты модели маркетинг-микса, отражаемые соответствующими показателями: - «сбыт», тиэ - «продукт», — «

Источник: составлено авторами.

- «продвижение».

5) Показатели выхода российских производителей на зарубежный рынок в форме локализации производств за рубежом (см. рисунок 3). Это происходит, если дружественные страны, опасаясь вторичных санкций, ограничивают закупки российских товаров. Возможные показатели оценки:

□ наличие у региона индустриального парка на территории зарубежной страны (отражает институциональное и инструментальное обеспечение выхода российских производителей на внешний рынок, т.е. компонент «продвижение» в модели маркетинг-микса). Так, АО «Камский индустриальный парк "Мастер"» было запланировано в 2025 г. открыть индустриальный парк в свободной экономической зоне «Навои» (Узбекистан)50 ;

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2025

□ наличие у региона совместного с регионом зарубежной страны индустриального парка на её территории (отражает компонент «продвижение» в модели маркетинг-микса). Так, технополис «Химград» (Татарстан) образовал в Узбекистане с местной корпорацией совместную компанию по управлению индустриальным парком51 ;

□ уровень передела производств, организуемых за рубежом (отражает компонент «продукт» в модели маркетинг-микса). Так, согласовано создание петербургской компанией завода по выпуску 3Б-принтеров и образовательных роботов в ОАЭ52, т.е. производства очень высокой технологичности;

□ уровень отраслевой диверсификации зарубежных производственных инвестиций региона (отражает компонент «продукт» в модели маркетинг-микса). Так, компании, полностью или частично расположенные в Санкт-Петербурге, выходят за рубеж с созданием производств 3Б-принтеров и образовательных роботов, электропоездов, сборки автомашин53.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, новизна предложенной системы показателей заключается в том, что она: 1) сосредоточена на уровне региона, позволяя анализировать ВЭД национальной экономики более детально; 2) анализирует ВЭД с точки зрения разных аспектов - товароведческого, сбытового, посреднического, ценового, - охватываемых моделью маркетинг-микса; 3) учитывает не только экспорт, но и движение капитала, международные расчёты и логистику; 4) охватывает как движение в регион, так и движение из региона; 5) наряду с прямыми показателями ВЭД (публикуемыми в ограниченном объёме), использует косвенные, включая показатели востребованности поддержки ВЭД, характеризующие внешнеэкономический настрой регионального предпринимательского сообщества.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Марченко Д.О., Губайдуллин Д.В. Промышленная политика Удмуртской Республики в контексте развития внешнеэкономической деятельности региона // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2024. Т. 34. № 1. С. 53-55.

2 Зимина Т.В. Состояние и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области в условиях глобальной нестабильности // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 1. С. 100-101; Андреева Е.Л., Сапир Е.В., Карх Д.А., Карачев И. А. Компаративный анализ внешнеэкономического развития фармацевтического сектора в РФ и США // Экономика региона. 2019 Т. 15. № 2. с. 578.

3 Вербина В.В. Трансформация региональных внешнеэкономических связей в современных условиях // Актуальные проблемы экономики и управления. 2023. № 4. С. 16.

4 Зимина Т.В. Указ. соч., 2023. № 1. С. 103.

5 Зимина Т.В. Указ. соч., 2023. № 1. С. 104.

6 Марченко Д.О., Губайдуллин Д.В. Указ. соч. 2024. Т. 34. № 1. С. 53-55.

2 - 2025

Российский внешнеэкономический вестник

19 Q

7 Вербина В .В. Указ. соч. 2023. № 4. С. 17.

8 Гуменюк Л.Г. Развитие обрабатывающей промышленности Калининградской области: этапы, влияние рестрикций, приоритеты // Балтийский регион. 2023. Т. 15. № 4. С. 131.

9 Шкваря Л.В., Фролова Е. Д. Компаративный анализ развития внешней торговли в цифровом сегменте по регионам мира // Экономика региона. 2022. Т. 18. № 2. С. 483.

10 Вербина В .В. Указ. соч. 2023. № 4. С. 16.

11 Голова Е.Е. Современные тенденции внешнеэкономической деятельности в условиях санкций // Карельский научный журнал. 2024. Т. 13. № 1. С. 25-26.

12 Вербина В .В. Указ. соч. 2023. № 4. С. 16.

13 Новикова А.А. Внешнеторговая деятельность субъектов РФ: перспективы сохранения географической структуры поставок // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. 2023. № 1. С. 37-38.

14 Гуменюк Л.Г. Указ. соч. 2023. Т. 15. № 4. С. 134-135.

15 Зимина Т.В. Указ. соч. 2023. № 1. С. 103.

16 Вербина В .В. Указ. соч. 2023. № 4. С. 18.

17 Гуменюк Л.Г. Указ. соч. 2023. Т. 15. № 4. С. 126.

18 Трещевский Ю.И., Опойкова Е.А. Влияние санкций на конфигурацию внешнеэкономической деятельности регионов России // Регион: системы, экономика, управление. 2022. № 2. С. 30-31, 33.

19 Например: Кантарович А.А. Особенности внешнеэкономической деятельности России в условиях санкционной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 3. С. 7; Белов В.И. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов: проблемы и перспективы развития // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2022. - Т. 13. - № 2. - С. 148-152; и др.

20 Например: Голова Е.Е. Современные тенденции внешнеэкономической деятельности в условиях санкций // Карельский научный журнал. 2024. Т. 13. № 1. С. 25-26; Белов В.И. Указ. соч., 2022. - Т. 13. - № 2. С. 23-24.

21 Вербина В .В. Указ. соч. 2023. № 4, с. 16.

22 Долгов С.И., Савинов Ю.А. Новое направление анализа внешней торговли России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 7. - С. 79.

23 Малахова А. А., Товстенко Д.С., Полякова В.В. Модель комплекса маркетинга в анализе пассажирских перевозок в условиях цифровой трансформации ОАО «РЖД» // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2021. № 7. С. 100-106.

24 Зинченко А.С., Сазонов А.А. Современные инновационные технологии управления маркетингом на высокотехнологичных предприятиях / Моногр. М.: Издательство «Перо», 2019. С. 31-32.

25 Тхориков Б.А., Ломовцева О.А., Герасименко О.А., Саблина О.М., Титова И.Н. Гео -маркетинг - новый концепт или прикладной инструмент бизнеса? // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 49. С. 199-213.

26 Хаджиева Д. Х. Влияние пандемии на маркетинговый микс // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 1-2. С. 110.

27 Быканова Н.И. Применение современных моделей маркетинг-микса в деятельности коммерческих банков // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6. № 4. С. 88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2025

28 Комлева К.Э., Корницкая А.В., Корницкая Л.В., Смирнов В.В. Международные маркетинговые стратегии на рынке товаров повседневного спроса // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6. № 1. С. 254.

29 Зинченко А.С., Сазонов А.А. Указ. соч. 2019, С. 31.

30 Малахова А.А., Товстенко Д.С., Полякова В.В. Указ. соч. 2021. № 7. С. 100-106

31 США остались в тройке ведущих внешнеторговых партнеров Свердловской области // АЦ «Эксперт». 03.03.2023. URL: https://expert-ural.com/news/ssha-ostalis-v-troyke-vedushih-vneshnetorgovih-partnerov-sverdlovskoy-oblasti.html (дата обращения: 30.09.2024).

32 Рассчитано по: Статистическая информация об итогах внешней торговли Новосибирской области за январь-май 2019 года // Сибирское таможенное управление ФТС РФ. 10.07.2019. URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/194149; О международных и внешнеэкономических связях новосибирской области в первом полугодии 2023 г. // Представительство МИД РФ в Новосибирске. URL: https://novosibirsk.mid.ru/upload/iblock/e6e/ l5oln0kdqfy8u5s26cztbyo2r5spgun8.pdf (дата обращения: 30.09.2024).

33 Рассчитано по: Внешняя торговля Свердловской области в 2019 г. (4-й кв.) // Ураль -ское таможенное управление ФТС РФ. URL: https://utu.customs.gov.ru/storage/document/ document_info/2020-07/06/Свердловскя обл 4кв.2019 .xls (дата обращения: 12.10.2024); США остались в тройке ведущих внешнеторговых партнеров Свердловской области // АЦ «Эксперт». - 03.03.2023. - URL: https://expert-ural.com/news/ssha-ostalis-v-troyke-vedushih-vneshnetorgovih-partnerov-sverdlovskoy-oblasti.html (дата обращения: 30.09.2024).

34 В Прикамье в 2022 году количество компаний-экспортеров увеличилось более чем на 18% к уровню прошлого года // Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края. 06.04.2023. URL: https://economy.permkrai.ru/novosti/?id=288238 (дата обращения: 30.09.2024).

35 Свердловские производители гидравлического оборудования укрепляют технологический суверенитет страны // Белоярский городской округ. 03.12.2023. URL: https:// beloyarka.com/news/9099 (дата обращения: 30.09.2024).

36 Понетайкина М. Новый экспорт: в 2023 году Челябинская область стала поставщиком уникального удобрения и ИТ-технологий // Губерния - Южный Урал. 19.12.2023. URL: https://gubernia74.ru/articles/society/1122417; Первая партия колбасы отправилась на экспорт из Челябинской области // Коммерсант. 23.12.2023. URL: https://www.kommersant. ru/doc/6425419 (дата обращения: 30.09.2024).

37 Евстафьев Д. Свердловские предприятия увеличили экспорт муки в Китай в 7,5 раза // Московский комсомолец. 13.04.2023. URL: https://eburg.mk.ru/economics/2023/04/13/ sverdlovskie-predpriyatiya-uvelichili-eksport-muki-v-kitay-v-75-raza.html (дата обращения: 30.09.2024).

38 Понетайкина М. Указ. соч.// Губерния - Южный Урал. 19.12.2023.

39 Там же.

40 Пермский край вошел в тройку лидеров по объему экспорта среди регионов ПФО в 2023 году // ТАСС. 27.03.2024. URL: https://tass.ru/ekonomika/20372947 (дата обращения: 30.09.2024).

41 Рассчитано по: Внешняя торговля Свердловской области в 2021 г. (декабрь) // Ураль -ское таможенное управление ФТС РФ. URL: https://utu.customs.gov.ru/storage/document/ document_info/2022-02/11/Свердловская_обл_декабрь21.xls (дата обращения: 26.09.2024); США остались в тройке ведущих внешнеторговых партнеров Свердловской области //

2 - 2025

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

АЦ «Эксперт». 03.03.2023. URL: https://expert-ural.com/news/ssha-ostalis-v-troyke-vedushih-vneshnetorgovih-partnerov-sverdlovskoy-oblasti.html (дата обращения: 30.09.2024).

42 Руцкая М. Российский завод Haval на треть увеличит выпуск автомобилей в 2024 году // Motor.ru. 23.08.2024. URL: https://motor.ru/news/haval-production-23-08-2024.htm (дата обращения: 30.09.2024).

43 Китайский завод стиральных машин Haier в Татарстане удвоит производство в этом году // ТАСС. 15.03.2022. URL: https://tass.ru/ekonomika/14077791 (дата обращения: 30.09.2024).

44 «Дочка» китайской Haier в РФ в 2023 г. нарастила выручку почти в два раза // Интерфакс. 14.03.2024. URL: https://www.interfax.ru/business/950410 (дата обращения: 30.09.2024).

45 Андреева А., Окунев М. В Уфе запустили построенный за девять месяцев завод «Ам-кодора» // РБК (Башкортостан). 10.10.2023. URL: https://ufa.rbc.ru/ufa/10/10/2023/652534f7 9a7947cc73110ae6 (дата обращения: 30.09.2024).

46 Перекрест В. Первый российский электромобиль Evolute: тест-драйв и репортаж с завода // Комсомольская правда. 15.03.2023. URL: https://www.kp.ru/daily/27477/4733419 (дата обращения: 30.09.2024).

47 Тульский завод Haval стал вторым по выпуску автомобилей в 2023 году // Московский комсомолец (Тула). 22.03.2024. URL: https://tula.mk.ru/social/2024/03/22/tulskiy-zavod-haval-stal-vtorym-po-vypusku-avtomobiley-v-2023-godu.html (дата обращения: 30.09.2024).

48 Представители «Центра поддержки экспорта Владимирской области» изучили экспортный потенциал двух крупных предприятий Киржача // Центр поддержки экспорта Владимирской области. 30.07.2024. URL: https://export33.ru/news/predstaviteli-tsentra-podderzhki-eksporta-vladimirskoy-oblasti-izuchili-eksportnyy-potentsial-dvukh- (дата обращения: 30.09.2024).

49 Перекрест В. Указ. соч. // Комсомольская правда. 15.03.2023.

50 Камский индустриальный парк «Мастер» отметил 20-летний юбилей // КамАЗ. 30.07.2024. URL: https ://kamaz. ru/press/releases/kamskiy_industrialnyy_park_master_ otmetil_20_letniy_yubiley (дата обращения: 30.09.2024).

51 Праслов Ю. Как российские промплощадки получают прописку на зарубежных рынках // РБК+. 26.10.2023. URL: https://plus.rbc.ru/news/6538f8137a8aa9248ef91cf9 (дата обращения: 30.09.2024).

52 ОАЭ заключили контракт с Россией по производству 3Б-принтеров и роботов // Прайм. 09.06.2023. URL: https://1prime.ru/state_regulation/20230609/840797752.html (дата обращения: 30.09.2024).

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Белов В.И. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов: проблемы и перспективы развития // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2022. - Т. 13. - № 2. - С. 146-154 @@ Belov V.I. Vneshnee'konomicheskaya deyateFnosf rossijskix regionov: problemy' i perspektivy' razvitiya // Nauchny'e trudy' Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANXiGS. - 2022. - T. 13. - № 2. - S. 146-154.

2. Быканова Н.И. Применение современных моделей маркетинг-микса в деятельности коммерческих банков // Russian Economic Bulletin. - 2023. - Т. 6. - № 4. - С. 87-

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2025

93 @@ By'kanova N.I. Primenenie sovremenny'x modelej marketing-miksa v deyatel'nosti kommercheskix bankov // Russian Economic Bulletin. - 2023. - T. 6. - № 4. - S. 87-93.

3. Вербина В.В. Трансформация региональных внешнеэкономических связей в современных условиях // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2023. - № 4.

- С. 15-19 @@ Verbina V.V. Transformaciya regional'ny'x vneshnee'konomicheskix svyazej v sovremenny'x usloviyax // Aktual'ny'e problemy' e'konomiki i upravleniya. - 2023. - № 4. - S. 15-19

4. Голова Е.Е. Современные тенденции внешнеэкономической деятельности в условиях санкций // Карельский научный журнал. - 2024. - Т. 13. - № 1. - С. 24-27 @@ Golova E.E. Sovremenny'e tendencii vneshnee'konomicheskoj deyatel'nosti v usloviyax sankcij // Karel'skij nauchny'j zhurnal. - 2024. - T. 13. - № 1. - S. 24-27.

5. Гуменюк Л.Г. Развитие обрабатывающей промышленности Калининградской области: этапы, влияние рестрикций, приоритеты // Балтийский регион. - 2023. - Т. 15. - № 4. -С. 124-141 @@ Gumenyuk L.G. Razvitie obrabaty'vayushhej promy'shlennosti Kaliningradskoj oblasti: e'tapy', vliyanie restrikcij, prioritety' // Baltijskij region. - 2023. - T. 15. - № 4. - S. 124-141. DOI: 10.5922/2079-8555-2023-4-7.

6. Долгов С.И., Савинов Ю.А. Новое направление анализа внешней торговли России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 7. - С. 77-84 @@ Dolgov S.I., Savinov Yu.A. Novoe napravlenie analiza vneshnej torgovli Rossii // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2013. - № 7. - S. 77-84.

7. Зимина Т.В. Состояние и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области в условиях глобальной нестабильности // Российский внешнеэкономический вестник. - 2023. - № 1. - С. 92-107 @@ Zimina T.V Sostoyanie i perspektivy' razvitiya vneshnee'konomicheskoj deyatel'nosti Sverdlovskoj oblasti v usloviyax global'noj nestabil'nosti // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2023. - № 1. - S. 92-107. DOI: 10.24412/2072-8042-2023-1-92-107.

8. Зинченко А.С., Сазонов А.А. Современные инновационные технологии управления маркетингом на высокотехнологичных предприятиях / Моногр. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 240 с. @@ Zinchenko A.S., Sazonov A.A. Sovremenny'e innovacionny'e texnologii upravleniya marketingom na vy'sokotexnologichny'x predpriyatiyax / Monogr. - M.: Izdatel'stvo «Pero», 2019. - 240 s.

9. Кантарович А. А. Особенности внешнеэкономической деятельности России в условиях санкционной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2022.

- № 3. - С. 5-13 @@ Kantarovich A.A. Osobennosti vneshnee'konomicheskoj deyatel'nosti Rossii v usloviyax sankcionnoj politiki // Regional'ny'e problemy' preobrazovaniya e'konomiki.

- 2022. - № 3. - S. 5-13 DOI: 10.26726/1812-7096-2022-3-5-13.

10. Комлева К.Э., Корницкая А.В., Корницкая Л.В., Смирнов В.В. Международные маркетинговые стратегии на рынке товаров повседневного спроса // Russian Economic Bulletin.

- 2023. - Т. 6. - № 1. - С. 254-257 @@ Komleva K.E'., Korniczkaya A.V., Korniczkaya L.V., Smirnov V.V. Mezhdunarodny'e marketingovy'e strategii na ry'nke tovarov povsednevnogo sprosa // Russian Economic Bulletin. - 2023. - T. 6. - № 1. - S. 254-257.

11. Малахова А. А., Товстенко Д.С., Полякова В.В. Модель комплекса маркетинга в анализе пассажирских перевозок в условиях цифровой трансформации ОАО «РЖД» // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. - 2021. - № 7. - С. 100-106 @@ Malaxova A.A., Tovstenko D.S., Polyakova V.V. Model' kompleksa marketinga v analize

2 - 2025

Российский внешнеэкономический вестник

23 Q

passazhirskix perevozok v usloviyax cifrovoj transformacii OAO «RZhD» // Finansovy'e aspekty' strukturnyx preobrazovanij e'konomiki. - 2021. - № 7. - S. 100-106.

12. Марченко Д.О., Губайдуллин Д.В. Промышленная политика Удмуртской Республики в контексте развития внешнеэкономической деятельности региона // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. - 2024. - Т. 34. - № 1. - С. 51-57 @@ Marchenko D.O., Gubajdullin D.V Promyshlennaya politika Udmurtskoj Respubliki v kontekste razvitiya vneshnee'konomicheskoj deyateFnosti regiona // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: E'konomika i pravo. - 2024. - T. 34. - № 1. - S. 51-57. DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-151-57.

13. Новикова А.А. Внешнеторговая деятельность субъектов РФ: перспективы сохранения географической структуры поставок // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Естественные и медицинские науки. - 2023. - № 1. - С. 36-49 @@ Novikova A.A. Vneshnetorgovaya deyateFnosf sub"ektov RF: perspektivy' soxraneniya geograficheskoj struktury' postavok // Vestnik Baltijskogo federaFnogo universiteta im. I. Kanta. Ser.: Estestvenny'e i medicinskie nauki. - 2023. - № 1. - S. 36-49. DOI: 10.5922/gikbfu-2022-1-3.

14. Андреева Е.Л., Сапир Е.В., Карх Д.А., Карачев И.А. Компаративный анализ внешнеэкономического развития фармацевтического сектора в РФ и США // Экономика региона. 2019 Т. 15. № 2. С. 576-589 @@ Andreeva E.L., Sapir E.V, Karx D.A., Karachev I.A. Komparativnyj analiz vneshnee'konomicheskogo razvitiya farmacevticheskogo sektora v RF i SShA // E'konomika regiona. 2019 T. 15. № 2. S. 576-589. DOI: 10.17059/2019-2-20.

15. Трещевский Ю.И., Опойкова Е.А. Влияние санкций на конфигурацию внешнеэкономической деятельности регионов России // Регион: системы, экономика, управление. - 2022. - № 2. - С. 27-37 @@ Treshhevskij Yu.I., Opojkova E.A. Vliyanie sankcij na konfiguraciyu vneshnee'konomicheskoj deyateFnosti regionov Rossii // Region: sistemy', e'konomika, upravlenie. - 2022. - № 2. - S. 27-37. DOI: 10.22394/1997-4469-2022-57-2-27-37.

16. Тхориков Б. А., Ломовцева О.А., Герасименко О.А., Саблина О.М., Титова И.Н. Гео -маркетинг - новый концепт или прикладной инструмент бизнеса? // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2020. - № 49. - С. 199-213 @@ Txorikov B.A., Lomovceva O.A., Gerasimenko O.A., Sablina O.M., Titova I.N. Geomarketing - novy'j koncept ili prikladnoj instrument biznesa? // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Fkonomika. - 2020. - № 49. - S. 199-213. DOI: 10.17223/19988648/49/14.

17. Хаджиева Д.Х. Влияние пандемии на маркетинговый микс // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 1-2. - С. 110-112 @@ Xadzhieva D.X. Vliyanie pandemii na marketingovy'j miks // E'konomika i biznes: teoriya i praktika. - 2022. - № 1-2. - S. 110-112. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-1-283-110-112.

18. Шкваря Л.В., Фролова Е.Д. Компаративный анализ развития внешней торговли в цифровом сегменте по регионам мира // Экономика региона. 2022. Т. 18. № 2. С. 479-493 @@ Shkvarya L.V, Frolova E.D. Komparativnyj analiz razvitiya vneshnej torgovli v cifrovom segmente po regionam mira // E'konomika regiona. 2022. T. 18. № 2. S. 479-493. DOI: 10.17059/ ekon.reg.2022-2-13.

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2025

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.