МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В.В. Решетов, канд. экон. наук, доцент, В.Н. Попов, д-р экон. наук, профессор
Воронежский государственный технический университет
Конкурентоспособность предприятия - это системно образованный процесс создания, производства, выпуска и реализации продукции на рынке продаж. Имея в виду, что главными условиями, определяющими конкурентоспособность, являются цена, качество и их разумное сочетание для потребителя, то есть оценка потребителем расходов в процессе приобретения и потребления, по мнению автора, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать организационно-экономическую деятельность предприятия, функционирующую по стратегии конкурентных преимуществ, приоритета качества, приемлемой цены продаж и экономического роста. То есть это своеобразная обусловленность целенаправленной совокупности взаимосвязанных видов деятельности по строго заданной методологии принципов и приемов для стабильного поддержания конкурентоспособности.
Экономисты пока не обосновали общепризнанную методику оценки конкурентоспособности предприятия. Поэтому предприятия каждый раз формируют индивидуальную систему показателей и критериев по оценке конкурентных преимуществ. Длительный процесс поиска адекватной методики оценки конкурентоспособности и значительное множество различных методических подходов к данной проблеме свидетельствует о сложности быстроменяющейся задачи. Повышенный интерес к обеспечению конкурентоспособности определяет необходимость обоснования методологии данной проблемы и объективных измерителей для оценки этой экономической категории.
Реализация управляющих действий предполагает фундаментальное переосмысление и радикальное совершенствование организации обеспечения конкурентоспособности. В этом случае необходимо организационное построение целенаправленной системы, способной стабильно реагировать на изменение покупательского спроса, именно эта система формирует комплекс процессов, определяющих политику предприятия по поддержанию и восстановлению конкурентных преимуществ. К такой системе экономисты относят специально созданный организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия (ОЭМОКП).
ОЭМОКП представляет собой совокупность методов, инструментов и действий по организационному построению и экономическому воздействию по строго заданной целевой функции на обеспечение конкурентоспособности в соответствии с концептуальной моделью реализации экономического порядка по принципам экономической эффективности и оптимальности. Для реального проявления всех элементов модели требуется не только описание приемов, форм,
методов, заложенных в сложнейшую производственную систему, называемую ОЭМОКП, но и формализация условий формирования этого механизма.
Рациональное соблюдение экономических и организационных условий проявляется в согласованности действий по всем производственным и коммерческим процессам. Например, обеспечение качества продукции согласовывается с приемлемой ценой при ее продаже. Несогласованность характеризуется выпущенной, но непроданной продукцией, низким качеством продукции, отсутствием квалифицированного персонала и т. д. Экономические и организационные условия формирования ОЭМОКП предполагают определенный запас элементов для обеспечения адаптационных возможностей механизма в условиях изменения регулирующих процессов.
Обязательным условием формирования ОЭМОКП является построение всех его элементов по системе взаимодействия. Причем не взаимодействующие составляющие, как лишние, не приносящие в систему добавленной стоимости, немедленно должны быть либо преобразованы, либо выведены из состава механизма. В противном случае система будет не адекватна тому экономическому порядку, ради которого она была создана.
Истинное проявление конкурентных преимуществ предприятия происходит в результате реализации теории желательности. На рынке продаж появляются покупатели на продукцию и предприятие получает рост объема продаж, прибыли и т.п. Как видно на рисунке именно организация процесса удовлетворения потребителя в оперативную систему позволяет развивать конкурентные преимущества.
Автором подобрана система сбалансированных показателей оценки конкурентных преимуществ машиностроительных предприятий. Классификация показателей в этой системе произведена автором по элементам методики анализа и оценки конкурентных преимуществ предприятия. Каждому элементу соответствуют цели, показатели и действия.
Первый элемент - способность к изменениям и совершенствованию.
Цели для первого элемента - обеспечить саморазвивающийся процесс совершенствования организационно-экономических отношений; создать условия ответственности, новаторства и полноправности служащих; профессиональная оценка деятельности предприятия и способность персонала своевременно внести коррективы и изменения.
Показатели для первого элемента - объем продаж на одного работника; текучесть персонала; количество внутренних оценок, исследований, проведен-
ных среди покупателей; число поданных заявок на рацпредложений; экономический эффект от исполь-изобретения и полезную модель; число принятых зования изобретений и рацпредложений.
Процедура развития конкурентных преимуществ
Действия по реализации первого элемента - формирование перекрестно-функциональных программ по установлению баланса между ключевыми процессами производственной и коммерческой деятельности предприятия, совершенствование существующих программ, создание и внедрение новых; обучение, наделение полномочиями, организация и поддержка участия служащих в управлении предприятием; организация долгосрочного подхода к постоянному совер-
шенствованию; преобразование запросов потребителей в продукцию предприятия.
Второй элемент - внутренние бизнес-процессы.
Цели, определяющие второй элемент - обеспечить эффективность производства и организации послепродажного обслуживания (производительность технологии, надежность, качество, функциональность (ценность) и доставка продукции, производительность затрат).
Показатели по второму элементу - объем продаж; затраты на 1 рубль выпущенной продукции; чистая прибыль на 1 рубль объема продаж; степень удовлетворения продукцией покупателя; количество функциональных свойств продукции, превышающие те, которые имеют конкуренты; затраты на обеспечение качества продукции; удельный вес возвратов проданной продукции в объеме продаж; количество об-служиваний по гарантии; насколько цена продукции соответствует ее качеству и свойствам; количество новых ценовых приемов; премия, получаемая организацией за положительную деловую репутацию.
Действия по реализации второго элемента - маркетинговое изучение рынка продаж; обоснование приемлемой цены и превалирования качества продукции; регулирование организационно-экономических процессов производственного цикла; разработка процедуры установления удовлетворенности потребителей; нацеливание внутренних процессов на удовлетворение потребителя.
Третий элемент - способность к удовлетворению запросов потребителя.
Цели, соответствующие третьему элементу - использование удовлетворения потребителя для развития производства; понимание удовлетворенного потребителя.
Показатели, предназначенные для третьего элемента - количество покупателей, которые сделали повторные покупки; количество потребителей, которые не сделали повторных покупок; доля рынка, завоеванная организацией; количество новых покупателей; объем продаж по новым покупателям и рынкам; соотношение объема продаж к объему запросов потребителей; затраты на привлечение нового покупателя; прибыль в расчете на одного покупателя; затраты в расчете на одного покупателя.
Действия по третьему элементу - создание организационно-экономической системы, способной удерживать потребителя и завоевывать потребителей; планирование рабочего процесса привлечения и удержания целевого потребителя; построение уровней и тенденций всестороннего удовлетворения потребителя; преобразование запросов потребителя в оперативную систему качества.
Четвертый элемент - качество финансовой деятельности.
Цели для четвертого элемента - обеспечить финансовыми ресурсами деятельность предприятия и достичь финансовой стабилизации.
Показатели по четвертому элементу - уменьшение затрат в расчете на единицу выпускаемой продукции; доля, применяемых низкозатратных бизнес-процессов; рентабельность активов; коэффициент автономии; затраты на 1 рубль продаж; превышение прироста производительности труда над приростом заработной платы; фундаментальная стоимость предприятия; стоимость предприятия на рынке.
Действия по выполнению четвертого элемента -
регулярное проведение причинно-факторного анализа изменения затрат и цен; построение прогнозных вариантов финансовой устойчивости предприятия; обоснование бизнес-процессов по финансовой стабилизации предприятия.
Анализ наличия конкурентных преимуществ у предприятия осуществляется в несколько этапов:
1. Устанавливаются частные конкурентные преимущества по четырем группам показателей: способность к изменениям и совершенствованию; внутренние бизнес-процессы; способность к удовлетворению запросов потребителя; качество финансовой деятельности. Оценка конкурентных преимуществ выполняется путем сравнения индивидуальных конкурентных преимуществ базового и анализируемого предприятия.
2. Полученные таким образом сравнительные коэффициенты конкурентных преимуществ объединяются в обобщающий показатель:
к = V • V • V •... • * в/,
/ф /ф /ф /ф
где к вф ; а вф 'в бф ; вф - сравнительные характеристики конкурентных преимуществ функционирующего (сравниваемого) и базового предприятия.
Как правило, базовым предприятием выбирается то, которое обладает наиболее значительным объемом конкурентных преимуществ. В таблице за базовое предприятие определено ОАО «Рудгормаш», которое выпускает продукцию, обладающую высоким уровнем конкурентоспособности. Например, станок буровой шарошечный СБШ - 250 МНА - 32 вошел по Программе в «100 лучших товаров России». Данное предприятие имеет сертификат (в соответствии с международным стандартом ИСО серии 9001), удостоверяющий, что ОАО «Рудгормаш» внедрило и применяет систему качества в следующих областях - проектировании и изготовлении бурового, обогатительного и горно-шахтного оборудования. Выпускаемая продукция сертифицирована на международном уровне и экспортируется более чем в 20 стран мира. Продукция предприятия отмечена дипломами и медалями на многих отечественных и международных выставках. ОАО «Рудгормаш» является обладателем престижной награды Арка Европы «Золотая звезда», врученной заводу за значительный вклад в мировой бизнес, высокую репутацию и профессионализм.
3. Обосновывается оценка путем расчета обобщающего показателя конкурентных преимуществ. Значение показателя свидетельствует, во сколько раз больше базовое предприятие обладает конкурентными преимуществами по отношению к сравниваемому.
Анализ и оценка по обобщающему показателю конкурентных преимуществ по машиностроительным предприятиям позволяет сделать следующие выводы:
1. Конкурентоспособность машиностроительных предприятий низкая, в среднем в 6 раз ниже
ОАО «Рудгормаш», что подтверждается незначительным ростом объема продаж и малым наличием функциональных свойств продукции, превышающих те, которые имеют конкуренты, а также наличием возврата проданной продукции в объеме продаж.
2. Для обеспечения конкурентоспособности необходимо изменить общую систему организационно-экономических отношений по формированию конкурентных преимуществ, изменив структуру и качество выпускаемой продукции.
Оценка конкурентных преимуществ машиностроительных предприятий за 2006 год
Ед. ОАО «Руд- ОАО ФГУП «Во- ОАО
№ Показатель изм. гормаш» (ба- «Электро- ронежский «Тяжмех-
п/п за сравнения) сигнал» механический завод» пресс»
1 Рост объема продаж % 108,4 102,2 104,0 106,0
2 Рост объема продаж на 1 ра-
ботника % 109,3 98,5 107,0 108,0
3 Рост чистой прибыли на 1
рубль объема продаж % 103,5 99,4 101,0 98,8
4 Количество функциональных свойств продукции, превышающих те, которые имеют
конкуренты шт. 14 21 7 18
5 Удельный вес возвратов проданной продукции в объеме
продаж % 0,08 0,73 0,19 0,56
6 Обобщающий показатель оценки конкурентных пре-
имуществ - - 7,37 5,83 5,14
Таким образом, методические особенности оценки конкурентоспособности определяются сущностью, содержанием, целью и условиями формирования системы, способной реализовать процедуру по развитию
конкурентных преимуществ.
Получена 11.12.2006
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ УРОВНЯ АДАПТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В.В. Клочков, канд. техн. наук, доцент, Д.И. Сазонов, магистрант
Московский физико-технический институт (государственный университет)
Введение
В настоящее время условия работы предприятий демонстрируют все большую нестабильность по целому ряду причин (политические и макроэкономические изменения, бурное развитие технологий и т.п.). В работах российских и зарубежных экономистов (см., например, /1, 3/) подчеркивается, что наибольшее внимание при разработке стратегии предприятий и отраслей в нестабильном окружении следует уделять не столько оптимизации традиционных финансовых показателей (прибыли, рентабельности), сколько повышению адаптивности, т.е. гибкости, приспособляемости предприятия к меняющимся условиям работы. Несмотря на большое внимание, уделяемое учеными-экономистами и руководителями предприятий повышению их приспособляемости, ощущается дефицит объективных количественных оценок адаптивности. Наличие таких оценок способно помочь руководству предприятий принимать экономически обосно-
ванные стратегические решения в нестабильном окружении. В настоящее время предпринимаются отдельные попытки количественной оценки адаптивности предприятий. Так, например, в работе /3/ предложены методы многопараметрической экспертной оценки адаптивности предприятия. С помощью методов нечеткой логики формируются балльные оценки адаптивности различных подсистем предприятия -производственно-технологической, маркетинговой и др. В данной работе сделана попытка построения более простых и наглядных методов объективной количественной оценки адаптивности производственных программ предприятия.
Упрощенная экономико-математическая модель процесса адаптации предприятия к изменению внешних условий
Представим процесс функционирования предприятия в нестабильной среде в виде статистической игры, или игры с природой /2/. Обозначим индек-