ЭКОНОМИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
УДК 656.2:338.47
Ю.И. Соколов
Методический подход к оценке эффекта от повышения безопасности движения поездов с учетом результатов, возникающих в области качества транспортного обслуживания
Исследованы определения категории «безопасность» в целом и применительно к транспортной сфере по существующим нормативным документам, отмечены недостатки данных определений, что позволило выделить понятия «техническая безопасность», «экономическая безопасность» и «экономическое управление технической безопасностью».
При рассмотрении уровня безопасности движения поездов как одного из показателей качества транспортного обслуживания выявлены внутренние взаимосвязи безопасности и других показателей, формирующих системы управления качеством транспортного обслуживания
Предложенный авторами методический подход к оценке эффективности повышения безопасности движения поездов с учетом сопутствующего изменения других показателей качества развивает экономическую теорию качества на транспорте, позволяет повысить обоснованность управленческих решений и достоверность экономических расчетов в сфере обеспечения и повышения безопасности
Ключевые слова: безопасность движения, управление качеством, техническая безопасность (безопасность технической системы), экономическая безопасность, экономическое управление технической безопасностью
О.А. Аверьянова На современном этапе реформирования обеспе-
чение безопасности движения и безаварийности перевозочного процесса является неотъемлемым фактором развития железнодорожной отрасли . Вопросы безопасности движения приобретают особое значение в свете необходимости сохранения конкурентоспособности отечественного железнодорожного транспорта на внутреннем международном транспортном рынке. Транспортные события и происшествия, приводящие к случаям нарушения безопасности движения, требуют первостепенного внимания и исследования . При этом изучение факторов, влияющих на безопасность движения, дает дополнительный инструментарий для управления транспортными процессами . Значительную роль здесь играет оперативность и достоверность поступающей информации,
© Соколов Ю. И . , Аверьянова О. А. , 2015
142
Методический подход к оценке эффекта от повышения безопасности движения поездов...
а также системный анализ экономических показателей, связанных с обеспечением безопасности перевозок
В связи с многообразием понятий, связанных с безопасностью движения, трактовок этих понятий и сфер их применения, проанализируем определения основных понятий, связанных с обеспечением безопасности
Понятие «безопасность» в общем виде было законодательно закреплено в статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности»: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [7].
Однако, как отмечают авторы монографии «Проблемы формирования государственной политики транспортной безопасности», безопасность не может быть сведена исключительно к защищенности [3] . Кроме того, понятия «жизненно важные интересы» и «защищенность» также требуют определения . Авторы упомянутой работы определяют безопасность как «условия существования любого рассматриваемого объекта (включая состояние объекта) как его имманентную характеристику», при котором его свойства не подвергаются нежелательным изменениям (то есть причинению вреда и нанесению ущерба) или, точнее, нежелательные изменения минимизируются» [3]
Отметим, что актуальный в настоящее время Федеральный закон «О безопасности», принятый 28 декабря 2010 года [8], вообще не содержит определение понятия «безопасность», то есть не определяет предмет своего регулирования
Вопросы обеспечения безопасности применительно к транспортной отрасли регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
В соответствии с этим законом под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [9]
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства
Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) законность;
2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
4) непрерывность;
5) интеграция в международные системы безопасности;
6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления
143
Методический подход к оценке эффекта от повышения безопасности движения поездов...
Как видим, определение, данное в Законе «О транспортной безопасности», основывается на том же свойстве защищенности . Кроме того, закон трактует транспортную безопасность исключительно как защиту объектов транспорта от актов незаконного вмешательства (то есть террористических актов и др . ) . Такая трактовка является достаточно однобокой, не отражающей усилия и результаты, связанные, в частности, с повышением надежности технических средств, усилением трудовой дисциплины . В связи с этим нам представляется целесообразным ввести понятие технической безопасности и дать определение данного понятия
Техническая безопасность (безопасность технической системы) — условия существования железнодорожного транспорта как технической системы, обеспечивающие минимизацию нежелательных изменений в данной системе. При этом целевым является такое состояние объектов железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей природной среде
За последние годы получило широкое распространение научное и практическое направление исследований в области экономической безопасности
Сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов То есть экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности в обществе [10] . При этом понятие «экономическая безопасность» применимо не только к экономике в целом, но и к отдельным ее элементам — отраслям, комплексам, компаниям Экономическая безопасность организации важна как для успешной и долговременной работы самого хозяйствующего субъекта, так и для экономики страны в целом Экономическая безопасность является внутренним состоянием организации, позволяющим ей функционировать в режиме развития и минимизировать негативное влияние внешних факторов В обобщенном виде оценка экономической безопасности транспортного предприятия по критерию ее обеспечения определяется эффективностью использования всех видов ресурсов
Очевидно, что для решения задачи экономического управления безопасностью перевозок теория как технической, так и экономической безопасности не может быть применена в полной мере В связи с этим мы считаем целесообразным ввести понятие «экономическое управление технической
144
Методический подход к оценке эффекта от повышения безопасности движения поездов...
безопасностью», представляющее собой комплексный учет и анализ уровня безопасности, а также затрат и результатов, необходимых для поддержания данного уровня или достижения целевого уровня безопасности
Данная проблема весьма широка . Она включает разработку и использование методик экономической оценки принимаемых технических решений, мотивацию персонала к повышению безопасности движения и т п
В соответствии с современными научными и практическими представлениями, безопасность продукции является одним из важнейших показателей ее качества
Действительно, если товар или услуга при потреблении угрожает потребителю или другим лицам (организациям), то такой товар нельзя признать качественным . С учетом того, что транспортная услуга производится и потребляется единовременно, оценка безопасности учитывает весь период времени от погрузки груза на станции отправления (или подъездном пути грузоотправителя) до выгрузки на станции назначения (подъездном пути грузополучателя)
Вместе с тем перевозка груза железнодорожным транспортом характеризуется помимо безопасности и другими показателями качества (срочностью доставки, сохранностью груза, транспортной доступностью, ритмичностью поставок, полнотой удовлетворения спроса, экологичностью транспортных процессов (коммент. 1) . В связи с этим возникает гипотеза о взаимном влиянии показателей качества: очевидно, например, что потеря части груза в пути (ухудшение показателя сохранности) будет означать также снижение такого показателя, как полнота удовлетворения спроса, так как грузополучатель получит не весь груз, предъявляемый к перевозке (то есть его спрос на данный груз и его перевозку будет удовлетворен не полностью) Очевидно, что при повышении качества возникает некий синергетический эффект из-за взаимного влияния показателей . Учет такого эффекта позволит достигать заданного уровня качества с меньшими затратами . Аналогично, при снижении качества возникает отрицательный синергетический эффект (ущерб). Таким образом, при подтверждении данной гипотезы можно будет говорить об «эффекте домино», когда изменение одного показателя неизбежно повлечет за собой изменение многих (если не всех) других показателей качества В частности, инвестиции в повышение уровня безопасности будут также давать эффект в виде улучшения других показателей
К основным характеристикам уровня безопасности движения поездов можно отнести:
— число событий, повлекших за собой существенный материальный ущерб;
— общее число событий, связанных с нарушением безопасности движения;
— общее время перерывов в движении поездов в ожидании восстановления, часов (поездо-часы, тонно-часы);
145
Методический подход к оценке эффекта от повышения безопасности движения поездов...
— сумму материального ущерба от нарушений безопасности (прямой и косвенный) .
Проанализируем влияние уровня безопасности на другие показатели качества .
1 . Безопасность движения влияет на время доставки грузов, так как нарушения безопасности, как правило, влекут за собой перерывы в движении поездов. Как следствие, ухудшается использование подвижного состава, возникает материальная ответственность перевозчика перед грузовладельцем из-за несвоевременной доставки груза, замедляется скорость товародвижения в стране в целом
2 . Безопасность влияет на сохранность перевозимых грузов, так как аварии и крушения ведут к потери (порче) груза или его части Как следствие, возникает ответственность перевозчика перед грузополучателем и необходимость повторного производства утраченной части груза
3 . Схема влияния безопасности движения на ритмичность поставок аналогична срочности доставки и связана с наличием перерывов в движении, что затрудняет грузовладельцам планирование производственного процесса (в части поставок сырья, материалов и комплектующих), а также вывоза готовой продукции
4 . Влияние безопасности движения на полноту удовлетворения спроса происходит по двум направлениям:
— утрата груза или его части при аварии или крушении означает, что удовлетворенный спрос на перевозки будет меньше предъявляемого;
— снижение скоростей доставки грузов из-за перерывов в движении ведет к снижению производительности и эффективности использования перевозочных ресурсов, которые в этих условиях смогут за определенный период времени перевезти грузов меньше, чем при более высоком уровне безопасности
5 . Безопасность движения оказывает влияние на экологичность транспортных процессов Данное влияние реализуется по двум направлениям:
— прямой ущерб окружающей среде при авариях и крушениях, при попадании грузов из поврежденных вагонов на землю, в воду или в атмосферу;
— загрязнение окружающей среды от осуществления дополнительной работы, связанной с восстановлением движения, ликвидацией последствий аварии, повторной перевозкой утраченного груза
6 . Влияние безопасности движения на транспортную доступность связано, во-первых, с временным прекращением на определенной территории транспортного сообщения вследствие крупных событий, связанных с нарушениями безопасности Во-вторых, замедление скоростей движения из-за перерывов ведет к ухудшению транспортной доступности
Системное влияние безопасности движения на комплексность перевозок и транспортную обеспеченность территории наш анализ не выявил,
146
Методический подход к оценке эффекта от повышения безопасности движения поездов...
хотя в отдельных случаях такое влияние может иметь место (в частности, при возникновении событий на подъездных путях) .
Схематично влияние безопасности движения на другие показатели качества и характер такого влияния представлены на рисунке 1 .
Рисунок 1. Влияние безопасности движения на показатели качества транспортного обслуживания грузовладельцев
Отметим, что рассматриваемые схемы влияния работают как при ухудшении уровня безопасности, так и при его улучшении .
Таким образом, инвестируя средства в повышение безопасности движения, транспортная компания получает результат в виде улучшения не только безопасности, но и целого комплекса показателей качества обслуживания
Далее рассмотрим обратный процесс — влияние прочих показателей качества транспортного обслуживания на уровень безопасности движения
1 . Комплексность обслуживания . Улучшение данного показателя может быть доступно двумя путями:
— использование подъездных путей грузоотправителя и грузополучателя (при наличии);
— заключение грузовладельцем и перевозчиком (экспедитором) генерального договора перевозки, по которому перевозчик берет на себя всю полноту ответственности за перевозку «от двери до двери» и обеспечивает
147
Методический подход к оценке эффекта от повышения безопасности движения поездов...
данную перевозку своими силами или с привлечением субподрядчика (например, автотранспортной компании) .
Представляется очевидным, что отсутствие перегрузок в пути следования и наличие одной организации, отвечающей за обеспечение перевозки, потенциально влияет на повышение безопасности движения .
2. Транспортная обеспеченность . Густота сети путей сообщения на определенной территории может влиять на уровень безопасности . На полигоне, характеризуемом как «узкое место» (а это в настоящее время до 10% протяженности сети железных дорог), вероятность событий, связанных с нарушением безопасности движения, возрастает В этом случае строительство новых железнодорожных линий, разгружающих действующие, будет способствовать повышению уровня безопасности движения
С учетом высказанных соображений можно построить общую схему внутренних взаимосвязей показателей качества транспортного обслуживания, учитывающую фактор безопасности движения поездов (рисунок 2) (коммент 2)
обслуживания, учитывающая фактор безопасности движения поездов
Таким образом, при оценке эффективности повышения безопасности движения поездов при подходе с позиций менеджмента качества (в том числе менеджмента безопасности) необходимо учитывать эффекты, связанные с сопутствующим улучшением показателей качества:
Эбд = ХЭбд + ХЭсоп = ХЭбд + ХЭсд + ХЭрп + ХЭко + ХЭсг + ХЭтд, где
ХЭбд — эффекты от повышения безопасности движения поездов, тысяч рублей;
148
Методический подход к оценке эффекта от повышения безопасности движения поездов...
ХЭсоп — сумма сопутствующих эффектов от повышения качества, тысяч рублей;
ХЭсд, ХЭрп, ХЭко, ХЭсг, ХЭтд — эффекты от сопутствующего улучшения показателей качества транспортного обслуживания, тысяч рублей Реализация предложенного подхода, на наш взгляд, позволит повысить объективность оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности движения, более рационально использовать ресурсы транспортных компаний в данной сфере и расставлять приоритеты их работы в данном направлении
Комментарии
1 . Обоснование данной системы представлено в работах [4, 5].
2 . На рисунке 2 не учтены взаимосвязи показателей, не связанные с обеспечением безопасности движения поездов
Литература
1 . Галабурда В.Г., Соколов Ю.И. Комплексная оценка качества транспорт-
ного обслуживания грузовладельцев // Железнодорожный транспорт. 1999. № 5 .
2 . Иванов О.Б. Практика ОАО «Российские железные дороги» по построе-
нию риск-ориентированной системы внутреннего контроля и аудита// Экономические науки . 2014. № 1 . С. 111—116 .
3 . Проблемы формирования государственной политики транспортной
безопасности / В. И. Якунин, С.С. Сулакшин, Б. Н. Порфирьев и др. ; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования . М . : Наука, 2006. 432 с .
4 . Соколов Ю.И. О некоторых противоречиях в понимании качества про-
дукции // Мир транспорта . 2004. № 1 . С . 72—75.
5 . Соколов Ю.И. Экономика качества транспортного обслуживания гру-
зовладельцев: Монография . М . : УМЦ ЖДТ, 2001 . 184 с .
6 . Терешина Н.П., Соколов Ю.И., Аверьянова О.А. Экономические аспекты
управления безопасностью перевозок пассажиров и грузов // Экономика железных дорог 2012 № 8
7. Федеральный закон от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» (в редакции от 7 марта 2005 года) .
8 . Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасно-
сти»
9 Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» .
10 Экономическая безопасность железнодорожного транспорта: учебник для вузов ж. -д. транспорта / Р. А. Кожевников, З . П . Межох, Н . П . Терешина и др. ; Под ред. Р.А. Кожевникова, З. П . Межох. М. : Маршрут, 2005 326 с
149
Методический подход к оценке эффекта от повышения безопасности движения поездов...
References
1 . Galaburda V.G. , Sokolov Yu. I. Complex assessment of quality of transport
service of cargo owners // Zheleznodorozhnyj transport [Railway transport], 1999. No. 5 . P. 60—64 (in Russian) .
2 . Ivanov O . B . Practice of JSC Russian Railways on construction risk —
the focused system of internal control and audit // Jekonomicheskie nauki [Economic sciences], 2014/ No . 1 . P. 111—116 (in Russian) .
3 . Problemy formirovanija gosudarstvennoj politiki transportnoj bezopasnosti
[Problems of public policy transport safety] V I Yakunin, S S Sulakchin, B .N . Porfiriev and other. ; Center for problem analysis and public management design. M . : Science, 2006. 432 p . (in Russian) .
4 Sokolov J I Some of the contradictions in the understanding of product quality // Mir transporta journal (MT) [World of Transport and Transportation Journal] 2004 No 1 (in Russian)
5 . Sokolov J. I . Jekonomika kachestva transportnogo obsluzhivanija gruzovladel’cev:
Monografija [Economy cargo transport service quality: a monograph], UMC ZHDT. 2001. 184 p. (in Russian) .
6 . Tereshina N . P. , Sokolov J. I . , Averianova O .A. Economic aspects of security of
passengers and cargo // Jekonomika zheleznyh dorog [Economy railways] . 2012 . No 8 (in Russian)
7. Federal’nyj zakon «O bezopasnosti» [Federal Law «On Security»] № 2446-1 on March 5, 1992 (as amended on March 7, 2005) (in Russian) .
8 . Federal’nyj zakon «O bezopasnosti» [Federal Law «On Security»] № 390-FZ on
December 28, 2010 (in Russian) .
9 . Federal’nyj zakon Rossijskoj Federacii [Federal Law] № 16-FZ dated February
9, 2007 «O transportnoj bezopasnosti» [“On transport security”] (in Russian) . 10. Jekonomicheskaja bezopasnost’ zheleznodorozhnogo transporta [The economic security of rail transport] a textbook for university railroad Transport / R . A . Kozhevnikov, Z . P. Mezhoh, N . P. Tereshina etc . ; Ed . R . A. Kozhevnikov, Z P Mezhoh M : Route, 2005 326 p (in Russian)