Проблемы экономики и менеджмента
современное состояние/ Под общей ред. Проф. В.А.Останина. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. - 96 с.
4. http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts24/txt24194.htm
5. www.nalog.ru
List of references:
1. Barulin, S. Finance: tutorial / SV Barulin - M. KnoRus, 2010. - 640 p.
2. Glukhov, V. The contradictions in the content and essence of Finance / / Finances and Credit. - 2008. - № 39 (327). - P. 13 -18.
3. Glukhov VV, Zh Lyalina, Ostanin VA The contradictions of Finance: history and current status / Under the general editorship. Prof. VA Ostanina. - Vladivostok: Far Eastern Univ. Press, 2003. - 96 p.
4. http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts24/txt24194.htm
5. www.nalog.ru
И.Е. Мазур
аспирант кафедры «Финансы», ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены различные методы оценки налогового потенциала муниципальных образований. Приведены результаты оценки налогового потенциала и выработаны предложения в области совершенствования действующих механизмов оценки налогового потенциала.
Ключевые слова: налоговый потенциал муниципальных образований, налоговые и неналоговые доходы, методики, бюджетные ресурсы, межбюджетное регулирование.
I.E. Mazur, postgraduate student, Novosibirsk state university of economic and management
METHODICAL APPROACHE TO DETERMINATE TAX POTENTIAL OF MUNICIPAL TRACTS
Abstract. In article different methods of estimation of tax potential of municipal tracts are considered. Results of estimation of tax potential are presented and offers in perfection of actual gears of estimation of tax potential area are produced.
Keywords: tax potential of municipal tracts, tax and non-tax income, methods, budgetary resources, inter-budgetary regulation
Современная экономическая ситуация требует от местных органов власти решение проблемы наполнения бюджета. Основанием для расчета бюджетных поступлений должна быть реальная доходная база, учитывающая систему природного, экономического и производственного потенциала территории.
Применяемая в настоящее время Министерством финансов при расчете сумм финансовой помощи методика оценки потенциальных налоговых доходов субъектов Федерации (валовых налоговых ресурсов) не удовлетворяет ряду требований, которые предъявляются к расчетам такого рода [2]. Во-первых, используемая форма зависимости налогового потенциала от основных факторов (в методике применяется система прогнозиро-
№ 2 - 2011
89
Проблемы экономики и менеджмента
вания налогового потенциала регионов в виде фиксированной доли налоговых изъятий региона в ВРП) не представляется обоснованной. Во-вторых, сложная система различных корректировок и индексов полученных значений налогового потенциала приводит к неоправданному усложнению методики, к снижению степени прозрачности.
Вместе с тем следует отметить, что многочисленность регионов России, а также большая степень межрегиональной дифференциации природно-климатических и социально-экономических условий, а в конечном счете и налогового потенциала, приводит к невозможности оценки регионального налогового потенциала с помощью простых методов.
По этой причине одной из задач исследования стало рассмотрение и сравнительный анализ различных методов оценки налогового потенциала муниципальных образований, а также выработка предложений в области совершенствования действующих механизмов оценки налогового потенциала.
Для того чтобы финансовая помощь носила объективный характер и стимулировала усилия местных органов власти, необходимо рассчитывать базу для определения размера финансовой помощи на основе показателей налогового потенциала.
Законодательство трактует налоговый потенциал как «совокупность объектов налогообложения» [1], что по нашему мнению, недостаточно точно, отражает суть данного понятия. Бесспорно, в основе определения налогового потенциала лежит налоговая база. Однако, не ее стоимостная оценка характеризует налоговый потенциал, а способность извлекать из нее доход.
Термин «потенциал», согласно толковому словарю русского языка, означает «возможность». Исходя из этого толкования, можно говорить о налоговом потенциале, как о «налоговой возможности», т.е. о некоторой условной сумме налоговых сборов. В мировой практике используется похожий термин - «tax capacity», означающий налогоспособность или «способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доход в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма поступлений, как таковая)» [3].
Методика оценки налогового потенциала должна быть простой и понятной. Однако в настоящее время это сопряжено с рядом трудностей и, в первую очередь, с отсутствием официальной статистики, содержащей необходимые данные для расчетов. Имеются лишь разрозненные показатели, которые в конечной форме могут давать представление о налоговом бремени.
В результате изучения различных методических подходов, используемых зарубежными странами, а также некоторыми субъектами РФ, для оценки налогового потенциала выделены показатели, характеризующие эффективность налогообложения - показатели экономического дохода, позволяющие при незначительных затратах времени и средств с достаточно большой степенью достоверности дать оценку налогового потенциала муниципального образования.
Однако по нашему мнению, они имеют как определенные достоинства, так и не-
90
№ 2 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
достатки.
Например, показатель собранных в муниципальном образовании налоговых платежей за текущий год, скорректированный на плановый показатель с учетом изменения налогового законодательства и темпов инфляции, является простой, но не вполне приемлемой мерой налогового потенциала муниципального образования. Преимущество использования показателей фактически собранных платежей в качестве меры налогового потенциала заключается только в том, что эти данные очень легко получить, т.к. ими располагают налоговые органы. Однако фактические данные о налоговых поступлениях не отражают потенциальные возможности местных органов власти генерировать бюджетные доходы (т.е. развивать налоговую базу) и прилагать налоговые усилия, т.е. взыскивать недоимку в бюджет, повышать законопослушность плательщиков, применять максимально возможные налоговые ставки и сокращать налоговые льготы.
Исследование существующих методов оценки налогового потенциала дало основание отметить, что ни одна из них не является эталоном и обязательной к расчету, что свидетельствует о необходимости применения комбинированных подходов, а также выработки направлений их совершенствования.
Логика исследования обусловила необходимость на основе представленных зарубежных методов провести оценку налогового потенциала муниципальных образований на примере Омской области.
Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) - представляет собой прогнозирование (или оценку) потенциальных налоговых поступлений бюджета муниципалитета с помощью стандартных налоговых ставок к соответствующим налоговым базам. РНС предполагает использование детальной информации по налоговым базам отдельных налогов в каждом муниципальном образовании. Содержание этого метода заключается в расчете суммы бюджетных доходов, которые были бы собраны в муниципалитете, если бы он прилагал для их сбора средний по региону уровень налоговых усилий при средних для региона ставках налогообложения. Для применения этого метода использованы данные по фактически собранным налогам и налоговым базам по всем рассматриваемым налогам и по всем муниципальным образованиям.
Процедура расчета налогового потенциала методом РНС состоит из следующих этапов:
Определение перечня классов доходов, по которым будет проводиться расчет налогового потенциала (несколько видов налоговых или неналоговых доходов могут быть объединены в один класс). Эти классы доходов должны включать все налоговые и неналоговые доходы муниципальных образований.
Определение состава стандартной налоговой базы для каждого класса доходов.
Расчет репрезентативной (средней для области) ставки налогообложения путем деления суммы налоговых платежей по объединенным в один класс доходам с территорий всех муниципалитетов на сумму без налогообложения по этому классу доходов во всех муниципалитетах.
№ 2 - 2011
91
Проблемы экономики и менеджмента
Расчет налогового потенциала каждого муниципалитета осуществляется путем умножения по каждому классу доходов репрезентативной ставки на его налоговую базу.
Налоговый потенциал равен сумме налоговых потенциалов отдельных налогов:
нп = ‘.'ш, (1)
где: n - число налогов, шт.;
HBt - налоговая база, руб.;
t - ставка (предельная) налога i-го налога, %.
Приведенная формула в общем виде - сумма всех налогов, поступающих во все бюджеты данной территории. Эта универсальная формула легко трансформируется в расчет налогового потенциала как федерального так и регионального бюджетов, и далее, в потенциал бюджета региона и бюджетов муниципальных образований. Так, для налогового потенциала в качестве n используются налоги, поступающие только в местный бюджет, а t - соответствующая ставка (или ее часть), по которой данный налог идет в бюджет местного уровня. Однако база налогов, зачисляемых в местный бюджет, не учитывает региональных и местных льгот.
Репрезентативная система включает основные налоги, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов (городских округов), и отражает доходные возможности, которые учитываются при распределении финансовых средств в рамках межбюджетного регулирования. Прочие виды налоговых и неналоговых доходов, не входящих в репрезентативную систему, не учитываются при расчете бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Результаты расчета налогового потенциала методом репрезентативной налоговой системы показали, что в большинстве муниципалитетов Омской области практически по всем видам налогов коэффициент налоговой активности ниже 1. Причем по большинству налогов он не превышает 60 % нормативной величины. Данный факт свидетельствует о недостаточной собираемости налогов в большинстве муниципальных образований Омской области.
Однако акцизы в области превысили налоговый потенциал в 1,3 раза. Это обусловлено тем, что определение потенциала по данному виду налога сложно прогнозировать. К тому же, в числе прочих данных косвенный налог является одним из самых собираемых.
Упрощенный метод предполагает использование данных по десяти основным налогам, которые составляют почти 90 % всех налоговых доходов региона. Причем он применяется в случае недостатка данных для метода репрезентативной налоговой системы. Оценку налогового потенциала оставшихся налогов можно сделать без большой погрешности исходя из итога оценки по десяти налогам.
Однако этот метод невозможно использовать для расчета налогового потенциала муниципальных образований, поскольку в местные бюджеты не попадают многие из опорных десяти налогов (НДС, акцизы и др.)
92
№ 2 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
Фактический метод предусматривает расчет налогового потенциала исходя из фактических значений налоговых сумм с учетом льгот и недоимок.
Все данные представлены в налоговой отчетности. Расчет налогового потенциала данным методом показал, что в среднем по Омской области в разрезе практически всех налогов фактическая собираемость ниже норматива, рассчитанного фактическим методом.
К недостатку фактического метода расчета налогового потенциала относится сложность планирования показателей, т.к. не используется (не предполагается) налоговая база. В то время как рассмотренные первые два метода с достаточно высокой степенью надежности допускают перспективную оценку налогового потенциала путем планирования налоговой базы.
Метод оценки налогового потенциала через валовой местный продукт (ВМП) -отражает вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории муниципального образования с использованием собственных экономических ресурсов (земли, труда, капитала) за некоторый период времени. Показатель ВМП определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением. Расчет индекса налогового потенциала отражающего возможную собираемость налогов на территории субъекта РФ на основе данных о величине добавленной стоимости, создаваемых в различных отраслях и секторах экономики, осуществляет Росстат. К сожалению, расчет валового продукта на уровне ниже регионального, статистическими органами не ведется, поэтому для оценки ВМП предлагается пользоваться данными «Отчет о базе налогообложения по налогу на добавленную стоимость», которыми располагают региональные налоговые органы. Для получения оценки величины добавленной стоимости, созданной на территории муниципального образования за год, из стоимости реализованных товаров, работ, услуг следует вычесть стоимость оприходованных и оплаченных ценностей. К сожалению, использование данных налоговых органов может внести свои неточности из-за того, что добавленная стоимость отражается не там, где она была создана, а там где предприятие зарегистрировано для уплаты НДС. Тем не менее, при использовании полученного показателя для оценки налогового потенциала привнесенные искажения нивелируются тем, что многие налоги также платятся по месту регистрации предприятия, а не по месту его экономической активности. В связи с этим использование данного метода в России считаем нецелесообразным.
Отметим, что результаты оценки налогового потенциала Омской области на основе представленных методик являются дискуссионными, поскольку построены на одностороннем анализе налоговой базы и не могут служить итоговыми критериями, определяющими величину налоговых возможностей субъекта Федерации.
В связи с этим, нами предлагается, использовать методику, базирующуюся на определении вероятности исполнения муниципальным образованием налоговых обязательств. При этом ее реализация учитывает не только характеристики налоговой базы, но и задолженность перед бюджетом по каждому налогу.
№ 2 - 2011
93
Проблемы экономики и менеджмента
Согласно предлагаемой методике, алгоритм оценки величины налогового потенциала предполагает последовательное выполнение следующих процедур:
- оценка доли в общей структуре поступлений за год (в процентах);
- оценка недоимки по каждому из налогов (в процентах);
- расчет потенциала выполнения налоговых обязательств по налогам;
- расчет совокупного потенциала выполнения налоговых обязательств за год;
- определение совокупного налогового потенциала региона.
Суть метода состоит в нахождении полной вероятности выполнения налоговых обязательств путем суммирования потенциалов по каждому из налогов (при этом в расчет не включаются характеристики налоговых баз по каждому из них):
Рнал0г (НП) = 1 - НЕДi/100 (2)
где
Рналог (НП) - потенциал выполнения налоговых обязательств по i-му налогу за исследуемый период;
НЕД1 - недоимка по i-му налогу за исследуемый период, %.
Суммарный потенциал выполнения налоговых обязательств за исследуемый период Р (НП) рекомендуется определять по формуле:
Р(НП) = £ (( (НП) » Рналог (НП)) (3)
i=1
где
Рналог (НП) - доля i-го налога в общей структуре поступлений за исследуемый период;
n - количество налогов в расчете налогового потенциала.
Следовательно, совокупный налоговый потенциал региона (СНП) за исследуемый период составит:
СНП = Р(НП) * НО, млн руб.
где
НО - налоговые обязательства региона за исследуемый период, млн руб.
Сопоставление расчетной величины налогового потенциала Омской области с фактическим налоговым сбором позволяет сделать вывод, что налоговые возможности региона реализованы не в полной мере. Резерв роста бюджетных поступлений составил в 2007 году - 15772,3 млн руб., в 2008 году - 16182,7 млн руб., в 2009 - 12498,3 млн руб.
Следует отметить, что применение предлагаемого подхода к оценке налогового потенциала позволит региональным властям идентифицировать налоговые возможности муниципальных образований, используя официальные данные о структуре поступлений за год, а также размере недоимки в разрезе видов налогов, не усложняя ее показателями баз налогообложения.
Проведенное исследование позволило выявить отдельные преимущества и недостатки предложенных методик оценки налогового потенциала, используемых в ми-
94
№ 2 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
ровой практике. Следует отметить, что использование в чистом виде метода РНС для оценки налогового потенциала муниципальных районов не представляется возможным вследствие ограниченности статистических данных по величине налоговой базы в муниципальных районах, а также недостоверности подобных данных. Метод прямого счета используется в расчетах индекса налогового потенциала в Российской Федерации, однако относительная точность расчетов, возможность использования данных официальной статистики, низкая трудоемкость работ позволяет рекомендовать к использованию методику, базирующуюся на определении вероятности исполнения муниципальными образованиями налоговых обязательств.
Список литературы:
1. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009. - 621 с.
2. Луговой О., Синельников-Мурылев С., Трунин И. Оценка налогового потенциала субъектов Российской Федерации //http://cu-4.narod.ru/index.files/-Economika/nalogpoten.htm
3. Гусев С.И. Бюджетное регулирование в зарубежных странах (опыт, проблемы): монография / С.И. Гусев, Ю.Г. Швецов. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001. - 76 с.
List of references:
1. Budgetary system of Russian Federation: textbook /Edit by M.V. Romanovckogo. O.V. Vrublevckoy. - M.: Uraeat, 2009. - 621 p.
2. Lugovoea O, Sinelnikov-Murilev S., Trunin I. Estimation of tax potential subjects of Russian Fed-eration//http://cu-4.narod.ru/index.files/Economika/nalogpoten.htm
3. Gusev S.I. Budgetary regulation in forting countries (experience, problems): monograph / S.I. Gusev,
U.G Shvecov. - Barnayl: AltGU, 2001. - 76 p.
№ 2 - 2011
95