УДК 338.45:669(47) A.B. НИКОЛАЕВА
ББК 65.305.22(2Рос) аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ
Показано, что отраслевую инвестиционную политику в децентрализованной экономике следует рассматривать как вертикальные и горизонтальные отношения координации инвестиционных решений в отрасли. Отмечено, что инвестиционные решения формируются под влиянием комбинации трех основных типов координации рыночного, сетевого и бюрократического. Выделены факторы рыночного, сетевого и бюрократического типов координации инвестиционных решений в черной металлургии.
Ключевые слова: инвестиционная политика, черная металлургия, координация, типы координации.
A.V. NIKOLAEVA
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
METHODICAL APPROACH TO FORMATION OF INVESTMENT POLICY IN FERROUS METALLURGY
It is shown that sectoral investment policy in a decentralized economy should be regarded as vertical and horizontal relations of coordination of investment decisions in the industry. Investment decisions are influenced by a combination of three main types of coordination: market, network and bureaucratic. The author identifies the factors of market, network and bureaucratic types of coordination of investment decisions in ferrous metallurgy.
Keywords: investment policy, ferrous metallurgy, coordination, types of
coordination.
В современной теории инвестиций выделяются факторы, влияющие на принятие инвестиционных решений, — это факторы, характеризующие спрос и предложение, политику правительства и др. В то же время эмпирические исследования по выявлению детерминант инвестиционных расходов, проведенные в странах с развитой экономикой, не показали удовлетворительных результатов: оценки влияния разных детерминант значительно различаются; качество прогнозных данных гораздо ниже, чем исходных, ожидания трудно учитываемы, лаги усложняют оценивание и в изобилии имеются эконометрические проблемы [5, с. 270].
Применение сложных математических моделей для обоснования инвестиционных расходов в отечественной экономике требует значительных допущений, поскольку в советский период инвестиционные решения принимались исходя из устанавливаемых плановыми органами приоритетов и факторы, обычно используемые в рыночной экономике для обоснования инвестиционных расходов, не работали; в переходный к рынку период выявление устойчивых зависимостей невозможно из-за сравнительно небольшого периода наблюдений (20 лет по сравнению с более чем 200-летним периодом функционирования рыночной экономики в развитых
© А.В. Николаева, 2011
странах), а также неустойчивости экономики и, следовательно, разнонаправленности влияния и непостоянства экономических показателей.
Кроме того, количественно не измеряемые, некалькулируемые факторы также оказывают воздействие на принятие инвестиционных решений, и это воздействие зачастую является определяющим.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что необходим иной подход к выявлению факторов, влияющих на принятие инвестиционных решений в отрасли. Для этого, по нашему мнению, следует обратиться к понятию координации. Термин «координация» означает взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие. В основе процесса координации лежат вертикальные и горизонтальные взаимодействия между его участниками; при этом согласование осуществляют органы управления и сами участники управляемого процесса.
Отраслевая инвестиционная политика проводится двумя группами субъектов — государством (вертикальный уровень) и частным сектором (горизонтальный уровень), и представляет собой отношения, возникающие между государством, частным сектором и лицами, принимающими инвестиционные решения. По нашему мнению, отраслевую инвестиционную политику следует рассматривать как вертикальные и горизонтальные отношения координации в отрасли. Так, Я. Корнаи, который использовал понятие «механизм координации», писал, что «механизм координации... обеспечивает координацию деятельности вовлеченных в нее лиц и организаций. Везде, где существуют отношения между двумя и более людьми или организациями, их деятельность требует некой формы координации» [2, с. 117]. И далее он отмечал, что «в реальной жизни многие механизмы являются комбинациями нескольких основных типов координации, наложенных друг на друга. Для социальных систем характерны изменения, при которых один тип координации теряет почву в определенных областях жизни, в то время как другой — выходит на первое место» [там же, с. 122-123]. Комбинации типов координации, или пропорции, возникают спонтанно в ходе исторического развития [там же, с. 135]. Исходя из этого, мы можем
утверждать, что инвестиционные решения в отрасли принимаются под влиянием определенной, сложившейся на данный момент комбинации типов координации.
В литературе выделяются разные типы координации. Уже упомянутый нами Я. Корнаи различает пять основных ее типов: бюрократический, рыночный, самоуправляемый, этический и семейный.
В современный период развития экономики любое производство в ходе осуществления деятельности вовлекается в сетевые связи. Концепция сетевой организации используется социологами уже в течение многих лет. Так, М. Кастельс в своей фундаментальной монографии «Информационная эпоха.» писал, что «сети предлагают единственную возможность разделять затраты и риски, а также успевать следить за постоянно обновляющейся информацией. За их пределами выживать становилось все труднее. В условиях быстрых технологических изменений именно сети, а не фирмы, сделались реальными производственными единицами. Иными словами, из взаимодействия между организационным кризисом и организационными изменениями и новыми информационными технологиями возникла новая организационная форма как характеристика новой глобальной экономики — сетевое предприятие» [1, с. 173].
Сетевое предприятие, связи, возникающие между фирмами, входящими в сеть, характеризуется сетевым типом координации. В исследовании децентрализованной экономики Ж. Сапир отмечал, что возможной формой координации является «образование сетей и систем, основанных на двусторонних связях. Когда информация сложна (т.е. она имеет различную природу) и когда среда неопределенна, стабилизация отношений на основе контракта может оказаться предпочтительным способом координации по сравнению с рыночным» [3, с. 170]. Рыночный тип координации препятствует осуществлению крупных и долгосрочных инвестиций, так как инвестор рассчитывает эффективность инвестиционных проектов и предпочитает прибыльный и быстроокупаемый проект; реализация специфических инвестиций требует выхода за пределы сугубо денежных отношений.
Таким образом, поведение компании одновременно координируется с несколь-
ких сторон. Как указывает видный представитель французского институционализма Л. Тевено, поведение современной промышленной компании одновременно координируется по следующим направлениям: отраслевые стандарты производства, требования покупателей и поставщиков (сеть), продажа товаров (рынок) под налоговой нагрузкой со стороны государства (бюрократия), а также связано с традициями и общественными установками, включая требования экологии [4, с. 75].
Учитывая наличие перечисленных типов координации, по нашему мнению, логично предположить, что инвестиционные решения в отрасли формируются под влиянием комбинации трех основных типов координации: рыночного, сетевого и бюрократического. Рыночный тип координации характеризует влияние на принятие инвестиционных решений сигналов рынка со стороны спроса и предложения. Сетевой тип координации характеризует влияние на принятие инвестиционных решений деятельности формальных и неформальных сетевых структур, сложившихся в отрасли. Бюрократический тип координации характеризует влияние на принятие инвестиционных решений действий органов власти (вертикальные отношения).
Основные типы координации инвестиционных решений в черной металлургии и соответствующие им факторы приведены в таблице.
Факторами рыночного типа координации являются прежде всего спрос на продукцию отрасли и ее предложение в конкретном регионе и близлежащих регионах, а также эффективность металлургического произ-
водства в регионе. Поскольку черная металлургия представляет собой материало- и энергоемкую отрасль промышленности, то анализируется в первую очередь наличие в регионе сырьевых и энергетических ресурсов.
Факторы сетевого типа координации выделить достаточно сложно, так как они не калькулируются. Эти факторы характеризуют наличие в отрасли региональных и межрегиональных (отечественных и зарубежных) сетевых структур, степень вхождения предприятий отрасли в данные структуры.
Факторы бюрократического типа координации характеризуют деятельность федеральных и региональных органов власти в отношении предприятий черной металлургии и смежных отраслей, а также принимаемые этими органами меры по повышению инвестиционной привлекательности экономики.
Таким образом, методический подход к формированию инвестиционной политики в черной металлургии заключается в том, что инвестиционные решения в отрасли принимаются под влиянием комбинации рыночного, сетевого и бюрократического типов координации. Это позволяет учитывать воздействие на принятие решения об инвестировании как калькулируемых, так и некалькулируемых факторов, причем последние зачастую оказывают определяющее влияние на принятие инвестиционных решений. Поскольку комбинации типов координации изменяются во времени и в пространстве, то это позволяет сравнивать состояние отраслевой инвестиционной политики в разные периоды развития экономики, а также в разных странах и регионах.
Основные типы координации инвестиционных решений в черной металлургии и соответствующие им факторы
Тип координации Основные факторы
Рыночный Спрос на продукцию черной металлургии в данном регионе и близлежащих регионах. Конкуренция со стороны соседних регионов и импорта (российские компании отрасли, зарубежные компании отрасли). Наличие ресурсов для металлургического производства в регионе: сырье, электроэнергия, трудовые ресурсы, территория и инфраструктура. Эффективность предлагаемых инвестиционных проектов в отрасли региона
Сетевой Наличие в отрасли крупных отечественных и зарубежных сетевых структур. Наличие в отрасли крупных внутрирегиональных сетевых структур.
Бюрократический Деятельность федеральных органов власти: в отношении компаний отрасли и смежных отраслей; по повышению инвестиционной привлекательности экономики. Деятельность региональных органов власти: в отношении компаний отрасли и смежных отраслей; по повышению инвестиционной привлекательности экономики
Список использованной литературы
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.
2. Корнаи Я. Социалистическая система: Политическая экономия коммунизма: пер. с англ. М., 2000.
3. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики / пер. с фр. под науч. ред. H.A. Макашевой. М., 2001.
4. Тевено Л. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире // Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 69—84.
5. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: в 2 т. / пер. с англ. под ред. А.Г. Слуцкого. СПб., 1999. Т. 2.
Bibliography (transliterated)
1. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura / per. s angl. pod nauch. red. O.I. Shkaratana. M., 2000.
2. Kornai Ya. Sotsialisticheskaya sistema: Politicheskaya ekonomiya kommunizma: per. s angl. M., 2000.
3. Sapir Zh. K ekonomicheskoi teorii neodnorodnykh sistem: Opyt issledovaniya detsentralizovannoi ekono-miki / per. s fr. pod nauch. red. N.A. Makashevoi. M., 2001.
4. Teveno L. Mnozhestvennost' sposobov koordinatsii: ravnovesie i ratsional'nost' v slozhnom mire // Voprosy ekonomiki. 1997. № 10. S. 69-84.
5. Khei D., Morris D. Teoriya organizatsii promyshlennosti: v 2 t. / per. s angl. pod red. A.G. Slutskogo. SPb., 1999. T. 2.