Научная статья на тему 'Методический инструментарий оценки операционных рисков при кредитовании корпоративных клиентов'

Методический инструментарий оценки операционных рисков при кредитовании корпоративных клиентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ / КОРПОРАТИВНЫЕ КЛИЕНТЫ / ОЦЕНКА РИСКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скобелев Алексей Вячеславович

В статье произведен критический анализ подходов к количественной оценке операционных рисков. Предложена модель влияния затрат, воздействующих на уменьшение уровня операционного риска кредитования корпоративных клиентов, на доходность операций по кредитованию корпоративных клиентов коммерческого банка, и произведена ее апробация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический инструментарий оценки операционных рисков при кредитовании корпоративных клиентов»

Методический инструментарий оценки операционных рисков при кредитовании корпоративных клиентов

Methodological tools to assess operational risks when lending to corporate clients

Скобелев Алексей Вячеславович соискатель ученой степени - кандидата экономических наук Начальник сектора кредитования малого бизнеса Дополнительного офиса № 9055/01933 Северо-Западного банка ОАО "Сбербанк России"

[email protected] +7 (965) 019-79-66

Аннотация: В статье произведен критический анализ подходов к количественной оценке операционных рисков. Предложена модель влияния затрат, воздействующих на уменьшение уровня операционного риска кредитования корпоративных клиентов, на доходность операций по кредитованию корпоративных клиентов коммерческого банка, и произведена ее апробация.

Ключевые слова: банк, операционные риски, корпоративные клиенты, оценка риска, моделирование

Annotation: the article made a critical analysis of approaches to the quantitative assessment of operational risk. A Influence-Cost Model influencing the decrease of the level of operational risks of lending to corporate customers, on the profitability of operations on crediting of corporate clients of the commercial Bank is proposed, and made her approbation.

Key words: Bank, operational risks, corporate clients, risk assessment, modelling

Эффективное управление операционным риском при кредитовании корпоративных клиентов коммерческого банка непосредственно зависит от корректности количественной оценки величины риска. Неточная, недостаточно репрезентативная оценка уровня операционного риска развития коммерческого банка в целом и операционного риска, возникающего в процессе кредитования корпоративных клиентов в частности, могут привести к существенным погрешностям в процессе разработки стратегии и организационно-экономических механизмов минимизации уровня данного риска.

В целом, нельзя не согласиться с мнением, в частности, К.С. Фиокти-стова, который считает, что "количественная оценка уровня операционного риска в процессе кредитования представляет собой наиболее проблемную зону операционного риск-менеджмента, обуславливающую недостаточную эффективность всех последующих процедур управления риском" [6, с.37]. Сходной точки зрения придерживается и А.Г. Шоломицкий, согласно мнению которого, подходы к оценке операционных рисков стремительно развиваются в последнее время, но все же отстают по степени точности от методов измерения кредитных и рыночных рисков [8, с.15].

Неопределенность методической базы количественной оценки уровня операционного риска коммерческого банка проявляется и на законодательном уровне. Так, в настоящее время размер операционного риска устанавливается на уровне 15% валового дохода коммерческого банка и, соответственно, включается в состав норматива достаточности капитала (Н1) [1].

Однако непонятно, каким образом определена величина резервирования именно на уровне 15% от величины валового дохода банка. По нашему мнению, более корректно было бы поставить данный норматив резервирования в определенную зависимость от показателей операционной эффективности конкретного коммерческого банка, например, от наличия и масштабов ущерба от мошенничества, замечаний и предписаний контрольно-надзорных органов в части операционной деятельности и т.п. Подобные коррективы установленного в настоящий момент единого норматива резервирования сти-

мулировали бы коммерческие банки к совершенствованию операционной деятельности, минимизации факторов операционного риска и эффективному реагированию на возможные проявления рисковой ситуации.

Ю.В. Шевцова классифицирует все многообразие методов оценки величины операционного риска на следующие группы [7, с.8]:

а) качественные (экспертные), включающие в свой состав оценочные листы и риск-матрицы;

б) количественные (индикативный метод, метод внутренней оценки, метод функции распределения потерь);

в) комбинированные (линейные модели, метод нечеткой логики, нейронные сети, байесовские сети).

По нашему мнению, определенным недостатком приведенной выше классификации методов оценки операционного риска коммерческого банка является то, что в ее рамках не учитываются методы исследования факторов формирования и уменьшения операционного риска, основанные на использовании экономико-статистического, в частности корреляционного анализа. Кроме того, Ю.В. Шевцова обосновывает возможности применения байесовских сетей - подхода, основанного на синтезе теории графов и экспертного оценивания, являющегося, по ее мнению, комплексным методом исследования уровня операционного риска. Вместе с тем, на наш взгляд, метод построения сетей Баейса содержит слишком большое количество условных допущений (например, условных оценок вероятностей исходов тех или иных факторов операционного риска), в связи с чем применение его в практике управления операционными рисками коммерческих банков проблематично.

Е.В. Карасева предлагает ЛВ - модель (логико-вероятностную модель) оценки операционного риска коммерческого банка [2, с.15]. Содержание данной модели заключается в том, что выделяются различные операционные события, исследуется взаимосвязь между ними, оценивается вероятность сбоев в нормальном осуществлении операционной деятельности. По сути, такого рода модель представляет собой вариацию метода экспертного исследования уровня и факторов операционного риска коммерческого банка. Со-

ответственно, для ЛВ-модели характерны традиционные для любых экспертных методов недостатки, связанные с субъективизмом экспертов.

Данное ограничение использования экспертного метода может быть несколько уменьшено посредством использования значительного количества экспертов, компетентных в вопросах исследования операционных рисков и знающих специфику конкретного коммерческого банка в данной области. Однако в данном случае возникает проблема подбора такого рода квалифицированных экспертов и мотивации их к качественному и системному оцениванию различных групп банковского операционного риска. Кроме того, в данном случае возникает вероятность утечки конфиденциальной информации, касающейся операционной деятельности коммерческого банка, что может быть чревато существенными угрозами и убытками. В этом смысле экспертный подход к оценке уровня операционного риска, даже при условии его рациональной организации, тщательного подбора экспертов и их детального ознакомления со спецификой операционной деятельности, может породить иные риски, связанные с утечкой значимой для банка информации, что недопустимо.

Вместе с тем, избежать утечки значимой для банка информации в процессе экспертной оценки уровня операционного риска возможно в том случае, если использовать исключительно услуги внутренних экспертов (руководителей и специалистов соответствующих подразделений самого банка). Однако в данном случае искажение оценки уровня операционного риска вероятно ввиду конфликта интересов различных групп экспертов: очевидно, что специалисты соответствующих подразделений будут заинтересованы в занижении уровня операционного риска в деятельности собственных отделов и департаментов.

И.Т. Фаттахов подробно рассматривает метод построения карт операционного риска, который, по существу, также основывается на экспертной оценке вероятностей возникновения различных факторов операционного риска и последующем построении кривой распределения вероятностей [5]. По сути, данный метод имеет еще больше ограничений практического ис-

пользования по сравнению с классической процедурой экспертного оценивания ввиду того, что достаточно большое количество параметров интерпретируются экспертами, что увеличивает вероятность не вполне корректного оценивания уровня операционного риска.

И.О. Сорокина предлагает метод стресс-тестирования к исследованию операционных рисков коммерческого банка [4, с.31]. Стресс-тестирование также изначально базируется на экспертном оценивании. Определенным достоинством данного метода к исследованию операционного риска является возможность выявления "проблемных зон", на которые руководству банка следует обратить наиболее пристальное внимание для минимизации факторов возникновения и возможных негативных последствий проявления операционных рисков. При этом количественная оценка уровня операционного риска в рамках данного метода также представляется недостаточно репрезентативной.

Э.Х. Каримова осуществляет экономико-статистический анализ величины операционного риска, включаемого в показатель Н1, одиннадцати кредитных организаций Поволжского и Уральского регионов [3, с.163]. При этом вывод об увеличении уровня операционного риска автор производит на основании информации об увеличении уровня валового дохода исследуемых банков за 2010 - 2012 г.г. По нашему мнению, увеличение валового дохода и соответствующей части норматива Н1 свидетельствует не собственно об увеличении уровня операционного риска, а об увеличении резервов на его покрытие, которые обязаны формировать коммерческие банки для обеспечения и защиты интересов вкладчиков и иных внешних контрагентов. При этом динамика собственно операционного риска в конкретных банках может быть различной: так, при условии формирования эффективной системы управления операционным риском его фактический уровень может сокращаться и в условиях роста валового дохода банка и соответствующей части норматива Н1.

А.В. Якимов в качестве оптимального, по его мнению, метода оценки уровня операционного риска коммерческого банка рассматривает индика-

тивный метод, в соответствии с которым банк планирует индикаторы (максимально возможные потери) от различных видов операционного риска и затем, сравнивая фактические потери с запланированными, оценивать эффективность операционного риск-менеджмента в разрезе основных видов операционного риска [9, с.46]. Вместе с тем, автор не уточняет, каким именно образом осуществлять планирование индикаторов операционного риска.

В качестве одного из вариантов экономико-статистического подхода к анализу операционного риска кредитования корпоративных клиентов нами предлагается многофакторная экономико-статистическая модель влияния затрат, воздействующих на уменьшение уровня операционного риска кредитования корпоративных клиентов, на доходность операций по кредитованию корпоративных клиентов коммерческого банка.

Необходимо отметить, что различные виды операционных рисков (связанные с персоналом, системой безопасности, информационной политикой банка и т.п.) в конечном счете оказывают негативное влияние на прибыль и рентабельность деятельности кредитной организации. Соответственно, от инвестиций в информационные технологии, вложений в развитие персонала, в обеспечение безопасности должны зависеть и величина риска, и, соответственно, рост доходности банковской деятельности.

В этой связи для каждого конкретного банка важно оценить, каким именно образом расходы на снижение уровня операционного риска, на его предотвращение повлияют на эффективность деятельности. Для этих целей можно воспользоваться инструментарием корреляционно-регрессионного анализа и построить следующую многофакторную модель:

ДКК = ао*КЗПа1*ЗИа2*ЗБа3*ЗКа4 (1)

где ДКК - доходность операций по кредитованию корпоративных клиентов банка (разница между доходами в результате корпоративного кредитования, расходами по привлечению капитала и операционными издержками

корпоративного кредитования, отнесенная к общему объему выданных кредитов корпоративным клиентам);

КЗП - косвенные затраты на развитие персонала кредитного отдела;

ЗИ - затраты на информатизацию деятельности кредитного отдела банка;

ЗБ - затраты на обеспечение безопасности деятельности банка;

ЗК - затраты на внешний аудит и управленческий консалтинг в части кредитования корпоративных клиентов;

а1, а2, а3, а4 - коэффициенты эластичности при факторных переменных, которые показывают на сколько процентов увеличится доходность кредитования корпоративных клиентов при увеличении затрат на уменьшение соответствующего фактора операционного риска (факторной переменной) на 1%;

а0 - свободный член модели (константа).

Логика данной экономико-математической модели оценки затрат на уменьшение уровня операционного риска банка заключается в следующем:

1. В качестве результативного показателя модели принят показатель доходности операций по кредитованию корпоративных клиентов. Данный показатель является одной из наиболее общих характеристик эффективности функционирования и развития деятельности по кредитованию корпоративных клиентов коммерческого банка. Очевидно, что если для банка характерен высокий уровень риска, в том числе операционного, в долгосрочном периоде значение доходности кредитования корпоративных клиентов будет снижаться.

2. Косвенные затраты на развитие персонала кредитного отдела, снижая значимость человеческого фактора формирования операционного риска кредитования корпоративных клиентов, должны оказывать прямое влияние на доходность кредитования. В состав косвенных затрат на развитие персонала относятся расходы на его обучение, повышение квалификации, корпоративные праздники, дополнительные пенсионные выплаты и т.п. В идеале,

чем больше такого рода затрат, тем меньше стимулов для персонала кредитного отдела халтурить на рабочем месте, воровать у собственной организации. Такого рода расходы формируют лояльность, приверженность персонала кредитной организации и, тем самым, снижают уровень операционного риска кредитования корпоративных клиентов.

3. Затраты на информатизацию и компьютеризацию деятельности кредитного отдела повышают скорость и эффективность процесса кредитования корпоративных клиентов коммерческого банка и, тем самым, снижают уровень операционного риска. Действительно, при низком уровне автоматизации выше вероятность несвоевременного исполнения тех или иных решений руководства, излишнего, нерационального бюрократизма и т.п.

4. Затраты на обеспечение безопасности (заработная плата сотрудников службы безопасности, затраты на приобретение технических средств в сфере обеспечения безопасности банка) являются важнейшим фактором обеспечения эффективного контроля за снижением уровня операционного риска кредитования корпоративных клиентов, в частности таких его элементов, как возможные злоупотребления со стороны персонала и мошенничество.

5. Наконец, на снижение операционного риска и увеличение доходности операций по кредитованию корпоративных клиентов банка должны оказывать прямое влияние затраты на внешний независимый аудит и управленческий консалтинг в части кредитования корпоративных клиентов. Такого рода мероприятия позволяют выделить наиболее "узкие" места в кредитной деятельности банка, предупредив тем самым возникновение различных видов операционных рисков в будущем.

Апробируем предлагаемую модель на материалах коммерческого банка ОАО "ХХХ". Наименование банка не раскрывается исходя из соображений конфиденциальности. Исходные данные для построения модели приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные для построения многофакторной модели оценки результативности вложений в уменьшение операционного риска кредитования корпо-

ративных клиентов ОАО КБ "ХХХ"

Годы Доходность кредитования корпоративных клиентов, % Косвенные затраты на развитие персонала кредитного отдела, тыс.руб. Затраты на информатизацию кредитного отдела, тыс.руб. Затраты на обеспечение безопасности, тыс.руб. Затраты на внешний аудит и управленческий консалтинг в части деятельности по кредитованию корпоративных клиентов, тыс.руб.

2005 ДКК КЗП ЗИ ЗБ ЗК

2006 5,5 121,3 221,6 789,3 111,8

2007 5,8 143,4 279,3 986,2 156,3

2008 3,2 156,2 311,4 1015,4 78,5

2009 2,7 187,3 309,2 1027,8 221,3

2010 4,8 254,1 415,6 1561,4 87,4

2011 5,1 212,3 276,3 1348,0 239,0

2012 5,2 178,3 284,4 1789,4 117,6

2013 6,7 318,6 413,7 1675,4 126,3

На основании приведенных в таблице исходных данных в программной среде MS Excel автором построена экономико-статистическая модель (2).

ДКК = ехр(6,35)*КЗП1,19*ЗИ1,84*ЗБ0,17*ЗК-0,36 (2)

Построенная модель позволяет сделать следующие выводы относительно характера влияния вложений банка в различные направления умень-

шения операционного риска на доходность кредитования корпоративных клиентов:

1. Эластичное прямое влияние на величину доходности кредитования корпоративных клиентов банка оказывает динамика косвенных затрат на развитие персонала кредитного отдела. В среднем при увеличении косвенных расходов на персонал на 1% чистая рентабельность активов в долгосрочном периоде возрастает на 1,19%. Данная тенденция вполне оправдана логически. Действительно, именно человеческий фактор является важнейшим условием как возникновения операционного риска коммерческого банка, так и его эффективной минимизации. Следовательно, руководству банка следует в долгосрочной перспективе наращивать инвестиции в человеческий капитал, что повысит уровень лояльности персонала кредитного отдела банку и снизить вероятность мошенничества, злоупотреблений, халатности и иных составляющих операционного риска.

2. Также существенным и эластичным элементом затрат в сокращение операционного риска кредитования корпоративных клиентов, оказывающим влияние на динамику доходности кредитования корпоративных клиентов исследуемого банка являются вложения в информатизацию банковского кредитования. Так, при увеличении такого рода вложений на 1% чистая рентабельность активов исследуемого банка в 2002-2010 г.г. увеличивалась в среднем на 1,84%. В целом, это свидетельствует о том, что такого рода затраты необходимо наращивать и в дальнейшем, параллельно совершенствуя их состав и структуру.

3. Как показал проведенный анализ, затраты на обеспечение безопасности банка являются недостаточно эффективными, о чем свидетельствует близкое к нулю значение коэффициента при параметре ЗБ. Это свидетельствует о том, что рост затрат на обеспечение безопасности банка не приводит к увеличению доходности кредитования корпоративных клиентов. Следовательно, необходима качественная реорганизация управления безопасностью исследуемой кредитной организации. В частности, на наш взгляд, необходи-

мо не просто увеличивать расходы на содержание штата охранников, а вкладывать средства в современные инструменты обеспечения информационной безопасности, в более тщательную проверку принимаемого на работу персонала по базам данных МВД и других силовых структур и осуществлять иные технологичные мероприятия, которые как раз и обеспечивают долгосрочное устойчивое снижение величины операционного риска.

4. Коэффициент при факторной переменной ЗК по абсолютной величине отрицателен. Это свидетельствует о том, что вложения банка во внешний управленческий консалтинг, который, в идеале, должен обеспечивать совершенствование деятельности по кредитованию корпоративных клиентов, в том числе в части ее операционной эффективности, не оказывают положительного влияния на динамику доходности кредитования корпоративных клиентов, не позволяют существенно снизить уровень операционного риска. Соответственно, более целесообразно с позиций управления операционным риском кредитования корпоративных клиентов не инвестировать средства в приглашение внешних консалтинговых структур для его диагностики и обоснование рекомендаций по сокращению, а в развитие системы собственного внутреннего контроля.

В целом, предлагаемая модель влияния затрат, воздействующих на уменьшение уровня операционного риска кредитования корпоративных клиентов, на доходность операций по кредитованию корпоративных клиентов коммерческого банка позволяет выделить наиболее значимые направления вложения средств в снижение операционного риска кредитной организации в части кредитования корпоративных клиентов, обеспечивающие в долгосрочном периоде наибольший прирост эффективности деятельности. Отрицательные же коэффициенты при отдельных факторных переменных свидетельствуют, что соответствующие сферы системы управления операционным риском банка требуют качественной реорганизации.

Библиография

1. Указание Банка России от 3 июля 2012 г. № 2846-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 ноября 2009 года N 346-П "О порядке расчета размера операционного риска" [Информационно-правовая система Гарант] (дата обращения 19.05.2014)

2. Карасева Е.В. Оценка и регулирование операционного риска в банке: Автореф. дис. к.э.н. - Спб., 2013.

3. Каримова Э.Х. Оценка влияния операционного риска на значение норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций Республики Башкортостан // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 163.

4. Сорокина И.О. Подходы к стресс-тестированию в коммерческих банках: оценка операционного риска и риска ликвидности // Экономический журнал. - 2011. - №2.

5. Фаттахов И.Т. Оценка и управление операционным риском [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/226/87182.php (дата обращения 1.04.2014)

6. Фиоктистов К.С. Управление коммерческим банком: операционные аспекты // Инвестиции и финансы: Материалы III Всеросс. научн.-практ. конференции. - Спб., 2013.

7. Шевцова Ю.В. Система поддержки принятия решений по управлению операционным риском на основе баейсовских технологий: Автореф. дис. к.т.н. - Новосибирск, 2011.

8. Шоломицкий А.Г. Теория риска. Выбор при неопределенности и моделирование риска: Учебник. - М.: ГУ ВШЭ, 2010.

9. Якимов А.В. Проблемы и перспективы банковского риск-менеджмента // Бизнес-журнал. - 2013. - №3. - С.46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.