Научная статья на тему 'Методический аспект формирования готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно-ориентированного обучения'

Методический аспект формирования готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ / SCHOOL MANAGER / READINESS / MANAGEMENT / ADVANCED TRAINING / PERSON-ORIENTED EDUCATION / COURSE PREPARATION / STEPS OF INTRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна

Современная ситуация развития образования диктует необходимость организации личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе. Институты повышения квалификации педагогических кадров должны создать условия для формирования готовности руководителей учреждений образования к организации такого обучения. В процессе повышения квалификации выделяем подготовительный, внедренческий, мониторинговые этапы, важное значение имеют курсы-конкурс, интерактивные формы обучения, межкурсовой период. В статье описаны этапы проведения курсов-конкурса. Дано подробное описание каждого этапа формирования готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно-ориентированного обучения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический аспект формирования готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно-ориентированного обучения»

Современная школа

УДК 378.091.398+371.11

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Власенко С.В.

Аннотация. Современная ситуация развития образования диктует необходимость организации личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе. Институты повышения квалификации педагогических кадров должны создать условия для формирования готовности руководителей учреждений образования к организации такого обучения. В процессе повышения квалификации выделяем подготовительный, внедренческий, мониторинговые этапы, важное значение имеют курсы-конкурс, интерактивные формы обучения, межкурсовой период. В статье описаны этапы проведения курсов-конкурса. Дано подробное описание каждого этапа формирования готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностноориентированного обучения школьников.

The modern development of education demands the necessity to organize the person-oriented education at schools. The institutes of advanced pedagogical education should create conditions to prepare school management to introduce such education. We differentiate preparatory, introductory, and monitoring steps in the process of advanced training; competitive courses, interactive forms of education, and intercourse stages are also important. This article describes the steps of competitive courses. The article provides the detailed step-by-step description of how to prepare school management to organize the person-oriented education.

Ключевые слова: руководитель общеобразовательного учреждения, готовность, управление, повышение квалификации, личностноориентированное обучение, курсовая подготовка, этапы внедрения.

School manager, readiness, management, advanced training, person-oriented education, course preparation, steps of introduction.

Изучение готовности к управленческой деятельности, профессионального опыта и уровня квалификации руководителей общеобразовательных учреждений требует разработки содержания, организационных форм и методов обучения в системе повышения квалификации. Содержание, характер, направленность, структура профессиональной деятельности директора школы, по мнению Е.Т. Тонконогой, обусловливают отбор тех научных сведений, которые необходимы для его эффективной работы [1; С. 7].

Практический аспект формирования готовности руководителя общеобразовательного уч -реждения к организации личностно-ориентированного обучения школьников включает личностно-профессиональные качества руководителя, умения и навыки реализации методологических, теоретических и методических знаний. Руководителю общеобразовательного уч -реждения необходим большой запас сложных управленческих умений: умения ставить цели, конкретизировать их в виде задач, проектировать и планировать работу всей школы, организовывать педагогический процесс, диагностировать, анализировать, осуществлять мониторинг образовательного процесса и принимать управленческие решения на основе данных мониторинга. Американские психологи М. Вудкок и Д. Френсис считают, что современному руководителю необходимы: умение управлять собой, готовность к саморазвитию, навыки решения проблем, творческий подход, умение

(Власенко С-СВ. / \

^Методический аспект формирования готовности руководителя СУУ % I

влиять на людей, понимание управленческого труда, навыки руководителя, способность формировать коллектив [2].

Современный руководитель общеобразовательного учреждения - специалист, имеющий уже определенную степень сформированных умений. Однако, отмечает А.А. Жайтапова, практика показывает, что управление процессами развития кадровых ресурсов системы образования, учебных заведений длительное время пребывает в изоляции от теории управления в сфере производства и бизнеса. В то время, когда производственные и сервисные компании работают на основе менеджмента развития человеческих ресурсов, органы управления образованием продолжают обходиться традиционным для прошлых эпох отделом кадров [3; С. 16].

В условиях перехода страны к рыночным отношениям основополагающей составляющей выживаемости образовательных учреждений, подготовки ими конкурентоспособных выпускников является уровень квалификации руководящих кадров. Назрела необходимость изменения взглядов на процесс, технологию и результаты повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений в новых социально-экономических условиях. Такая необходимость обусловлена следующими факторами:

— возрастанием самостоятельности, автономии общеобразовательного учреждения, проводимого в нем учебного процесса;

— возрастанием ответственности общеобразовательных учреждений перед потребителями образовательных услуг — выпускниками;

— необходимостью обеспечения качества образования;

— обязанностью общеобразовательного учреждения выпускать школьника, способного найти себя в современной жизни.

До настоящего времени усовершенствование подготовки руководителя следовало за изменением работы общеобразовательного учреждения. В результате имело место несоответст -вие между уровнем подготовки специалистов и требованиями общеобразовательного учреждения. Очевидно, что система педагогического образования только тогда оправдывает социальные ожидания, когда обеспечивает создание условий для «опережающего» формирования

готовности руководителя к профессиональной деятельности. Ученые справедливо связывают резервы повышения качества образования с решением стратегических проблем системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. К таким проблемам относится, в первую очередь, проблема достижения целостности учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время ученые считают необходимым осуществить переход от односторон -него отображения личности руководителя, т.е. исключительно его профессиональных знаний и умений, к описанию его личности как профессионала. Личностная позиция руководителя общеобразовательного учреждения, и его профессиональные знания и умения должны представлять собой качественно новое образование, целостность и внутренняя структура которого задают цели подготовки и формирования личности руководителя.

На предварительном этапе при организации курсовой подготовки руководителей проводилась их теоретическая подготовка к организации личностно-ориентированного обучения по разработанным нами программам: «Формирование готовности руководителя об -щеобразовательного учреждения к организации личностно-ориентированного обучения»,

«Принципы и методы личностно-ориентированного обучения», «Современные образовательные технологии», «Управление общеобразовательным учреждением на основе личностно-ориентированного обучения».

В содержание программ включены лекции психолого-педагогического цикла (по дидактике, психологии, философии образования), теоретические обсуждения психолого-педаго-гических проблем (работа с нормативными документами в формате дневника двойной записи, групповые дискуссии. Теоретические занятия позволили руководителю общеобразовательного учреждения подняться на более высокий уровень осмысления собственной деятельности по организации личностно-ориентированного обучения.

Содержание этапов формирования готов -ности руководителя общеобразовательного уч -реждения к организации личностноориентированного обучения школьников актуализировано, расширено за счет согласования

задач, содержания, технологии традиционных курсов и логики формирования исследуемой готовности.

При организации курсов по формированию готовности руководителей общеобразователь -ных учреждений к организации личностноориентированного обучения школьников мы акцентировали внимание на внутренней дифференциации в группе. В этом аспекте удачным видится сочетание плановости в организации педагогического процесса с возможностью выбора путей и средств обучения самим слушателем. Руководителю должна быть предоставлена возможность совершенствовать свою квалифи -кацию не по единым для всех программам с заранее спланированным содержанием и средствами его реализации, а по индивидуальным, учитывающим потребности и познавательные возможности каждого слушателя и обеспечивающим динамичность содержания, форм, методов и средств обучения.

В ходе обучения управленческих кадров на курсах повышения квалификации проводилась оценка сформированности мотивационного компонента готовности руководителей общеобразовательных учреждений. Проводимые курсы предусматривали организацию самостоятельной работы слушателей. В то же время преимущественно использовали на курсах повышения квалификации организационные формы, ориентированные на фронтальный способ организации обучения с незначительной долей самостоятельности слушателей и с опорой на предшествующую и/или последующую самообразовательную деятельность.

На подготовительном этапе руководителям предлагалось выполнение самостоятельных творческих работ в области теории и практики личностно-ориентированного обучения, менеджмента, управления. Постоянное усложнение заданий и расширение круга диалоговых форм проведения лекционных и практических занятий позволяли каждому руководителю проанализировать свою деятельность (сильные и слабые стороны) с точки зрения организации личностно-ориентированного обучения. Спецсеминары («Формы и методы организации личностно-ориентированного обучения», «Целепо-лагание в условиях организации личностноориентированного обучения») обеспечивали естественный переход к творческому осмысле-

нию своей руководящей деятельности и выход на организацию личностно-ориентированного обучения.

В ходе повышения квалификации руководителям общеобразовательных учреждений предлагался разработанный нами спецкурс, цель которого — создание условий, обеспечивающих формирование готовности руководи -телей общеобразовательных учреждений к ов-ладению формами и методами организации личностно-ориентированного обучения. Его задачи — помочь руководителю познать самого себя, повысить самооценку, изучить основы организации личностно-ориентированного обучения, осознать возможность собственного личностного роста. Тренинговая программа, проводимая с руководителями общеобразовательных учреждений, предполагала использование в процессе обучения упражнений, игр, творческих заданий, ориентированных на то, чтобы сфокусировать внимание участников на личности школьника, на его переживаниях, мыслях, личностном росте. Опыт нашей работы показывает, что даже после двухнедельного курса начинают разрушаться привычные стереотипы традиционного стиля управления, ставятся под сомнение укоренившиеся системы оценок и самооценок, открываются неожиданные стороны человеческого «Я».

В межкурсовой период руководители общеобразовательных учреждений участвовали в научно-практических конференциях по проблеме организации личностно-ориентированного обучения, в психолого-педагогических семинарах, методических совещаниях и консультациях, фестивале инновационных проектов, курсах-конкурсе, фестивале малокомплектных школ. В течение первого года этого этапа руководители общеобразовательных учреждений моделировали и конструировали личностно-ориентированные ситуации в образовательных программах, разрабатывали и описывали технологию организации личностноориентированного обучения. Их усилия были направлены на рассмотрение возможностей личностно-ориентированного обучения на уроках и во внеурочной воспитательной работе при создании благоприятного климата в коллективе. Проблема формирования готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно-

(Власенкд С-СВ. / \

^Методический аспект формирования готовности руководителя СУУ % I

ориентированного обучения школьников имеет множество аспектов рассмотрения как в теоретическом, так и в практическом планах. Руководители становятся активными субъектами планирования, организации и оценки повышения квалификации, проектируя педагогический процесс, формы работы и оценки образовательных мероприятий.

Реализации задачи внедренческого этапа по формированию исследуемой готовности способствовали задания различного уровня сложности (решение проблемных ситуаций; создание управленческих ситуаций посредством организационно-деловых и поисковых игр; деловые игры по подготовке и проведению педагогических советов общеобразовательных учреж -дений; проблемные беседы и дискуссии; контрольные работы; групповые проекты; анализ и самоанализ организационной деятельности руководителя; выполнение исследовательских, творческих заданий; курсы-конкурс; конференции, семинары, рефлексивный тренинг).

Подготовка руководителей к организации личностно-ориентированного обучения должна учитывать индивидуальные потребности обучающихся и использовать в образовательном процессе групповые проекты, коллективную опытно-экспериментальную работу. На внедренческом этапе курсовой переподготовки курсантам предлагаются задания различного уровня сложности и характера педагогической деятельности. Были проведены курсы-конкурс по разработанной нами программе.

Руководителям общеобразовательных учреждений предлагались конкурсные задания, направленные, с одной стороны, на выявление уровня сформированности готовности к орга-низации личностно-ориентированного обучения, а с другой, - на формирование данной готовности.

Представить образовательные проекты, ориентированные на развитие личности школьника. Предложить программу, обеспечивающую личностный рост школьников.

Подготовиться к участию в работе дискуссионного стола «Стратегия саморазвития педагога новой формации». Разработать программу самообразования.

Презентация «Нормативно-правовая база, обеспечивающая личностно-ориентированное

обучение». Разработать систему работы профильных классов в общеобразовательной школе.

Защита концепции профессиональной инновационной деятельности. Предложить критерии инновационной деятельности Вашей школы.

Педагогические мастерские. Представить методическую сетку уроков разного типа, учитывающую личностно-ориентированный ком -понент.

Презентация программы эксперимента по организации личностно-ориентированного обучения. Написать и обосновать этапы эксперимента и предложить критерии оценки.

Повышение квалификации руководителей проводилось нами на высоком уровне понимания руководителями общеобразовательных учреждений теоретических оснований предъявляемого содержания обучения. Поскольку в основе деятельности руководителя лежит сложная система его профессиональных и личностных установок, стереотипов, то представлялось важным исследовать субъективное отношение руководителя к этим знаниям, т.е. обратиться к смысловой, нормативно-ценностной сфере личности обучающегося. С этой целью были использованы методики рефлексивного анализа деятельности руководителей общеобразовательных учреждений.

Эффективность формирования готовности руководителя к организации личностноориентированного обучения школьников зависит от установления взаимосвязи между отвлеченными теоретическими знаниями и конкретными трудностями руководителя общеобразо -вательного учреждения.

Отправной точкой изменения мышления руководителя можно считать попытку построения учебного процесса с концепции развития собственного учреждения образования. Поэтому в процессе проведения семинаров для руководителей разрабатывались проекты управленческих механизмов, которые слушатели будут внедрять в своей практической деятельности. Курсовая подготовка руководителей направлена на формирование профессиональных, индивидуальных значимых качеств, соответствующих квалификационным требованиям.

В дальнейшем руководитель общеобразовательного учреждения формирует свое «педагогическое видение» и самоопределение в дея -тельности. При этом происходит осмысление

целей деятельности, рождается самостоятель -ный стиль управления, вырабатывается педагогическая «Я-концепция», закладываются основы творческой индивидуальности руководителя. Одним из значимых аспектов по формированию готовности руководителей общеобразовательных учреждений к организации личностно-ориентированного обучения школьников мы считаем организацию педагогических советов школы. Технология управления развитием общеобразовательного учреждения с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. Наибольший интерес с точки зрения формирования готовности руководителей общеобразовательных учреждений к организации личностно-ориентированного обучения школьников представляют современные модернизированные и нетрадиционные педагогические советы с применением интерактивных методов [4].

После завершения каждого этапа формирования готовности руководителей общеобразовательных учреждений к организации личностно-ориентированного обучения необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать. Для выяснения этого используется диагностика.

На мониторинговом этапе проводился системный контроль за управляемым процесссом формирования исследуемой готовности. Эффективность сформированности уровня готов -ности руководителей диагностировалась независимыми экспертами, в роли которых выступали заведующие районных (городских) методических кабинетов. По результатам анкетирования проводилась коррекционная работа, направленная на повышение уровня сформиро-ванности готовности.

Непосредственный интерес как для авторов программ повышения квалификации руководителей, так и для руководителей общеобразовательных учреждений представляет оценка качества процесса результатов повышения квалификации, направленной на формирование

готовности руководителей общеобразовательных учреждений к организации личностноориентированного обучения школьников. Как уже отмечалось, она должна осуществляться не только с точки зрения усвоенных руководителем новых поведенческих образцов, технологий управления, но и с точки зрения уровня достижений учащихся. Оценочные мероприятия должны проводиться как в конце обучения, так и в его процессе, быть предельно информационными и технологичными, иметь своим следствием корректировку содержания и форм работы.

Таким образом, система непрерывного отслеживания состояния готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно-ориентированного обучения школьников оказывается необходимым об -разом встроена в систему принятия решения, которая активизируется при поступлении информации, то есть диагностика, контроль, анализ являются этапами более сложного процесса

- мониторинга. В соответствии с уровнями готовности руководителей общеобразовательных учреждений нами регулярно, на протяжении всего формирующего эксперимента, проводились мониторинговые исследования в различной форме, например, входное и итоговое анкетирование руководителей.

Наблюдение за состоянием и развитием того или иного процесса практически возможно только на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и её данные активно используются. Педагогический мониторинг обеспечивает институт повышения квалификации своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько эффективно функционирует методическая система по формированию готовности руководителя общеобразовательного учреждения по организации личностноориентированного обучения школьников.

Диагностика эффективности и результативности курсовой подготовки по формированию готовности руководителей общеобразовательных учреждений к организации личностноориентированного обучения школьников должна выполняться совместно с районными методическими кабинетами. Осуществление мониторинга предполагает постоянное взаимодейст-

(Власенко С-СВ. / \

^Методический аспект формирования готовности руководителя Cff I I

вие института повышения квалификации, районных методических кабинетов и руководителей общеобразовательных учреждений с целью коррекции, рефлексии, оттачивания техники и приемов курсовой подготовки.

Таким образом, мы организуем комплексное взаимодействие института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, районных методических кабинетов и руководителей общеобразовательных школ, направленное на осуществление мониторинга формирования исследуемой готовности, а в конечном итоге, на повышение эффективности педагогического процесса.

Самореализация, самоопределение руководителя, выявление и развитие его творческого потенциала, становление собственных педагогических взглядов мы рассматриваем как важнейшие условия формирования готовности руководителя общеобразовательного учреждения к организации личностно-ориентированного обучения. Руководитель, познавший свой личностный потенциал, как самодостаточная, самореализовавшаяся личность будет способст-

вовать тому, чтобы и ученик выстраивал траекторию индивидуального развития, познавал свои способности и наклонности.

Литература

1. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Под ред. Е.Т. Тонконогой. - М.: Педагогика, 1987. -166 с.

2. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис. - М., 1991. - 121 с.

3. Жайтапова, А.А. Научно-методическое обеспечение профессионального роста учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат / А.А. Жайтапова. - Алматы: РИПК СО, 2004. - 236 с.

4. Власенко, С.В. Организация личностноориентированного обучения как условие по -вышения эффективности педагогического процесса общеобразовательного учреждения: учебно-методическое пособие / С.В. Власенко, О.В. Черепанова. - Петропавловск: РИЦ Логос-СКО», 2009. - 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.