УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Для цитирования: Кнышов А.В., Лысенков К.Ю. Методический аппарат оценки результатов оказания таможенных услуг в сфере осуществляемой Домодедовской таможней деятельности по проведению таможенного контроля после выпуска товаров // Управление в современных системах. 2024. №2. С. 3-14.
DOI: 10.24412/2311-1313-42-3-14 УДК 338.46
МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОКАЗАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ДОМОДЕДОВСКОЙ ТАМОЖНЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Кнышов А.В.1, Российская таможенная академия Лысенков К.Ю.2, Российская таможенная академия
Аннотация
Сервисная ориентация таможенного контроля после выпуска товаров основывается на возможности предоставления заинтересованным лицам двух ключевых таможенных услуг, таких как «проверки таможенных, иных документов и (или) сведений» и «выездные или камеральные таможенные проверки».
С практической точки зрения перечисленные услуги в настоящее время оцениваются с помощью показателя результативности таможенных проверок после выпуска товаров и показателя эффективности таможенного контроля после выпуска товаров.
Анализируемые в статье расчётные методики показателей потребовали обращения к комплексу статистических данных, характеризующих полученные за I - IV кварталы 2023 года результаты работы службы таможенного контроля после выпуска товаров Домодедовской таможни.
Ключевые слова: оценка, показатель результативности, показатель эффективности, методики расчётов показателей, фактические значения показателей, таможенные услуги, проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, выездные таможенные проверки, камеральные таможенные проверки, результаты работы службы таможенного контроля после выпуска товаров, деятельность Домодедовской таможни.
Введение
В настоящее время при проведении оценки результатов оказания таможенных услуг должностные лица руководствуются нормам, установленными Приказом ФТС России от 28.12.2022 № 1080 «Об утверждении показателей результативности деятельности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен»
1 Кнышов Александр Викторович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected]; SPIN-код: 2636-2461, Author ID: 871868.
2 Лысенков Константин Юрьевич - аспирант кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, старший инспектор отдела специальных таможенных процедур №5 таможенного поста Аэропорт Домодедово (пассажирский) Домодедовской таможни, e-mail: [email protected].
и Приказом ФТС России от 08.02.2023 № 80 «Об утверждении методик расчёта показателей результативности деятельности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России». Результативность и эффективность оказания таможенных услуг при проведении таможенного контроля товаров после выпуска товаров принято оценивать с помощью закреплённых в нормативной базе методик расчётов двух основных действующих в настоящее время показателей:
1. Показателя результативности таможенных проверок после выпуска товаров (далее -показатель результативности или ПР).
2. Показателя эффективности таможенного контроля после выпуска товаров (далее -показатель эффективности или ПЭ).
В преддверии проводимого в тексте статьи содержательного анализа применяемых в таможенной практике методик расчёта результативности и эффективности таможенного контроля после выпуска товаров требуется обратить внимание на имеющиеся существенные различия в оцениваемом круге вопросов. Прежде всего, показатель результативности охватывает более узкий объект исследования - таможенные проверки, которые выступают значимой, но не единственной составляющей работы таможенного органа по проведению таможенного контроля после выпуска товаров. Под таможенными проверками после выпуска товаров необходимо понимать совокупность выездных и камеральных таможенных проверок (далее - ВиКТП), проведённых на основании информации, свидетельствующей о возможном наличии признаков нарушений регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), и (или) законодательства Российской Федерации (далее - РФ) о таможенном деле.
Наряду с этим, показатель эффективности по своей сути направлен на оценку более широкого объекта исследования - таможенного контроля после выпуска товаров, в целом. При этом, в понятие «таможенного контроля после выпуска товаров» включены не только основные виды реализуемых работ - ВиКТП, но и осуществляемые до назначения таможенных проверок действия должностных лиц, сгруппированные статьёй 324 таможенного кодекса ЕАЭС в обобщающий термин «проверки таможенных, иных документов и (или) сведений» (далее - ПДС) [Немирова и др., 2021]. Также, как и ВиКТП, ПДС проводятся на основании информации, свидетельствующей о возможном наличии признаков нарушений регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, и (или) законодательства РФ о таможенном деле.
Выездные и камеральные таможенные проверки
К предвосхищающим факт назначения проверяемым лицам ВиКТП действиям должностных лиц могут быть отнесён широкий спектр способов аналитической обработки сведений из таможенных и иных документов, осуществляемых в рамках реализуемой таможенной услуги по проведению ПДС. В рамках анализируемого вида деятельности должностные лица таможенных органов в своей работе осуществляют: сравнение информации из различных источников для выявления несоответствий и противоречий; проведение форматно-логического контроля документации на предмет выявления её соответствия требованиям таможенного законодательства; проверку корректности заполнения сведений в декларациях на товары, включая правильность классификации, указания страны происхождения, стоимости и т.д.; мониторинг таможенной статистики с целью выявления аномальных тенденций внешней торговли; использование современных аналитических
технологий и программных решений для обработки больших объёмов данных и выявления закономерностей [Кнышов, 2013].
Сопоставление полученных из различных независимых источников данных (в том числе, из комплекса программных средств «Постконтроль»), имеющихся в распоряжении таможенного органа, осуществляющего ПДС, направлено на первичный поиск каких-либо (в т.ч. незначительных) несоответствий и противоречий. Эти указывающие признаки могут стать основанием для подтверждения достоверности сведений в рамках реализуемых в дальнейшем ВиКТП, которые в конечном счёте могут привести к выявлению нарушений таможенного законодательства. Логичным итогом проводимой таможенным органом предварительной аналитической работы по ПДС должно стать решение о назначении ВиКТП или возникновение уверенности должностных лиц об отсутствии достаточных оснований для их назначения. То есть к результативным ПДС относятся не только дела, перешедшие в категорию ВиКТП, но и получившие положительное заключение о достоверности заявленных проверяемыми лицами сведений.
Подтверждение отсутствия необходимости проведения ВиКТП представляет собой один из положительных внутренних результатов реализуемых таможенным ведомством проверочных мероприятий, поскольку он был достигнут в ходе тщательной аналитической обработки таможенных и иных документов и является основанием считать проверяемое лицо законопослушным с последующей возможностью предоставления ему дополнительных внешнеторговых преференций [Кнышов, 2016]. Подобные этому внутриведомственные результаты позволяют таможенным органам эффективно использовать свои ресурсы, сосредотачиваясь на товарных потоках, требующих более тщательного контроля, в то время как отсутствие оснований для проверки позволяет экономить ограниченные ресурсы и ускорить процессы таможенного оформления. Вышесказанное позволяет сформулировать наиболее важные критерии отнесения действий проверяемых лиц к не требующим назначения ВиКТП по итогам проведённой ПДС [Кнышов, 2018]:
1. Имеется обоснованное решение об отсутствии факта выявления каких-либо несоответствий и противоречий, указывающих на возможность наличия признаков потенциальных нарушений таможенного законодательства.
2. Доподлинно установлено, что декларируемые характеристики перевозимых товаров и сопроводительная документация полностью отражают правдивые сведения, соответствующие требованиям норм таможенного законодательства, их корректность не вызывает сомнений.
3. Анализ накопленных данных не выявил статистических аномалий или необычных тенденций, которые могли бы потребовать дополнительных проверочных действий.
Таможенная проверка представляет собой оказываемую широкой общественности и государству таможенную услугу постфактум (от лат. post factum, «после сделанного»), направленную на осуществление постконтроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) требований таможенного законодательства ЕАЭС после уже осуществлённого факта выпуска перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров в свободное обращение. Тем самым, благодаря такому средству таможенного контроля, как таможенная проверка, таможенные органы получают дополнительную возможность сверки ранее заявленных при декларировании товаров участниками ВЭД сведений на предмет повторного определения их правильности и подтверждения достоверности фактическим характеристикам товаров [Кнышов и др., 2022].
Обеспечение с помощью проведения таможенных проверок точности и надёжности
накапливаемых данных способствует выявлению признаков возможных нарушений таможенных процедур, эффективной регуляции правил международной торговли, предотвращению неправомерных действий, способных нанести ущерб экономике и безопасности страны. Таможенная проверка представляют собой сервисную процедуру, направленную на выявление и устранение допущенных на предшествующем этапе фактического таможенного контроля неточностей или ошибок в декларациях на товары, таких как неверные сведения о классификации, стране происхождения, составе, стоимости или количестве товаров и т.д. [Чебакова и др., 2023]. После выявления разночтений в имеющихся сведениях предпринимаются соответствующие корректирующие действия содержащих неточности параметров, включая пересмотр результатов таможенного декларирования и перерасчёт таможенных пошлин.
Камеральная таможенная проверка является подвидом таможенной услуги «таможенная проверка», её реализация основана на проведении анализа таможенных, коммерческих, транспортных документов и содержащейся в них информации. Основной целью камеральной таможенной проверки является выявление возможных неточностей или ошибок в сведениях документации, представленной при таможенном декларировании товаров. Процесс камеральной таможенной проверки также может включать в себя уточняющий обмен дополнительными данными по запросу между таможенными органами и участниками ВЭД. Но участие предпринимателя в анализируемом процессе не является обязательным условием, так как камеральная таможенная проверка может быть проведена без его официального уведомления через оформление предписания о назначении проверки, в частности, не даёт оснований для реализации должностными лицами проверочных действий правильность заявленных ранее в таможенной документации сведений.
В отличие от выездной, камеральная таможенная проверка фокусирует внимание должностных лиц на тщательном изучении предоставленных участниками ВЭД документов, связанных с таможенным оформлением, и не направлена на осуществление выездных мероприятий в местах нахождения проверяемых юридических лиц для подтверждения документальных сведений физическими характеристиками оформленных товаров. То есть, этот вид проверки имеет исключительно документальную форму проведения, не требуя физического осмотра конкретных товарных партий.
Разновидностью таможенной услуги «таможенная проверка» также выступает выездная таможенная проверка, которая включает в себя не только верификацию документации, связанной с таможенным оформлением, но и физический осмотр товаров с целью их инвентаризации и идентификации заявленных документальных сведений с декларированными характеристиками ранее выпущенных товаров. В случае необходимости подтверждения полученных результатов камеральной таможенной проверки таможенным органом может быть назначена выездная таможенная проверка. В том числе, выездная таможенная проверка может быть встречной, если достоверность анализируемых сведений, выявленных при проверке лиц, связанных с конкретными внешнеторговыми сделками, требует дополнительных уточняющих действий.
Критерии результативности таможенных проверок
Перечисленные далее условия содержат объединяющие для ПДС и ВиКТП требования, предъявляемые к анализируемым ПР и ПЭ, поиск степени соответствия которым определяет минимально допустимый порог отнесения проводимых проверок к категории результативных [Воскресенская и др., 2022]. Именно, при сопоставлении полученных значений показателей с
пороговыми условиями критериев должностное лицо способно понять, могут ли быть внесены результаты конкретных проверочных действий в отчётность о проделанной работе за анализируемый период. Критерии результативности проверочных мероприятий отражают возможную вариативность принятых должностными лицами решений в сфере таможенного дела, подытоживающих процесс оказания таможенной услуги «таможенная проверка» [Новиков, 2021]:
1. Выявление фактов неуплаты таможенных платежей, наложенных штрафов и пеней, утилизационного сбора.
2. Доначисление, добровольная уплата или принудительное довзыскание неуплаченных денежных средств в бюджет РФ.
3. Возбуждение дел об административных правонарушениях и (или) уголовных дел.
4. Изъятие таможенным органом товаров, их конфискация и (или) уничтожение.
5. Исключение проверяемых лиц из реестров или приостановка свидетельств об их включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
6. Издание профилей риска, содержащих уточняющие требования к перемещению контролируемых категорий товаров.
7. Поступление от других контролирующих органов России информации о наложении ими наказаний по выявленным фактам правонарушений по перечисленным критериям результативности таможенного контроля после выпуска товаров.
8. Поступление от контролирующих органов государств-членов ЕАЭС информации о наложении ими наказаний по выявленным фактам правонарушений по перечисленным критериям результативности таможенного контроля после выпуска товаров.
Для проведения оценки актуальных результатов оказания таможенных услуг в сфере осуществляемой Домодедовской таможней деятельности по проведению таможенного контроля после выпуска товаров необходимо обратиться к полученным за четыре квартала 2023 года значениям показателей, применяемых в практической работе одного из ключевых подразделений таможни - службы таможенного контроля после выпуска товаров (далее -СТКПВТ).
Фактические значения показателя результативности таможенных проверок после выпуска товаров (ПР) и показателя эффективности таможенного контроля после выпуска товаров (ПЭ) рассчитываются ежеквартально нарастающим итогом с начала года в процентах с точностью до двух знаков после запятой. Региональные таможенные управления (далее -РТУ) планируют требуемые к выполнению значения показателей подчинённым таможням (за исключением электронных таможен) [Новиков и др., 2022]. Всем РТУ и таможням, непосредственно подчинённым ФТС России (к числу которых относится Домодедовская таможня), на 2023 год запланированы к выполнению поквартальные значения показателей (см. табл. 1-5).
Исходные данные и полученные в результате расчётов по представленным далее формулам квартальные значения ПР и ПЭ вносятся в табличные формы отчёта Домодедовской таможни, по которым проводится объективная оценка степени выполнения запланированных значений показателей (см. табл. 1-5). В случае отсутствия завершённых в отчётном периоде ВиКТП и ПДС (знаменатель на 0 делить нельзя), анализируемые ПР и ПЭ считаются невыполненными (ПР = 0; ПЭ = 0). При этом в приложениях к формам отчёта Домодедовской таможни необходимо привести обоснованные причины невыполнения показателей и дать перечень предпринятых по их устранению мер, которые в дальнейшем будут оценены
вышестоящим таможенным подразделением на предмет их достаточности.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Представленные в таблице 1 результаты выполнения СТКПВТ Домодедовской таможни показателя результативности (ПР) за I - IV кварталы 2023 года рассчитываются по формуле:
ПР = — X 100%, (1)
кзвк
где: Крвк - количество результативных в отчётном периоде ВиКТП; Кзвк - количество завершённых в отчётном периоде ВиКТП.
Основываясь на данных таблицы 1, СТКПВТ Домодедовской таможни проведены обосновывающие поквартальные расчёты ПР [13]:
ПР1=4 х100% = 125 %, (2)
где: ПР! - фактически полученное значение ПР за I квартал 2023 г., в %;
ПР„ =9 х100% = 88,89 %, (3)
где: ПРИ - фактически полученное значение ПР за II квартал 2023 г., в %;
ПРШ = 17 х100% = 100 %, (4)
где: ПРШ - фактически полученное значение ПР за III квартал 2023 г., в %.
ПР!У = 23 х100% = 104,54 %, (5)
где: ПР1У - фактически полученное значение ПР за IV квартал 2023 г., в %.
Таблица 1
Результаты выполнения СТКПВТ Домодедовской таможни ПР за I - IV кварталы 2023 года
Количество Количество Запланированн ые значения: Фактически Оценка выполнения ПР:
№ результатив завершённых полученные
квартала ных ВиКТП: ВиКТП: значения:
Крвк Кзвк ПР, %
I 5 4 не менее 86,5% 125 % выполнен
II 8 9 не менее 86,5% 88,89 % выполнен
III 17 17 не менее 87% 100 % выполнен
IV 23 22 не менее 87% 104,54 % выполнен
Источник: составлено автором на основе данных [Кнышов, 2018]
ПР считается выполненным Домодедовской таможней, так как при установленном плановом значении - не менее 86,5%, таможней в I и II кварталах получены фактические значения 125% и 88,89% соответственно, а в III и IV кварталах, при плановом значении - не менее 87%, получены фактические значения 100% и 104,54 % (см. табл. 1).
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Под показателем эффективности (ПЭ) принято понимать среднее арифметическое
полученных значений подпоказателей Д, П и В, т.е. их сумму, делённую на количество используемых для расчётов величин [Воскресенская и др., 2022; Кнышов, 2022]:
ПЭ=Д+П+В , (6)
где: Д - степень выполнения плана по доначислению (наложению) подразделениями СТКПВТ денежных средств после проведения ими проверочных мероприятий;
П - общая результативность ВиКТП и ПДС;
B - доля взысканных денежных средств от доначисленной суммы.
При расчёте подпоказателей Д, П, В необходимо соблюдать единое условие, при котором требуется считать их фактические результаты равными 100%, если они имеют превышение обозначенной величины.
Представленные в таблице 2 результаты выполнения СТКПВТ Домодедовской таможни подпоказателя Д за I - IV кварталы 2023 года рассчитываются по формуле [Воскресенская и др., 2022; Кнышов, 2022]:
Д = Дн х 100%, (7)
Дп
где: Дн - поквартальные суммы денежных средств, доначисленные (наложенные) подразделениями СТКПВТ, за вычетом сумм, по которым отменены решения, повлёкшие доначисления;
Дп - поквартальные плановые значения требуемых к доначислению (наложению) подразделениями СТКПВТ сумм денежных средств.
Таблица 2
Результаты выполнения СТКПВТ Домодедовской таможни подпоказателя Д за I - IV кварталы 2023 года
№ квартала Сумма доначисленных средств: Запланированная к доначислению сумма средств: Степень выполнения плана по доначислению средств:
Дн, тыс. руб. Дп, тыс. руб. Д, %
I 88 710,42 60 000 100 %
II 121 954,53 110 000,00 100 %
III 273 823,37 165 000,00 100 %
IV 310 134,14 270 000,00 100 %
Источник: составлено автором на основе данных1
Подпоказатель Д считается выполненным Домодедовской таможней, так как при установленных плановых значениях - не менее 100%, таможней во всех четырёх кварталах получены фактические значения - 100%.
Представленные в таблице 3 результаты выполнения СТКПВТ Домодедовской таможни подпоказателя П за I - IV кварталы 2023 года рассчитываются по формуле
1 Отчётность о результатах работы службы таможенного контроля после выпуска товаров Домодедовской таможни [Электронный ресурс]. URL://domodedovo.customs.gov.ru. (Дата обращения: 12.06.2024)
[Воскресенская и др., 2022; Кнышов, 2022]:
П = — X 100%, (8)
Кзп
где: Крп - количество результативных в отчётном периоде ВиКТП и ПДС; Кзп - количество завершённых в отчётном периоде ВиКТП и ПДС.
Таблица 3
Результаты выполнения СТКПВТ Домодедовской таможни подпоказателя П за I - IV кварталы 2023 года
№ квартала Количество результативных ВиКТП и ПДС: Количество завершённых ВиКТП и ПДС: Общая результативность ВиКТП и ПДС:
Крп Кзп П, %
I 12 11 100,00 %
II 27 28 96,43 %
III 40 41 97,56 %
IV 60 62 97 %
Источник: составлено автором на основе данных [Кнышов, 2018]
Представленные в таблице 4 результаты выполнения СТКПВТ Домодедовской таможни подпоказателя В за I - IV кварталы 2023 года рассчитываются по формуле [Воскресенская и др., 2022; Кнышов, 2022]:
В = — X 100%, (9)
Дн
где: Дв - поквартальные суммы денежных средств, взысканные по результатам проверочных мероприятий подразделений СТКПВТ, за вычетом возвращённых сумм;
Дн - поквартальные суммы денежных средств, доначисленные (наложенные) подразделениями СТКПВТ, за вычетом сумм, по которым отменены решения, повлёкшие доначисления.
Таблица 4
Результаты выполнения СТКПВТ Домодедовской таможни подпоказателя В за I - IV кварталы 2023 года
№ квартала Сумма взысканных средств: Сумма доначисленных средств: Доля взысканных денежных средств от доначисленной суммы:
Дв, тыс. руб. Дн, тыс. руб. В, %
I 86 668,97 88 710,42 97,69 %
II 117 559,36 121 954,53 96,39 %
III 268 004,61 273 823,37 97,87 %
IV 303 378,21 309 569,60 98 %
Источник: составлено автором на основе данных1
Основываясь на представленных в таблицах 2-4 данных, СТКПВТ Домодедовской таможни проведены обосновывающие поквартальные расчёты ПЭ:
ПЭ1 = 100% + мо% + 97,69% = 99,23%, (ю)
где: ПЭ! - фактически полученное значение ПЭ за I квартал 2023 г., в %;
ПЭ„ = 100% + 96Д33% + 96'39% = 97,61%, (11)
где: ПЭИ - фактически полученное значение ПЭ за II квартал 2023 г., в %;
ПЭШ = 100% + 97,5б% + 97,87% = 98,48%, (12)
где: ПЭШ - фактически полученное значение ПЭ за III квартал 2023 г., в %.
100% + 97% + 98%
ПЭ1У = 10 + 93 + 9 = 98,33%, (13)
где: ПЭ1У - фактически полученное значение ПЭ за IV квартал 2023 г., в %.
ПЭ считается выполненным Домодедовской таможней, так как при установленном плановом значении - не менее 77%, таможней в I квартале получено фактическое значение -99,23%, во II квартале, при плановом значении - не менее 78%, получено фактическое значение - 97,61%, также в III и IV кварталах, при плановом значении - не менее 79%, получены фактические значения - 98,48% и 98,33% соответственно (см. табл. 5).
Таблица 5
Результаты выполнения СТКПВТ Домодедовской таможни ПЭ за I - IV кварталы 2023 года
№ квартала Запланированные значения: Фактически полученные значения: Оценка выполнения ПЭ:
ПЭ, %
I не менее 77% 99,23% выполнен
II не менее 78% 97,61% выполнен
III не менее 79% 98,48% выполнен
IV не менее 79% 98,33% выполнен
Источник: составлено автором на основе данных2 Заключение
Таким образом, результаты оказания таможенных услуг в сфере осуществляемой Домодедовской таможней деятельности по проведению таможенного контроля после выпуска
1 Приказ ФТС России от 28.12.2022 № 1080 «Об утверждении показателей результативности деятельности и показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен» // Гарант. [Электронный ресурс]. URL:/base.garant.ru/406222321/?ysclid=ly5ly7xeo039168462 (Дата обращения: 12.06.2024).
2 Отчётность о результатах работы службы таможенного контроля после выпуска товаров Домодедовской таможни [Электронный ресурс]. URL: domodedovo.customs.gov.ru. (Дата обращения: 12.06.2024)
товаров принято оценивать с помощью внутриведомственной системы показателей и подпоказателей, характеризующих результативность и эффективность выполнения обязанностей должностными лицами службы таможенного контроля после выпуска товаров. С точки зрения сервисного подхода реализуемые этим подразделением виды работ являются оцениваемыми таможенными услугами, к числу которых относятся «проверки таможенных, иных документов и (или) сведений» и «выездные или камеральные таможенные проверки».
Результаты оказания таможенных услуг в анализируемой сфере рассчитываются с помощью закреплённых в действующей нормативной базе методик оценки таких показателей, как показатель результативности таможенных проверок после выпуска товаров и показатель эффективности таможенного контроля после выпуска товаров. При этом, под показателем эффективности принято понимать среднее арифметическое значений подпоказателей: степени выполнения плана по доначислению (наложению) подразделениями СТКПВТ денежных средств после проведения ими проверочных мероприятий; общей результативности ВиКТП и ПДС; доли взысканных денежных средств от доначисленной суммы. Практическая направленность оцениваемой системы показателей потребовала обращения к статистическому примеру проводимых расчётов - к комплексу данных, характеризующих полученные за I - IV кварталы 2023 года результаты службой таможенного контроля после выпуска товаров Домодедовской таможни. Как можно судить по значениям выполнения анализируемых показателей и подпоказателей, за отчётный период таможня показала высокие результаты в сфере осуществляемой деятельности по проведению таможенного контроля после выпуска товаров.
Список источников
1. Воскресенская В.И., Кнышов А.В., Золкин А.Л. Методический аппарат оценки эффективности деятельности таможенных органов и его совершенствование: монография. М.: РУСАНС, 2022. 100 с.
2. Кнышов А.В. Система показателей оценки деятельности таможенных органов: учебник. СПб.: Троицкий мост, 2022. 160 с.
3. Кнышов А.В. Особенности организации и проведения мониторинга деятельности таможенных органов России с помощью системы внутриведомственных показателей: монография. СПб.: Троицкий мост, 2018. 84 с.
4. Кнышов А.В. Совершенствование научно-методического аппарата и практических рекомендаций по разработке и применению системы показателей оценки деятельности таможенных органов: специальность 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кнышов Александр Викторович. Люберцы, 2013. 30 с.
5. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности её разработки и применения: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. 164 с.
6. Кнышов А.В., Юсупова С.Я., Зверев Р.А. Система показателей оценки
деятельности таможенных органов: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2022. 167 с.
7. Немирова Г.И., Новиков С.В. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2021. 218 с.
8. Новиков С.В., Валовенко М.В. Использование искусственного интеллекта при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров // Зелёный коридор. Наука и образование в таможенном деле. 2022. № 2 (20). С. 84-91.
9. Новиков, С. В. Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров в системе предоставления таможенных услуг : специальность 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Новиков Сергей Владимирович. Люберцы, 2021. 179 с.
10. Чебакова Е.А., Кнышов А.В. Оценка результатов проведения таможенных проверок службой таможенного контроля после выпуска товаров Домодедовской таможни // Зелёный коридор. Наука и образование в таможенном деле. 2023. № 1 (23). С. 32-39.
METHODOLOGICAL APPARATUS FOR EVALUATING THE RESULTS OF THE PROVISION OF CUSTOMS SERVICES IN THE FIELD OF ACTIVITIES CARRIED OUT BY DOMODEDOVO CUSTOMS TO CONDUCT CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS.
Knyshov A.V., Russian Customs Academy Lysenkov K.Y. Russian Customs Academy
Abstract
The service orientation of customs control after the release of goods is based on the possibility of providing interested parties with two key customs services, such as «checks of customs, other documents and (or) information» and «on-site or desk customs checks». From a practical point of view, the listed services are currently evaluated using an indicator of the effectiveness of customs inspections after the release of goods and an indicator of the effectiveness of customs control after the release of goods.
The calculation methods of indicators analyzed in the article required an application to a set of statistical data characterizing the results of the work of the customs control service after the release of goods from Domodedovo customs in the I - IV quarters of 2023.
Keywords: assessment, performance indicator, efficiency indicator, methods of calculating indicators, actual values of indicators, customs services, checks of customs, other documents and (or) information, on-site customs inspections, desk customs inspections, results of the work of the customs control service after the release of goods, activities of Domodedovo customs.