Кудрявцев К. А., канд. экон. наук, ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Управление ФАС по Республике Марий Эл, г. Йошкар-Ола, [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ
Одной из главных целей Федеральной антимонопольной службы России является защита товарных рынков от неконкурентных действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. В практической работе часто возникает вопрос, необходимо ли проводить анализ товарного рынка, либо возможно внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, при выполнении определенныхусловий. Данная статья посвящена исследованию методического вопроса законности внесения изменений в Реестр при реорганизации юридических лиц.
Ключевые слова: товарный рынок, конкуренция, реестр хозяйствующих субъектов, реорганизация, универсальное правопреемство.
1Й
Введение
Государственная функция защиты конкуренции и цель конкурентной политики заключаются в защите благосостояния потребителей посредством поддержания высокого уровня конкуренции на общем рынке. Конкуренция должна вести к снижению цен, расширению выбора товаров, технологическим инновациям, и все это — в интересах потребителя.
Основные положения антимонопольного регулирования и защиты товарных рынков нашли отражение в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
В частности, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ог-
раничения: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Таким образом, первым шагом защиты конкуренции на товарном рынке является выявление доминирующего положения.
В полномочия антимонопольного органа входит ведение реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара размером более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (далее — Реестр), если в отношении такого рынка другими федеральными законами ус-
тановлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (п. 8 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).
При включении хозяйствующих субъектов в Реестр возникает необходимость соблюдения ими норм антимонопольного законодательства, в частности, нормативно установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением, а также требуется согласование ключевых сделок.
Регулирование процедуры анализа товарного рынка ФАС России
Регулирование процедуры проведения анализа товарного рынка и включения в Реестр хозяйствующих субъектов осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:
1) Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее — Порядок);
2) Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» (далее — Правила);
3) Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 6 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов» (далее — Регламент).
Однако даже при таком количестве актов, регулирующих установление доминирующего положения, на практике возникают
ситуации, когда ни Порядком, ни Правилами, ни Регламентом ФАС не предусмотрена какая-то определенная процедура, например, процедура включения хозяйствующего субъекта в Реестр при реорганизации юридического лица, уже содержащегося в Реестре хозяйствующих субъектов.
Таким образом, цель данной статьи состоит в исследовании возможности внесения изменений в Реестр без проведения анализа товарного рынка, основная задача — дать ответ на вопрос о законности указанных действий на примере реорганизации в форме присоединения ОАО «ВолгаТеле-ком» к ОАО «Ростелеком».
Основанием для начала действия по включению в Реестр является аналитический отчет либо поступление в установленном порядке судебного решения о включении в Реестр соответствующего хозяйствующего субъекта (п. 3.6 Регламента)1.
Между тем, указанное положение не относится к принятию решения о внесении изменений в содержащиеся в Реестре сведения.
При реорганизации юридического лица процедура принятия решения о включении сведений о новом хозяйствующем субъекте в реестр не должна соблюдаться, в Реестр должны вноситься лишь данные образовавшихся хозяйствующих субъектов на основании представленных документов.
Гражданский кодекс разделяет реорганизацию юридического лица в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК РФ).
При реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования утверждается передаточный акт, при реоргани-
1 Приказ ФАС РФ от 17.01.2007 № 6 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.03.2007 № 9105).
зации в форме разделения и выделения утверждается разделительный баланс (ст. 58 ГК РФ).
Исследование внесения изменений в Реестр без проведения анализа товарного рынка
В начале 2011 года к национальному оператору дальней связи ОАО «Ростелеком» присоединились межрегиональные компании связи ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания», ОАО «Вол-гаТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Дальсвязь» и ОАО «Дагсвязьинформ».
ОАО «Ростелеком» стал обладателем комплекса государственных лицензий, позволяющих оказывать широкий спектр телекоммуникационных услуг во всех регионах РФ. Компания располагает самой большой магистральной сетью связи суммарной протяженностью около 500 тыс. км и уникальной инфраструктурой доступа к 35 млн российских домохозяйств. Сегодня различными услугами компании пользуются более 100 млн жителей России2.
Таким образом, фактически указанные юридические лица были реорганизованы в форме присоединения к ОАО «Ростелеком».
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ст. 57 ГК РФ). На этом основании (прекращение деятельности) ОАО «Ростелеком» подало заявление в территориальные ор-
2 ОАО «Ростелеком» (http://www.rt.ru/) — национальная телекоммуникационная компания России — является крупнейшей российской телекоммуникационной компанией [Электронный документ] — http://maryel. volga.rt.ru/about/about_rt (дата обращения 14.03.2012).
ганы Федеральной антимонопольной службы об исключении из Реестра присоединенных хозяйствующих субъектов. Правилами (подп. «б» п. 14) предусмотрено исключение хозяйствующих субъектов из Реестра на основании заверенных в установленном порядке документов, свидетельствующих о ликвидации юридического лица.
В Реестр хозяйствующих субъектов Управления ФАС по Республике Марий Эл (далее — Марийское УФАС России) ОАО «ВолгаТелеком» было включено по следующим позициям:
1. «Услуги электросвязи» в географических границах Республики Марий Эл с долей более 65% (приказ о включении от 08.05.2003 № 36);
2. «Услуги предоставления доступа к сети Интернет с использованием коммутируемого способа присоединения к сети передачи данных», «Услуги предоставления доступа к сети Интернет с использованием широкополосного способа присоединения к сети передачи данных, кроме технологий для организации беспроводного доступа» в географических границах Республики Марий Эл с долями более 50% (приказ о включении от 30.05.2008 № 34);
3. «Предоставление в пользование линейно-кабельных сооружений связи для размещения кабелей связи» в географических границах муниципального образования «Город Йошкар-Ола» с долей более 50% (приказ о включении от 12.11.2010 № 208).
Филиал ОАО «Ростелеком» в Республике Марий Эл, также как и в других регионах России, направил в адрес Марийского УФАС России заявление, в котором просил исключить ОАО «ВолгаТелеком» из Реестра в связи с прекращением деятельности.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) от 01.04.2011 серия 78 № 008200606, ОАО «ВолгаТелеком» прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения.
Согласно передаточному акту от 22.06.2010, утвержденному общим собранием акционеров (протокол № 10), ОАО «ВолгаТеле-ком» передает, а ОАО «Ростелеком» принимает все имущество, права и обязательства Присоединяемого общества в порядке универсального правопреемства при реорганизации путем присоединения Присоединяемого общества к ОАО «Ростелеком».
Основанием для начала действий по внесению изменений в Реестр согласно Правилам (п. 15) являются:
а) аналитический отчет, содержащий сведения об изменении информации о товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект;
б) документы, подтверждающие изменение сведений о хозяйствующем субъекте (группе лиц);
в) решение суда о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения3.
Согласно Регламенту, основанием для начала действий по внесению изменений в Реестр являются документы, содержащие сведения об изменении реквизитов хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр (п. 3.29.2 Регламента)4.
Приказом от 04.08.2011 № 242 Марийское УФАС России внесло изменения в Реестр (в части наименование общества, его адреса, ИНН), заменив ОАО «ВолгаТеле-ком» на ОАО «Ростелеком».
3 Постановление Правительства РФ от 19.12.2007 № 896 (ред. от 29.12.2008) «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».
4 Приказ ФАС РФ от 17.01.2007 № 6 «Об утвержде-
нии административного регламента Федеральной анти-
монопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.03.2007 за № 9105).
Таким образом, в Реестр оказался включен, по сути, новый хозяйствующий субъект.
Правилами (п. 13) установлены основания для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр:
а) аналитический отчет, подготовленный:
• в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
• при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделок и иных действий или уведомления о сделках и иных действиях, подлежащих государственному контролю над экономической концентрацией;
• по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта;
• по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе;
б) решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр5.
ОАО «Ростелеком», посчитав незаконным данный приказ, обжаловало его в Арбитражном суде Республики Марий Эл, ссылаясь в том числе на письмо ФАС России (Тюменскому УФАС России), из которого следует, что ОАО «Уралсвязьинформ» прекратило деятельность в связи с присоединением к ОАО «Ростелеком» (запись в ЕГРЮЛ от 01.04.2011 № 117847862218). Следовательно, ОАО «Уралсвязьинформ» с указанной даты не оказывает услуг и не присутствует в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта на рынках, оно ранее было включено, и должно быть исключено из Реестра.
5 Постановление Правительства РФ от 19.12.2007 № 896 (ред. от 29.12.2008) «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».
Включение хозяйствующего субъекта в реестр на основании его правопреемства по отношению к содержащемуся в Реестре хозяйствующему субъекту не предусмотрено ни Правилами формирования и ведения Реестра, ни административным Регламентом.
Пунктом 3.6 Регламента предусмотрено, что основанием для начала действий по включению в Реестр является аналитический отчет либо поступление в установленном порядке судебного решения о включении в Реестр соответствующего хозяйствующего субъекта.
Таким образом, включение ОАО «Ростелеком» в Реестр по тем товарным рынкам, на которых ранее оказывало услуги ОАО «Уралсвязьинформ», возможно только на основании аналитических отчетов, учитывающих долю ОАО « Ростелеком» на соответствующих товарных рынках6.
Аналогичные выводы сделаны в ряде решений Арбитражных судов.
1) Арбитражный суд Курганской области в решении от 26.10.2011, отменяя приказ Курганского УФАС от 13.05.2011 № 87 «О внесении изменений в Реестр», указал следующее.
ОАО «Ростелеком» 22.04.2011 обратилось в Курганское УФАС с заявлением об исключении ОАО «Уралсвязьинформ» из реестра в связи с прекращением последним деятельности.
В ЕГРЮЛ внесена запись (от 01.04.2011 № 2117847862218) о прекращении деятельности ОАО «Уралсвязьинформ» в связи с присоединением к ОАО «Ростелеком».
Следовательно, ОАО «Уралсвязьин-форм» с указанной даты не оказывает услуг и не присутствует в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.
Включение хозяйствующего субъекта на основании его правопреемства по отношению к содержащемуся в Реестре хозяйствующему субъекту не предусмотрено
6 Письмо ФАС России от 17.06.2011 № ЦА/22958.
ни Правилами, ни Административным регламентом ФАС.
Вместе с тем, Правилами и Регламентом предусмотрено, что основанием для начала действий по включению в Реестр и принятия соответствующего решения является аналитический отчет либо поступление в установленном порядке судебного решения о включении в Реестр соответствующего хозяйствующего субъекта (п. 13 Правил, п. 3.6 Регламента)7.
2) Арбитражный суд Пермского края в решении от 30.11.2011, отменяя приказ Пермского УФАС России от 05.05.2011 №216-п «О внесении изменений в Реестр» в связи с прекращением деятельности ОАО «Уралсвязьинформ» (запись в ЕГРЮЛ от 01.04.2011 № 117847862218), указал, что включение нового хозяйствующего субъекта на основании его правопреемства в Реестр не предусмотрено ни Правилами, ни Административным регламентом ФАС.
Антимонопольный орган вносил изменения в реестр исходя из того, что на основании документов, подтверждающих изменение сведений о хозяйствующем субъекте (подп. «б» п. 15 Правил), в рассматриваемом случае имела место не ликвидация (ст. 61 ГК РФ), а реорганизация юридического лица (ст. 58 ГК РФ), а в силу п. 2 ст. 58 ГК РФ и ч. 5 ст. 17 Закона об акционерных обществах (№ 208-ФЗ) к вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, т. е. правопреемство является универсальным и наступает в силу закона, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали основания для применения исключения из реестра вследствие ликвидации (подп. «б» п. 14 Правил). Данные доводы судом были отклонены8.
7 Решение Арбитражного суда Курганской области от 26.10.2011 № А34-3412/2011.
8 Решение Арбитражного суда Пермского края
от 30.11.2011 № А50-17996/2011.
3) Арбитражный суд Челябинской области в решении от 07.12.2011, отменяя приказ Челябинского УФАС России от 03.08.2011 № 277 «О внесении изменений в Реестр» в связи с прекращением деятельности ОАО «Уралсвязьинформ» (запись в ЕГРЮЛ от 01.04.2011), также указал, что включение нового хозяйствующего субъекта на основании его правопреемства в Реестр не предусмотрено ни Правилами, ни Административным регламентом ФАС, антимонопольному органу следовало составить аналитический отчет9.
4) Арбитражный суд Ивановской области в решении от 23.12.2011, отменяя приказ Ивановского УФАС России от 14.06.2011 № 80 «О внесении изменений в Реестр» в связи с прекращением деятельности юридического лица ОАО «ЦентрТелеком» путем реорганизации в форме присоединении к ОАО «Ростелеком» (запись в ЕГРЮЛ 01.04.2011 за № 1025006174710), посчитал, что поступившее 18.04.2011 в Ивановское УФАС России уведомление о реорганизации ОАО «ЦентрТелеком» не является документом, содержащим сведения об изменении реквизитов ОАО «ЦентрТелеком» в смысле п. 3.29.2 Административного регламента и подп. «б» п. 15 Правил.
ОАО «ЦентрТелеком» с 01.04.2011 не оказывает услуг и не присутствует в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта на рынках, по которым оно ранее было включено в Реестр, внесение изменений в отношении реквизитов прекратившего деятельность юридического лица невозможно.
Доводы Ивановского УФАС России о том, что в связи с присоединением ОАО «ЦентрТелеком» к ОАО «Ростелеком» в Реестре были изменены реквизиты ОАО « ЦентрТеле-ком» на реквизиты универсального правопреемника — ОАО « Ростелеком» — судом приняты не были.
Согласно п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического ли-
9 Решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2011 № А76-18149/2011.
ца к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Однако включение хозяйствующего субъекта в Реестр является публичным обременением и не может переходить к правопреемнику в порядке п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ.
Ни Правилами, ни Административным регламентом не предусмотрена возможность внесения изменений в Реестр в отношении прекратившего деятельность хозяйствующего субъекта на основании правопреемства.
Фактически Приказом № 80 от 14.06.2011 Ивановское УФАС России не изменило сведения в отношении ОАО «ЦентрТелеком», касающиеся его реквизитов, а включило в Реестр самостоятельный хозяйствующий субъект — ОАО «Ростелеком»10.
5) Арбитражный суд Удмуртской республики в решении от 14.02.2012, отменяя приказ Удмуртского УФАС России от 03.06.2011 № 339/18 «О внесении изменений в Реестр» в связи с прекращением деятельности ОАО «ВолгаТелеком» (запись в ЕГРЮЛ от 01.04.2011), также поддержал позицию, что включение нового хозяйствующего субъекта на основании его правопреемства в Реестр не предусмотрено ни Правилами, ни Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы11.
Оспаривание ОАО «Ростелеком» указанных приказов было направлено на временный выход общества из-под антимонопольного контроля, что могло нарушить права абонентов ОАО «Ростелеком», а также предоставить Обществу возможность осуществления ряда бесконтрольных сделок, т. е. еще больше монополизировать товарные рынки.
Арбитражный суд Ивановской области в частности указал, что включение хозяй-
10 Решение Арбитражного суда Ивановской области от 23.12.2011 № А17-4213/2011.
11 Решение Арбитражного суда Удмуртской Респуб-
лики от 14.02.2012 № А71-17226/2011.
ствующего субъекта в Реестр является публичным обременением и не может переходить к правопреемнику в порядке п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, под публичным обременением при включении в Реестр подразумевается возложение на Общество обязанностей по соблюдению запретов на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, составление статистической отчетности и предоставление ее в антимонопольный орган (форма № 1-МОН), по согласованию с антимонопольным органом ключевых сделок с акциями (долями), имуществами коммерческих (финансовых) организаций, правами в отношении коммерческих (финансовых) организаций.
Однако соблюдение норм антимонопольного законодательства не может нарушать права юридического лица при осуществлении предпринимательской деятельности12. В связи с этим внесение изменений в Реестр на основании правопреемства, т. е. фактически появление нового хозяйствующего субъекта в реестре, не может считаться публичным обременением.
В ходе судебного разбирательства в Арбитражном суде Республики Марий Эл, итогом которого был отказ в удовлетворении заявленных требований ОАО «Ростелеком», Общество также ссылалось на необходимость исключения ОАО «ВолгаТеле-ком» из Реестра на основании заверенных в установленном порядке документов, свидетельствующих о ликвидации юридического лица (подп. «б» п. 14 Правил).
Между тем, данная ссылка Общества признана юридически ошибочной. Правилами ведения Реестра (п. 14) определен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра:
а) аналитический отчет, подготовленный в соответствии с подп. «а» п. 13 Правил;
12 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.02.2012 № А38-5836/2011.
б) заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);
в) решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра13.
Тем самым Правилами прямо не предусмотрено исключение хозяйствующего субъекта из Реестра в связи с прекращением его деятельности в результате реорганизации. Более того, Гражданский кодекс РФ принципиально различает реорганизацию юридического лица с полной или частичной передачей прав и обязанностей по правилам правопреемства вновь созданным или действующим юридическим лицам (ст. 58 ГК РФ), а также ликвидацию юридического лица, которая влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). ОАО «ВолгаТелеком» было реорганизовано путем присоединения, все его права и обязанности перешли к ОАО «Ростелеком» в порядке универсального правопреемства. По этим причинам подп. «б» п. 14 Правил о ликвидации юридического лица не подлежал применению при рассмотрении заявления об исключении ОАО «ВолгаТелеком» из Реестра.
В результате присоединения все без исключения права и обязанности ОАО «ВолгаТелеком» перешли к ОАО «Ростелеком», в том числе обязанности, которые не признавались или оспаривались участниками реорганизации, а также на момент реорганизации не были указаны в передаточном акте. Следовательно, ОАО «Ростелеком» как полный правопреемник ОАО «ВолгаТелеком»
13 Постановление Правительства РФ от 19.12.2007
№ 896 (ред. от 29.12.2008) «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».
немедленно с момента прекращения деятельности реорганизованного юридического лица стало хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на четырех вышеуказанных самостоятельных товарных рынках в географических границах Республики Марий Эл14.
При издании спорного приказа о внесение изменений фактически в его приложении были изменены только реквизиты юридического лица, так как в Реестр были внесены изменения, не затрагивающие информацию о товарных рынках. Хотя отождествлять перемену реквизитов юридического лица с реорганизацией в форме присоединения не совсем верно, что подтверждается позицией в решениях арбитражных судов.
Как правило, на практике возможность внесения изменений в Реестр возникает, например, при смене наименования юридического лица, как это было сделано приказом Марийского УФАС России от 27.01.2012 «О внесение изменений», когда ООО «Ма-рийскгаз» было переименовано в ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола». В данном случае остался тот же самый хозяйствующий субъект, что подтверждается неизменившимся основным государственным регистрационным номером.
Арбитражными судами и ФАС России обоснованно указано, что включение нового хозяйствующего субъекта в Реестр на основании его правопреемства не предусмотрено ни Правилами, ни Административным регламентом ФАС, т. е. по сути на данный момент времени существует пробел в законодательстве.
Новизна проведенного исследования заключается в выявлении того, что процедура принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр при реорганизации юридического лица через составление аналитического отчета не должна соблюдаться, в Реестр должны вносится
14 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.02.2012 № А38-5836/2011.
данные образовавшихся юридических лиц на основании передаточного акта либо разделительного баланса.
Поэтому, учитывая положения Гражданского кодекса, можно пойти по пути внесения изменений в Реестр, аналогичному смене реквизитов юридического лица.
Принимая решение в пользу антимонопольного органа, Арбитражный суд Республики Марий Эл учел особенности исследуемых товарных рынков.
Товарный рынок услуг электросвязи, согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», отнесен к сфере деятельности субъектов естественных монополий «услуги общедоступной электросвязи»15. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции).
В практической деятельности при выявлении антимонопольным органом хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках, находящихся в состоянии естественных монополий, например на рынке услуг передачи электрической энергии, соответствующая информация направляется в Федеральный службу по тарифам (далее — ФСТ России) для включения сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр субъектов естественных монополий. Лицам, включенным в данный реестр по определенной сфере, ФСТ России в обязательном порядке устанавливает тариф на предоставляемые услуги.
Таким образом, хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность в состоянии естественной монополии, обжаловать в судебном порядке включение в Реестр не имеет разумного смысла.
Доминирующее положение на товарном рынке услуг предоставления в пользование
15 Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред.
от 06.12.2011) «О естественных монополиях».
линейно-кабельных сооружений связи для размещения кабелей связи ОАО «ВолгаТелеком» подтверждено решениями арбитражных судов трех инстанций (дело № А38-619/2011 ). В ходе рассмотрения указанного дела было установлено, что на территории Республики Марий Эл ОАО «Ростелеком» не имел собственных линейно-кабельных сооружений связи, а арендовал каналы в кабельной канализации ОАО «ВолгаТелеком», доля которого составляла сто процентов. Следовательно, в дальнейшем при внесении изменений в Реестр, учитывая установленный факт, не произошло изменения доли ОАО «Ростелеком» на товарном рынке.
Необходимо отметить, что постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа (дело № А25-1532/2010), Центрального округа (дело № А35-13 456/2010), решением Арбитражного суда Самарской области (дело № А55-25947/2010), Арбитражного суда Калужской области (дело № А23-75/2011), постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционный суда (дело № А60-15747/2011), решением Арбитражного суда г. Москвы (дело № А40-23884/2011) заявленные требования ОАО «Ростелеком» были удовлетворены, а антимонопольным органам указано на неправильное определение продуктовых границ товарного рынка линейно-кабельных сооружений связи.
Грамотное исследование взаимозаменяемости товаров позволило Марийскому УФАС России отстоять в судах спорный приказ.
По мнению заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, «включение компании в Реестр будет способствовать гарантированию недискриминационного доступа на рынки услуг связи других операторов, а значит, развитию конкуренции и обеспечению потребностей абонентов связи в многообразных и качественных услугах»16.
16 ОАО «Ростелеком» — в Реестре, доступ к инфраструктуре — на контроле [Электронный документ] — http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_32320.html (дата обращения 12.03.2012).
Товарные рынки услуг предоставления доступа к сети Интернет с использованием широкополосного способа присоединения к сети передачи данных, кроме технологий для организации беспроводного доступа и услуги предоставления доступа к сети Интернет с использованием коммутируемого способа присоединения к сети передачи данных, анализировались в 2008 году. В планы анализа Марийского УФАС России в период 2009-2011 гг. исследование вышеуказанных товарных рынков не включалось.
Хозяйствующий субъект вправе направить в антимонопольный орган заявление в произвольной форме о включении сведений о себе в Реестр, исключении соответствующих сведений из Реестра и внесении изменений в содержащиеся в Реестре сведения о нем (далее — заявление хозяйствующего субъекта). К заявлению хозяйствующего субъекта прилагаются оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов (п. 9 Правил)17.
В период 2009-2011 гг. ОАО «ВолгаТе-леком» и ОАО « Ростелеком» не подавали заявлений и документов об изменении доли на рынке, что прямо установлено Правилами (п. 9).
Следовательно, при реорганизации юридического лица и принятии решения о внесении изменений в Реестр антимонопольному органу необходимо знать, каким образом произошла реорганизация, какое имущество, в каком объеме и кому передано, т. е. определить дальнейшее присутствие хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
17 Постановление Правительства РФ от 19.12.2007 № 896 (ред. от 29.12.2008) «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».
Заключение
В целях совершенствования антимонопольного законодательства в области установления доминирующего положения необходимо нормативно закрепить в Правилах и Административном регламенте ФАС по ведению Реестра дополнительные основания для начала действий по внесению изменений в Реестр. При этом должна быть отражена необходимость соблюдения совокупности следующих условий:
• наличие документов, подтверждающих реорганизацию юридического лица в форме слияния, присоединения и преобразования, с утвержденным передаточным актом;
• наличие документов, подтверждающих реорганизацию юридического лица в форме разделения и выделения, с утвержденным разделительным балансом.
Подводя итог, необходимо отметить, что совершенствование антимонопольного законодательства будет способствовать устранению проблем в правоприменительной практике. Поэтому включение соответствующих положений в Правила и Административный регламент ФАС по ведению Реестра исключило бы ту неопределенность, которая пока сохраняется в отношении при-
нятия решения по включению либо внесению изменений в Реестр на основании информации о реорганизации юридического лица.
Список литературы
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О защите конкуренции».
2. Приказ ФАС РФ от 17.01.2007 № 6 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.03.2007 за № 9105).
3. Постановление Правительства РФ от 19.12.2007 № 896 (ред. от 29.12.2008) «Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».
4. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О естественных монополиях».
K. Kudryavtsev, PhD in Economics, Leading Specialist Expert of Analytical Work and Control of Managing Subjects Department, Department of Federal Antimonopoly Service in Mari El Republic, Ioshkar-Ola, [email protected]
METHODICAL QUESTIONS ABOUT THE ORDER OF ANALYZING THE CONDITION OF THE COMPETITION AT THE COMMODITY MARKET
One of the main goals of Federal antimonopoly service in Russia is the protection of the commodity markets against noncompetitive actions of the managing subjects occupying a leading position. The question, whether it is necessary to analyzing the commodity market, or it is possible to make changes into the Register of the managing subjects occupying a leading position by a determined coincidence, arises often in a practice. This article is devoted to research of the legality to change the Register by reorganization of legal entities.
Key words: commodity market, competition, the register of managing subjects, reorganization, universal assignment.