МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА
© Хечоян Т.Б.*
Академия государственного управления Республики Армения, Республика Армения, г. Ереван
В статье изложены цель и задачи бизнес-плана, как основного инструмента управления предпринимательской деятельности, который представляет собой комплексное исследование различных сторон работы предприятия. Автор затрагивает вопросы составления бизнес-плана, его структуру и комментарии и инструкции к отдельным разделам.
В условиях рыночной экономики большую роль для предпринимателей играют факторы неопределенности и непредсказуемости. Предприниматель в своей деятельности не может достичь больших успехов, конкретно не запланировав свою деятельность, не будучи постоянно в курсе о рынке, конкурентах, возможных рисках и своих возможностях. Бизнес план в условиях рыночной экономики является одной из важных инструментов управления предприятиями.
Бизнес план дает возможность предпринимателю решить ряд таких вопросов, как место предприятия на рынке, цели и стратегия и тактика достижения их, определение видов продукции (услуг), оценка (приблизительный подсчет) расходов на их производство и реализацию, мероприятия, направленные на исследование рынка, рекламы, ценообразования, реализации, стимулирование продажи, оценки финансовых и материальных средств предприятия, выявление всех возможных препятствий в осуществлении бизнеса.
Составление бизнес-плана осуществляется тремя основными этапами:
- анализ состояния бизнеса в настоящее время,
- определение задач, целей и миссии организации,
- разработка бизнес-плана.
Говоря иначе, бизнес-план является сводным документом, который включает в себя анализ возможностей организации и средства достижения желаемых результатов.
Разработка бизнес-плана, в зависимости от направления и объема бизнеса, может быть разной. Ведение нового бизнеса или его расширение является очень серьезным и ответственным делом и связано с большим риском. Поэтому предприниматель должен ясно представить правовое
* Проректор по международным связям
поле, вопросы управления персоналом, рынок, конкурентов, банковское дело и т.д.
Очень важно, чтобы предприниматель имел представления о финансовых потоках: принято прибыль называть сердцем бизнес-плана, а финансовые потоки - кровеносными сосудами.
Представим типовую структуру бизнес плана:
- Сводный раздел.
- Возможности предприятия.
- Виды товаров / услуг.
- Рынки сбыта.
- Конкуренты.
- План маркетинга.
- Производственный план.
- Управление предприятия и правовое обеспечение деятельности.
- Финансовый план.
- Оценка рисков и страхование.
Ниже представлен краткий типовой пример бизнес-плана, где представлены требования по разделам. Конечно, его не надо воспринять как догму, но может быть полезен как ориентир. В зависимости от типа бизнеса и задач, которые представлены в плане, разделы бизнес-плана могут отличаться объемом и структурой. Например, можно поговорить о конкурентах в каком-нибудь из разделов (например, в разделах «Рынки сбыта» или «Товары / услуги»), не предоставляя отдельный раздел.
Бизнес-план.
Название фирмы_
Юридический адрес_
Телефон, факс, эл. почта_
Сводный раздел.
Здесь необходимо представить:
- Основные направления бизнеса (товары/услуги, которые должны быть предложены, потребности, которые должны быть удовлетворены).
- Рынок (местный / внешний, производственный / потребительский, его характеристика и размеры).
- Потенциальные возможности бизнеса в течение ближайших 1-5 лет, стратегии ух осуществления.
- Конкурентные преимущества предприятия.
- Размеры ожидаемой продажи и прибыли.
- Размер необходимой суммы (кредит, инвестиция).
- Для чего она необходима?
- Срок кредита и схема возвращения суммы.
Возможности предприятия.
Необходимо представить:
- Отраслевую принадлежность предприятия, основные направления деятельности, положение.
- Характеристика отрасли (быстро развивающаяся, стабильная и т.д.), динамика продажи отрасли производства.
- Слабые и сильные стороны бизнеса. Чем ваше предприятие отличается от других предприятий отрасли (преимущества)?
- Ваши краткосрочные и долгосрочные цели.
- Финансовые показатели вашего предприятия последних трех лет: объем реализации / продажи, балансовая прибыль, чистая прибыль. Можно это представить в виде таблицы.
- Какие имеются законодательные, налоговые привилегии или ограничения, связанные с вашим бизнесом? Можно отметить о так называемых «налоговых каникулах», если есть таковые. Если для ведения данного бизнеса требуется лицензия, надо отметить это.
Товары /услуги.
Необходимо обосновать, почему ваш бизнес может быть успешным, преимущества вашего товара/ услуги, в приложении прилагать описание товара/услуги, рекламные проспекты.
Необходимо также представить:
- Какие товары / услуги вы выпускаете, покажите часть каждого раздела в процентном выражении в общей продаже.
- Чем специфичен ваш товар / услуга, качество, единственный в своем роде и т.д.
- Хотите ли усовершенствовать ваш товар / услугу. Если да, то как?
- Есть ли у вас торговая марка, патент, исключительные права (привилегии) и другая интеллектуальная собственность.
- Планируете ли выпускать новые виды продукции? Опишите их.
- Кто ваши главные конкуренты? Сравните ваш товар/услугу с товаром / услугой вашего конкурента.
Рынок сбыта.
Необходимо представить рынок вашего товара / услуги:
- Какой ваш рынок, основные тенденции его развития (возрастающий, стабильный, убывающий)?
- Объем рынка и ваша доля в нем.
- Есть ли другие рынки: каковы их потенциальные возможности?
- Представьте ваш сегмент рынка (приблизительное число ваших потенциальных клиентов, место проживания / работы, уровень доходов и т.д.).
- Можете ли вы изменить ваш товар / услугу так, чтобы удовлетворить больше чем один сегмент рынка? Как можете это сделать?
- Представьте ожидаемый объем реализации на месяц, 6 месяцев, год.
- Сравните эти прогнозы с данными прошлого года (увеличение, снижение).
- Представьте ваших главных конкурентов и покажите их долю на рынке в процентах.
Конкуренты.
Если в предыдущем разделе уже говорили о конкурентах, то не надо повторять то же самое (и наоборот). Если у вас нововведение на рынке и нет предлагающих подобного товара / услуги, то понятно, что в таких случаях нет необходимости предоставить отдельный раздел конкурентам, а можно об этом кратко поговорить в предыдущем разделе или в разделе маркетинга.
План маркетинга.
Надо представить:
- Цену вашего товара / услуги, как он формируется.
- Сравнение цены вашего товара / услуги с ценами конкурентов.
- Используете ли вы скидки, каковы эти скидки?
- Как вы реализуете ваш товар / услугу (самостоятельно или с помощью посредников)? Какую часть реализуете без посредников? Кто ваши посредники, и какие договоры есть у вас с ними?
- Какие услуги оказываете вашим потребителям?
- Какие мероприятия осуществляете в рынке для продвижения вашего товара / услуги? Каковы расходы на рекламу?
- Какова ваша стратегия в сфере маркетинга?
Производственный план.
Необходимо дать информацию о вашем бизнесе: площадь, используемые оборудования, снабженцы:
- Адрес предприятия. Обосновать, почему выбрали это место для ведения вашего бизнеса.
- Есть ли у вас площадь или планируете купить / арендовать в ближайшем будущем?
- Если площадь арендована, укажите на какое время, сумма аренды и форма оплаты (с какой периодичностью).
- Опишите производственный цикл.
- Возможна ли экономия расходов? Как?
- Представьте, какие оборудования, транспортные средства вы используете.
- Какие оборудования планируете купить или арендовать в следующем году?
- Кто являются вашими основными снабженцами?
- Есть ли у вас резервные снабженцы. Кто они? Управление и обеспечение правовой деятельности. Необходимо представить:
- Организационно-правовую форму предприятия.
- Собственников и их доли.
- Организационную структуру управления предприятия (можете представить схему).
- Руководящий состав предприятия и зарплату.
- Требования, предъявляемые к квалификации работников, форма занятости.
- Способ оплаты труда.
- Ожидаются ли изменения в составе правления. Когда? Почему?
- Каковые слабые места правления и как можете преодолеть их?
- Число работников в настоящее время, через год. Финансовый план.
Необходимо представить:
- Требование краткосрочных / долгосрочных кредитов.
- Гарантии, представленные кредиторам (помещения, акции, имущество). Если ответственность риска неоплаты кредита застрахована, то надо представить страховой полис.
- Срок возвращения кредита.
- Доля собственных финансовых средств.
- Другие источники финансирования.
В разделе представляются финансовые потоки, расчеты прибыли, дохода/выручки в дневном, месячном, годовом разрезе, а также расчеты уровня безубыточности.
Оценка рисков и страхование. Необходимо представить:
- Какие факторы могут препятствовать успешной деятельности предприятия? Вероятность возникновения и ожидаемый ущерб.
- Как вы планируете защищать ваш бизнес от возможных рисков (самострахование, внешнее страхование)?
Список литературы:
1. Зелль. А. Бизнес-план: Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. - М., Ось-89, 2001.
2. Бизнес-план. Методические материалы / под ред. Р.Г. Маниловского. - М., Финансы и статистика, 1997.
3. Блэквелл Э. Как составить бизнес план. - М.: ИНФРА-М, 1996.
4. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / Науч. ред. С.И. Шумилин. - М., 1995.
5. Зигель Э.С., Шульц Л.А., Форд Б.Р., Карни Д.С. Составление бизнес-плана. - М., Джон Уайли енд Санз, 1995.
6. The successful Business Plan: secrets of strategies, by Khonda Abrams.
7. William A. Cohen, Model Business Plans for service businesses.
8. William A. Cohen, Model Business Plans for products business.
9. www.bplans.com.
10. http://business.bprojects.ru.
11. http://kommersant.org.ua/Bizplan.html.
12. http ://www.smallbusinessadvice.org.uk.
13. http://sbinformation.about.com/od/bizplansamples/Business_Plan_Sa-mples.html.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
© Чиркова И.Л.*
Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
В данной статье рассмотрены основные направления развития судостроения в Астраханской области. Предложена модель развития рыболовного флота, определена перспектива развития в Астраханской области строительства технических средств для разведки и добычи нефти и газа на Каспийском море.
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Стратегии развития судостроительной промышленности на период 2020 года определены 3 направления восстановления и развития российского судостроения, где мы обязаны и можем конкурировать с западными фирмами [1]:
1. Военное кораблестроение;
2. Строительство технических средств для разведки и добычи нефти и газа на морском шельфе;
3. Строительство судов для рыбной промышленности.
Указом о создании Объединенной судостроительной корпорации (далее ОСК) начато организационное решение первой задачи, хотя и недостаточно быстро. Частично в рамках ОСК решается и вторая задача по ор-
* Аспирант кафедры «Производственный менеджмент и организация предпринимательства»