УДК 338.48 (571.54) Т.Ю. БУБАЕВА
ББК У 496 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА
Рассматриваются методические вопросы формирования и развития инфраструктуры особых экономических зон туристско-рекреационного типа на основе государственно-частного партнерства. Анализируются показатели инфраструктурной обеспеченности особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. Приводятся источники финансирования создания объектов инфраструктуры.
Ключевые слова: инфраструктурная обеспеченность, особые экономические зоны, государственно-частное партнерство, «Байкальская гавань», Республика Бурятия.
T.YU. BUBAEVA
post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
METHODICAL QUESTIONS OF THE SPECIFIC ECONOMIC ZONES OF TOURIST-RECREATIONAL TYPE INFRASTRUCTURAL SECURING
Some methodical questions of creation and development of the infrastructure of tourist-recreational type economic zones on the base of private-public partnership are considered. Basic indices of infrastructural securing of the tourist-recreational type economic zone «Baikalskaya gavan'» in the Republic of Buryatia are analyzed. The sources of financing that are used to create subjects of the infrastructure are given.
Keywords: infrastructural securing, special economic zone, private-public partnership, «Baikalskaya gavan'», Republic of Buryatia.
Формированием в России института особых экономических зон определяется необходимость совершенствования инфраструктурного обеспечения сферы инновационного предпринимательства, использования наилучших результатов практики организации и функционирования элементов инфраструктуры. На создание условий и стимулов для развития инфраструктуры направлены усилия Президента и Правительства Российской Федерации, научных и общественных организаций [2-4]. Все это требует смены структурных приоритетов и повышения роли инновационных процессов в инфраструктурном обеспечении устойчивого экономического роста региона и страны в
целом. Возникает необходимость глубокого анализа всех аспектов инфраструктурного обеспечения и поиска финансовых ресурсов для развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). Данными обстоятельствами объясняется актуальность использования различных форм государственно-частного партнерства при решении проблем, с которыми сталкивается большинство территорий.
В развитии и функционировании особых экономических зон туристско-рекреаци-онного типа кроется значительный резерв роста экономики. Анализ ОЭЗ ТРТ в качестве важного объекта исследования позволил выделить проблемы их инфраструктурной
© Т.Ю. Бубаева, 2009
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
обеспеченности, поскольку имеющиеся данные свидетельствуют о неразвитости инфраструктурной составляющей регионов [1].
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» создана на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия в непосредственной близости от оз. Байкал — природного объекта, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и располагается на пяти участках общей площадью 3 658,12 га. Основная цель создания ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» — формирование центра международного туризма на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного продукта, а также использование возможности «открыть» для российских и иностранных туристов уникальный природный объект — оз. Байкал. Реализация проекта по созданию и функционированию особой экономической зоны невозможна без решения методических вопросов организации государственно-частного партнерства. Правительство России совместно с региональной властью планируют инвестировать бюджетные средства, но их недостаточно для формирования необходимой для развития ОЭЗ ТРТ инфраструктуры.
Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) в теории рынка обозначает комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Применительно к данному исследованию инфраструктура — это опора, основа-
ние для создания ОЭЗ ТРТ, представляющее совокупность взаимосвязанных элементов: финансовой, информационной, интеллектуальной, инженерной, социальной, коммерческой составляющих. Нами предлагается схема, характеризующая роль инфраструктуры и государственно-частного партнерства в создании ОЭЗ ТРТ (рис.).
Управление созданием, эксплуатацией и развитием инфраструктурного комплекса ОЭЗ ТРТ — это взаимосвязанный процесс, требующий разработки специального механизма подготовки и реализации комплексных программ, которого нет в настоящее время. Разработка такого механизма предлагает стратегический альянс всех заинтересованных в данных программах бизнес-структур, ученых, общественности, инвесторов, органов управления федерального, регионального и местного уровней. Критерием эффективности программ станет рост уровня инфраструктурной обеспеченности создаваемых зон.
В настоящее время уровень инфраструктурной обеспеченности в Республике Бурятия очень низкий. Об этом свидетельствуют данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики, приведенные в таблице.
Финансирование мероприятий по созданию инфраструктуры ОЭЗ ТРТ осуществляется за счет средств:
- федерального бюджета (76,4%);
- бюджета Республики Бурятия (23,0%);
- бюджета муниципального образования «Прибайкальский район» (0,6%).
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа
Инфраструктура ОЭЗ ТРТ
Финансовая Информационная Интеллектуальная Инженерная Социальная -- Коммерческая ---
Финансовая сфера
Сфера информационного обеспечения
Наука, образование, подготовка кадров
Отрасли народного хозяйства
Здравоохранение, культура, спорт
Торговля, общественное питание
Бюджетное финансирование, государственно-частные и частные инвестиции
Место инфраструктуры и государственно-частного партнерства в формировании и развитии ОЭЗ ТРТ
Известия ИГЭА. 2010. № 1 (69)
Развитие инженерной инфраструктуры ОЭЗ ТРТ Республики Бурятия в 2008—2009 гг.
Показатель Год
2008 2009 (прогноз)
Доля региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных автомобильных дорог, % 66,3 65,13
Доля муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных автомобильных дорог, % 73,5 72,3
Реконструкция автодорог, км 0 31
Строительство мостов, шт./пог. м 1/249,6 2/82,35
Строительство линий электропередач, км 41 211
Реконструкция аэропорта г. Улан-Удэ (увеличение площади бетонных покрытий), м2 — 68 818
Строительство пожарного депо, млн р. - 12,0
Строительство водозаборных сооружений, млн р. - 42,5
Строительство внутриплощадочных сетей, млн р. - 38,0
Строительство мусороперегрузочной станции, млн р. - 20,7
Строительство причальных сооружений на р. Турке, млн р. 26,0 91,6
Берегоукрепительные работы на р. Турке, млн р. 32,8 158,0
Дноуглубительные работы на р. Турке, млн р. 12,0 55,5
Частные капиталовложения в объеме 38 млрд р. должны быть направлены на развитие туристской и информационно-коммуникационной инфраструктуры, на реконструкцию и строительство аэропорта. Для этого у частных инвесторов необходимо создать очень высокую мотивацию. Пока вложено 2 млн дол., что явно недостаточно.
Неотъемлемым условием нормального функционирования ОЭЗ ТРТ служит конструктивное взаимодействие государственного (федеральный, региональный и местный уровни власти) и частного (бизнес) секторов. Последствия мирового финансово-экономического кризиса отрицательно сказались на вложении средств в строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ ТРТ в связи с сокращением поступлений в бюджеты разных
уровней, превышением расходных статей над доходными из-за инфляции. Даже поднимались вопросы о приостановке финансирования, снижении его размеров, т.е. о невыполнении государством обязанностей перед резидентами зоны. Бизнес-структуры рискуют потерять средства, вложенные в создание информационно-коммуникационной инфраструктуры (проект «"Миры" на Байкале»), в подготовку проектно-сметной документации по строительству объектов туристско-рекреационного комплекса.
Разработка проектов на основе государственно-частного партнерства должна осуществляться на условиях установления доверительных и партнерских отношений между государством и представителями частного бизнеса.
Список использованной литературы
1. Деружинская М.П. Адаптивный инструментарий оценки экономико-институциональной инфраструктуры муниципального образования // Экономические и институциональные исследования: альманах науч. тр. Ростов н/д, 2008. Вып. 1.
2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.
3. О создании Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23 нояб. 2005 г. № 694.
4. Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М., 2006.
Bibliography (transliterated)
1. Deruzhinskaya M.P. Adaptivnyi instrumentariy otsenki ekonomiko-institutsional'noy infrastruktury munitsipal'nogo obrazovaniya / / Ekonomicheskie i institutsional'nye issledovaniya: al'manakh nauch. tr. Rostov n/D, 2008. Vyp. 1.
2. Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon RF ot 22 iyulya 2005 g. № 116-FZ.
3. O sozdanii Investitsionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 noyab. 2005 g. № 694.
4. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossiiskoy Federatsii. M., 2006.
Известия ИГЭА. 2010. № 1 (69)