Методические рекомендации по формированию и функционированию регионального водного рынка как института имущественно-правовых и
^ 1
рентных отношении1
К.В. Кратистов
генеральный директор ЗАО «Акция», кандидат экономических наук С.Е. Ушакова
заместитель генерального директора ЗАО «Интегро», кандидат экономических наук
Е.П. Ушаков
главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор А.С. Шаталин
ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук, кандидат экономических наук
1. Определения и обозначения основных категорий
1.1. Региональный водный рынок - организованный институт имущественно-правовых и регулируемых рентных отношений в приобретении, прекращении прав и текущего возмездного пользования водными объектами между собственником этих объектов, водопользователями и другими субъектами (участниками) этого рынка. В силу природных особенностей формирования и использования ресурсов водных объектов водный рынок в территориальном аспекте ограничен территорией в рамках гидрографических границ этих объектов, что объективно предопределяет данный рынок как региональный [2].
1.2. Субъекты (участники) регионального водного рынка - собственники водных объектов (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), водопользователи (непосре-
дственно реализующие пользование водным объектом для удовлетворения собственных нужд и оказания водных услуг для своих абонентов), а также специализированные субъекты (участники) водного рынка, осуществляющие инвестиционную, финансовую и страховую деятельность водопользования [2].
1.3. Специализированные субъекты (участники) регионального водного рынка -кредитные учреждения, институциональные инвесторы, страховые компании и т. п., одним из предметов основной деятельности которых является аккумулирование свободных финансовых средств участников водного рынка, их кредитование, инвестирование и страхование, а также реализация функций рыночного контрагента в текущей корректировке спроса и предложения прав пользования водным объектом посредством регламентированного приобретения и уступки ими этих прав на региональном водном рынке [2].
* Начало. Окончание в следующем номере журнала.
1 Методические рекомендации подготовлены авторами при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 04-02-00052а).
1.4. Рентная плата - выплата водопользователем образующегося у него рентного дохода при использовании водного объекта, но по праву принадлежащему собственнику этого объекта.
1.4.1. Паушальный платеж - единовременное внесение рентной платы водопользователем как части стоимости приобретаемого им права пользования водным объектом в соответствии с заключенным договором концессии или аренды [3].
1.4.2. Роялти - текущие рентные платежи (за вычетом паушального платежа при заключении договора), осуществляемые водопользователем за весь договорный период. Если водопользователь сам непосредственно не реализует водохозяйственные и водоохранные мероприятия на водном объекте, то в роялти дополнительно включаются взносы (плата) в фонд восстановления и охраны водных объектов для финансирования указанных мероприятий [3].
1.5. Договорная система водопользования - механизм заключения контрактных соглашений (концессии, аренды, срочного пользования) между собственником водных объектов и водопользователями на предмет пользования водными объектами и реализации этих соглашений в режиме функционирования регионального водного рынка.
1.5.1. Концессия - договор уступки (приобретения) прав пользования принадлежащим государству водным объектом (его частью) на определенный срок (до 49 лет) заинтересованному водопользователю-ин-вестору. Такой договор рассматривается как инвестиционное соглашение между государством (уполномоченным органом исполнительной власти по управлению водными объектами) и водопользователем об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей, связанных с хозяйственным целевым использованием концессионером ресурсов водного объекта (его части) при восстановлении и охране ресурсов этого объекта, реализуемое на определенных условиях, временной и возмездной основе за счет средств концессионера и на его инвестиционный риск. Объектом договора концессии на право пользования водным объектом, находя-
щимся в федеральной государственной собственности, могут быть водные объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации по представлению федерального органа исполнительной власти по управлению водными объектами [3].
1.5.2. Аренда - договор уступки (приобретения) прав пользования водным объектом (его части) собственником этого объекта арендатору на определенный срок (до 25 лет) на согласованных условиях арендных отношений и рентной платы. В отличие от концессии уступка прав пользования водным объектом (его части) в форме аренды не обременена обязательствами арендатора по реализации согласованного на стадии заключения договора обоснованного инвестиционного проекта использования, восстановления и охраны водного объекта, но это исключает и возможность получения определенных преференций, предоставляемых концедентом по концессионному соглашению относительно условий хозяйственного использования концессионером ресурсов водного объекта (его части). Объектом договора аренды водного объекта (его части), находящегося в федеральной государственной собственности, могут быть водные объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти по управлению водными объектами [3].
1.5.3. Срочное пользование водным объектом - договор о предоставлении срочного права пользования водным объектом (до 25 лет) на возмездной и безвозмездной основе водопользователю на определенных условиях, исключающих какую-либо переуступку этого права пользования водным объектом [3].
1.6. Управление водопользованием - управляющие воздействия на объект управления всех субъектов (участников) регионального водного рынка, органов законодательной и исполнительной власти и непра-
вительственных общественных организаций (экологического направления) на основе договорной системы водопользования.
1.7. Объект управления водопользованием - ресурсы водных объектов, являющиеся в основном государственной собственностью (на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации), и водохозяйственные сооружения, представленные разнообразием их форм собственности и отраслевой структуры водопользования.
1.8. Федеральное агентство водных ресурсов - уполномоченный федеральной исполнительной властью орган управления водным фондом.
1.9. Органы управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна) - территориальные управляющие структуры, реализующие государственные (общественные) интересы в использовании, восстановлении и охране водных объектов.
1.9.1. Бассейновое водное управление (БВУ) - полномочный представитель федерального органа исполнительной власти по управлению водными объектами гидрографической единицы (бассейна).
1.9.2. Бассейновый совет (БС) - представительный орган управления водными объектами в пределах выделенной гидрографической единицы (бассейна).
1.9.3. Бассейновое федеральное государственное учреждение (БФГУ) - уполномоченная федеральным органом исполнительной власти по управлению водными объектами некоммерческая государственная структура по организации процедуры распоряжения федеральной собственностью на водные объекты и управлению финансовыми потоками водопользования.
1.9.4. Бассейновое федеральное государственное унитарное предприятие (БФГУП) -хозяйственная организация, не наделенная правом собственности по закрепленным за ней водохозяйственным объектам, находящимся в федеральной собственности, и осуществляющая свою деятельность на правах хозяйственного ведения или оперативного управления этими объектами.
1.10. Рыночная инфраструктура в управлении водными объектами гидрографической единицы (бассейна) - организационно-
техническая и информационная система обеспечения функционирования регионального водного рынка.
1.10.1. Бассейновый администратор договорной и торговой системы водопользования (БА ДСВ) - некоммерческая организация, учреждаемая на территории гидрографической единицы (бассейна), основной целью деятельности которой является реализация публичных конкурсных торгов по заключению договоров на право пользования водными объектами, переуступки этих прав и проведения ежегодных торговых сессий по коррекции текущего спроса и предложения на ресурсы водного объекта и воду-товар на региональном водном рынке.
1.10.2. Институт независимой оценки стоимостных параметров пользования водным объектом (ИНО) - специализированные независимые оценочно-консалтинговые фирмы, осуществляющие оценку указанных стоимостных параметров по единым и утвержденным федеральным органом исполнительной власти по управлению водными объектами стандартам, базирующимся на научно обоснованной методологии эффективного распоряжения государственной (и муниципальной) собственностью на водные объекты, их рационального использования, восстановления и охраны в текущем режиме и на долгосрочную перспективу [3].
1.11. Институциональные водопользователи - концессионеры, арендаторы и пользователи водного объекта, осуществляющие свою водохозяйственную и водоохранную деятельность на основе заключенного с собственником водного объекта соответствующего договорного соглашения.
1.12. Неинституциональные водопользователи - абоненты институциональных водопользователей.
1.13. Региональная бассейновая ассоциация (РБА) - некоммерческое институционально-организационное объединение субъектов (участников) регионального водного рынка, на инициативной (добровольной) основе осуществляющее корпоративное управление водопользованием гидрографической единицы (бассейна) при формировании консолидированного бюджета ассоциации, создаваемого за счет взносов
членов ассоциации и используемого для финансирования комплексных региональных программ использования, восстановления и охраны водных объектов и обеспечивающее эффективное согласование общественных и коммерческих интересов собственника водных объектов и водопользователей в режиме функционирования регионального водного рынка [4].
1.14. Фонд информационно-аналитической системы управления водными объектами (ФИАС) федерального, бассейнового, территориального (субъекта федерации) и локального уровня - государственные информационные ресурсы в области использования и охраны водных объектов, востре-буемые для анализа состояния использования и охраны водных объектов, оценки неблагоприятных тенденций и прогнозирования их развития, подготовки соответствующих информационных и аналитических материалов для лиц, принимающих управленческие решения в государственных органах власти и бизнес-структурах по развитию процесса водопользования, и для информирования широкой общественности. Функционирование ФИАС характеризуется широкой доступностью (на безвозмездной и возмездной основе) к его информационным ресурсам физических и юридических лиц в соответствии с российским законодательством.
1.15. Информационно-аналитическая система управления водными объектами гидрографической единицы (ИАС) - подсистема ФИАС, основной целью функционирования которой является информационное обеспечение субъектов регионального водного рынка в области использования и охраны водных объектов в границах этой единицы или ее части в принятии эффективных управленческих решений.
2. Общие положения управления водопользованием в режиме функционирования регионального водного рынка
2.1. Сохранение монополии государственной собственности на водный фонд и многообразие структур, форм собственнос-
ти и отраслевая дифференциация водохозяйственного комплекса, сложившиеся в результате разгосударствления и приватизации этого комплекса, объективно предопределяют усиление роли имущественноправовых функций и экономического регулирования в управлении водными объектами.
2.2. В силу природных особенностей формирования водных ресурсов и «коллективного» характера их использования в территориальном аспекте управление водопользованием рассматривается в границах гидрографической единицы водных ресурсов (бассейна либо его части), что соответствует границам функционирования регионального водного рынка. В связи с этим объект управления определяется координатами соответствующего гидрографического районирования территории Российской Федерации.
2.3. Управление водопользованием должно ориентироваться на обеспечение эффективного распоряжения государственной (федерального уровня и субъекта федерации) и муниципальной собственностью на водные объекты, достижение устойчивого водопользования, формирования положительной динамики восстановления и охраны водных ресурсов на долгосрочную перспективу в режиме функционирования регулируемого регионального водного рынка. Многоцелевой характер корпоративного управления водопользованием объективно предопределяет необходимость согласования общественных и коммерческих интересов всех участников процесса водопользования.
2.4. Основным инструментом согласования долгосрочных общественных и коммерческих интересов собственника водных объектов и водопользователей в управлении водопользованием является договорная система водопользования, основанная на «конструкции» механизма рентных отношений между этими субъектами, обеспечивающая соблюдение баланса их интересов в направлении вектора целей этого управления посредством проведения конкурсных торгов. Управление водопользованием, являясь сложным и многоцелевым процес-
сом, должно формировать управляющие воздействия на объект управления в условиях функционирования регионального водного рынка.
2.5. В организационно-институциональном аспекте управление водопользованием может быть реализовано в двух формах. Первая форма характеризуется сохранением организационной, правовой, финансовой, информационной и иной самостоятельности всех субъектов регионального водного рынка как участников процесса водопользования. Консолидация их деятельности в аспекте управления водопользованием происходит в процессе взаимосвязанного функционирования рыночной инфраструктуры и органов управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна). Деятельность каждого отдельного субъекта (участника) регионального водного рынка руководствуется общей стратегией и тактикой водопользования в соответствующем регионе, определяемыми соответствующими структурами государственного управления (БВУ, БС, БФГУ), органами федеральной исполнительной и законодательной власти и субъекта федерации с участием неправительственных общественных организаций. Вторая организационно-институциональная форма управления водопользованием предполагает формирование на инициативной (добровольной) основе региональных бассейновых ассоциаций - РБА [4].
2.6. Государственные (общественные) интересы в управлении водопользованием должны реализовываться на базе основных принципов государственного управления в области использования и охраны водных объектов, сформулированных в Водном кодексе Российской Федерации. В условиях функционирования регионального водного рынка эти принципы дополняются следующими основополагающими положениями:
• эффективное распоряжение государственной и муниципальной собственностью на водные объекты на основе реализации рентных отношений водопользования;
• создание равновыгодных (конкурентных) условий водопользования для всех субъектов (участников) регионального вод-
ного рынка на основе дифференцированного подхода к их рентному обременению;
• обеспечение режима преференций и приоритетности в предоставлении прав пользования водным объектом для водопользователей, реализующих социально и экологически значимую водохозяйственную и водоохранную деятельность;
• создание условий для формирования инвестиционной привлекательности водохозяйственной и водоохранной деятельности для привлечения инвестиций бизнес-структур в эту деятельность;
• поэтапная реструктуризация источников финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных ресурсов и защите от вредного воздействия вод, ориентированная на значительное расширение масштабов финансирования этих мероприятий за счет собственных средств водопользователей;
• реализация индикативного планирования развития водохозяйственной и водоохранной деятельности на основе программно-целевого метода как планово-перспективного ориентира для субъектов регионального водного рынка в определении их места и роли в развитии этой деятельности и оформленного соответствующими комплексными программами использования, восстановления и охраны водных объектов гидрографической единицы (бассейна).
2.7. Вектор целей управления водопользованием объективно предопределяет необходимость применения спектра критериев оценки эффективности применяемых управленческих решений на всех иерархических уровнях системы управления водопользованием. В этот спектр входят финансовоэкономические, экологические, социальные и иные критерии, рассматриваемые как критериальные показатели оценки результатов этих управленческих решений. Значимость и приоритетность каждого из этих показателей определяется конкретным уровнем (масштабностью) и временным горизонтом принимаемого управленческого решения. Управление водопользованием в условиях функционирования регионального водного рынка объективно предполагает значимую роль финансово-экономических
показателей (критериев). Последние должны конкретизироваться соответствующими рыночными параметрами, отражающими уровень и режим рентной платы за пользование водным объектом и масштабами финансовых потоков аккумуляции этой платы как рентного дохода собственника.
2.8. В перспективе особое место в управлении водопользованием могут занять специализированные субъекты (участники) регионального водного рынка, обслуживающие финансовые потоки водохозяйственной и водоохранной деятельности и являющиеся дополнительным источником инвестирования этой деятельности. Участие этих субъектов на региональном водном рынке (например специализированного регионального водного банка) повышает мобильность финансовых потоков между собственником водных объектов и водопользователями, формируя дополнительный контур финансовых отношений между субъектами этого рынка. Расширение состава субъектов (участников) водного рынка (включая специализированных субъектов) при организации корпоративного управления водопользованием должно происходить при повышении контрольных и регулирующих функций управления основного субъекта этого рынка - собственника водных объектов (уполномоченного им лица).
2.9. Договорная система водопользования должна характеризоваться рядом свойств и требований. Эта система в рамках формирования и функционирования регионального водного рынка и организации управления водопользованием должна обеспечить реализацию общих принципов гражданского права (равенство сторон, свободу выбора, защиту интересов, в том числе судебную и т. п.) в специфической сфере отношений государственной собственности на водный фонд (водные объекты), внести в эти отношения (насколько это возможно) рыночные и конкурентные начала и тем самым повысить эффективность использования государственной собственности - водного фонда. Договорная система водопользования также должна обеспечить объективные условия, при которых государство (в лице уполномо-
ченного органа) при любых односторонних действиях сохраняет в неприкосновенности баланс финансовых интересов сторон договора, возмещая инвестору-концессио-неру или арендатору понесенные ими убытки от таких действий. В связи с этим инвестору-концессионеру или арендатору нет необходимости ни оспаривать односторонние действия государства в судебном порядке (хотя могут оспорить размер причитающейся им компенсации или ее сроки), ни прекращать исполнение своих обязанностей по договору (если в нем не определено иное).
2.10. Государство (в лице Федерального агентства водных ресурсов и его территориальных органов), заключая с инвесто-ром-концессионером или арендатором договор пользования водным объектом, должно руководствоваться не только чисто предпринимательскими «деловыми» мотивами, но и общественными интересами, общественно необходимыми целями, публичной полезностью. Соблюдение этих интересов и целей требует отступлений от рыночных (коммерческих) критериев поведения государства как стороны договора. Долгосрочные договорные отношения водопользования в рамках функционирования регионального водного рынка и организации управления водопользованием будут эффективно работать только в том случае, если инвестору-концессионеру или арендатору договором будут гарантированы стабильные законодательные, правовые условия их деятельности, включая незыблемость условий налогообложения и функционирования механизма рентной платы.
2.11. Права, обязанности, ответственность сторон по концессионному и арендному договорам определяются характером имущественного права - правом собственности, вещным и обязательственным правом на водные объекты. Инвестор-концессионер или арендатор водного объекта должны быть досконально информированы о правовом статусе водного объекта, который на правах пользования приобретен ими, и о взаимоотношениях других субъектов регионального водного рынка по поводу конкретного водного объекта. Законода-
тельное разграничение государственной (и муниципальной) собственности на водные объекты между субъектами регионального водного рынка, проведенное в соответствии с понятиями гражданского права, на основе принятия специальных законодательных актов, является объективно необходимым условием создания эффективной договорной системы водопользования и ее успешной реализации.
3. Принципы и структура управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна) в условиях функционирования регионального водного рынка
3.1. Управление водопользованием на основе бассейнового подхода реализуется на следующих основных принципах:
• управление поверхностными и подземными водными объектами ведется в рамках гидрографических единиц поверхностного водного объекта (либо части водного объекта);
• управление водными объектами осуществляется бассейновыми исполнительными органами (БВУ), выполняющими функции федерального органа исполнительной власти по управлению водными объектами (поверхностные и подземные воды) в пределах бассейна поверхностного водного объекта;
• в управлении водными объектами принимают участие органы власти Российской Федерации и местного самоуправления, водопользователи и общественность посредством участия в работе бассейновых представительных органов (БС) с правом решающего голоса;
• управление финансовыми потоками водопользования и представительство федерального собственника водных объектов на региональном водном рынке осуществляется БФГУ - государственной организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти по управлению водными объектами;
• государственное управление водными объектами не должно совмещать в себе функции хозяйственной деятельности.
3.2. Структура управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна) в условиях функционирования регионального водного рынка представлена на рисунке 1. Федеральный блок управляющих воздействий по иерархической структуре управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна), реализующий эффективный режим распоряжения федеральной собственностью на эти объекты, представляют Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов, бассейновое водное управление и бассейновое федеральное государственное учреждение. Региональный блок управляющих воздействий корпоративного управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна) представлен органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, местного самоуправления, объединениями водопользователей и общественными неправительственными организациями.
3.3. Координирующей и организационной структурой федерального и регионального блоков управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна), обеспечивающей согласование интересов федерального и регионального уровней управления и водопользователей по отдельным территориям в рамках границ этой единицы, является Бассейновый совет (БС). БС - это представительный орган управления водными объектами федеральной исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, местного самоуправления, объединений водопользователей (союзы, ассоциации, общества), общественных неправительственных организаций экологической направленности. Основными задачами БС являются:
• разработка процедур согласования разноуровневых интересов водопользования и разрешения возможных конфликтных ситуаций в водопользовании;
• согласование государственных бассейновых комплексных программ использова-
оо
о
Институт независимой оценки водных объектов (ИНО) (оценочные фирмы)
Правительство Российской Федерации
П
Федеральное агентство водных ресурсов
п
и
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Бассейновое федераль- Бассейновое водное Бассейно-
ное государственное управление (БВУ) вый совет
учреждение (БФГУ) (БС)
Бассейновый администратор договорной и торговой системы водопользования (БА ДСВ)
Институциональные водопользователи (концессионеры, арендаторы и пользователи водных объектов)
Неинституциональные водопользователи и водопотребите-ли (абоненты институциональных водопользователей)
=■ Т
Органы
власти
субъектов
Российской
Федерации
Органы
местного
самоуправ-
ления
Объедине-
ния
водополь-
зователей
Общест-
венные
неправи-
тельствен-
ные
организа-
ции
ю
<0
0>
о
N
О
о
0)
Рис. 1. Структура управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна) в условиях функционирования регионального водного рынка
ния и охраны водных объектов, включающих схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов;
• формирование эффективной долгосрочной стратегии и текущей политики возмездного водопользования и финансирования водохозяйственного комплекса в пределах гидрографической единицы;
• подготовка предложений органам государственной власти по финансированию мероприятий государственных бассейновых комплексных программ использования и охраны водных объектов.
3.4. Рыночную инфраструктуру в управлении водными объектами гидрографической единицы (бассейна) в режиме функционирования регионального водного рынка представляют Бассейновый администратор договорной и торговой системы водопользования (БА ДСВ) и Институт независимой оценки (ИНО). В зависимости от масштаба гидрографической единицы (бассейна) рыночная инфраструктура может быть представлена ее соответствующими элементами как в едином виде, распространяя их деятельность по всей территории этой единицы, так и их филиалами по отдельным субрегионам гидрографической единицы (бассейна).
3.5. Полномочными представителями Федерального агентства водных ресурсов в управлении водными объектами гидрографической единицы (бассейна) в условиях функционирования регионального водного рынка являются БВУ и БФГУ. Создание и функционирование регионального водного рынка накладывает определенные требования к адаптации реализуемых в настоящее время задач и функций этих управляющих структур на бассейновом уровне. «Рыночные» задачи и функции БВУ и БФГУ осуществляются посредством делегирования представителей этих органов в Наблюдательный совет БА ДСВ для защиты интересов собственника (государства) в отношении водных объектов федеральной юрисдикции в реализации рентных отношений на региональном водном рынке. БВУ и БФГУ реализуют свои «рыночные» функции управления водопользованием следующим образом:
• посредством активного участия представителей БА ДСВ в деятельности правления БА ДСВ на постоянной и временной основе;
• путем согласования решения стратегических и тактических задач эффективного распоряжения государственной собственностью на водные объекты на основе заключения договорных отношений с концессионерами и арендаторами;
• посредством разработки эколого-эко-номических паспортов водных объектов (либо их частей) для оформления их как оферты для потенциальных участников конкурсных торгов;
• посредством осуществления контрольных функций по выполнению принятых обязательств концессионерами, арендаторами и пользователями водных объектов;
• путем совместной деятельности с ИНО (специализированными оценочно-консалтинговыми фирмами) по определению стоимостных параметров водных объектов для информационного обеспечения функционирования БА ДСВ в качестве компетентного заказчика оценочной процедуры;
• посредством заключения договорных соглашений с водопользователями по результатам проведенных конкурсных торгов на БА ДСВ в соответствии с их компетенцией.
3.6. Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с их правомочиями на собственность водных объектов гидрографической единицы (бассейна) и полномочиями по управлению этими объектами наряду с участием в представительном бассейновом органе управления (БС) осуществляют распорядительные функции по утверждению текущих ставок рентной платы и тарифов на воду для водопользователей и во-допотребителей по результатам ежегодных торговых сессий по коррекции текущего спроса и предложения на ресурсы водных объектов в пределах указанных правомочий и полномочий.
3.7. Объединения водопользователей (союзы, ассоциации и т. п.) и общественные неправительственные организации отражают профессиональные интересы и интере-
сы широкой общественности в управлении водопользованием не только посредством своего участия в БС, но и посредством использования иных форм своего участия в управлении (информирование широкой общественности через средства массовой информации о сложившихся проблемах водопользования в регионах, проведение научно-практических семинаров, круглых столов с целью пропаганды передовых технологий и методов управления водопользованием и т. п.).
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997.
2. Проект нормативного документа «Основные положения формирования и функционирования регионального водного рынка» (разработан Центральным экономико-мате-
матическим институтом Российской академии наук по государственному контракту от 16 сентября 2002 года № 01/2002 совместно с «Росводинфо» Министерства природных ресурсов Российской Федерации).
3. Проект нормативного документа «Методические основы организации и проведения независимой оценки стоимости прав пользования водным объектом в режиме функционирования регионального водного рынка» (разработан Центральным экономико-математическим институтом Российской академии наук по государственному контракту от 16 сентября 2002 года № 02/2002 совместно с «Росводинфо» Министерства природных ресурсов Российской Федерации).
4. Шихирин В.В. Рентная плата за пользование водным фондом в рыночной экономике / Препринт # WP / 2000 / 090. М.: Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, 2000.
Окончание в следующем номере журнала
[
&
® КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СЕМИНАР
7 15-17 ноября 2006 года
/ СУДЕБНО-АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ
Бизнес-Семинары ВИДАМ ДОГОВОРОВ
• практика применения нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении споров по договорам
• споры, связанные с заключением, изменением и расторжением договоров
• основания недействительности сделок и возможные последствия
• способы обеспечения исполнения обязательств по договорам
• банкротство в связи с невозможностью выполнить обязательства по договорам
• практика разрешения споров по договорам энергоснабжения, купли-продажи, поставки, на оказание транспортных услуг, аренды, подряда и долевого участия в строительстве, займа и кредита
• регистрация сделок с недвижимостью
• договоры комиссии, поручения и агентирования в практике арбитражных судов
Получить более подробную информацию о семинаре Вы можете у организатора - ООО «Бизнес-семинары» www.business-seminars.ru; e-mail: [email protected] тел.: (495) 937-5809 (многоканальный), факс: (495) 363-0258